Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей» Тема практики: использование технологии «Река времени» для приобщения детей к ценностям российского народа.
учебно-методический материал
Федеральный этап профессионального конкурса в рамках марафона «В авангарде детства»
Всероссийский фестиваль
«Воспитатели России: познавательное развитие детей»
Тема практики: использование технологии «Река времени» для приобщения детей к ценностям российского народа.
Участник: Долгова Елена Владимировна
Педагог дополнительного образования
МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска
2024г.
«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры». Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Позвольте начать с рассказа о том, как уже два года я углублённо, приобщаю детей к русской народной культуре и традициям русского народа согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, а с сентября 2023 года, согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Ведь патриотизм надо прививать с раннего детства, а родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Помогает мне в этом технология «река времени».
Путешествия «по реке времени» - одна из наиболее эффективных и доступных для дошкольника технологий, на основе понимания исторического времени – от прошлого к настоящему. Её автором является Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
Надежда Александровна предложила использовать длинный лист, обозначающий реку, символизирующий линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с понятными детям названиями. Например: «древность» - «старина» - «наше время». Моё пособие - это река времени, для изучения предметов художественного развития, оформлена в виде папки передвижки. Тематику и остановки легко можно поменять согласно изучаемой теме. Одна сторона пособия, демонстрационная. Она всегда направлена на зрителя, на детей. Оборотная сторона, моя помощница, на ней располагаются кармашки, с карточками для занятия. То, что будем изучать, начиная с глубины веков и до нашего времени.
Каждая остановка во времени обозначена «меткой». У нас такими «метками» являются: древность, старина, прошлое, настоящее, время инноваций (современное настоящее).
Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются, то есть, заполняются материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение подкрепляются реальными вещами, которые можно исследовать.
Технология строится на следующих принципах:
- Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
- Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
- Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Формирование картины мира - процесс длительный, который осуществляется на протяжении всей жизни. Технология «путешествие по реке времени» позволяет сделать этот процесс ярким и эмоционально насыщенным. Научить детей, бережно относится не только к предметам рукотворного мира, но и к истории, культуре поможет технология «Река времени».
Путешествуя по реке времени, мы с ребятами путешествовали в глубину веков, окунулись в историю возникновения и легенды Русского декоративного искусства; подробно изучили историю происхождения Русской матрёшки, узнали, что этот Русский сувенир, достаточно молодой; прошли этапы эволюции кисти для рисования, начиная с глубокой древности и до современных кистей.
Мой опыт работы показывает, что технология «Река времени» дает положительные результаты в художественно-эстетическом развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию познавательной деятельности дошкольников.
Помогает воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, приобщает к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России.
Дети стали более открытыми, инициативными, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать, придумывать. Всё это в целом влияет на их интеллектуальное развитие.
Технологическая карта НОД
в подготовительной группе
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция видов деятельности: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Вид занятия: занятия по ознакомлению с искусством и развитию изобразительной деятельности.
Формы организованной образовательной деятельности: подгрупповая. Рисование, изготовление сувенира.
Вид детской деятельности: изобразительная деятельность – декоративное рисование.
Культурно-смысловой контекст – детская цель: декоративное оформление костюма Матрёшки.
Цель: формировать представление детей о народной игрушке – матрёшке, её истории. Освоение умений изображать декоративный узор на силуэте матрёшки.
Задачи: Образовательные:
- закрепить знания об истории Русской Матрёшки;
-формирование навыков работы с акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш, развитие интереса к художественной деятельности;
- закрепить знания о нетрадиционной технике рисования – акварельные карандаши и кисть аква-браш;
Развивающие:
- развивать внимание, мелкую моторику;
- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;
Воспитательная:
- продолжать прививать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;
- прививать аккуратность в работе;
- получать удовольствие от работы и результата работы;
Материалы и инструменты:
Демонстрационные:
- методическое пособие «Река времени», игрушка Матрёшка;
Раздаточные:
- заготовки матрёшек на каждого ребёнка;
Инструменты на каждого ребёнка:
- цветные акварельные карандаши и кисть аква-браш;
- салфетки.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1.Вводно- организационный момент (1 минуты) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к проведению мероприятия. | Чтение стихотворения: Матрешка — древняя краса | Внимательно слушают
| Словесный
| Психологическая готовность к занятию |
2.Проблемная ситуация (1 минуты) | Организация направленного внимания | Наводящие вопросы: Ребята, скажите, о ком это стихотворение? - Правильно ребята. Матрёшка является символом народной культуры нашей страны России. Она является носительницей доброты и любви. - А вы знаете где родилась матрёшка?
