Методический семинар «Формирование предпосылок профессиональных компетенций у юношей на уроках технологии в 5 – 8 классах»
методическая разработка по технологии
Методический семинар
«Формирование предпосылок профессиональных компетенций
у юношей на уроках технологии
в 5 – 8 классах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 175.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Методический семинар
«Формирование предпосылок профессиональных компетенций
у юношей на уроках технологии
в 5 – 8 классах»
Сорокин Олег Анатольевич,
учитель технологии
Мегион, 2019
Введение
Подготовка рабочих кадров нового типа весьма актуальна сегодня, поскольку формирует экономический потенциал страны. Однако, на сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается кризис таких кадров, а отсутствие молодого поколения рабочих, обладающих «навыками будущего», может стать фактором, который затормозит экономический рост страны. Это отмечают руководители крупных предприятий, этот вопрос регулярно поднимается на правительственном уровне: «Сегодня в стране существует явная нехватка рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества. Если недавно мы ещё говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставлять конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры. А их на сегодня у нас, к сожалению, нет» (Путин В.В. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров. 11.04.2011.).
Проблему нехватки рабочих кадров нового типа осознают и в среднем профессиональном образовании. Виталий Манзук, заместитель директора Кировского политехнического техникума, так обозначает проблему подготовки будущих рабочих и специалистов: «Формат оценивания компетенций выпускников нужно менять, потому что разрыв с требованиями работодателей усиливается».
Президентом РФ даны поручения сформировать систему профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся в общеобразовательных учреждениях для повышения их мотивации к последующей трудовой деятельности, предусмотрев при этом меры по обеспечению:
- повышения привлекательности обучения по образовательным программам среднего профессионального образования;
- повышения уровня технологического образования школьников, восстановления необходимых объёмов технологической подготовки школьников во всех классах средней общеобразовательной школы;
- разработки программы развития массового научно и технического творчества, изобретательской и рационализаторской деятельности учащихся и воспитанников общеобразовательных учреждений;
- развития сетей научно-технических организаций при технических факультетах вузов, школ выходного дня.
Инновационной экономике России, нашему региону и, в частности, городу Мегиону, нужны рабочие кадры нового типа – специалисты, имеющие широкую фундаментальную подготовку в области базовых дисциплин, в совершенстве владеющие IT- технологиями, коммуникабельные, изобретательные, способные проектировать новые технические устройства.
Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» на одной из встреч с представителями бизнеса и образования отметил следующее: «Дипломы становятся анахронизмом. Сейчас даже в консалтинговых компаниях большой четвёрки не смотрят на диплом, а учитывают только навыки». Иными словами рабочий с «навыками будущего» - это рабочий с инновационными действиями, доведёнными до автоматизма. Становится очевидным, что работу по формированию таких навыков на уровне профессионального образования начинать уже поздно. Необходимо уже с 12 – 13 лет говорить с обучающимися о перспективных профессиях будущей России, формировать у них предпосылки профессиональных компетенций.
Предлагаемый проект направлен на подготовку юношей, ориентированных на получение образования технического и естественнонаучного профиля и воспитание будущей рабочей элиты города Мегиона, начиная с уровня основного общего образования.
Инновационная идея проекта – создание условий для повышения престижности рабочих специальностей и осознанного выбора обучающимися будущей профессиональной деятельности через внедрение элементов технического образования на уроках технологии на уровне основного общего образования в разделе «Электротехнические работы».
Цель проекта - формирование предпосылок профессиональных компетенций у юношей 5 – 8 классов, посредством внедрения в образовательный процесс возможностей электронного конструктора и дополнительного оборудования.
Задачи проекта
- Уточнить сущность понятий технического образования обучающихся.
- Выделить основные научные и методические аспекты процесса формирования предпосылок профессиональных компетенций, необходимых для рабочих нового типа.
- Определить и апробировать диагностический инструментарий, направленный на выявление сформированности предпосылок профессиональных компетенций.
- Разработать, внедрить и методически обосновать программу, обеспечивающую формирование предпосылок профессиональных компетенций у юношей 5 – 8 классов.
Социальная направленность проекта заключается в ориентации выпускников на рынок труда, самоопределении обучающихся, обеспечении возможности свободного выбора ими образовательной траектории, в определении своего места в социуме. Сегодня молодёжь рассуждает так: «становясь профессионалом, я, во-первых, могу больше заработать на предприятии, а во-вторых, имею возможность открыть собственное дело, и мои рабочие руки меня отлично прокормят». Предлагаемый проект ориентирован на поддержку такой модели поведения молодёжи уже на уровне основного общего образования.
Используемые ресурсы:
- временные: не требуют дополнительного времени, реализуется в рамках учебного плана;
- информационные: представлены списком литературы;
- интернет ресурсы: сайт педагога на https://nsportal.ru/sorokin-0, сайт школы http://86mmc-megionsch6.edusite.ru/;
- интеллектуальные: проект разработан учителем технологии высшей квалификационной категории Сорокиным О.А.;
- кадровые: учителя технологии;
- организационные, в т.ч. административные: проект реализуется в рамках образовательного процесса на уровне основного общего образования по предмету «Технология», в классно - урочной системе обучения. Руководство осуществляет администрация МБОУ «СОШ №6»;
- материально-технические: реализация проекта предусматривает дополнительные материальные затраты на приобретение учебно- методического оборудования (электронный конструктор «Знаток», конструктор «Лего-робототехника», мобильный класс);
- финансовые: требует дополнительного финансирования.
План реализации проекта включает следующие этапы:
1. Информационно-методический: изучить содержание образования в части основных способов учебно-познавательной деятельности, специфичных для среднего профессионального образования обучающихся.
2. Опытно - экспериментальный: разработать и внедрить комплекс учебно-методических и дидактических материалов, обеспечивающих формирование предпосылок профессиональных компетенций в рамках урочной и внеурочной деятельности.
3. Аналитический: психолого-педагогический мониторинг.
4. Информационно-просветительский: представление опыта работы перед педагогическим сообществом на различных уровнях (ШМО, ГМО, всероссийских сетевых сообществах).
По продолжительности реализации проект является долгосрочным. На сегодняшний день проект находится на этапе реализации на базе МБОУ «СОШ №6» г. Мегиона.
Основное содержание проекта
11 января 2018 года независимому информационному агентству INTERFAX.RU - Президент РФ Владимир Путин заявил о катастрофической нехватке в России хорошо подготовленных специалистов рабочих профессий.
"Сегодня грань между различными уровнями подготовки специалистов практически стирается. У нас просто катастрофически не хватает не просто рабочих рук, а хорошо подготовленных специалистов по рабочим профессиям", - сказал Путин на встрече со школьниками - авторами лучших сочинений на тему "Россия, устремленная в будущее".
Он отметил, что бывшая система подготовки рабочих специалистов невостребована и нуждается в обновлении. "Мы организуем сейчас целую большую систему подготовки", - отметил Путин.
Во время своего Послания Федеральному Собранию 20.02.2019 президент Владимир Путин не обделил вниманием растущий интерес к рабочим профессиям среди молодого населения России. Он предложил ускорить модернизацию среднего профессионального образования для улучшения престижа рабочих специальностей. Так, к 2022 году планируется переоснастить современным оборудованием более 2 тысяч мастерских в колледжах и техникумах.
«Увлечение профессией, творчеством формируется ещё в юные годы. За три предстоящих года за счёт расширения детских технопарков, кванториумов, центров цифрового, естественно-научного, гуманитарного развития будет создано порядка миллиона новых мест в системе дополнительного образования. Оно должно быть доступно для всех детей», - сказал глава государства.
Он призвал российские компании и деловые сообщества активно присоединяться к таким проектам, как «Билет в будущее». Благодаря этому проекту школьники уже с 6 класса могут получить практические знания на предприятиях, в научных центрах и других площадках.
Президент России Владимир Путин в ходе ежегодного послания Федеральному собранию заявил о важности поднятия престижа рабочих профессий. Он напомнил, что в конце августа 2019 года в России состоится чемпионат мира WorldSkills по рабочим профессиям. Основные задачи этого мероприятия – привлечь внимание общества к развитию профессиональных навыков, повысить их популярность и создать условия для создания высоких профессиональных стандартов. Для представителей разных профессий эти соревнования сопоставимы с Олимпийскими играми. В чемпионате в Казани примут участие более 1 600 конкурсантов из 66 стран мира.
Глава РФ отметил, что этот успех значим для повышения престижа рабочих профессий и специальностей. Он предложил, опираясь на опыт движения WorldSkills, ускорить модернизацию среднего профессионального образования.
Как WorldSkills меняет систему образования и профподготовки в России?
К 2025 году Россия столкнётся с дефицитом кадров в 10 миллионов человек. Чтобы не потерять конкурентоспособность, до 2024 года страна должна перейти в цифровую эпоху, о которой сегодня говорят и власти, и бизнес. Ключевая проблема - острая нехватка кадров для digital-трансформации. Вырастить их в нужном количестве можно только перестроив систему профобразования.
Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» устанавливает новые стандарты современных рабочих профессий, меняет экзаменационную систему в колледжах и вузах, а также выступает связующим звеном между работодателями и молодыми сотрудниками.
Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 году. В тот период техникумы и колледжи, несмотря на попытки реформ, по-прежнему казались многим низшей образовательной ступенью, которую проходят только те, кому не удалось поступить в вуз, и кто не рискнул сдавать ЕГЭ.
Реформирование системы среднего профессионального образования стало первой задачей, которая встала перед Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». В этом заключается важное отличие российской модели движения от аналогов в других странах.
Если условные SwissSkills («Ворлдскиллс Швейцария») или WorldSkills France выступают в первую очередь центром привлечения молодых профессионалов и их подготовки к чемпионатам, то российское подразделение WorldSkills стремится реформировать всю систему образования.
Подготовка молодых профессионалов к реалиям цифровой экономики – ещё одна задача, которая пока не решена. Совместно с консалтинговой компанией Boston Consulting Group в WorldSkills Russia изучили ситуацию на рынке труда в современной России. Как показал опрос, не менее 66% предприятий опасаются, что не смогут развиваться из-за нехватки квалифицированных специалистов.
Исследование McKinsey выявило парадоксальную ситуацию: 50% молодых людей считают, что следующая после окончания школы ступень образования повышает их шансы на трудоустройство. Более того, большинство образовательных учреждений (72%) считают, что их выпускники готовы к реальной работе. Однако только 43% работодателей находят специалистов с нужным уровнем квалификации.
В 2014 г. требование привести российские колледжи к мировым стандартам подготовки специалистов оформилось уже на правительственном уровне. А спустя два года в России решили испытать формат демонстрационного экзамена по методике WorldSkills - новой системы государственной итоговой аттестации, которая позволяет проверить навыки выпускников в реальных производственных условиях.
Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:
«Параллельно с направлением Hi-Tech WorldSkills Russia создаёт и другие кластеры компетенций. Одно из направлений работы - это своего рода футурология, попытка предсказать, какие навыки и профессии потребуются специалистам в ближайшем будущем и как изменятся существующие специальности. Сверхзадача - избежать появление класса лишних людей, чьи способности окажутся невостребованными в условиях цифровой экономики. Один из главных трендов - это увеличение скорости изменений, которая прослеживается во всех отраслях. Именно поэтому странам необходимо готовить специалистов с опережением. России нужно перестать быть догоняющей страной».
В. Путин на открытом уроке рассказал школьникам о важности выбора профессии: "Выбор, выбор профессии, выбор своего жизненного пути…, нужно выбрать себе этот путь", - сказал Путин, перечислив различные области возможной будущей профессиональной деятельности учеников. "Вы многократно, практически всю жизнь будете стоять перед вопросом выбора. Человек всегда делает выбор, если, конечно, он чувствует, что он хочет жить, хочет творить, хочет получать удовлетворение, удовольствие от жизни и подносить эти плоды своего труда на алтарь отечества, делиться этими результатами с другими людьми. Кстати говоря, как правило, в этом человек находит наивысшее удовлетворение от своей собственной работы", — добавил президент, обращаясь к молодому поколению. Путин также выразил надежду, что ученики смогут сделать правильный выбор.
По его словам, "сегодняшняя жизнь требует, как правило, узкой специализации, а для этого нужно как следует подумать и вникнуть в ткань той проблемы, которую вы хотите сделать для себя самой важной и самой главной".
