Рабочая программа по трудовому обучению 1-4 классы по программе VIII вида.
рабочая программа на тему
Пояснительная записка к рабочей программе по трудовому обучению в 1-4 классах коррекционного образовательного учреждения VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.rar | 44.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №57
г. Челябинска
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании МО протокол № _____ Директор МБСКОУ №57
от_____________________________ ____________В.И. Сычёва
«___»________________2014г.
Рабочая программа по трудовому обучению
для начальных классов (1-4)
на 2014/15 учебный год
Автор: Жирнова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория;
г.Челябинск, 2014г.
Рабочая программа по трудовому обучению 1-4 кл.
Пояснительная записка
2014-2015 учебный год
- Рабочая программа составлена на основе:
*Школьного учебного плана на 2014-2015 учебный год.
*Годового календарного графика МБСКОУ № 57 на 2014-2015 учебный год.
*Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, факультативных, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, объединений дополнительного образования МБСКОУ № 57 г. Челябинска. Положение о рабочей программе МБСКОУ № 57 от 22.12.2011 г.
*Положения о текущей и промежуточной (годовой) аттестации учащихся 1-9 классов МБСКОУ № 57. От 22.12.2011 г.
*Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида Н.Н.Павлова Трудовое обучение1-3классы. - под редакцией В.В. Воронковой- Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.- М.»Просвещение», 2010 год
*Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида С.Л.Мирский Трудовое обучение. 4 класс - под редакцией В.В. Воронковой- Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.- М.»Просвещение», 2010 год
* Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ МО и Н РФ от 31.03.2014 г., № 253).
*Учебника для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида, Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 1 класс, СПб: Просвещение,2011
*Учебника для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида, Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 2 класс, СПб: Просвещение,2011
*Учебника для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида, Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 3 класс, СПб: Просвещение,2011
*Учебника для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида, Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 4 класс, СПб: Просвещение,2011
1.2 Программа и материал УМК рассчитаны на 4 года обучения:
1кл. на __66___ часов в год, ___2___часа в неделю.
2кл. на __68___ часов в год, ___2___часа в неделю.
3кл. на __68___ часов в год, ___2___часов в неделю.
4кл. на ___102__ часа в год, на ___3___часа в неделю.
- Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих целей и задач: Цель программы обучения:
развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Задачи:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям труда и т. д.);
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
На основе приказа ГлавУО Челябинской области от 8 мая 1998 года № 160. в соответствии с ОБУП в планирование введен региональный компонент из расчета 10-15 % от общего количества запланированных часов
1.4 Реализация национально-регионального компонента.
На основе приказа ГлавУО Челябинской области от 8 мая 1998 года № 160. в соответствии с ОБУП в планирование введен региональный компонент из расчета 10-15 % от общего количества запланированных часов
№ пп | Тема урока | Содержание НРК | Источник |
1 класс |
ние.2001. 4.Тюмасева З.И. и др. Мир вокруг нас в красках, формах и звуках.Челябинск, Ю-У кн.изд-во.2000 | ||
5ур | Лепка по образцу овощей, имеющих форму шара. | Дары уральской осени. Тюмасева. Мир вокруг нас.С.10 | |
7 ур | Экскурсия в природу с целью сбора природного мат-ла. | Знакомство с растениями ближайшего окружения ТюмасеваЗ.И. Мир вокруг нас. С.43 | |
8 ур | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. | Листья с деревьев школьного двора ТюмасеваЗ.И. Мир вокруг нас. С.16 | |
9 ур | . Изготовление вазы с букетом из засушенных листьев и цветов | Лекарственные растения Урала. Тюмасева. С. 37 | |
15 | Лепка по образцу моркови, перца, груши | Овощи Урала ТюмасеваЗ.И. Мир вокруг нас. С.10 | |
19 ур | Изготовление по образцу ежа из пластилина | Насекомоядные животные. Григорьева. С.72 | |
21 | Изготовление по образцу бабочки и стрекозы | Бабочки Урала Григорьева ЕВ с.129 | |
28 | Вырезание по линии симметрии: елочка | Ель с 63 Григорьева ЕВ | |
38 | Изготовление по образцу совы из шишки ели, бумажных деталей | Растения лесов Челябинской области с 62 Григорьева ЕВ | |
53ур | Лепка по представлению деталей бытового сюжета. «За грибами» | Времена года в нашей местности. Тырычева. С.34. mv74.ru›blog/archives/vremena-goda/ | |
2 кл | |||
5ур | Экскурсия в природу с целью сбора материала природного | Тырычева. Наш край. С.63 Растительность нашего края | |
15ур | Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей. | Тырычева. Наш край. С.66 Ягоды на Урале | |
22ур | Составление декоративного узора из засушенных цветов, листьев на подложке. | ЛА Тырычева Наш край стр.68 Цветы нашего края | |
23 | Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев. Лиса | ЕВГригорьева Природа Южного Урала стр. 70 -71 Животные лесов челябинской области. | |
34 | Лепка по образцу стилизованных фигур утки | Е. В. Григорьева «Природа Южного Урала» стр. 112 птицеводство на Урале uralornitolog.ru›files/birds | |
35 | Лепка по образцу стилизованных фигур белки | А. А. Плешаков «Зелёные страницы» стр. 194 дикие и домашние животные | |
51 | Изготовление композиции к сказке «Волк и лиса» | А. А. Плешаков «Зелёные страницы» стр. 199 | |
67 | Экскурсия в швейную мастерскую | Швейная мастерская школы | |
3 кл | |||
1 | Инструктаж по ТБ и ОТ. Сбор природного материала Экскурсия | ЕВ Григорьева Природа Южного Урала стр. 86 | |
4 | Изготовление аппликации из засушенных листьев | Растения Урала plantarium.ru | |
14 | Экскурсия в столярную мастерскую | Школьная столярная мастерская. | |
17 | Экскурсия в природу. Наблюдения за птицами | ЛА Тырычева Наш край стр.88-93Птицы Урала uralornitolog.ru›files/birds | |
29 | Изготовление кокошника, шлема из тонкого картона | Народные костюмы Уральского региона http://www.history-ryazan.ru | |
46 | Экскурсия в швейную мастерскую | Школьная швейная мастерская | |
51 | Способы обработки древесины. Экскурсия в школьную столярную мастерскую | ЕВ Григорьева Природа Южного Урала стр. 63-65 Виды деревьев Урала в. | |
62 | Составление рисунка на бумаге в клетку | Вышивки уральских мастеров http://www.livemaster.ru | |
4 класс | |||
1 чет. 4ур | Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка» | Рыба на Урале. Л.А. Тырычева. Наш край.102- 103с. | |
7ур | Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты и приспособления. Виды, свойства, цвет ткани. | Швейная фабрика Челябинска (презентация) | |
15ур | Игрушка «Цыплёнок» Разметка округлых деталей по шаблону. Подвижное соединение деталей. | Птицы Урала. Л.А. Тырычева « Наш край» с. 87 | |
2 чет 36 ур | Что надо знать о металле. Применение металла. Виды металлов, свойства, цвет металла. | Л.А. Тырычева « Наш край» «Полезные ископаемые» с. 24 | |
43ур | Знакомство с видами тканей. ТБ при работе с ножницами | Л.А. Тырычева « Наш край» Зима на Урале. С. 33 | |
3 чет 54ур | Связывание ниток в пучок. | Народные промыслы Урала (презентация) | |
76 ур | Аппликация из древесных заготовок «Лошадь» | Животные уральских лесов. Е.В. Григорьева. Природа Южного Урала с. 118 | |
78 ур | Изготовление аппликации « Подсолнух» | Загадки о растениях Е.В. Григорьева. Природа Южного Урала с.62 | |
4 чет 79 ур | Пришивание пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями | Л.А. Тырычева « Наш край» Что даёт наш край стране. Лёгкая промышленность. с. 24 | |
99ур | Лепка фигур птиц, животных. | Животные Южного Урала. Чел.обл. Тырычева. Наш край.73с. |
1.5Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы.
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
| Н.Н.Павлова Трудовое обучение (1 – 3 классы) / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы, М., 2010 С.Л.Мирский Трудовое обучение (4 класс) / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы, М., 2010 Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида, СПб: Просвещение,2011 Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 2 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида, СПб: Просвещение,2011 Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 3 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида, СПб: Просвещение,2011 Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 4 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида, СПб: Просвещение,2011 Т.С.Жидкина, Н.Н.Кузьмина Методтка преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы 8 вида., М.: Академа, 2005 О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова Поурочные разработки по трудовому обучению. 1кл., Экзамен»,М.,2006 Н.П.Павлова, Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы, Пособие для учителя, 2-е издание исправленное и дополненное, М,:Просвещение, 1992Автор-составитель В.П.Трушина. «Уроки труда в начальной школе».3-4 классы, Волгоград:Учитель, 2006г. И.В.Новикова Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ,2010 И.В.Новикова Конструирование из бумаги в детском саду. – Ярославль: Академия развития,2010 |
1.6 Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.
Знания, умения и навыки учащихся 1 класса на уроках « Трудовое обучение».
- Уметь ориентироваться в задании по вопросам учителя.
- Уметь сравнивать образец изделия с натуральным объектом.
- Отвечать на вопросы учителя: Что из чего сделано?
- Оценивать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
- Уметь правильно располагать детали, соблюдать пропорции и детали.
- Узнавать и называть основные геометрические и пластические формы.
- Называть с помощью учителя операции, материалы, инструменты, приспособления.
