Рабочая программа по нравственно - эстетическому воспитанию "Я в мире людей"
рабочая программа (7 класс) по теме

Киселева Элисо Раминовна

Праграмма разработана для детей 8 вида. Программа создает условия для развития личности и её саморелизации на основе компетентности и "умения  учиться".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kiselyova_e.r.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

                         Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

Согласовано                                                        Утверждаю

Руководитель МС                                                Директор школы

М. В. Карасёва________                                О. Н. Самойлова_______

Воспитатель группы №3: Киселёва Э.Р.

2013 -2014г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога сверхсложная: она должна  раскрыть внутренний мир  школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Программа нравственного воспитания предусматривает  – воспитание Благородного человека, Гражданина России.  Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие  возможности  учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

 Актуальность программы нравственного воспитания обучающихся

Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.  

Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ (О) С КОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида под редакцией Е.Д. Худенко, образовательной программой ОУ.

Цели и задачи Программы

Цель программы.

  1. Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
  2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
  3. Гармоничное духовно-нравственное  развитие личности школьника и привитие ему основополагающих    жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.


Задачи программы:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
  • Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  • формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

 Принципы Программы

  1. Принцип природосообразности.
  2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  3. Принцип сотрудничества.
  4. Деятельностный подход.
  5. Личностно-ориентированный подход.
  6. Возрастной подход.

Задачи воспитания:

  • Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
  • Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
  • Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
  • Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе.
  • Сформировать культуру общения.
  • Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению, не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку еще предстоит научиться культурно пользоваться свободой. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому воспитание этической культуры детей - насущная потребность нашего времени.

Воспитатель именно в этом направлении должен организовывать, планировать и прогнозировать свою работу. Предлагаемая      мною программа рассчитана на 1год, 1 занятие в неделю,    

Программа состоит из пяти разделов:

Запланированные мероприятия

1. «Ученик в мире прекрасного»

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Задачи:

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Название

мероприятия

Выставка рисунков

Кол – во часов

«Село, в котором ты живёшь»

Фольклорный праздник

«Прикоснуться к вечности»

Игра – викторина

«Фильм, фильм, фильм…»

Музыкальная игра

Экскурсии

Выставка-презентация

Игра «Осенний калейдоскоп»

2. «Ученик и  нравственность»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Задачи:

  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на  природе;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
  • осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

            Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название

мероприятия

Кол –во часов

«Кодекс чести ученика»,


«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

Мама – нет роднее слова!»,

«Рождество Христово»

Праздник «Масленица – широкая»

Святая Пасха

«Забота о родителях – дело совести каждого»

3.Патриотическое воспитание. Мы – защитники нашего Отечества.

 

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и Задачи:

  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Название

мероприятия

Форма

проведения

 Кол- во часов

 «Дети войны»

Встречи, беседы, выставки и т.д.

Экскурсии в краеведческий музей «Берегиния»

экскурсии

Символы Липецкой области, Елецкого  района


кл.ча




 «Ими гордится наша страна»

праздничная программа

конкурс рисунков

День учителя 


Праздничный концерт

«Мой дом, мое село. Мой любимый уголок»

Конкурс рисунков

День защитника Отечества

Праздничный концерт

«Человек поднялся в небо»

конкурс детского рисунка на асфальте

День Победы «День Победы – праздник всей страны»

Праздничный концерт

4. «Ученик и его отношение к труду»

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Задачи:

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Название

мероприятия

Форма

проведения

Кол –во

часов

«Мир профессий»

Экскурсии на (магазин,библиотека- сельская, почта, поездки в город

Ярмарка профессий «Город мастеров»  

«Краски осени»

Конкурс-выставка творческих работ

«Мастерская Деда Мороза»

трудовая акция

Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек

трудовая акция

«Мир моих увлечений», «Кто во что горазд»

Презентация увлечений и хобби

«Чистый класс»

Генеральная уборка класса

5. Направление «Ученик и его здоровье»

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Название

мероприятия

Форма

проведения

Кол –во часов

 «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек»

беседы, викторины

 «Я расту, я развиваюсь» и т.д.

беседы, викторины

 «Умей всем страхам в лицо рассмеяться»

беседы, викторины, игры

Осенний школьный мини-марафон

Прогулки

«Ударим юмором по вредным привычкам»

конкурс рисунков и плакатов

беседы



«Весне – физкульт-ура!»

спортивная эстафета

Дни здоровья

Тренинг

Виды и формы воспитывающей деятельности:

  1. Лекция;
  2. Беседа;
  3. Час общения;
  4. Ролевые игры;
  5. Диспуты;
  6. «Мозговой штурм»;
  7. Урок творчества.
  8. Классные собрания;
  9. Классные часы.
  10. Экскурсии  
  11. КТД

Планируемые результаты.    

  1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
  2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
  3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
  5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
  6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение  мира на Земле.

Ученики должны быть:

  • внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
  • обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций,  с интересом искать и находить их решение;
  • самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
  • способны к изменению самих себя.

Литература

  1. Закон об образовании1992г. №3266-1
  2. Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
  3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
  4. Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
  5. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
  6. Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
  7. А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
  8. И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
  9. М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.
  10. Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
  11. М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
  12. А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
  13. Е.Н.Степанов « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
  14. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
  15. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
  16. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
  17. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
  18. Л.Е.Журова. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
  19. С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
  20. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по нравственно - эстетическому воспитанию «Этика и эстетика» 5-6 классы.

Программа "Этика и Эстетика" предназначена для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII-вида. Она актуальна и современна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и забо...

рабочая программа Отделения раннего эстетического развития по направлению "Народный вокал"

рабочая программа  раннего эстетического развития детей по направлению "Народный вокал". для детей 5-6 лет. Расчитана на один год обучения....

воспитательная программа по нравственно-эстетическому направлению «Воспитай в себе человека!» (на 2 года)

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Программа по нравственно-эстетическому воспитанию для 6 класса "Этика и эстетика".

Основной целью программы является всестороннее развитие школьников во внеурочное время, формировании эстетических чувств и нравственно-этических норм поведения....

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, направление «Музыка» в МДОУ Горячинский детский сад «Родничок»

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС для проведения музыкальных занятий в разновозрастных группах...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо за проделанную работу!