Самообразование
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)начальная школа - детский сад №10»
План по самообразованию учителя-логопеда.
Андреевой Венеры Фатыховны
Тема самообразования, изучаемая с 01.09.13 - 01.01.14:
Коррекционная работа логопеда-дефектолога при аутизме.
Цель: Проведение логопедической коррекции с аутичным ребёнком.
- Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
- Подготовить и провести для воспитателей презентацию на тему «Ранний детский аутизм, причины. Диагностика. Коррекция аутизма».
- Принять участие в методическом объединении.
- Проведение открытого занятия для педагогов на тему: «Развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющегося базой для формирования общения и речи».
- С помощью специальных приёмов обучения, игр способствовать развитию способностей ребёнка переносить полученные знания и умения в рамки реального общения.
- Изучение литературы по теме самообразования.
Сроки | Форма работы | Оценка о выполнении |
Сентябрь | Изучение современной литературы по теме самообразования. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | |
Октябрь | Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. Оформление папки-передвижки «Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики». Разработка индивидуального плана работы для ребенка, страдающего аутизмом по развитию зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики». | |
Ноябрь | Разработка индивидуального плана работы для ребенка, страдающего аутизмом по развитию слухового восприятия. | |
Декабрь | Выступление на методобъединении. | |
Январь | Проведение открытого занятия для педагогов «Развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющегося базой для формирования общения и речи». | |
Февраль | Подготовить консультацию для педагогов на тему: « Развитие сенсорно-перцептивной деятельности». | |
Март | Разработка индивидуального плана работы для ребенка, страдающего аутизмом по развитию способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. | |
Апрель | Индивидуальная беседа с родителем ребёнка, страдающего аутизмом по развитию в домашних условиях навыка восприятия цвета, геометрических фигур. | |
Май | Написание отчета о проделанной работе. Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год. Публикация в среде Интернета. |
- Работа по установлению контакта с ребёнком с РДА должна проходить особенно осторожно.
- Главным является снятие общей отрицательной оценки взрослого человека ребёнком.
- «Приручая»» такого ребёнка, не нужно привлекать его зрительное внимание, обращаться непосредственно к нему словом или жестом. После установления к себе положительного отношения нужно помнить о пресыщаемости подобного ребёнка в контактах, давая ему возможность отдохнуть, не прерывая тактильного контакта. В моменты интенсивной вестибулярной стимуляции необходимо фиксировать аффективную связь момента удовольствия и взгляда, улыбки взрослого, добиваясь ответной реакции ребёнка.
- Задания на организацию зрительного внимания в данном случае будут неэффективны.
На начальных этапах обучения главной задачей является общая организация поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания. При этом важно, с одной стороны, подкреплять желаемое поведение ребёнка, а с другой – использовать его интересы для удержания его внимания.
В начале следует подбирать доступные ребёнку задания, создавая ситуацию успеха. сложность увеличивается постепенно, после того, как у ребёнка появилась установка на выполнение задания, причём взрослый на первых порах действует за ребёнка, управляя его руками (рисование, конструирование, манипуляции с предметом).
На начальном этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.
Направления логопедической работы:
- Развитие слухового восприятия;
- Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
- Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
- Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза;
- Развитие сенсорно - перцептивной деятельности;
- Развитие функций голоса и дыхания;
Развитие слухового восприятия
Задачи:
- расширять рамки слухового восприятия, развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;
- сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;
- развить способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.
Приёмы:
- привлечение внимания к звучащему предмету;
- совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;
- определение местонахождения и направленности звука;
- различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;
- запоминание последовательности звучаний (шумов предметов)
- реагирование на громкость звучания;
- узнавание и различение гласных звуков;
- выделение слов из речевого потока;
- развитие подражания неречевым и речевым звукам;
- различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
Игры, направленные на формирование слухового внимания.
«Что звучит»?
Перед ребёнком на столе в ряд лежат разные музыкальные инструменты – барабан, колокольчик, бубен, гармошка. Аналогичный набор находится за ширмой. Дошкольника знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребёнку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему.
«Постучи по барабану»
Ребёнку предлагается определить, звучит ли барабан среди других предметов, а если он его слышит, то производит имитационные движения руками.
«Определи, что я делаю»
перед ребёнком находится такой же набор предметов, как у логопеда – бумага, спички, карандаш, монеты, мяч. Ребёнку демонстрируются различные действия с этими предметами. Затем логопед ,производя действия с этими предметами за спиной ребёнка, побуждает его к самостоятельному воспроизведению аналогичного действия.
«Найди коробочку»
Ребёнка знакомят со звучанием коробочек с разными наполнителями (манка, горох, монеты, греча). Затем ему предлагается найти такую же коробочку среди 3-х, 4-х одинаковых по внешнему виду коробочек.