Нельзя не отметить, что в настоящий момент формирование предпосылок профессиональных компетенций у обучающихся способствует более высокой мотивации к обучению и успешному выбору карьеры в будущем. Если профессиональные компетенции – это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли. Тогда предпосылками профессиональных компетенций следует считать знание основ определенных профессий, умения действовать по образцу в соответствии с предъявляемыми требованиями, готовность решать поставленные задачи практической направленности.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников предпосылок профессиональных компетенций, в частности основ технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ - результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Используя в своей работе примерную образовательную программу основного общего образования и на основе авторской программы «Технология. Технический труд» 5-8 классы под редакцией В.М.Казакевича, Г.А.Молевой – М.: «Дрофа», 2012г. и распоряжения первого заместителя Губернатора ХМАО-Югры Г.Ф. Бухтина от 26.01.2015 №9-р по реализации программ по народному творчеству и ремёслам с учётом региональной составляющей через интеграцию с предметом «Технология», на базе учебника Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др. – М.: «Вентана-Граф», 2018, я разработал свой вариант программы.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №6» на изучение предмета «Технология» в 5-7 классах отводится 68 ч (по 2 ч в неделю), в 8 классе - 35 ч (1ч в неделю): из них 18 часов отводится теоретическим урокам и 17 - практическим работам.
При разработке программы учтены региональные особенности расположения и статуса нашей школы; современные требования к технологической подготовке молодёжи; материально-техническое оснащение учебных мастерских, использован блочно-модульный принцип построения учебного материала.
Почему же мною выбран раздел программы «Электротехнические работы»? Потому, что не так часто этот раздел программы преподается в школе на уроках технологии в полной мере, а ведь этот раздел очень важен в образовании юношей, так как в будущей семейной жизни знания, полученные при изучении этого раздела им крайне необходимы. Изучение этого раздела даёт огромный толчок в развитии исследовательских навыков. И я считаю, что могу донести информацию, изучаемую в этом разделе, до обучающихся на должном уровне и в интересном ракурсе.
При планировании работы я опираюсь на возрастные особенности подростков:
- подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым;
- ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками;
- возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (проявляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы – самосознания.
При составлении своей программы изучение раздела «Электротехнические работы» по времени согласовал с началом изучения раздела «Электричество» по предмету физика. Я перенёс этот раздел для изучения на начало учебного года, мотивируя это тем, что по программе изучения предмета физика, раздел «Электричество» начинается в конце первого полугодия. Поэтому, мне видится необходимым дать начальные знания по электротехнике, опередив физиков, ведь теоретический материал на физике будет лучше усвоен, если обучающиеся на практических занятиях урока технологии руками соберут простейшие электрические цепи, на практике увидят накал лампочек при последовательном и параллельном соединении. Таким образом, обучающиеся знакомятся с элементами профессионального образования, а именно, конструирование, моделирование, черчение, сборка и т.д.
Особенность изучаемого раздела состоит в том, что обучающиеся, знакомясь с теоретическими основами электротехники, на практике собирают простейшие электрические цепи. Тем самым, меняя виды деятельности, используя информацию и оборудование, у детей не пропадает интерес к данной теме.
Цель раздела: Ознакомление обучающихся с основами электротехники и применение этих знаний на практике.
Задачи раздела:
- познакомить с основами электротехники;
- формировать практические навыки электротехнических работ;
- применять полученные знания при сборке электрических цепей квартирной проводки;
- прививать интерес к культуре своей Родины, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, привитие основ культуры труда;
- развивать моторные навыки, специфические виды мышления (пространственное, инженерное…), внимание, аккуратность и пунктуальность.
Принципы отбора содержания образования:
1. Принцип соответствия социальному заказу. Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания и умения. Должны учитываться и возможности индивида. Благодаря этому человек достигает всестороннего развития и роста личности.
2. Принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов. В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не должен дублироваться в других предметах.
3. Принцип гуманизации. Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, технологической культуры, свободного выбора профессии в соответствии со своими возможностями и способностями.
Используемые формы организации обучения:
- индивидуальная форма - применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учётом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса. В связи с этим в качестве основного достоинства данной формы обучения выделяется возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы получения образования, отслеживая и корректируя как преподавательскую, так и учебную деятельность;
- парная форма - связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой обучающихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание;
- фронтальная форма, т.е. «обращённая к зрителям», предполагает одновременное обучение группы обучающихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя. Эта традиционная форма организации учебного процесса связана с «усреднением» обучающихся, так как единообразие заданий не учитывает их индивидуальных особенностей.
Методы обучения, применяемые в урочное время: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, метод проектов.
Используемые технологии: личностно-ориентированные, игровые.
Приоритетным методом обучения является метод проектов, который позволяет обучающимся быть не просто наблюдателями, а непосредственно участниками технологического процесса, почувствовать свою значимость.
В результате изучения раздела «Электротехнические работы» ученик научится:
- читать электрические схемы;
- собирать простые электрические цепи;
- объяснять работу простых электрических устройств;
- рационально использовать электрические приборы, добиваясь экономного использования электроэнергии; а также иметь представление об источниках, потребителях тока, элементах управления и их условных обозначениях на электрических схемах; о последовательном, параллельном, смешанном соединении потребителей в электрической цепи;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.
Методы диагностирования результатов
Педагогический контроль осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
Индивидуальная беседа.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
II. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения, а также предусматривает выполнение работы по выбранной самим учеником схеме.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Изучение данного раздела тесно связано с такими дисциплинами как: физика (электрическое поле, электрический ток, проводники, диэлектрики, последовательное и параллельное соединение проводников, предупреждение опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений), черчение, математика, ОБЖ.
№ раздела | № урока | Учебно-тематический план. Раздел. Тема | Количество часов | Формы проведения | Образовательный продукт | ||
всего | лекционных | практических | |||||
1 | 1 | Повторение материала, изученного в 7 классе | 1 | 1 | лекция | инструктаж по ТБ и ПБ | |
2 | Технология ведения домашнего хозяйства. Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи | ||||||
2 | Бюджет семьи. | 5 | 4 | 1 | Беседа | Конспект, самостоятельная работа | |
3 | Расходы семьи. | ||||||
4 | Анализ потребительских качеств товара. | ||||||
5 | Права потребителя и их защита. | ||||||
6 | Основы предпринимательства. | ||||||
3 | Электротехнические работы | ||||||
7 | Правила ТБ при работе с электрооборудованием. Электрическая цепь. | 10 | 4 | 6 | беседа лекция обсуждение практическая работа в группах самостоятельная работа | модель из деталей конструктора | |
8-9 | Источники питания. | ||||||
10 | Потребители электрической энергии. | ||||||
11 | Последовательное и параллельное соединение. | ||||||
12-13 | Квартирная проводка. | ||||||
14 | Электродвигатель. | ||||||
15 | Проводники и диэлектрики. | ||||||
16 | Радиоэлектроника. Простейшие аналоговые автоматы. | ||||||
4 | Художественная обработка материалов. Декоративно-прикладное творчество. | ||||||
17-20 | Резьба по дереву | 4 | 4 | лекция обсуждение практическая работа | элементы резьбы орнамент изделие с орнаментом | ||
5 | Основы проектирования. Творческий проект | ||||||
21 | Выбор и обоснование проекта | 10 | 2 | 8 | лекция беседа обсуждение практическая работа защита проекта | конспект творческий проект изделие | |
22 | Разработка вариантов конструкции изделия | ||||||
23 | Сборочный чертеж | ||||||
24 | Чертежи деталей | ||||||
25 | Технологические карты | ||||||
26-28 | Изготовление изделия | ||||||
29 | Экономический расчет | ||||||
30 | Защита проекта | ||||||
5 | Современное производство и профессиональное образование. Сферы современного производства и их составляющие. | ||||||
31 | Классификация предприятий. | 4 | 3 | 1 | лекция обсуждение | конспект самостоятельная работа | |
32 | Основные составляющие производства. | ||||||
33 | Профессии и специальности. Оплата труда. | ||||||
34 | Виды учреждений профессионального образования. | ||||||
35 | Учет качеств личности при выборе профессии. | ||||||
35 | 15 | 20 |
Раздел «Электротехнические работы»
Для проведения учебных занятий данного раздела программы были приобретены: электронные конструкторы «Знаток» 3 уровня сложности в количестве 10 штук, исходя из расчёта 1 конструктор на 2 человека (изначально предполагалась парная работа, правильность подхода подтвердилась практикой); элементы квартирной проводки (автоматические предохранители, распределительные коробки, розетки, выключатели, патроны, лампочки на 36 В, кабель); инструменты (отвёртки под крестовой и прямой шлиц, плоскогубцы, кусачки, ножи электрика, специальный инструмент для оконцевания проводов), саморезы. Изготовлены планшеты из фанеры (8 штук) для закрепления элементов квартирной проводки и простейшая модель электромагнита. Отремонтирован школьный трансформатор на 36 вольт и модель генератора, двигателя.
Почему для 8 из 10 занятий выбран именно этот конструктор? Основная задача данных практических занятий – показать связь между школьной программой и окружающей нас современной жизнью. Именно этот конструктор содержит элементы, которые присутствуют практически во всей окружающей нас технике – компьютерах, телефонах, автомобилях, фото- и видеокамерах, телевизорах, музыкальной аппаратуре и т.д.
Электронный конструктор включает в себя коробку с элементами и две книги. «Книга 1» содержит необходимую информацию по темам, в том числе и интересные исторические сведения, методические указания для выполнения практических работ во время школьных уроков. В «Книге 2» приводятся схемы, которые ученики могут собирать как во время уроков, так и во время дополнительных элективных занятий. Для удобства пользования (нахождения нужных деталей, укладке конструктора в конце занятия) на последней странице обложки приведена картинка с расположением всех элементов в коробке. Для условий урока, когда время ограничено, это очень важно. В каждой книге есть таблица с условными обозначениями, используемыми в электрических схемах. Часть заданий подразумевает работу с этой таблицей, и ребята самостоятельно обращаются к ней и продолжают знакомиться с условными обозначениями.
В качестве элементов питания рекомендуется применять NiMH аккумуляторы (напряжение 1.2 В, ёмкость не менее 1800 мА ч, размер АА) с соответствующим зарядным устройством. Вместо аккумуляторов можно применять батарейки размером АА и напряжением 1.5 В, но при этом во время выполнения некоторых заданий, необходимо вводить поправку на разницу напряжений батареек и аккумуляторов. Ученики самостоятельно приобретают батарейки и приносят их на занятия. Для выполнения любых заданий достаточно каждому принести 2 батарейки.
Практические задания согласуются с существующей школьной программой и учебниками физики для 8, 9, 10 и 11 классов. Но поскольку образование становится все более дифференцированным, то задания разбиты не по классам, а на 3 группы разного уровня сложности. Таким образом, легко дифференцировать задания в зависимости от уровня учеников. Конструктор содержит более 1000 схем для сборки.
Цель создания планшетов с квартирной проводкой? Школьникам, конечно, интересно работать с конструктором, но с определённого момента они начинают относиться к нему как к игрушке. Необходимо перенести, полученные знания, на реальные объекты, встречающиеся в повседневной жизни. И это пособие, с включением элементов профессионального образования, помогает осуществить этот перенос в полной мере и способствует осознанному выбору профессиональной карьеры, требующей профессиональной подготовки.
Уроки в рамках раздела «Электротехнические работы»
Урок 1. Правила ТБ при работе с электрооборудованием. Электрическая цепь.
- Электрическая энергия - основа современного технического прогресса.
Область применения электрической энергии. Правила безопасной работы с электрооборудованием. Знакомство с профессиями, связанными с электротехническими работами. Элементы электрической цепи.
- Внедряемые элементы профессионального образования на учебном занятии: условные обозначения, используемые в электрических цепях, сборка электрической цепи по схеме.
Урок 2. Источники питания.
- Устройство гальванических элементов: батарейки, аккумулятора. Сравнение батарейки и аккумулятора.
- Внедряемые элементы профессионального образования на учебном занятии: последовательное и параллельное соединение источников тока, сборка электрической цепи по схеме.
Урок 3. Источники питания.
- Устройство генератора (по модели) и принцип получения электрической энергии.
- Внедряемые элементы профессионального образования на учебном занятии: сборка электрических цепей по схемам, сравнение принципиальной конструкции электродвигателя и генератора.
Урок 4. Потребители.
- Электроосветительные приборы (лампа накаливания, светодиод). Сравнительный анализ их характеристик.
- Внедряемые элементы профессионального образования на учебном занятии: сборка электрических цепей по схемам, анализ работы цепей.
Урок 5. Последовательное и параллельное соединение.
- Последовательное, параллельное, смешанное соединение потребителей в электрической цепи. Сравнение показателей участков цепи по силе тока и напряжению.
- Внедряемые элементы профессионального образования на учебном занятии: сборка электрических цепей по схемам, анализ работы цепей.
Урок 6. Квартирная проводка.
- Сборка по схеме на планшете цепи, состоящей из автоматического предохранителя, распределительной коробки, розетки. Проверка работоспособности цепи.
- Внедряемые элементы профессионального образования на учебном занятии: сборка электрической цепи из элементов квартирной проводки по схеме.
Урок 7. Квартирная проводка.
- Сборка по схеме на планшете цепи, состоящей из автоматического предохранителя, распределительной коробки, патрона с лампой накаливания, выключателя. Проверка работоспособности цепи.
- Внедряемые элементы профессионального образования на учебном занятии: сборка электрической цепи из элементов квартирной проводки по схеме.
Урок 8. Электродвигатель.
- Устройство электродвигателя, его работа.
- Внедряемые элементы профессионального образования на учебном занятии: сборка электрических цепей по схемам, анализ работы электродвигателя в зависимости от напряжения и нагрузки.
Урок 9. Проводники и диэлектрики.
- Изучение электропроводимости различных материалов.
- Внедряемые элементы профессионального образования на учебном занятии: сборка электрических цепей по схемам для проверки свойств проводимости, проверка работы цепей с элементами деталей различной проводимости.
Урок 10. Радиоэлектроника. Простейшие аналоговые автоматы.
- Автоматические устройства, используемые в электрических приборах. Принципы действия.
- Внедряемые элементы профессионального образования на учебном занятии: сборка электрической цепи по схеме, выбранной самим учеником. Схема должна содержать автоматическое устройство.
Согласно требованиям в соответствии с ФГОС ООО на данных учебных занятиях формируются умения, предъявляемые к результатам освоения учебного предмета «Технология», которые обеспечивают достижение следующих умений:
Метапредметные умения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Предметные умения:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
Примерные задания, для определения сформированности предметных результатов
Самостоятельная работа. 8 класс. Источники питания.
- Батарейка – это ______________________________________________________
А.________________________
Б.________________________
В.________________________
- Составные части солевой батарейки:
А.______________________________________________
Б.______________________________________________
В.______________________________________________
- Аккумулятор – это ____________________________________________________
- Кто и когда изобрёл батарейку? _________________________________________
- Батарейка «села». Это означает _________________________________________
Практическая работа.
Книга 2 Задание 16. Прочитать задание. Собрать электрическую цепь по схеме. Провести испытание работоспособности. Ответить на вопросы.
1. Как соединены батареи в цепи?
2. Каково напряжение в цепи?
3. При последовательном соединении проводников как меняется напряжение в цепи?
Книга 2 Задание 17. Прочитать задание. Собрать электрическую цепь по схеме. Провести испытание работоспособности. Ответить на вопросы.
1. Как соединены батареи в цепи?
2. Каково напряжение в цепи?
3. При параллельном соединении проводников как меняется напряжение в цепи?
4. Что изменяется в цепи при параллельном соединении?
5. Какое будет суммарное напряжение, если изменить полярность одной из батарей? (проверьте экспериментально).
Книга 2 Задание 37 (дополнительное). Светомузыкальный дверной звонок с ручным управлением.
Прочитать задание. Собрать электрическую цепь по схеме. Провести испытание работоспособности. Ответить на вопросы.
1. Как соединены батареи в цепи?
2. Каково напряжение в цепи?
Внеурочная деятельность
Работа по формированию предпосылок профессиональных компетенций у обучающихся проводится и во внеурочной деятельности.
В ходе проекта реализовывались активные формы и методы формирования предпосылок профессиональных компетенций:
Мероприятия в школе | Мероприятия вне школы |
Классные часы | Экскурсии на предприятия |
Кружки | Встречи с представителями ССузов |
Профессиональные игры | Конкурсы |
Тренинги | Выставки |
Беседы, диспуты, дебаты | Рекламные акции |
Круглые столы | Дни открытых дверей |
Проекты | Ярмарки профессий |
Предметные недели | Профессиональные пробы «Билет в будущее» |
Фестивали профессий | |
Встречи с руководителями организаций | |
Родительские собрания | |
Эссе «Современный рабочий – кто он?» |
Профессиональная проба «Билет в будущее»
В 2018 году стартовал проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-8-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые професссионалы (WORLDSKILLS RUSSIA)» стал оператором проекта.
Проект «Билет в будущее» проводится с целью поддержки профессионального самоопределения и профессиональной ориентации у высокомотивированных обучающихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории Российской Федерации.
Задачами проекта являются: проведение тестирования, фиксирующего профессиональные предпочтения школьников и их текущий уровень осведомленности о предпочитаемых профессиональных областях; обеспечение участников проекта онлайн-курсами по общекультурным компетенциям, связанным с профессиональным самоопределением; предоставление участникам проекта возможности участия в очных профориентационных мероприятиях проекта, подтверждающих право обучающихся на участие в мероприятиях в целях профессиональной ориентации в соответствии с профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности).
В рамках этого проекта 25 декабря 2018 года обучающиеся 8-х классов приняли участие в профессиональной пробе по разделу «Электромонтаж» на базе Нижневартовского политехнического колледжа. Школьники вместе с заведующим лабораторией электротехники Кумпяк Г.К. собирали электрические цепи по схемам на стенде. Это была проводка: комнатная, кухонная и проходной коридор. Самым сложным, по словам участников проекта, было подключение асинхронного электрического двигателя.
По окончании профпробы выявились обучающиеся, которые имеют задатки к электромонтажным работам. Я считаю, что чем больше профессиональных проб пройдет школьник в процессе обучения в образовательной организации, тем правильнее будет осуществлен выбор профиля будущей профессии, в этом и заключается ранняя профилизация. В дальнейшем школа планирует с целью профессиональной ориентации принять участие в профпробах по разным направлениям проекта «Билет в будущее», организованного WORLDSKILLS RUSSIA.
Также в школе осуществляется психологическое сопровождение обучающихся.
Из нашего опыта работы видно, что даже при обилии информации у обучающихся о профессиях, о самом себе, при проведении множества самых различных тестов, все равно вся эта информация не даёт подростку каких-то новых оснований выбора, он не знает, как её использовать, как всё это относится лично к нему и к выбору им его профессии. Иначе говоря, не запускается самоопределение как активный, внутренне детерминированный процесс. Значит это не та информация, или она как-то не так устроена, не так подаётся…
Психологическое сопровождение обучающихся предлагает такой подход к проблеме профориентации, который, как нам кажется, может способствовать осознанному самоопределению обучающегося.