| Отвечают на вопросы | Словесный
| Внутренняя мотивация на деятельность
|
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.Мотивационно-побудительный. (3 минуты) | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. | Я предлагаю вам отправиться со мной в прошлое, по реке времени. И узнать, как это было… Вы согласны? (Демонстрация пособия «Река времени) - Прибываем на первую остановку «старина». 135 лет назад. - Хоть матрёшка и стала символом нашей страны, её корни отнюдь не русские. Прообразом стала фигурка дедушки, в котором помещалась вся его семья, привезли её из страны Японии. Посмотрите, как выглядела эта фигурка. - Первая матрешка в России появилась в конце XIX века, в городе Сергиевом Посаде. Это была румяная девица-красавица с петухом в руках. Давайте рассмотрим её наряд. Какими элементами он украшен? - Поплыли дальше. Прошло 20 лет. И мы прибываем на станцию прошлое. Матрёшки начали появляться в разных городах. (рассматриваем элементы росписи каждой матрёшки) Матрёшка Тверская, Семёновская, Вятская, Полхов-Майданская, и у каждой была своя уникальная роспись. Посмотрите, как отличается их наряды. Обратите внимание, что узор располагается в центре наряда.
| Дети внимательно слушают историю матрёшек путешествуя по реке времени.
Дети описывают элементы наряда матрёшек.
| Наглядный, словесный | Изучение истории, сравнивание росписей |
2. Открытие детьми новых знаний (3 минуты) | Формирование умений слушать и руководствоваться пояснениями взрослого | - Ребята, мы с вами отправляемся на последнюю остановку. Время инноваций. Это остановка современного настоящего. На этой остановке нас ждут пассажиры, крошки-матрёшки. Но почему они не весёлые. Как мы сможем им помочь? А сейчас закроем глаза и представим каждый свою матрёшку, какими узорами украсим наряд матрёшек. Это могут быть цветы, небывалой красоты, кружочки большие и маленькие, прямые и волнистые линии. Представили? Открываем глаза. А украшать наряд вы будите волшебными карандашами. Про волшебное свойство карандашей, вы ребята, узнаете чуть позже, когда нарядите свою матрёшку. Мы с вами поговорили, а теперь отдохнём, Встанем, глубоко вдохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать Руки вниз и вверх поднять. Плавно руки опустили, всем улыбки подарили. Сели тихо и опять будем с вами рисовать! | Внимательно слушают.
Дети представляют, фантазируют над нарядом своей матрёшки.
Дети повторяют физические упражнения, физминутка.
| Словесный, Наглядный, игровой | Готовность к предстоящей деятельности.
Знакомство с новыми средствами изображения |
3. Самостоятельное применение нового на практике (9 минут)
| изображать декоративный узор на силуэте матрёшки в стиле авторской росписи новыми материалами | Приступаем к работе. А чтобы было интереснее, работать будем под русскую народную музыку. (Во время практической деятельности оказываю индивидуальную поддержку, смотрю за осанкой) - Пришло время волшебства, поколдуем, ребята?! -Раз, два, три волшебная кисть, карандаш в краску преврати! - Посмотрите, какая необычная кисть. - Перед началом рисования возьмём кисть над салфеткой, берём все вместе, немного надавили, упала капля воды, всё, кисть готова к работе. Посмотрите (демонстрирую техники) я провожу кисточкой по рисунку, и они превращаются… в краску. Сначала работаем с одним цветом, получается волшебство? Перед тем как обводить другой цвет, вытираем ворс кисти об салфетку. Приступаем к работе.
| Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку
| Практический
Сюрпризный момент | Закрепление на практике пользоваться акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш |
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия (2 минуты) | Оформление выставки | - Ребята, где мы сегодня путешествовали? Про кого узнали? Кому мы сегодня помогали? Помогли? Чем мы раскрашивали матрёшку? Вам понравилось работать волшебной кисточкой?
