Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, направление «Музыка» в МДОУ Горячинский детский сад «Родничок»
материал на тему

Савельев Вячеслав Иванович

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС для проведения музыкальных занятий в разновозрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzykalnomu_vospitaniyu_v_dou.docx75.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Горячинский детский сад «Родничок»

Принята на заседании педагогического совета

Протокол № _____ от «     » ________2017 г.

«Утверждаю»

Заведующая МДОУ Горячинский детский сад «Родничок»

________________ О.В.Горбунова

Приказ №____ от «     »____________2017 г.

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, направление «Музыка» в МДОУ Горячинский детский сад «Родничок»

Составил: музыкальный руководитель Савельев В.И.

с. Горячинск, 2017 год

1. Пояснительная записка

        Данная рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, примерной рабочей программы по музыкальному воспитанию «От рождения до школы» под редакцией Е.Н.Вераксы, учебного плана муниципального дошкольного образовательного учреждения Горячинский детский сад «Родничок». Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.

Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения:

        1 год –2  младшая группа с 2 до 4 лет;

        2 год – старше-подготовительная группа с 4 до 7 лет;

        Предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности.

Программа учитывает требования Федерального Государственного стандарта дошкольного образования (приказ№1155, от 17.10.2013 г.) в разделе 2, пункт 2.6; раздел 3, пункт 3.3.4; раздел 4, пункт 4.6.

Программа разработана в соответствии с:

        - Федеральным Законом об образовании в Российской Федерации от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;

        - Конституцией РФ и Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)

        - Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)

        Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар, как и литература – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.

        Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет  воспитания  общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного  детства.

Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

 - формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

        Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является частью образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», направление «Музыка»  и составленной на основе:

- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы

- «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000.

- «Музыкальное воспитание в детском саду», М.А. Давыдова, Москва, 2006.

- «Программа по музыкальному воспитанию детей 2 – 7 лет», М.Б. Зацепина, Москва, 2008.

- «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.

        Данная рабочая программа отвечает требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов  - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и включает в себя следующие разделы:

- восприятие;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на детских музыкальных инструментах.

        В основу рабочей программы положен подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:

- исполнительство;

- ритмика;

- музыкально-театрализованная деятельность;

-арттерапевтические методики, что способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное восприятие на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей.

Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар, как и литература -  является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться,  в связи с календарными событиями и  планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей  разных категорий детей.

Возрастные особенности детей:

Вторая младшая группа (от 3  до 4 лет)

        В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Старше-подготовительная группа (от 4 до 7 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.  

В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

Особенностью  рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.

Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

 - различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские);  

- самостоятельная досуговая деятельность (нерегламентированная деятельность)

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.

Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта  и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый  контроль, обладающий обучающим эффектом.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствиями с требованиями СанПина.

Группа

Возраст

Длительность занятия

(минут)

2 младшая

с 3 до 4 лет

15

Старше-подготовительная к школе

с 4 до 7 лет

30

Программа рассчитана на 70 часов.

Учебно-тематический план программы

             Возрастная

                  группа

Вид

деятельности 

2 младшая

Старше-подготовительная к школе

ИТОГ

1

Восприятие

3

6

9

2

Пение

11

19

21

3

Музыкально-ритмические движения

3

6

9

4

Игра на детских муз. инструментах

2

4

6

5

утренники

4

5

9

6

Спортивно-музыкальные развлечения, праздники

3

4

7

ИТОГО

26

44

70

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений, сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок:

- ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;

- становления эстетического отношения к окружающему миру;

- формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;

- сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализации самостоятельной творческой деятельности.

Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», направлении «Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)

В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:

- предметно – пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный музыкальный зал);

- условия  для  взаимодействия со взрослыми;

- условия для взаимодействия с другими детьми.

I. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности

  1. 1 Восприятие

Ценностно-целевые ориентиры: развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия различных музыкальных жанров. Формирование основ музыкальной культуры.

2 Младшая группа

Подготовительная к школе группа

1.Ребенок проявляет интерес к прослушиванию музыкальных произведений, понимает характер музыки.

2.Ребенок может рассказать о чем поется в песне, владеет речью.

3. Ребенок различает звуки по высоте, реагирует на динамику

 (громко-тихо);

 музыкальные инструменты: молоточек, погремушка, бубен, барабан.

4. Ребенок овладевает культурными способами  деятельности.

1.Ребенок  обладает навыками воображения..

Сформирован  музыкальный вкус,  развита речь, словарный запас.

2.Ребенок знает элементарные музыкальные понятия.

3. Ребенок обладает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в музыкальных движениях, играх и постановках.

                           


I.I 2 Младшая группа: восприятие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

I неделя

1. Учить слышать изобразительность в музыке

Слушаем музыку природы (программный репертуар).

Осенние праздники

1. Учить различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки

2. Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамика, регистр

2. Дать детям представление о различном характере народных песен (плясовые, хороводные, колыбельные)

II неделя

1. Учить различать оттенки настроения в произведениях с похожими названиями «Дождик», «Грустный дождик»

1. Учить различать смену характера, форму музыкального произведения. Обогащать их высказывания  об эмоциональном содержании музыки

1. Подготовка к новогодним праздникам

2. Вызывать эмоциональный отклик на песню печального, грустного характера; развивать  умение высказываться о содержании  музыки

(программный репертуар)

2. Учить связывать средства  музыкальной выразительности  с содержанием музыки

III неделя

1. «Музыка, изображает животных, птиц»

Знакомство с музыкальными элементами звукоподражания.

Подготовка к празднику осени

1. Учить детей сравнивать произведения с близкими названиями

 

1.Активное восприятие и воспроизведение музыки

(праздничный вариант)

2. Учить различать выразительные средства в музыке ( грустно – весело, быстро – медленно).

2. Учить детей согласовывать движения с ритмом и характером музыки

2.Активное восприятие и ритмическое воспроизведение музыки (Праздничный вариант).

IV неделя

1. Формировать представление детей о языке музыке: регистр, динамика, темп

1. Учить различать настроение в пьесах  с близким названием: «Солдатский марш», «Марш оловянных солдатиков»

Новогодние праздники

2. Учить чувствовать характер музыки, различать изобразительность, передавать характер в движении  (программные сборники)

Целевой результат: формирование  музыкальной отзывчивости через эмоциональные музыкальные действия.

2. Учить различать изобразительность, средства музыкальной выразительности, создающие образ

январь

февраль

март

апрель

май

I неделя

Каникулы

1.  Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, танцевальный характер в начале и  конце пьесы

8 марта

2. Учить распознавать в музыке жанр марш

II неделя

Подготовка к 23 февраля

1.  Рассказать детям о трубе и барабане. Дать послушать их звучание в записи

Праздник весны

1.  Учить сравнивать разные по характеру  произведения одного жанра

2. Учить детей сравнивать контрастные по характеру  произведения с одинаковыми  названиями

2.  Учить различать темп, динамику, регистр, гармонизацию передавать характер музыки в движении

2.  Учить определять форму музыкальных произведений. Передавать характер в движении.

III неделя

1.  Учить различать яркие интонации, средства выразительности: регистр, динамику, звуковедение. (программный музыкальный репертуар)

Праздник 23 февраля

1.  Учить различать выразительные интонации музыки

1.  Дать представление о том, что один музыкальный инструмент может изобразить игру других инструментов

1. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку нежного характера

2.  Различать части песни (вступление, припев), смену характера в куплетах

2.  Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыке задорного, шутливого характера

2.  Учить определять жанр и характер музыкального произведения, сравнивать пьесы одного жанра

2. Учить различать характер народных песен (плясовые, хороводные, колыбельные)

IV неделя

1.  Развивать умения высказываться  о характере музыке

Подготовка к 8 марта

Подготовка к весне

1. Учить детей инсценировать  песню, используя образные и танцевальные движения

 

Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку грустного, печального характера.

2.  Узнавать знакомое произведение по фрагменту. Закреплять различение частей пьесы

(программный репертуар)

2.  Выражать в движении смену настроения в музыке

Учить детей передавать образ «лисички» игровыми действиями.

 

Музыкальный репертуар , сопровождающий  музыкально – образовательный процесс  формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом и может изменяться, пополняться в соответствии с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.