На практике реализуется положение самоопределения – понимание себя как индивидуальности в практике. Это положение задаёт последовательность изучения тем – от низшего к высшему уровню в структуре личности на протяжении целостного курса (5 класс- познавательные процессы, индивидуальный стиль учебной деятельности, 6 класс- эмоционально-волевая сфера, 7 класс- характер, 8 класс- социальные характеристики, 9 класс- ценностно-смысловая сфера). Данное сопровождение включает в себя такие темы, как «Кто управляет моей жизнью?», «Мои ценности», «Свобода и ответственность» и т.п. Используются следующие формы работы: индивидуально-групповые консультации с обучающимися и родителями (законными представителями), тренинговые занятия, профориентационные занятия и т.д.
Основным критерием эффективности психологического сопровождения является, собственно, сам факт выбора обучающимся профиля дальнейшего обучения, его осознанное представление о будущей профессии или сфере деятельности, наличие четких задач на пути реализации себя в профессии, простроенный личностно-профессиональный план.
Мониторинговые исследования
По результатам работы по формированию предпосылок профессиональных компетенций на уроках технологии были проведены мониторинговые исследования с целью изучения качества обучения обучающихся по предметам «Технология» и «Физика». Кроме того, была проведена оценка профессиональных интересов и способностей «Ориентация» учеников 8 класса (тест Соломина И.Л.). Сводные результаты исследования представлены в таблицах.
Таблица 1
Качество обучения обучающихся 7 - 8 классов по предмету «Технология»
Класс | Качество обучения | Класс | Качество обучения | Динамика |
2016-2017 (май) | 2017 – 2018 (май) | |||
7а | 82% | 8а | 88% | + 6% |
7б | 71% | 8б | 75% | + 4% |
7в | 85% | 8в | 92% | + 7% |
7г | 84% | 8г | 91% | + 7% |
ИТОГО | 80,5% | 86,5% | + 6,5% |
Таблица 2
Качество обучения обучающихся 7-8 классов по предмету «Физика»
Класс | Качество обучения | Класс | Качество обучения | Динамика |
2016-2017 (май) | 2017 – 2018 (май) | |||
7а | 51,2% | 8а | 52,4% | + 1,2% |
7б | 55,3% | 8б | 57,9% | + 2,6% |
7в | 50,1% | 8в | 50,1% | 0% |
7г | 42% | 8г | 40,6% | - 1,4% |
ИТОГО | 49,7% | 50,3% | + 0,6% |
Из результатов диаграммы видно, что качество обучения по предметам «Технология» и «Физика» наблюдается повышение, что говорит о росте мотивации у обучающихся к изучению данных предметов, связанных с подготовкой к выбору инженерных специальностей.
Динамика профессиональных интересов у обучающихся 7-х и 8-х классов.
Тест И.Л.Соломина «Ориентация» определяет профессиональную направленность личности к определённой сфере деятельности. Нас в исследовании интересовала сфера деятельности «Человек – Техника».
Цель: выявление профессиональных интересов и способностей обучающихся юношей 7-х и 8-х классов в сфере «Человек – Техника». Отслеживание динамики интересов и способностей после проведённой работы.
Сроки проведения:
сентябрь 2016 года, май 2017 года – в 7-м классе.
сентябрь 2017 года, май 2018 года – в 8-м классе.
Всего было обследовано 36 человек.
Результаты диагностики в 7-м классе представлены в диаграмме:
Из диаграммы видно, что после проведённой профориентационной работы в 7-м классе интерес в сфере «Человек-Техника» вырос на 30%, что в общем на конец учебного года составляет – 70%.
Результаты диагностики в 8-м классе представлены в диаграмме:
Из диаграммы видно, что после проведённой профориентационной работы в 8-м классе интерес в сфере «Человек-Техника» вырос у 9 человек - 24%, что в общем на конец учебного года составляет 34 человека – 94%.
Вывод: большинство обучающихся юношей 8-х классов к концу 2017-2018 учебного года проявили интерес и способности в сфере «Человек-Техника». Этим обучающимся рекомендован выбор следующих профессий: инженер, технолог, конструктор, электромонтёр, электрик и т.п.
В начале и конце 7 и 8 класса проводилось анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей) относительно того, как психологическое сопровождение помогло определиться с выбором профессии.
В диаграмме представлены данные опроса родителей (законных представителей) 7-х классов об удовлетворённости работой школы по формированию предпосылок профессиональных компетенций у обучающихся:
Как видно из данных диаграммы уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) 7-х классов работой школы по формированию предпосылок профессиональных компетенций у обучающихся вырос на 7%, что составляет 50% от числа опрошенных.
В следующей диаграмме представлены данные опроса родителей (законных представителей) 8-х классов об удовлетворённости работой школы по формированию предпосылок профессиональных компетенций у обучающихся:
Как видно из данных диаграммы уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) 8-х классов работой школы по формированию предпосылок профессиональных компетенций у обучающихся вырос на 40%, что составляет 90% от числа опрошенных.
Из этого можно сделать вывод, что работа в школе по формированию предпосылок профессиональных компетенций у обучающихся ведётся на достаточном уровне.
Ежегодно ведётся мониторинг распределения выпускников. Данные поступления в ССУзы за 3 последних представлены в таблице:
Учебный год | % выпускников, поступивших в ССУзы |
2015-2016 | 28,9% |
2016-2017 | 30% |
2017-2018 | 38,5% |
Таким образом, стало очевидным, что существует потребность в разработке программы открытия предпрофильного класса на уровне основного общего образования на период одного учебного года
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование | Развивающая программа предпрофильной подготовки |
Срок реализации | Один год |
Нормативно-правовая база | Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Устав МБОУ «СОШ №6» ООП ООО МБОУ «СОШ №6» |
Разработчик программы | Сорокин Олег Анатольевич, учитель технологии высшей квалификационной категории |
Исполнители | Участники образовательных отношений МБОУ «СОШ №6» |
Цель программы | Формирование предпосылок профессиональных компетенций у обучающихся (юношей) 9 классов |
Задачи программы | - мотивировать юношей к получению образования технического и естественнонаучного профиля; - формировать представления о рабочих кадрах нового типа, готовность к продолжению образования в СПО или классах технического профиля; - создать условия для организации самостоятельной учебно-познавательной, исследовательской и проектной деятельности обучающихся предпрофильного класса; - обеспечить положительную динамику вовлеченности школьников в соревнования и фестивали по робототехнике, по техническому моделированию и программированию |
Ожидаемые результаты | - будет наблюдаться замотивированность юношей к получению образования технического и естественнонаучного профиля; - будут сформированы представления о рабочих кадрах нового типа, готовность к продолжению образования в СПО или классах технического профиля; - будут созданы условия для организации самостоятельной учебно-познавательной, исследовательской и проектной деятельности обучающихся предпрофильного класса; - будет наблюдаться положительная динамика вовлечённости школьников в соревнования и фестивали по робототехнике, по техническому моделированию и программированию |
Объекты исследований | Профессиональная направленность обучающихся на уровне основного общего образования |
Управление программой | Управлением реализации программы осуществляет администрация МБОУ «СОШ №6» |
Система контроля за управлением проекта | Контроль за исполнением проекта осуществляется администрацией МБОУ «СОШ №6» |
Концептуальное обоснование программы:
Идея программы: создать предпрофильный класс, где главным направлением станет политехнизм, моделирование и конструирование, широкое использование информационных технологий для решения прикладных задач физики и математики и популяризации предметов естественно – математического цикла, что безусловно поднимет престиж рабочих профессий.
