Социализация учащихся коррекционной школы-интерната.
статья (9 класс) на тему

Направления работы педколлектива по социализации детей с особыми возможностями здоровья.

Органы самоуправления в школе-интернате VIII  вида.

Использование возможностей  городской инфраструктуры для адаптации  воспитанников школы-интерната.

Влияние педагогов на развитие личности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урал: развитие культурно-образовательной

среды региона в условиях

социального многообразия.

Поиск продуктивной концепции

приобщения «интернатного» человека (ребенка)

к культуре, его социализация в условиях города.

Директор МКС(К)ОШИ № 31

Заслуженный учитель РФ

Панков В.В.

Необычность названного термина – «интернатного» человека- поразила меня при знакомстве с авторскими работами педагогов Алтайского края. Незамысловатое определение – интернатный – несет в себе жалостливые нотки серого, убогого, несвободного существования человека; это и своего рода клеймо, ограничивающее возможности и перспективы развития ребенка, как в прошлом, так и в будущем.  Существует в народе и такое убеждение, что «нтернатский» – лишенный родительского внимания и заботы, отданный на попечение равнодушным воспитателям, отбывающим свое рабочее время рядом с детьми, но не «вместе» с ними.

Мой  опыт работы в коррекционной школе-интернате VIII вида, где живут и получают образование дети с ограниченными возможностями здоровья, по старому- с недостатками умственного и психического здоровья, не разубедил меня в том, что сказанное мной выше – это неполная правда.

Школьный коллектив – это «гремучая смесь» таланта и лени, упорства, доброты, подлости и коварства (и это можно сказать  не только в адрес  воспитанниках, но и взрослые этим страдают!)

Становление таких детей обычно  происходит в неоптимальных общественных условиях. Пороки общества легко читаемы  в характеристиках и поведении подрастающего человека (личности).

Поэтому в своем коллективе мы стараемся не упускать время, и проводим успешную корректировку оптимизации жизненного пути своих воспитанников.

Ослабленным звеном в союзе «школа- семья- общество» выглядит семья: родители пренебрегают морально-этическими нормами, не стремятся работать(пытаются прожить на пособия), их образ жизни негативно влияет на   детей – но среднестатистическая российская семья, несмотря на ее трансформацию, все же остается самым значимым субъектом воспитания.

И здесь проявляет себя одно из противоречий – мы ( педагоги) рассчитываем на то, что семья транслирует социо культурный опыт детям,  начиная с ранних лет развития, однако в школу приходят первоклассники (дети нового приёма) , неподготовленные, отстающие в социальном и культурном развитии, практически до 60%   этот опыт усвоили неактивно,  недостаточно

При всём позитиве, с которым мы обращаемся к родителям за союзом в воспитании учеников, ответная реакция –и это в лучшем случае-  лёгкий штиль. Однако, приходится признать, что родительское воздействие осуществляется непрерывно, осознанно или стихийно. И это приводит к не планируемым результатам в школьном возрасте.

Семья-это первая  проба отношений с разными людьми ( об этом часто мимоходом говорят на встречах  узнаваемые люди, например Асмолов А. Г., доктор психологических наук , 4.10.2012. О личных детских впечатлениях!) Именно в ней формируются представления ребёнка о добре и зле, чести и совести. В родительском окружении  у ребёнка развиваются чувства любви, дружбы, долга, ответственности и справедливости. Однако таких цельных и успешных семей у нас совсем мало. Влияние школы на родительство  весьма ограничено, особенно в коррекционной школе. Хотя наблюдения показывают, что наши  родители всё больше и больше нуждаются в помощи педагогов и психологов.

 По мнению Р.В. Овчаровой , будущее общества – это сегодняшнее состояние родительства. (Овчарова Р.В. Психология родительства/-М.:Издательский центр «Академия»,2005.-368 с.)

         Объективно оценивая возможности учащихся начального звена на  регулярно проводимых ПМП-консилиумах, мы определяем программу индивидуального развития ребенка в 1-4, 7-9 классах, и формируем воспитательные программы на каждый класс – все это, по нашему убеждению,  влияет на социальное самочувствие личности (ученика).