1.2 Старше-подготовительная группа: восприятие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

I неделя

Праздник пожилого человека

Праздник осени

Учить различать трехчастную форму произведения

Учить различать изобразительность в музыке

Учить сравнивать контрастные произведения одного жанра

II неделя

Учить вслушиваться в выразительные музыкальные интонации, сравнивать одноименные названия

Учить передавать смену характера музыки в движениях

Подготовка к

Новому году

Познакомить с разновидностью песенного жанра – серенадой

Расширять представления детей о старинной музыке, танце менуэте

III неделя

Подготовка к празднику пожилых людей

Подготовка к осени

Учить различать форму менуэта

Учить находить черты сходства и отличия, передавать характер музыки в движениях

IV неделя

Познакомить со звучанием менуэтов в исполнении оркестра. Менуэт может быть частью большого произведения

Новогодние

праздники

Познакомить с танцем – гавот

январь

февраль

март

апрель

май

I неделя

Знакомить с музыкой танцев балета  «Щелкунчик»

Утренник

посвященный

8 марта

Закрепить знание музыки балета «Щелкунчик»

II неделя

Подготовка к 23 февраля

Познакомить с содержанием «Детского альбома» П. И. Чайковского

Праздник весны

Подготовка к выпускному

Повторение пройденного материала

Учить оркестровать музыку, подбирая тембры музыкальных инструментов  

 Познакомить с историей возникновения музыкальных инструментов и их разновидностей

III неделя

Знакомит с музыкой балета,  с сюжетом «Щелкунчик»

П.И. Чайковского

Учить узнавать звучание оркестра, органа.  Различать оттенки настроений

Подготовка к 9 мая

Продолжить знакомить с музыкой балета  «Щелкунчик»

Познакомить с сонатным  циклом  И. Гайдна

IV неделя

Знакомить с вальсами из балета «Щелкунчик»

Подготовка к 8 марта

Подготовка к весне

Выпускной

вечер

Учить узнавать прослушанные ранее фрагменты

II. Детское исполнительство

2. 1. Пение

Ценностно-целевые ориентиры: развитие репродуктивных компонентов музыкального слуха; развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия детской вокальной культуры.

2 Младшая группа

Подготовительная к школе группа

- способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения  в диапазоне РЕ (МИ) - ЛЯ (СИ);

- учить пень в одном темпе со всеми;

- чисто, ясно произносить слова;

- передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Целевые ориентиры( по ФГОС)

- проявляет интерес к песням, эмоционально откликается на них.

- совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию;

- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;

- учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы;

- чисто артикулировать;

- закреплять умения петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с аккомпанементом и без него.  

Целевые ориентиры ( по ФГОС)

- у ребенка складываются предпосылки музыкальной грамотности.


 2 Младшая группа: пение

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. «Дождик»

 муз. Карасева,

сл. Френкель

2. «Да-да-да»

муз. Тиличеевой

 сл. Островского

3. «Кошка»

муз. Александрова

 сл. Френкель

4. «Ладушки»

русская народная песня

5. «Осенняя песенка»

муз. Александрова

сл. Френкель

  1. «Осень»

муз. Кимко  

сл. Плакиды

2. «Машина»

муз. Попатенко

 сл. Найденовой

3. «Петушок»

 русская народная песня

4. «Осенью»

 (укр. Народная песня) обр. Метлова, сл. Плакиды

5. «Дождик»

муз., сл. Романовой

1. «Зима»

муз. Карасевой

сл. Френкель

2. «Снег-снежок»

муз., сл. Макшанцева

3.«Дед Мороз»

муз. Лукониной

сл. Чадовой

4. «Первый снег»

муз. Филиппенко

сл. Горина

5. «Хоровод с дождем»

муз.,

 сл. Акиновой

1. «Елочка»

муз. Тиличеевой

сл. Ивенсен

2. «К нам идет елка»

(авторы не известны)

3. «Это елочка у нас»

муз. Слонова,  сл. Малкова

4. «Елочка, заблести огнями»

муз., сл. Олифировой

5. «Пришел Дед Мороз»

муз., сл. Вересокиной

6. «Новогодний хоровод»

муз. Филиппенко

сл. Бойко

7. «Праздник, праздник Новый год»

муз. Лукониной

сл. Чадовой

8. «Елочка»

