Тематическое планирование логопедических занятий
методическая разработка по теме
Современный уровень развития науки даёт возможность более квалифицированно подходить к оценке проявлений речевых нарушений каждого ученика и в соответствии с состоянием сформированности всех компонентов речевой системы делать правильное заключение.
Изучение состояния логопедической помощи учащимся общеобразовательных школ показало, что наибольшие трудности учителя-логопеды испытывают при организации коррекционного обучения детей начальных классов. Это обстоятельство стало причиной разработки перспективно – тематических планов, в которых учитываются наиболее сложные моменты логопедического сопровождения учащихся
с различными нарушениями речи:
- нарушения звукопроизношения;
- фонетико- фонематическое недоразвитие речи;
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи, общее недоразвитие речи (III ур.);
- нарушения чтения и письма.
Тематическое планирование составлено с учётом контингента детей, нуждающихся в
помощи учителя – логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_polnoe.doc | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А. Казаковская, М.С. Неучева, С.А. Уваровская
Тематическое планирование работы логопеда с детьми младшего школьного возраста
Пояснительная записка.
Учитель-логопед: высшей квалификационной категории Неучева Маргарита Сергеевна (гимназия № 140 г. Омска)
Учитель–логопед: первой квалификационной категории Казаковская Светлана Анатольевна (лицей № 137 г. Омска)
Учитель–логопед: первой квалификационной категории Уваровская Светлана Анатольевна МОУ СОШ 144 г. Омска)
Современный уровень развития науки даёт возможность более квалифицированно подходить к оценке проявлений речевых нарушений каждого ученика и в соответствии с состоянием сформированности всех компонентов речевой системы делать правильное заключение.
Изучение состояния логопедической помощи учащимся общеобразовательных школ показало, что наибольшие трудности учителя-логопеды испытывают при организации коррекционного обучения детей начальных классов. Это обстоятельство стало причиной разработки перспективно – тематических планов, в которых учитываются наиболее сложные моменты логопедического сопровождения учащихся
с различными нарушениями речи:
- нарушения звукопроизношения;
- фонетико- фонематическое недоразвитие речи;
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи, общее недоразвитие речи (III ур.);
- нарушения чтения и письма.
Тематическое планирование составлено с учётом контингента детей, нуждающихся в
помощи учителя – логопеда.
В настоящее время увеличилось количество учащихся, испытывающих трудности на начальном этапе обучения. Это обусловлено как экзогенными (шизофрения, эпилепсия,
некоторые формы психопатии, неврозов), так и эндогенными (различные виды инфекций, интоксикаций, травмы, психотравмы, вялотекущие эндогенные процессы) факторами.
Оказанием необходимой помощи в условиях общеобразовательных школ и решением проблем, связанных с нарушениями устной и письменной речи многие годы занимаются: И.Н. Садовникова, Г. П. Мисаренко, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Г.К. Селивёрстов, Р.А. Солонухина и др.
Перед логопедами, работающими с тяжёлыми формами нарушения речи стоит задача не только в устранении речевых недостатков, но и в формировании личности ребёнка в целом. Система работы включает в себя коррекционно-развивающий подход и взаимодействие в комплексе всех субъектов образовательного процесса (ребёнок - родители – педагоги – логопед – психолог - узкие медицинские специалисты), это нашло своё отражение в перспективно- тематическом планировании, что окажет существенную помощь как начинающим свою коррекционную деятельность логопедам, так и учителям- логопедам творчески работающих в условиях логопункта общеобразовательных школ.
Руководствуясь инструктивно-методическим письмом от 14.12. 2000 г. № 2 и, обобщив теоретический и практический опыт ведущих специалистов в области дефектологии и логопедии г. Москвы, учителя-логопеды Кировского АО г. Омска, на основе базовых принципов составили перспективно-тематические планы, выделив этапы, задачи и направления коррекционной работы.
Предлагаемый план работы даёт предпосылки более качественного, системного подхода в организации коррекционно-развивающего обучения детей с различными нарушениями речи.
План по коррекции звукопроизношения
1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап |
- включить ребёнка в логопедическое воздействие, как целенаправленный процесс; - формировать артикуляционные умения, посредством развития общей моторики речевого аппарата; - развивать умения и навыки опознания и различения фонем; - развивать слуховое внимание, слуховую память, слуховое восприятие, как базу для развития функций фонематического слуха; - воспитывать усидчивость, понимание необходимости выполнения упражнений. | - формировать понятия: звук, слог, слово, предложение; - формировать знания о механизме образования данного звука и его акустических особенностях; - закрепить и уточнить словарь на основе слов, содержащих данный звук по лексической теме; - формировать условно-рефлекторные связи на данный артикуляционный и акустический образ; - развивать и уточнять моторику речевого аппарата; - развивать кинестетические ощущения от артикуляционных движений на данный образ звука; - формировать нужный ротовой выдох (с учётом особенностей фонемы); - развивать силу и высоту голоса (если звук идёт с участием голоса); - развивать слуховое внимание, память восприятие, на основе восприятия данной фонемы; - развивать функции фонематического слуха на данный акустический образ звука; - закреплять правильное произнесение звука в различных речевых структурах: изолировано, в слогах, в словах, в предложении, в тексте; - коррекция личности ребёнка в целом. | - закрепить понятия: звук, слог, слово, предложение, текст; - закрепить знания о механизме образования звука, его акустических особенностях; - закрепить и уточнить словарь на основе слов, содержащих данный звук по лексической теме; - закрепить … далее см. задачи 2 этапа. | - закрепить понятия: звук, слог, слово, предложение, текст; - закрепить знания о механизме образования звука, его акустических особенностях; - формировать навыки различения звуков; - закрепить и уточнить словарь на основе слов, содержащих данный звук по лексической теме; - закрепить условно-рефлекторные связи на данный артикуляционный и акустический образ; - закрепить отличительные признаки артикуляционных и акустических образов звуков в чужой речи и в самостоятельной; - уточнить кинестетические ощущения от артикуляционных движений на данные образы звуков; - совершенствовать фонематический слух, навыки языкового анализа и синтеза слов; - закрепить навыки самоконтроля за правильным произнесением звуков в самостоятельной речи, в различных речевых структурах; - воспитывать упорство, трудолюбие, настойчивость. |
Этапы устранения дефектов звукопроизношения
Подготовка к произнесению звуков | Введение поставленных звуков в речь | Речевой материал |
1 этап | ||
Артикуляционные упражнения. Постановка первых звуков из разных фонетических групп. (например: с, ш, л) | Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. Устные и письменные упражнения. | Составляется из слов правильно произносимых звуков |
2 этап | ||
Продолжение постановки первых звуков. Начало постановки нового звука. ( например: ж ) | Введение в речь первого поставленного звука: а) закрепление его в устной речи: в слогах, словах, фразах, предложениях, текстах; б) устный и письменный анализ и синтез слов, пройденной слоговой структуры, содержащих новый звук; в) анализ слов новой слоговой структуры, предложений отработанной и новой конструкции. Использование на письме соответствующей буквы. | Насыщается вновь поставленными звуками. Из упражнений исключаются звуки, близкие к поставленному (например: закрепляется «ш», исключаются «с, ж, ч, щ») |
3 этап | ||
Автоматизация поставленных звуков. Постановка нового звука. | Введение в речь второго поставленного звука из другой фонетической группы: а) закрепление звука в устной речи (в слогах, словах, фразах, предложении и самостоятельной речи); б) анализ и синтез слов, отработанной слоговой структуры; в) отрабатываются более сложные конструкции предложений; использование буквы, соответствующей поставленному звуку. | Насыщение речевого материала новым звуком. Использование материала с ранее поставленным звуком. Из речевых упражнений исключаются звуки, близкие к поставленным. |
4 этап | ||
Дифференциация звуков. Постановка нового звука. | Дифференциация ранее отработанных звуков с близкими к ним (с – ш ) Автоматизация второго поставленного звука | Речевой материал обогащается дифференцируемыми звуками и автоматизируются слова со звуком из другой фонетической группы. Из упражнений исключаются близкие, ещё неотработанные звуки ( з, ж, ч, щ, ц, и т. д.) |
Структура логопедического занятия на этапе постановки звука.
Тема: звук «с»
Цепи: образовательные, коррекционные, воспитательные. Оборудование: зеркала, зонды, шпатель, спирт, вата, профиль артикуляции звука, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная зарядка:
а) общие артикуляционные упражнения;
б) специальные артикуляционные упражнения;
В) упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
З. Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
5. Анализ артикуляции по плану: а) положение губ; б) положение зубов;
в)положение языка (кончика, спинки. корня); г) участие голосовых связок;
д) характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое
проговаривание, игры на звукоподражание. .
7. Развитие фонематического слуха:
а) опознание звука из ряда изолированных звуков, отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию;
б) из слогов с учетом выше указанных рекомендаций; в) из слов;
г) из предложения; д) из текста.
8. Закрепление звука в слогах.
9. Закрепление звука в словах. 10.Закрепление звука в предложении. 11.Итог урока:
а) выяснение, какой звук отрабатывался на уроке; б) анализ основных положений артикуляции изучаемого звука; в) заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).
10.Оценка работы ребенка на уроке проводится с положительной психотерапевтической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука.
Тема: звук «з»
Цепи: образовательные. коррекционные, воспитательные. Оборудование: зеркала, профиль артикуляционный, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки, материал для графической записи, буквы разрезной азбуки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2.Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
З. Объявление темы занятия
4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристики звука (гласный - согласный, глухой -звонкий, .. .твердый , мягкий).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись. .;
10.Закрепление звука в словах . Звуко -слоговой анализ слов с графической записью.
11.Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
12.Закрепление звука в тексте.
13.Итог занятия.
14.0ценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков.
Тема: звуки "с" - "з"
Цепи: образовательные, коррекционные, воспитательные. Оборудование: профиль артикупяции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная азбука, сюжетные картинки, материал для графического письма.
Ход занятия
1 Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука.
З. Объявление темы занятия.
4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Связь звуков и букв.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом; Графический анализ слогов,
10.Дифференциация звуков в словах. Работа со словами- паронимами , звуко- слоговой графический анализ слов.
11.Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
12.Дифференциация звуков в тексте.
13.Итог занятия.
14.0ценка работы детей на занятии.
План по коррекции нарушения письма и чтения, обусловленного ФФН
№ п/п | Тема занятия | Развитие фонетических процессов | Развитие фонематических процессов | Развитие и коррекция психологической базы речи | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
Диагностический этап Углубленное обследование речи учащихся
| |||||||
Подготовительный этап | |||||||
1. | Пространственные представления: а) графическое воспроизведение направлений; б) определение последовательности в пространстве. | Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям. Развитие устойчивости внимания. Упр. «Муха». | Графический диктант. Отработка написания элементов букв. | ||||
2. | Временные представления. | Развитие слухового внимания, восприятия, слуховой памяти. | Графический диктант. Отработка написания элементов букв. | ||||
3. | Знакомство с артикуляционным аппаратом. Звуки речи. | Работа над расширением поля зрения. Развитие зрительного внимания. Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. | Границы предложения. Большая буква в начале предложения. | ||||
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Задачи:
| |||||||
1. | Гласные и согласные звуки и буквы. | Гласные звуки и буквы | Выделение гласных звуков из слов | Развитие слуховой памяти, слухового восприятия и внимания. | Дифференциация гласных и согласных звуков. | ||
2. | Гласные 1-ого и 2-ого ряда. Образование гласных 2-ого ряда. | Работа над концентрацией слухоречевого внимания. | Слогообразующая роль гласных. Звукобуквенный анализ: количество букв меньше звуков. | ||||
3. | Дифференциация гласных: ы-и, а-я, о-ё, у-ю, ё-ю | Закрепление: гласные звуки и буквы. | Работа над словами- паронимами Развитие навыков языкового анализа и синтеза слов | Развитие кратковременной слуховой и зрительной памяти. Формирование навыков самоконтроля за звучанием согласных в слиянии (роль гласных 1 и 2 ряда). | Обозначение мягкости согласных гласными 2-ого ряда. Зрительный диктант. Правописание о-ё после шипящих. | ||
4. | Ударение. Безударные гласные. | Выделение ударного слога | Упражнения в образовании притяжательных прилагательных. Согласование количественных числительных с существительными в роде. Упражнения, направленные на преодоление регрессии, устранение внутреннего проговаривания («Найди ошибку», чтение со счётом слов, строк). | Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. | Правописание безударных гласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных. Зрительный диктант. Работа над словами-омонимами. | ||
5. | Диктант. Работа над ошибками. | ||||||
6. | Обучающее изложение. | «Осень» (обобщающий урок). Словарно-орфографическая работа. | Развитие чувства ритма. Соотнесение ритмического рисунка со словами. | Развитие кратковременной и долговременной памяти через использование опорных слов. | Лингвистический анализ текста. Пересказ близко к тексту. Работа над смысловой стороной текста. Выразительное чтение. | ||
7. | Ударные и безударные гласные в корне слова | Выделение гласных в сильной и слабой позиции | Развитие познавательной активности. | Правописание слов с безударной гласной в корне. | |||
8. | Согласные звуки и буквы. Согласные твёрдые и мягкие. | Механизм образования мягких согласных. | Звуко-буквенный анализ слов. | Развитие произвольности. | Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда и буквы «ь». | ||
9. | Звонкие и глухие согласные. | Закрепление механизма образования глухих и звонких согласных | Приёмы дифференциации согласных посредством акустических признаков | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | Составление предложений разных синтаксических конструкций. | ||
10. | Дифференциация парных согласных: б-п, д-т, к-г-х, с-з, ж-ш. | Закрепление знаний о механизме образования звука, артикуляционного уклада на данный образ звука и его акустических особенностях. | Фонематический анализ и синтез слов | Развитие кратковременной слуховой и зрительной памяти. Приёмы, позволяющие увеличить объём запоминаемого материала. Игра «Видел-слышал». | Правописание парных согласных в слабой позиции. Правописание жи-ши, же-ше. Правописание парных согласных на конце и в середине слов. | ||
11. | Обучающее изложение. | Выделение слов с отработанными звуками | Анализ слов | Развитие долговременной памяти через использование пиктограмм. | Словарно-орфографическая работа | ||
12. | Дифференциация согласных: с-ш, з-ж, с-ц, ч-щ, ч-ц, ш-щ. | Механизм образования звуков. Артикуляционные и акустические особенности. | Совершенствование звукового анализа и синтеза слов. Дифференциация звуков во всех речевых структурах. | Развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация); развитие наблюдательности. | Зрительный диктант. Правописание ча-ща, чу-щу. | ||
13. | Работа с деформированным текстом. | Выделение из текста слов с отработанными звуками. | Выделение и проговаривание слов сложной слоговой структуры. | Развитие приёмов и навыков самоконтроля. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Работа над последовательным построение предложений –развитие логического мышления. | Зрительный диктант. Распространение предложений. Предложения с однородными членами. Работа над осознанностью чтения. Развитие умения задавать вопросы по прочитанному. | ||
