Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ
статья по теме
В статье раскрываются пути формирования регулятивной функции поведения у детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ
В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой стала проблема формирования произвольной регуляции деятельности и поведения у детей дошкольного возраста.
Данная проблема является важной и для обеспечения личностной готовности ребенка к школьному обучению, так как в школе ему придется действовать целенаправленно и осознанно, оценивая результаты и последствия своих действий.
В отечественной психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линии развития личности ребенка. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин рассматривали ее в контексте проблемы сознания, согласно которой главной характеристикой произвольного поведения считается его осознанность, или сознательность.
Сущность произвольности рассматривается также в контексте проблемы мотивации (Л. И. Божович А. Н. Леонтьев).
Понятие «произвольность» определяется как произвольная регуляция деятельности и поведения, т.е. способность ребенка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение.
В реальной жизни ребенок не только направляет свое поведение в соответствии с заданной нормой, но и сам может конструировать эту норму саморегуляции на основе «эмоционально-гностических комплексов», которые являются особой формой ориентировки в действительности, т.е. в регуляции поведения можно выделить две стороны: конституирование нормы и следование этой норме в реальном поведении [2].
Актуальность проблемы формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, у которых на первый план в структуре нарушений личностного и интеллектуального развития выступают: импульсивность действий; малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания; отсутствие целенаправленности в работе; нарушение или утрата программы деятельности; отказ выполнять задания в ситуации, когда от ребенка требуют объяснить процесс его выполнения; большое количество ошибок при «безречевом» выполнении задания; непринятие или неосознанное выполнение правил поведения [3].
Перечисленные особенности обусловливают несформированность произвольной регуляции деятельности и поведения. А произвольная регуляция является основой социальной зрелости ребенка, без которой активность его в школьном микросоциуме невозможна.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОВЗ, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия. Развить зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, побудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в школе. Именно на такой вариант обучения ориентирован наш детский сад. Стратегия педагогического воздействия предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого воспитанника, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике ребенка-дошкольника.
Поэтому важно учитывать условия, способствующие формированию произвольной регуляции деятельности и поведения у детей в процессе осуществления познавательного развития.
Наша коррекционная работа направлена на решение задач по развитию и коррекции познавательной деятельности, адаптации к жизни в современном обществе детей с ОВЗ.
Процесс дошкольного обучения с самых первых шагов опирается на определенный уровень развития саморегуляции деятельности, для определения которого используются показатели, характеризующие различные умения осознанной саморегуляции деятельности: ставить и удерживать цели; длительное время организовывать собственные усилия; выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию; оценивать промежуточный и оценочный результат деятельности.
Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы необходимо учитывать: структуру отклоняющего развития; информацию о здоровье ребенка; условия жизни и воспитания в семье; возраст ребенка на момент поступления в специализированный детский сад; длительность пребывания ребенка в детском саду компенсирующего вида и т.д.
Основу организации образовательного процесса определяют следующие условия: обеспечение двигательной активности; разнообразные игровые приемы; использование игровых моментов для создания эмоционально значимых ситуаций; формирование детской группы, обеспечивающей чувство комфортности каждому ребенку; взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью.
У детей с ОВЗ в целом регулятивная функция поведения недостаточно объективна и требует интенсивного формирования в процессе осуществления познавательного развития. На основе вышесказанного, в нашем саду ведется комплексное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (воспитателей, дефектологов, инструктора по физическому воспитанию, психолога, музыканта.)
Разработанная нами программа по формированию произвольности у детей с ОВЗ включает 4 этапа. Все задания взаимосвязаны и усложняются от этапа к этапу. Упражнения и задания проводятся как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Отметим, что программа используется как в учебной деятельности, так и в остальных видах детской деятельности.
I этап – адаптационный. Цель – снять напряжение мышц, их релаксация. Данный этап был обусловлен необходимостью снятия антагонизма между мышечной (двигательной) активностью детей и способностью их к сосредоточению. Для достижения обозначенной цели преимущественно используются подвижные игры, хороводы; упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.
II этап включает тренировку и развитие произвольного внимания. Важная роль отводится упражнениям, направленным на развитие у ребенка устойчивости, переключения внимания, что предполагает, прежде всего, проведение индивидуальных занятий.
III этап направлен на тренировку и развитие произвольности действий. Дошкольники обучаются умению подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого в процессе познавательной деятельности.
