Воспитательское занятие "Добро и зло в человеке"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Данное занятие способствует формированию у детей с нарушением интеллекта основ личностной самооценки, обощить свои знания о добрых и злых качествах человека, воспитывать желание совершать добрые поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г.Котовска
Воспитательское занятие
«Добро и зло в человеке»
для воспитанников 5 класса VIII вида
Составил: Родионова М.В.
воспитатель
Цель: формирование личностной самооценки воспитанников
Задачи:
- обобщить знания детей о добрых и злых качествах человека,
- показать преимущество добрых дел для человека,
- воспитывать желание совершать добро,
- корригировать мышление, развивать речь.
Оборудование:
- 2 листа бумаги : белый и чёрный,
- надписи с добрыми и злыми качествами человека,
- бумажные белые куклы: мальчики и девочки,
- краски, вода, кисточки с подставками, клеенки на столы, салфетки,
- магнитофон.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Педагог:
- Добрый день взрослые и дети!
- Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас поздоровался друг с другом.
(Дети здороваются)
Упражнение “Добрый день “
(Дети здороваются)
Педагог:
- Какое волшебное слово вы сейчас произнесли?
(«Добрый день»)
- Добрый значит добро.
- Назовите противоположное по значению слово слову «добро»?
(Зло)
2. Основная часть:
- Сегодня мы поговорим о том, как это два разных таких состояния умещаются в одном человеке.
Наше занятие так и называется Добро и зло в человеке.
Педагог:
- Вы любите сказки?
- Назовите любую сказку.
- Какие силы всегда вступают в борьбу в сказке?
(Добрые и злые )
- Вспомните сказку «Золушка».
- Какие добрые герои присутствуют в этой сказке?
(король, принц, Золушка)
- Почему мы их считаем добрыми?
(они помогают слабым, беззащитным, любят животных, никогда не унывают).
- Вспомните, какие краски использует художник для изображения добрых героев?
(светлые, яркие) К доске прикрепляется белый лист бумаги.
- А каких злых героев этой сказки вы знаете?
( мачеха, сестра)
- Почему мы их считаем злыми?
(Приносят всем горе, ни когда не любят, поступают так, как им захочется)
- А какими красками изображены злые герои?
(тёмными) Прикрепляется чёрный лист бумаги.
- Кто может продолжить такую поговорку «Сказка ложь, да в ней намёк,…
(добрым молодцам урок»)?
- Что означают эти слова?
(В сказке всегда есть доля правды, т. е. сказка учит детей – добрых молодцев – добру, добрым поступкам и показывает, что каким бы коварным, жестоким не было зло, добро его всегда победит.)
- А как добро борется со злом?
- Вот мы сейчас с вами и попробуем сочить сказку – быль о добре и зле.
Педагог:
-Жили-были муж и жена. В одно прекрасное время на свет у них появился ребёнок .
-Посмотрите, я изобразила его всего беленьким, чистеньким. (Показывается бумажная кукла белого цвета).
- Как вы думаете, почему?
- Потому что при рождении в каждом человеке и в Лене, и в Гале, и …во мне заложено добро, чистота, свет.
- А какие качества человека можно отнести к добру?
- Быть добрым это, значит быть, каким?
Упражнение «Добрые качества»
Дети называют добрые качества (любовь, помощь, дружба, вежливость, заботливость, терпение, прощение, милосердие, нежность, правдивость, скромность, трудолюбие, ум) написанные на полосках бумаги и помещают на белый лист ватмана. Слова написаны теплыми красками.
Педагог:
- Эти слова такие теплые, разноцветные что не только глаз радуют, но и душу греют.
- И так, на чем мы остановились в своей сказке?
- Что же происходит дальше?
- А дальше человек растет и потихонечку белый цвет начинает превращаться в серый, а затем и вовсе чернеет.
- Почему?
- А потому, что наш маленький человечек начинает творить зло.
- Но какое зло может сотворить ребенок?
Упражнение «Злые качества»
Дети называют злые качества (жестокость, грубость, лень, зависть, ложь, хвастовство, жадность, враждебность, сквернословие, непослушание, ненависть) и прикрепляют листочки к черному полотну ватмана.
Педагог:
- Сколько же много плохих, злых качеств существует на свете!
- Посмотрите, совершая плохие поступки, человек меняется: зло, темнота, чернота начинает овладевать им. Чем больше зла сотворил, тем больше почернел.
- Что происходит внутри человека?
- Начинается борьба. Ведь черные силы ворвались туда, где их вообще не должно быть – в человеке – в самом разумном существе на Земле.
- Что победит добро или зло? От этого зависит судьба и жизнь человека.
- Если победит в человеке добро, то вы будете здоровыми, веселыми, красивыми.
- А если победит зло?
- То все вы почернеете внутри, заболеете и, даже, от злости человек может умереть.
- А как выглядит злой человек?
(Он некрасивый, угрюмый, одинокий).
- Динамическая пауза
Педагог:
- Говоря о злых качествах человека, я почувствовала усталость, и на душе стало тяжко.
а) Давайте стряхнем с себя все злые качества. Кистями рук стряхиваем с головы, с плеч, с туловища, с ног.
б) Упражнение «Куда уходит зло»
- Ходим по классу и руками сгоняем зло на середину класса. Потопаем на зло, чтобы оно нас испугалось и поднялось вверх. Дум, чтобы оно улетело в открытую дверь.
в) Упражнение «Две сороконожки»
- Давайте себя обнимем, сцепим руки и не дадим прорваться злу к нам:
Две сороконожки бежали по дорожке.
Все бежали и бежали,
Все друг дружку догоняли.
Так друг дружечку догнали,
Так друг дружечку обняли,
Что едва мы их разняли.
г) Упражнение «Смешные человечки»
Бежали мимо речки
смешные человечки.
Прыгали – скакали,
солнышко встречали.
Забрались на мостик
и забили гвоздик.
Потом – бултых в речку.
Где же человечки?
Педагог:
- В каждом человеке живет добро и зло. Что победит?
- Добро – если совершать только добрые поступки. Но совершать их легче с друзьями. Друзья – это вы.
- А какие вы?
- В вас тоже есть добро и зло. А вот сколько его, каждый из вас решит это сам.
Упражнение «Изобрази свое добро и зло»
У детей на партах лежат краски, кисточки с подставками, клеенки, стаканчики с водой, салфетки. Детям раздаются бумажные фигурки человечков белого цвета.
- Представьте, что эти бумажные человечки – это вы.
- Посмотри, ты весь белый – значит добрый. Таким ты родился. Но посмотрите на темные (плохие) качества человека, расположенные на доске. Если к вам относятся какие - нибудь из этих качеств, то у вас поселилась внутри чернота.
- Вот и раскрасьте черным столько, на сколько вы считаете, в вас есть зло.
Работа детей с черной краской (звучит спокойная музыка)
Педагог:
- Вы работаете, а я скажу по - секрету: 1 шаг к добру можно сделать сейчас: сказать мне на ушко о том, что вы чаще всего делаете плохо. Тем самым вы частично изгоните из себя это зло.
- У всех получились человечки черно-белого цвета.
- А что необходимо сделать, чтобы опять стать беленьким, нести людям радость и свет.
(Необходимо делать добро)
- А что именно?
(Работа с добрыми качествами)
- А легко ли одолеть зло и сколько для этого необходимо усилий, вы мне ответите, когда попробуете закрасить черное белым.
Работа с белой краской (дети пытаются закрасить черную краску белой)
Педагог:
- Сколько понадобилось вам белой краски?
- В 2-3 раза больше, чем черной краски.
- Запомните! Чтобы загладить один плохой поступок, необходимо совершить добра в 2-3 раза больше.
- Добро – есть жизнь, т.е. мы живем тогда, когда творим добро.
- А мы с вами живем, значит, каждый из вас творит хоть маленькое, но добро.
Упражнение «Добро, которое есть в каждом из вас»
Задание: подойти к однокласснику, взять за руку и сказать хорошее о нем.
Все дети становятся у доски.
Педагог:
- Но чтобы одолеть зло, необходимо стать еще лучше.
Упражнение «Я хочу стать…»
Педагог:
- Начните со слов «Я хочу стать … добрее»…..
- Заключительная часть.
Педагог:
- Мы с вами выбираем дорогу добра. Так нам советует поступать и народная мудрость в пословицах и поговорках.
Дети рассказывают пословицы и поговорки:
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- За добро добром плати.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Доброе слово лечит, злое калечит.
- За доброго человека сто рук.
- Доброе слово питает и разум и тело.
- Добрый человек в добре живет век.
- Добро помни, а зло забывай.
- Злой не верит, что есть добрый.
Дети читают стихотворения:
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
Педагог:
- И так, в путь, дорогою Добра.
Звучит песня «Дорогою Добра»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательский час на тему: «Что такое труд? Зачем человек должен трудиться?»
Цели воспитательского часа: 1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда. 2.Показать необ...
Воспитательское занятие "Совесть - внутренний судья человека".
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.Обучающая...
Воспитательский час: Роль волевых качеств характера человека в его жизни.
Воспитательский час: Роль волевых качеств характера человека в его жизни....
воспитательское занятие "Труд - как потребность человека"
Как известно, одним из главных положительных качеств личности взрослого либо ребёнка является трудолюбие. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социал...
Воспитательский час Тема: «Ложь человека не красит».
Цели: развивать стремление к осмыслению себя, своих поступков в поведении.- совершенствовать навыки культуры общения через речевые упр...
Воспитательский час в 4 классе «Человек в очках – это смешно?»
Занятие из раздела "Охрана здоровья. Физическое развитие". Тема очень актуальна для моей группы, т.к. дети, которым необходимо носить очки, часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников, в связи...
Воспитательский час: «Жизненная стратегия творческого человека».
формирование у воспитанников мотивации достижения успеха, способствование развитию позитивного отношения к жизни, стимулирование у детей стремления к самовоспитанию....