конспект урока по развитию речи в 10 классе "Озеро-легенда"
план-конспект урока (10 класс) по теме
"Озеро - легенда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsya_i_tsya_-_kopiya.ppt | 798.5 КБ |
ozero-legenda_-konspekt_uroka_razvitie_rechi_v_10kl_uchashchiesya_s_tyazhelymi_narusheniyami_rechi.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Байкал- самое глубокое (до 1620 м.) озеро на земле
Шаманский камень
Не покладая рук Не покладая рук Не покладая рук В черном теле Трудиться без устали Тяжкий труд Не покладая рук Бездельничать Проматывала Растрачивала Проматывала Растрачивала Экономить
Чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!» Чайки кричали каждый раз, чтобы Ангара обернулась. Это про нее говорят буряты, что дочка разоряет старика Байкала.
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Класс 10 «Б»
Тема «Озеро – легенда»
Цель: Подготовить учащихся к изложению по тексту А.П. Муранова «Голубые очи планеты». Закрепить навыки речевой деятельности по написанию изложения
Задачи:
Образовательная: подготовить учащихся к изложению, развить умения работать над текстом - повествование
Коррекционно-развивающая: развивать связную устную речь, обогащение словарного запаса
Воспитательная: воспитание патриотического чувства и любви к родной стране.
Оборудование: презентация
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Мотивационно-мобилизующий этап
Подготовка к работе на уроке. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Гляжу, не нагляжусь на русское раздолье,
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,
И детства боль, и в небе журавли…
Россия, Россия – нет слова красивей.
Любуюсь я тобой, дыханье затая,
Россия, Россия, Отчизна милая моя! (1 слайд)
Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусственная природа. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.
- В каком государстве мы живем?
Мы живем в стране — Российская Федерация.
Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия.
Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.
(2 слайд)
- Подготовка к активной учебной деятельности
Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.
Учитель: Об одном из озер России сложено много легенд, песен, сказаний, передающихся из поколения в поколение. И вот сегодня мы вами познакомимся с одной из легенд о прекрасном озере.
(3 слайд)
Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Озеро-легенда».
- Догадались ли вы о каком озере пойдет речь?
БАЙКАЛ
Прослушайте стихотворение ОБОРИНА НИКОЛАЯ
Окруженный стеной-стражей скал,
В зимний сон погрузился Байкал,
Крепко лютыми вьюгами скованный.
Даль кругом, необъятная даль!
Лед сверкает как чистый хрусталь..
Спит Байкал – богатырь заколдованный…
(4 слайд)
Считается, что название озера произошло от якутских слов «бай» («богатый») и «кель» («озеро»).
Байкал по своим размерам не уступает многим морям.
В нем сосредоточено 20% всего мирового запаса пресной воды.
Озеро, расположенное в горах в центре Азиатского континента, — удивительное по красоте, уникальное по объёму и качеству воды, — является национальной гордостью нашей страны.
(5 слайд)
- Подготовка к восприятию текста
- Уточните значение слов
ЛЕГЕНДА - Поэтическое предание о каком-н. историческом событии.
БОГАТЫРЬ - Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.
БЕЗУТЕШНЫЙ - Не находящий утешения, неутешный. Безутешная печаль
ПРИХОТЬ - Капризное желание, причуда.
АРТЕРИЯ - 1. Кровеносный сосуд, проводящий кровь от сердца ко всем органам и тканям тела. 2. перен. Путь сообщения (высок.). Водные артерии страны.
- Знакомство с текстом
Учитель читает выразительно текст. (Тексты на столах)
- Исследовательский этап (работа с текстом).
- Тип текста (повествование)
Тип речи | Отвечает на вопрос |
Описание | Каков? Какой предмет? |
Повествование | Что? Где? Когда? С кем произошло? |
Рассуждение | Почему автор утверждает что-то? |
- Как озаглавим текст? «Озеро-легенда», «Легенда о Байкале» и др.
- Главная мысль текста
Главная мысль этого текста — народ очень поэтично относится к окружающему его миру и выражает свою любовь к нему в легендах и сказаниях. Автор показывает, с какой любовью люди относятся к огромному озеру Байкал и бурной реке Анкаре; они сравнивают озеро и реку с людьми, наделяя их человеческими качествами.
- Выписать образ отца и дочери Ангары.
Отец | Дочка Ангара | ||
Разъяренный Старый Богатырь Суровый Разбушевавшийся | Ковыров Черняев Солодов Константинов | Молодая Красавица Стремительная Транжира (расточительница) Беглянка | Шишкина Холодцов Антохин Федоров |
- Проследить связь предложений в тесте
Синоним | Фразеологизм | Антоним |
В черном теле Трудиться без устали Тяжкий труд | Не покладая рук | Бездельничать |
Проматывала Растрачивала | Бросала на ветер Пускать на ветер | Экономить |
- Работа с предложениями с прямой речью
Чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» | Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!» |
Чайки кричали каждый раз, чтобы Ангара обернулась. | Это про нее говорят буряты, что дочка разоряет старика Байкала. |
- Составление цитатного плана текста
1 | Широкая известность Байкала. | Черняев Антохин |
2 | Древняя легенда. | |
3 | Жил суровый Байкал с красавицей дочерью Ангарой | |
4 | Трудятся без устали 336 сыновей | Ковыров Константинов |
5 | Все проматывала сестра | |
6 | Тоска Ангары в подводной темнице о юном богатыре Енисее | |
7 | Освобождение Ангары | |
8 | Погоня за беглянкой. (6 слайд) | Солодов Федоров |
9 | Смертоносные посланцы | |
10 | Путь влюбленных к Студеному морю | |
11 | Легенда переплетается с былью | Шишкина Холодцов |
12 | Река Ангара – полноводная артерия |
- Подведение итогов урока
- О чем нам повествует легенда?
Учитель: Делим текст на четыре части и подготовимся к пересказу каждой из них Выставление оценок
- Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида
Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках по всем учебным дисциплинам и во внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...
Конспект урока по развитию речи на тему "Мебель"
Коррекционный урок по развитию речи в 3 классе...
Конспект урока по развитию речи на тему "Зимние забавы детей"
Конспект урока разработан для учащихся 4 класса коррекционных школ VIII вида...
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...
Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)
Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...