Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
биология 8 вид для учащихся 7 класса | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2011. -Сб.1 -224 с.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 г.№273- Ф3
- Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области № 73-иогв-01-02/5194 исх. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2015/2016 учебном году»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10)
- Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа р.п.Старотимошкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ р.п. Старотимошкино МО «Барышский район»
- Учебный план МОУ СОШ р.п.Старотимошкино МО «Барышский район» на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 7 класса индивидуального обучения.
Рабочая программа разработана в связи с тем, что умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении.
Программа рассчитана на 7 класс 35 часов (1 ч. в неделю).
Содержание рабочей программы по биологии направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует основной образовательной программе МОУ СОШ рп.Старотимошкино. Программа содержит материал по биологии, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для социальной адаптации. Содержание обучения биологии имеет практическую направленность: готовить своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.
Цель:
- изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи:
- сообщать обучающемуся знания об основных элементах неживой и живой природы;
- формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман и т.д.;
- проводить через весь курс экологическое воспитание, бережное отношение к природе;
- первоначально ознакомить с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.
Рабочая программа построена по принципу коррекционной направленности. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращается на коррекцию имеющихся у обучающегосяспецифических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Она включает в себя следующие разделы:
- живая природа
- знакомство с цветковыми растениями
- цветок, плод
- семя
- корень
- лист
- стебель
- споровые и семенные растения
- многообразие покрытосемменных растений
- бактерии и грибы
- практические работы
Рабочая Программа 7 класса призвана дать обучающемуся основные знания по живой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (практические работы, лабораторные работы, экскурсии) и устный опрос.
Требования к уровню подготовки обучающегося:
Личностные результаты:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
-овладение на доступном уровне логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, технических) в соответствии с содержанием биологии.
Предметные результаты:
В результате изучения биологии учащиеся должены знать:
-названия некоторых бактерий, грибов, растений основных групп;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений;
-разницу ядовитых и съедобных грибов
Обучающийся должен уметь:
-обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Содержание курса
Тема 1. Повторение. Введение в мир цветковых растений. (1 ч)
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Тема2. Органы цветковых растений. (1 ч)
Культурные и дикорастущие растения нашей страны. Общее понятие о подземных и наземных органах цветкового растения. Органы цветкового растения (корень, лист, стебель, цветок) на примере растения, цветущего осенью.
Лабораторная работа№1. Органы цветкого растения
Тема 3. Цветок. Плод (3 ч)
Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее знакомство). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные
Разнообразие плодов. Многообразие плодов. Сочные и сухие плоды. Ягода и костянка. Орех. Семянка. Зерновка. Коробочка. Горошина. Многообразие способов распространения плодов и с использованием внешних факторов живой и неживой природы. Распространение с помощью животных.
Лабораторная работа №2. Строение цветка
Экскурсия
Тема 4. Семя. (2 ч)
Строение семени. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Лабораторная работа№3,4. Строение семени двудольного, однодольного растения
Тема 5. Корневая система растений. (2 ч)
Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней.
Тема 6. Лист. (3 ч)
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Ткани, из которых состоит лист. Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения. Дыхание растений. Обмен веществ у разных типов растений. Листопад и его значение в природе и в жизни человека.
Тема 7.Стебель. (2 ч)
Образование стебля. Побег. Виды стеблей по степени одревесневания: травянистые, деревянистые. Строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Виды стеблей по расположению относительно уровня почвы: надземные, подземные. Положение стебля в пространстве (плети, усы), Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).
Тема8. Растение – целостный организм. (1 ч)
Взаимосвязь частей растения. Принципы функционирования растения. Связь растения со средой обитания. Дыхание и питание растения.
Тема 9. Споровые и семенные растения.(3ч)
Мхи, папоротники, голосеменные растения, торфяной мох, образование торфа. Сравнение сосны и ели, отличие от лиственных форм, использование древесины
Тема 10. Многообразие покрытосеменных растений (8ч)
Деление покрытосеменных растений. Деление покрытосеменных растений. Лиственные растения: яблоня, груша, вишня, малина, земляника. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Хвойные растения. Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания.
Хлебные (зерновые) культуры. Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Общественное значение полевых растений (хлебных культур) в жизни человека. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Общие признаки бобовых растений. Пищевые бобовые растения. Кормовые бобовые растения. Общие признаки розоцветных растений. Шиповник. Овощи. Их характерные особенности и свойства в природе и жизни человека. Потребление овощей. Группы, на которые делятся овощи. Овощи. Их характерные особенности и свойства в природе и жизни человека. Потребление овощей. Группы, на которые делятся овощи. Овощные лилейные растения. Овощные паслёновые растения. Картофель. Томат. Баклажан. Перец.
Лабораторная работа №5,6 Строение луковицы. Строение клубня картофеля
Тема 11. Многообразие бактерий и грибов(3ч)
Общие понятие, значение в жизни человека. Строение шляпочного гриба, грибы ядовитые и съедобные, правила сбора.
Тема 12. Практические работы с комнатными и садовыми растениями(3ч)
Экскурсия
Тема 13. Повторение (1ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
- отличать цветковые растения от других групп;
- приводить примеры растений некоторых групп;
- различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям и листьям, по цветкам, плодам и семенам;
- устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
- осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
- работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из основных групп;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
- внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
- общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
- разницу ядовитых и съедобных грибов, знать вред бактерий и способы предохранения заражения ими;
- признаки сходства и различия между растениями;
- особенности выращивания культурных растений: о сроках и способах посева и посадки культур, о некоторых приемах ухода за ними.
Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект, согласно федерального перечня учебников, рекомендованных, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях:
Учебники:
-Романов И.В., Козлова Т.А. Биология. Растения.Грибы.Бактерии. 7 класс: учеб. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / И.В.Романов, Т.А.Козлова.- 2-е изд.,стереотип.-М. :Дрофа, 2013.-175,(1)с. с ил.
Методическое пособие для учителя:
- Шелкунова О.В. Преподавание естествознания в специальной (коррекционных) школе VIII вида: учебное пособие / О. В. Шелкунова. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. -266 с.
- Шелкунова О.В. Обучение естествознанию в специальной (коррекционных) школе VIII вида: Хрестоматия: учебное пособие / О. В. Шелкунова.- Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. - 348 с.
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология»
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
- www.floranimal.ru – портал о растениях и животных
- http://www.plant.geoman.ru/ – занимательно о ботанике. Жизнь растений
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Образовательная деятельность |
Введение в мир цветковых растений. | 1 | ||
1 | Многообразие живой природы. Охрана растений | 1 | Урок формирования знаний |
Органы цветковых растений | 1 | ||
2 | Внешнее строение цветкового растения | 1 | Лабораторная работа №1 Урок-исследование. |
Цветок. Плод | 3 | ||
3 | Цветки и соцветия. Опыление и оплодотворение | 1 | Лабораторная работа №2 Урок-исследование. |
4 | Разнообразие плодов и семян, их распространение | 1 | Эвристическая беседа, работа учебником |
5 | Экскурсия в природу ранней осенью | 1 | Урок систематизации и закрепления знаний |
Семя | 2 | ||
6 | Строение семян | 1 | Лабораторная работа №3,4 Урок-исследование. |
7 | Распространение и всхожесть семян | 1 | Урок формирования знаний |
Корень | 2 | ||
8 | Разнообразие корней, корневые системы | 1 | Урок формирования знаний. |
9 | Строение корня. Видоизменения корней | 1 | Эвристическая беседа, работа учебником |
Лист | 3 | ||
10 | Внешнее строение листа, форма и видоизменения листьев | 1 | Урок формирования знаний. |
11 | Значение листьев, испарение водя листьями | 1 | Урок формирования знаний. Эвристическая беседа, работа учебником |
12 | Дыхание растений. Листопад | 1 | Комбинированный урок. |
Стебель | 2 | ||
13 | Строение и значение стебля. | 1 | Урок формирования знаний. |
14 | Передвижение воды по стеблю. Видоизменения побегов | 1 | Комбинированный урок. |
Растение –целостный организм | 1 | ||
15 | Взаимосвязь органов растения. Растения и окружающая среда | 1 | Урок формирования знаний. |
Споровые и семенные растения | 3 | ||
16 | Мхи. Торфяной мох -сфагнум | 1 | Урок формирования знаний |
17 | Папоротники. Голосеменные растения | 1 | Комбинированный урок. |
18 | Ель и сосна. Покрытосеменные растения | 1 | Комбинированный урок. |
Многообразие покрытосеменных растений | 9 | ||
19 | Различия однодольных и двудольных растений. Семейство Злаки | 1 | Урок формирования знаний |
20 | Хлебные злаки. Кукуруза, овес | 1 | Комбинированный урок. |
21 | Однодольные растения | 1 | Лабораторная работа №5 |
22 | Двудольные растения. Картофель | 1 | Лабораторная работа №6 |
23 | Семейство Бобовые. Кормовые бобовые растения | 1 | Комбинированный урок. |
24 | Семейство Розоцветные. Садовые растения | 1 | Урок формирования знаний. |
25 | Сбор урожая плодов и ягод | 1 | Эвристическая беседа, работа учебником |
26 | Семейство Сложноцветные. Подсолнечник | 1 | Комбинированный урок |
27 | Повторение пройденного материала | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний |
Многообразие бактерий и грибов | 3 | ||
28 | Разнообразие и размножение бактерий. Значение бактерий для человека | 1 | Урок формирования знаний. Эвристическая беседа, работа учебником |
29 | Строение и размножение грибов | Комбинированный урок | |
30 | . Разнообразие грибов | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний |
Практические работы | 5 | ||
31 | Выращивание комнатных растений | 1 | Урок решения учебной задачи комбинированный урок |
32 | Работа на пришкольном участке | 1 | Урок формирования знаний |
33 | Растение – живой организм | 1 | Комбинированный урок |
34 | Экскурсия в природу весной | 1 | Урок систематизации и закрепления знаний |
35 | Повторение пройденного материала | 1 | Урок закрепления знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ритмике (1-4 класс) для специальных (коррекционных) школ VIII вида
Рабочая программа по ритмике для 1-4 класса специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида....
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа...
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии "Растения" 7 класс для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по биологии «Растения» для 7 класса составлена на основании нормативно-правовых документов. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности ...
Рабочая программа по столярному делу 7 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением дет...
Рабочая программа по столярному делу 9 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида
Программа создана на основе:1. Образовательной программы С.Л. Мирского, Б.А. Журавлёва по предмету «Столярное дело» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ V...