Рабочая программа по нравственно-эстетическому воспитанию "Мое место в окружающем мире"
рабочая программа
Программа «Нравственно-эстетического воспитания» создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Программа нравственного воспитания предусматривает – воспитание благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_mesto_yangulovoy_o.n._2024_god.docx | 64.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Демидовская школа-интернат»
«Рассмотрено» На МО воспитателей Протокол № 1 От 27 августа 2024 Руководитель: ________Т.Г.Михайлова | «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол№ 1 От #1075; | «Утверждаю» Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» Приказ от №189 о/д от #1075;. ________М.А.Исаченкова |
Программа
по нравственно-эстетическому воспитанию
«Мое место в окружающем мире»
Воспитатель: Янгулова О.Н.
2024-2025 уч. год
Пояснительная записка
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Программа «Нравственно-эстетического воспитания» создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Программа нравственного воспитания предусматривает – воспитание благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Дети с интеллектуальными нарушениями в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от воспитателей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственно-эстетическое воспитание и обучение учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Программа нравственно-эстетического развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Актуальность программы
Программа нравственно-эстетического развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Нормативно-правовые документы.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Конституция РФ
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования (для обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями).
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –М.: Просвещение, 2011. – 24с. – (Стандарты второго поколения)
- Устав школы.
Цели и задачи программы.
Цель программы.
1. Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов ребенка.
3. Гармоничное духовно-нравственное развитие личности и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи программы:
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
- Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
- Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- Создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Принципы реализации программы
Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов
- Принцип целостности, обеспечивающей системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.
- Принцип гуманистической направленности воспитания – отношения педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказания психолого-педагогической помощи детям
- Принцип природосообразности воспитания – научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.
- Принцип кульросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни общества.
- Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.
- Принцип воспитания в коллективе – воспитание, осуществляемое в разновозрастных социальных группах, дающее растущему ребенку положительный опыт в жизни.
- Принцип преемственности в воспитании – непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических национальных ценностей и традиций.
Задачи воспитания:
- Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
- Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
- Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
- Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе.
- Сформировать культуру общения.
- Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Формы и методы реализации программы
В процессе реализации программы могут быть использованы разнообразные формы организации мероприятий: круглый стол, демонстрация видеофильмов, мини-лекции, описание профессий, встречи с представителями отдельных профессий, конкурсы, составление и решение тематических кроссвордов.
Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия, магазины, поликлинику, различные учреждения. Перед проведением экскурсий педагог обязательно проводит вводную беседу о целях экскурсии,
правилах поведения на дороге и в транспорте. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы.
Планируемые результаты.
1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей.
6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Воспитанники должны быть:
- внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
- обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
- самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
- способны к изменению самих себя.
Содержание Программы
Духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению, не способствует нравственному воспитанию детей. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому воспитание этической культуры детей - насущная потребность нашего времени.
Воспитатель именно в этом направлении должен организовывать, планировать и прогнозировать свою работу. Предлагаемая мною программа рассчитана на 1 год, 1 занятие в неделю (32 часа)
Данная программа состоит из 5 разделов. Разделы могут чередоваться между собой каждую неделю.
Первый раздел. Эстетическое воспитание. «В мире прекрасного»
Цель: воспитание бережного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Задачи:
- представления о духовной и физической красоте человека;
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Второй раздел. Духовно - нравственное воспитание
«Духовность. Нравственность. Культура.»
Цель: воспитание нравственности и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Задачи:
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
- осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
Третий раздел. Гражданско - патриотическое воспитание.
«Мы патриоты нашей Родины»
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Четвертый раздел. Трудовое воспитание
«Дом, в котором ты живешь.»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Задачи:
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Пятый раздел. Здоровый и безопасный образ жизни.
«В здоровом теле здоровый дух»
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
- внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Тематический план
№ по п/п | Название месяца | Название | Кол-во часов |
1 | Сентябрь | «В мире прекрасного» | 4 ч |
2 | Октябрь | «В здоровом теле, здоровый дух» | 4 ч |
3 | Ноябрь | «Мы патриоты России» | 3 ч |
4 | Декабрь | «Знай свои права» | 4 ч |
5 | Январь | «Русские зимние традиции» | 4ч |
6 | Февраль | «Кодекс чести ученика. Сильные, ловкие, умелые» | 3 ч |
7 | Март | «В единстве наша сила» | 4 ч |
8 | Апрель | «Дом, в котором ты живешь» | 3 ч |
9 | Май | «Ими гордится наша страна» | 3 ч |
Календарно-тематический план занятий
Месяц по п/п | Тема | Цели Задачи | Кол-во часов | Дата |
сентябрь | Беседа «Очень важный разговор» | Цель: учить ребят быть добрее, учить заботе, трудолюбию, учить культуре, вежливости, умению пользовать полученными знаниями в повседневной жизни
| 1 ч | |
Прогулка «Ах, эта осень золотая» Наблюдения за изменениями в природе | Цель: расширять представления детей об осени.
| 1 ч | ||
Беседа «Как быть хорошим человеком» | Цель: - выявить, какими качествами должен обладать хороший человек. - вызвать желание совершать только добрые, хорошие поступки.
| 1 ч | ||
«Грамотные пешеходы» | Цель: расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения.
| 1 ч | ||
октябрь | Час здоровья "Здоровый образ жизни"
| Цель: формировать представление учащихся о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье.
| 1 ч | |
Творческое занятие: "Очумелые ручки - поделка из природного материала" | Цель: развитие творческих способностей детей; создание условий для деятельности учащихся.
| 1 ч | ||
Занятие «Алкоголь, курение, наркотики - путь в никуда» | Цель: способствовать формированию знаний о вреде курения, алкоголя, наркомании; росту самосознания и самооценки подростков.
| 1 ч | ||
«Овощи и фрукты - витаминные продукты» | Цель: - расширять активный словарь детей - закрепить названия овощей и фруктов. - учить детей быть внимательными. - обогатить активный и пассивный словарь детей новым понятием «Витамины». - воспитывать потребность к здоровому образу жизни.
| 1 ч | ||
ноябрь | Ситуативный разговор о государственном празднике «День народного единства - 4 ноября» | Цели: познакомить с историей праздника. - воспитание патриотизма и любви к Родине; - демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.
| 1 ч | |
Правовое занятие: «Наши права и обязанности»
| Цель: обобщить знания воспитанников об основных правах ребенка. - развести понятия "права" и "обязанности", показать единство прав и обязанностей; - добиться осознания и осмысления новой информации, применить её, проверить уровень усвоения; - воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
| 1 ч | ||
День Государственного герба РФ | Цель: познакомить с историей праздника. - воспитание патриотизма и любви к Родине; - демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа. | 1 ч | ||
декабрь | День Героев Отечества. Беседы «Живи и помни», «Герои отечества» | Цели: познакомить с историей праздника. - воспитание патриотизма и любви к Родине; | 1 ч | |
День Конституции РФ | Цель: познакомить с историей праздника. - воспитание патриотизма и любви к Родине; - демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа. | 1 ч | ||
Беседа «Правила поведения на водоемах в зимнее время года» и просмотр видеофильма «Если ты оказался в беде» | Цель: Закрепление правил поведения на водоемах в зимнее время года. Формировать умение по оказанию первой помощи пострадавшим Работа с говорящей азбукой безопасности | 1 ч | ||
Поделка «Новогодний подарок» Практическое занятие: украшение игровой комнаты, подготовка к конкурсу | Цель: - развивать эстетический вкус, воображение; - развивать творческие способности и фантазию детей; | 1 ч | ||
январь | Путешествие по страницам Нового года. Сладкий стол Час семейного чтения: «Рассказы и сказки о зиме» | Цель:- рассказать детям об истории Нового года, о традициях празднования в различных странах, развивать мышление, речь, воображение ребят; - способствовать формированию у детей праздничного настроения. | 1 ч | |
День освобождения Ленинграда от фашистской блокады | Цели: познакомить с историей праздника. - воспитание патриотизма и любви к Родине; | 1 ч | ||
ИЗО деятельность «Мы рисуем белоснежную зиму» | Цель: -развивать изобразительные умения и навыки; показать красоту русской зимы на примере произведений художников; развивать воображение, творческую фантазию. | 1 ч | ||
Спортивный час: «Зимние потехи» | Цель: -организация здорового образа жизни; прививать интерес к подвижному образу жизни; воспитывать чувство дружбы, уважения. | 1 ч | ||
февраль | День воинской славы России Беседа: «Что такое патриотизм» | Цель:- рассказать детям что такое патриотизм, кто такой патриот; развивать чувства патриотизма, воспитывать любовь к отчизне; рассказать о символах нашей Родины. | 1 ч | |
Читательский час: «Герои Смоленщины» | Цель: -поведать детям о героях нашего края; развивать навык беглого чтения; формировать красивую полную речь; учить слушать вопрос, умению полному ответу; воспитывать чувства патриотизма, гордость за земляков. | 1 ч | ||
День защитников Отечества «Поздравительная открытка для мальчиков» | Цели:- воспитывать эстетические чувства детей, приобщать воспитанников к искусству; -развивать творческие способности детей, формирование потребности в самопознании, саморазвитии, самовыражении; -закреплять навыки закрашивания
| 1 ч | ||
март | Международный Женский День Конкурсная программа «Сударушка» | Цель: - создать праздничное настроение; поздравить девочек с праздником; с помощью интересных шуточных конкурсов сплотить семью; воспитывать чувства сопереживания, товарищества, развивать творческие способности. | 1 ч | |
День воссоединения Крыма с Россией | Цель: -рассказать об истории праздника, развивать чувства патриотизма, воспитывать любовь к отчизне; | 1 ч | ||
Спортивные игры на свежем воздухе | Цель: -организация здорового образа жизни, коррекция двигательного аппарата | 1 ч | ||
Всемирный день театра | Цели:- воспитывать эстетические чувства детей, приобщать воспитанников к искусству; -развивать творческие способности детей, формирование потребности в самопознании, саморазвитии, самовыражении; -закреплять навыки закрашивания | 1 ч | ||
апрель | Трудовой десант: «Пусть всегда будет чисто» | Цель: -способствовать формированию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. | 1 ч | В течение месяца |
День Космонавтики | Цель: -рассказать об истории праздника, развивать чувства и гордости за своих героев-земляков, воспитывать любовь к отчизне; | 1 ч | ||
Международный день Матери-Земли | Цель: -формирование экологической грамотности подрастающего поколения; формирование экологической культуры; формирование бережного отношения ко всему живому. | 1 ч | ||
май | День Победы | Цель: -углубление и систематизация знаний о ВОВ;- воспитание у детей чувство патриотизма, гордости за свой народ, за свою страну; воспитание уважения к старшему поколению. | 1 ч | |
ИЗО деятельность: «Мы помним, мы гордимся» | Цели:- воспитывать эстетические чувства детей, приобщать воспитанников к искусству; -развивать творческие способности детей, формирование потребности в самопознании, саморазвитии, самовыражении; -закреплять навыки закрашивания | 1 ч | ||
Читательский час: «О великих подвигах» | Цель: -с помощью художественной литературы поведать ребятам о великих подвигах великих людей России; воспитывать мужество, бесстрашие; чувство долга, взаимопомощь; развивать навык выразительного чтения. | 1 ч |
Список литературы
- Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью /Под ред. М. Пишчек. СПб.: Речь, 2006.
- Сухомлинский В.А. Верь в человека. М., 1960.
- Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 1999. 21с.
- Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур». // «Классный руководитель», 2003, № 2, с. 69.
- Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.
- Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» //Педагогика. 2002. № 9.
- Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2.
- Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.
- Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. М.: «Просвещение», 1997.
- А.З. Рахимов «Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель 2001. №6.
- Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. М.: «Питер», 2000
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1991.
- Худенко Е.Д. Пособие для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной школе-интернате, детском доме)», «Аркти», 2006.
