Конспект урока по предмету чтение на тему: "Дифференциация звуков В - Ф"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока по предмету чтение в 7 классе коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по предмету "Основы грамоты" | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»
ТЕМА «Дифференциация звуков В и Ф в словах».
Предмет: чтение.
Место занятия в структуре образовательного процесса, урок по учебному плану.
Номер урока по теме: 2
Тип урока: практическое закрепление знаний.
Цель урока: упражнять в чтении слогов и слов из пройденных букв, продолжать учить детей выделять звуки и буквы В и Ф в словах.
Задачи:
- образовательные:
- соотнесение образа буквы со звуком;
- упражнение в выделении и дифференциации звуков и букв В и Ф в словах;
- чтение слогов и слов из пройденных букв;
- коррекционные:
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания, памяти;
-коррекция звукопроизношения, развитие связной речи;
- развитие пространственной ориентации
- воспитательные:
- воспитание культуры поведения; вежливости при общении.
Демонстрационный материал:
Касса букв, картинки с изображением флага, медведя, фруктов, дивана, футболиста, лимона, жирафа, туфлей, слив, волка, шкафа, зебры, вилки, таблички с этими же словами, картинка с нарисованными человечками (мальчик и девочка).
Раздаточный материал:
кассы букв, индивидуальные карточки для чтения:
учащиеся с достаточным уровнем сформированности навыков чтения
Вставь букву В или Ф.
Жира.. , сли…а, жи…от, теле…он, кон…ета,
коро…а, …утбол, теле…изор, ди…ан, …рач,
шо…ер, по…ар, мед…едь, дере…о, ту…ли.
жираф
флаг
волк
диван
телефон
медведь
шкаф
сливы
туфли
В девочка Ф
фрукты
Учащиеся со средним уровнем сформированности навыков чтения:
Учащиеся с низким уровнем сформированности чтения:
Этапы и приемы работы | Цели этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организа ционный момент. | мобилизация внимания учащихся, профилактика искривления позвоночника | Ребята! Прозвенел звонок – начинается урок. Сядьте, пожалуйста, ровно, выпрямите спину, поставьте ноги на пол, руки лежат на парте спокойно, глаза смотрят на меня. | Дети выполняют инструкции учителя. | Учитель следит за правильной осанкой учащихся на протяжении всего урока. |
Ориентировка во времени. | Коррекция ориентировки во времени (уточнение числа, дня недели, месяца,времени года,названия урока.) | Давайте еще раз вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели и время года, какой сейчас будет урок и какой по счету этот урок сегодня. | Сегодня декабря, вторник, урок основы грамоты, пятый по счету. | Если дети затрудняются с ответами на вопросы, обратить их внимание на календарь погоды. |
Артикуляционная гимнастика. | Развитие артикуляционного аппарата, повторение пройденных букв и слогов. | -Давайте вспомним некоторые изученные нами буквы и произнесем их громко и четко. Учитель показывает карточки с буквами А, У, И, Ы, П, М, и четко и утрированно их произносит, побуждая учащихся повторять. -Как мы дрожим от холода В-В-В-В-В-В. -Как котик фыркает Фыр-фыр-фыр. -Как лает щенок «АФ-аф-аф». -Как мы устали «Уф-уф-уф». | Учащиеся повторяют предложенные буквы и слоги. | Учитель следит за правильной артикуляцией. |
Закрепление пройденного материала. | Развитие внимания, памяти, закрепление некоторых ранее пройденных букв, понятия гласные и согласные буквы, понятия алфавит. | Учитель обращает внимание детей на разрезную азбуку. -Что это? - В каком порядке расположены буквы в нашей азбуке? - Какая первая буква в алфавите? -Какая последняя буква в алфавите? -Правильно буква А первая, а буква Я последняя в алфавите. -Буквы А и Я гласные или согласные буквы? -А вы все буквы помните? Учитель показывает букву, а ученики ее называют и определяют гласная это буква или согласная. Учитель показывает 3-4 буквы (среди них буквы В и Ф). -Давайте поиграем в игру, какая буква спряталась?. | - Это азбука. -В алфавитном порядке. - Буква А. -Буква Я. - Это гласные буквы. - Да. Дети достают эти буквы из разрезной азбуки и показывают их учителю. Дети называют эти буквы и определяют гласная это буква или согласная. Дети выполняют инструкции учителя. | Учитель ставит эти буквы на доску. Игра: «Какая буква спряталась?». (Дети закрывают глаза, учитель убирает одну из букв, расположенных на доске в разрезную азбуку, а дети должны назвать и поставить обратно эту букву. Последней буквой, которую отгадывают дети, будет буква Ф. |
Сообщение знаний по теме урока. | Дифференциация звуков В и Ф в словах, определение позиции звука в слове, соотнесение звуков В и Ф с буквой. | Учитель показывает детям картинку с изображением уже знакомого детям человечка. -Здравствуйте, ребята, вы помните, кто я? -А вы помните, какая моя любимая буква? -А почему буква Ф моя любимая буква? -Кто найдет букву Ф на табличке? -Почему буква Ф большая? -Мне на вашем уроке в прошлый раз так понравилось, что сегодня я пришел к вам на урок не один. Со мной пришла моя подружка. Ее зовут Вера. -Здравствуйте, ребята. - А как вы думаете, какая у Веры любимая буква? -Правильно, В моя любимая буква, потому что мое имя начинается на букву В. - Кто найдет мою любимую букву? - А почему моя буква большая, другие маленькие? -У нас две любимые буквы: у Вали любимая буква В, а у Феди - Ф. -Скажите, буквы В и Ф гласные или согласные? - Почему? -Правильно. Давайте громко и четко скажем эти звуки. -А теперь давайте скажем звуки В и Ф шепотом. -Получилось две буквы Ф. Почему? -Правильно, согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звук В звонкий или глухой? -А звук Ф звонкий или глухой? -У Феди имя начинается с глухого звука Ф, а у Веры имя начинается со звонкого звука В. -Давайте с вами поиграем в игру. У нас есть слова со звуками В и Ф, а сможете ли вы отгадать, какой звук есть в слове В или Ф? Слова со звуком В мы отдадим Вале, а слова со звуком Ф мы отдадим Феде. Учитель показывает детям картинки: флаг, жираф, зебра, ведро, шарф ,вилка, туфли, шкаф, фрукты, сливы -Молодцы, ребята, хорошо постарались. -А сейчас пора размяться. Давайте вместе сделаем физминутку. | - Да, ты Федя. -Буква Ф. -Потому что имя Федя начинается на букву Ф. -Потому что имена людей пишутся с большой буквы. -Здравствуй. -Буква В. -Потому что имена людей пишутся с большой буквы. -Согласные. - Их нельзя петь. Дети, по возможности, повторяют за учителем звуки. Дети повторяют звуки шепотом. - Потому что шепотом звонкие звуки слышатся, как глухие. -Звонкий. -Глухой. Дети определяют наличие звука В или Ф в словах, определяют положение звука в слове и показывают его на карточках. Затем ставят карточку к Вере или к Феде. | На доске появляется табличка «Федя». Один ученик выходит к доске и подчеркивает букву Ф. .Учитель показывает детям рисунок с изображением девочки. На доске появляется табличка с надписью «Вера». Ученик выходит к доске и подчеркивает букву В. |
Физминутка. | -Помните, как мы прошлый раз изобразили букву Ф? Давайте сейчас повторим. -Молодцы, у вас хорошо получилось. -А теперь давайте немного разомнемся для пользы здоровья. Мы похлопаем руками: Раз, два, три. Мы потопаем ногами: Раз, два, три. Вверх мы руки поднимаем: Раз, два, три. Вниз мы руки опускаем: Раз, два, три. -Ну что, Федя, как твое здоровье? -Здоровье в порядке, спасибо зарядке. | Учащиеся ставят руки на бока, ноги вместе. Учащиеся хлопают руками, Учащиеся топают ногами, Поднимают руки вверх, Опускают руки вниз и ударяют руками по ногам. | Учитель побуждает учащихся произносить слова вместе с учителем и следит за правильным выполнением действий. | |
Работа с индивидуальными карточками. | Практическая, самостоятельная работа по выделению буквы и звука ф в словах, чтение слов с буквой Ф. | -Ребята, давайте покажем Вере и Феде, как хорошо мы знаем их любимые буквы. Сейчас я раздам вам карточки с заданием, которое вы выполните сами. Учитель раздает учащимся индивидуальные карточки и объясняет задание детям. Затем проверяет работы. -Артем Егиазарян сейчас будет работать на компьютере. Учитель объясняет Артему задание. -Молодцы, вы хорошо потрудились. | Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выполняют задания на карточках (Артем Е. на компьютере). Учитель проверяет и помогает. | Задание для учащихся с достаточным уровнем сформированности уровня чтения: вставить в слова букву В или Ф. Для учащихся со средним уровнем: провести стрелочку от слова с буквами В или Ф к нарисованным Вере или Феде. Для учащихся с низким уровнем сформированности уровня чтения: Закрасить букву В зеленым цветом, а букву Ф синим. |
Итог урока. | Оценка работы учеников на уроке. | -Ребята, нам с вами было очень интересно. Вы теперь хорошо знаете и различаете наши буквы. - Какие у нас любимые буквы? -Кто вспомнит, какой звук звонкий В или Ф? -А звук Ф какой? -Молодцы вы все правильно запомнили. А сейчас мы должны уйти. Мы то же должны продолжать учиться. До свидания, до новых встреч. -Наш урок то же заканчивается. Вы хорошо потрудились на уроке. -Какие звуки мы сегодня различали? -Вы сегодня все старались, все справились с заданиями, поэтому я всем ставлю отметку 5. - Сейчас я раздам вам карточки с домашним заданием для вас. -Прозвенел звонок, вот и кончился урок. | - У Веры В, а у Феди Ф. -Звук В звонкий. -Звук Ф глухой. -До свидания, Федя и Вера. Приходите к нам в гости еще. -Звуки В и Ф. | Учитель убирает рисуноки с нарисованными человечками. Учитель ставит отметки в журнал и в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету чтение на тему: "Выделение звука и буквы Ф".
Конспект урока по предмету чтение в 6 классе коррекционной школы....
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "И.А. Крылов "Лебедь, щука и рак""
конспект урока по чтению И.А. Крылов "Лебедь, щука и рак" 4 класс, школа 8 вида...
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме «Июльская гроза». А. Платонов, 5 класс
Конспект урока чтения "Июльская гроза". А. Платонов. 5 класс....
Конспект урока по коррекционно-развивающему занятию. Тема: «Дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам»
Конспект урока по коррекционно-развивающему занятию. Тема: «Дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам»...
Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)
Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Звук и буква Ж", 1 класс
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Звук и буква Ж", 1 класс...