План работы по самообразованию :«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания»
материал

Кичкайло Екатерина Владимировна

 План по самообразованию: «Познавательное развитие детей  дошкольного возраста

посредством игр математического содержания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования по теме:

«Познавательное развитие детей  дошкольного возраста

посредством игр математического содержания»

  1. Ф.И.О.  Евсеева Екатерина Владимировна, воспитатель средней  группы.
  2. Продолжительность: 01.09.2017 – 25.05.2020г
  3. Форма работы: индивидуальная.
  4. Направление: социально-личностное.

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста.

          Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Изучить игровые методики и технологии математического  развития детей дошкольного возраста.
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их познавательной деятельности.
  4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал  по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию дошкольников.
  6. Создать условия для познавательного развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста с помощью математических игр.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Предполагаемые результаты:

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста.
  2. Разработаны познавательные проекты на основе математического содержания.
  3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения и математические задания, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для  воспитанников:

  1. Сформированы навыки и умения в счете, вычислениях и измерении.
  2. Сформированы логико-математические представления и представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах и геометрических фигурах.
  3. Сформированы познавательные действия.
  4. Развиты сенсорные способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка.
  5. Развиты любознательность и познавательная мотивация.
  6. Развиты воображение и творческая активность.


План деятельности по теме самообразования

 Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

  1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Обучение по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам познавательного развития дошкольников посредством математических игр.

В течение года

2.

Ознакомление с  научной и методической литературой по теме

- изучить методические пособия:

1) Белошистая А. В.  Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012;
  2. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.

- изучить и проанализировать современные подходы к познавательному развитию дошкольников:

1) Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С.Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002;

2) Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.

- изучить и осуществить выбор педагогических методик и технологий по математическому  развитию с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы:

1) Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996;

2) Михайлова З.А., Вербенец А.М., Полякова М.Н.: Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

- разработать дидактические  игры на основании методических  пособий:

1) Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016;

2) Узорова О.В., Нефедова Е.А.: 350 упражнений для развития логики и внимания. – М.: АСТ, 2017;

3) Стеф Хинтон Давай учиться! Числа + наклейки. – М.: Клевер Медиа Групп, 2015.

В течение года


3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработать учебно-методический комплект, включающий:

  1. Картотеку «Математические игры», в которую входят:

- игры с цифрами и числами;

- игры-путешествия во времени;

- игры на ориентировку в пространстве;

- игры с геометрическими фигурами;

- игры на развитие логического мышления.

  1. Сенсорные игры  «Разноцветные коврики», «Узнай по форме», «Составь узор», «Волшебные картинки» и др.
  2. Сюжетно-ролевые игры «Полет в космос», «Путешествие в Цифроград» и др.
  3. Дидактические игры «Какой цифры не стало», «Что изменилось», «Путаница», «Соседи числа», «Соберём урожай» и др.
  4. Игровые упражнения, основанные на самоконтроле и самооценке: «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний», «Волшебный мешочек», «Кто где стоит».
  5.  Математические задания «Считай, не ошибись», «Продолжи ряд», «Найди одинаковые  фигуры».
  6. Развивающие игры «Найди, кого загадали», «Какие числа спрятаны в рисунках», «На что похоже», «Хитрые картинки».
  7. Конспекты НОД «В гости к Фее Математике», «Рассеянный художник», «Незнайка в стране знаний» и др.
  8. Развлечения, праздники «В гостях у чисел», «Весёлые роботы», «Математический калейдоскоп».

10. Рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Математические игры с картинками», «Что такое логическая игра?», «Коллекционирование с дошкольниками», «Считаем с детьми на кухне»  и др.;

- буклеты, папки-передвижки «Как развить познавательный интерес у ребенка?», «Развивающие игры для детей».

В течение года

4.

Проектирование деятельности

- разработка проектов по математическому развитию: «Волшебный круг», «Занимательные квадраты», «Семь чудес света», «Математические коллажи»;

- разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования.

В течение года

5.

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

  1. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

- проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты;

- оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддерживание

доброжелательных отношений воспитанников  друг к другу;

-  поддерживание взаимодействия воспитанников  друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

В течение года

2.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

проведение совместно с родителями и для родителей:

-образовательных мероприятий «Хочу всё знать!», «Вместе весело творить!», «В мире математики»;

-  развлечений и досугов «Путешествие в Африку», «Математический праздник» и др.;

-мастер-классов: «Развивающие сенсорные  игры», «Формирование математической культуры дошкольников»;

- собраний в клубе «Родительская школа».

3.

Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования

подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников:

- с СОШ: «В гостях у школы», «Первоклассники», «Сундук знаний»;

- с библиотекой: «Мир удивительных историй», «Книжкина неделя», «Учимся считать»,  интерактивная игра «Что? Где? Когда?».

- со школой искусств: «Путешествие в мир музыки и чисел», «Математическая  гостиная».

  1. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- оформление развивающих зон в группе и зон познавательной  направленности: «Центр волшебных дел», «Юные ученые», «Играем в школу», «Здравствуй, книжка», «Городок безопасного движения»;

- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм математического характера;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме;

- пополнение аудиотеки и видеотеки по познавательному развитию дошкольников.

4. Модуль «Обобщение результатов»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

 представление опыта в форме:

- проектов «Волшебный круг», «Занимательные квадраты», «Семь чудес света», «Математические коллажи»;

- презентаций «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста», «Дидактические игры по формированию математических представлений у дошкольников»;

- выступлений «Сюжетно-ролевые игры как средство математического развития  детей дошкольного возраста»,  «Организация развивающей предметно-пространственной среды в  группе по математике»;

- проведения непосредственно образовательной деятельности;

- публикаций «Развитие математических способностей  воспитанников посредством коллекционирования», «Эффективные методы взаимодействия по развитию познавательной активности дошкольников».

Литература:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научная и методическая литература:

  1. Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
  2. Белошистая А. В.  Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  4. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  6. Губанова  Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
  7. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
  8. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
  9. Ельцова О.М., Терехова А.Н. «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками» // Начальная школа №1, 2011.
  10. Компетентностная модель дошкольного образования: Монография / Л.В.Трубайчук, Л.Н.Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П. Мальтиникова и др. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.
  11. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002.
  12.  Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
  13.  Михайлова З.А., Вербенец А.М., Полякова М.Н.: Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
  14. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  15. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
  16.  Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  17.  Стеф Хинтон Давай учиться! Числа + наклейки. – М.: Клевер Медиа Групп, 2015.
  18.  Узорова О.В., Нефедова Е.А.: 350 упражнений для развития логики и внимания. – М.: АСТ, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»

Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2021-2022г

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими сл...

План работы по самообразованию на 2021г.«Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ»

laquo;Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ» план по самообразованию...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Пахомовой А.А. Тема:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Пахомовой А.А.Тема:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»...

План работы по самообразованию Тема: «Подвижные игры и двигательные задания с мячом спортивной направленности как средство развития телесной и ручной ловкости у детей в подготовительной группе».

Я считаю, что в общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, фор...