Программа по нравственно-эстетическому воспитанию для 6 класса "Этика и эстетика".
рабочая программа (6 класс) на тему
Основной целью программы является всестороннее развитие школьников во внеурочное время, формировании эстетических чувств и нравственно-этических норм поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_etika_i_estetika.odt | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 8 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, пер. Мичурина, д. 19, лит. А
«ПРИНЯТА»: «УТВЕРЖДАЮ»:
общим собранием ГБОУ
школы-интерната № 8 Директор _________________________
Протокол № ___ от «____» ___20____г. Приказ №_____от «_____»_______20 г.
Программа воспитательной работы
по нравственно-эстетическому воспитанию
(направление)
«Этика и эстетика»
для 6 класса
2016/2017 учебный год
Воспитатель Жалина Наталья Владимировна
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Программа «Этика и эстетика» актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные детей с ограниченными возможностями здоровья показывают: что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Нам, педагогам, предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.
Актуальность программы
Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.
Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Известно, что искусство обладает широким спектром воздействия на развитие человека. К восприятию духовного потенциала людей, а тем более детей, нужно специально готовить.
Новизна программы
Учитывая особенности мышления данной категории детей, не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». В данной программе представлен наиболее приемлемый путь – ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой – представлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.
Структура программы
Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете и моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми, об эстетике.
2
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается во всестороннем развитии школьников во внеурочное время, формировании эстетических чувств и нравственно-этических норм поведения.
Цели программы:
- Воспитание нравственно - этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.
- способствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество;
- создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей;
- создание высокого уровня эстетических потребностей;
- коррекция эмоциональной сферы воспитанников.
- привлечение детей к эмоциональному миру человека;
- коррекция эмоциональной децентрации (способность воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей);
- помощь в различении эмоций и определении состояний;
- формирование у детей уверенности, убеждённости в праве на данную эмоцию;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование широкого спектра эмоционального реагирования на основе знакомства с возможными человеческими реакциями, развитие способности самовыражения и самооценки, обогащение словаря речевыми моделями коммуникативного поведения;
- привитие детям этической культуры, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предыдущих поколений. Знакомство с основными нормами нравственности, предполагающими дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Задачи программы
Образовательные:
- Формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизни;
- Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
- Закрепление и расширение эстетических представлений учащихся о красивом в жизни, природе и искусстве;
- Формирование нравственных представлений;
- Нравственное просвещение школьников.
2
Развивающие:
- Личностное развитие ребенка
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие нравственных личностных качеств: доброты, честности, отзывчивости, трудолюбия, правдивости, обучение следованию им в повседневной жизни.
- Расширение представления детей о морально - этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
- Развитие коммуникативных навыков;
Воспитательные:
- Воспитание интереса к самим себе, желание самосовершенствования.
- Воспитание чувств и опыта нравственного поведения.
- Привитие детям любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре, искусству и фольклору.
- Совершенствование нравственных основ культуры учащихся
- Воспитание бережного отношения к чувствам окружающих
- Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня самосознания.
- Развитие эмоционально-волевых свойств.
- Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
- Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
- Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
- О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
- О стремлении к самосовершенствованию.
- О культуре поведения и общения.
Учащиеся должны уметь:
- Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
- Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
- Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
- Заниматься самовоспитанием.
3
Методы достижения поставленной цели
- Тематические беседы, тренинги, дискуссии по нравственной тематике.
- Конкурсы, диалоги, игры, анализ и обыгрывания ситуаций.
- Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
- Практикумы, игры по этикету.
Формирование УУД в ходе реализации программы
Требования к личностным и коммуникативным результатам соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования и включают в себя:
Личностные:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов;
- мотивация воспитательной деятельности подростка на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к собственному здоровью;
- ориентация в нравственных нормах, правилах, оценках, выработка своей жизненной позиции в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Коммуникативные:
- обеспечение социальной компетентности и сознательной ориентации воспитанников на позиции других людей;
- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- планирование и согласованность в осуществлении совместной деятельности;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи;
- уважение в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Содержание программы
Организационно-педагогические основы воспитания
Программа рассчитана на учащихся 6 классов, на 1 год, по 1 занятию в неделю (34 часа), условно делится на 3 блока и содержит 8 разделов.
4
1 блок: Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
2 блок: На основе анализа ощущений, размышлений, примеров поведения, изучение подростком особенностей окружающих его людей, умение объяснить их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
3 блок: Системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, понимание законов и правил, принятых в обществе в самых разнообразных ситуациях.
Первый раздел «Какие дары дала человеку природа». 4 часа
Тема: Какой Я, какие другие. Знакомство.
Индивидуальные особенности. Богатство внутреннего мира человека. Многообразие человеческих характеров, личностных качеств.
Тема: Мир, в котором мы живем.
Мир — наш общий дом. Общая и индивидуальная ответственность за все происходящее с нами и вокруг нас.
Тема: Мой ум.
