МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
материал на тему
В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_sistema_tkacheva.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Лицей №25» г. Омск
учитель-логопед Ткачева Т.В.
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
«КОРРЕКЦИОННО_РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Дети с речевыми нарушениями, наряду с недостаточно сформированными речевыми компонентами устной речи, имеют и отклонения со стороны психофизического развития, а так же отстают от сверстников по показателям физического развития. Они соматически ослаблены, имеют отклонения в моторном развитии, которые разнообразны по проявлениям по механизму возникновения и характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. У таких детей наблюдаются недостаточно сформированные двигательные навыки и умения, наблюдается общая моторная неловкость, снижены двигательные память и внимание, нарушена координация движений, их темп, ритм и переключаемость. Дыхание зачастую поверхностное, ключичное. Так же у некоторых детей наблюдаются нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы, слабая память, не сформировано произвольное внимание. Всё это ведёт к трудностям усвоения общеобразовательных программ.
Поэтому проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья детей с речевыми нарушениями, становится особенно актуальной.
Решение данной проблемы видится мне во внедрении здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающий процесс.
Тема: Коррекционно-развивающее обучение детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий.
Цель: повышения эффективности работы по коррекции устной и письменной речи детей с речевыми нарушениями, сохранения здоровья и обеспечение успешного усвоения программ.
Здоровьесберегающие технологии, развиваемые учеными Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым, В.П. Петленко, Л.Г. Тараниковой, выдвигают в качестве основной задачи – сохранение и укрепление здоровья детей.
Мною были поставлены следующие задачи, применительно к коррекционно-развивающему обучению:
- Сохранять и укреплять здоровье детей.
- Совершенствовать общую моторику, координацию движений.
- Развивать мелкую моторику.
- Нормализовать мышечный тонус артикуляционной мускулатуры.
- Учить расслабляться, снимать мышечное напряжение.
- Устранять скованность движений различных групп мышц.
- Снижать патологические двигательные проявления.
- Формировать физиологическое и речевое дыхание.
Для организации поставленных задач созданы следующие условия
- Организация здоровьесберегающего пространства.
- Соответствие заданий возрастным и индвидуальным условиям.
- Достаточный и рационально организованный двигательный режим.
- Благоприятный эмоционально-психологический климат.
Условием реализации данной работы является: проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов здоровьесберегающих технологий; организация развивающей среды со специально подобранным дидактическим оборудованием; согласование совместной деятельности педагогов, а именно проведение индивидуальных, фронтальных занятий с использованием дыхательных упражнения, речевых игр, массажа, самомассажа кистей и пальцев рук, пальчиковых игр, элементов психогимнастики, зрительной гимнастики.
При подготовке программы по преодолению общего недоразвития речи, и при планировании занятий все эти критерии были учтены.
Мною был систематизирован материал по использованию здоровьесберегающего пространства:
- картотека игр на развитие речевого дыхания;
- картотека на развитие общей и мелкой моторики;
- изготовлен наглядно-дидактический материал речевых игр;
- изготовлен наглядно-дидактический материал гимнастики для глаз.
Для тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра используются стандартные и нетрадиционные оборудования и пособия. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции, пособия из бумаги, ткани, изготовленные родителями и учащимися. Данные виды пособий входят в развивающую среду кабинета логопункта. Так, с целью формирования правильного неречевого дыхания длительному плавному и ротовому выдоху используем различные игровые упражнения и дидактические игры: «Футболисты», «Султанчики», «Послушный ветерок» и т.д. С целью развития диафрогмально-релаксационного типа дыхания используются специальные упражнения, укрепляющие мышцы груди, способствующие улучшению обменных процессов, влияющие на акт дыхания.
Динамические паузы в виде речевых игр с импровизацией движений, используемые на занятии помогают:
- Активизировать моторные функции, влияя положительно на речь.
- Развивать переключаемость движений.
- Тренировать мимическую мускулатуру.
- Несут эмоционально положительный заряд.
В процессе игр проходит отработка определённых грамматических, словообразовательных, произносительных навыков в зависимости от темы занятия.
Использование массажа и самомассажа рук и пальцев обусловлено необходимостью развития функциональных возможностей пальцев рук. При стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются тактильно-кинестетические ощущения, что помогает коррекции речи. На индивидуальных и фронтальных занятиях дети выполняют следующие виды упражнений с применением различных предметов: круговые движения с постепенным увеличением нажима и темпа, растирание, удерживание предметов ладонями и пальцами, перекатывание, перебирание, надавливание пальцами и ладонями.
В качестве оборудования для самомассажа используются: грецкие орехи, шишки, карандаши, массажные мячи, круглые массажные щётки, массажный шарик Су-Джок.
Используя на занятиях пальчиковые игры и упражнения разной степени сложности, позволяет установить тесную взаимосвязь между речевой функцией и общей двигательной системой, способствует снятию напряженности и формированию правильного произношения.
