Рабочая программа по нравственно-эстетическому воспитанию "Мое место в окружающем мире"
рабочая программа

Ольга Николаевна Янгулова

Программа «Нравственно-эстетического воспитания» создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Программа нравственного воспитания предусматривает  – воспитание благородного человека, Гражданина России.  Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие  возможности  учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_mesto_yangulovoy_o.n._2024_god.docx64.49 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Демидовская школа-интернат»

«Рассмотрено»

На МО воспитателей

Протокол № 1

От 27 августа 2024

Руководитель:

________Т.Г.Михайлова

«Согласовано»

На заседании педагогического совета

Протокол№ 1

От #1075;

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Приказ от №189 о/д от #1075;.

________М.А.Исаченкова

Программа

по нравственно-эстетическому воспитанию

«Мое место в окружающем мире»

Воспитатель: Янгулова О.Н.

2024-2025 уч. год

Пояснительная записка

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Программа «Нравственно-эстетического воспитания» создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Программа нравственного воспитания предусматривает – воспитание благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Дети с интеллектуальными нарушениями в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от воспитателей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственно-эстетическое воспитание и обучение учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Программа нравственно-эстетического развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Актуальность программы

Программа нравственно-эстетического развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Нормативно-правовые документы.

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Конституция РФ
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования (для обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями).
  6. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –М.: Просвещение, 2011. – 24с. – (Стандарты второго поколения)
  7. Устав школы.

Цели и задачи программы.

Цель программы.

1. Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов ребенка.

3. Гармоничное духовно-нравственное развитие личности и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.


Задачи программы:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
  • Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  • Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • Создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Принципы реализации программы

Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов

  1. Принцип целостности, обеспечивающей системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.
  2. Принцип гуманистической направленности воспитания – отношения педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказания психолого-педагогической помощи детям
  3. Принцип природосообразности воспитания – научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.
  4. Принцип кульросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни общества.
  5. Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.
  6. Принцип воспитания в коллективе – воспитание, осуществляемое в разновозрастных социальных группах, дающее растущему ребенку положительный опыт в жизни.
  7. Принцип преемственности в воспитании – непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических национальных ценностей и традиций.

Задачи воспитания:

  • Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
  • Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
  • Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
  • Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе.
  • Сформировать культуру общения.
  • Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Формы и методы реализации программы

В процессе реализации программы могут быть использованы разнообразные формы организации мероприятий: круглый стол, демонстрация видеофильмов, мини-лекции, описание профессий, встречи с представителями отдельных профессий, конкурсы, составление и решение тематических кроссвордов.

Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия, магазины, поликлинику, различные учреждения. Перед проведением экскурсий педагог обязательно проводит вводную беседу о целях экскурсии,

правилах поведения на дороге и в транспорте. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы.

Планируемые результаты.

1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей.

6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Воспитанники должны быть:

  • внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
  • обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
  • самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
  • способны к изменению самих себя.

Содержание Программы

Духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению, не способствует нравственному воспитанию детей. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому воспитание этической культуры детей - насущная потребность нашего времени.

Воспитатель именно в этом направлении должен организовывать, планировать и прогнозировать свою работу. Предлагаемая мною программа рассчитана на 1 год, 1 занятие в неделю (32 часа)

Данная программа состоит из 5 разделов. Разделы могут чередоваться между собой каждую неделю.

Первый раздел. Эстетическое воспитание. «В мире прекрасного»

Цель: воспитание бережного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задачи:

  • представления о духовной и физической красоте человека;
  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Второй раздел. Духовно - нравственное воспитание

«Духовность. Нравственность. Культура.»

Цель: воспитание нравственности и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Задачи:

  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
  • осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

Третий раздел. Гражданско - патриотическое воспитание.

«Мы патриоты нашей Родины»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Четвертый раздел. Трудовое воспитание

«Дом, в котором ты живешь.»

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Пятый раздел. Здоровый и безопасный образ жизни.

«В здоровом теле здоровый дух»

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

  • внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Тематический план

№ по п/п

Название месяца

Название

Кол-во часов

1

Сентябрь

«В мире прекрасного»

4 ч

2

Октябрь

«В здоровом теле, здоровый дух»

4 ч

3

Ноябрь

«Мы патриоты России»

3 ч

4

Декабрь

«Знай свои права»

4 ч

5

Январь

«Русские зимние традиции»

6

Февраль

«Кодекс чести ученика. Сильные, ловкие, умелые»

3 ч

7

Март

«В единстве наша сила»

4 ч

8

Апрель

«Дом, в котором ты живешь»

3 ч

9

Май

«Ими гордится наша страна»

3 ч

Календарно-тематический план занятий

Месяц

по п/п

Тема

Цели

Задачи

Кол-во

часов

Дата

сентябрь

Беседа «Очень важный разговор»

Цель: учить ребят быть добрее, учить заботе, трудолюбию, учить культуре, вежливости, умению пользовать полученными знаниями в повседневной жизни

1 ч

Прогулка «Ах, эта осень золотая» Наблюдения за изменениями в природе

Цель: расширять представления детей об осени.