14. | Контрольное списывание. | Проверка сформированности навыков зрительного внимания при списывании | |||||
15. | Контрольный диктант. | Выделение по слуху слов с отработанными звуками, с закреплёнными орфограммами. | Проверка сформированности слухового внимания при записи под диктовку. | Грамматические задания по выявлению сформированности фонетико-фонематических процессов | |||
16. | Контрольное чтение. | Контроль за чётким произнесением отработанных звуков при чтении | Проверка навыков чтения. | ||||
17. | Выпуск. |
План по коррекции ОНР (НОНР) у учащихся 1 класса
№ | Тема занятия | Развитие фонематических процессов | Уточнение и обогащение словаря | Развитие грамматического строя и связной речи | Развитие и коррекция психологической базы речи | часы | сроки | Работа по закреплению программного материла и развитию ГМН |
1 этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Воспитание фонематических представлений. Задачи:
| ||||||||
1. | Речь. Речевые и неречевые звуки. | Анализ звуковых сочетаний (Г Г ) | Тема «Звуки осени». | Развитие диалогической речи. | Развитие устойчивости внимания. Упр. «Муха». | Развитие навыков ориентировки на листе бумаги. | ||
2. | Слова, обозначающие предметы. | Анализ звуковых сочетаний (ГГГ ). | Живая и неживая при-рода осенью. | Развитие умения вести диалог. | Работа над концентрацией зрительного и слухо-речевого внимания. | Графический диктант. | ||
3. | Слова, обозначающие действия предметов. | Анализ звуковых сочетаний (Г С , СГ). | «Откуда хлеб пришёл?» | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. | Развитие зрительной памяти. |
| Работа над моторикой. Развитие ритма. | |
4. | Простое двусоставное нераспространённое предложение. | Анализ звуковых сочетаний (ГСГ). | Тема «Осень». Дидактическая игра «Что не так?» | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. | Развитие наблюдательности к языковым явлениям. | Развитие графо-моторных навыков. Постановка звуков. | ||
5. | Слова, обозначающие признаки предметов. | Анализ звуковых сочетаний (ГГС). | «Осень». Дидактическая игра «Какой это лист ?». | Развитие умения точно подбирать определения. | Развитие мыслительных операций. Дидактическая игра «Что не так?» | Графический диктант. | ||
6. | Распространение простого двусоставного предложения определением. | Анализ звуковых сочетаний (ССГ, СГС). Определение места слова в предложении. | «Дары осени». Овощи, фрукты. Упражнения в словообразовании. | Развитие умения составлять сюжетный рассказ. | Развитие словесно-логического мышления. Дидактическая игра «Почему так называется?» | Развитие графо-моторных навыков. Постановка звуков. | ||
7. | Грамматическое оформление простого предложения. Предлоги. | Определение количества слов в предложении. Добавление предлогов. | «Дары осени». Лесные ягоды, грибы Упражнения в словообразовании. | Договаривание предложений. | Развитие познавательной активности. | Отработка написания элементов букв. | ||
8. | Слог. Деление слов на слоги. | Анализ слоговых слияний, односложных слов. | Дикие и домашние животные. Подготовка к зиме. | Упражнения в образовании притяжательных прилагательных. | Развитие слуховой памяти, слухового восприятия и внимания. | Отработка написания элементов букв. Работа со схемами. | ||
9. | Ударение. Ударный слог. | Определение количества слогов в слове. Звуковой анализ слоговых слияний | Перелётные птицы. Насекомые. | Согласование количественных числительных с существительными в роде. | Развитие зрительного внимания. Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. | Графический диктант. Постановка звуков. | ||
10. | Гласные и согласные звуки. | Звуковой анализ слов простой слоговой структуры. Определение количества гласных и согласных в слове. | Одежда. Упражнения в образовании и практического употребления существительных с уме-ньшительно-ласкательным значением. | Соотнесение существительных с притяжательными местоимения-ми мой, моя, моё. | Развитие словесно-логического мышления. Упражнение 6 («Логика»). | Отработка написания элементов букв. | ||
11. | Гласные звуки и пройденные в классе буквы. | Выделение гласных звуков в слогах, в словах. Определение местоположения данного звука в слове (начало, конец или середина ). | Развитие навыков словообразования. Лексические темы: «Семья», «Профессии людей». | Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа с деформированным предложением. | Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, к запоминанию, наблюдательности к языковым явлениям. Упражнения на осознанное восприятие. | Постановка звуков. Работа над моторикой. Развитие графомоторных навыков. | ||
12. | Согласные звуки и пройденные в классе буквы. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Определение количества согласных в слове | «Зима». Обогащение лексики глаголами, прилагательными и причастиями. | Развитие диалогической речи: полные ответы на вопросы, самостоятельная постановка вопросов. | Формирование умения распределять внимание; развивать навыки и приёмы самоконтроля. | Отработка написания элементов букв. Графический диктант. | ||
13. | Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных гласными 2-ого ряда. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. | «Зима». Распространение предложений определениями. | Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. | Развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация); развитие наблюдательности. | Совершенствование навыков чтения. Работа над расширением поля зрения. | ||
14. | Согласные звонкие и глухие. Дифференциация звуков [в]-[ф], [в,]- [ф,]. | Деление слов на слоги, составление схем слогового состава 1-,2-,3- сложных слов. | В цирке». Упражнения в словообразовании. | Употребление предлогов В, НА в упражнении с деформированной фразой. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | Постановка звуков. Отработка написания элементов букв. | ||
15. | Звуки [ п ], [п, ]. Буквы П, п. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Игра «Часы». | «Профессии людей. Повар». Упражнение в подборе родственных слов. | Упражнение в согласовании количественных числительных с существительными в роде. | Усиление концентрации слухового внимания. Развитие слуховой памяти. | Графический диктант. Совершенствование навыков чтения. Игра «Снежный ком» Совершенствование навыков чтения | ||
16. | Звуки [б ], [б, ]. Буквы Б, б. | Определение количества слов в предложении, места слова в предложении. Звукобуквенный анализ слов. | Дикие животные зимой | Составление рассказа по плану и опорным словам. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Упражнения, направленные на развитие зри-тельно-моторной координации. | Чтение слогов со стечением согласных. | ||
17. | Дифференциация звуков [п] - [б], [п ,] - [б ,]. | Звукобуквенный анализ слов сложной слоговой структуры. | Зимующие птицы Распространение предложений. Упражнения в словообразовании (приставочные глаголы). | Упражнение в предложном управлении (договаривание предложений с предлогами). | Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оце-ночных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнения, направленные на тренировку устойчивости и концентрации внимания .Игра «Угадай имя». | Совершенствование навыков чтения. Расширение поля зрения. Игра «Снежный ком». | ||
18. | Звуки [т ], [т, ]. Буквы Т, т. | Определение места звука в слове, его характеристика Игра «Часы» | Упражнение в образован. и употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом–ИН-. «Профессии людей». | Упражнение в согласовании количественных числительных с существительными в роде. Составление предложений с предлогами. | Развитие слуховой памяти. Игра «Телефон». Развитие объёма запоминаемого материала. Игра «Добавь и запомни». | Графический диктант. Совершенствование навыков чтения. Чтение слогов со стечением согласных Развитие графо-моторных функций. | ||
19. | Звуки [д ], [д, ]. Буквы Д, д. | Определение места звука в слове. Игра «Часы» | «Профессии людей». Упражнение в подборе родственных слов. | Упражнения в согласовании местоимения и глагола в настоящем времени. | Развитие долговременной слухо-речевой памяти через использование опорных слов. Развитие навыков самоконтроля. | Совершенствование навыков чтения. Расширение поля зрения. Вертикальное чтение. Постановка и автоматизация звуков в речи. | ||
20. | Дифференциация звуков [т]- [д ],[т ,]- [д,] | Звукобуквенный анализ слов сложной слоговой структуры. | Дикие животные зимой. Распространение предложений определениями и дополнениями. | Составление рассказа по плану и опорным словам. | Развитие кратковременной слуховой и зрительной памяти через использование опорных слов. Развитие навыков самоконтроля. | Графический диктант. Совершенствование навыков чтения. Развитие антиципаций. | ||
21. | Звуки [к ], [к, ]. Буквы К, к. | Определение места звука в слове. Игра «Часы». | «Зимние забавы». | Развитие кратковременной слуховой и зрительной памяти. | Графический диктант. | |||
22. | Звуки [г ], [г, ]. Буквы Г, г. | Работа с предложениями. Реконструкция слов в предложении Определение места звука в слове. Игра «Часы». | Закрепление лексического материала по теме «Посуда» Упражнения в словообразовании и словоизменении. | Формирование, закрепление практических навыков в составлении ответа на вопрос в виде развёрнутой фразы. | Приёмы, позволяющие увеличить объём запоминаемого материала. Игра «Видел-слышал». Упражнения, направленные на увеличение объёма памяти. Игра «Повтори-ка». | Совершенствование навыков чтения. Чтение слогов со стечением согласных. | ||
23. | Дифференциация звуков [к]-[г], [к,] –[г,]. | Звукобуквенный анализ слов сложной слоговой структуры. | Овощи. Фрукты. Упражнение в словообразовании. Дидактические игры «Вершки-корешки», «Из чего салат?» | Упражнение в словоизменении. Образование форм родительного падежа множественного числа имён существительных. | Игры и упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности, развитие образного мышления. Увеличение уровня распределения внимания. | Совершенствование навыков чтения. Работа над расширением поля зрения. Упражнения «Фотограф», «Снежный ком». | ||
24. | Звуки [с ] , [с,] Буквы С, с. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Игра «Часы». | Домашние животные зимой. Упражнения в словообразовании. Образование притяжательных прилагательных, согласование количественных числительных с существительными в роде. | Развитие навыков составления фразовых высказываний формирование словесного творчества. | Развитие аналитичности и конкретности восприятия. | Постановка и автоматизация звуков в речи. | ||
25. | Звуки [з], [з,] . Буквы З, з. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Определение места звука в слове. Звукобуквенный анализ слов сложной слоговой структуры. | «Зима» (обобщение). Лексические игры: «Подбери признаки», «Подбери действия». | Обучение рассказыванию по картине. | Упражнения, направленные на активизацию внимания, зрительного восприятия и памяти. «Кто больше увидит?», «Кто лучше запомнил?». | Совершенствование навыков чтения. Упражнение «Фотограф». | ||
26. | Дифференциация звуков [с] -[з], [с,]- [з,]. | Определение места звука в слове. Игра «Часы». | Упражнения в подборе родственных слов. «Зима» (обобщение). | Составление рассказа по плану, опорным словам и картинкам. | Упражнения, направленные на развитие образного мышления. | Обучение динамическому чтению (чтение со счётом слов, упражнение «Снежный ком»). | ||
27. | Звук [ш] . Буквы Ш,ш. | Определение места звука в слове. Дидактические игры «Часы», «В букву». | Закрепление лексического материала по теме «Одежда» Практическое усвоение приставочных глаголов. Дидактическая игра «Подбери признаки» | Предложное управление (упражнение 20) Соотнесение существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё. | Развитие логического мышления (упр.1 «Логика».) Работа над концентрацией зрительного и слухоречевого внимания. | Совершенствование навыков чтения. Графический диктант. Постановка и автоматизация звуков в речи. | ||
28. | Звук [ж]. Буквы Ж, ж. | Упражнения в словообразовании и словоизменении. | Упражнения в согласовании количественных числительных и существительных. | Развитие кратковременной слухо-речевой памяти. Упражнения на избирательность запоминания. Формирование умения распределять внимание. | Совершенствование навыков чтения. Чтение слогов и слов со стечением согласных. | |||
29. | Дифференциация звуков [ш] –[ж] . | Звукобуквенный анализ слов сложной слоговой структуры. | Упражнения в подборе родственных слов. Распространение предложений. | Закрепление практических навыков в составлении ответа на вопрос в виде развернутых фраз. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. Формирование навыков самоконтроля. | Совершенствование навыков чтения. Работа над расширением поля зрения. | ||
30. | Дифференциация звуков [с] - [ш]. | Звуко-слоговой анализ и синтез. | Профессии людей. Машинист». Распространение предложений. | Согласование местоимения и глагола в настоящем времени. | Развитие слуховой памяти. Упражнения на избирательность запоминания. | Постановка и автоматизация звуков в речи. | ||
31. | Дифференциация звуков [з] – [ж]. | Звукобуквенный анализ слов сложной слоговой структуры. | «Транспорт». Упражнения в словообразовании. | Согласование имени существительного с именем прилагательным. | Развитие слуховой и зрительной памяти. Упражнения на увеличение объёма запоминаемого материала; запоминание с использованием ассоциаций. | Совершенствование навыков чтения. Динамическое чтение. Упражнения «Снежный ком», «Цифра-слог». | ||
32. | Звук [щ]. Буквы Щ, щ. | Определение места звука в слове. Дидактическая игра «Часы». | Рыбы. Активизация в речи детей глаголов. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий». | Составление рассказа по сюжетной картинке, используя опорные слова. | Дидактическая игра на развитие ассоциативного мышления. | Графический диктант. | ||
33. | Звук [ч ]. Буквы Ч,ч. | Определение места звука в слове. Дидактическая игра «Слоговой аттракцион». | «Профессии людей. Врач». Упражнения в словообразовании. Дидактическая игра «Скажи ласково» | Совершенствование умения составлять небольшой рассказ о профессиях. | Упражнения, направленные на увеличение объёма запоминаемого материала. Дидактическая игра «Видел- слышал». | Совершенствование навыков чтения. Работа над расширением поля зрения; преодоление регрессии. | ||
34. | Звук [ц ]. Буквы Ц, ц. | Определение места звука в слове. Дидактическая игра «Часы». | Упражнение в подборе родственных слов. Дидактическая игра «Скажи ласково». | Образование формы родительного падежа множественного числа существительных. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. | Автоматизация поставленных звуков в речи. | ||
35. | Дифференциация звуков [ш]- [щ]. | Звукобуквенный анализ слов сложной слоговой структуры. | «Ранняя весна». Развитие умения точно подбирать признаки к предметам (весна, солнце, снег). | Сравнительный рассказ по картинкам «Зима» и «Весна». | Развитие словесно-логического мышления. Формирование приемов самоконтроля. | Совершенствование навыков чтения. Упражнения «Фотограф», «Снежный ком». | ||
36. | Дифференциация звуков [ч]- [ц]. | Звукобуквенный анализ слов сложной слоговой структуры. | «Весна». Подбор признаков и действий к предметам. Словообразование и употребление относительных прилагательных. | Развитие диалогической речи в беседе по пейзажной картинке. Согласование прилагательных с существительными. | Упражнения, направленные на активизацию внимания, зрительного восприятия и памяти. | Графический диктант. Совершенствование навыков чтения. | ||
37. | Дифференциация звуков [ц]- [с]. | Определение количества слов в предложении. Дидактическая игра «В слово». | «Птицы весной». Образование родственных слов. | Составление предложений по сюжетным картинкам. Объединение предложений в связный рассказ «Скворечник». | Формирование приемов самоконтроля. Развитие долговременной слухоречевой памяти через использование опорных слов. | Динамическое чтение. | ||
38. | Дифференциация звуков [ч] – [т ]. | Дидактическая игра «Измени слово». | Упражнение в подборе родственных слов. | Пересказ рассказа. | Развитие навыков и приёмов самоконтроля. | Совершенствование навыков чтения. | ||