- Шилова М.И. Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
Приложение 1
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
| Я оцениваю себя | Меня оценивает воспитатель | Итоговые оценки |
Любознательность: | |||
- мне интересно учиться |
|
|
|
- я люблю читать | |||
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы | |||
- я всегда выполняю домашнее задание | |||
- я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
Прилежание: | |||
- я старателен в учебе |
|
|
|
- я внимателен | |||
- я самостоятелен | |||
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью | |||
- мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
Отношение к природе: | |||
- я берегу землю |
|
|
|
- я берегу растения | |||
- я берегу животных | |||
- я берегу природу | |||
Я и школа: | |||
- я выполняю правила для учащихся |
|
|
|
- я выполняю правила внутришкольной жизни | |||
- я добр в отношениях с людьми | |||
- я участвую в делах класса и школы | |||
- я справедлив в отношениях с людьми | |||
Прекрасное в моей жизни: | |||
- я аккуратен и опрятен |
|
|
|
- я соблюдаю культуру поведения | |||
- я забочусь о здоровье | |||
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха | |||
- у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Приложение 2
Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. «Наедине с собой» М. 1996, с. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Приложение 3
Методика «Закончи предложение»
(методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
Когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
Обработка результатов
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Приложение 4
Тест «Умение дружить»
( Тест при ответе «Да» поставь себе 1 балл)
1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чем-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
5. Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты согласишься?
Ключ к тесту:
4-5 баллов – ты хороший товарищ.
3 балла – еще немного присмотрись к себе, у тебя все получится.
1-2 балла – все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.
Приложение 5
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
1. В какой последовательности располагаются полосы на государственном флаге Российской Федерации?
- белая, синяя, красная
- красная, белая, синяя
- синяя, белая, красная.
2. Гимн- это…
- торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра
- торжественная песня для коллективного прослушивания
- торжественная песня и мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен…
- золотой двуглавый орел
- Святой Георгий Победоносец
- Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея
4. Родина – это…
- место, где человек живет сейчас
- место, где человек родился и провел свое детство
- Отечество, родная сторона
5. Конституция- это основной закон государства, определяющий…
- общественное и государственное устройство
- основные права и обязанности граждан
- права граждан
Приложение 6
Примерные темы к размышлению для этических бесед
- Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?
- Кто создал правила человеческого поведения?
- Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
- Зачем быть вежливым?
- Неразлучные друзья – взрослые и дети.
- Дружба – это…
- Как выбирать друзей?
- Отзывчивость и доброта.
- Спешите делать добро.
- Что значит быть откровенным.
- Как мы выглядим.
- О лени и лентяях.
- Причины обид.
- Кто такие эгоисты?
- Правда и ложь – какие они?
- Что такое характер?
- Душевность и бездушность.
- Что значит быть счастливым?
- Мир без улыбки. Какой он?
- Кем и каким я хочу быть?
- Достоинства и недостатки.
- Маленький, да удаленький.
- Человек в природе и его здоровье.
- Дом, в котором ты живешь.
- Прогулки в лес.
- У природы нет плохой погоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА по нравственно - эстетическому воспитанию «Этика и эстетика» 5-6 классы.
Программа "Этика и Эстетика" предназначена для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII-вида. Она актуальна и современна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и забо...
Воспитание нравственно-эстетического отношения у детей к окружающему миру средствами музыки
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616333","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
Рабочая программа по нравственно - эстетическому воспитанию "Я в мире людей"
Праграмма разработана для детей 8 вида. Программа создает условия для развития личности и её саморелизации на основе компетентности и "умения учиться"....
воспитательная программа по нравственно-эстетическому направлению «Воспитай в себе человека!» (на 2 года)
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственнос...
Рабочая программа для детей дошкольного возраста "Ознакомление с окружающим миром"
В дошкольном воспитании и обучении детей важное место занимают специальные занятия ознакомления с окружающим миром. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у ни...
Технологическая карта.Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира
Технологическая карта для 6 класса .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира...
6 класс. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.
Урок 1.Цели урока: - обучающие·...