Во время занятия использовались тренажеры, схемы со зрительными метками, которые помогают не только сохранению, но укреплению глазодвигательных мышц.
К концу коррекционно-развивающего обучения у детей формировались следующие знания:
- основы здорового образа жизни;
- названия частей тела и органов, участвующих в речевом и двигательном процессе.
умения:
- согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- выполнять согласованные движения разных частей тела и органов речи, плавно переключаться с одного движения на другое;
- выполнять плавный длительный выдох и глубокий вдох; владеть диафрагмальным дыханием;
- устранять беспокойства, возбуждения, скованность, восстанавливать силы, увеличивать запас энергии;
- уметь снимать зрительное напряжение и утомление.
Правильная организация коррекционного воздействия с применением здоровьесберегающих технологий, а именно: дозировка нагрузки, построение занятий с учётом работоспособности учащихся, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, речевых игр малой подвижности, пальчиковой гимнастики и самомассажа на всех занятиях общего недоразвития речи, помогла мне повысить эффективность коррекционно-развивающей работы и дала возможность сохранению и укреплению здоровья с речевыми нарушениями.
Представление методической системы
Год Уровень | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Муниципальный | Представление опыта на педагогическом совете МДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №306» стендовый доклад «Элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи» | ГМС «Инновационные технологии в обучении, воспитании и оздоровлении детей дошкольного возраста» предсталение опыта – статья в сборнике | ГМС «Предупреждение и коорекция дизорфографии с использованием современных педагогических технологий» Подготовила и представила матерал по теме: «Особенности работы по предупреждению и коррекции ошибок в правописании буквосочетаний –чк-, -чн-, -щн-. | ГМС «Предупреждение и коорекция дизорфографии с использованием современных педагогических технологий» Подготовила и представила матерал по теме: «Алгоритм работы по предупреждению и коррекции ошибок в правописании буквосочетаний –чк-, -чн-, -щн-. |
Региональный | * | * | * | * |
Федеральный | * | * | Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические и социальные аспекты благополучия современного ребёнка» Статья «Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи» | Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детство, открытое миру» Статья в соавторстве: «Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как одно из условий предупреждения нарушения чтения и письма» |
Международный | * | * | * | Создала свой персональный сайт Web – адрес сайта: http://nsportal.ru/tkacheva-tatyana-viktorovna" И разместила электронное портфолио; учебно-методические материалы: «Звуки [м-м'].Буква М,м.», «Звуки [с-с']- [ш]. Птицы.», «Различай[з]-[с], [з']-[с'].Буквы З-С.», «Автоматизация звука [р].Овощи.»; статьи: «Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи дошкольников»; «Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи» |
Опыт работы по теме «Элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи» и «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи» используется педагогами:
- Ворониной Еленой Матвеевной, учителем-логопедом БДОУ «Центр развития – детский сад №311»;
- Шадриной Ириной Владимировной, учителем-логопедом БДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»;
- Ивановой Оксаной Владимировной, учителем-логопедом БДОУ «Детский сад компенсирующего вида №400»
- Акулининой Людмилой Владимировной, учителем-логопедом БДОУ «Центр развития – детский сад №306».
Опыт работы «Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как одно из условий предупреждения нарушения чтения и письма» используется:
- Шадриной Ириной Владимировной, учителем-логопедом БДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»;
- Акулининой Людмилой Владимировной, учителем-логопедом БДОУ «Центр развития – детский сад №306»
Прослеживание количества педагогов, ознакомившихся с методической системой, не предоставляется возможным, так как материал для ознакомления представлен в средствах массовой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланки, используемые логопедами в системе здравоохранения, для обследования детей с речевыми нарушениями.
Эти 4 бланка для обследования речи детей сделаны на основе карты - трансформер. В бланках есть варианты ответов, это позволяет ускорить обследование ребенка, поставить верный диагноз, составить план р...
Методическая разработка «Система упражнений по обучению детей с ОВЗ (нарушением интеллектуального развития) лыжной подготовке»
Зачатки лыжного спорта отмечены еще в средние века.В 1555 г. Магнус писал, что лопари бегают на лыжах вперегонки, предварительно заключая пари.Но впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы...
Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиЛогопед Насонова Т.Р. (для р...
Коррекционно-развивающее занятие «Твоё здоровье в твоих руках» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Цель занятия: профилактика табакокурения....
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, интегрированного с предметом «Ручной труд» с использованием ЭОР (презентация) для детей с умеренной умственной отсталостью
Тема урока: «Животные домашние»Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальными нарушениями ВАРИАНТ 1 Класс: 5-9
Коррекционно-развивающая программа направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму про...
Коррекционно-развивающая программа для детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста "Азбука общения"
Диагностический блок:- Диагностика уровня развития ребенка с целью определения стратегии и тактики развивающей работы;- Диагностика родителей или лиц их замещающих;- Развивающий блок:-...