План работы по самообразованию :«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания»
материал
План по самообразованию: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста
посредством игр математического содержания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме:
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста
посредством игр математического содержания»
- Ф.И.О. Евсеева Екатерина Владимировна, воспитатель средней группы.
- Продолжительность: 01.09.2017 – 25.05.2020г
- Форма работы: индивидуальная.
- Направление: социально-личностное.
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Изучить игровые методики и технологии математического развития детей дошкольного возраста.
- Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их познавательной деятельности.
- Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию дошкольников.
- Создать условия для познавательного развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста с помощью математических игр.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Предполагаемые результаты:
Для педагога:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста.
- Разработаны познавательные проекты на основе математического содержания.
- Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения и математические задания, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- Сформированы навыки и умения в счете, вычислениях и измерении.
- Сформированы логико-математические представления и представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах и геометрических фигурах.
- Сформированы познавательные действия.
- Развиты сенсорные способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка.
- Развиты любознательность и познавательная мотивация.
- Развиты воображение и творческая активность.
План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
- Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам познавательного развития дошкольников посредством математических игр. | В течение года |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - изучить методические пособия:1) Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- изучить и проанализировать современные подходы к познавательному развитию дошкольников:1) Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С.Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002; 2) Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.- изучить и осуществить выбор педагогических методик и технологий по математическому развитию с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы: 1) Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996; 2) Михайлова З.А., Вербенец А.М., Полякова М.Н.: Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса. – М.: Центр педагогического образования, 2008. - разработать дидактические игры на основании методических пособий: 1) Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016; 2) Узорова О.В., Нефедова Е.А.: 350 упражнений для развития логики и внимания. – М.: АСТ, 2017;3) Стеф Хинтон Давай учиться! Числа + наклейки. – М.: Клевер Медиа Групп, 2015. | В течение года |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | Разработать учебно-методический комплект, включающий:
- игры с цифрами и числами; - игры-путешествия во времени; - игры на ориентировку в пространстве; - игры с геометрическими фигурами; - игры на развитие логического мышления.
10. Рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Математические игры с картинками», «Что такое логическая игра?», «Коллекционирование с дошкольниками», «Считаем с детьми на кухне» и др.; - буклеты, папки-передвижки «Как развить познавательный интерес у ребенка?», «Развивающие игры для детей». | В течение года |
4. | Проектирование деятельности | - разработка проектов по математическому развитию: «Волшебный круг», «Занимательные квадраты», «Семь чудес света», «Математические коллажи»; - разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования. | В течение года |
5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами |
- Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды | - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: -образовательных мероприятий «Хочу всё знать!», «Вместе весело творить!», «В мире математики»; - развлечений и досугов «Путешествие в Африку», «Математический праздник» и др.; -мастер-классов: «Развивающие сенсорные игры», «Формирование математической культуры дошкольников»; - собраний в клубе «Родительская школа». | |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников: - с СОШ: «В гостях у школы», «Первоклассники», «Сундук знаний»; - с библиотекой: «Мир удивительных историй», «Книжкина неделя», «Учимся считать», интерактивная игра «Что? Где? Когда?». - со школой искусств: «Путешествие в мир музыки и чисел», «Математическая гостиная». |
- Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление развивающих зон в группе и зон познавательной направленности: «Центр волшебных дел», «Юные ученые», «Играем в школу», «Здравствуй, книжка», «Городок безопасного движения»; - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм математического характера; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме; - пополнение аудиотеки и видеотеки по познавательному развитию дошкольников. |
4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - проектов «Волшебный круг», «Занимательные квадраты», «Семь чудес света», «Математические коллажи»; - презентаций «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста», «Дидактические игры по формированию математических представлений у дошкольников»; - выступлений «Сюжетно-ролевые игры как средство математического развития детей дошкольного возраста», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по математике»; - проведения непосредственно образовательной деятельности; - публикаций «Развитие математических способностей воспитанников посредством коллекционирования», «Эффективные методы взаимодействия по развитию познавательной активности дошкольников». |
Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
- Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
- Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
- Ельцова О.М., Терехова А.Н. «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками» // Начальная школа №1, 2011.
- Компетентностная модель дошкольного образования: Монография / Л.В.Трубайчук, Л.Н.Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П. Мальтиникова и др. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
- Михайлова З.А., Вербенец А.М., Полякова М.Н.: Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
- Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Стеф Хинтон Давай учиться! Числа + наклейки. – М.: Клевер Медиа Групп, 2015.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А.: 350 упражнений для развития логики и внимания. – М.: АСТ, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»
Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...
План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2021-2022г
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Формирование элементарных математических представлений») на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности...
План работы по самообразованию на 2021г.«Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ»
laquo;Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ» план по самообразованию...
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Пахомовой А.А. Тема:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Пахомовой А.А.Тема:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»...
План работы по самообразованию Тема: «Подвижные игры и двигательные задания с мячом спортивной направленности как средство развития телесной и ручной ловкости у детей в подготовительной группе».
Я считаю, что в общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, фор...