Методический материал для расширения профессиональной компетенции педагогов "Классификация речевых нарушений".
учебно-методический материал по теме

Ткачёва Алла Анатольевна

Реалии сегодняшнего времени таковы, что сурдопедагогу нужно быть профессионально разносторонним специалистом, "подкованным в различных областях дефектологии. В школу I и II вида приходят учащиеся VIII  вида без нарушения слуха,  но  имеющие различные проблемы в речевом развитии. Материал посвящён классификации речевых нарушений, принятой в логопедии.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Как в нашей стране, так и за рубежом большинство исследователей считают, что речь — это дыхание, голос и артикуляция, т.е. работа органов речевого аппарата, а язык — лингвистика, использующая речь для коммуникации. В немецкой литературе нет строгого разграничения понятий «язык» и «речь», как в английском и русском языках. По мнению немецких специалистов «термином «язык» может обозначаться как общественное явление, так и индивидуальная реализация». Американские ученые рассматривают язык как равноположенное понятие с артикуляцией, голосом и плавно­стью речи, которые входят в сложное образование — речевое поведение.
США Речевые нарушения и расстройства систематизированы ими в четыре группы: язык, артикуляция, плавность голос. В каждую из категорий (групп) входят определенные речеязыковые нарушения:
I. НАРУШЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ-фонетические нарушения -фонологические нарушения П. НАРУШЕНИЕ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ-заикание-клаттеринг III.НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА—нарушение высоты —прерывание высоты -нарушения силы: дисфония, афония-нарушение тембра IV.ЯЗЫКОВЫЕ НАРУШЕНИЯ-афазия / дисфазия -задержка языкового развития
Многие диагносты в США находят полезным разграничивать собственно языковые нарушения на два вида расстройств: задержку языкового развития отклонение языкового развития.

Речевые нарушения разделяются на нарушения вербальной коммуникации нарушения письменной речи.Нарушения вербальной коммуникации
нарушения речевого развития врожденного характера, куда включены -алалия, дислалия, -аграмматизмы, -нарушения письма и чтения;2. расстройства речи, приобретенные в разные возрастные периоды.
Расстройства речи, приобретенные в раннем возрасте, представлены импрессивными центральными экспрессивными реактивными нарушениями речи.
В импрессивные нарушения речи включены только расстройства, связанные с состоянием слуха. К центральным отнесены агнозии, апраксия, речь при олигофрении и других психических расстройствах, афазия. К экспрессивным расстройствам — дизартрия, ринолалия, нарушение голоса. К реактивным нарушениям речи — мутизм, заикание и полтерн (спотыкание).
В России врачи при квалификации речевых нарушений используют Международную классификацию болезней ВОЗ. В 10-м пересмотре этой классификации (МКБ-10, 2003 г.) нарушения речи, школьных навыков и моторных функций объединены в одну рубрику и относятся к разделу «Специфические расстройства психического развития» (F80-F83 и F88-F89). Заикание же (F98.5) и «речь взахлеб» (F98.6) включены в рубрику «Поведенческие и эмоциональные расстройства, обычно проявляющи­еся в детском либо подростковом воз­расте» (F90-F98) .
Код
Категория
Содержание
Перечень нарушений
F 80
Специфические расстройства развития речи
F80. Специфические расстройства артикуляции речи
-расст-ва разит. артикуляц.-расстр. фонологич. разв.-дислалия-функцион. расстр-во артикул.(лепетная речь)
F80.1 Расстройство экспрессивной речи
-дисфазия\афазия, связанная с развитием
F80.2 Расстройство рецептивной речи
-врождённая слух. невосприимчивость-дисфазия\афазия, связанная с развитием -словесная глухота-смешанное рецептивно-экспрессивное расстройство речи
F80.8 Другие расстройства развития речи
шепелявая речь - сигматизм
Код
Категория
Содержание
Перечень нарушений
F 81
Специфические расстройства развития школьных навыков
F 81.0 Специфические расстройство чтения
«отставание в чтении»-дислексия развития-специфическая задержка в чтении-наруш. орфографии в сочетании с расстр. чтения
F 81.1 Специфические расстройство орфографии
-специфическая задержка навыков развития орфографии (без расстр. навыков чтения)
F 81.2 Специфические расстройство счёта
акалькулия развития-специфические расстройство счёта, связанное с развитием
F81.8 Другие расстройства развития школьных навыков
-расстройство развития навыков экспрессивной письменной речи
Клинико-педагогическая классификация I. Нарушения устной речи а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,брадилалия – патологически замедленный темп речи,тахилалия - патологически ускоренный темп речи,заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:алалия– отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речидислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения;дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.  
Нарушение средств общения:  а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи; б) общее недоразвитие речи. Нарушение в применении средств общения: а) заикание; б) проявление речевого негативизма и др.
В соответствии с этой классификацией выделяется такое фундаментальное понятие, как «недоразвитие речи», которое по механизмам отличается от задержки речевого развития. Задержка развития речи в соответствии с теорией отечественной логопедии — это отставание в темпах развития, касающееся всех сторон речеязыковой функции. Недоразвитие речи же представляет собой ее дизонтогенез.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.

тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

Информационно-методическая работа для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. «Киндер-игрушки для Тани и Ванюшки»

Если вас заинтересовала этот материал, то может быть вы любознательны раз, у вашего малыша «проблемки» в развитии речи два, просто небезразличны к развитию своего любимого «чуда» три. Можно еще загиба...

Методические рекомендации по повышению профессиональной компетенции воспитателя Детского дома

Критерии профессиональной компетенции воспитателя.Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы».Памятка Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их ...

Методический семинар «Формирование предпосылок профессиональных компетенций у юношей на уроках технологии в 5 – 8 классах»

Методический семинар    «Формирование предпосылок профессиональных компетенций у юношей  на уроках технологии в 5 – 8 классах»...