муз. Филиппенко

сл. Волгиной

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. «Зима»

муз. Карасевой

сл. Френкель

2. «Плачет котик»

муз. Пархаладзе

3. «Прокати, лошадка, нас»

муз. Агафонникова

сл. Михайловой

4. «Белочка»

муз. Карасева

сл. Клоковой

1. «Самолет»

муз. Тиличеевой

сл. Найденовой

2. «Зима прошла»

муз. Метлова

сл. Клоковой

3. «Пирожки»

муз. Филиппенко

сл. Кукловской

4. «Цыплята»

муз. Филиппенко

сл. Мироновой

5. «Очень любим маму»

муз.

7. «Бабушке»

муз., сл. Качаевой

1. «Есть у солнышка друзья»

муз. Тиличеевой

сл. Каргановой

2. «Наша песенка простая»

муз. Александрова

сл. Ивенсен

3. «Дождик»

муз., сл. Макшанцева

4. «Весна пришла»

муз., сл. Филиппенко

5. «Солнышко»

муз., сл. Макшанцева

6. «Весенняя»

муз., сл. Шестаковой

1. «Кто пищит?»

муз., сл. Макшанцева

2. «Паровоз»

муз., сл. Макшанцева

3. «Воробейка»

муз. Витлина

сл. Лепко

4. «Маленький ежик»

(автор неизвестен)

5. «Дождик»

муз. Лукониной

сл. Чадовой

1. «Гуси» (РНП)

обр. Метлова

2. «Игра с лошадкой»

муз. Кимко

сл. Кукловской

3. «Березка» (хоровод)

муз. Рустамова

сл. Матлиной

4. «Грибок»

муз. Раухвергера

сл. Высотской

5. «Дождик»

муз., сл. Романовой

Старше-подготовительная к школе  группа: пение

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. «Разноцветная игра»

муз. Савельева

сл. Л. Рубальской

2. «Детский сад»

муз., сл. Асеевой

3. «Прыг да скок»

муз. Голикова

сл. Лагздынь

 

4. «Неприятность эту»

муз., сл.  Савельева

 

5. «Осень»

муз., сл. Гомоновой

6. «Песенка про непогодицу»

муз., сл. Гомоновой

7. «Веселый лягушатник»

муз. Журбина

сл. Синявского

8. «Смешная песенка»

муз. Савельева

сл. Хайт

1. «Песенка для настроения»

муз. Арутюнова

сл. Пляцковского

2. «Если все вокруг подружатся»

муз. Архиповой

сл. Синявского

3. «Гномик»

 муз. Юдахиной

сл. Новицкой

4. «У оленя дом большой»

французская народная песня

5. «Веселые ребята»

муз., сл. Блюзов-Гореликов

6. «Осень»

муз. Филипповой

сл. Александровой

7. «Дождик

муз. Филипповой

сл. Александровой

8. «Осенние приметы»

муз. Меньших

сл. Шорыгина

1. «Будет горка во дворе»

муз. Потапенко

сл. Авдиенко

2. «Зимушка хрустальная»

муз. Филиппенко

 сл. Бойко

3.«Русская зима»

муз., сл. Олифировой

 

4. «Метелица»

муз., сл. Вихаревой

5. «Это наша русская зима»

муз., сл. Гусевой

6. . «Саночки»

муз. Филиппенко

сл. Волгиной

7. «Русская зима»

муз., сл. Олифировой

1. «К нам приходит Новый год»

муз. Герчик

сл. Петровой

2. «В хороводе танцевать»

муз .Филиппенко

сл. Волгиной

3. «В новогоднюю ночть»

муз., сл. Фроловой

4. «Елочка-красавица»

муз., сл. Еремеевой

5. «Елочка-елочка»

муз. Абрамовой

сл. Дымовой

6. «Бубенцы»

американская народная песня

7. «Елочная»

муз., сл. Козловского

8. «Карнавальная»

муз., сл. Олифировой

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. «Зимушка-зима»

муз., сл. Вахрушевой

2. «Снеговик»

муз., сл. Олифировой

3. «Зимняя песенка»

муз., сл. Олифировой

4. «Ой ты, зимушка, зима» (РНП)

обр. Олифировой

5. «Приглашаем в наш сад»

