Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО
статья по теме
В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в целом, но и методической деятельности в школе. В рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Построение внутришкольной системы оценки деятельности учителя как главной составляющей внутришкольной системы оценки качества образования» (2009-2013г.г.) методической службой нашей школы была разработана и апробирована карта достижений и успехов учителя и классного руководителя – Диагностическая карта учителя / Диагностическая карта классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Диагностическая карта учителя" | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска
Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО
В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в целом, но и методической деятельности в школе.
В рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Построение внутришкольной системы оценки деятельности учителя как главной составляющей внутришкольной системы оценки качества образования» (2009-2013г.г.) методической службой нашей школы была разработана и апробирована карта достижений и успехов учителя и классного руководителя – Диагностическая карта учителя / Диагностическая карта классного руководителя (Приложение 1, 2).
В основу Диагностических карт легли требования «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», а также новые требования к аттестации педагогических работников на высшую и I квалификационные категории, вступившие в силу с 1 января 2011г.
Первоначальный анализ Диагностических карт по результатам 2010/2011 учебного года показал следующее.
Диагностических карт учителей начальной школы: из 8 учителей, работавших в 2010/2011 учебном году, только 1 учитель показал высокий уровень (13%), (для сравнения: высшую категорию имеют 5 учителей (62%), I квалификационную категорию – 2 учителя (25%), не имеет кв. категории только 1 учитель); хороший уровень – 6 учителей (75%); 1 учитель – средний уровень (13%).
Диагностических карт учителей средней и старшей школы: из 27 учителей, работавших в 2010/2011 учебном году, только 2 учителя показал хороший уровень (7%), (для сравнения: высшую категорию имеют 7 учителей (26%), I квалификационную категорию – 9 учителей (33%), II кв. категорию – 7; не имеет кв. категории только 2 учителя); 16 учителей – средний уровень (59%), 9 учителей – низкий уровень (33%). Высокий уровень не показал ни один учитель.
Диагностических карт классных руководителей. В 2010/2011 уч. году с 1 по 11 класс был 21 класс-комплект. Согласно анализу Диагностических карт воспитательная работа на высоком уровне проводилась только в 1 классе (5%), в 13 – на хорошем уровне (62%), в 7 – на среднем уровне (33%).
По каждому критерию был выставлен средний балл, таким образом были выявлены западающие моменты в деятельности учителей и классных руководителей в 2010/2011 учебном году, выявлены проблемы в деятельности методической службы школы в целом, вынесены предложения по исправлению сложившейся ситуации, скорректирован план методической работы школы на 2011/2012 учебный год. Результаты анализа Диагностических карт доведены до сведения педагогического коллектива на совещании при директоре в октябре 2011г., обсуждены в коллективе, вывешены на информационном стенде в учительской школы.
В течение 2011/2012 и 2012/2013 учебных годов методической службой школы была проделана большая работа по ликвидации проблем, выявленных в ходе анализа Диагностических карт учителей и классных руководителей. Удалось не только изменить саму систему методической работы в школе, но и отношение учителя к своей деятельности: возросла активность учителей (открытые уроки для учителей школы, открытые внеклассные мероприятия для учителей/родителей теперь проводятся в системе и не один раз в год), возросла результативность участия в конкурсах различного уровня и учителей, и учащихся, больше стало учителей с I и высшей категорией (учителя зримо увидели свои проблемы и своевременно их ликвидировали, перестали бояться аттестоваться).
Деятельность школы в рамках муниципальной экспериментальной площадки показала, что данная система оценки деятельности учителя достаточно эффективна:
- учителю позволяет самостоятельно проанализировать собственную деятельность, увидеть свои сильные и слабые стороны и своевременно внести коррективы;
- администрации школы позволяет увидеть проблемные зоны в системе управления качеством образования на уровне образовательного учреждения, скоординировать и скорректировать деятельность административного совета школы, своевременно принять соответствующие управленческие решения.