| Ответы на поставленные вопросы | Словесный, наглядный | Умеют анализировать собственную деятельность на занятии. |
Рефлексия (1 минуты) | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. | Давайте рассмотрим работы. Несите своих матрёшек. Какая работа получилась самая яркая? А какая самая аккуратная? Вы все большие молодцы. Вам понравилось занятие? Если понравилось, то возьмите весёлый смайлик, а если не понравилось, возьмите грустный смайлик. Покажите свои смайлики.
| Изучение работ на выставке
Ответ на поставленные вопросы, диалог | Словесный, наглядный | Умеют анализировать собственную деятельность на занятии. |
Самоанализ занятия
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Мною была поставлена цель: формировать представление детей о народной игрушке – матрёшке, её истории. Освоение умений изображать декоративный узор на силуэте матрёшки.
Цель занятия направлена на решение следующих задач:
Образовательные:
- закрепить знания об истории Русской Матрёшки;
-формирование навыков работы с акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш, развитие интереса к художественной деятельности;
Развивающие:
- развивать внимание, мелкую моторику;
- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;
Воспитательная:
- продолжать прививать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;
- прививать аккуратность в работе;
- получать удовольствие от работы и результата работы;
Создание познавательной атмосферы на занятии: все части занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме, связаны друг с другом. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей: познавательное развитие (ознакомление с историей возникновения матрёшки); социально-коммуникативное развитие (участие в общей беседе); художественно-эстетическое развитие (декоративное оформление наряда Матрёшки, совершенствование умений работы с новыми средствами изображения: акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш, под русскую народную музыку); физическое развитие (динамическая пауза во время проведения физминутки). Использовала на занятии разнообразные виды деятельности: чтение стихотворения, беседу, в ходе которой ознакомила детей с историей возникновения и развития матрёшек путём путешествия по реке времени, двигательную активность, самостоятельную изодеятельность. Что обеспечило стабильность учебно-познавательной сферы.
Применяемые методы и приёмы обучения: для решения задач, поставленных к занятию, я использовала следующие методы: наглядный (демонстрация пособия «Река времени», демонстрация образцов, показ способа использования средств изображения); словесный (рассказ, беседа); игровой (сюрпризный момент - появление гостьи Матрёшки, проведение физкультминутки); практический (экспериментирование в работе с новыми средствами изображения).
Взаимодействие педагога и детей: дети охотно вступали в диалог, отвечали на поставленные вопросы. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Детей подбадривала, хвалила.
Речь педагога: Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, формулировала вопросы, побуждающие к совместному диалогу, к творчеству. Свои высказывания строила доступно для понимания детей.
Воспитывающая сторона занятия: на занятии использовала наглядное пособие «Река времени», которое было эстетически оформлено. Старалась своей речью и поведением служить примером для воспитанников.
Контроль и коррекция деятельности детей: во время выполнения практической части следила за правильной посадкой и сохранением осанки.
Результативность занятия: материал занятия усвоен детьми, закреплён с опорой на продуктивную деятельность.
Анализируя проведённое занятие могу сказать, что содержание соответствовало теме занятия, поставленные задачи были выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irk_gorod_biryusinsk_dolgova_50.pdf | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о
1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...
"Нравственные ценности российского народа"
Материал статьи посвещен такому важному вопросу в формиовании патриотизма у обучающихся как духовно-нравственным ценностям народа, и может быть использован как на уроках обществознания, так и на...
Практика использования технологии шестиугольного обучения
Метод шестиугольного обучения напрален на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия ...
Конспект урока и слайдовая презентация по курсу ОДНКНР по теме "Духовно-нравственные ценности российского народа"
Материал урока разработан в соответствии в новой Федеральной программой основного общего образования по учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России".Тематический блок...
Духовно-нравственные ценности российского народа
рабочий лист по теме: "Духовно-нравственные ценности российского народа"...
Воспитатель года 2024 "Мастерская педагога". Создание мини-музея используя технологию река времени
laquo;Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры». Дмитрий Сергеевич Лихачёв....
«Лучшая практика патриотического воспитания в детском саду» Конспекты занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством с помощью технологии «Река времени»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 5 г. Бирюсинска «Лучшая практика патриотического воспитания в детском саду&raqu...