муз., сл. Якушиной  

6. «Белая дорожка»

муз. Ренева

сл. Примельца

7. «Песня о дружбе»

муз. Иванова

сл. Потоцкого

8. «Бравые солдаты»

муз. Филиппенко

сл. Волгиной

1. «Военная игра»

муз. Бодренкова

сл. Синявского

2. «Будем в армии»

муз., сл. Олифировой

3. «Почетней дела нет»

муз. Девочкиной

сл. Шиловского

4. «Подарок»

муз. Иевлева  

сл. Пассовой

5. «С нами друг»

муз. Струве

сл. Соловьевой

6. «Лунные коты»

муз. Струве

сл. Соловьевой

7. «Мы сложили песенку»

муз., сл. Асеевой

8. Весенняя полька»

муз., сл. Олифировой

1. «Художник»

муз. Иевлева

сл. Иванова

2. «У нас своя компания»

муз. Добрынина

сл. Пляцкоского

3. «Зеленые ботинки»

муз. Гаврилова

сл. Алдониной

4. «Алфавит»

муз. Паулса

сл.  

5. «Необыкновенный оркестр»

муз. Тугаринова

сл. Измайлова

6. «Кому что нравится»

муз. Арутюнова

сл. Пляцковского

7. «Дискотечный вечерок»

8. «Сто вопросов «почему?»

муз. Филатовой

сл. Гладкова

1. «Наш любимый детский сад»

муз., сл.  Якушиной

2. «Дошкольное детство, прощай»

муз., сл. Олифировой

3. «У лукоморья»

муз. Ведерникова

сл. Денисовой

4. Песня о воспитателях

(автор неизвестен)

5. «До свидания, детский сад»

муз. Филиппенко

сл. Волгиной

6. «Весенним утром»

муз. Перескокова

сл. Антоновой

7. «Прыг-скок»

муз. Перескокова

сл. Антоновой

8. Планета «Каля-маля»

муз., сл.З.  Роот

1. «Звенит звонок»

муз., сл.   Еремеевой

2.  «Наш любимый дом»

муз., сл. Барбакуц

3. «Мы ходили в детский сад»

муз., сл. Еремеевой

4. «Скоро в школу»

муз., сл. З. Роот

5. «Волшебная страна»

муз. Перескокова

сл. Антоновой

 

6. «Мы скоро пойдем в 1 раз в 1 класс»

муз., сл.   Еремеевой

7. «Солнышко»

муз. Чебакова

сл. Карасевой

8. «Чили-буки»

муз. Перескокова

сл. Антоновой

2. 2  Музыкально-ритмические движения

Ценностно-целевые ориентиры: развитие перцептивного ритмического компонента  музыкального слуха; становление эстетического отношения к восприятию  и воспроизведению движений под музыку.

2 Младшая группа

Старше-подготовительная группа

- учить двигаться соответственно 2-х частной форме музыки;

- совершенствовать основные виды движений (ходьба, бег);

- улучшать качество танцевальных движений;

- развивать умения выполнять движения в паре;

- эмоционально передавать игровые и сказочные образы;

- формировать навыки ориентировки в пространстве.

- способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений;

-  продолжать учить выразительно и ритмично двигаться  в соответствии с характером музыки;

- знакомить с особенностями национальных плясок и бальных танцев;

- развивать танцевально-игровое творчество;

- формировать навыки художественного исполнения разных образов  в песнях, танцах, театральных постановках.  

2 младшая группа: примерные музыкально-ритмические движения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

I неделя

«Марш»

«Птички»

«Догонялки»  

Праздник осени

«Зайчики»  

«Хоровод»

«Танец снежинок»

Ходьба с остановкой

«Коготки»

«Маленький танец»

«Зайчики»  

«Хоровод»

«Танец снежинок»

II неделя

Тихо-громко (марш)

Пружинка + фонарики

Игра «Солнышко и дождик»

«Кошечка» (ходьба)

«Коготки»

«Автомобиль и воробушки» (игра)

Подготовка к новогоднему празднику

«Бег и ходьба»

«Притопы обеими ногами»

«Танец с платочками»

«Кошечка»

«Полочка» с кружением

«Танец с платочками»

III неделя

«Устали наши ножки»

«Согревалочка»  

«Догони нас, Мишка»

«Танец с листочками»

Подготовка танцев к осеннему празднику

«Автомобиль»  

«Полочка» с кружением

«Стукалка»

«Танец с платочками»

«Кто хочет побегать?»  

