Методические рекомендации по повышению профессиональной компетенции воспитателя Детского дома
учебно-методический материал (11 класс) по теме

Живаева Любовь Александровна

Критерии профессиональной компетенции воспитателя.

Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы».

Памятка Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriterii_professionalnoy_kompetentsii_vospitatelya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

Санкт-Петербург

Методические рекомендации

 по повышению профессиональной компетенции

 воспитателя Детского дома

Санкт-Петербург

2018


Критерии профессиональной компетенции воспитателя Детского дома

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Цель Стратегии:

Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

Задачи Стратегии:

- создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

- сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;

- обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

- повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;

В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции.

И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя.

Компетенция - базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно - продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Основная профессиональная задача воспитателя  - создание условий для гармоничного развития воспитанников. Для этого воспитатель должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому студенту, к его чувствам и потребностям;

2) умение общаться с каждым воспитанником;

3) умение создать условия для свободного выбора студентов деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия воспитанниками решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь студентам, поддержку инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между студентами, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9)умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития;

10)умение оценить индивидуальное развитие каждого студента;

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям образования, воспитателей - стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

Выделим основные пути её развития:

- курсы повышения квалификации;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах;

- участие в методических объединениях;

- умение ориентироваться в информационном потоке;

-обобщение собственного педагогического опыта;

и самое главное - самообразование.

 Самообразование - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

 Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др., но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…»

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области.

Критериями самообразования являются:

-эффективность профессиональной деятельности;

-творческий рост педагога;

-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них:

- изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.

Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников.

Существует несколько методов работы с книгой:

- чтение – просмотр;

- чтение выборочное;

-чтение полное;

-чтение с проработкой материала (составление записей).

Существует несколько видов записей:

-выписки;

-планы;

-тезисы;

-конспекты.

Во время чтения необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.

Важно, чтобы знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.

Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию:

-выбор темы;

-определение целей и задач;

-составление плана работы;

-подбор видов деятельности для работы над темой;

-подбор источников;

-анализ результатов.

Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.

В приложении даны тесты, с помощью которых можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию, а также есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы.

Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы.

Самообразование - это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество образования.

Приложение

Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»

Часть 1. Умения.

Навыки самостоятельной работы

Владею свободно- 3 балла

Владею посредственно- 2 балла

Не владею- 1 балл

1

Работа с учебной, справочной, научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка.

3

Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.

4

Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

6

Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.

7

Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения.

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой.

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

11

Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе.

Уровень владения навыками самостоятельной работы:

24- 33 балла - высокий

15-23 балла - средний

1-14 баллов – низкий

Часть 2. Возможная проблема при изучении материала.

Проблема

Да - 1 балл

Не знаю – 2 балла

Нет - 3 балла

1

При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

2

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

3

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

4

Получен обширный информационный материал («каша в голове», теряется значимость информации

5

Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса.

6

В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т. д.) всё путается, не знаю с чего начать.

7

Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения.

8

Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике.

8- 10 баллов - испытываю трудности в работе по самообразованию;

11- 18 баллов - необходимо систематизировать работу по самообразованию;

19- 24 балла - правильная организация работы по самообразованию;

Памятка

Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их решения.

  1. Не могу определиться с темой самообразования.

• Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

• Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе.

• Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

• Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:

• Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

• Включите современные взгляды на проблему

• Используйте опыт работы педагогов других ДД.

  1. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

• По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

• Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

• Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

• Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

• Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове», теряется значимость информации.

• Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный компонент в организации муниципальной методической службы как необходимое условие повышения профессиональной компетенции педагогов

Данный материал предназначен для работников управления образования, а также для педагогов, желающих повысить свою профессиональную компетенцию....

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.

тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

методические рекомендации по организации самоподготовки с воспитанниками детского дома-интерната с ОВЗ

Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях детского дома....

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель

Обзор проведенной нами  в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...

Системная методическая работа как условие повышения профессиональной компетенции учителя

Системная методическая работа как условие повышения профессиональной компетенции учителя...

Рекомендации воспитателям детского дома

Рекомендации воспитателям по работе с воспитанниками "группы риска"...