"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"
опыты и эксперименты на тему
"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_2014_ped._diagnostika_statya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете:
Педагогическая диагностика учащихся
как одно из условий позитивной социализации
и интеграции в общество выпускников
специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Рогова О.А.
Учитель СБО, ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии №80, Москва
Москва, 2014
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения физического развития. Целью специального образования детей с умственной недостаточностью является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы.
Но обучение детей с умственной недостаточностью существенно затруднено в силу неполноценности их познавательной деятельности, особенностями их психофизического развития. Это затрудняет вхождение детей в социум.
Международная конвенция о правах детей с проблемами умственного и физического развития на образование, а также международная практика организации обучения умственно отсталых детей позволила изменить сроки пребывания этой категории детей в образовательных учреждениях.
В связи с этим в нашей специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида был открыт 10 класс, обучающийся по программе в форме интегрированных с СБО курсов русского языка и математики. Предмет социально-бытовой ориентировки (СБО) был выбран для интегрирования как самый значимый для социальной адаптации учащихся. Содержание учебного материала этого предмета предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и в социуме, отработку умений и навыков самообслуживания и самообеспечения для увеличения своих личных потребностей в быту и труде, а также обучение навыкам общения в различных жизненных ситуациях. Практический материал для исследования экспериментатору даёт комплексное изучение социально-педагогических факторов, формирующих личность ребёнка и уровень его развития.
С этой целью были разработаны анкеты для 10 класса. Учащимся предлагались анкеты, которые включали разное число вопросов. Анкета 1 включала 9 вопросов (см. Приложение 1).
Ответы учащихся на анкету помогли выявить предметную направленность интересов и мотив выбора. Результаты эксперимента показали, что 54% от всего числа опрошенных ответили, что эти предметы им нравятся, так как «знания по этим предметам пригодятся им в жизни». Мы обнаружили, что ведущий мотив у учащихся – социальный.
Все обследуемые хотят учится лучше, и мотивация учения у 76% - это самосовершенствование, а именно учатся, чтобы «стать умным», и «получить в будущем хорошую специальность».
Свои проблемы с учебой многие опрошенные могут решить, если больше времени будут уделять учебе, будут усидчивыми и «больше стараться».
77% анкетируемых считают, что им могут помочь справится с проблемами в учебе учителя. Ответы самих учащихся помогают понять обученность учащихся той или иной трудовой деятельности. Мы получили, что 80% опрошенных считают своей трудовой деятельностью стирать, убирать, мыть посуду, при этом 20% - рисовать, танцевать, лепить, играть в футбол. Мы считаем, что это число детей (20%) является объектом для работы по формированию у них адекватного восприятия своей трудовой деятельности в будущем. При определении своего профессионального выбора 46% будущих выпускников отдали предпочтение строительным специальностям (паркетчик, маляр, каменщик), но при этом 38% не смогли определиться в своем выборе.
Уровень притязаний и самооценка у 15% учащихся оказались неадекватной. Возможности учащихся не соответствуют выбранным специальностям (врач, хореограф, ветеринар). Таким образом, наше исследование показало, что около половины опрошенных самокритично оценивают свои возможности, умение и навыки, и правильно ориентированы для самостоятельной трудовой деятельности, и, следовательно, к самостоятельной жизни.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности учащихся активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в труде приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствиями с нормами и правилами общежития.
Быт человека, любой семьи, тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: покупки в магазинах, уход за ребёнком, за жильём, приготовление пищи и т.д. Поэтому в следующей анкете мы хотели узнать уровень подготовленности учащихся к ведению домашнего хозяйства (вопросы приготовления пищи, составление меню), выяснить знания в экономико-бытовых вопросах (составление бюджета, расчёт коммунальных платежей).
Анкета 2 содержала несколько вариантов ответов, из которых учащимся нужно было выбрать верный с их точки зрения (см. Приложение 2).
Хорошие результаты учащиеся показали, отвечая на вопросы, требующие знаний по теоретическому курсу СБО (составление меню праздничного стола, составление меню завтрака; где получают счёт на оплату жилья и как узнать сведения об израсходованной электроэнергии).
Вопросы, требующие не только теоретических знаний, но и практического закрепления вызвали у учащихся трудности.
Из диаграммы (см. Приложение 3) видно, что наибольшее затруднения вызвал расчёт электроэнергии. Учащиеся нечетко представляют себе структуру расчета. Многие затруднялись в арифметических действиях, некоторые вообще не смогли рассчитать.
Из исследований видно, что ошибки заключались в нарушении последовательности действий. Можно сказать, что учащиеся с трудом применяют «на практике» теоретические знания. необходима более тесная связь теоретического обучения с практической деятельностью.
С введением в нашей школе интегрированного курса обучения, 10 класс проживает отдельно от остальной группы учащихся. В здании школы было выделено специальное помещение, которое было оборудовано под квартиру. Учащиеся проживают в квартире под руководством педагога-воспитателя.
В конце учебного года было проведено анкетирование учащихся. В анкете (см. Приложение 4) мы хотели, чтобы будущие выпускники поделились своим личным опытом проживания в квартире.
90% учащихся считают, что им принесло пользу самостоятельное проживание в квартире. Они научились определённым хозяйственно-бытовым обязанностям (готовить, мыть посуду, убирать места общего пользования, следить за чистотой своих комнат и всей квартиры, накрывать на стол, пользоваться стиральной машиной и т.д.), выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни.
А это значит, что будущие выпускники стремятся приобрести необходимые знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Таким образом, полученные в ходе специально проведенного исследования экспериментальные данные позволяют выявить уровень адаптивности учащихся к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда.
Приложение 1.
Анкета 1.
Вопросы:
- Какие предметы в школе тебе больше всего нравятся?
- Почему тебе нравятся эти предметы?
- Хочешь ли ты учиться лучше?
- Как ты думаешь, зачем нужно учиться?
- Что мешает тебе учиться лучше?
- Знаешь ли ты, как можно решить свои проблемы с учебой?
- Как ты думаешь, кто может тебе помочь?
- Что ты умеешь делать лучше всего?
- Чем ты хочешь заниматься в будущем?
Приложение 2.
Анкета 2.
Вопросы:
- Подчеркни названия продуктов, которые входят в рецептуру винегрета.
- колбаса
- свежая капуста
- вареная морковь
- вареный картофель
- сыр
- майонез
- вареная свекла
- соленые огурцы
- маринованные огурцы
- зеленый горошек
- сладкая кукуруза
- подсолнечное масло
- репчатый лук
- томатная паста
2. Обозначь цифрами поэтапность приготовления макарон.
- засыпаем макароны
- солим воду
- наливаем воду в кастрюлю
- кладем сливочное масло
- кипятим воду
- сливаем воду
- варим макароны
3. Из перечисленных продуктов составь меню завтрака.
- манная каша
- бутерброд с колбасой
- рассольник
- яичница с колбасой
- чай с лимоном
- кофе с молоком
- бутерброд с маслом и сыром
- жареное мясо с рисом
- компот
4. Обозначь цифрами схему приготовления котлет.
- панируем котлеты
- режем мясо
- формируем котлеты
- прокручиваем мясо
- солим фарш
- режем и прокручиваем лук
- добавляем хлеб
- жарим котлеты
5. Подчеркни меню праздничного стола.
- яичница
- салат “Оливье”
- нарезка из мясных продуктов
- пшенная каша
- салат из свежих овощей
- рыбный суп
- жаркое
- торт
- бутерброды с маслом и сыром
- напитки (чай, кофе, сок)
- омлет
- творожная запеканка
- соленья (соленые огурцы, помидоры, квашеная капуста)
6. Сколько минут нужно варить яйца вкрутую?
- 10 минут
- 2-3 минуты
- 5 минут
7. Из чего складывается бюджет семьи?
-из заработка членов семьи
- из выигрыша в лотереи
- из пособия на ребенка
- из денег, взятых в долг
- из пенсии
8. Какие обязательные ежемесячные оплаты нужно производить?
- квартплата
- ремонт
- крупные покупки
- коммунальные услуги
- электроэнергия
9. Где можно получить счет на оплату жилья?
- на почте
- в ЕИРЦ
- в милиции
10. Как узнают сведения об израсходованной электроэнергии?
- по телефону
- по электросчетчику
- по радио
11. Проведи расчет израсходованной электроэнергии за месяц, если показания счетчика в мае – 1654, а в июне – 1987.
12. что нужно сделать для того, чтобы приобрести дорогостоящую вещь?
- попросить денег у знакомых
- найти клад
- планировать приобретение вещи и копить для этого средства.
Приложение 3.
Приложение 4.
Анкета 3.
Вопросы:
- Как ты думаешь, принесло ли тебе пользу самостоятельное проживание в квартире?
- Чему ты научился за время проживания в квартире?
Литература:
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М., 1994
2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс
В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –
Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...
Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.
Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII вида....
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...
Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями д...