программа по СБО (VIII вид) для 5 класса (2ч в нед)
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Ткаченко Марина Викторовна

 

Рабочая программа  составлена  на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных уч-реждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год;

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_sbo_viii_vid_dlya_5_klassa_2ch_v_ned.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по СБО для 5 класса VIII вид

(68 часов - 2 часа  в год)

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена  на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных уч-реждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год;

- базисного учебного плана  специальных классов  специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида (для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и умственную отсталость) утвержденных приказов Министерства образования РФ: №29 /2065-п от 10.04.2002г. 

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей. 

Реализуя разделы курса СБО в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда, воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.

 Развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а так же интереса к национальным традициям.

На занятиях по СБО уделяется большое внимание обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, умению общаться со сверстниками, окружающими людьми. В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках чтения и развития речи.

Социально-бытовая ориентировка учащихся имеет свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная работа учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Связь учителя и воспитателя осуществляется на проведении совместных отдельных экскурсий, некоторых итоговых практических занятий, которые могут входить  во внеклассные мероприятия. Учитель принимает активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике, проверить, что и как восприняли ученики на занятиях СБО. Взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

Результативность занятий по СБО обеспечивается при условии – тесной связи учителя и воспитателя с родителями, которые должны оказывать помощь в проведении экскурсий, практических работ.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ЦИКЛА

Программа раскрывает следующие основные разделы курса СБО:

1. Личная гигиена 

2. Одежда и обувь

3. Питание

4. Я и моя будущая семья

5. Культура поведения

6. Жилище

7. Транспорт

8. Торговля

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

1 четверть- 18 часов

ВВЕДЕНИЕ-2ч

1

Цель, содержание и значение предмета СБО.

1

-предмет СБО;

-правила поведения на уроках СБО.

2

Соблюдение правил техники безопасности. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.

1

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА -8ч

3





4,5



6











7





8,9







10

Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека.


Уход за волосами (мытье, прическа)


Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце и др.


Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения.  



Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.


Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих.

1





2



1











1





2







1

- о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.

Практические работы:

-выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос;

-выполнение вечернего туалета, чистка ушей.

Наглядные материалы и оборудование: плакаты на тему «Личная гигиена», набор расчесок, зеркало, маникюрные ножницы, детский крем, носовой платок и т.п.

Учащиеся должны знать:

-последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета,

-периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы,

-правила освещения помещения.

-правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач; 

—  правила ухода за кожей рук, ног и ногтями;

— о вреде курения, алкоголя.

Учащиеся должны уметь:

-совершать утренний и вечерний туалет,

-—  выбирать прическу и причесывать волосы;

— стричь ногти на руках, ногах;

—  стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;

— беречь зрение;

— корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя.


Контрольные вопросы: Что такое личная гигиена? Почему необходимо содержать кожу в чистоте? Что такое личные вещи? Зачем надо беречь зрение? Как уберечь свои глаза?

Словарные слова: алкоголь, гигиена зрения, деградация, личные вещи, личная гигиена, моделирование, парикмахер, прическа, токсичность.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ -8ч

11,12




13








14



15



16









17,18

Виды одежды и головных уборов.  



Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека.



Уход за одеждой.



Обувь, уход за обувью


Основные средства по уходу за обувью. Виды кремов, использование их в соответствии с инструкцией и типом кожи


Условные - знаковые обозначения принятые в средствах по уходу за обувью.

2





1







1



1



1









2

           

- сушка и  чистка, школьной формы, домашней и верхней одежды, обуви.

- сюжетно-ролевые игры и упражнения.

Наглядные материалы и оборудование: 

картинки с разными видами одежды и головных уборов, плакаты по уходу за одеждой и обувью, набор щеток для одежды, вешалки, щетки для обуви, полиэтиленовый пакет, средства от моли.

Учащиеся должны знать:

- виды одежды, обуви и их назначение;

- правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных)

- правила использования различных чистящих средств по уходу за обувью согласно инструкции ,типу кожи.

- сезоны носки.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать одежду, головные уборы,  обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;

- подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;

- сушить и чистить одежду;

- подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению;

- подбирать крем и чистить кожаную обувь;

- читать условные обозначения на чистящих средствах;

- определять основные фирмы, выпускающие, чистящие и другие средства по уходу за обувью;

- подобрать щетки для чистки обуви.

Практическая работа. Контрольные вопросы: для чего нужна одежда? Как ее можно сохранить? Какая бывает обувь? Что надо делать, чтобы она долго носилась?

Словарные слова: демисезонная одежда, трикотаж, валяная, замшевая, кожаная, текстильная обувь, полиэтиленовый пакет, средства от моли.

2 четверть – 14 ч

ПИТАНИЕ -11ч

19







20



21






22






23









24





25






26



27



28


29

Продукты питания. Значение разнообразия продуктов питания  для здоровья человека.


Что такое кулинария.

Понятие о пище.

Пищевые вещества.  

 Продукты животного и    растительного происхождения.

   

Место  и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы, посуда.


Правила безопасности труда и санитарно-

гигиенические требования при     выполнении работ.

Организация рабочего места.


Оборудование кухни. Правила пользования и уход  за посудой. 


Приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды.


Яйца отварные, яичница, омлет.


Приготовление салата, винегрета.


Заваривание чая.


Сервировка стола к завтраку.

1







1



1






1






1









1





1






1



1



1


1

-значение продуктов питания для здоровья человека;

-о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания.

Практические работы:

- приготовление бутербродов, салата, винегрета, яичницы;

- сервировка стола  к завтраку;

- чистка и мытье посуды, кухонных принадлежностей.

Наглядные материалы и оборудование:  Таблицы: «Растительные продукты питания», «Животные продукты питания», «Содержание витаминов в продуктах питания», «Сервировка  стола», «приготовление бутербродов»,

посуда, продукты, моющие средства и приспособления для мытья посуды.

Учащиеся должны знать:

- виды бутербродов;

-различные меню завтрака;

- санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

- правила сервировки стола к завтраку

-правила заваривания чая;

-назначение кухонных принадлежностей и посуды;

- правила пользования ножом, плитой, чайником;

-санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств  для ухода за посудой.

Учащиеся должны уметь:

- резать ножом продукты;

-отваривать яйца, жарить яичницу, омлет;

-нарезать вареные овощи кубиками и соломкой;

-накрывать на стол с учетом конкретного меню;

-мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;

- пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.

Контрольные вопросы: Какое значение для человека имеет питание? Что такое рацион питания? Стоимость основных продуктов питания? Какие бывают виды бутербродов? Какие блюда готовят из яиц? Для чего сервируют столы?

Словарные слова: рациональное питание, режим питания, аппетит, витамины, расфасовка, стоимость, кулинария, бутерброд, комбинированный салат, винегрет, морс, окрошка, меню, кухонный инвентарь, эмалированный, алюминиевый, средства для мытья посуды, сервировка, рецепт.

Я И МОЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ - 3ч

30-32

Что такое "семья"

3

- значение семьи для человека;

- ролевая игра – ситуативные диалоги;

Учащиеся должны знать:

- членов семьи;

- обычаи и традиции семьи;

- значение для человека.

Контрольные вопросы: Зачем человеку семья? Состав семьи? Обычаи и традиции семьи?

Словарные слова:

Семья, родители, бабушка, дедушка.

3 четверть – 20 ч

КУЛЬТУРА ПРВЕДЕНИЯ-12ч

33





34





35,

36



37



38




39




40






41






42




43,

44

Этикет как отражение морали общества.

Что такое этикет?


Основные требования этикета. Виды этикета.


Характер. Его особенности.



Вредные и полезные привычки

 

Речь. Речевое общение. Основные правила.


Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.


Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.


Формы  обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.


Разговор со старшими и сверстниками.


Правила поведения за столом.

1





1





2




1





1


1




1






1






1




2

Практические работы:

- выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки;

- ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании и за столом;

- требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

- правила поведения при  встрече и расставании;

- формы обращения с просьбой, вопросом;

- правила поведения за столом.


Учащиеся должны знать:

-требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

-правила поведения при встрече и расставании;

-формы обращения  с просьбой, вопросом;

-правила поведения за столом.

Учащиеся должны уметь:

-  следить за своей осанкой;

-принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

- следить за своей походкой, жестикуляцией;

- правильно вести себя при встречи и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;

- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

-тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;

 - правильно сидеть за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

Контрольные вопросы: Зачем надо следить за осанкой? Почему надо соблюдать культуру поведения?

Словарные слова:

Осанка, приветствие, вежливые слова, этикет.

ЖИЛИЩЕ-8 ч

45




46,

47






48,

49










50



51




52

Виды жилых помещений в городе и деревне.


Жилой дом, интернатские помещения. Виды жилья: собственное, государственное.


Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции — комнаты отдельные, смежные; по назначению — спальня, гостиная, кухня, ванная и др.