39. | Дифференциация звуков [щ]-[ч]. | Звуко-слоговой анализ и синтез. | «Профессии людей». Упражнение в словообразовании. | Совершенствование умения составлять небольшой рассказ о профессиях. | Развитие словесно-логического мышления. | Работа над расширением поля зрения. | ||
40. | Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р. | Определение места звука в слове. Игровые упражнения «Составь слово», «Вставь в слово». | Упражнение в подборе родственных слов. Образование относительных прилагательных. | Работа над связью слов в предложении. Составление предложений с заданными словами. | Упражнения, направленные на увеличение объёма запоминаемого материала. Игра «Повтори-ка». | Совершенствование навыков чтения. Постановка и автоматизация звуков в речи. | ||
41. | Звуки [л],[ л, ]. Буквы Л, л. | Определение места звука в слове. Дидактическая игра «Часы». | «Деревья». Образование и употребление относительных прилагательных. | Образование форм прошедшего времени глаголов. Преобразование предложений по образцу. | Упражнения на избирательность запоминания. | Постановка и автоматизация звуков в речи. | ||
42. | Дифференциация звуков [р] – [л],[р,] - [л, ]. | Звукобуквенный анализ слов сложной слоговой структуры. | «Профессии людей». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». | Совершенствование умения составлять небольшие рассказы о профессиях. | Развитие слуховой памяти. Игра «Телефон». | Совершенствование навыков чтения. Автоматизация звуков в речи. | ||
43. | Дифференциация звуков [й] – [л, . | Преобразование слогов. Игра «Наоборот» | «Имя. Отчество. Фамилия». Упражнение в словообразовании. Игра «Назови полным именем». | Упражнение в согласовании притяжательных местоимений с существительными. | Развитие навыков и приёмов самоконтроля. | Динамическое чтение. Упражнение на преодоление регрессии. | ||
44. | Контрольный диктант. | |||||||
45. | Работа над ошибками. | |||||||
2 этап. Восполнение пробелов в развитии лексико- грамматических средств языка. Задачи:
| ||||||||
1. | Родственные слова. Корень слова | Звукобуквенный анализ. Количество букв больше количества звуков. | Практическое овладение подбором родственных слов с выделением корня. | Составление предложений с использованием слов родственников. | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания. | Совершенствование навыков чтения. Упражнения «Фотограф», «Снежный ком». | ||
2. | Словообразование с помощью суффиксов. | Звукобуквенный анализ родственных слов, их сходство и различие. | Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. | Закрепление практических навыков в составлении ответа на вопрос в виде развернутых фраз. Дидактическая игра «Строим новый дом». Составление рассказа по серии картинок, используя названия профессий. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Развитие памяти. Упражнения на избирательность запоминания. | Совершенствование навыков чтения. Работа над расширением поля зрения. | ||
3. | Словообразование с помощью приставок. | Звукобуквенный анализ и синтез родственных слов, их сходство и различие. | Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Приставки пространственного и временного значения; многозначные приставки. | Составление рассказа из данных предложений с установкой правильной последовательности. Составление рассказа по серии картинок, используя глаголы с приставками. | Развитие пространственного мышления. Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления. | Чтение слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни. | ||
4. | Состав слова. Обобщение. | Звукобуквенный анализ и синтез родственных слов. | Развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования. | Работа по овладению детьми моделями различных предложений. Виды высказываний: доказательство, рассуждение. | Развитие словесно-логического мышления, наблюдательности к языковым явлениям, познавательной активности. | Совершенствование навыков полноценного чтения: способности объяснять значение слов, фраз, предложений. | ||
5. | Предлоги. Различение приставок и предлогов. | Дифференциация предлогов и приставок. | Нахождение смысловых ошибок в предложении, их исправление с последующим анализом. | Развитие дифференцированности восприятия. Усиление концентрации слухового внимания. | Совершенствование навыков чтения. | |||
6. | Простые предложения. Распространённые и нераспространённые. | Выделение предложений из сплошного текста. | «Дикие животные весной». | Постановка вопросов к словам входящим в предложение. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | Работа над расширением поля зрения. | ||
7. | Согласование. Подлежащее и сказуемое. Прилагательное и существительное. | Выделение предложений из сплошного текста. | «Режим дня». | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе, в роде, в падеже, в лице. | Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия логического и образного мышления | Работа над расширением поля зрения. Упражнения «Фото-глаз», «Снежный ком». | ||
8. | Управление. Винительный, родительный, дательный, творительный, предложный падежи. | Дифференциация предлогов. | «Домашние помощники». Активизация глаголов. | Конструирование словосочетаний, образованных по способу предложно-падежного управления, их анализ, составление с ними предложений. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Усиление концентрации слухового внимания. | Совершенствование навыков чтения. | ||
9. | Предложения сложной синтаксической конструкции. | Выделение предложений из сплошного текста. | Практическое овладение навыком подбора антонимов и способов их употребления. Дидактическая игра «О ком так можно сказать?» | Составление предложений с союзами а, но, чтобы. Дидактические игры «Кто что любит?», «Что с чем делают?» | Активизация внимания, восприятия, формирование слухового и зрительного контроля за содержанием высказывания. Развитие словесно-логического мышления. | Работа с пословицами. | ||
10. | Обучающее изложение. | Выделение опорных слов, словосочетаний. | Подбор проверочных слов. | Подробный пересказ. | Развитие творческого воображения, мышления посредством пиктограмм. | Закрепление правил записи слов в предложении. | ||
3 этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Задачи.
а) установление логической последовательности, связности; б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста по сюжетной картинке). | ||||||||
1. | Связь слов в предложении. | Постановка вопросов к словам входящим в предложение. Слова главные и зависимые. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. Развитие аналитичности восприятия. | Совершенствование навыков чтения. | ||||
2. | Работа с деформированным текстом: а) восстановление последовательности текста; б) сжатый пересказ; в) развёрнутый пересказ; г) составление рассказа по заданному началу или концу; д) составление рассказа по опорным словам и картинкам. | «Труд людей на полях весной». | Развитие умений и навыков анализировать текст: определять тему рассказа, составлять план связного высказывания. | Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям; развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, способности к переключению. | Совершенствование навыков чтения. Работа над расширением поля зрения. | |||
3. | Составление рассказа повествовательного характера. | Развитие умения определять последовательность и связность предложений в тексте. | ||||||
4. | Обучающее изложение. | Анализ предложений. | Выбор опорных слов. | Конструирование предложений по вопросам | Использование пиктограмм при запоминании | |||
5. | Контрольный диктант. Контрольное чтение. |
План по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленного ОНР (НОНР) у учащихся 2 класса
№ п/п | Тема занятия | Уточнение, обогащение и активизация словаря | Развитие грамматического строя и связной речи | Коррекция нарушений чтения | Развитие и коррекция психологической базы речи | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
Диагностический этап Углубленное обследование речи учащихся.
| ||||||||
Подготовительный этап | ||||||||
1. | Пространственные представления: а) графическое воспроизведение направлений; б) определение последовательности в пространстве. | Развитие умения вести диалог. Активизация в речи предлогов. | Уточнение и закрепление связи «звук-буква». Чтение таблицы гласных. | Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям. Развитие устойчивости внимания. Упражнение «Муха». | Графический диктант. Отработка написания элементов букв. | |||
2. | Временные представления. | Единицы времени. Времена года. Название месяцев, дней недели. | Развитие диалогической речи: полные ответы на вопросы, самостоятельная постановка вопросов. | Чтение слоговой таблицы (ГС,СГ). | Развитие слухового внимания, восприятия, слуховой памяти. | Графический диктант. Отработка написания элементов букв. | ||
3. | Наша речь. Текст. Деление текста на предложения. | «Ранняя осень». Живая и не-живая природа. | Составление предложений простой синтаксической конструкции. Однородные члены предложения. | Закрепление связи «звук-буква». Чтение слоговых таблиц (ГС, СГ). Работа над расширением поля зрения. | Развитие зрительного внимания. Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. | Границы предложения. Большая буква в начале предложения. | ||
4. | Предложение. Виды предложений. | «Откуда хлеб пришел?» | Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. | Чтение слогов со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. | Работа над концентрацией зрительного и слухо-речевого внимания. | Оформление предложения на письме. | ||
5. | Предложение. Слово. | «Семья». Развитие навыков словообразования. | Составление предложений из слов в начальной форме. | Чтение слогов со стечением согласных. Упражнение «Абракадабра» | Развитие устойчивости внимания, способности к переключению. | Дифференциация понятий: предложение-слово. | ||
6. | Слово. Слог. | «Имя. Отчество. Фамилия». Упражнения в словообразовании. Игра «Назови полным именем». | Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –ИН-. Согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | Динамическое чтение. Упражнение «Снежный ком». | Работа над концентрацией зрительного внимания. Развитие навыков и приёмов самоконтроля. | Слоговой анализ и синтез слов. Графический диктант. | ||
1 этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Задачи:
| ||||||||
1. | Гласные и согласные звуки и буквы. | «Школьные принадлежности». | Соотнесение существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё. | Чтение слогов со стечением согласных. | Развитие слуховой памяти, слухового восприятия и внимания. | Дифференциация гласных и согласных звуков. | ||
2. | Гласные 1-ого и 2-ого ряда. Образование гласных 2-ого ряда. | «Деревья осенью». Упражнения в словообразовании. Дидактическая игра «Какой это лист?». | Развитие умения точно подбирать определения. Согласование прилагательных с существительными. | Чтение таблицы гласных. | Работа над концентрацией слухо-речевого внимания. | Слогообразующая роль гласных. Звукобуквенный анализ: количество букв меньше звуков. | ||
3. | Дифференциация гласных: а-о, ы-и, а-я, о-ё, у-ю, ё-ю. | «Дары осени». Овощи, фрукты. Лесные ягоды, грибы. Упражнения в словообразовании. | Работа с деформированными предложениями. Развитие умения составлять сюжетный рассказ. | Работа над расширением поля зрения. Упражнения «Снежный ком» (вертикальное чтение), «Фотограф | Развитие кратковременной слуховой и зрительной памяти. Приёмы, позволяющие увеличить объём запоминаемого материала. Игра «Видел-слышал». | Обозначение мягкости согласных гласными 2-ого ряда. Зрительный диктант. | ||
4. | Ударение. Безударные гласные. | «Дикие и домашние животные. Подготовка к зиме». «Перелётные птицы. Насекомые». Упражнения в подборе родственных слов. | Упражнения в образовании притяжательных прилагательных. Согласование количественных числительных с существительными в роде. | Упражнения, направленные на преодоление регрессии, устранение внутреннего проговаривания («Найди ошибку», чтение со счётом слов, строк). | Формирование умения действовать по правилу и разных видов конт-рольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. | Правописание безударных гласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных. Зрительный диктант. | ||
5. | Диктант. Работа над ошибками. | |||||||
6. | Обучающее изложение. | «Осень» (обобщающий урок). | Лингвистический анализ текста. Пересказ близко к тексту. | Работа над смысловой стороной текста. Выразительное чтение. | Развитие кратковременной и долговременной памяти через использование опорных слов. | |||
7. | Обозначение мягкости согласных с помощью буквы «ь»: а) в конце слова; б) в середине слова. | Название месяцев. Работа со словами-антонимами. | Практическое усвоение приставочных глаголов. | Работа над расширением поля зрения. Упражнения «Снежный ком», «Фотограф». Работа с пословицами. | Упражнения, направленные на развитие образного мышления. | Правописание «ь» в конце и в середине слов. Звукобуквенный анализ: количество букв больше количества звуков. | ||
8. | Разделительный «ь». | «О дружбе, о друзьях». Активизация глаголов и прилагательных. | Развитие диалогической речи, умения понимать и объяснять смысл поговорок. | Чтение слогов и слов со стечением согласных. Упражнение «Абракадабра». | Развитие кратковременной слухо-речевой памяти. Упражнения на избирательность запоминания. | Правописание разделительного «ь». Звукобуквенный анализ. | ||
9. | Дифференциация смягчающего и разделительного «ь». | Образование качественных и притяжательных прилагательных от существительных | Составление предложений, используя модель: ,а . | Динамическое чтение. Чтение вертикальным движением глаз. | Формирование навыков и приёмов самоконтроля. Развитие словесно-логического мышления. | Звукобуквенный анализ слов с «ь». Диктант. | ||
10. | Звонкие и глухие согласные. | «В цирке». Упражнения в словообразовании. | Связь слов в предложении с помощью предлогов. | Чтение слогов со стечением согласных, слов сложной слоговой структуры. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | |||
11. | Дифференциация парных согласных: б-п, д-т, г-х, с-з, ж-ш. | «Овощи. Фрукты». Упражнения в словообразовании. Игры «Вершки-корешки», «Из чего салат?». «Посуда». | Упражнения в словоизменении. Образование форм родительного падежа множественного числа имён существительных. | Работа над расширением поля зрения. | Развитие кратковременной слуховой и зрительной памяти. Приёмы, позволяющие увеличить объём запоминаемого материала. Игра «Видел-слышал». | Правописание парных согласных в слабой позиции. Правописание жи-ши, же-ше. | ||
12. | Обучающее изложение. | Развитие долговременной памяти через использование пиктограмм. | ||||||
13. | Дифференциация согласных: с-ш, з-ж, с-ц, ч-щ, ч-ц, ш-щ. | «Зима. Неживая природа» Обогащение лексики глаголами, прилагательными и причастиями. «Дикие животные зимой». | Развитие диалогической речи: полные ответы на вопросы, самостоятельная постановка вопросов. Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинке. | Чтение вертикальным движением глаз. Развитие антиципации. | Развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация); развитие наблюдательности. | Зрительный диктант. Правописание ча-ща, чу-щу. | ||
14. | Работа с деформированным текстом. | «Зимующие птицы». Упражнения в словообразовании (приставочные глаголы). Картина «Птицы в парке». | Распространение предложений. Предложения с однородными члена-ми. | Работа над осознанностью чтения. Развитие умения задавать вопросы по прочитанному. | Развитие приёмов и навыков самоконтроля. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | Зрительный диктант. | ||
15. | Диктант. Работа над ошибками. | |||||||
16. | Обучающее изложение. | |||||||
2 этап. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка Задачи:
| ||||||||
1. | Родственные слова (понятие). Корень слова. | Практическое овладение навыком подбора родственных слов с выделением корня. | Составление предложений с использованием слов-родственников. | Работа над расширением поля зрения. Упражнения «Фотограф», «Снежный ком». | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания. | Правописание безударных гласных в корне слова. | ||
2. | Словообразование с помощью суффиксов: а) -онок, -ёнок, -ат, -ят; б) –щик, -чик, -тель, -ист; в) –ушк-, -юшк-, -ышк-, -оньк-, -еньк-, -ищ-; г) -оват-, -еват-, -лив-, -ск-, -к-. | «Домашние животные зимой». «Профессии людей». Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Закрепление практических навыков в составлении ответа на вопрос в виде развёрнутой фразы. Дидактическая игра «Строим новый дом». Составление рассказа по серии картинок, используя названия профессий. | Чтение цепочек родственных слов. Расширение поля зрения. Вертикальное чтение. | Игры и упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности; развитие образного мышления. Увеличение уровня распределения внимания. | Правописание суффиксов. | ||
3. | Словообразование с помощью приставок. | «Зимние забавы». Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. | Составление рассказа по сюжетной картинке. Игра-упражнение «Угадай-ка!» | Чтение слов с одинаковыми приставками; чтение родственных слов с разными приставками. | Упражнения, направленные на активизацию внимания, зрительного восприятия и памяти. «Кто больше увидит?», «Кто лучше запомнил?». | Правописание приставок. Зрительный диктант. | ||
4. | Состав слова (обобщение). | «Зима» (обобщение). Конструирование слов из разных морфем. Игра «Составь цветок». | Составление рассказа по плану, опорным словам и картинкам. Составление рассказа из данных предложений, установление правильной последовательности | Чтение цепочек родственных слов. Работа над осознанностью и логичностью текста. | Развитие словесно-логического мышления, наблюдательности к языковым явлениям, познавательной активности. | Правописание приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. | ||
5. | Предлоги. | «Транспорт». Упражнения в словообразовании. | Установление связи слов в предложении с помощью предлогов. | Работа над расширением поля зрения. Упражнения «Фотограф», «Снежный ком». | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | Правописание предлогов. | ||
6. | Различение приставок и предлогов. | Нахождение смысловых ошибок в предложении, их исправление с последующим анализом. | Упражнения, направленные на преодоление регрессии. | Развитие дифференцированности восприятия. Усиление концентрации слухового внимания. | Правописание приставок и предлогов. | |||
7. | Обучающее изложение. | Обучение приёмам запоминания с помощью пиктограмм. | ||||||
8. | Простые предложения Распространённые и нераспространённые. | Уточнение значений слов через составление словосочетаний и предложений. | Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. | Чтение слогов и слов со стечением согласных. Упражнение «Абракадабра» | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | Выделение главных и второстепенных членов предложения. | ||
9. | Предложения сложной синтаксической конструкции. | «Ранняя весна». Подбор признаков к предметам (снег, солнце и т.д.) Практическое овладение навыком подбора антонимов и способов их употребления. | Сравнительный рассказ по картинкам «Зима» и «Весна». Конструирование предложений с союзами а, но, чтобы. | Работа над расширением поля зрения. Вертикальное чтение. | Активизация внимания, восприятия, формирование слухового и зрительного контроля за содержанием высказывания. Развитие словесно-логического мышления. | Знаки препинания в сложно-подчинённом предложении. Зрительный диктант. | ||
10. | Согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже. | «Весна». Подбор признаков и действий к предметам. | Развитие диалогической речи в беседе по пейзажной картинке. Связь слов в предложении. | Расширение поля зрения. Упражнения «Фотограф», «Снежный ком». | Развитие зрительной памяти. | Зрительный диктант. | ||
11. | Согласование глаголов с существительными в роде и числе. | «Дикие животные весной». | Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. | Тренировка распределения и избирательности внимания. | Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления. | Подлежащее и сказуемое. Правописание окончаний глаголов прошедшего времени. | ||
12. | Управление: а) родительный падеж; б) дательный падеж; в) винительный падеж; г) творительный падеж; д) предложный падеж. | «Режим дня» «Домашние помощники» Активизация глаголов. | Конструирование словосочетаний, образованных по способу предложно-па-дежного управления, их анализ, составление с ними предложений. | Осмысленное чтение. Работа с пословицами. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Усиление концентрации слухового внимания. | Правописание предлогов. Зрительный диктант. | ||
13. | Диктант. Работа над ошибками. | |||||||
14. | Обучающее изложение. | Развитие долговременной памяти через использование опорных слов. | ||||||
3 этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи Задачи. Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
| ||||||||
1. | Составление рассказа по опорным словам и картинкам. | «Птицы весной». Образование родственных слов. | Составление предложений по сюжетным картинкам. Объединение предложений в связный рассказ «Скворечник». | Работа над осмысленным чтением. | Формирование приемов самоконтроля. Развитие долговременной слухо-речевой памяти через использование опорных слов. | Зрительный диктант. | ||
2. | Восстановление деформированного текста. | «Труд людей на полях весной». | Определение последовательности и связности предложений в тексте. | Развитие словесно-логического мышления. | Зрительный диктант. | |||
3. | Совершенствование текста. | Работа над адекватным использованием слов в тексте. | ||||||
4. | Сжатый и развернутый пересказ. | Развитие умений и навыков анализировать текст: определять основную мысль текста, составлять план связного высказывания. | Развитие наблюдательности к языковым явлениям; развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля. | |||||
5. | Составление рассказа по данному началу. | Формирование внутреннего плана действия. | ||||||
6. | Составление текста: а) повествовательного характера; б) текста-описания; в) текста-рассуждения. | Развитие умения отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания. | Развитие словесно-логического мышления. | Описание с помощью символов. | ||||
7. | Подготовка к изложению. Изложение. Работа над ошибками. | |||||||
8. | Контрольный диктант. |
План по коррекции нарушения письма и чтения, обусловленного ОНР (НОНР) у учащихся 3-4 классов
№ п/п | Тема занятия | Уточнение, обогащение и активизация словаря | Развитие грамматического строя и связной речи | Коррекция нарушений чтения | Развитие и Коррекция психологической базы речи | Количество часов | Сроки | Примечание |
Диагностический этап Углубленное обследование речи учащихся.
| ||||||||
Подготовительный этап | ||||||||
1. | Пространственные представления: а) графическое воспроизведение направлений; б) определение последовательности в пространстве. | Развитие умения вести диалог. Активизация в речи предлогов. | Уточнение и закрепление связи «звук-буква». Чтение таблицы гласных. | Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям. Развитие устойчивости внимания. Упражнение «Бабочка». | Графический диктант. Отработка написания элементов букв. Пропедевтика: усвоение времён глагола. | |||
2. | Временные представления. | Единицы времени. Времена года. Название месяцев, дней недели. | Развитие диалогической речи: полные ответы на вопросы, самостоятельная постановка вопросов. | Чтение слоговой таблицы (ГС,СГ). | Развитие слухового внимания, восприятия, слуховой памяти. | Графический диктант. Отработка написания элементов букв. | ||
1 этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Задачи:
| ||||||||
1. | Гласные и согласные звуки и буквы. | Расширение словаря по теме «Осень» прилагательными и глаголами. | Соотнесение существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё. Составление распространенных предложений. | Чтение слогов со стечением согласных. | Развитие слуховой памяти, слухового восприятия и внимания. | Дифференциация гласных и согласных звуков. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | ||
2. | Гласные 1-ого и 2-ого ряда. | «Деревья осенью». Упражнения в словообразовании. Дидактическая игра «Какой это лист?». | Развитие умения точно подбирать определения. Согласование прилагательных с существительными. | Чтение таблицы гласных. Чтение слов- паронимов. Сравнительный анализ. | Работа над концентрацией слухоречевого внимания. Совершенствование наблюдательности к языковым явлениям. | Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда. | ||
3. | Дифференциация гласных: а-о, ы-и, а-я, о-ё, у-ю, ё-ю. | «Дары осени». Овощи, фрукты. Лесные ягоды, грибы. Упражнения в словообразовании. | Конструирование распространенных предложений. Развитие умения составлять сюжетный рассказ. | Работа над расширением поля зрения. Упражнения «Снежный ком»(вертикальное чтение), «Фотограф». | Развитие кратковременной слуховой и зрительной памяти. | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Зрительный диктант. | ||
4. | Ударение. Ударные и безударные гласные. | «Дикие и домашние животные. Под-готовка к зиме». «Перелётные птицы. Насекомые». Упражнения в подборе родственных слов. | Упражнения в образовании притяжательных прилагательных. Согласование количественных числительных с существительными в роде. | Упражнения, направленные на преодоление регрессии, устранение внутреннего проговаривания («Найди ошибку», чтение со счётом слов, строк). | Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. | Правописание безударных гласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных. Зрительный диктант. | ||
5. | Диктант. Работа над ошибками. | |||||||
6. | Обучающее изложение. | «Листопад» (обобщающий урок). Выделение опорных слов, словосочетаний подбор проверочных слов. | Лингвистический анализ текста. Пересказ близко к тексту. | Работа над смысловой стороной текста. Выразительное чтение. | Развитие кратковременной и долговременной памяти через использование опорных слов, пиктограмм. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | ||
7. | Слог. Деление слов на слоги. | Чтение слогов простой и сложной слоговой структуры. | Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза слов различной звуко-слоговой структуры. | Перенос слов. | ||||
8. | Звонкие и глухие согласные. | Упражнения в словообразовании. | Связь слов в предложении с помощью предлогов. | Чтение слогов со стечением согласных, слов сложной слоговой структуры. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | Правописание парных согласных на конце и в середине слов. | ||
9. | Согласные твёрдые и мягкие. | Расширение словарного запаса прил. и глаголами. | Составление словосочетаний и предложений. | Чтение слогов, слов | Развитие зрительного и слухового восприятия. | |||