Возможности человеческого мозга. Интеллектуальное развитие — важнейший аспект развития личности. Эрудированность — залог успешной учебы и успешного будущего.
Тема: Твои добрые дела: как ты помогаешь природе.
Важность добрых поступков. Единство человека и природы.
Второй раздел. «Я и другие». 4 часа
Тема: Давайте говорить друг другу комплименты.
Психология взаимоотношений. Эмоциональный микроклимат в коллективе. Что такое комплимент. Основы позитивного взаимодействия .
Тема: Путешествие в страну «Вежливость»
Вежливость — категория нравственности. Правила вежливого человека.
Преобразование мира посредством сознательного выбора правильной линии поведения.
Тема: Доброта и человечность
Кого мы считаем добрым человеком? Что такое человечность? Доброта и человечность — одна из конечных целей самовоспитания.
Тема: Нравственная культура общения
Общение — основной вид взаимодействия в социуме. Терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость — элементы нравственной культуры общения. 5
Третий раздел. «Чтобы душа была здорова». 4 часа
Тема: Спеши делать добро.
На что способен добрый человек. Добрые поступки — здоровая потребность нравственной личности.
Тема: Доброе слово, что ясный день.
Виды общения. Вербальное общение. Взаимосвязь лексического значения и энергетики слова. Неисчерпаемые возможности доброго слова в создании гармоничных межличностных отношений.
Тема: Чем сердиться, лучше помириться.
Многогранность человеческих взаимоотношений. Понятие конфликта. Способы избегания или ликвидации конфликтов.
Тема: Навыки самонаблюдения.
Самонаблюдение. Самооценка. Самокритика. Как распознать собственные ошибки. Субъективная и объективная оценка собственного поведения и состояния. Аналитическая работа над собой.
Четвертый раздел. «Гармония мира и души». 4 часа
Тема: Красота природы и души.
Понятие красоты. Красота природная и душевная. Отражение внутреннего мира во внешних поступках.
Тема: Беречь природу, чтобы быть здоровым.
Природа, ее значение и ценность для жизни каждого человека и планеты в целом. Прямая связь между состоянием природы и здоровьем людей. Охрана природы — дело каждого.
Тема: Мое настроение.
Понятие настроения, эмоционального фона. Настроение и качество жизни. Способы управления настроением. Самоконтроль.
Тема: О заботливом отношении к людям.
Мы и наше окружение. Понятие заботы и ответственности. Способы заботливого отношения к людям.
Пятый раздел. «Этика общения». 5 часов
Тема: Доброта, что солнце.
Доброта — душевное качество высоконравственного человека. Истоки доброты, способы ее проявления и значение в нашей жизни.
6
Тема: Вежливость на каждый день
Вежливое поведение. Развитие нравственной личности через каждодневное самовоспитание. Выбор правильной линии поведения в любой ситуации.
Тема: Когда идёшь по улице.
Мы вне дома и вне школы. Многообразие ситуаций, оценок, реакций. Ситуативное поведение воспитанного человека.
Тема: Скромность украшает человека.
Скромность — категория нравственности. Почему скромность украшает.
Как научиться быть скромным.
Тема: Достоинства и недостатки человека. «Расскажи мне обо мне».
Неоднозначность человеческой природы. Понятие достоинств и недостатков. Умение взглянуть на себя со стороны. Ценность достоинств. Признание недостатков — первый шаг на пути к избавлению от них.
Шестой раздел. «Этикет». 4 часа
Тема: Простые правила этикета.
Что такое этикет. Правила этикета — регулятор поведения в различных ситуациях. Соблюдение правил — признак воспитанности.
Тема: Веселые правила хорошего тона.
Понятие хорошего тона. Жить по правилам весело и полезно.
Тема: Путешествие в страну этикета.
Как появился этикет. Вездесущий этикет. Этикет приветствий. Этикет в столовой. Этикет в поездке. Этикет в библиотеке. Этикет на дискотеке. Этикет в группе. Этикет в паре.
Тема: Как вести себя друг с другом.
Сложности взаимоотношений. Мой класс — моя семья. Бережное и внимательное отношение друг к другу.
Седьмой раздел «Этика отношений к окружающему». 4 часа
Тема: Маленькое дело лучше большого безделья.
Дело или безделье — однозначный выбор. О маленьких вкладах в большое дело. Деятельность - путь к самосовершенствованию. Пагубность безделья.
Тема: Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои.
Родина большая и малая. Кого мы считаем героем. Герои России — представители разных народов.
7
Тема: Люби всё живое.
Любая жизнь бесценна. Незаменимость каждой биологической единицы. Баланс и гармония сосуществования видов на планете. Любовь ко всему живому как способ сохранения жизни на Земле.
Тема: Я люблю маму милую свою.
Мама в семейной иерархии. Кто заменит маму? Как выразить любовь к маме? Наш долг перед самым важным человеком.