Виды отопления в городе и селе.


Почтовый адрес дома, школы-интерната.


Приватизированное жилье.

1




2







2

           

Практическая работа, упражнения, игры:

- Заполнение почтового адреса на открытках.

Наглядные материалы и оборудование: 

Плакаты с видами городских и сельских домов.




Учащийся должен знать:

-виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;

-почтовый адрес своего дома и школы;

- основные формы жилой собственности.

Учащийся должен уметь:

-писать адрес на почтовых открытках, на почтовом конверте, переводе, телеграмме,      телеграфном переводе;

-  соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.

- заполнять основную документацию по оплате коммунальных услуг

Контрольные вопросы: Какие виды жилых помещений вы знаете? Зачем пишут адрес и индекс на почтовых отправлениях

Словарные слова:

жилой дом, интернат, общежитие, коммунальная квартира, смежные комнаты, адрес, индекс, почтовое отделение связи, письмо.

4 четверть – 16 ч

ТРАНСПОРТ- 8 ч

53,

54




55




56





57,

58



59,

60

Виды транспортных

средств.


Проезд в школу-интернат

(маршрут, виды

транспорта).


Поведение в транспорте и

на улице.


Правила дорожного

движения. Знаки

дорожного движения.


Наземный городской транспорт.

2




1





1





2




2


Практическая работа, упражнения, игры:

- Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся  на пути  к дому, школе.

Наглядные материалы и оборудование: 

Плакаты с видами городского транспорта, дорожных знаков; образцы с видами проездных билетов.

Учащийся должен знать:

- Основные транспортные      средства, имеющиеся в

городе, селе;    

-наиболее рациональный маршрут проезда до школы;

-варианты проезда до школы различными видами транспорта;

количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;

-правила передвижения на велосипеде.

Учащийся должен уметь:

-соблюдать правила поведения в общественном транспорте

(правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);

-соблюдать правила дорожного движения;

- различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы школы-интерната и обратно.

Контрольные вопросы: Какой общественный транспорт есть в городе? Для чего нужны дорожные знаки? Как вы едете от дома до школы?

Словарные слова: городской общественный транспорт, маршрут, правила дорожного движения,, троллейбус, автобус, метро, салон, билет, кондуктор, пешеход, пассажир, мостовая.

ТОРГОВЛЯ -7 ч

61







62,

63










64









65





66









67

Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.


Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.


Продовольственные и промтоварные  магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их  назначение.


Виды товаров

фасованные и в развес и

розлив.


Порядок приобретения

товаров в

продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание)


Срок годности, стоимость.

Хранение товаров Срок годности, стоимость.

1







2











1









1





1









1



Практическая работа, упражнения, игры:

- Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимостью.

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Наглядные материалы и оборудование: 

Плакаты отделов продуктовых магазинов, картинки с видами отделов магазинов, витрин, карточки с видами продуктов, реквизит для игры «Магазин».

Учащийся должен знать:

-основные виды магазинов, их назначение;

-виды отделов в продуктовых и продовольственных магазинах  и правила покупки товаров в них;

-стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака;

- правила поведения в магазине;

-правила покупки товаров; стоимость хлебных, молочных продуктов, 2— 3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.

Учащийся должен уметь:

-выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню;

-оплачивать покупку;

-соблюдать правила поведения в магазине;

- культурно вести себя с работниками торговли.

Словарные слова: Бакалея, кассир, кондитерская, кулинария, продавец, продуктовый магазин, срок годности, срок хранения, фасовка, чек.

68

Контрольная работа.

1

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

- Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 5 класс. Для специальных (коррекционных)  школ VIII вида. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013

- Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной)  школе VIII вида: пособие для учителя, под редакцией В.В.Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006, (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе VIII вида

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Галунчиковой Якубовской...

Рабочая программа по переплётно – картонажному делу. 8 класс. Образовательная программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В рабочую программу входят следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, требования к уровню подготовки уч-ся, а также список литературы.  Также предлагается кал...

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...

Рабочая программа по трудовому обучению 1-4 классы по программе VIII вида.

Пояснительная записка к рабочей программе по трудовому обучению в 1-4 классах коррекционного образовательного учреждения VIII вида....

Рабочая программа для школы VIII вида, 9 класс

Рабочая программа 9 класс. Предназначена для школ восьмого вида. Здесь Вы найдете самостоятельные, лабораторные работы, методический учебный комплекс., пояснительную записку и годовое планирование....

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...