Знания, умения и навыки учащихся 2 класса на уроках « Трудовое обучение».
1.Уметь составлять план работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно.
2.Уметь выполнять первое изделие каждого вида работ по показу учителя, сочетающемуся с инструкцией, остальных изделий-самостоятельно.
3.Уметь придерживаться планирования при изготовлении изделия.
4.Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
5.Употреблять в речи техническую терминологию.
6.Делать словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя.
7.Делать подробный анализ своего изделия по вопросам учителя.
8.Уметь на глаз и с помощью линейки определять высоту, длину и ширину изделия, обозначая размеры в сантиметрах.
9.Самостоятельно ориентироваться на листе бумаги.
10.Уметь показать положение ближе-дальше, широкий-узкий, справа-влева и т.д.
Знания, умения и навыки учащихся 3 класса на уроках « Трудовое обучение».
- Самостоятельная ориентировка в задании.
- Самостоятельное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
- Самостоятельное составление плана работы над изделием.
- Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно.
- Умение придерживаться плана при выполнении изделий.
- Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя.
- Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе.
- Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя и самостоятельно.
- Употребление в речи технической терминологии.
- Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке.
- Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.
- Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предмета.
Знания, умения и навыки учащихся 4 класса на уроках « Трудовое обучение».
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- ориентироваться в задании;
- изготавливать изделия по плану;
- давать отчёт о проделанной работе;
- ориентироваться на плоскости;
- анализировать образец и технические рисунки деталей;
- употреблять в речи слова, характеризующие признаки материалов, отношения между ними, называть инструменты;
- самостоятельно применять инструменты, соблюдать правила безопасной работы.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- название и назначение инструментов;
- виды и свойства клея;
- виды и свойства бумаги и картона;
- правила безопасной работы;
- пластические свойства глины и пластилина;
- основные цвета бумаги;
- гигиенические требования к готовой продукции;
- условные обозначения при разметке;
- виды и свойства тканей;
- виды пуговиц и способы их пришивания.
1.6. Контроль и оценка знаний учащихся
Основная цель контроля – оценить умения и навыки ручной умелости, умения анализировать образец и планировать свою работу. Для этого в течении каждой четверти проводятся самостоятельные практические работы. (см. приложение)
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места.)
Для выявления уровня подготовленности учащихся и контроля за развитием основных умений в 1 классе проводится мониторинг уровня развития ЗУН учащихся. Оценивание работ учащихся осуществляется по 4 уровням:
«Высокий» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, умение анализировать представленный образец.
«Средний» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«Ниже среднего» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
«Низкий» - если изделие не выполнено, либо нарушена конструкция изделия.
Критерии и нормы оценивания работ учащихся 2-4 классов:
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
- Календарно-тематический план реализации рабочей программы прилагается.
- Приложения.
Самостоятельные практические работы для выявления уровня обучености учащихся.
1 класс.
1 четверть.
Лепка пирамидки.н
2 четверть.
Изготовление деталей аппликации на флажки.
- четверть.
Составление по образцу композиции «Гусеница».
- четверть.
Вышивание по готовым проколам контуров фруктов.
2класс.
1четверть.
Самостоятельное изготовление рыбки из природного материала.
2четверть.
Оформление ёлочных игрушек в технике «бумажная мозаика»
3 четверть.
Изготовление игольницы
4четверть
Изготовление предметной аппликации «Цветик семицветик»
3класс.
1четверть.
Изготовление аппликации техникой «Бумажная мозаика»
2четверть.
Изготовление цепочки из бумажных колец.
3 четверть.
Изготовление аппликации из древесных опилок
4 четверть
Сборка модели садовой тележки
4 класс.
1четверть
Конверт для писем с клеевым соединением деталей. Изготовление готового конверта.
2 четверть
Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги, изделие « Снежинка»
3 четверть
Аппликация из древесных заготовок « Лошадь»
4 четверть
Работа с пластилином. Лепка чайной посуды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»
Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...
Тест по теме: «Изготовление вешалки» по трудовому обучению в 5 классе коррекционной школы VIII вида. «Расставь в правильном порядке».
Тест по теме: «Изготовление вешалки» по трудовому обучениюв 5 классе коррекционной школы VIII вида.«Расставь в правильном порядке»....
Конспект урока трудового обучения во 2 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока "Выполнение строчки "Волна". Упражнение на полосе бумаги в клетку"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....
Рабочая программа по трудовому обучению в 4 классе VIII вида
Пояснительная запискаРабочая программа для 4«к» класса составлена в соответствии программой С.Л. Мирского по трудовому обучению: Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 1 ...
Рабочая программа по надомному обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по надомному обучению ученика 8 класса коррекционной школы 8 вида состоит из программ по следующим предметам:Чтение, русский язык, математика, история, биология, географи...
Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка...
Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Календарно-тематическое планирование...