Приложение 1
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
Критерий | Показатели | Оценка в баллах | Баллы | |
(по итогам учебного года) | 1. 1. Обученность учащихся. | Ниже в сравнении с прошлым учебным годом. На уровне прошлого учебного года. Выше в сравнении с прошлым учебным годом или 100%. | 0 1 2 | |
1.2. Качество знаний всех учащихся (сравнивается класс с классом, предмет с предметом). | Ниже в сравнении с прошлым учебным годом. На уровне прошлого учебного года. Выше в сравнении с прошлым учебным годом. | 0 1 2 | ||
1.3. Результаты государственной (итоговой) аттестации учащихся. | (выбирается средний показатель) | Ниже в сравнении со средним показателем по району. На уровне среднего показателя по району. Выше среднего показателя по району и/или есть 80 баллов и выше. | 0 1 2 | |
1.3. Результаты промежуточной аттестации. | Имеются неудовлетворительные отметки. Ниже в сравнении с годовыми оценками. На уровне годовых оценок. | 0 1 2 | ||
1.3. Результаты административных контрольных работ. | Имеются неудовлетворительные отметки. Ниже в сравнении с четвертыми оценками. На уровне четвертных оценок. | 0 1 2 | ||
Итого: | 6 | |||
2. Организация и результативность внеурочной деятельности по предмету (согласно анализу методической работы) | 2.1. Систематичность внеурочной деятельности по предмету. | Внеурочная деятельность по предмету отсутствует. Единичные внеурочные мероприятия в течение учебного года, не требующие длительной подготовки, план внеурочной деятельности у учителя отсутствует. Наличие плана внеурочной деятельности по предмету, внеурочная деятельность обоснованна и систематична. | 0 1 2 | |
2.2. Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету. | Ниже в сравнении с прошлым учебным годом. На уровне прошлого учебного года. Выше в сравнении с прошлым учебным годом (или 100%). | 0 1 2 | ||
2.3. Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях по предмету. | Учащиеся не принимают участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по предмету. Учащиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по предмету на школьном уровне. Учащиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по предмету на муниципальном (и выше) уровне. | 0 1 2 | ||
2.4. Результативность участия учащихся в олимпиадах и конкурсах по предмету. | Особых достижений учащихся нет. Учащиеся являются победителями/призерами олимпиад, конкурсов, соревнований школьного уровня. Учащиеся являются победителями/призерами олимпиад, конкурсов, соревнований муниципального / республиканского (или выше) уровней. | 0 1 2 | ||
2.5. Участие учащихся в научно-практических конференциях (с 3 класса). | Учащиеся не принимают участия в научно-практических конференциях. Учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях на школьном уровне. Учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях на муниципальном (и выше) уровне. | 0 1 2 | ||
2.6. Результативность участия учащихся в научно-практических конференциях (с 3 класса). | Особых достижений учащихся нет. Учащиеся являются победителями /призерами школьной научно-практической конференции. Учащиеся являются победителями /призерами научно-практических конференций муниципального / республиканского (или выше) уровней. | 0 1 2 | ||
Итого: | 12 | |||
3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса (согласно аналитическим справкам, анализу посещенных уроков, приказам по школе) | 3.1. Создание психологического климата на уроке. | Низкий уровень (имеются проблемы с дисциплиной на уроке). Средний уровень (учитель иногда прибегает к помощи классного руководителя/администрации школы). Высокий уровень (учитель решает все вопросы по организации урока самостоятельно). | 0 1 2 | |
3.2. Оснащенность урока (готовность доски, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО). | Низкий уровень (подготовка к уроку учителем осуществляется на уроке). Средний уровень подготовки к уроку. Высокий уровень (урок всегда подготовлен, наглядность продуманна и целесообразна). | 0 1 2 | ||
3.3. Взаимодействие учителя и ученика на уроке (наличие обратной связи с учащимися, индивидуальной работы с учащимися, организация коллективной деятельности). | Низкий уровень (обратная связь практически отсутствует). Средний уровень (взаимодействие учителя и ученика осуществляется эпизодически). Высокий уровень (активность учащихся на уроке высокая, на уроке все работают, осуществляется дифференцированный подход). | 0 1 2 | ||
3.4. Уровень работы учителя со школьной документацией (классные журналы, журналы факультативов и др.). | Низкий уровень (имеются замечания по ведению школьной документации). Средний уровень (имеются незначительные замечания по ведению школьной документации и/или школьная документация ведется несвоевременно). Высокий уровень (замечания отсутствуют). | 0 1 2 | ||
3.5. Уровень работы учителя с тетрадями учащихся. | Низкий уровень (имеются замечания по работе с тетрадями, тетради учащихся не проверяются). Средний уровень (тетради проверяются несвоевременно). Высокий уровень (замечания отсутствуют). | 0 1 2 | ||
3.6. Работа по сохранению школьного имущества и инвентаря. | Имеются замечания по сохранению школьного имущества и инвентаря. Отсутствуют замечания по сохранению школьного имущества и инвентаря. Учителем проводится работа по улучшению материально-технической базы школы. | 0 1 2 | ||
3.7. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе | Низкий уровень использования данных технологий в образовательном процессе. Средний уровень представленности показателя. Высокий уровень представленности показателя. | 0 1 2 | ||
3.8. Использование ИКТ в образовательном процессе | Работа по данному направлению отсутствует или слабовыражена. Использование ИКТ сводится к мультимедийной презентации как современному средству наглядности; Представлено разнообразные формы ИКТ, используемые учителем (презентации, интернет-ресурсы, электронные справочники, тесты и т. д.). | 0 1 2 | ||
3.9. Результаты работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. | Работа по данному направлению отсутствует или слабовыражена. Учитель оптимизирует учебный процесс с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся. Представлены оригинальные методики используемые учителем для укрепления здоровья учащихся /использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. | 0 1 2 | ||
3.10. Выполнение учебных программ (почасовое). | 86% и ниже. 87% - 90%. 91 - 100% | 0 1 2 | ||
3.11. Сохранение контингента учащихся. | Низкий уровень (учащиеся уходят из школы из-за неудовлетворенности уровнем преподавания предмета, имеются обоснованные жалобы со стороны учащихся, отсутствия психологического климата на уроке и т.п.). Средний уровень (средняя степень удовлетворенности). Высокий уровень (высокая степень удовлетворенности). | 0 1 2 | ||
Итого: | 22 | |||
4. Профессиональное развитие учителя (согласно анализу методической работы) | 4.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. | Курсовая подготовка за последние 5 лет отсутствует. Курсовая подготовка учителем осуществляется вовремя. Учитель участвует в работе проблемных семинаров, курсов. | 0 1 2 | |
4.2. Наличие индивидуального плана профессионального развития педагога (план самообразования). | План самообразования отсутствует. Выступление с результатами самообразования на заседании МО. Выступление с результатами самообразования на уровне школы (педсовет, ШПНПК), на заседания РМО. | 0 1 2 | ||
4.3. Систематичность методической работы. | Систематическая методическая работа отсутствует (пассивное участие в работе школьного МО, педсоветах). Активное участие в работе МО, педсоветах (доклады, выступления, обобщение опыта работы). Активное участие в методической работе района /республики (выступает с докладами на РМО, проводит муниципальные мероприятия, является экспертом ЕГЭ, организатором по проведению ЕГЭ, ГИА; является руководителем РМО, членом районной творческой группы, членом жюри по проверке олимпиадных работ, активным членом творческой группы по подготовке к муниципальным педагогическим конкурсам). | 0 1 2 | ||
4.4. Наличие открытых уроков и внеклассных мероприятий. | Открытые уроки и внеклассные мероприятия учителем не проводились. Открытые уроки и внеклассные мероприятия были даны на уровне школы. Открытые уроки и внеклассные мероприятия были даны на уровне района/республики. | 0 1 2 | ||
4.5. Организация работы с родителями. | Систематическая работа с родителями отсутствует / имеются обоснованные жалобы со стороны родителей. Учитель посещает родительские собрания, проводит индивидуальные беседы/консультации с родителями. Учитель использует разнообразные формы организации работы с родителями (в т.ч. открытые уроки для родителей). | 0 1 2 | ||
4.6. Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме мастер-классов, семинаров, методических учеб). | Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта отсутствует. Работа по данному направлению проводится на уровне школы. Работа по данному направлению представлена на уровне района и выше / является наставником молодого специалиста. | 0 1 2 | ||
4.7. Участие в конкурсах педагогического мастерства. | Учитель не участвует в конкурсах педагогического мастерства. Участие в конкурсах педагогического мастерства на уровне школы. Участие в конкурсах педагогического мастерства на уровне района и выше. | 0 1 2 | ||
4.8. Наличие особых достижений у учителя. | Особые достижения отсутствуют. Учитель является победителем/призером на школьном уровне. Учитель является победителем/призером на муниципальном уровне и/или выше. | 0 1 2 | ||
Итого: | 16 | |||
5. Уровень исполнительской дисциплины (согласно протоколам совещаний, справкам, приказам) | 5.1. Своевременность посещения учебных занятий, производственных совещаний. | Низкий уровень (имеются опоздания на урок, неявка на производственные совещания без уважительной причины). Средний уровень. Высокий уровень (замечания отсутствуют). | 0 1 2 | |
5.2. Дежурство по школе. | Низкий уровень (имеются замечания). Средний уровень. Высокий уровень (замечания отсутствуют). | 0 1 2 | ||
5.3. Подготовка и оформление отчетов и документов (в т.ч. РУП, планов работы, самообразования и т.п.). | Низкий уровень (несвоевременное выполнение работы). Средний уровень (имеются замечания). Высокий уровень (своевременное выполнение работы). | 0 1 2 | ||
5.4. Уровень культуры общения со всеми участниками образовательного процесса. | Низкий уровень. Средний уровень. Высокий уровень. | 0 1 2 | ||
Итого: | 8 |
Максимальный балл – 64.
100% - 90% - высокий уровень (58 - 64 балла)
89% - 75% - хороший уровень (48 – 57 баллов)
74% - 50% - средний уровень (32 – 47 баллов)
менее 50% - низкий уровень (менее 32 баллов)
Приложение 2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Крите-рий | Показатели | Оценка в баллах | Баллы |
Эффективность работы классного руководителя (согласно анализу воспитательной работы) | 1. Систематичность воспитательной работы в классе. | Систематическая работа в классе отсутствует / отсутствует план воспитательной работы в классе. Есть план воспитательной работы на учебный год, работа осуществляется согласно плану работы. Имеется программа воспитательной работы на ступень, работа осуществляется согласно программе. | 0 1 2 |
2. Организация самоуправления учащихся в классе (с 3-4 класса). | Органы самоуправления в классе не созданы / созданы, но не функционируют. Органы самоуправления в классе созданы, но учитель регулирует процесс самоуправления. Органы самоуправления класса самостоятельно решают задачи при минимальном участии учителя. | 0 1 2 | |
3. Уровень участия класса в жизни школы и района. | Пассивное участие класса в школьных делах. Представлено активное участие класса в жизни школы. Представлено участие класса в жизни города, района и др. | 0 1 2 | |
4. Уровень занятости учащихся в кружках, секциях и др. | Ниже в сравнении с прошлым учебным годом. На уровне прошлого учебного года. Выше в сравнении с прошлым учебным годом. | 0 1 2 | |
5. Показатель уровня воспитанности. | Ниже в сравнении с прошлым учебным годом. На уровне прошлого учебного года. Выше в сравнении с прошлым учебным годом. | 0 1 2 | |
6. Доля обучающихся, стоящих на внутришкольном контроле. | Выше в сравнении с прошлым учебным годом. На уровне прошлого учебного года. Ниже в сравнении с прошлым учебным годом / не стоят на внутришкольном учете. | 0 1 2 | |
7. Уровень работы классного руководителя с дневниками учащихся (со 2 класса). | Низкий уровень (имеются замечания по работе с дневниками, дневники учащихся не оформлены согласно Положению о дневниках, классный руководитель проверяет дневники формально и эпизодически). Средний уровень (дневники проверяются несвоевременно, есть замечания). Высокий уровень (замечания отсутствуют). | 0 1 2 | |
8. Организация работы с родителями. | Работа с родителями проводится эпизодически, посещаемость родительских собраний менее 50%. Высокая посещаемость родительских собраний (не менее 80% от числа семей), учитель использует разнообразные формы организации работы с родителями в течение учебного года. Родители принимают активное участие в проведении воспитательных мероприятий в классе (+ содержание предыдущего пункта). | 0 1 2 | |
9. Методическая работа классного руководителя. | Систематическая методическая работа отсутствует (пассивное участие в работе школьного МО классных руководителей). Активное участие в работе МО классных руководителей (доклады, выступления, обобщение опыта работы). Активное участие в методической работе района / республики (выступает с докладами на конференциях, семинарах). | 0 1 2 | |
10. Полнота воспитательной работы. | План воспитательной работы выполнен на 50% и менее. План воспитательной работы выполнен не менее чем на 70%. План воспитательной работы выполнен на 100%. | 0 1 2 | |
11. Уровень удовлетворенности работой классного руководителя. | Уровень удовлетворенности на низком уровне / имеются обоснованные жалобы со стороны родителей. Уровень удовлетворенности на среднем уровне. Уровень удовлетворенности на высоком уровне. | 0 1 2 | |
12. Организация горячего питания в классе. | Ниже в сравнении с прошлым учебным годом. На уровне прошлого учебного года. Выше в сравнении с прошлым учебным годом. | 0 1 2 | |
13. Мероприятия, направленные на сохранение физического и психического здоровья учащихся. | Работа по данному направлению отсутствует. Классный руководитель проводит тематические классные часы по данному направлению. Работа по данному направлению систематична и разнообразна (имеется раздел в программе воспитательной работы). | 0 1 2 | |
14. Уровень содержания и оформления кабинета. | Работа по содержанию и оформлению кабинета находится на низком уровне. Работа по содержанию и оформлению кабинета находится на среднем уровне (замечания отсутствуют). Работа по содержанию и оформлению кабинета находится на высоком уровне (отмечен администрацией школы в ходе ежегодной проверки классных кабинетов). | 0 1 2 | |
15. Уровень работы классного руководителя со школьной документацией (классные журналы, личные дела обучающихся и др.). | Низкий уровень (имеются замечания по ведению школьной документации). Средний уровень (имеются незначительные замечания по ведению школьной документации и/или школьная документация ведется несвоевременно). Высокий уровень (замечания отсутствуют). | 0 1 2 | |
ИТОГО: | 30 |
Максимальный балл –30 баллов.
100% - 90% - высокий уровень (27 - 30 баллов)
89% - 75% - хороший уровень (23 – 26 баллов)
74% - 50% - средний уровень (15 – 22 баллов)
менее 50% - низкий уровень (менее 14 баллов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС
Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...
Психолого-педагогическое сопровождение педагога в условиях введения и реализации ФГОС ОО
Введение ФГОС общего образования требует учителя иного уровня квалификации, готовности к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обе...
Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС
Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...
Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения
В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...
РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье идет речь об условиях, созданных в гимназии в условиях реализации ФГОС ООО...
Формирование профессиональных компетенций учителя в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сего...
Сертификат за проведение семинара – практикума по теме: «формирование профессиональной компетенции педагога в условиях введения обновленных стандартов ФГОС -2023: проблемы и решения», г.п. Пойковский, 2023 г.
Сертификат за проведение семинара – практикума по теме: «формирование профессиональной компетенции педагога в условиях введения обновленных стандартов ФГОС -2023: проблемы и решения»...