«Музыка и движения»

«Пружинка с фонарик»

«Гуляем-пляшем»

«Марш»

«Неваляшки»

«Автомобиль и воробушки» (игра)

IV неделя

Кто хочет побегать?»

Притопы обеими ногами

Танец с осенними листочками,  

 

«Кошечка»

Коготки  

«Танец с платочками»

Новогодний праздник

«Марш с остановкой»

«Гуляем-пляшем»

«Догонялки»

«Пальчики-ручки»  

«Танец с платочками»

«Автомобиль и воробушки» (игра)

январь

февраль

март

апрель

май

I неделя

Мелкий бег

«Лодочка» (поворот)

«Помирились»

Утренник, посвященный 8 Марта

Праздник весны

Мелкий бег

«Лодочка»

«Помирились»

II неделя

Подготовка к 23 февраля

Ходьба в перевалочку

«Лодочка»

«Помирились»

«Лошадка» (прямой галоп»

«Птичка пьет водичку»

«Покружились и поклонились»

Образная ходьба

«Неваляшки»

«Вокруг лужи»

Хлопки перед собой и по коленям

Прыжки с продвижением

«Утята»

Ходьба «Мишки»

Хлопки перед собой

«Помирились»

Удар ногой в пол

Выставление ноги на пятку

«Согревалочка»

«Лошадки»

Цирковые лошадки»

«Догони нас, Мишка»

III неделя

«Мишки» (ходьба)

Хлопки перед собой

«Помирились»

Подготовка к весне

«Зайчики» (прыжки)

Игра с погремушкой

«Сапожки»

Мелкий бег

«Лодочка»

«Птички»

«Прыжки на месте с продвижением»

«Стуколка»

 Праздник 23 февраля

Ходьба с остановками

игра «Солнышко и дождик»

«Лисичка идет»

Ходьба на носочках-пятках

IV неделя

Легкий шаг и легкий бег

Хлопки

«Утята»

Подготовка к 8 марта

«Марш» (тихо-громко)

игра «Солнышко и дождик»

«Вокруг лужи», с. 7 «Театр Танца»

«Деревце растет»

«Мишки»

Хлопки

«Утята»

 «Солнышко и дождик»

«Солнышко и тучка»

«Вокруг лужи»

Образная ходьба

Старше-подготовительная  группа: музыкально-ритмические движения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

I неделя

Праздник пожилых людей

Праздник осени

«Плетень»

Хороводный шаг

Новогодние танцы

Перестроение в 2 колонны, в 2 круга, в 1 круг

«Гармошка»

Боковой галоп в паре

Хлопки в парах (перед собой, с партнером)

Танцы

II неделя

Перестроение в 2 колонны, ходьба в парах

«Гармошка»

Смена бокового на прямой галоп

Тройной шаг с притопом

«Пружинка»

Подготовка к Новогодним праздникам

«Улитка»

«Гармошка»

Перестроение тройками

Тройной шаг с притопом в паре

«Пружинки»

III неделя

Подготовка танцев к празднику пожилых людей

Подготовка танцев к празднику осени

«Улитка», «Змейка»

 «Круговой галоп»

Пары расходятся влево – вправо

«Узнай по голосу»

«Круговой галоп»

IV неделя

«Делай, как я»

Пропрыгивание вперед – назад

«Круговой галоп»

Новогодние утренники

 «Часики» (голова)

«Круговой галоп»

январь

февраль

март

апрель

май

I неделя

Прыжки друг за другом по кругу

«Коротышки»

«Ищи»

Праздник,

посвященный 8 марта

«Лавата»

«Змейка» со сменой направления

«Танец утят»

II неделя

Подготовка танцев к празднику 23 февраля

Ходьба с движением рук

Отскоки в парах (вперед – назад)

Праздник весны

9 мая

Перестроение из 2 колонн, 2 круга

Приставной шаг (в паре)

«Ищи»

Боковой галоп в парах

Смена мест в паре

«Полька»

Подготовка к выпускному вечеру

III неделя

«Змейка» хороводным шагом

«Здравствуй, друг»

«Ищи»

Праздник,

посвященный 23 февраля

Боковой галоп в паре  со сменой направления

«Ищи»

«Змейка» хороводным шагом

«Парная полька»

«Змейка» со сменой направления

«Здравствуй, друг»

«Ищи»

Ходьба со сменой темпа

«Гори, ясно»

«Полька»

Прямой, боковой галоп

«Гармошка»

«Лавата»

IV неделя

Прыжки с продвижением

Поворот в паре (вокруг партнера)

«Делай, как я»

Подготовка танцев к 8 марта

Подготовка танцев к весне

Подготовка танцев к 9 мая

Поворот в паре (вокруг партнера)

«Зеркало»

«Лавата»

2.3.  Игра на детских музыкальных инструментах

Ценностно-целевые ориентиры: развитие исполнительского творчества; реализация самостоятельной творческой деятельности.

2 Младшая группа

Старше-подготовительная к группа

- знакомить с дудочкой, металлофоном, барабаном, с их звучанием;

- способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания  на детских музыкальных инструментах.

- знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке;

- учить играть на металлофоне, ударных инструментах (русских народных);

- исполнять музыкальные произведения в оркестре, ансамбле.

2 Младшая группа: игра на детских музыкальных инструментах

сентябрь

Знакомство с шумовым инструментом - погремушкой и её разновидностями

октябрь

Знакомство с ударным звенящим инструментом: бубен

ноябрь

Знакомство с ударным инструментом «барабан»

декабрь

«Угадай-ка»: погремушка, бубен, барабан

январь

Знакомство с ударным, звенящим  музыкальным инструментом «колокольчик»

Исполнение в оркестре простых ритмических рисунков

февраль

Знакомство с духовым инструментом (народным) - свистулька

март

Знакомство с духовым (народным) инструментом – «дудочка»

апрель

«Угадай-ка»

май

«Угадай-ка», исполнение в оркестре простых мелодий

Старше-подготовительная  группа: игра на детских музыкальных инструментах

сентябрь

Знакомство с клавишными инструментами: рояль, орган.

октябрь

Знакомство со струнными инструментами: виолончель, скрипка, контрабас. Игра в народном оркестре «Калинка», «Как у наших у ворот» (РНП), «Во саду ли, в огороде» (рнп)

ноябрь

Знакомство с ударными инструментами. История их возникновения: тамбурин, маракас. Оркестровать произведения: «В школу», «Небо синее» (Тиличеева)

декабрь

Знакомство с духовыми инструментами: труба, валторна, гобой, флейта. Оркестровать произведения: «Ходит зайка», «Тень – тень,  потетень» (рнп)

январь

Знакомство с видами оркестров: народный, духовой, симфонический, эстрадный.

февраль

Слушание произведений в исполнении духового оркестра.  

март

Исполнение в оркестре произведений к 8 Марта

апрель

Оркестровать знакомые произведения

май

Повторение пройденного материала. Исполнение  оркестром на выпускном  вечере знакомых произведений: «Турецкий марш» Моцарт

Ш. Целевые ориентиры художественно – эстетического воспитания и развития

2 Младшая группа

Старше-подготовительная  группа

- слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;

- различать звуки по высоте (октава);

- замечать динамические изменения (громко-тихо);

- петь не отставая друг от друга;

- выполнять танцевальные движения в парах;

- двигаться под музыку с предметом.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность.

- узнавать гимн РФ;

- определять музыкальный жанр произведения;

- различать части произведения;

- определять настроение, характер музыкального произведения;

слышать в музыке изобразительные моменты;

- воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;

- сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);

- выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;

- передавать несложный ритмический рисунок;

- выполнять танцевальные движения качественно;

- инсценировать игровые песни;

- исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО

ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.


IV. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса  

Вид музыкальной деятельности

Учебно-методический комплекс

1. Восприятие:

1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999.

2.Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты и аудио приложения для всех групп.

4. Портреты русских и зарубежных композиторов

5. Наглядно - иллюстративный материал:

   - сюжетные картины;

   - пейзажи (времена года).

   6. Музыкальный центр «LG».

7. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы

8.  «Программа по музыкальному воспитанию детей 2 – 7 лет», М.Б. Зацепина, Москва, 2008.

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

2. Пение: музыкально-слуховые представления

1. «Птица и птенчики»

2. «Мишка и мышка»

3. «Чудесный мешочек»

4. «Курица и цыплята»

5. «Петушок большой и маленький»

6. «Угадай-ка»

7. «Кто как идет?»

1. Музыкальное лото «До, ре, ми»

2. «Лестница»

3. «Угадай колокольчик»

4. «На чем играю?»

5. «Громкая и тихая музыка»

6. «Узнай какой инструмент»

- ладовое чувство

1. «Колпачки»

2. «Солнышко и тучка»

3. «Грустно-весело»

1. «Грустно-весело»

2. «Выполни задание»

3. «Слушаем внимательно»

- чувство ритма

1. «Прогулка»

2. «Что делают дети»

3. «Зайцы»

1. «Ритмическое эхо»

2. «Наше путешествие

3. «Определи по ритму»

Вид музыкальной деятельности

Наглядно-иллюстративный материал

3. Музыкально-ритмические движения

1. Н. Зарецкая, З. Роот  «Танцы в детском саду», Айрис-пресс 2009.

2. Тютюнникова «Из чего состоит музыка», комплект  дисков.

3. Разноцветные шарфы  - 25 штук.

4. Разноцветны платочки – 50 штук.

5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка.

4. Игра на детских музыкальных инструментах

Детские музыкальные инструменты:

1. Неозвученные музыкальные инструменты

- бесструнная балалайка – 5 штук;

- трехступенчатая лестница.

2. Ударные инструменты:

- бубен – 7 штук;

- барабан – 2 штук;

- деревянные ложки – 10 штук;

- трещотка – 1 штука;

- треугольник – 3 штук;

- колотушка – 2 штуки;

- колокольчики – 10 штук;

- маракас – 2 штук;

- металлофон (диатонический) – 10 штук;

- ксилофон – 2 штук;

3. Духовые инструменты:

- дудочка – 1 штука;

- губная гармошка – 2 штуки;

4. Струнные инструменты:

- балалайка 1 штука.


V.Литература

  1. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
  2.  Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Ярославль, 2005.
  3. Со-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. – СПб., 2000.
  4. Ирванцова О.В. «Очарование движением», Мозырь, 2007.
  5. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду», Айрис-пресс, 2009.
  6. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», Москва, 2008.
  7.  Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
  8. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду», Москва, 2006.
  9.  Гераскина Л. «Ожидание чуда». Музыкальные занятия и праздники.  Вторая младшая группа, Москва, 2010.
  10. Гераскина Л. «Ожидание чуда». Музыкальные занятия и праздники.  Средняя группа, Москва, 2010.
  11. Гераскина Л. «Ожидание чуда». Музыкальные занятия и праздники.  Старшая группа, Москва, 2010.
  12. Гераскина Л. «Ожидание чуда». Музыкальные занятия и праздники.  Подготовительная группа, Москва, 2010.
  13. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Ясли, Москва, 2009.
  14. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Вторая младшая группа, Москва, 2009.
  15. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Средняя группа, Москва, 2009.
  16. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Старшая  группа, Москва, 2009.
  17. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Подготовительная группа, Москва, 2009.
  18. Картушина М.Ю. «Забавы для малышей», Москва, 2009.
  19. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой., М.. 2007
  20.  «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования \ под.ред.Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  21. Энциклопедия «Музыкальная история», Москва, 2010.
  22. Сборники журналов «Колокольчик», Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка художественно-эстетического направления "Маленький мастер"

В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, презентация. Программа успешно реализуется в 1 классе....

Духовно-нравственное становление личности в творческих объединениях технического, художественно-эстетического и патриотического направлений

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых походов к  определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического в...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно – эстетическому развитию несовершеннолетних «Мир фантазий»

Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей, находящихся в центре. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно мышления и речи, зат...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»

      Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка»

Рабочая программа  по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса...

Программа кружка художественно – эстетического направления «Красота души».

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, неза...

Программа кружка художественно-эстетической направленности "Веселое творчество" для детей с ОВЗ

Программа кружка «Веселое творчество» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно...