Логопедические занятия с малышами
консультация по теме

Минина Елена Александровна

Логопедические занятия с малышами.

Логопедические занятия с малышами.
Все родители мечтают, чтобы речь их ребенка была четкой и внятной.  Неразборчивость детской речи может быть связана с несовершенством артикуляторной моторики. Для развития речевой моторики выполняют упражнения для язычка. Детям младшего возраста  очень трудно выполнять артикуляционные упражнения. Они не могут с ровной спиной сидеть перед зеркалом, отвлекаются, капризничают. С картинками они играют по своему, а не по инструкции педагога. И поэтому развитие артикуляционных умений надо начинать  с бытовых навыков гигиены и приема пищи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические занятия с малышами.

Все родители мечтают, чтобы речь их ребенка была четкой и внятной.  Неразборчивость детской речи может быть связана с несовершенством артикуляторной моторики. Для развития речевой моторики выполняют упражнения для язычка. Детям младшего возраста  очень трудно выполнять артикуляционные упражнения. Они не могут с ровной спиной сидеть перед зеркалом, отвлекаются, капризничают. С картинками они играют по своему, а не по инструкции педагога. И поэтому развитие артикуляционных умений надо начинать  с бытовых навыков гигиены и приема пищи.

Игры для челюсти, язычка, губ и щек.

  • «Кусачки». Ребенку дают мягкие кусок хлеба или твердое печенье и просят быстро покусать зубами, а затем губами.
  • «Бусинки». Кладем на тарелку крупные крошки печенья или маленькие конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе , что он собирает рассыпанные бусинки. Или, в качестве усложнения игры, губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
  • «Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребенок губами берет с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплевывает обратно - тьфу.
  • «Воздушный поцелуй». Ребенок прикладывает ладошку к губам, пытается ее поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно целовать зеркало, игрушку и т.д. Для того чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперед.
  • «Хомячок». Ребенок набирает в рот воды, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьет по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды в рот и гонять ее из одной щеки в другую.
  • «Толстые щечки». Ребенок открывает рот. Взрослый сладкую палочку засовывает в рот и на внутренней стороне щек рисует ей линии, кружочки и т.д.
  • «Полоскание горла, рта». Ребенок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплевывает воду.
  • «Зубная фея». Чистим зубной щеткой зубы, язык, щеки.
  •   «Облизывание тарелок». Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущенным молоком или другим продуктом. Берем тарелку двумя руками и начинаем ее облизывать широким языком, приговаривая при этом: «Ааах» или «Ааа».
  • «Ах, как вкусно!». Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печений, леденцов, сахара и, затем, облизываем шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая, при этом вокализировать: «Ааа, ааах, ааах как вкусно!».
  • «Рыбалка» Посыпаем липкую поверхность более крупными крошками. Широко открываем рот, высовываем узкий язычок «жалом» и дотрагиваемся до крошки, так, чтобы она прилипла к кончику языка. Таким образом, ребенок должен съесть от 3 до 10 крошек. Выполнять это упражнение надо быстро, четко и резко, проговаривая а-а-а . В качестве игровой ситуации ребенку можно предложить поймать рыбку ( сказать, что язычок – это удочка, а крошки- рыбки).
  • «Вкусное варенье». Намазываем ребенку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если  эти упражнения не доступны ребенку , то просим его высунуть  язычок наружу, просовывая его между губ и, тем самым, слизать варенье.
  • «Стрелочки». Взрослый намазывает ребенку губы вареньем в четырех направлениях (верх, низ, правый, левый уголки рта). Ребенок слизывает варенье языком по часовой стрелке.
  • «Жевательная резинка». Даем ребенку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать очень сложно, поэтому ребенок разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни и т.д., т.е. активизировать подвижные органы артикуляции.
  • «Жевательная конфета». Ребенок разжевывает жевательную конфету, приклеивает ее языком к твердому небу, а затем кончиком языка пытается ее отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъем языка вверх.
  • «Яблочко». Ребенку кладут кусочек яблока за щечку и прося языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.
  • «Чашечка». Просим ребенка высунуть широкий язык. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто чашечку. В качестве игровой ситуации, говорим6»Сейчас я налью тебе чаю(молока, компота…) ш-ш-ш.». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглотить ее.
  • «Улитка». Так же делаем небольшое углубление в языке и начинаем палочкой (смазанной в варенье, йогурте…) рисовать маленькие кружочки, как будто закручиваем раковину улитки. Упражнение желательно сопровождать стихами про улитку типа:

Улитка, улитка

Высуни рога

Дам тебе улитка

Пирога…

  • «Трубочка». Просим ребенка высунуть широкий язычок. Кладем сладкую палочку по желобку языка (средняя линия языка) от середины до кончика ей небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка, вынимаем ее изо рта.

