Конспект урока по предмету чтение на тему: "Выделение звука и буквы Ф".
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока по предмету чтение в 6 классе коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Выделение звука и буквы Ф в словах" | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»
ТЕМА «ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ Ф В СЛОВАХ».
Предмет: чтение.
Место занятия в структуре образовательного процесса, урок по учебному плану.
Номер урока по теме: 2
Тип урока: практическое закрепление знаний.
Цель урока: упражнять в чтении слогов и слов из пройденных букв, продолжать учить детей выделять звук и букву Ф в словах.
Задачи:
- образовательные:
- соотнесение образа буквы со звуком;
- упражнение в выделении звука и буквы Ф в словах;
- чтение слогов и слов из пройденных букв;
- составление слов из двух слогов;
- коррекционные:
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания, памяти;
_коррекция звукопроизношения, развитие связной речи;
- развитие пространственной ориентации
- воспитательные:
- воспитание культуры поведения;
- воспитание патриотических чувств.
Демонстрационный материал:
Касса букв, картинки с изображением флага, фруктов, футболистов, лимона, жирафа, туфлей, шкафа, зебры, шарфа, таблички с этими же словами, полоска и квадрат, слоги: жи, раф, фут, бол, фрук, ты, ли, мон; картинка с нарисованным человечком в виде буквы Ф.
Раздаточный материал:
кассы букв, индивидуальные карточки для чтения:
учащиеся с достаточным уровнем сформированности навыков чтения:
Фонарь, чашка, кофта, светофор,
Филин, вилка, овощи, февраль, март, кофе
Учащиеся с низким уровнем сформированности навыков чтения:
УФ, АФ, УХ, ОФ, ОР, ЫФ
ФА, МА, ФЫ, СЫ, ФУ, ЩУ.
Ход урока.
Этапы и приемы работы | Цели этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организацион ный момент. | мобилизация внимания учащихся, профилактика искривления позвоночника | Ребята! Прозвенел звонок – начинается урок. Сядьте, пожалуйста, ровно, выпрямите спину, поставьте ноги на пол, руки лежат на парте спокойно, глаза смотрят на меня. | Дети выполняют инструкции учителя. | Учитель следит за правильной осанкой учащихся на протяжении всего урока. |
Ориентировка во времени. | Коррекция ориентировки во времени (уточнение числа, дня недели, месяца,времени года,названия урока.) | Давайте еще раз вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели и время года, какой сейчас будет урок и какой по счету этот урок сегодня. | Сегодня 1 февраля, среда, урок чтения, второй по счету. | Если дети затрудняются с ответами на вопросы, обратить их внимание на календарь погоды. |
Артикуляционная гимнастика. | Развитие артикуляционного аппарата, повторение пройденных букв. | -Давайте вспомним некоторые изученные нами буквы и произнесем их громко и четко. Учитель показывает карточки с буквами А, У, И, Ы, П, М, и четко и утрированно их произносит, побуждая учащихся повторять. | Учащиеся хором повторяют предложенные буквы. | Учитель следит за правильной артикуляцией. |
Закрепление пройденного материала. | Развитие внимания, закрепление некоторых ранее пройденных букв. | -Какой звук и букву мы сейчас изучаем? -Найдите у себя букву Ф и покажите ее мне. -Молодцы, все правильно нашли букву Ф, которую мы сейчас изучаем. -А другие буквы вы так же хорошо запомнили? Учитель называет 3-4 буквы. - Какие буквы мы с вами вспомнили. - Давайте сейчас поиграем в игру « Какая буква спряталась?» | - Звук и букву Ф. Учащиеся достают из разрезной азбуки Букву Ф и показывают учителю. - Да. Дети достают эти буквы из разрезной азбуки и показывают их учителю. - Дети называют эти буквы. - Дети выполняют инструкции учителя. | Учитель ставит букву Ф на доску. Учитель ставит эти буквы на доску. Игра «Какая буква спряталась?». (Дети закрывают глаза, учитель убирает одну из букв, расположенных на доске в разрезную азбуку, а дети должны назвать и поставить обратно эту букву. Последней буквой, которую отгадывают дети, будет буква Ф. |
