рабочая программа Отделения раннего эстетического развития по направлению "Народный вокал"
рабочая программа по теме

Полянских Анна Александровна

рабочая программа  раннего эстетического развития детей по направлению "Народный вокал". для детей 5-6 лет. Расчитана на один год обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_orer_po_napravleniyu_ansambl.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Данная программа разработана на основе национальной народной песенной традиции,  и опыта работы преподавателей, имеет художественно эстетическую направленность и предназначена для учреждений дополнительного образования детей.

   Ансамблевое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе духовного формирования личности.

     Предмет направлен на обучение и овладение начальными исполнительскими навыками.

       Новизна 

        В настоящее время активно возрождаются национальные культурные традиции как средство воспитания подрастающего поколения, привития художественного вкуса, этических, эстетических норм, издревле заложенных в народном песенном творчестве. Особенно важными являются занятия с детьми, ведь народная песня формирует определенные нравственные каноны, мировоззрение, бережное отношение к национальным традициям, а значит и к своей Родине, к своим истокам. Данная программа основана на  изучении обрядовых и календарных песен, что позволяет не только развивать вокальные данные, но и тщательно ознакомиться с традициями русского народа и понять их.

  Актуальность 

 -  выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и их творческого развития;

 - эстетическое воспитание подрастающего поколения;

- приобщение учащихся к ценностям русской народной  культуры, лучшим образцам народного творчества.  

Педагогическая целесообразность:

   - выявление и развитие творческих задатков учащихся посредством коллективного творчества;

- воспитание и развитие навыков коллективного творчества;

- подготовка наиболее одаренных учащихся для дальнейшего продолжения обучения в школе искусств.

     Цель программы – обучение детей коллективному музицированию, воспитание интереса к народному вокальному творчеству.

Задачи: образовательные, развивающие и воспитательные

- развитие вокально-хоровых и ансамблевых навыков;

- формирование музыкального мышления;

- ознакомление и освоение репертуара, включающей в себя разно жанровые произведения и произведения разных областей  России.

- воспитание организационных качеств личности детей, собранности, ответственности и коммуникабельности;

 

 Отличительные особенности программы

Представленная программа создана на основе существующего опыта педагогической деятельности. В основе программы лежат принципы доступности и последовательности в обучении, дифференцированного подхода к каждому обучающемуся с учетом музыкально-исполнительских возможностей, возрастных особенностей учащегося, индивидуального темпа развития ребенка.

Данная программа рассчитана на учащихся в возрасте от 5 до 6,5 лет. В хоровой класс набираются дети с различными музыкальными данными.

   

Сроки реализации программы.

      Данная образовательная программа рассчитана на один год обучения для учащихся отделения раннего эстетического развития по направлению народный вокал.

Основные методы работы:

 - наглядно-слуховой;

- наглядно-зрительный;

 - словесный метод (рассказ о жанре произведения, разбор стилевых особенностей);

Репертуар является одним из средств обучения, направленным на решение технических, художественно-творческих задач, освоения стилей и жанров. Важнейшими принципами в формировании репертуара учащихся является:

 - доступность художественного материала по музыкальным и техническим задачам и по возрастным особенностям;

 - разнообразие репертуара.

Форма и режим занятий

Форма занятий – групповая. Режим – 1 раз в неделю по 30 минут.

Ожидаемые результаты:

 К окончанию курса у учащихся должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

- навыки чистого интонирования в объеме небольших интервалов;

- умение понять и передать характер музыкального произведения;

- знание народных песенных жанров: небылица, потешка, колыбельная, дразнилка;

- умение работать в ансамбле, слушать.

Формы и методы контроля:

  - текущий контроль

- контрольные уроки в конце первого и второго полугодия.

Учебно – методический план.

Род деятельности

практика

теория

Вокально-теоретическая подготовка

4

6

Работа над вокальными навыками

4

8

Учебно-художественная работа

4

6

               

Содержание программы.

1. Вокально-теоретическая подготовка - развивать вокальные данные с учетом индивидуальных возможностей. Обязательным условием этого этапа является развитие речи. Помимо артикуляционной гимнастики, это «дикционное» распевание – отработка артикуляции гласных и согласных на одном звуке, на двух-трех звуковых попевках. Все упражнения проходят в форме игры.

Приучать слышать друг друга в ансамбле.

2. Работа над хоровыми навыками - упражнять в точном интонировании скачков на секунду, терцию, кварту вверх и вниз, в умении удерживать интонацию на одном звуке.

Развивать  умение точно воспроизводить ритмический рисунок песни.

3. Учебно-художественная работа -  большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной отзывчивости на песни разного характера, что непосредственно влияет на формирование навыка образного исполнения произведения.   Правильно воспринимать и воспроизводить манеру исполнения того или иного музыкального материала.                                                                                

 4. требования к репертуару – в репертуаре нужно использовать песни, наиболее простые по музыкальному содержанию и легко воспринимающиеся детьми младшего возраста. Это игровые песни, песни – заклички, прибаутки, потешки, дразнилки.

Годовые требования: за учебный год в хоровом классе должно быть пройдено 15-20 произведений с сопровождением, соответствующих возможностям детского младшего возраста и начальному периоду обучения.

По окончанию курса учащиеся должны обладать следующими навыками и умениями:

1.Петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

2.Правильно передавать мелодию в пределах ре-ля 1;

3.Внятно произносить слова, замыкать согласные в конце слов;

4.Брать дыхание между короткими музыкальными фразами не поднимая плечи;

5.Слышать вступление, вместе начинать и заканчивать песню;

6.Петь выразительно, передавая характер песни.

       

 Критерии оценок:

1.Унисон;

2.Ритмический ансамбль;

3.Артикуляция (дикция);

4.Эмоциональность.

Примерный репертуар.

  1. р.н.п. «Жил у бабушки коток»
  2. игровая песня «Чижичок»
  3. календарная песня «Масленка»
  4. пласовая песня «Чеботуха»
  5. игровая «Ручеек»
  6. плясловая «Тетерка»
  7. игровая «Пойду я на рынок»
  8. дразнилка «Медвежонок»
  9. Потешка «Сорока – ворона»
  10.  Потешка «Ехала деревня»
  11. Дразнилка «сорока – дуда»
  12.  р.н.п. «Дуня – тонкопряха»
  13. игровая «Как у Васьки»
  14. закличка «Солнышко, солнышко»
  15. Закличка «Весна, красна»

Методическое обеспечение программы.

Хоровой класс и оборудование:

-баян;

-шумовые музыкальные инструменты народной традиции;

- стулья;

-наглядные пособия;

-нотно-методические пособия;

-аудиокассеты, компакт-диски, видеокассеты;

-проигрыватель аудиокассет и компакт-дисков.

- сценические костюмы

Список нотной литературы.

  1. Будем песни петь. (Сост. Сорокин П) – М:ВМО, 1998.
  2. Веселая беседушка. Репертуарный сборник. (Сост. Матушкин О)- Тула: Тульский полиграфист, 2007.
  3. Как пошли наши подружки. (Сост. Браз С. – М.): ВМО, 1997.
  4. Науменко Г. Жаворонушки. Вып. 2. – М: Советский композитор 1981.
  5. Родные просторы. Русские народные песни для детского хора. (Сост. Куприянова Л.) – М.: Советский композитор, 1979.
  6. поет детский хор «Лыбедь». Вып. 1-2. – Владимир, 2002.
  7. Скоморошины. 9СОСТ.Зырянов И.) – Перм:Пермское книжное издательство, 1983.
  8. Научно – популярный журнал «Народное творчество»№1, 2, 3, 7.2003.
  9. В хоровоже были мы. (Сост. Дубовик С.) – Екатеринбург, 2010.

Список методической и психолого – педагогической литературы

  1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народных песен / Э.Е. Алексеев – М., 1988.
  2. Фольклорный ансамбль (По стопам народного календаря). Программа для учащихся фольклорного отделения детских школ искусств / Министерство культуры Челябинской области. ГОУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусств Челябинской области» _ Челябинск, 2010.
  3. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен /И.И. Земцовский. – Л., 1976.
  4. Терещенко А.В. Быт русского народа. Обрядовые праздники / А.В. Терещенко. – М., 1999.
  5. Гусев В.Е. Комплексное изучение фольклора / В.Е. Гусев //Проблемы музыкального фольклора: статьи и материалы. – М., 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по изобразительному искусству отделения раннего эстетического развития

Программа расчитана на детей от 4 до 7 лет.Данная программа направлена на обогащение кругозора, эстетического вкуса обучающихся....

Общеразвивающая образовательная программа для отделения раннего эстетического развития по специализации "Музыкальный инструмент" (скрипка). Составитель: преподаватель по классу скрипки Кондратьева И.В.

Программа предназначена для детей отделения раннего эстетического развития, которые на следующий год поступают в 1 класс. Целью программы является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, расш...

«Юные художники. Отделение раннего эстетического развития»

Сообщение на тему«Юные художники. Отделение раннего эстетического развития» Преподавателя отделения раннего эстетического развития МАОУ ДОД «ДШИ № 23 им В.В.Ковалева» г. Саратов,Зацепилиной ...

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»...

Контрольный урок- сказка по предмету развитие музыкальных способностей на отделении раннего эстетического развития на тему Нганасанской сказки "Старик и птичка"

Мне очень хотелось поставить с ребятами 4-5 лет музыкальную сказку. Основой для нее я решила взять нганасанскую народную сказку " Старик и птичка" Я разработала сценарий. Дети играли на баргане, скри...