Социализация учащихся коррекционной школы-интерната.
статья (9 класс) на тему
Направления работы педколлектива по социализации детей с особыми возможностями здоровья.
Органы самоуправления в школе-интернате VIII вида.
Использование возможностей городской инфраструктуры для адаптации воспитанников школы-интерната.
Влияние педагогов на развитие личности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт социализации воспитанников школы-интерната VIII dblf | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урал: развитие культурно-образовательной
среды региона в условиях
социального многообразия.
Поиск продуктивной концепции
приобщения «интернатного» человека (ребенка)
к культуре, его социализация в условиях города.
Директор МКС(К)ОШИ № 31
Заслуженный учитель РФ
Панков В.В.
Необычность названного термина – «интернатного» человека- поразила меня при знакомстве с авторскими работами педагогов Алтайского края. Незамысловатое определение – интернатный – несет в себе жалостливые нотки серого, убогого, несвободного существования человека; это и своего рода клеймо, ограничивающее возможности и перспективы развития ребенка, как в прошлом, так и в будущем. Существует в народе и такое убеждение, что «нтернатский» – лишенный родительского внимания и заботы, отданный на попечение равнодушным воспитателям, отбывающим свое рабочее время рядом с детьми, но не «вместе» с ними.
Мой опыт работы в коррекционной школе-интернате VIII вида, где живут и получают образование дети с ограниченными возможностями здоровья, по старому- с недостатками умственного и психического здоровья, не разубедил меня в том, что сказанное мной выше – это неполная правда.
Школьный коллектив – это «гремучая смесь» таланта и лени, упорства, доброты, подлости и коварства (и это можно сказать не только в адрес воспитанниках, но и взрослые этим страдают!)
Становление таких детей обычно происходит в неоптимальных общественных условиях. Пороки общества легко читаемы в характеристиках и поведении подрастающего человека (личности).
Поэтому в своем коллективе мы стараемся не упускать время, и проводим успешную корректировку оптимизации жизненного пути своих воспитанников.
Ослабленным звеном в союзе «школа- семья- общество» выглядит семья: родители пренебрегают морально-этическими нормами, не стремятся работать(пытаются прожить на пособия), их образ жизни негативно влияет на детей – но среднестатистическая российская семья, несмотря на ее трансформацию, все же остается самым значимым субъектом воспитания.
И здесь проявляет себя одно из противоречий – мы ( педагоги) рассчитываем на то, что семья транслирует социо культурный опыт детям, начиная с ранних лет развития, однако в школу приходят первоклассники (дети нового приёма) , неподготовленные, отстающие в социальном и культурном развитии, практически до 60% этот опыт усвоили неактивно, недостаточно
При всём позитиве, с которым мы обращаемся к родителям за союзом в воспитании учеников, ответная реакция –и это в лучшем случае- лёгкий штиль. Однако, приходится признать, что родительское воздействие осуществляется непрерывно, осознанно или стихийно. И это приводит к не планируемым результатам в школьном возрасте.
Семья-это первая проба отношений с разными людьми ( об этом часто мимоходом говорят на встречах узнаваемые люди, например Асмолов А. Г., доктор психологических наук , 4.10.2012. О личных детских впечатлениях!) Именно в ней формируются представления ребёнка о добре и зле, чести и совести. В родительском окружении у ребёнка развиваются чувства любви, дружбы, долга, ответственности и справедливости. Однако таких цельных и успешных семей у нас совсем мало. Влияние школы на родительство весьма ограничено, особенно в коррекционной школе. Хотя наблюдения показывают, что наши родители всё больше и больше нуждаются в помощи педагогов и психологов.
По мнению Р.В. Овчаровой , будущее общества – это сегодняшнее состояние родительства. (Овчарова Р.В. Психология родительства/-М.:Издательский центр «Академия»,2005.-368 с.)
Объективно оценивая возможности учащихся начального звена на регулярно проводимых ПМП-консилиумах, мы определяем программу индивидуального развития ребенка в 1-4, 7-9 классах, и формируем воспитательные программы на каждый класс – все это, по нашему убеждению, влияет на социальное самочувствие личности (ученика).
Воспитательная программа, как забытая многими сейчас- канва, на которую накладываются цветные краски нитей, сплетаемых замечательными воспитателями, (такими как Полякова А.А. – отличник народного образования, Булатова А.А. – отличник народного образования). От таких, универсальных по своей подготовке и интересам людей, во многом зависит успех культурной социализации воспитанников интерната. Они владеют детской стихией, они тверды и последовательны, терпеливы в своем старании перевести культурное качественное состояние личности и всей группы в целом в другое качество, с иным нормативно-ценностным содержанием. Они добиваются того, что большинство членов их детского коллектива усваивают духовный и социальный идеал посредством участия в воспитательной работе не только своей группы, но и выходом на школьный уровень. Таким педагогам удается реально управлять вектором воспитания.
Говоря о содержании воспитания, вынужден признаться , что мы учитываем не только позитивные ценности , но и те, которые определяют сегодня настроение общества. Они также влияют на вектор воспитания: теперь мы, что называется, воочию, ощутили на себе все прелести общества потребления: мощные жернова капиталистического, « нового порядка», меняют отношения людей. Обнажились моральные пороки: зависть, чванство, корысть и прочие. Возникает напряжение в воспитательно-образовательной среде и в связи с достижениями научно-технического прогресса. Педагог вынужден искать и находить ключи решения всё новых проблем воспитания, которые не просто стучатся в двери школы, а уже освоились в школьных коридорах (сотовые телефоны, ненормативная лексика, употребление пива, курительных смесей, криминализация отношений -«поставить на счетчик», «опустить». Все эти попытки переноса «уличного беспредела» в школу нуждаются в педагогической и правовой регулировке.
Что мы можем противопоставить неблагоприятной природе развития учащихся в условиях современной «новой» школы, какую концепцию исповедуем, через какой полигон проходят наши будущие выпускники:
- Первое. Приобщение их к участию в самоуправлении и соуправлении.
В школе работают советы с участием воспитанников:
*Ученический комитет самоуправления.
*Совет профилактики с представителями ПДН.
*Управляющий совет школы ( с равной долей учащихся, педагогов в нем)
(Назвал только три важнейших совета, а действительно работают более десятка- вправе и сегодня наше учреждение называть « советским»!)
-Второе. Модель выпускника школы-интерната. Мы сверяем результаты воспитательной работы с моделью. С каким багажом должны привести наших воспитанников на порог выпуска ? Разработчик модели выпускника социальный педагог Заикина Н.Н., отличник народного образования.
Ежегодно мы отслеживаем уровни воспитанности ,как говорится , измеряем температуру среднюю по учреждению. (по критериям А.К. Макаровой). Анализируем продвижение развития детей. Первоначально отмечаем, что многие закрыты для развития, не принимают советов окружающих и педагогов, затрудняются не только в ориентировке в новых социальных условиях, но и в традиционных, что имели ранее в семье. Проявляют свою трудновоспитуемость – неконтактность, выраженную агрессивность по отношению к другим детям и взрослым, вредные привычки, склонность к бродяжничеству, правонарушениям. Постепенно результаты меняются, есть, конечно, исключения.
Особое внимание уделяем другой стороне - уровню воспитуемости, восприимчивости обучающихся к тому, что им предлагает школа-интернат.
Коллективом педагогов и старших учащихся достигнуто общее понимание, что важнее всего добиться в ходе многолетней воспитательной работы – способности отзываться на переживания других, правильно реагировать на поведение соучеников, усваивать нравственные и моральные нормы. Короче говоря, достичь проявления каждым реальной эмпатии.
- Третье. Своевременное обновление Программы воспитательной работы, целеполагание. Перечислю некоторые, в порядке времени их реализации.
Программа гибкой допрофессиональной подготовки учащихся в условиях города с развитым производством и сферой обслуживания (1991-1996 годы),Программа «Школа оздоровления коллектива» ( 1997- 2002 годы),
Программа « Мы – олимпийцы». «Самоуправление. Инициатива. Результат.» « Проектная деятельность коллектива . Златоуст- наша малая родина»,«Музейная деятельность как форма приобщения учащихся к истории города, его культуре и достижениям»
( Практически ежегодно вносим обновления в действующую программу воспитания!)
- Четвёртое. Современный учитель- гордость школы, города Златоуста. Участие в конкурсе « Учитель года» в разных номинациях . Партийный проект «Народный учитель» . Награждены Грантом Главы города. Традиционные зональные (Горно – заводская: От Уйска до Аши, Трёхгорный) семинары для коррекционных учреждений. Педагогический коллектив ежегодно в апреле проводит открытый отчёт своих творческих достижений, обновляет свой профессиональный инструментарий, получает экспертную оценку достижений ( успехов).
- Пятое. Участие в городской жизни. Златоуст – город с интересной судьбой и традициями- отпраздновал своё 255-летие.
Работа по договорам с соцкультучреждениями: Управление культуры, социальной защиты, здравоохранения, с детской библиотекой, спортивной школой.
Секции и кружки от Домов творчества, школы искусств, дома юных техников, от шефствующего предприятия .
Театральные уроки в театре «Омнибус», новогодний праздник в театре. Выпускные вечера в кафе. Трудовые бригады летом.Акции и праздники. Конкурсы.Экскурсии, городские соревнования и конкурсы.
Особо хочется отметить старания фонда «Лучики детства», их интересные театрализованные программы 3 раза в год, стали настоящими ожидаемыми праздниками для детей и родителей ( и они так работают со всеми интернатами и детскими домами области!).
- Шестое. Дом добра и уюта. Эмблема, гимн.
Учащиеся демонстрируют правильное, осознанное поведение в разных социальных ролях, потому что квалифицированно проводятся уроки СБО ( социально- бытовая ориентировка, учителя Сарычева С.В., Шадрина Н.П.), технологии (Субач С.Л.,Филатова Т.В., Ширяев В.А.). Они умеют быть рабочими по востребованным профессиям, и бригадирами , пассажирами и покупателями, готовы к домашним обязанностям и поддерживать свой быт. Не уронят достоинства в театрах и кафе, они спортивны и трудолюбивы, знают правила поведения в учреждениях, в транспорте, на дороге.
Социализация начинается с раннего детства (когда на 70% формируется человеческая личность) и продолжается всю жизнь, люди осваивают множество социальных ролей. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В этом незащищённом возрасте есть опасность возникновения проблем социализации и значительных потерь в формировании личности. Многое делаем для того, чтобы и после выпуска процесс социализации продолжался.
Всё в нашей «интернатской жизни» располагает детей к гражданскому самоопределению. За годы учёбы воспитанники проходят большую школу общественного взаимодействия, приобретают социальный опыт , будучи включёнными в систему коллективного общественно-полезного труда, допрофессиональной трудовой и спортивно-физкультурной подготовки.
В нашей концепции мы опираемся на идею присутствия инерции системы ценностей , мы стараемся сохранить баланс традиционного и инновационного в своей работе: переход к обновлению воспитательной системы для коллектива всегда обусловлен достигнутыми результатами и проявившимися противоречиями.
Рассматриваем воспитание как составную часть процесса социализации, посредством которого целенаправленно передаются этические нормы и правила достойного поведения.
С социализацией тесно связана инкультурация- продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры.
Подводя итог сказанному, перечислю особенности нашей концепции социализации воспитанников интерната:
1.Формирование и совершенствование воспитательной системы с учётом возможностей школы, семьи, ребёнка , в условиях современной культурно-образовательной среды.
2.Стимулирование профессионального роста педагогов и их влияния на развитие воспитанников.
3.Адресная социализация учащихся в контурах школы-интерната и за её пределами посредством участия в общественной жизни, выбора профессии, осознания своей социальной роли и своих возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Недостатки устной и письменной речи учащихся Леушинской специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида
Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся любой из школ являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют ов...
Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"
Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....
Индивидуальный план работы по привитию санитарно-гигиенических навыков с учащимися коррекционных школ-интернатов 8 –вида со сложной структурой дефекта.
Привитие основ трудовых навыков...
Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».
“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...
Проект: «Развитие творческих способностей у учащихся коррекционной школы - интерната».
Описание материала: предлагаю вам проект «Развитие творческих способностей у учащихся коррекционной школы - интерната». Данный проект разработан с использованием здоровьесберегающих технол...
"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"
quot;Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"...
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...