Воспитательная программа, как забытая многими сейчас- канва, на которую накладываются цветные краски нитей, сплетаемых  замечательными воспитателями, (такими как Полякова А.А. – отличник народного образования, Булатова А.А. – отличник народного  образования).  От таких, универсальных по своей подготовке  и интересам людей, во многом зависит успех культурной социализации воспитанников интерната. Они владеют детской стихией, они тверды  и последовательны, терпеливы в своем старании  перевести культурное качественное состояние личности и всей группы в целом в другое качество, с иным нормативно-ценностным содержанием. Они добиваются того, что большинство членов их детского коллектива усваивают духовный и социальный  идеал посредством участия в воспитательной работе не только своей группы, но и выходом  на школьный уровень. Таким педагогам  удается реально управлять вектором воспитания.

Говоря о содержании воспитания, вынужден признаться , что мы  учитываем  не только  позитивные ценности , но и те, которые определяют  сегодня  настроение общества. Они также  влияют на  вектор  воспитания: теперь мы, что называется,  воочию, ощутили на себе все прелести общества потребления: мощные жернова капиталистического, « нового порядка», меняют отношения людей. Обнажились моральные  пороки:  зависть, чванство, корысть и прочие. Возникает напряжение в воспитательно-образовательной среде и в связи с достижениями научно-технического прогресса. Педагог вынужден искать и находить ключи решения всё новых проблем воспитания, которые не просто стучатся в двери школы, а уже освоились в школьных коридорах (сотовые телефоны,  ненормативная лексика, употребление пива, курительных смесей, криминализация отношений -«поставить на счетчик», «опустить». Все эти попытки переноса «уличного беспредела» в школу  нуждаются в педагогической и правовой  регулировке.

Что  мы можем противопоставить неблагоприятной природе  развития учащихся  в  условиях современной «новой»  школы, какую концепцию исповедуем, через какой полигон проходят наши будущие выпускники:

- Первое. Приобщение  их к участию в самоуправлении и соуправлении.

В школе работают советы с участием  воспитанников:

*Ученический комитет самоуправления.

*Совет профилактики с представителями ПДН.

*Управляющий совет школы ( с равной долей учащихся, педагогов в нем)

(Назвал только три важнейших совета, а действительно работают более десятка- вправе и сегодня наше учреждение называть « советским»!)

-Второе. Модель выпускника школы-интерната. Мы сверяем  результаты  воспитательной работы с моделью. С каким багажом должны  привести наших воспитанников на порог выпуска ?   Разработчик  модели выпускника социальный педагог Заикина Н.Н., отличник народного образования.

         Ежегодно мы  отслеживаем уровни  воспитанности ,как говорится ,  измеряем температуру среднюю  по учреждению. (по критериям А.К. Макаровой). Анализируем продвижение развития детей. Первоначально отмечаем, что многие закрыты для развития, не принимают советов окружающих и педагогов, затрудняются не только в ориентировке в новых социальных условиях, но и в традиционных, что имели  ранее в семье. Проявляют свою трудновоспитуемость – неконтактность, выраженную  агрессивность по отношению к  другим детям и взрослым,  вредные привычки, склонность к бродяжничеству, правонарушениям. Постепенно  результаты меняются, есть, конечно, исключения.

     Особое внимание уделяем  другой  стороне - уровню воспитуемости, восприимчивости обучающихся к тому, что им предлагает  школа-интернат.

Коллективом педагогов и старших учащихся  достигнуто общее  понимание, что важнее всего добиться  в ходе многолетней  воспитательной работы –  способности отзываться на переживания других, правильно  реагировать на поведение соучеников, усваивать нравственные и моральные нормы. Короче говоря, достичь  проявления каждым  реальной эмпатии.

- Третье. Своевременное обновление Программы воспитательной работы, целеполагание.  Перечислю  некоторые, в порядке   времени их реализации.

Программа гибкой допрофессиональной подготовки учащихся  в условиях города с развитым производством и сферой обслуживания (1991-1996 годы),Программа «Школа оздоровления коллектива» ( 1997- 2002 годы),

Программа « Мы – олимпийцы». «Самоуправление. Инициатива. Результат.» « Проектная деятельность коллектива . Златоуст- наша малая родина»,«Музейная деятельность как форма приобщения учащихся к истории города, его культуре и достижениям»

( Практически ежегодно вносим обновления в действующую программу воспитания!)