1 ч

Беседа «Как быть хорошим человеком»

Цель: - выявить, какими качествами должен обладать хороший человек.

- вызвать желание совершать только добрые, хорошие поступки.

1 ч

«Грамотные пешеходы»

Цель: расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения.

1 ч

октябрь

Час здоровья "Здоровый образ жизни"

Цель: формировать представление учащихся о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье.

1 ч

Творческое занятие: "Очумелые ручки - поделка из природного материала"

Цель: развитие творческих способностей детей; создание условий для деятельности учащихся.

1 ч

Занятие «Алкоголь, курение, наркотики - путь в никуда»

Цель: способствовать формированию знаний о вреде курения, алкоголя, наркомании; росту самосознания и самооценки подростков.

1 ч

«Овощи и фрукты - витаминные продукты»

Цель: - расширять активный словарь детей - закрепить названия овощей и фруктов.

- учить детей быть внимательными.

- обогатить активный и пассивный словарь детей новым понятием «Витамины».

- воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

1 ч

ноябрь

Ситуативный разговор о государственном празднике «День народного единства - 4 ноября»

Цели: познакомить с историей праздника.

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

- демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.

1 ч

Правовое занятие: «Наши права и обязанности»

Цель: обобщить знания воспитанников об основных правах ребенка.

- развести понятия "права" и "обязанности", показать единство прав и обязанностей;

- добиться осознания и осмысления новой информации, применить её, проверить уровень усвоения;

- воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

1 ч

День Государственного герба РФ

Цель: познакомить с историей праздника.

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

- демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.

1 ч

декабрь

День Героев Отечества. Беседы «Живи и помни», «Герои отечества»

Цели: познакомить с историей праздника.

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

1 ч

День Конституции РФ

Цель: познакомить с историей праздника.

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

- демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.

1 ч

Беседа «Правила поведения на водоемах в зимнее время года» и просмотр видеофильма «Если ты оказался в беде»

Цель: Закрепление правил поведения на водоемах в зимнее время года.

Формировать умение по оказанию первой помощи пострадавшим

Работа с говорящей азбукой безопасности

1 ч

Поделка «Новогодний подарок»

Практическое занятие: украшение игровой комнаты, подготовка к конкурсу

Цель: - развивать эстетический вкус, воображение;

- развивать творческие способности и фантазию детей;
- воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу во время работы.

1 ч

январь

Путешествие по страницам Нового года. Сладкий стол

Час семейного чтения: «Рассказы и сказки о зиме»

Цель:- рассказать детям об истории Нового года, о традициях празднования в различных странах, развивать мышление, речь, воображение ребят;

- способствовать формированию у детей праздничного настроения.

1 ч

День освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Цели: познакомить с историей праздника.

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

1 ч

ИЗО деятельность «Мы рисуем белоснежную зиму»

Цель: -развивать изобразительные умения и навыки; показать красоту русской зимы на примере произведений художников; развивать воображение, творческую фантазию.

1 ч

Спортивный час: «Зимние потехи»

Цель: -организация здорового образа жизни; прививать интерес к подвижному образу жизни; воспитывать чувство дружбы, уважения.

1 ч

февраль

День воинской славы России

Беседа: «Что такое патриотизм»

Цель:- рассказать детям что такое патриотизм, кто такой патриот; развивать чувства патриотизма, воспитывать любовь к отчизне; рассказать о символах нашей Родины.

1 ч

Читательский час: «Герои Смоленщины»

Цель: -поведать детям о героях нашего края; развивать навык беглого чтения; формировать красивую полную речь; учить слушать вопрос, умению полному ответу; воспитывать чувства патриотизма, гордость за земляков.

1 ч

День защитников Отечества

«Поздравительная открытка для мальчиков»

Цели:- воспитывать эстетические чувства детей, приобщать воспитанников к искусству; -развивать творческие способности детей, формирование потребности в самопознании, саморазвитии, самовыражении; -закреплять навыки закрашивания

1 ч

март

Международный Женский День

Конкурсная программа

«Сударушка»

Цель: - создать праздничное настроение; поздравить девочек с праздником; с помощью интересных шуточных конкурсов сплотить семью; воспитывать чувства сопереживания, товарищества, развивать творческие способности.

1 ч

День воссоединения Крыма с Россией

Цель: -рассказать об истории праздника, развивать чувства патриотизма, воспитывать любовь к отчизне;

1 ч

Спортивные игры на свежем воздухе

Цель: -организация здорового образа жизни, коррекция двигательного аппарата

1 ч

Всемирный день театра

Цели:- воспитывать эстетические чувства детей, приобщать воспитанников к искусству; -развивать творческие способности детей, формирование потребности в самопознании, саморазвитии, самовыражении; -закреплять навыки закрашивания

1 ч

апрель

Трудовой десант: «Пусть всегда будет чисто»

Цель: -способствовать формированию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

1 ч

В течение месяца

День Космонавтики

Цель: -рассказать об истории праздника, развивать чувства и гордости за своих героев-земляков, воспитывать любовь к отчизне;

1 ч

Международный день Матери-Земли

Цель: -формирование экологической грамотности подрастающего поколения; формирование экологической культуры; формирование бережного отношения ко всему живому.

1 ч

май

День Победы

Цель: -углубление и систематизация знаний о ВОВ;- воспитание у детей чувство патриотизма, гордости за свой народ, за свою страну; воспитание уважения к старшему поколению.

1 ч

ИЗО деятельность: «Мы помним, мы гордимся»

Цели:- воспитывать эстетические чувства детей, приобщать воспитанников к искусству; -развивать творческие способности детей, формирование потребности в самопознании, саморазвитии, самовыражении; -закреплять навыки закрашивания

1 ч

Читательский час: «О великих подвигах»

Цель: -с помощью художественной литературы поведать ребятам о великих подвигах великих людей России; воспитывать мужество, бесстрашие; чувство долга, взаимопомощь; развивать навык выразительного чтения.

1 ч

Список литературы

  1. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью /Под ред. М. Пишчек. СПб.: Речь, 2006.
  2. Сухомлинский В.А. Верь в человека. М., 1960.
  3. Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 1999. 21с.
  4. Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур». // «Классный руководитель», 2003, № 2, с. 69.
  5. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.
  6. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» //Педагогика. 2002. № 9.
  7. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2.
  8. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.
  9. Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. М.: «Просвещение», 1997.
  10. А.З. Рахимов «Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель 2001. №6.
  11. Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. М.: «Питер», 2000
  12. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1991.
  13. Худенко Е.Д. Пособие для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной школе-интернате, детском доме)», «Аркти», 2006.
  14. Шилова М.И. Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.

Приложение 1

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

Я оцениваю себя

Меня оценивает воспитатель

Итоговые оценки

Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Приложение 2

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. «Наедине с собой» М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.


Приложение 3

Методика «Закончи предложение»

(методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

Когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

Обработка результатов

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Приложение 4

Тест «Умение дружить»

( Тест при ответе «Да» поставь себе 1 балл)

1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?

2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?

3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?

4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чем-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?

5. Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты согласишься?

Ключ к тесту:

4-5 баллов – ты хороший товарищ.

3 балла – еще немного присмотрись к себе, у тебя все получится.

1-2 балла – все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.

Приложение 5

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся

1. В какой последовательности располагаются полосы на государственном флаге Российской Федерации?

- белая, синяя, красная

- красная, белая, синяя

- синяя, белая, красная.

2. Гимн- это…

- торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра

- торжественная песня для коллективного прослушивания

- торжественная песня и мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен…

- золотой двуглавый орел

- Святой Георгий Победоносец

- Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея

4. Родина – это…

- место, где человек живет сейчас

- место, где человек родился и провел свое детство

- Отечество, родная сторона

5. Конституция- это основной закон государства, определяющий…

- общественное и государственное устройство

- основные права и обязанности граждан

- права граждан

Приложение 6

Примерные темы к размышлению для этических бесед

  • Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?
  • Кто создал правила человеческого поведения?
  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
  • Зачем быть вежливым?
  • Неразлучные друзья – взрослые и дети.
  • Дружба – это…
  • Как выбирать друзей?
  • Отзывчивость и доброта.
  • Спешите делать добро.
  • Что значит быть откровенным.
  • Как мы выглядим.
  • О лени и лентяях.
  • Причины обид.
  • Кто такие эгоисты?
  • Правда и ложь – какие они?
  • Что такое характер?
  • Душевность и бездушность.
  • Что значит быть счастливым?
  • Мир без улыбки. Какой он?
  • Кем и каким я хочу быть?
  • Достоинства и недостатки.
  • Маленький, да удаленький.
  • Человек в природе и его здоровье.
  • Дом, в котором ты живешь.
  • Прогулки в лес.
  • У природы нет плохой погоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по нравственно - эстетическому воспитанию «Этика и эстетика» 5-6 классы.

Программа "Этика и Эстетика" предназначена для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII-вида. Она актуальна и современна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и забо...

Воспитание нравственно-эстетического отношения у детей к окружающему миру средствами музыки

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616333","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Рабочая программа по нравственно - эстетическому воспитанию "Я в мире людей"

Праграмма разработана для детей 8 вида. Программа создает условия для развития личности и её саморелизации на основе компетентности и "умения  учиться"....

воспитательная программа по нравственно-эстетическому направлению «Воспитай в себе человека!» (на 2 года)

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственнос...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста "Ознакомление с окружающим миром"

В дошкольном воспитании и обучении детей важное место занимают специальные занятия ознакомления с окружающим миром. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у ни...

Технологическая карта.Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Технологическая карта для 6 класса .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира...