Программа по нравственно-эстетическому воспитанию для 6 класса "Этика и эстетика".
рабочая программа (6 класс) на тему

Жалина Наталья Владимировна

Основной целью программы является всестороннее развитие школьников во внеурочное время, формировании эстетических чувств и нравственно-этических норм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_etika_i_estetika.odt29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 8 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, пер. Мичурина, д. 19, лит. А

                                                                                                 

«ПРИНЯТА»:                                        «УТВЕРЖДАЮ»:                                                                                                              

общим собранием ГБОУ

школы-интерната № 8                                      Директор _________________________

Протокол № ___ от «____» ___20____г.                Приказ №_____от «_____»_______20  г.

                                                                               

Программа воспитательной работы

по нравственно-эстетическому воспитанию

(направление)

«Этика и эстетика»

для 6   класса

 2016/2017 учебный год

                                                      Воспитатель Жалина Наталья Владимировна

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

        Программа «Этика и эстетика» актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.

        Диагностические данные детей с ограниченными возможностями здоровья показывают: что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Нам, педагогам, предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

Актуальность программы

Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.

Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Известно, что искусство обладает широким спектром воздействия на развитие человека. К восприятию духовного потенциала людей, а тем более детей, нужно специально готовить.

Новизна программы

Учитывая особенности мышления данной категории детей, не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». В данной программе представлен наиболее приемлемый путь – ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой – представлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.

Структура программы

        Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете и моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми, об эстетике.

2                                                                                                                                                                                         

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы заключается во всестороннем развитии школьников во внеурочное время, формировании эстетических чувств и нравственно-этических норм поведения.

Цели программы:

  • Воспитание нравственно - этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.
  • способствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество;
  • создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей;
  • создание высокого уровня эстетических потребностей;
  • коррекция эмоциональной сферы воспитанников.
  • привлечение детей к эмоциональному миру человека;
  • коррекция эмоциональной децентрации (способность воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей);
  • помощь в различении эмоций и определении состояний;
  • формирование у детей уверенности, убеждённости в праве на данную эмоцию;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование широкого спектра эмоционального реагирования на основе знакомства с возможными человеческими реакциями, развитие способности самовыражения и самооценки, обогащение словаря речевыми моделями коммуникативного поведения;
  • привитие детям этической культуры, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предыдущих поколений. Знакомство с основными нормами нравственности, предполагающими дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.

Задачи программы

 

Образовательные:

  • Формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизни;
  • Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
  • Закрепление и расширение эстетических представлений учащихся о красивом в жизни, природе и искусстве;
  • Формирование нравственных представлений;                                      
  • Нравственное просвещение школьников.

2

Развивающие:

  • Личностное развитие ребенка
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие нравственных личностных качеств: доброты, честности, отзывчивости, трудолюбия, правдивости, обучение следованию им в повседневной жизни.
  • Расширение представления детей о морально - этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
  • Развитие коммуникативных навыков;

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к самим себе, желание самосовершенствования.
  • Воспитание чувств и опыта нравственного поведения.
  • Привитие детям любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре, искусству и фольклору.
  • Совершенствование нравственных основ культуры учащихся
  • Воспитание бережного отношения к чувствам окружающих
  • Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.

Предполагаемый результат:

  •  Повышение уровня самосознания.
  • Развитие эмоционально-волевых свойств.
  • Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
  • Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
  • Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие творческих способностей.

Учащиеся должны знать:

  • О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
  • О стремлении к самосовершенствованию.
  • О культуре поведения и общения.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
  • Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
  • Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
  • Заниматься самовоспитанием.                                                                              

3

Методы достижения поставленной цели

  • Тематические беседы, тренинги, дискуссии по нравственной тематике.
  • Конкурсы, диалоги, игры, анализ и обыгрывания ситуаций.
  • Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
  • Практикумы, игры по этикету.

Формирование УУД в ходе реализации программы

Требования к  личностным и коммуникативным  результатам соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования и включают в себя:

Личностные: 

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов;

- мотивация воспитательной деятельности подростка на основе личностно-ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, к собственному здоровью;

- ориентация в нравственных нормах, правилах, оценках, выработка своей жизненной позиции в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Коммуникативные:

- обеспечение социальной компетентности и сознательной ориентации воспитанников на позиции других людей;

-  умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- планирование и согласованность в осуществлении совместной деятельности;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи;

- уважение в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Содержание программы

Организационно-педагогические основы воспитания

Программа рассчитана на учащихся 6 классов, на 1 год, по 1 занятию в неделю (34 часа), условно делится на 3 блока и содержит  8 разделов.

4

1 блок: Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;

2 блок: На основе анализа ощущений, размышлений, примеров поведения, изучение подростком особенностей окружающих его людей, умение объяснить их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;

3 блок: Системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, понимание законов и правил, принятых в обществе в самых разнообразных ситуациях.

Первый раздел    «Какие дары дала человеку природа». 4 часа

Тема: Какой Я, какие другие. Знакомство.