Сообщение знаний по теме урока. | Выделение звука Ф в словах, определение позиции звука в слове, соотнесение звука Ф с буквой. | Учитель обращает внимание учащихся на стенд «Чтение и письмо». -Посмотрите, вот она, буква Ф. -А какая картинка нарисована рядом с буквой Ф? -Правильно, а какой страны этот флаг? -Какие цвета у флага Российской Федерации? -Правильно, три цвета: белый, синий, красный-это цвета флага России или Российской Федерации. -А почему рядом с буквой Ф находится картинка с изображением флага. -Где стоит буква Ф в слове флаг: в начале, середине или конце слова? -Правильно. Как мы учились показывать на карточке, что буква Ф стоит в начале слова? -Посмотрите, ребята, к нам сегодня на урок пришел еще один гость. -Здравствуйте, ребята. -Давайте спросим, как зовут нашего гостя. Учитель предлагает детям по очереди задать вопрос. -Меня зовут Федя. А вы можете мне сказать, какой у вас сейчас урок? -А какую букву вы сейчас изучаете? -А вот я могу сложить букву Ф из палочек, а вы можете? -Давайте сложим Ф из палочек, я буду складывать букву на доске, а вы па парте. Посмотрим, кто лучше сложит. Учитель выкладывает букву Ф на доске. -Молодцы, вы, как и я можете сложить мою любимую букву из палочек. А вы догадались, почему буква Ф моя любимая буква? Учитель пишет на доске слово Федя и предлагает ученику выйти и подчеркнуть букву Ф. - Почему в слове Федя буква Ф большая, а другие буквы маленькие. -Правильно, Ф моя любимая буква, потому что мое имя начинается на букву Ф, посмотрите на меня, я поставил руки в боки, и стал похож на какую букву? Федя читает детям стихотворение: Букв немало вы узнали, Добрались до буквы Ф, Есть слова, где Ф в начале, В середине и в конце. -Ребята, а вы можете помочь мне найти мою любимую букву в других совах? -У меня есть картинки, помогите мне выбрать из них только те, на которых нарисованы объекты, в названиях которых есть звук и буква Ф и определить, где находится звук Ф в слове. Учитель показывает детям картинки: флаг, жираф, зебра, шарф, туфли, сапоги, шкаф, фрукты. -Спасибо вам, ребята. -А сейчас я немного устал, мне надо размяться. Давайте вместе сделаем физминутку. | -Флаг. -России. (Российской Федерации) -Белый, синий, красный -Потому что, слово флаг начинается на букву Ф. -В начале слова. -Дети показывают на карточках положение звука в слове. -Здравствуйте. -Скажите, пожалуйста, как вас зовут? -Урок чтения. -Букву Ф. -Да. Учащиеся выкладывают букву Ф на партах. -Потому что имя Федя начинается на букву Ф. - потому что имена людей пишутся с большой буквы. -На букву Ф. -Поможем. Дети определяют наличие звука Ф в словах, определяют положение звука в слове и показывают его на карточках. | На доске учитель пишет слово флаг, а ученик подчеркивает букву Ф. Учитель показывает на доске.Учитель показывает детям рисунок с изображением человека, который поставил руки на бока и стал похожим на букву Ф. Если учащиеся не догадаются сами, можно напомнить, что его имя Федя. Дети показывают положение звука в слове на полосе и называют его позицию: в начале, середине или в конце слова. |
Физминутка. | -кто может ,как и я, изобразить букву Ф? -Молодцы, у вас то же получилось. -А теперь давайте немного разомнемся для пользы здоровья. Мы похлопаем руками: Раз, два, три. Мы потопаем ногами: Раз, два, три. Вверх мы руки поднимаем: Раз, два, три. Вниз мы руки опускаем: Раз, два, три. -Ну что, Федя, как твое здоровье? -Здоровье в порядке, спасибо зарядке. | Учащиеся ставят руки на бока, ноги вместе. Учащиеся хлопают руками, Учащиеся топают ногами, Поднимают руки вверх, Опускают руки вниз и ударяют руками по ногам. | Учитель побуждает учащихся произносить слова вместе с учителем и следит за правильным выполнением действий. | |
Работа с индивидуальными карточками. | Практическая, самостоятельная работа по выделению буквы и звука ф в словах, чтение слов с буквой Ф. | -Ребята, давайте покажем Феде, как хорошо мы знаем его любимую букву. Сейчас я раздам вам карточки с заданием, которое вы сами выполните, а потом Федя проверит, правильно ли вы справились с заданием. Учитель раздает учащимся индивидуальные карточки и объясняет задание детям. Затем проверяет работы. -Молодцы, вы хорошо потрудились. | Учащиеся самостоятельно или с некоторой помощью учителя выполняют задания на карточках. | Задание для учащихся с достаточным уровнем сформированности уровня чтения: подчеркнуть и прочитать слова с буквой Ф; Для учащихся с низким уровнем сформированности уровня чтения: подчеркнуть букву Ф в слогах и прочитать их. |
Составление слов из двух слогов. | Чтение слогов с буквой Ф и составление слов с буквой Ф из двух слогов. Выделение звука и буквы Ф в словах. | -А теперь, давайте поиграем в игру « Какое слово не подходит?» Учитель объясняет детям условие игры. -Федя сложил слова с буквой Ф из слогов, но нечаянно эти слова у него рассыпались. Посмотрите, вместо слов у него теперь отдельные слоги. Давайте из этих слогов опять сделаем слова. -Давайте еще раз прочитаем слова, которые у нас получились. -Сколько слов у нас получилось? -Одно слово сюда не подходит. Давайте подумаем, какое? -Правильно, лишнее слово лимон, т.к. в нем нет буквы Ф. | Учащиеся читают один слог и находят для него подходящий по смыслу слог. В полученном слове один из учащихся подчеркивает букву Ф. Дети хором читают слова. -Четыре. -Лимон. | На доске две группы карточек. В первой группе карточки с первым слогом, во второй группе карточки со вторым слогом. Таким образом получаются слова: футбол, жираф, лимон и фрукты. Если учащиеся сами не определят, какое слово лишнее, учитель помогает определить это слово. |
Итог урока. | Оценка работы учеников на уроке. | -Ребята, мне с вами было очень интересно. Вы теперь хорошо знаете мою букву. А сейчас я должен пойти к другим ученикам и проверить, знают ли они мою букву. До свидания, Ребята, я надеюсь, что и другие буквы вы знаете так же хорошо,как и мою. -Наш урок то же заканчивается. Вы хорошо потрудились на уроке. - Домашнее задание нужно сделать на карточках, которые я вам сейчас раздам. -Ребята, какую букву мы повторяли на этом уроке? - Какая это буква: гласная или согласная? - Найдите эту букву у себя в кассе букв. -Наш урок подошел к концу,вы все были молодцы, старались выполнять задания, старались помочь Феде. Поэтому всем ставлю отметку 5. | -До свидания, Федя. Приходи к на в гости еще. -Мы повторяли букву Ф. - Согласная. | Учитель убирает рисунок с нарисованным человеком. Учитель ставит отметки в журнал и в дневники. Дети находят и показывают учителю букву Ф. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету чтение на тему: "Дифференциация звуков В - Ф"
Конспект урока по предмету чтение в 7 классе коррекционной школы....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: звук и буква "Яя"
Данный урок – урок приобретения новых знаний. Относится к букварному периоду. Это первый урок знакомства с данной буквой. Конспект урока содержит виды и формы деятельности, способствующей познавательн...
Конспект открытого урока по предмету "Арифметика" на тему "Выделение семи предметов из множества"
Тема:Выделение 7 предметов из множества. Соотнесение цифры и числа 7. Цель урока: Учить соотносить цифру с соответствующим множеством предметов; Задачи урока:Образо...
Конспект урока в 1 классе "Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ"
Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...
Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)
Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Звук и буква Ж", 1 класс
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Звук и буква Ж", 1 класс...