IV этап – развитие самоконтроля и самопроверки. Главная его задача – формирование навыков самоконтроля у детей с ОВЗ при выполнении любого действия, их способности в конце проверять его качество и эффективность выполнения. Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо, прежде всего, развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль), что для наших воспитанников является труднодоступным. Но все же мы в своей работе используем некоторые игры и упражнения для достижения главной задачи этого этапа.
Для достижения большего успеха, в первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной программы.
Кроме того, в практике формирования регулятивной функции поведения мы используем некоторые элементы дыхательной гимнастики.
Более эффективный метод в коррекционной работе по данной проблеме мы считаем использование компьютерных технологий. С помощью них нам удается сохранять интерес детей на протяжении всего занятия.
К сожалению, мы можем использовать эти методы с детьми только имеющими легкую форму нарушения интеллекта. Сложные диагнозы наших воспитанников не позволяют нам применять инновационные технологии в полном объеме.
Следовательно, само по себе органические возможности здоровья как обобщенная характеристика когнитивной зрелости и интеллектуально-личностного развития проявляется, прежде всего, именно в особенностях произвольной регуляции. Однако известно, что как раз произвольная регуляция является одним из основных средств, механизмов когнитивного освоения, обобщения, систематизации и перевода в регулятивный (поведенческий) план знаний в целом. Последнее объективно для интеллектуального развития как такового, является его основой. Отсюда следует, что недостаточность произвольной регуляции выступает в этой связи сильным тормозящим фактором интеллектуального, когнитивного развития, то есть задерживает психическое развитие. Поэтому и коррекция, формирование произвольной регуляции является, на наш взгляд, одним из основных средств не только преодоления ОВЗ, но и обеспечения интеллектуального развития в целом. Таким образом, можно сказать, что чем более сложноорганизованным является то или иное психическое образование, свойство, тем в большем диапазоне оно подвержено генезису, и легче поддается целенаправленному развитию посредством формирующих (в том числе дидактических) воздействий. Произвольная регуляция как проявление максимально сложного свойства рефлексивной саморегуляции как раз и является таковой. Следовательно, она может и должна стать предметом специальных формирующих воздействий. Формирование произвольной регуляции, осуществленное целенаправленно, оказывает активное стимулирующее влияние и на иные соподчиненные ей когнитивные и личностные характеристики. Без специальных воздействий, способствующих развитию произвольной регуляции, формирование интеллектуальных и личностных качеств не только затруднено, но может претерпевать и инволюционное развитие. Последнее подтверждается и нашей коррекционной работой. Снижение показателей произвольной регуляции у детей с нормальным развитием без специальных формирующих воздействий в большей степени способствует усвоению знаний, на восприятие готовых результатов, нежели на воспитание навыков самостоятельной работы, на активный поиск ее приемов.
Таким образом, можно сделать следующие основные выводы:
1. Изучение различных уровней сформированности произвольности у детей с нормальным развитием и у детей с ОВЗ показало их качественные различия.
2. У детей с нормальным развитием развит высший уровень произвольности - саморегуляция.
3. У детей с ОВЗ обнаружено значительное отставание по всем уровням произвольности, их незрелость.
4. Без специальных приемов, лишь средствами учебной деятельности, добиться качественного улучшения показателей произвольности затруднительно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богуславская, 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова М.: Просвещение, 1992.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т./ Л. С. Выготский. - М., 1983.
3. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.. 1995.
4. Большуновой Н.Я. Методика психомоторной практики I Под общ. ред. Н. Я. Большуновой. Бердск; ГОУ-ЦО «Пеликан», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие с семьей в процессе художественно-эстетического развития детей"
Краткое описание опыта работы по взаимодействию с семьями обучающихся в процессе художественно-эстетического развития последних....
План работы по самообразованию :«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания»
План по самообразованию: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания»...
Педагогический совет "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14400796","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Познавательное развитие детей дошкол...
План самообразования педагога по теме:"Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Подобрана литература по познавательному развитию с использованием сказок детей 3-4 лет, разработана программа работы...
Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей.
Что такое "духовно-нравственное воспитание", Как же духовно и нравственно воспитать ребёнка с помощью вокального искусства и в частности хорового пения?...
Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»
Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...
Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей» Тема практики: использование технологии «Река времени» для приобщения детей к ценностям российского народа.
Федеральный этап профессионального конкурса в рамках марафона «В авангарде детства» Всероссийский фестиваль«Воспитатели России: познавательное развитие д...