- Четвёртое.  Современный учитель- гордость школы, города Златоуста.  Участие в конкурсе « Учитель года» в разных номинациях . Партийный проект «Народный учитель»  . Награждены Грантом Главы города. Традиционные зональные (Горно – заводская: От Уйска до Аши, Трёхгорный)   семинары  для коррекционных учреждений. Педагогический  коллектив   ежегодно в апреле   проводит открытый отчёт своих творческих достижений, обновляет  свой  профессиональный инструментарий, получает экспертную оценку  достижений ( успехов).

- Пятое. Участие в городской жизни. Златоуст – город с интересной судьбой и традициями- отпраздновал своё 255-летие.

Работа по договорам с  соцкультучреждениями: Управление культуры, социальной защиты, здравоохранения, с детской библиотекой, спортивной школой.

Секции и кружки от Домов творчества, школы искусств, дома юных техников, от шефствующего предприятия .

Театральные уроки  в театре «Омнибус», новогодний праздник в театре. Выпускные вечера в кафе. Трудовые бригады летом.Акции и праздники. Конкурсы.Экскурсии, городские соревнования и конкурсы.

Особо хочется отметить старания  фонда «Лучики детства»,  их интересные театрализованные программы 3 раза в год, стали настоящими ожидаемыми праздниками для детей и родителей ( и они так работают со всеми интернатами и детскими домами области!).

- Шестое.  Дом добра и уюта. Эмблема, гимн. 

Учащиеся   демонстрируют  правильное, осознанное  поведение в разных социальных ролях, потому что квалифицированно проводятся уроки СБО ( социально- бытовая ориентировка, учителя Сарычева С.В., Шадрина Н.П.), технологии (Субач С.Л.,Филатова Т.В., Ширяев В.А.). Они умеют быть рабочими по  востребованным профессиям, и бригадирами , пассажирами и покупателями, готовы к домашним обязанностям и поддерживать  свой быт. Не уронят достоинства в театрах и кафе, они спортивны и трудолюбивы, знают правила поведения в учреждениях, в транспорте, на дороге.

Социализация начинается  с раннего детства (когда  на 70% формируется человеческая личность) и продолжается всю жизнь, люди осваивают множество социальных ролей. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В этом незащищённом  возрасте есть опасность возникновения проблем социализации и значительных потерь в формировании личности. Многое делаем для того, чтобы и  после выпуска процесс социализации продолжался.

Всё в нашей «интернатской жизни» располагает детей к  гражданскому самоопределению. За годы учёбы  воспитанники  проходят большую школу общественного  взаимодействия, приобретают   социальный опыт , будучи включёнными  в систему коллективного  общественно-полезного труда, допрофессиональной  трудовой и спортивно-физкультурной подготовки.

В  нашей концепции  мы  опираемся на идею присутствия инерции системы ценностей , мы стараемся сохранить баланс традиционного и инновационного в своей работе: переход к обновлению воспитательной системы для коллектива всегда обусловлен  достигнутыми результатами и  проявившимися противоречиями.

Рассматриваем воспитание как составную часть процесса социализации, посредством которого целенаправленно передаются этические нормы и правила  достойного поведения.

С социализацией тесно связана  инкультурация- продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры.

Подводя итог сказанному, перечислю  особенности нашей концепции социализации воспитанников интерната:

1.Формирование и совершенствование воспитательной системы с учётом возможностей школы, семьи, ребёнка , в условиях современной культурно-образовательной среды.

2.Стимулирование профессионального роста педагогов и их влияния на развитие воспитанников.

3.Адресная социализация учащихся в контурах школы-интерната и за её пределами посредством участия в общественной жизни, выбора профессии, осознания своей социальной роли и своих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недостатки устной и письменной речи учащихся Леушинской специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида

Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся любой из школ являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют ов...

Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"

Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....

Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».

“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...

Проект: «Развитие творческих способностей у учащихся коррекционной школы - интерната».

Описание материала: предлагаю вам проект «Развитие творческих способностей у учащихся  коррекционной школы - интерната». Данный проект  разработан с использованием здоровьесберегающих технол...

"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"

quot;Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"...

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...