Предпрофильный класс – это комплексное решение, нацеленное на создание инновационных элементов системы ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников.
Нужно предоставить обучающимся предпрофильного класса поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах, создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов, проявления инициативных действий. При этом возможно использовать различные виды деятельности подростка, связанные с образовательным процессом:
- Совместно-распределённая учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
- Исследовательская деятельность в её разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
- Творческая деятельность - художественное, техническое и другое творчество, направленное на самореализацию и самоосознание.
Ресурсы, обеспечивающие эффективное управление качеством образования обучающихся предпрофильного класса.
Нормативный ресурс. Управление качеством образования обучающихся предпрофильных классов осуществляется на основе нормативных документов Министерства образования и науки РФ, Устава МБОУ «СОШ №6» и системы локальных актов, положений о предпрофильных классах, учебным планом.
Организационный ресурс. Создание модели организации учебно-воспитательного процесса предпрофильного класса по индивидуальной образовательной траектории
Материально-технический ресурс. Для создания предпрофильного класса необходимо перераспределить учебно-исследовательские ресурсы кабинетов физики и технологии, докупить недостающее оборудование для выполнения проектов, технического моделирования и конструирования.
Методический ресурс. Преимущественные технологии, применяемые в предпрофильном классе:
- технология развития критического мышления;
- дифференцированного обучения;
- интерактивные технологии;
- технология эвристического обучения;
- исследовательские технологии;
- проектные технологии;
- ИКТ-технологии;
Кадровый ресурс. Обучение педагогов по преподаванию робототехники, легоконструирования, по работе с техническими средствами обучения.
Ожидаемые результаты
Создание условий для организации самостоятельной учебно-познавательной, исследовательской и проектной деятельности обучающихся предпрофильного класса позволит:
- подготовить юношей, ориентированных на получение образования технического и естественнонаучного профиля;
- обеспечить качество образования, выраженное в развитии личностных потенциалов обучающихся, в способности к продуктивному мышлению, проявлению творческой инициативы, готовности к продолжению образования в СПО по рабочим специальностям;
- обеспечить положительную динамику успешности участия школьников в соревнованиях и фестивалях по робототехнике, по техническому моделированию и программированию;
- создать у обучающихся представление о рабочих кадрах нового типа.
Оценка результатов (критерии)
- Проведение ежегодного проблемно-ориентированного анализа с позиции соответствия достигнутых результатов целям образовательной программы специализированного предпрофильного класса и программы развития школы.
- Проведение внешней экспертизы качества образования обучающихся предпрофильного класса.
- Проведение открытых мероприятий, направленных на презентацию опыта работы педагогического коллектива школы в новых реалиях.
- Отслеживание поступления выпускников по выбранному направлению.
Критерии оценивания эффективности выбранного направления:
Критерии | Показатели | Сроки | Ответствен-ный |
Предпрофильная подготовка в рамках элективных курсов | |||
Когнитивный (К) | 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. | сентябрь | педагог – психолог, классные руководители |
2. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств | октябрь - апрель | учителя– предметники, классные руководители, специалисты инженерных профессий | |
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 5. Знание своих интересов, склонностей, способностей. | май | педагог - психолог | |
Мотивационно- ценностный (М-Ц) |
деятельности.
выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.
| сентябрь - май | учителя - предметники классные руководители |
Деятельностно- практический (Д-П) | 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. Выбор профиля обучения 3.Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 4.Ориентация на творчество. Стремление к совершенствованию ПВК. 5.Сформированность профессиональных компетенций | сентябрь - май | учителя - предметники, классные руководители, социальный педагог |
Планируется: - углубленное изучение физики и математики (в том числе практические занятия в рамках используемого оборудования с выходом на городские семинары); - участие в городской и окружной научно-практической конференции «Шаг в будущее» - участие в профессиональных пробах «Билет в будущее» | 2019 – 2020 гг. | заместители директора учителя – предметники |
Примерный план деятельности предпрофильного класса
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. Организационно – педагогическая деятельность | |||
1 | Заседание методического совета по теме «Основные направления деятельности школы по реализации программы предпрофильного класса» | Октябрь, 2018 | заместитель директора |
2 | Организация социальных практик (в том числе на рабочем месте родителей (законных представителей) | в течение года | заместитель директора, учителя-предметники |
3 | Методический семинар «Использование образовательных технологий, способствующих повышению результативности обучающегося предпрофильного класса» | Март, 2019 | заместитель директора |
4 | Организация (участие) конкурсов, олимпиад по профильным предметам | в течение года | учителя-предметники |
5 | День открытых дверей с привлечением партнёров «Организация образовательного процесса в предпрофильном классе» | апрель, 2020 | заместитель директора, учителя-предметники |
6 | Семинар – практикум «Использование педагогических идей в практической деятельности учителя предпрофильного класса» | апрель, 2020 | заместитель директора, учителя-предметники |
7 | Проведение Марафона наук: - «Математическое моделирование» (7-8 классы); -«Основы электротехники» (7-8 классы); -«Развитие пространственного мышления» (9 класс); - «Развитие политехнического мышления» (9 класс) | в течение года | руководитель ШМО |
2. Повышение педагогического мастерства учителей предпрофильного класса | |||
1 | Организация и повышение квалификации педагогов предпрофильного класса | в течение года | заместитель директора |
2 | Обобщение опыта на научно – практических конференциях | в течение года | учителя-предметники |
3. Внеурочная деятельность | |||
1 | Участие обучающихся в олимпиадах по профильным предметам | в течение года | учителя-предметники |
2 | Организация элективных курсов с привлечением специалистов | в течение года | заместитель директора, учителя-предметники |
