Коррекция звукопроизношения у младших школьников
методическая разработка по теме
(из опыта работы учителя − логопеда высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1,р.п. Большеречья Омской области).
Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушением звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие. Хорошо, если родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям. Работать с ними одно удовольствие, соответственно, и результат логопедических занятий высокий. Но практика показывает, что большинство родителей из за нехватки времени, проблем со здоровьем и рядом других причин, пускают эту серьезную проблему насамотек, возлагая все на плечи учителя и логопеда. Это так называемые неблагополучные семьи и семьи, имеющие высокий достаток. Их подход довольно прост: «Мне просто некогда. Я заплачу за занятия деньги, только не трогайте меня». С такими родителями и детьми работать гораздо сложнее, т.к. поставленные звуки не закрепляются, в результате, процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков растягивается на долгое время. Необходимо искать такие пути, чтобы ребенок сам был заинтересован и мог дома работать самостоятельно. А если у него не один, а целый ряд нарушенных звуков, необходимо за тот короткий отведенный отрезок времени успеть много.
На протяжении многолетнего опыта работы логопедом при постановке звуков использовала различную последовательность:
1. Шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, как рекомендует А.И. Богомолова.
2. Свистящие, шипящие, соноры по методике Т.Б. Филичевой.
Ежегодно, в ходе работы я искала и другие пути и остановилась на своем: я начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками, чьи артикуляционные уклады очень близки.
Сначала пробую постановку и выясняю, возможно ли поставить тот или иной звук. Легче всего получается со звуком «Л». Пока закрепляю его в речи, одновременно работаю над формированием артикуляционного уклада остальных звуков и вызываю следующий.
Позднее, изучая опыт своих коллег по Интернету, обнаружила, что данную методику пробуют использовать и другие логопеды.
Большое внимание уделяю первому этапу работы артикуляционной гимнастике. Собрала в свою методическую копилку множество вариантов через различные источники. На каждом занятии использую ее по − разному:
1. Карточки с картинками.
2. Зарисовки в тетрадях.
3. В виде сказок про шаловливый и непослушный Язычок. (Приложение).
Детям очень нравятся такие варианты. Предлагаю им и самим придумать собственные сказки. Такие творческие задания развивают связную речь детей, обогащают словарный запас, воздействуют на эмоциональную сферу, развивают воображение.
При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, которая показывает положение органов артикуляции. Мы называем его «пальчик контроль». Артикуляционную гимнастику продолжаю использовать и при автоматизации и дифференциации звуков, когда Язычок хулиганит, дразнится (проговаривание дразнилок и хулиганок), радуется и веселится (пропевание слогов с поставленными звуками на мотив любимых детских песенок: «Улыбка», «День рождения», «Вместе весело шагать» и др.):
Ла, ла, ла
Со, со, со и т.д.
Работаем в парах, что тоже очень нравится детям: один ребенок «ругается» заданным слоговым сочетанием: лы, лы, другой «оправдывается»: ла, ла, ла.
С большим удовольствием использую в своей методике игры различного плана. Наиболее полюбившиеся такие, как, «Волшебный сундучок», в котором находятся иллюстрированные карточки с описанием игр с обратной стороны. В этом сундучке вся картотека собранных мною увлекательных игр (из Интернета, из журнала «Логопед», придуманные мною). Каждая игра занесена на карточку с подробным описанием, а на лицевой стороне изображена картинка, соответствующая сюжету игры и определенному звуку, Этот сундучок всегда стоит на рабочем столе логопеда, Дети ежедневно сами наугад вытаскивают карточку игру, в которую сегодня будем играть.
Очень полюбились детям и уроки сказки, которые составлены по сюжетам известных детских сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Золушка», где представлены театрализованные фрагменты с введением отрабатываемого учебного материала.
На других занятиях появляется какой либо сказочный персонаж с целью научить детей правильно произносить звуки. Я искала героев различных сказок в детских книжках, копировала через принтер, картонировала, и появилась коробка с названием: «Сказочные герои пришли на урок». С их помощью обыгрывается любая ситуация.
В моем логопедическом кабинете «живет» большого размера «трусишка Заяц» (выпилен из толстой фанеры и ярко раскрашенный), который боится разговаривать, т.к. неправильно произносит звуки. Он учится правильному произношению вместе с детьми, У него получается быстрее, чем у детей, и Зайчишка очень этому радуется, что придает уверенности и детям в том, что и они быстро научатся говорить.
Работая над коррекцией правильного звукопроизношения, соблюдаю последовательность всех этапов:
1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Выработка правильного речевого дыхания.
2. Постановка звука.
3. Введение звука в открытые и закрытые слоги.
4. Введение звука в слова (начало, середина, конец слова).
5. Автоматизация слов в предложении (чистоговорки, скороговорки, самостоятельно составленные предложения, составление предложений по картинкам).
6. Автоматизация звука в самостоятельной речи (стихи, рассказы, пересказы сказок).
7. Дифференциация звуков.
8. На всех этапах параллельно работаю над развитием фонематического слуха. Мой многолетний опыт практикующего логопеда подтверждает эффективность приводимых мною выше изложенных приемов и методов.
Приложение
Артикуляционная гимнастика «Дом, который построил рот».
(По мотивам стихотворения «Дом, который построил Джек» Самуила Маршака).
Вот дом, который построил рот.
А это – язык («Блинчик»), которому вечно не спится, он, словно девица в темнице томится, в доме, который построил рот.
А это – нёбо краснеет-искрится («Маляр»), к которому должен язык прислониться («Грибок»), которому вечно в темнице не спится в доме, который построил рот.
Вот губы («Хоботок») и зубы («Улыбка») проход преградили, которые пред нёбом стоят и блестят («Маляр»), а к нёбу должен язык прислониться («Грибок»), который вечно в темнице томится в доме, который построил рот.
Вот щёки, которые можно надуть (надуть щёки), губы («Хоботок») и зубы («Улыбка») при этом сомкнуть, которые пред нёбом стоят и блестят («Маляр»), а к нёбу должен язык прислониться («Грибок»), который вечно в темнице томится в доме, который построил рот.
Вот нос наморщен по средине двух щёк (наморщить нос), которые просто можно надуть (надуть щёки), губы («Хоботок») и зубы («Улыбка») при этом сомкнуть, которые пред нёбом стоят и блестят («Маляр»), а к нёбу должен язык прислониться («Грибок»), который вечно в темнице томится, никак не сидится ему и не спится в доме, который построил рот.
Танцы!
Вверх-вниз, вверх-вниз. (повторять язычком движения)
Влево-вправо, влево-вправо.
Мы танцуем как попало,
Двигаемся как хотим,
Только главное-не спим!
Двигаемся по диагонали,
Поскакали-поскакали! (лошадка)
А теперь мы отдохнем,
Язычок мы наш помнем.
Как известно, зубки наши-
Массажистов нету краше.
Их старанья не напрасны,
Делают массаж прекрасно!
Продолжаем веселиться,
Нужно в трубочку скрутиться (трубочка)
Влево-вправо, вверх-вниз.
Вы устали??..(нет)..тогда на бис!
Влево-вправо, вверх-вниз,
Влево-вправо, вверх-вниз.
Молодцы!- (улыбнулись)
Артикуляционная гимнастика- "Генерал Язык Матвеевич"
Подготовить артикуляционный аппарат к правильному артикуляционному укладу звука Р.
(Губы): "Мы проснулись рано утром-растянулись, потянулись, приоткрылись и открылись.(улыбка, трубочка, приоткрыть а затем широко открыть рот)
Заходи же в гости к нам и увидишь ты все сам.
Посмотри дружок за нами словно камушки сияют"
- "мы резцы-молодцы, нас четыре брата,(потрогать языком все зубки)
А над нами 4 сестры, мы дружные ребята.
По соседству с нами острые клычки,
Язычком потрогай их смотри не уколи.
А вот это их соседи-зубы коренные-мудрые и важные достаточно большие.
-Не забудь дружок о том что твой рот это наш дом"
Ой, а кто там у двери?
Кто не хочет подниматься?
-Это он Язык Матвеич, в прошлом грозный генерал, он на лошади скакал! ("лошадка")
Он участвовал в боях, с пулемета так стрелял, ("пулеметчик")
Что враги его боялись и за зубками скрывались. (спрятать язычок за зубы)
Это он сейчас ленится, раньше был он боевой:
Поднимался, опускался, умывался, убирался, и в работу с головой; ("парус"за верхние резцы, "горка", облизать губы по кругу, "орешек", "маляр")
Отправлялся в путь далекий, возвращался вновь домой.(высовываем язык вперед, затем назад)
Генерал Язык Матвеич время даром не терял,
Он по улице гулял, то на право, то налево - подвиг генерала ждал.("часики" вправо и влево)
А сейчас он все лежит, только спит, или ворчит...("лопатка")
Артикуляционная гимнастика «Утро язычка»
«Язычок наш, просыпайся! (машем рукой «привет»)
И скорее улыбайся! (улыбаемся)
И не надо удивляться (губы в трубочку)
Поскорей же умываться (облизать губы)
Потянулись (высунуть язык как можно дальше)
Подтянулись (парус)
И нагнулись (блинчик)
И еще раз и вверх и вниз: кто быстрей – получит приз! (динамическое: парус + блинчик)
Мы рубашку одеваем (спрятать язык за верхнюю губу)
Рукав правый, рукав левый (упираемся кончиком языка в правую щеку, левую)
И про брюки не забудь (за нижнюю губу)
Пояс надо застегнуть(провести языком от одного угла рта к другому)
Занавески надо бы открыть (язык за верхние резцы)
И кровать бы застелить (за нижние)
Теперь можно пообедать (покусать язык)
Солим мы еду немножко (покусать кончик языка)
Ну, а сахар - можно ложкой (высунуть сильнее и покусать весь передний край языка)
Мы наелись – улыбнулись (улыбнуться),
хорошенько облизнулись (облизать губы)…
Ждут гулять скорей друзья – нам опаздывать нельзя (маляр)
Но на улице – мороз (постучать зубами)
Дует ветер, мерзнет нос (подуть в трубочку или в пузырек)
Ты теплее одевайся, поскорее собирайся».
Артикуляционная гимнастика для детей: Сказка про язычок
Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"
Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок – цок – цок – цок – цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" – предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").
Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.
Дайте Язычку дуду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"
Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya_zvukoproiznosheniya_u_mladshih_shkolnikov.docx | 51.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция звукопроизношения у младших школьников
(из опыта работы учителя − логопеда высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1,р.п. Большеречья Омской области).
Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушением звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие. Хорошо, если родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям. Работать с ними одно удовольствие, соответственно, и результат логопедических занятий высокий. Но практика показывает, что большинство родителей из за нехватки времени, проблем со здоровьем и рядом других причин, пускают эту серьезную проблему насамотек, возлагая все на плечи учителя и логопеда. Это так называемые неблагополучные семьи и семьи, имеющие высокий достаток. Их подход довольно прост: «Мне просто некогда. Я заплачу за занятия деньги, только не трогайте меня». С такими родителями и детьми работать гораздо сложнее, т.к. поставленные звуки не закрепляются, в результате, процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков растягивается на долгое время. Необходимо искать такие пути, чтобы ребенок сам был заинтересован и мог дома работать самостоятельно. А если у него не один, а целый ряд нарушенных звуков, необходимо за тот короткий отведенный отрезок времени успеть много.
На протяжении многолетнего опыта работы логопедом при постановке звуков использовала различную последовательность:
1. Шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, как рекомендует А.И. Богомолова.
2. Свистящие, шипящие, соноры по методике Т.Б. Филичевой.
Ежегодно, в ходе работы я искала и другие пути и остановилась на своем: я начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками, чьи артикуляционные уклады очень близки.
Сначала пробую постановку и выясняю, возможно ли поставить тот или иной звук. Легче всего получается со звуком «Л». Пока закрепляю его в речи, одновременно работаю над формированием артикуляционного уклада остальных звуков и вызываю следующий.
Позднее, изучая опыт своих коллег по Интернету, обнаружила, что данную методику пробуют использовать и другие логопеды.
Большое внимание уделяю первому этапу работы артикуляционной гимнастике. Собрала в свою методическую копилку множество вариантов через различные источники. На каждом занятии использую ее по − разному:
- Карточки с картинками.
- Зарисовки в тетрадях.
- В виде сказок про шаловливый и непослушный Язычок. (Приложение).
Детям очень нравятся такие варианты. Предлагаю им и самим придумать собственные сказки. Такие творческие задания развивают связную речь детей, обогащают словарный запас, воздействуют на эмоциональную сферу, развивают воображение.
При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, которая показывает положение органов артикуляции. Мы называем его «пальчик контроль». Артикуляционную гимнастику продолжаю использовать и при автоматизации и дифференциации звуков, когда Язычок хулиганит, дразнится (проговаривание дразнилок и хулиганок), радуется и веселится (пропевание слогов с поставленными звуками на мотив любимых детских песенок: «Улыбка», «День рождения», «Вместе весело шагать» и др.):
Ла, ла, ла
Со, со, со и т.д.
Работаем в парах, что тоже очень нравится детям: один ребенок «ругается» заданным слоговым сочетанием: лы, лы, другой «оправдывается»: ла, ла, ла.
С большим удовольствием использую в своей методике игры различного плана. Наиболее полюбившиеся такие, как, «Волшебный сундучок», в котором находятся иллюстрированные карточки с описанием игр с обратной стороны. В этом сундучке вся картотека собранных мною увлекательных игр (из Интернета, из журнала «Логопед», придуманные мною). Каждая игра занесена на карточку с подробным описанием, а на лицевой стороне изображена картинка, соответствующая сюжету игры и определенному звуку, Этот сундучок всегда стоит на рабочем столе логопеда, Дети ежедневно сами наугад вытаскивают карточку игру, в которую сегодня будем играть.
Очень полюбились детям и уроки сказки, которые составлены по сюжетам известных детских сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Золушка», где представлены театрализованные фрагменты с введением отрабатываемого учебного материала.
На других занятиях появляется какой либо сказочный персонаж с целью научить детей правильно произносить звуки. Я искала героев различных сказок в детских книжках, копировала через принтер, картонировала, и появилась коробка с названием: «Сказочные герои пришли на урок». С их помощью обыгрывается любая ситуация.
В моем логопедическом кабинете «живет» большого размера «трусишка Заяц» (выпилен из толстой фанеры и ярко раскрашенный), который боится разговаривать, т.к. неправильно произносит звуки. Он учится правильному произношению вместе с детьми, У него получается быстрее, чем у детей, и Зайчишка очень этому радуется, что придает уверенности и детям в том, что и они быстро научатся говорить.
Работая над коррекцией правильного звукопроизношения, соблюдаю последовательность всех этапов:
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Выработка правильного речевого дыхания.
- Постановка звука.
- Введение звука в открытые и закрытые слоги.
- Введение звука в слова (начало, середина, конец слова).
- Автоматизация слов в предложении (чистоговорки, скороговорки, самостоятельно составленные предложения, составление предложений по картинкам).
- Автоматизация звука в самостоятельной речи (стихи, рассказы, пересказы сказок).
- Дифференциация звуков.
- На всех этапах параллельно работаю над развитием фонематического слуха. Мой многолетний опыт практикующего логопеда подтверждает эффективность приводимых мною выше изложенных приемов и методов.
Приложение
Артикуляционная гимнастика «Дом, который построил рот».
(По мотивам стихотворения «Дом, который построил Джек» Самуила Маршака).
Вот дом, который построил рот.
А это – язык («Блинчик»), которому вечно не спится, он, словно девица в темнице томится, в доме, который построил рот.
А это – нёбо краснеет-искрится («Маляр»), к которому должен язык прислониться («Грибок»), которому вечно в темнице не спится в доме, который построил рот.
Вот губы («Хоботок») и зубы («Улыбка») проход преградили, которые пред нёбом стоят и блестят («Маляр»), а к нёбу должен язык прислониться («Грибок»), который вечно в темнице томится в доме, который построил рот.
Вот щёки, которые можно надуть (надуть щёки), губы («Хоботок») и зубы («Улыбка») при этом сомкнуть, которые пред нёбом стоят и блестят («Маляр»), а к нёбу должен язык прислониться («Грибок»), который вечно в темнице томится в доме, который построил рот.
Вот нос наморщен по средине двух щёк (наморщить нос), которые просто можно надуть (надуть щёки), губы («Хоботок») и зубы («Улыбка») при этом сомкнуть, которые пред нёбом стоят и блестят («Маляр»), а к нёбу должен язык прислониться («Грибок»), который вечно в темнице томится, никак не сидится ему и не спится в доме, который построил рот.
Танцы!
Вверх-вниз, вверх-вниз. (повторять язычком движения)
Влево-вправо, влево-вправо.
Мы танцуем как попало,
Двигаемся как хотим,
Только главное-не спим!
Двигаемся по диагонали,
Поскакали-поскакали! (лошадка)
А теперь мы отдохнем,
Язычок мы наш помнем.
Как известно, зубки наши-
Массажистов нету краше.
Их старанья не напрасны,
Делают массаж прекрасно!
