рабочая программа Отделения раннего эстетического развития по направлению "Народный вокал"
рабочая программа по теме
рабочая программа раннего эстетического развития детей по направлению "Народный вокал". для детей 5-6 лет. Расчитана на один год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_orer_po_napravleniyu_ansambl.doc | 68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе национальной народной песенной традиции, и опыта работы преподавателей, имеет художественно эстетическую направленность и предназначена для учреждений дополнительного образования детей.
Ансамблевое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе духовного формирования личности.
Предмет направлен на обучение и овладение начальными исполнительскими навыками.
Новизна
В настоящее время активно возрождаются национальные культурные традиции как средство воспитания подрастающего поколения, привития художественного вкуса, этических, эстетических норм, издревле заложенных в народном песенном творчестве. Особенно важными являются занятия с детьми, ведь народная песня формирует определенные нравственные каноны, мировоззрение, бережное отношение к национальным традициям, а значит и к своей Родине, к своим истокам. Данная программа основана на изучении обрядовых и календарных песен, что позволяет не только развивать вокальные данные, но и тщательно ознакомиться с традициями русского народа и понять их.
Актуальность
- выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и их творческого развития;
- эстетическое воспитание подрастающего поколения;
- приобщение учащихся к ценностям русской народной культуры, лучшим образцам народного творчества.
Педагогическая целесообразность:
- выявление и развитие творческих задатков учащихся посредством коллективного творчества;
- воспитание и развитие навыков коллективного творчества;
- подготовка наиболее одаренных учащихся для дальнейшего продолжения обучения в школе искусств.
Цель программы – обучение детей коллективному музицированию, воспитание интереса к народному вокальному творчеству.
Задачи: образовательные, развивающие и воспитательные
- развитие вокально-хоровых и ансамблевых навыков;
- формирование музыкального мышления;
- ознакомление и освоение репертуара, включающей в себя разно жанровые произведения и произведения разных областей России.
- воспитание организационных качеств личности детей, собранности, ответственности и коммуникабельности;
Отличительные особенности программы
Представленная программа создана на основе существующего опыта педагогической деятельности. В основе программы лежат принципы доступности и последовательности в обучении, дифференцированного подхода к каждому обучающемуся с учетом музыкально-исполнительских возможностей, возрастных особенностей учащегося, индивидуального темпа развития ребенка.
Данная программа рассчитана на учащихся в возрасте от 5 до 6,5 лет. В хоровой класс набираются дети с различными музыкальными данными.
Сроки реализации программы.
Данная образовательная программа рассчитана на один год обучения для учащихся отделения раннего эстетического развития по направлению народный вокал.
Основные методы работы:
- наглядно-слуховой;
- наглядно-зрительный;
- словесный метод (рассказ о жанре произведения, разбор стилевых особенностей);
Репертуар является одним из средств обучения, направленным на решение технических, художественно-творческих задач, освоения стилей и жанров. Важнейшими принципами в формировании репертуара учащихся является:
- доступность художественного материала по музыкальным и техническим задачам и по возрастным особенностям;
- разнообразие репертуара.
Форма и режим занятий
Форма занятий – групповая. Режим – 1 раз в неделю по 30 минут.
Ожидаемые результаты:
К окончанию курса у учащихся должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
- навыки чистого интонирования в объеме небольших интервалов;
- умение понять и передать характер музыкального произведения;
- знание народных песенных жанров: небылица, потешка, колыбельная, дразнилка;
- умение работать в ансамбле, слушать.
Формы и методы контроля:
- текущий контроль
- контрольные уроки в конце первого и второго полугодия.
Учебно – методический план.
Род деятельности | практика | теория |
Вокально-теоретическая подготовка | 4 | 6 |
Работа над вокальными навыками | 4 | 8 |
Учебно-художественная работа | 4 | 6 |
Содержание программы.
1. Вокально-теоретическая подготовка - развивать вокальные данные с учетом индивидуальных возможностей. Обязательным условием этого этапа является развитие речи. Помимо артикуляционной гимнастики, это «дикционное» распевание – отработка артикуляции гласных и согласных на одном звуке, на двух-трех звуковых попевках. Все упражнения проходят в форме игры.
Приучать слышать друг друга в ансамбле.
2. Работа над хоровыми навыками - упражнять в точном интонировании скачков на секунду, терцию, кварту вверх и вниз, в умении удерживать интонацию на одном звуке.
Развивать умение точно воспроизводить ритмический рисунок песни.
3. Учебно-художественная работа - большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной отзывчивости на песни разного характера, что непосредственно влияет на формирование навыка образного исполнения произведения. Правильно воспринимать и воспроизводить манеру исполнения того или иного музыкального материала.
4. требования к репертуару – в репертуаре нужно использовать песни, наиболее простые по музыкальному содержанию и легко воспринимающиеся детьми младшего возраста. Это игровые песни, песни – заклички, прибаутки, потешки, дразнилки.
Годовые требования: за учебный год в хоровом классе должно быть пройдено 15-20 произведений с сопровождением, соответствующих возможностям детского младшего возраста и начальному периоду обучения.
По окончанию курса учащиеся должны обладать следующими навыками и умениями:
1.Петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
2.Правильно передавать мелодию в пределах ре-ля 1;
3.Внятно произносить слова, замыкать согласные в конце слов;
4.Брать дыхание между короткими музыкальными фразами не поднимая плечи;
5.Слышать вступление, вместе начинать и заканчивать песню;
6.Петь выразительно, передавая характер песни.
Критерии оценок:
1.Унисон;
2.Ритмический ансамбль;
3.Артикуляция (дикция);
4.Эмоциональность.
Примерный репертуар.
- р.н.п. «Жил у бабушки коток»
- игровая песня «Чижичок»
- календарная песня «Масленка»
- пласовая песня «Чеботуха»
- игровая «Ручеек»
- плясловая «Тетерка»
- игровая «Пойду я на рынок»
- дразнилка «Медвежонок»
- Потешка «Сорока – ворона»
- Потешка «Ехала деревня»
- Дразнилка «сорока – дуда»
- р.н.п. «Дуня – тонкопряха»
- игровая «Как у Васьки»
- закличка «Солнышко, солнышко»
- Закличка «Весна, красна»
Методическое обеспечение программы.
Хоровой класс и оборудование:
-баян;
-шумовые музыкальные инструменты народной традиции;
- стулья;
-наглядные пособия;
-нотно-методические пособия;
-аудиокассеты, компакт-диски, видеокассеты;
-проигрыватель аудиокассет и компакт-дисков.
- сценические костюмы
Список нотной литературы.
- Будем песни петь. (Сост. Сорокин П) – М:ВМО, 1998.
- Веселая беседушка. Репертуарный сборник. (Сост. Матушкин О)- Тула: Тульский полиграфист, 2007.
- Как пошли наши подружки. (Сост. Браз С. – М.): ВМО, 1997.
- Науменко Г. Жаворонушки. Вып. 2. – М: Советский композитор 1981.
- Родные просторы. Русские народные песни для детского хора. (Сост. Куприянова Л.) – М.: Советский композитор, 1979.
- поет детский хор «Лыбедь». Вып. 1-2. – Владимир, 2002.
- Скоморошины. 9СОСТ.Зырянов И.) – Перм:Пермское книжное издательство, 1983.
- Научно – популярный журнал «Народное творчество»№1, 2, 3, 7.2003.
- В хоровоже были мы. (Сост. Дубовик С.) – Екатеринбург, 2010.
Список методической и психолого – педагогической литературы
- Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народных песен / Э.Е. Алексеев – М., 1988.
- Фольклорный ансамбль (По стопам народного календаря). Программа для учащихся фольклорного отделения детских школ искусств / Министерство культуры Челябинской области. ГОУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусств Челябинской области» _ Челябинск, 2010.
- Земцовский И.И. Мелодика календарных песен /И.И. Земцовский. – Л., 1976.
- Терещенко А.В. Быт русского народа. Обрядовые праздники / А.В. Терещенко. – М., 1999.
- Гусев В.Е. Комплексное изучение фольклора / В.Е. Гусев //Проблемы музыкального фольклора: статьи и материалы. – М., 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по изобразительному искусству отделения раннего эстетического развития
Программа расчитана на детей от 4 до 7 лет.Данная программа направлена на обогащение кругозора, эстетического вкуса обучающихся....
Развитие танцевальных навыков на уроке ритмика на отделении раннего эстетического развития
описание творческого подхода на уроке ритмика...
"Русская" - видео-партитура для детского оркестра учащихся отделения раннего эстетического развития ДМШ, для детей старшего дошкольного возраста.
Ссылка видео-проекта "Русская" http://www.musical-sad.ru/load/publikacii_avtorov/video/russkaja_video_partitura/24-1-0-1599...
Общеразвивающая образовательная программа для отделения раннего эстетического развития по специализации "Музыкальный инструмент" (скрипка). Составитель: преподаватель по классу скрипки Кондратьева И.В.
Программа предназначена для детей отделения раннего эстетического развития, которые на следующий год поступают в 1 класс. Целью программы является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, расш...
«Юные художники. Отделение раннего эстетического развития»
Сообщение на тему«Юные художники. Отделение раннего эстетического развития» Преподавателя отделения раннего эстетического развития МАОУ ДОД «ДШИ № 23 им В.В.Ковалева» г. Саратов,Зацепилиной ...
Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»
Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»...
Контрольный урок- сказка по предмету развитие музыкальных способностей на отделении раннего эстетического развития на тему Нганасанской сказки "Старик и птичка"
Мне очень хотелось поставить с ребятами 4-5 лет музыкальную сказку. Основой для нее я решила взять нганасанскую народную сказку " Старик и птичка" Я разработала сценарий. Дети играли на баргане, скри...