Игры для формирования воздушной струи

  • «Подними мишку». Ребенок лежит на спине, игрушечный мишка сидит на животе. Ребенок  делает вдох носом так, чтобы надулся животик и поднял мишку вверх. Затем делается выдох через открытый рот, животик сдувается, мишка опускается. В идеале малыш должен овладеть этим видом диафрагмального дыхания.
  • «Зеркало». Ребенок сидит у зеркала, делает вдох носом, а выдох через широко открытый рот, в результате, зеркало запотевает и на нем можно рисовать пальцем. Возможно, делать выдох через губы,  сложенные трубочкой. Если это не получается, то лучше всего взять в рот трубочку для коктейлей и делать выдох через нее.
  • «Давай высморкаемся». Ребенок делает вдох носом, а затем выдох носом, а взрослый в момент выдоха, как бы высмаркивает его, т.е. ритмично зажимает и разжимает ноздри.
  • « Вдох выдох». Взрослый зажимает правую ноздрю ребенку. Ребенок делает вдох левой ноздрей. Взрослый разжимает правую ноздрю, зажимает левую. Ребенок делает выдох через правую ноздрю, а затем вдох правой ноздрей. Взрослый разжимает левую ноздрю , зажимает правую. Ребенок делает выдох через левую ноздрю, а затем  вдох  левой ноздрей и т.д.
  • «Пробка. Ребенок делает вдох носом. Взрослый зажимает ноздри. Ребенок пытается сделать выдох. Взрослый пару секунд держит ноздри зажатыми, потом резко отпускает. Ребенок производит резкий выдох с шумом, как будто пробка вылетела.
  • «Вкусные запахи». Ребенку предлагается почувствовать 1-2-3 запаха. Для этого в небольшие тарелочки кладутся продукты или готовая еда, которые имеют контрастные ароматы. Ребенок берет тарелку двумя руками, подносит к носу и делает короткий шумный вдох Носом (т.е. чувствует запах), затем спокойно выдыхает через рот. Взрослый при этом приговаривает: «Ах, какая вкусная каша! Ах, как пахнет апельсин!». В дальнейшем необходимо научиться различать запахи без опоры на зрение.
  • «Буря». Наливаем в стаканчик немного воды, опускаем в него трубочку для коктейля и просим ребенка подуть, говоря: «Давай сделаем бурю в стакане. А ну-ка  сделай сильную-сильную бурю. А теперь сделай так, чтобы буря затихла и стала слабой-слабой». Надо приучать ребенка делать вдох через нос, а выдох через рот. В воду можно добавлять мелкую крупу, чтобы усилить зрительный эффект бури в стакане. Вместо воды можно использовать сов, компот разного цвета.
  • «Буря с ритмом». Это упражнение можно усложнить за счет добавления ритмической структуры. Сначала взрослый приучает ребенка делать ритмичный выдох через рот, отстукивая ритм по столу. Например, вдох через нос, два-три ритмичных выдоха через рот через микропаузой между ними, при этом, каждый выдох сопровождать ритмичным отстукиванием ладони по столу. Как только это упражнение получится у ребенка, ритмичный выдох выполняют через трубочку и малыш видит постепенное появление пузырей в воде. В дальнейшем ритмический узор упражнения усложняется.
  • «Водоносы». Просим ребенка через трубочку набрать в рот воды, крепко сжать губы и перенести воду опять через трубочку в другой стакан. Важно не проливать не капли. Для игровой ситуации в стакан положить маленький кораблик или рыбку.
  • «Мыльные пузыри». Если у ребенка не получается выдувать мыльные пузыри, сложенными в трубочку губами, не отчаивайтесь! Для этого нам поможет трубочка для коктейля. Ребенок зажимает трубочку между губами и дует в неё так, чтобы воздушная струя попала на мыльное кольцо, ручку которого держит взрослый. За ребенком остается только постепенно выработать силу воздушной струи.      

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедические занятия с малышами .

Слайд 2

Презентация Мининой Е.А. учителя-логопеда МБДОУ ЦРР д /сад «Ёлочка» п.Североонежск Для презентации использованы фото своих детей. 01.06.2014 2

Слайд 3

Игры для челюсти, язычка, губ и щек. 01.06.2014 3

Слайд 4

«Кусачки» 01.06.2014 4

Слайд 5

«Бусинки» 01.06.2014 5

Слайд 6

«Тьфу» 01.06.2014 6

Слайд 7

«Воздушный поцелуй» 01.06.2014 7

Слайд 8

«Хомячок» 01.06.2014 8

Слайд 9

«Полоскание горла, рта» 01.06.2014 9

Слайд 10

«Зубная фея» 01.06.2014 10

Слайд 11

«Облизывание тарелок» 01.06.2014 11

Слайд 12

«Рыбалка» 01.06.2014 12

Слайд 13

«Вкусное варенье» 01.06.2014 13

Слайд 14

«Стрелочки» 01.06.2014 14

Слайд 15

«Чашечка» 01.06.2014 15

Слайд 16

«Трубочка» 01.06.2014 16

Слайд 17

Игры для формирования воздушной струи 01.06.2014 17

Слайд 18

«Подними игрушку» 01.06.2014 18

Слайд 19

« Вдох выдох» 01.06.2014 19

Слайд 20

«Буря» 01.06.2014 20

Слайд 21

«Водоносы» 01.06.2014 21

Слайд 22

«Мыльные пузыри» 01.06.2014 22

Слайд 23

Спасибо за внимание! 01.06.2014 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Занятие для малышей

Занятие для детей раннего возраста от 1,5 до 2 лет  на основе материалов методики " Музыка с мамой " Е.Железновой и программы " Топ-хлоп малыши"...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...