Продолжаем веселиться,
Нужно в трубочку скрутиться (трубочка)
Влево-вправо, вверх-вниз.
Вы устали??..(нет)..тогда на бис!
Влево-вправо, вверх-вниз,
Влево-вправо, вверх-вниз.
Молодцы!- (улыбнулись)
Артикуляционная гимнастика- "Генерал Язык Матвеевич"
Подготовить артикуляционный аппарат к правильному артикуляционному укладу звука Р.
(Губы): "Мы проснулись рано утром-растянулись, потянулись, приоткрылись и открылись.(улыбка, трубочка, приоткрыть а затем широко открыть рот)
Заходи же в гости к нам и увидишь ты все сам.
Посмотри дружок за нами словно камушки сияют"
- "мы резцы-молодцы, нас четыре брата,(потрогать языком все зубки)
А над нами 4 сестры, мы дружные ребята.
По соседству с нами острые клычки,
Язычком потрогай их смотри не уколи.
А вот это их соседи-зубы коренные-мудрые и важные достаточно большие.
-Не забудь дружок о том что твой рот это наш дом"
Ой, а кто там у двери?
Кто не хочет подниматься?
-Это он Язык Матвеич, в прошлом грозный генерал, он на лошади скакал! ("лошадка")
Он участвовал в боях, с пулемета так стрелял, ("пулеметчик")
Что враги его боялись и за зубками скрывались. (спрятать язычок за зубы)
Это он сейчас ленится, раньше был он боевой:
Поднимался, опускался, умывался, убирался, и в работу с головой; ("парус"за верхние резцы, "горка", облизать губы по кругу, "орешек", "маляр")
Отправлялся в путь далекий, возвращался вновь домой.(высовываем язык вперед, затем назад)
Генерал Язык Матвеич время даром не терял,
Он по улице гулял, то на право, то налево - подвиг генерала ждал.("часики" вправо и влево)
А сейчас он все лежит, только спит, или ворчит...("лопатка")
Артикуляционная гимнастика «Утро язычка»
«Язычок наш, просыпайся! (машем рукой «привет»)
И скорее улыбайся! (улыбаемся)
И не надо удивляться (губы в трубочку)
Поскорей же умываться (облизать губы)
Потянулись (высунуть язык как можно дальше)
Подтянулись (парус)
И нагнулись (блинчик)
И еще раз и вверх и вниз: кто быстрей – получит приз! (динамическое: парус + блинчик)
Мы рубашку одеваем (спрятать язык за верхнюю губу)
Рукав правый, рукав левый (упираемся кончиком языка в правую щеку, левую)
И про брюки не забудь (за нижнюю губу)
Пояс надо застегнуть(провести языком от одного угла рта к другому)
Занавески надо бы открыть (язык за верхние резцы)
И кровать бы застелить (за нижние)
Теперь можно пообедать (покусать язык)
Солим мы еду немножко (покусать кончик языка)
Ну, а сахар - можно ложкой (высунуть сильнее и покусать весь передний край языка)
Мы наелись – улыбнулись (улыбнуться),
хорошенько облизнулись (облизать губы)…
Ждут гулять скорей друзья – нам опаздывать нельзя (маляр)
Но на улице – мороз (постучать зубами)
Дует ветер, мерзнет нос (подуть в трубочку или в пузырек)
Ты теплее одевайся, поскорее собирайся».
Артикуляционная гимнастика для детей: Сказка про язычок
Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"
Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок – цок – цок – цок – цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" – предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").
Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.
Дайте Язычку дуду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"
Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях"
Проект по системе работы с учащимися начальных классов по развитию связной речи....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ имеется группа детей с так называемым "нерезко выраженным общим недоразвитием речи" (НОНР). Они нуждаются в целенаправленной и своевременной пом...
Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников
Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...
Развивающие возможности ИКТ в формировании и коррекции речи неслышащих младших школьников
Когда идет речь об обучении, воспитании и общем развитии ребенка с нарушенным слухом, то на первое место выступает проблема развития его речи. Почему? Потому что нарушенная слуховая функция в пе...
Особенности нарушения звукопроизношения у младших школьников.
Выявив недостатки речи у детей, применяя индивидуальные методы и приемы обучения, можно эффективно осуществлять коррекцию имеющихся у них нарушений....
Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"
Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...
Коррекция дизорфографии у младших школьников.
В данном материале представлены основные направления коррекции дизорфографии у младших школьников на логопедических занятиях....