Воспитательское занятие "Совесть - внутренний судья человека".
материал по теме
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.
Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.
Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.
Обучающая задача: формирование мыслительно - речевой деятельности детей школьного возраста с о. в. з.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovest_-_vnutrenniy_sudya_cheloveka.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Логинова Т. Ф.
Тема: «Совесть – внутренний судья человека».
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.
Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.
Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.
Обучающая задача: формирование мыслительно - речевой деятельности детей школьного возраста с о. в. з.
Оформление : тема занятия; пословицы и высказывания о совести; задание «Определи лишнее слово».
Ход занятия:
1. Приветствие.
- Встали, ребята! Поприветствовали гостей, которые пришли посмотреть как вы умеете работать на занятии. Посмотрите- к нам пришли те, кого вы все хорошо знаете. Это наши воспитатели и учителя. Поэтому настраиваемся на спокойный лад и начинаем работать.
2. Разминка.
-Но, прежде, давайте немного разомнёмся. Вспомним упражнение – танец «Точки». ( все выполняют движения синхронно, постепенно ускоряя темп, при повторном выполнении движений – произносить слова выполнения движений –« Шаг- точка»- 4 раза, « Поворотик» - 2раза, « Волна»- 4 раза).
(Цель: настрой на предстоящую работу).
-Садитесь, пожалуйста! Устройтесь удобно на стуле. Расслабтесь и закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Открываем глаза , приготовились внимательно слушать и отвечать полным ответом. ( Цель: ослабление напряжённости).
3. Работа по теме занятия.
-Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о важнейшем нравственном понятии- -о совести- внутреннем судье человека. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. Это понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром, а что злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей извечной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни добра, ни совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.
Совесть называют высшим законом и судьёй.
Воспитанный человек, совершив плохой поступок, испытывает чувство вины, угрызения совести.
Известный педагог Василий Сухомлинский писал: « Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда». И далее: « Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности».
-Постарайтесь понять, почему о совести говорят тогда, когда возникает вина человека за что- то.
Почему совесть называют высшим законом и судьёй.
_Приходилось ли вам переживать за содеянное, оставаясь наедине с
собой? ( Ответы детей).
-Ребята, расскажите пословицы, поговорки и высказывания, которые вы подготовили к нашему занятию и постарайтесь объяснить их своими словами, как вы их понимаете .
( « Кто не стыдится своего поступка, тот вдвойне виноват»- Публий Сир;
« Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть»- Бенджамин Франклин.
«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен»- Овидий.
« Совесть -верный советчик»- пословица.
« Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть»- Э. Ротердамский.
« Совесть не сосед: от неё не уйдёшь»- пословица.
« В ком стыд, в том и совесть»- пословица.)
- Когтистым зверем, скребущим сердце, называл совесть А. С. Пушкин.
Сколько мук испытали совестливые люди после совершения поступка, который принёс кому- то ущерб, кого- то унизил! Эти муки называются угрызениями совести. Именно они скребут своими когтями сердце.
- Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяется совесть, стыд, ответственность и долг. Эти качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть- почти синонимы, то есть слова близкие по смыслу, и не зря говорится в народе: « Есть стыд, есть и совесть».
-Чего, по –вашему, надо стыдиться в жизни и почему?
-бедности своих родителей;
- неряшливого вида;
- аккуратной, но не модной одежды;
- пренебрежения к окружающим;
- грубости по отношению к людям;
- высокомерия,
- непослушания;
- воровства;
-чего- то ещё ( огрызаться на замечание; ударить слабого, беззащитного).
.
( Ответы детей).
-Если бы человек с самых ранних лет учился общаться со своей совестью, тогда бы и преступников было значительно меньше. Если бы молодые люди почаще задавали себе простые вопросы : а прав ли я? ; так ли поступают честные люди?; почему своим поступком я доставил кому- то горе , неприятность?; а если бы так обошлись со мной?! Тогда, быть может, совесть проснулась бы своевременно. Она стала бы тем самым внутренним судьёй, внутренним законом, который бы вовремя предупреждал: можно- нельзя, делай – не делай, твоё – не твоё, не обидь, защити. И даже « спаси».
Вот например такой случай:
-в лесном озере барахтался человек. С берега эту картину с улыбкой наблюдал подвыпивший мужчина. Он улыбался тому, что его выпивший товарищ полез купаться. Когда голова скрылась под водой и больше не показывалась, мужчина понял, что произошло не поправимое. Позднее следствием будут установлены обстаятельства гибели человека. Его спутнику предъявят обвинение в преступлении, которое называется « оставление в опасности». Закон гласит: до двух лет лишения свободы или исправительные работы. Обвиняемый на суде всё время повторял, что он ничего не совершал и судить его не за что.
-Как вы считаете, может ли не действие, а бездействие быть преступлением? Приведите примеры, когда угрызения совести могут мучать человека не за то, что он сделал, а за то, чего не сделал?
( ответы детей).
-Слышали ли вы выражение: « У него нет ни стыда, ни совести». Это не только о закоренелых негодяях, но и о просто бесчестных людях.
Совесть многих людей спит, иногда вечным сном. Она умерла, не родившись. Но у очень многих людей она может проснуться. И лучше, если это произойдёт пораньше, когда ещё можно насладиться общением с ней, а не мучиться угрызениями под старость.
Послушайте историю и подумайте.
( Далее воспитатель зачитывает историю на стр. 115 « Граждановедение» Я. В . Соколов, Е. С. Королькова).
-Как, вначале, поступил сын по отношению к матери?
( Он обидел её.)
- Почему мы не можем назвать этого мальчика закоренелым негодяем? Что произошло с ним в конце концов?
( В нём проснулась совесть).
- Какие известные вам пословицы и выражения можно подобрать к этой истории?
( « Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть»- Э. Ротердамский, « Совесть без зубов а грызёт»- пословица).
Воспитатель на доске помещает задание.
Задание:
- Определите лишнее слово: стыд, раскаяние, искупление , страх, чувство вины, угрызение, прощение, сожаление.
(Страх).
-А почему именно страх? Почему это лишнее слово?
( ответы детей).
- Правильно! Страх- это не раскаяние о плохом поступке.
Ему не стыдно, а просто страшно, что накажут.
Упражнение « Колокол».
Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Дети становятся в круг. Поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят « Бом!» и с силой бросают руки вниз. Воспитатель задаёт ритм.
- Молодцы!
-А сейчас тихонечко сели и продолжим работу.
У Антона Семёновича Макаренко есть слова:
« Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».
- А что значит – поступать по совести?
Упражнение « Нравственная дилемма».
Цель: развивать умение анализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения.
-Проанализируйте следующие ситуации:
1. В школьном коридоре Вадим нашёл кошелёк, в котором , как оказалось , было 50 рублей. Кроме Вадима , в коридоре никого не было . Как вы думаете он должен поступить?
( Ответы детей).
2. Сценка « Давайте станем добрее».
Вопросы:
-Каким был Буратино? ( Грубым, капризным).
-Можно сказать, что он был бессовестным по отношению к папе Карло и к Пьеро? Приведите примеры ,как Буратино разговаривал с папой Карло и с Пьеро.
-Проснулась ли совесть у Буратино? Докажите.
3. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил . Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?
( ответы детей).
4.Можно ли воспитать в себе совесть?
( ответы детей).
-Думайте, анализируйте, размышляйте о том , что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.
Чтец:
-Совесть, благородство и достоинство-
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
( Булат Окуджава).
4. Рефлексия.
-Ребята, что нового вы узнали на этом занятии?
- Над чем задумались впервые?
- Что вам помогло осмыслить понятие совесть?
-Что понравилось на занятии?
- Что не понравилось?
-Что показалось самым важным и полезным?
- Что чувствовали?
- Какие мысли приходили в голову?
5. Итог:
-Ребята, вы все сегодня молодцы! Все хорошо работали! Особенно мне понравились ответы…
-Хочу выразить благодарность тем, кто выучил пословицы и высказывания к нашему занятию, ребятам, которые подготовили сценку.
Всем большое спасибо! На этом наше занятие закончено.
Использованные материалы:
- Журнал «Школьные игры и конкурсы» № 6 – 2013 г.
- Учебник «Граждановедение».
- Журнал «Досуг в школе» № 2 – 2007 г.
- Журнал «Воспитание школьника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть - внутренний судья человека
совесть...
Классный час "Совесть – внутренний судья человека»
Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....
Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»
Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...
"Совесть - внутренний судья человека"
Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....
"Совесть - внутренний судья человека"
Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....
Открытый классный час-диспут "Совесть-внутренний судья человека!"
Открытый классный час "Совесть-внутренний судья человека!" На мероприятии составляли различные пословицы и поговорки о совести,какая должа быть совесть у человека.Составляли пирамиду совести...
Совесть-это наш внутренний судья
Воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию...