ПРОГРАММА по нравственно - эстетическому воспитанию «Этика и эстетика» 5-6 классы.
методическая разработка (5 класс) на тему
Программа "Этика и Эстетика" предназначена для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII-вида. Она актуальна и современна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_nravstvenno-esteticheskomu_vospitaniyu doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Астраханская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 5 VIII вида. |
ПРОГРАММА по нравственно - эстетическому воспитанию «Этика и эстетика» 5-6 классы. |
Программу составила воспитатель ОГСКОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья АСКОШИ № 5-VIII вида. А. Ю. Замула. |
г. Астрахань. |
Пояснительная записка
Программа «Этика и эстетика» предназначена для учащихся 5 -6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные учащихся коррекционной школы показывают: что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Нам, педагогам, предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.
Проблема духовности стоит очень остров в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.
Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Известно, что искусство обладает широким спектром воздействия на развитие человека. К восприятию духовного потенциала людей, а тем более детей, нужно специально готовить.
Главное в работе по данной программе – три основных направления:
- Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
- На основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснить их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
- Системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в обществе в самых разнообразных ситуациях.
Учитывая особенности мышления данной категории детей, не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь – ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой – представлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.
Структура программы
Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете и моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми, об эстетике.
Цель программы
- Воспитание нравственно - этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.
- способствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество;
- создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей;
- создание высокого уровня эстетических потребностей;
- коррекция эмоциональной сферы воспитанников.
- привлечение детей к эмоциональному миру человека;
- коррекция эмоциональной децентрации (способность воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей);
- различать эмоции и определять состояние;
- адекватно выражать своё состояние в данный момент;
- формирую у детей уверенность, убеждённость в праве на данную эмоцию;
- развиваю коммуникативные навыки;
- формирую у школьников этическую, эстетическую культуру.
Задачи программы
- Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
- Просвещать учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
- Развивать нравственные личностные качества: доброту, честность, отзывчивость, трудолюбие, правдивость, учить им следовать в повседневной жизни.
- Расширять представления детей о морально - этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
- Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
- Нравственное просвещение младших школьников.
- Формирование нравственных представлений.
- Воспитание чувств и опыта нравственного поведения.
- Привитие детям любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре, искусству и фольклору.
- Развитие коммуникативных навыков;
- Закрепить и расширить эстетические представления учащихся о красивом в жизни, природе и искусстве.
Методы достижения поставленной цели
- Тематические беседы, тренинги, дискуссии по нравственной тематике.
- Конкурсы, диалога, игры, анализ и обыгрывания ситуаций.
- Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
- Посещение музея, библиотеки, памятных и исторических мест.
- Практикумы, игры по этикету.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа рассчитана на 2 года, по 2 занятия в неделю, имеет 3 направления и содержит по 4 раздела на каждый год обучения.
Содержание программы
5 класс
Цель: Формирование широкого спектра эмоционального реагирования на основе знакомства с возможными человеческими реакциями, развитие способности самовыражения и самооценки, обогащать словарь речевыми моделями коммуникативного поведения.
Первый раздел «Какие дары дала человеку природа».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Какой Я, какие другие. Знакомство. | |
2 | Мир, в котором мы живем. | 1 |
3 | .Мой ум. | 1 |
4 | Твои добрые дела: как ты помогаешь природе. | 1 |
5 | Итоговое. Обобщение. | 1 |
Второй раздел. «Я и другие».
№ Занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
6 | Как вести себя друг с другом. | 1 |
7 | О заботливом отношении к людям. | 1 |
8 | Что такое доброта? | 1 |
9 | Что делать, если ты поссорился с другом. | 1 |
10 | Итоговое. Обобщение. | 1 |
Третий раздел. «Чтобы душа была здорова».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
11 | Спеши делать добро. | 1 |
12 | Доброе слово, что ясный день. | 1 |
13 | Чем сердиться, лучше помириться. | 1 |
14 | Итоговое. Обобщение | 1 |
Четвертый раздел. «Гармония мира и души».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
15 | Красота природы и души. | 1 |
16 | Беречь природу чтобы быть здоровым. | 1 |
17 | Моё настроение | 1 |
18 | Итоговое. Обобщение. | 1 |
6 класс
Цель: Формировать у детей этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предыдущих поколений. Простые нормы нравственности, предлагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадания и помощь слабому. Занятия этической грамматики рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость.
Первый раздел. «Этика общения».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Доброта, что солнце. | 1 |
2 | Вежливость на каждый день. | 1 |
3 | Когда идёшь по улице. | 1 |
4 | Скромность украшает человека. | 1 |
Второй раздел. «Этикет».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
5 | Простые правила этикета. | 1 |
6 | Повседневный этикет. | 1 |
7 | Весёлые правила хорошего тона. | 1 |
8 | Ты пришёл в театр. | 1 |
9 | Путешествие в страну этикета. | 1 |
Третий раздел «Этика отношений к окружающему».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
10 | Я могу быть волшебником. | 1 |
11 | Маленькое дело лучше большого безделья. | 1 |
12 | Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои. | 1 |
13 | Люби всё живое. | 1 |
14 | Я люблю маму милую свою. | 1 |
Четвертый раздел «Этика отношений в коллективе».
№ Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
15 | Если радость на всех одна. | 1 |
16 | Мой класс – мои друзья. | 1 |
17 | Самолюб - никому не люб. | 1 |
18 | О дружбе мальчиков и девочек. | 1 |
19 | Итоговое. Подарок коллективу. | 1 |
Предполагаемый результат
- Повышение уровня самосознания.
- Развитие эмоционально-волевых свойств.
- Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
- Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
- Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
- О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
- О стремлении к самосовершенствованию.
- О культуре поведения и общения.
Учащиеся должны уметь:
- Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
- Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
- Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
- Заниматься самовоспитанием.
Используемая литература
- Художественная литература афоризмы, поэзия.
- Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.
- Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
- Книги и брошюры по этикету.
- Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
- Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
- Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"
Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению"....
Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...
Нравственно- эстетическое воспитание
Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся. Формирование у детей отношение к своему пов...
Литературная гостиная как форма нравственно-эстетического воспитания
Литературная гостиная как форма нравственно-эстетического воспитания существует в нашей школе уже более 15 лет. Возникла эта форма работы не искусственно, не надуманно, а была потребностью поделиться ...
МБОУ СОШ №5 г. Дубны, М. О. Представление педагогического опыта по теме "Формирование УУД в художественном образовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и нравственно-эстетической направленности"
Содержание:формирование личностных УУД;формирование познавательных УУД;исследовательские проектные действияРезультат образования имеет три составляющих:предметные результаты;метапредметные результаты ...
Мастер–класс «Изготовление новогодней игрушки» в Региональном семинаре-практикуме «Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников»
Проведение мастер-класса"Изготовление новогодней игрушки" в Региональном семинаре-практикуме «Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников» в "Детско...
Программа по нравственно-эстетическому воспитанию для 6 класса "Этика и эстетика".
Основной целью программы является всестороннее развитие школьников во внеурочное время, формировании эстетических чувств и нравственно-этических норм поведения....