3 | Организация лагерной смены | ноябрь, 2019, март, 2020 | заместитель директора |
4 | Организация курса робототехники | в течение года | учитель-предметник |
5 | Организация семинаров с ССУЗами | в течение года | заместитель директора |
6 | Вовлечение обучающихся предпрофильного класса в исследовательскую деятельность в рамках наставничества с молодыми специалистами предприятий с выходом на городскую НПК «Шаг в будущее» | в течение года | заместитель директора, учителя-предметники |
7 | Проведение недели защиты проектов обучающихся предпрофильного класса с привлечением партнёров | Март, 2020 | заместитель директора, учителя-предметники |
8 | Участие в профессиональных пробах «Билет в будущее» | в течение года | заместитель директора, учителя-предметники |
4. Психолого – педагогическое сопровождение | |||
1 | Проведение диагностики | в течение года | служба сопровождения |
2 | Проведение общешкольного родительского собрания с обучающимися и родителями (законными представителями) предпрофильного класса с привлечением городской общественности | Март, 2019 | заместитель директора |
3 | Проведение профориентационных занятий и профессиональных проб | в течение года | педагоги, специалисты |
5. Контрольно – оценочная деятельность учителя | |||
1 | Контроль применения современных образовательных технологий: - посещение и анализ уроков, элективных курсов;
| в течение года | заместитель директора, учителя-предметники |
2 | Проведение промежуточной диагностики сформированности профессиональных компетенций | январь, 2020 | заместитель директора |
3 | Проведение итоговой диагностики сформированности профессиональных компетенций | май, 2020 | заместитель директора |
4 | Анализ результатов образовательного процесса в предпрофильном классе | май, 2020 | заместитель директора |
6. Информационное и социологическое сопровождение проекта | |||
1 | Размещение информации о деятельности предпрофильного класса на школьном сайте | в течение года | учителя-предметники |
2 | Разработка методических разработок занятий | в течение года | учителя-предметники |
3 | Сотрудничество со средствами массовой информации | в течение года | администрация ОУ |
4 | Анкетирование обучающихся, учителей и родителей (законных представителей) по удовлетворённости образовательным процессом | в течение года | заместитель директора |
Предполагаемые риски при открытии предпрофильного класса
- Отсутствие квалифицированных кадров. Минимизация риска - прохождение КПК педагогами.
- Недостаточное финансирование материально-технической базы для открытия предпрофильного класса. Минимизация риска - привлечение дополнительных финансовых источников для создания данного класса.
Результаты и социальный эффект проекта.
Ожидаемые результаты:
- Понимание престижности рабочих специальностей и осознанного выбора обучающимися будущей профессиональной деятельности через работу по формированию предпосылок профессиональных компетенций на уроках технологии на уровне основного общего образования.
- Повышение качества обучения по предметам, связанным с профессиональным образованием: технология, физика, математика, информатика.
- Открытие предпрофильного класса на уровне основного общего образования, где главным направлением станет политехнизм, моделирование и конструирование, широкое использование информационных технологий для решения прикладных задач физики и математики и популяризации предметов естественно – математического цикла.
Заключение
1.Внедрённый комплекс заданий и дидактических материалов, обеспечивающих реализацию предпосылок профессиональных компетенций обучающихся 8-х классов привёл к повышению качества обучения по предмету технология.
2. Формирование предпосылок профессиональных компетенций на учебных занятиях по технологии способствовало повышению качества обучения по смежным предметам и осознанности получения знаний.
3. В результате проведённого исследования по выявлению профессиональных интересов и способностей обучающихся 8-х классов сделан вывод, что большинство юношей 8-х классов проявили интерес и способности в сфере «Человек-техника». Этим обучающимся рекомендовано продолжить обучение в предпрофильном классе.
4. Перспективы дальнейшего развития методического семинара - продолжить работу по формированию предпосылок профессиональных компетенций у обучающихся через открытие предпрофильного класса.
Список литературы
- Государственные вести (GOSNEWS.ru). Интернет-издание. http://www.gosnews.ru/ business_and_authority/news/643.
- Авторская программа «Технология. Технический труд» 5-8 классы под редакцией В.М.Казакевича, Г.А.Молевой – М.: «Дрофа», 2012г.
- Учебник Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др. – М.: «Вентана-Граф», 2018.
- Федеральный портал «Российское образование» - htpp://www.edu.ru.
- Интернет-поддержка профессионального развития педагогов – htpp:/edu/of.ru.
- ФГОС форум - http://standart.edu.ru/Board.aspx?Tmpl=Thread&BoardId=572&ThreadId=199.
- Образовательный сайт: Непрерывная подготовка учителя технологии -http://tehnologiya.ucoz.ru/index/0-4
- Технология в школе - http://shk-tehnologia.ru
- Уроки технологии - http://900igr.net/prezentatsii/tekhnologija/Uroki-tekhnologii/Tekhnologija-v-shkole.html
- Обучающие игры на уроках технологии - http://www.rantis.spb.ru/uroki-tehnologii.html
- Технология в школе: Стандарты - http://www.shk-tehnologia.ru/Page22.html
- Статья «Движение WorldSkills» - https://ria.ru/20171226/1510749424.html
- Выступление В.В. Путина на заседании оргкомитета по проведению в РФ Года учителя в 2010 году. РИА новости. (http://www.rian.ru/education/20091116/193975144.html)
- Е.Клименко. Молодежь выбирает модные профессии. Изд.: газета «Мой район»
- Подростки сегодня выбирают те же профессии, что и до кризиса. Изд.: газета «Новые известия».
Образовательный проект «Внедрение инженерного образования Сорокин О.А.
на уроках технологии на уровне основного общего образования» МБОУ «СОШ №6 г.Мегион
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Формирование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и литературы в 5- 9 классах как средства развития творческого потенциала учащихся"
Конкурсное задание "Методический семинар" Конкурс "Учитель года Сочи-2015"...
Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...
Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»
В настоящее время – время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...
Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса
Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса...
Методический семинар: «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно да...
Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"
Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...
Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»
В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности....