Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"
статья на тему
Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение "Создание КРС - основа социализации школьников с ОВЗ" | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната
Манакова Л.А., учитель СБО
По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).
Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, сильно изменили взгляды общества на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Произошла и смена приоритетов в задачах коррекционной школы. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с ОВЗ.
Социальная адаптация, т.е. активное приспособление путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.
Дети с ОВЗ, воспитывающиеся в школах-интернатах, часто не имеют представлений о многих житейских, бытовых, семейных проблемах. Социально-педагогическая значимость этих проблем решается введением в учебный план коррекционной школы предмета «социально-бытовая ориентировка».
Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей правилам ведения семейного хозяйства, накопления представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт человек, накопления и анализа знаний, умений, опыта социального поведения и регуляции собственного поведения.
Планирование уроков СБО в школах-интернатах I вида происходит по программе Э.Н. Хотеевой «Социально-бытовая ориентировка» для 3-10 классов, М. «Просвещение», 2005г. Она логически продолжает программу по «Ознакомлению с окружающим миром» для подготовительных, 1, 2 классов (автор Э.Н.Хотеева).
Занятия по данной программе направлены на сокращение разрыва в речевом развитии глухих детей и их нормально развивающихся сверстников. Исходя из того, что трудности в общении с окружающими, которые испытывает ребёнок с нарушением слуха, влияют на формирование его личностных качеств, содержание курса социально-бытовой ориентировки предусматривает прежде всего усвоение знаний о себе как о человеке и личности в системе «я - общество».
Для обеспечения целенаправленного личностного развития детей, подготовки их к самостоятельной жизни программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, реализуется с учётом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей по следующим разделам работы:
- Познавательная культура.
- Нравственная культура.
- Трудовая культура.
- Профессиональная ориентация.
- Коммуникативная культура.
- Основы безопасности жизнедеятельности.
Выделение разделов достаточно условно, т.к. названные направления работы по СБО тесно связаны между собой и повторяются во всех годах обучения.
Предмет «социально-бытовая ориентировка» имеет межпредметные связи с технологией, историей, обществознанием, биологией, географией, литературой, математикой. И поскольку по СБО нет учебников, то при подготовке к урокам я использую учебники по вышеперечисленным предметам, на их основе готовлю презентации. Также использую данные справочной литературы, энциклопедий, словарей, законодательства РФ и т.д. Мне помогает при подготовке к урокам и то, что я работаю воспитателем в старших классах и точно знаю, что изучали воспитанники по разным предметам, могу опираться на их знания и умения, полученные на других уроках.
В разделе «Познавательная культура» изучаются темы «Имя, фамилия, возраст», «Моя семья: члены семьи, их имена» - 3 класс. В старших классах содержание этого раздела определяется темами «Слово – могучее средство общения», «Мудрость, ум, глупость», «Обращение в милицию, прокуратуру, суд», «О совести, самообладании и терпении», «Человек – творец самого себя» и т.д..
В разделе «Нравственная культура» мы начинаем с изучения тем «Правила поведения в школе и дома», «Поздравительные открытки». А в старших классах изучаются темы «Правила знакомства и приветствия», «Великие просветители России», «Лицемерие, угодничество, болтливость, тщеславие, бесчестье, бессовестность, нетерпимость».
Раздел «Трудовая культура» посвящён привитию навыка самообслуживания, уходу за одеждой и обувью, воспитанию эстетического вкуса в оформлении быта, знанию и умению выбора, хранения и приготовления продуктов.
В старших классах особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, воспитанников. На уроках посвящённых изучению данного раздела мы знакомимся с законами о труде, группами профессий, правилами выбора профессии, востребованностью различных профессий на рынке труда, учебными заведениями, принимающими на обучение неслышащих людей, правилами приема в ССУЗы и ВУЗы, системой образования в России, интернет-ресурсами по поиску вакансий и выбору учебного заведения. Мы научились писать заявления в приёмную комиссию учебного заведения, заполнять анкету абитуриента. Проводили практические тренинги по формированию умения вести диалог при приёме на работу и поступлении в учебные заведения.
На уроках я провела тестирование по выявления интересов, склонностей и способностей обучающихся, воспитанников. В ходе тестирования получены следующие результаты: все мальчики 10 классов выбрали группу профессий «Человек - техника», а девочки разделились на группы: 2 человека – «Человек – художественный образ», 2 человека – «Человек - человек», 1 человек – «Человек - природа». Эти данные совпали с тестом по определению интересов в профессии. Там мальчики отдали предпочтение профессиям столяра, токаря, строителя, водителя, тракториста. А девочки выбрали профессии актёра, дизайнера, тренера, врача, воспитателя, цветовода.
На основании этого тестирования воспитанники смогли сделать более определённый выбор профессии конкретно из этих групп. Многие уже сделали свой выбор в профессии, а некоторые пока не могут точно определиться. Причём это в основном наши отличники. Они видят перед собой больше возможностей при выборе профессии, хотят продолжить обучение в ССУЗах и ВУЗах. При этом ребята понимают и правильно оценивают свои возможности и способности при выборе профессии.
Профессиональная ориентация – одно из основных направлений работы со старшеклассниками и эту работу необходимо проводить не только на уроках СБО, но и во внеурочное время.
Следующим важным направлением работы со старшеклассниками является проведение уроков по теме «Брак и семья». На уроках СБО ребята знакомятся с Семейным кодексом, правилами заключения брака, психологическими проблемами молодой семьи, проблемами развода, отношением детей и разведённых родителей, правилами ведения самостоятельного хозяйства, планированием расходов семьи.
В ходе работы выявляются пробелы в знаниях детей: многие старшеклассники не знают, на какие обязательные платежи расходуют деньги родители, из чего складывается доход семьи, почему им выплачивается пенсия. Дети не умеют заполнять квитанции по оплате коммунальных платежей по счётчику, с трудом планируют расходы. Поэтому на уроках уделяется большое внимание практическим заданиям.
В 11 классах планирование уроков СБО происходит по программе ОБЖ для общеобразовательных школ (8-9 класс), автор Смирнов А.Т.. Здесь так же уделяется внимание важности семьи в жизни человека и сохранению репродуктивного здоровья.
Поначалу эта тема не вызвала интерес у ребят. Они не понимали важности темы. Поэтому я познакомила их с демографической ситуацией в стране и в мире. На сайте «Счетчик населения России» мы узнали о том, что каждые 19.98 сек. рождается один ребёнок. За час население России пополняется на 180.2 детей (ребёнка). Каждые 13.76 сек. один человек умирает. Каждый час Россия теряет 261.5 человек(а). А на сайте «Счётчик населения мира» мы узнали, что текущее население составляет 7 068 307 192 человека. Во многих странах происходит прирост населения, а Россия теряет ежедневно около 1300 человек. Эти данные произвели сильное впечатление на старшеклассников, они отнеслись к изучаемой теме совсем по-другому. Мы выяснили, что для стабилизации демографической ситуации в России в каждой семье должно быть минимум двое детей, а для её улучшения – не менее трёх.
Такая же ситуация произошла сначала и с правилами безопасного поведения, основами безопасности жизнедеятельности. У воспитанников возник вопрос «Зачем?». Мы посмотрели несколько выпусков программы «Новости», ежедневно происходят различные стихийные бедствия, техногенные аварии, поэтому необходимо знать, как нужно себя вести в случае опасности для жизни и здоровья.
Необходимо всю работу по социализации обучающихся, воспитанников проводить, опираясь на их жизненный опыт, подбирать для изучения на уроках материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.
Resource id #4952По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об организации соуправления среди учащихся 1-9 классов ГБОУ "Климовская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"
В связи со спецификой школы самоуправление неприемлемо. Поэтому настоящее положение разработано в целях организации целенаправленной работы с активами групп и активом детской организации "...
Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната
Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната...
Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.
Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандар...
Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.
Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...
Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.
Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...
Работа по профориентации как форма социальной реабилитации воспитанников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната
Аннотация: в статье освещен опыт работы по профориентации с группой воспитанников с ОВЗ (глухие) в коррекционной школе-интернате.Ключевые слова: профориентационная работа, воспитанники с нарушением сл...