10. | Обозначение мягкости согласных с помощью буквы «ь»: а) в конце слова; б) в середине слова. | Название месяцев. Работа со словами-антонимами. | Практическое усвоение приставочных глаголов. | Работа над расширением поля зрения. Упражнения «Снежный ком», «Фотограф». Работа с пословицами. | Упражнения, направленные на развитие образного мышления. | Правописание «ь» в конце и в середине слов. Звукобуквенный анализ: количество букв больше количества звуков. | ||
11. | Разделительный «ь». | «О дружбе, о друзьях». Активизация глаголов и прилагательных. | Развитие диалогической речи, умения понимать и объяснять смысл поговорок. | Чтение слогов и слов со стечением согласных. | Развитие кратковременной слухоречевой памяти. Упражнения на избирательность запоминания. | Правописание разделительного «ь». Звукобуквенный анализ. | ||
12. | Работа с деформированным текстом. | «Зимующие птицы». Упражнения в словообразовании (приставочные глаголы). | Распространение предложений. Предложения с однородными членами. | Работа над осознанностью чтения. Развитие умения задавать вопросы по-прочитанному. | Развитие приёмов и навыков самоконтроля. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | Зрительный диктант. | ||
13. | Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза: Дифференциация согласных: а) ш-щ; б) ц-ч; в) с-ц. | «Одежда». «Цирк». «Зоопарк». «Дикие животные» | Образование слов уменьшительно- ласкательной формы. Конструирование сложносочинённых предложений. | Составление рассказов по опорным словам и вопросам. | Коррекция фонематических представлений: слогового анализа и синтеза, фонематических обобщений. | Правописание ши-жи, ча-ща, чу-щу, «ь» знака после шипящих. | ||
14. | Диктант. Работа над ошибками. | |||||||
15. | Подготовка к изложению. Изложение. Работа над ошибками. | Выделение опорных слов и словосочетаний. | Пересказ по вопросам. | Развитие смысловой догадки, работа над выразительным и осмысленным чтением. | Использование пиктограмм для запоминания текста- развитие воображения- мышления. | Орфографическая работа. | ||
2 этап. Восполнение пробелов в области словообразования и овладения грамматическим и синтаксическим строем языка Задачи:
| ||||||||
1. | Окончание слов. | Активное использование союзов: а, но, чтобы; слов: когда, где. | Конструирование сложноподчиненных предложений | Чтение форм слов. | Совершенствование мыслительных процессов: анализа и синтеза, обобщения и классификации. | Состав слова. | ||
2. | Родственные слова (понятие). Корень слова. | Практическое овладение навыком подбора родственных слов с выделением корня. | Составление предложений с использованием родственных слов. | Работа над расширением поля зрения. Упражнения «Фотограф», «Снежный ком». | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания. | Правописание безударных гласных в корне слова. | ||
3. | Словообразование с помощью суффиксов. | «Домашние животные зимой». «Профессии людей». Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Закрепление практических навыков в составлении ответа на вопрос в виде развёрнутой фразы. Составление рассказа по серии картинок, используя названия профессий. | Чтение цепочек родственных слов. Расширение поля зрения. Вертикальное чтение. | Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуациям учебной деятельности. | Правописание суффиксов. | ||
4. | Словообразование с помощью приставок. | «Зимние забавы». Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. | Составление рассказа по сюжетной картинке. | Чтение слов с одинаковыми приставками; чтение родственных слов с разными приставками. | Активизация внимания, зрительного восприятия и памяти. | Правописание приставок. Зрительный диктант. | ||
5. | Состав слова (обобщение). | «Зима» (обобщение). Конструирование слов из разных морфем. Игра «Снежинка». | Составление рассказа по плану, опорным словам и картинкам. Составление рассказа из данных предложений, установление правильной последовательности. | Чтение цепочек родственных слов. Работа над осознанностью и логичностью текста. | Развитие словесно-логического мышления, наблюдательности к языковым явлениям, познавательной активности. | Правописание приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. | ||
6 | Правописание безударной гласной в корне слова. | Родственные слова. | Развитие навыков словоизменения и словообразования. | Чтение слов приёмом «снежный ком» | Развитие и совершенствование наблюдательности к языковым средствам. | Тренировочные упражнения | ||
7. | Различение приставок и предлогов. | Нахождение смысловых ошибок в предложении, их исправление с после-дующим анализом. | Упражнения, направленные на преодоление регрессии. | Развитие дифференцированности восприятия. Усиление концентрации слухового внимания. | Правописание приставок и предлогов. | |||
8. | Предложения простой и сложной синтаксической конструкции. | «Ранняя весна». Подбор признаков к предметам (снег, солнце и т.д.) Практическое овладение навыком подбора антонимов и способов их употребления. | Сравнительный рассказ по картинкам «Зима» и «Весна». Конструирование предложений с союзами а, но, чтобы. | Работа над расширением поля зрения. Вертикальное чтение. Заучивание стих. о весне. | Активизация внимания, восприятия, формирование слухового и зрительного контроля за содержанием высказывания. Развитие словесно-логического мышления. | Знаки препинания в сложно-подчинённом предложении. Зрительный диктант. | ||
9. | Согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже. | «Весна». Подбор признаков и действий к предметам. | Развитие диалогической речи в беседе по пейзажной картинке. Связь слов в предложении. | Расширение поля зрения. Упражнения «Фотограф», «Снежный ком». | Развитие зрительной памяти. | Зрительный диктант. Презентация по согласованию. | ||
10. | Управление: а) родительный падеж; б) дательный падеж; в) винительный падеж; г) творительный падеж; д) предложный падеж. | «Режим дня» «Домашние помощники» Активизация глаголов. | Конструирование словосочетаний, образованных по способу предложно-па-дежного управления, их анализ, составление с ними предложений. | Осмысленное чтение. Работа с пословицами. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Усиление концентрации слухового внимания. | Правописание предлогов. Зрительный диктант. | ||
11. | Диктант. Работа над ошибками. | |||||||
12. | Изложение. | «Весна» | Выделение родственных слов. Подробный пересказ. | Чтение по цепочке. | Развитие долговременной памяти через использование опорных слов. | Орфографическая работа. | ||
3 этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи Задачи:
| ||||||||
1. | Восстановление деформированного текста. | «Труд людей на полях весной». | Определение последовательности и связности предложений в тексте. | Развитие словесно-логического мышления. | Зрительный диктант. | |||
2. | Сжатый и развернутый пересказ. | Выделение опорных слов, словосочетаний. | Развитие умений и навыков анализировать текст: определять основную мысль текста, составлять план связного высказывания. | Пересказ по вопросам. | Развитие наблюдательности к языковым явлениям; развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля. | Орфографическая работа | ||
3. | Составление рассказа по данному началу. | Порядок слов в предложении; конструирование предложений разных синтаксических конструкций. | Развитие антипатий. | Формирование внутреннего плана действия. | Оформление предложений. | |||
4. | Составление рассказа по опорным словам; по сюжетным картинкам. | Совершенствование мыслительных процессов и коммуникативных умений и навыков. | Правописание слов. Закрепление орфограмм. | |||||
5. | Составление текста: а) повествовательного характера; б) текста-описания; в) текста-рассуждения. | Развитие умения отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания. | Развитие словесно-логического мышления. | Описание с помощью символов. | ||||
6. | Контрольный диктант; чтение. | Проверка полученных знаний, умений и навыков | Закрепление полученных знаний. | |||||
7. | Обобщение. Выпуск. | Подведение итогов работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование логопедических занятий
Коррекция нарушений речи учащихся 1-х классов с общим недоразвитием речи...
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи
Календарно-тематическое планирование Группа: Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс: 1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов: всего __90__ часов; в...
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий.
Данное планирование разработано для детей, посещающих логопедические занятия в коррекционной школе VIII вида. 6 класс....
Тематическое планирование логопедических занятий 1 класс
Раздел 1. Текст. Предложение. Слово.Текст (описательный). Предложение. Слово-предмет.Текст (повествовательный). Предложение. Слово-действие.Текст (описательный). Предложение. Слово-признак.Текст (опис...
Тематическое планирование логопедических занятий 2 класс
Раздел 1. Текст. Предложение. Слово. Звук (буква).Текст (списывание)Текст. Предложение (диктант).Текст. Предложение. Слово (диктант).Текст (повествование, описание).Текст (басня)....
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 5-7 классе СКОШ 8 вида
Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе материала Е.В.Мазановой....
Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...