Индивидуальные особенности. Богатство внутреннего мира           человека. Многообразие человеческих характеров, личностных качеств.

Тема: Мир, в котором мы живем.

Мир — наш общий дом. Общая и индивидуальная ответственность за все происходящее с нами и вокруг нас.

Тема: Мой ум.

Возможности человеческого мозга. Интеллектуальное развитие — важнейший аспект развития личности. Эрудированность — залог успешной учебы и успешного будущего.

Тема: Твои добрые дела: как ты помогаешь природе.

Важность добрых поступков. Единство человека и природы.

Второй раздел.   «Я и другие». 4 часа

Тема: Давайте говорить друг другу комплименты.

Психология взаимоотношений. Эмоциональный микроклимат в коллективе. Что такое комплимент. Основы позитивного взаимодействия .

Тема: Путешествие в страну «Вежливость»

Вежливость — категория нравственности. Правила вежливого человека.

Преобразование мира посредством сознательного выбора правильной линии поведения.

Тема: Доброта и человечность

Кого мы считаем добрым человеком? Что такое человечность? Доброта и человечность — одна из конечных целей самовоспитания.

Тема: Нравственная культура общения

Общение — основной вид взаимодействия в социуме. Терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость — элементы нравственной культуры общения.                                                                                                      5

Третий раздел.  «Чтобы душа была здорова». 4 часа

Тема: Спеши делать добро.

На что способен добрый человек. Добрые поступки — здоровая потребность нравственной личности.

Тема: Доброе слово, что ясный день.

Виды общения. Вербальное общение. Взаимосвязь лексического значения и энергетики слова. Неисчерпаемые возможности доброго слова в создании гармоничных межличностных отношений.

Тема: Чем сердиться, лучше помириться.

Многогранность человеческих взаимоотношений. Понятие конфликта. Способы избегания или ликвидации конфликтов.

Тема: Навыки самонаблюдения.

Самонаблюдение. Самооценка. Самокритика. Как распознать собственные ошибки. Субъективная и объективная оценка собственного поведения и состояния. Аналитическая работа над собой.

Четвертый раздел.  «Гармония мира и души». 4 часа

Тема: Красота природы и души.

Понятие красоты. Красота природная и душевная. Отражение внутреннего мира во внешних поступках.

Тема: Беречь природу, чтобы быть здоровым.

Природа, ее значение и ценность для жизни каждого человека и планеты в целом. Прямая связь между состоянием природы и здоровьем людей. Охрана природы — дело каждого.

Тема: Мое настроение.

Понятие настроения, эмоционального фона. Настроение и качество жизни. Способы управления настроением. Самоконтроль.

Тема: О заботливом отношении к людям.

Мы и наше окружение. Понятие заботы и ответственности. Способы заботливого отношения к людям.

Пятый раздел.  «Этика общения». 5 часов

Тема: Доброта, что солнце.

Доброта — душевное качество высоконравственного человека. Истоки доброты, способы ее проявления и значение в нашей жизни.

6

Тема: Вежливость на каждый день

Вежливое поведение. Развитие нравственной личности через каждодневное самовоспитание. Выбор правильной линии поведения в любой ситуации.

Тема: Когда идёшь по улице.

Мы вне дома и вне школы. Многообразие ситуаций, оценок, реакций. Ситуативное поведение воспитанного человека.

Тема: Скромность украшает человека.

Скромность — категория нравственности. Почему скромность украшает.

Как научиться быть скромным.

Тема: Достоинства и недостатки человека. «Расскажи мне обо мне».

Неоднозначность человеческой природы. Понятие достоинств и недостатков. Умение взглянуть на себя со стороны. Ценность достоинств. Признание недостатков — первый шаг на пути к избавлению от них.

Шестой раздел.  «Этикет». 4 часа

Тема: Простые правила этикета.

Что такое этикет. Правила этикета — регулятор поведения в различных ситуациях. Соблюдение правил — признак воспитанности.

Тема: Веселые правила хорошего тона.

Понятие хорошего тона. Жить по правилам весело и полезно.

Тема: Путешествие в страну этикета.

Как появился этикет. Вездесущий этикет. Этикет приветствий. Этикет в столовой. Этикет в поездке. Этикет в библиотеке. Этикет на дискотеке. Этикет в группе. Этикет в паре.

Тема: Как вести себя друг с другом.

Сложности взаимоотношений. Мой класс — моя семья. Бережное и внимательное отношение друг к другу.

Седьмой раздел   «Этика отношений к окружающему». 4 часа

Тема: Маленькое дело лучше большого безделья.

Дело или безделье — однозначный выбор. О маленьких вкладах в большое дело. Деятельность - путь к самосовершенствованию. Пагубность безделья.

Тема: Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои.

Родина большая и малая. Кого мы считаем героем. Герои России — представители разных народов.

7

Тема: Люби всё живое.

Любая жизнь бесценна. Незаменимость каждой биологической единицы. Баланс и гармония сосуществования видов на планете. Любовь ко всему живому как способ сохранения жизни на Земле.

Тема: Я люблю маму милую свою.

Мама в семейной иерархии. Кто заменит маму? Как выразить любовь к маме? Наш долг перед самым важным человеком.

Восьмой раздел  «Этика отношений в коллективе». 5 часов

Тема: Если радость на всех одна.

Радость персональная и коллективная. Общий успех — общая радость. Индивидуальный успех — радость одна на всех. Сплоченный коллектив — единый организм.

Тема: Мой класс – мои друзья.

Класс и дружба — единое целое. Ценность внутриколлективных дружеских взаимоотношений. Понятие взаимовыручки, поддержки, доверительности.

Тема: Самолюб - никому не люб.

Кто такой самолюб. Ориентация на самого себя или на окружающих. Как сделать правильный выбор. Принцип бумеранга.

Тема: О дружбе мальчиков и девочек.

Особенности дружбы мальчиков и девочек. Сильный и слабый пол. А если это любовь?

Тема: Основы бесконфликтного  существования.

Конфликт. Можно ли его избежать. Стратегии поведения во взаимоотношениях: «я и одноклассник», «я и учитель», «я и родители».

План реализации программы

Первый раздел    «Какие дары дала человеку природа». 4 часа

№ Занятия

Тема занятия

Число план

Число факт

1

Какой Я, какие другие. Знакомство.

2

Мир, в котором мы живем.

3

Мой ум.

4

Твои добрые дела: как ты помогаешь природе.

8

Второй раздел.   «Я и другие». 4 часа

№ Занятия

Тема занятия

Число план

Число факт

5

Давайте говорить друг другу комплименты

6

Путешествие в страну «Вежливость»

7

Доброта и человечность

8

Нравственная культура общения

Третий раздел.  «Чтобы душа была здорова». 4 часа

№ Занятия

Тема занятия

Число план

Число факт

9

Спеши делать добро.

11/14/16

10

Доброе слово, что ясный день.

11/21/16

11

Чем сердиться, лучше помириться.

11/28/16

12

Навыки самонаблюдения.

12/05/16

Четвертый раздел.  «Гармония мира и души». 4 часа

№ Занятия

Тема занятия

Число план

Число факт

13

Красота природы и души.

12/12/16

14

Беречь природу, чтобы быть здоровым.

12/19/16

15

Моё настроение

12/26/16

16

О заботливом отношении к людям

01/16/17

Пятый раздел.  «Этика общения». 5 часов

№ Занятия

Тема занятия

Число план

Число факт

17

Доброта, что солнце.

18

Вежливость на каждый день.

19

Когда идёшь по улице.

20

Скромность украшает человека.

21

Достоинства и недостатки человека. «Расскажи мне обо мне»

9

Шестой раздел.  «Этикет». 4 часа

№ Занятия

Тема занятия

Число план

Число факт

22

Простые правила этикета.

23

Весёлые правила хорошего тона.

24

Путешествие в страну этикета.

25

Как вести себя друг с другом

Седьмой раздел   «Этика отношений к окружающему». 4 часа

№ Занятия

Тема занятия

Число план

Число факт

26

Маленькое дело лучше большого безделья.

27

Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои.

28

Люби всё живое.

29

Я люблю маму милую свою.

Восьмой раздел  «Этика отношений в коллективе». 5 часов

№ Занятие

Тема занятия

Число план

Число факт

30

Если радость на всех одна.

31

Мой класс – мои друзья.

32

Самолюб - никому не люб.

33

О дружбе мальчиков и девочек.

34

Основы бесконфликтного  существования.

10

Используемая литература:

  1. А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
  2. Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
  3. М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.
  4. Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
  5. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  6. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
  7. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
  8. Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
  9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г..
  10. М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
  11. Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
  12. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.

11

                                                                                                                                   

Лист коррекции

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"

Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению"....

Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...

ПРОГРАММА по нравственно - эстетическому воспитанию «Этика и эстетика» 5-6 классы.

Программа "Этика и Эстетика" предназначена для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII-вида. Она актуальна и современна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и забо...

Рабочая программа по нравственно - эстетическому воспитанию "Я в мире людей"

Праграмма разработана для детей 8 вида. Программа создает условия для развития личности и её саморелизации на основе компетентности и "умения  учиться"....

воспитательная программа по нравственно-эстетическому направлению «Воспитай в себе человека!» (на 2 года)

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственнос...

Образовательная программа "Эстрадные композиции в нравственно-эстетическом воспитании учащихся" на 2019-2020 учебный год

Образовательная программа  "Эстрадные композиции в нравственно-эстетическом воспитании учащихся" на 2019-2020 учебный год включает в себя деятельность двух кружков : I.Вокальный кр...

Нравственно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ по программе «Забота»

В этом учебном году в интернат приняты 10 детей от 7 до 9 лет, ранее не охваченные организованным дошкольным образованием. Возникали вопросы адаптации и социализации в новых для них жизненных условиях...