Восьмой раздел «Этика отношений в коллективе». 5 часов
Тема: Если радость на всех одна.
Радость персональная и коллективная. Общий успех — общая радость. Индивидуальный успех — радость одна на всех. Сплоченный коллектив — единый организм.
Тема: Мой класс – мои друзья.
Класс и дружба — единое целое. Ценность внутриколлективных дружеских взаимоотношений. Понятие взаимовыручки, поддержки, доверительности.
Тема: Самолюб - никому не люб.
Кто такой самолюб. Ориентация на самого себя или на окружающих. Как сделать правильный выбор. Принцип бумеранга.
Тема: О дружбе мальчиков и девочек.
Особенности дружбы мальчиков и девочек. Сильный и слабый пол. А если это любовь?
Тема: Основы бесконфликтного существования.
Конфликт. Можно ли его избежать. Стратегии поведения во взаимоотношениях: «я и одноклассник», «я и учитель», «я и родители».
План реализации программы
Первый раздел «Какие дары дала человеку природа». 4 часа
№ Занятия | Тема занятия | Число план | Число факт |
1 | Какой Я, какие другие. Знакомство. | ||
2 | Мир, в котором мы живем. | ||
3 | Мой ум. | ||
4 | Твои добрые дела: как ты помогаешь природе. |
8
Второй раздел. «Я и другие». 4 часа
№ Занятия | Тема занятия | Число план | Число факт |
5 | Давайте говорить друг другу комплименты | ||
6 | Путешествие в страну «Вежливость» | ||
7 | Доброта и человечность | ||
8 | Нравственная культура общения |
Третий раздел. «Чтобы душа была здорова». 4 часа
№ Занятия | Тема занятия | Число план | Число факт |
9 | Спеши делать добро. | 11/14/16 | |
10 | Доброе слово, что ясный день. | 11/21/16 | |
11 | Чем сердиться, лучше помириться. | 11/28/16 | |
12 | Навыки самонаблюдения. | 12/05/16 |
Четвертый раздел. «Гармония мира и души». 4 часа
№ Занятия | Тема занятия | Число план | Число факт |
13 | Красота природы и души. | 12/12/16 | |
14 | Беречь природу, чтобы быть здоровым. | 12/19/16 | |
15 | Моё настроение | 12/26/16 | |
16 | О заботливом отношении к людям | 01/16/17 |
Пятый раздел. «Этика общения». 5 часов
№ Занятия | Тема занятия | Число план | Число факт |
17 | Доброта, что солнце. | ||
18 | Вежливость на каждый день. | ||
19 | Когда идёшь по улице. | ||
20 | Скромность украшает человека. | ||
21 | Достоинства и недостатки человека. «Расскажи мне обо мне» |
9
Шестой раздел. «Этикет». 4 часа
№ Занятия | Тема занятия | Число план | Число факт |
22 | Простые правила этикета. | ||
23 | Весёлые правила хорошего тона. | ||
24 | Путешествие в страну этикета. | ||
25 | Как вести себя друг с другом |
Седьмой раздел «Этика отношений к окружающему». 4 часа
№ Занятия | Тема занятия | Число план | Число факт |
26 | Маленькое дело лучше большого безделья. | ||
27 | Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои. | ||
28 | Люби всё живое. | ||
29 | Я люблю маму милую свою. |
Восьмой раздел «Этика отношений в коллективе». 5 часов
№ Занятие | Тема занятия | Число план | Число факт |
30 | Если радость на всех одна. | ||
31 | Мой класс – мои друзья. | ||
32 | Самолюб - никому не люб. | ||
33 | О дружбе мальчиков и девочек. | ||
34 | Основы бесконфликтного существования. |
10
Используемая литература:
- А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
- Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
- М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.
- Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
- Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
- Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
- Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г..
- М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
- Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
- Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
11
Лист коррекции
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"
Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению"....
Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...
ПРОГРАММА по нравственно - эстетическому воспитанию «Этика и эстетика» 5-6 классы.
Программа "Этика и Эстетика" предназначена для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII-вида. Она актуальна и современна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и забо...
Рабочая программа по нравственно - эстетическому воспитанию "Я в мире людей"
Праграмма разработана для детей 8 вида. Программа создает условия для развития личности и её саморелизации на основе компетентности и "умения учиться"....
воспитательная программа по нравственно-эстетическому направлению «Воспитай в себе человека!» (на 2 года)
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственнос...
Образовательная программа "Эстрадные композиции в нравственно-эстетическом воспитании учащихся" на 2019-2020 учебный год
Образовательная программа "Эстрадные композиции в нравственно-эстетическом воспитании учащихся" на 2019-2020 учебный год включает в себя деятельность двух кружков : I.Вокальный кр...
Нравственно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ по программе «Забота»
В этом учебном году в интернат приняты 10 детей от 7 до 9 лет, ранее не охваченные организованным дошкольным образованием. Возникали вопросы адаптации и социализации в новых для них жизненных условиях...