Развитие зрительно-моторной координации,
мелкой моторики рук и артикуляционной моторики
Задачи:
- Развить манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, глазодвигателей; тактильно – проприоцептивные и статико – динамические ощущения, чёткие артикуляционные кинестезии, тактильную память;
- развить подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;
- научить воспринимать артикуляционные уклады звуков путём развития зрительно – кинестетических ощущений.
Приёмы:
- Прослеживание по направлениям сверху вниз, справа налево, слева направо и пр.;
- прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;
- массажные расслабляющие (активизирующие движения);
- Поведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех, щётка, ворс)
- размазывание крема на различных поверхностях;
- двигательные упражнения с погремушкой, платочком, флажком;
- рисование в воздухе рукой;
- пальчиковая гимнастика с речевым, эмоциональным сопровождением;
- упражнения с пластилином;
- артикуляционная и мимическая гимнастика;
- задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
- упражнения на сопротивление;
- автоматизация отдельных артикулем;
- выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
«Игры в сухом бассейне»
Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне», предварительно продемонстрировав их дошкольнику.
Мама и дочка стирали платочки
вот так, вот так! Ребёнок совершает движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд-назад, пальцы растопырены.
Мама и дочка полоскали платочки
Вот так, вот так! Делает движения кистью в направлении слева направо.
Мама и дочка полоскали платочки
Вот так, вот так! Делает движения кистью вверх-вниз над «бассейном» .
«Походим пальчиками»
Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит его большой палец назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает ребёнка перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики побежали вперёд и пр.
«Где тут игрушка?»
В «бассейн» кладётся маленькая игрушка из «киндер-сюрприза». Ребёнок, перебирая песок, крупу и пр. (всё, что есть в ёмкости «бассейна»), отыскивает спрятанную игрушку. В последующие занятия можно положить 2-3 игрушки (показав предварительно их детям), а попросить ребёнка вытаскивать только конкретную .
Развитие способности к использованию
невербальных компонентов коммуникации
Задачи:
- развить невербальные компоненты коммуникации как социативной, волюнтативной, апеллятивной функции языка;
- выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих;
- расширение рамок коммуникации с окружающими;
- преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.
Приёмы:
- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок, покачивание головой, приглашающий жест), сочетающийся со словесной инструкцией и без неё;
- выполнение действий по невербальной инструкции;
- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
- моделирование ситуации, способствующей вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, не хочу);
- выбор знака к предъявляемому жесту;
- дополнение фразы жестом или рисованным знаком;
- развитие мимики и жеста;
- ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;
- демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;
- имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;
- выполнение имитационных движений руками;
- жестовое приветствие и прощание;
- воспроизведение позы изображённого на картинке объекта;
- выполнение имитационных движений.
Развитие сенсорно – перцептивной деятельности
Задачи:
- формировать сенсорный и тактильный гнозис;
- развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;
- научить дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы;
- формировать пространственное моделирование образов и конструктивный праксис.
Приёмы:
- выработка умения ориентации в окружающем;
- работа с тактильными таблицами;
- выделение цвета;
- ознакомление с размером и формой;
- выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);
- выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
- соотнесение цветного и контурного изображения предметов;
- дифференциация плоскостного и объёмного изображений;
- конструирование из фигур с учётом цвета, размера, различных деталей; классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;
- идентификация предметов и геометрических фигур;
- работа с доской Сегена, кубиками Кооса.
Развитие функций голоса и дыхания
Задачи:
- увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм;
- развивать координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту, тембр и интонацию;
- стимулировать мышцы гортани;
- активизировать целенаправленный ротовой выдох;
- формировать различную высоту и силу голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний ..
Приёмы:
- упражнения на расслабление шейной мускулатуры;
- активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;
- тренировка носового выдоха (понюхать коробочки с различными наполнителями и выбрать из другого набора такие же запахи);
- развитие произвольного речевого выдоха;
- выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;
- выработка комбинированного типа дыхания;
- упражнения на выработку контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
- различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха;
- формировать длительный, целенаправленный выдох (подуть на свечу).
Развитие зрительно – пространственного
анализа и синтеза
Задачи:
- формировать поисковую деятельность, расширить поле зрения;
- выработать устойчивость, переключаемость, увеличить объём зрительного внимания и памяти;
- развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве;
- научить анализировать зрительный образ.
Приёмы:
- нахождение игрушек в пространстве комнаты;
- перемещение игрушек в заданном пространстве;
- соотнесение игрушки с её изображением на картинке;
- определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела;
- выработка навыков ориентировки;
- упражнения в перекрёстном ориентировании;
- запоминание расположения предметов на плоскости(вверху, в центре, в правом углу);
- определение различий в предметах и картинках;
- конструирование по образцу;
- выделение фигуры из фона;
- учить узнавать предметы по их контурному изображению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...