Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Пономаренко Людмила Николаевна

Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx136.33 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Чтение (Литературное чтение)

Класс 8 В

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)

Цель урока: продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина

Задачи урока:

Образовательные:

-формировать умение ориентироваться в структуре и содержании сказки;

- формировать умение различать главных и второстепенных героев и выражать свое отношение к ним;

-формировать умение различать народные и авторские сказки.

Коррекционно-развивающие:

-развивать и корригировать мышление учащихся через работу с проблемными вопросами;

-развивать слуховое и зрительное внимание посредством использования мультимедийной презентации, через работу над выборочным чтением.

Воспитательные:

-формировать читательский интерес к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов;

-формировать основы нравственности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая работа

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал, иллюстрации.

Демонстрационный материал: презентация, подготовленная учителем, картинный план, карточки с отрывками из текста, «монеты», образец крупы полбы.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Будем думать и читать,

И друг другу помогать.

2. Речевая разминка

    «Ест за четверых, работает за семерых»

    «Лоб у него заранее трещит»

    «Много захочешь, последнее потеряешь»

    - прочитайте жужжащим способом,

    - вопросительно,

    - сначала медленно, а потом быстрее,

    - утвердительно,

    - с насмешкой.

    ИТОГ: Разминка поможет нам в выразительном чтении.

3. Определение темы и цели урока

- Из какого произведения взяты эти предложения?

(Из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)

- Назовите автора Сказки о попе и о работнике его Балде».

(А.С. Пушкин)

- Сформулируйте тему урока.

(А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

- Сегодня мы продолжим работу над содержанием сказки.

4. Постановка проблемы.

-  Прочитайте известное выражение великого русского поэта.

Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

- Действительно, ребята, сказки могут многому нас научить.

- В конце урока мы узнаем, чему учит «Сказка о попе и о работнике его Балде».

5. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

- На пути главного героя сказки встречается много испытаний, с которыми он справляется, проявляя ловкость, смекалку, знания.

- Вот и сейчас вам тоже придётся пройти испытания, показав свои знания содержания сказки.

А) Составление плана к сказке «Сказка о попе и работнике его Балде»

- Расположите иллюстрации к сказке в нужной последовательности.

(на доске уч-ся выставляют картинки по частям),

- На прошлом уроке мы разделили сказку на части.
- Озаглавьте части сказки, опираясь на данный картинный план.

- Как можно озаглавить первую часть? (Встреча попа с Балдой.)

- Озаглавьте вторую часть. (Исправный работник)

- Озаглавьте третью часть. (Балда собирает оброк.)

- Озаглавьте четвертую часть. (Расплата)

(уч-ся выставляют под картинным планом заголовки частей, остальные уч-ся в тетрадях выставляют нумерацию частей плана)

Проверка:

План

1.Встреча попа с Балдой.

2.Исправный работник.

3. Балда собирает оброк.

4.Расплата.

6. Работа с текстом.

А) Словарная работа. Индивидуальная работа (карточки на партах)

- В первой части вы познакомились с новыми словами.

- Проверим, знаете ли вы значение этих слов.

- Обозначьте стрелкой слово с его значением (1 вариант)

конюх                                   каша из пшеницы        

полба                                    дом с постройками  

подворье                              работник, ухаживающий за лошадьми                                             

- Обозначь стрелкой слово с его значением (2 вариант)

Конюх  

                                                                                  каша из пшеницы

Полба

дом с постройками   

Подворье  

                                                    работник, ухаживающий за лошадьми.                                                                                                                 

Проверка:

Б) Игра “ Угадайте героя сказки”

- Определите героя по описанию и какому герою сказки принадлежат следующие высказывания:

Игра “ Угадай героя сказки”

(Учащиеся читают по 1 отрывку и называют героя сказки)

По описанию

  1. «Спит себе на соломе,

     Ест за четверых,

     Работает за семерых…»_________________

  1. «Попёнок зовёт его тятей,

Кашу заварит, нянчится с дитятей»._______________

  1. «О расплате думает частенько;

Время идёт, и срок уж близенько.»____________

                          По высказываниям героев сказки

  1. «Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,

А требуй, чтоб исполнил точь-в точь»._______________

  1. «Платить обязались черти

Мне оброк по самой моей смерти…»__________

Проверка:        

Физкультминутка

- А теперь немного отдохнём.

Потрудились-отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Наклониться, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

В) Беседа о прочитанном.

– За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года)

– Сколько условий было поставлено перед Балдой, прежде чем он получил оброк? (3)

(Обежать вокруг моря, бросить палку на большое расстояние, поднять лошадь)

-  Прочитаем из 4 части отрывок по ролям, в котором говорится о состязании Балды с бесёнком.

- На каких словах она начинается? («Чтобы впредь не было никому горя:…»)

- Подумайте какие действия предпринял Балда чтобы выиграть состязание?  (рассказ про то как он поймал зайцев)                                                                                                                                    

- В этой части есть 3 обращения Балды.

- Найдите 1ое, к кому оно адресовано? (бесёнку)

- Прочитайте и скажите с какой интонацией или с каким чувством надо прочитать эти строчки?  (вопросительно, гордо, уверенно, самодовольно)

- Какую позу можно принять когда читаешь эти строки?

- Примем эту позу и прочитаем хором

- Найдите 2-ое обращение, к кому оно адресовано?

- Прочитайте и скажите как надо прочитать 2-ое обращение? Какое движение можно сделать? (сначала медленно, а потом быстрее, можно погрозить пальцем)

- Прочитаем хором, так как сказали.

- К кому обращается Балда  в 3-ий раз? (к зайцу)

- Как прочитаем эти слова?  (ласково, нежно)

- Прочитаем хором. (читают хором)

ИТОГ: Почему Балда выиграл состязание? (сразу преподнес себя победителем, проявил смекалку)

- Получил Балда оброк?

-  1-вариант (Надя, Соня): прочитайте и найдите глагол, который показывает в каком настроении идет Балда?(покрякивает)

   - 2-вариант (Костя, Аня): найдите глаголы, которые показывает настроение попа? (вскакивает, прячется, со страху корячится) 

   - Что это значит? (победу, удовольствие что сейчас поп с ним расплатится, а поп очень боится)

   - Почему поп подпрыгнул до потолка? Лишился языка? Вышибло ум? (от страха, от силы)

- Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

- Что такое дешевизна? (небольшая плата за выполнение большого объема работы)

– Какой смысл содержится в этих словах? (Жадность до добра не доводит)

7. Закрепление изученного материала
Сравнительная характеристика черт характера Балды, попа.
 

- Назовите положительного героя сказки. (Балда)

(на партах лежат листочки со словами-чертами характера)

- Выберите слова, которые характеризуют Балду?

(Добрый, трудолюбивый, умный, смелый, справедливый)

- На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

- Есть в сказке отрицательный герой? (поп)

Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (жадный, глупый, трусливый)

- Кто из них вам понравился?

- Какое качество Балды вы хотели бы иметь в своем характере? Почему?         8. Итог урока

- Какое из прочитанных на разминке предложений подходит к концу сказки? (Много захочешь последнее потеряешь)

- Почему я взяла три предложения?  (3 часто используется в сказках) 

- Как использовал это число автор? (3 щелчка, 3 состязания, три раза морщил Б воду, 3 раза пострадал поп от щелчков- прыгнул до потолка, лишился поп языка, вышибло ум у старика)

- Вернёмся к эпиграфу нашего урока:

- Почему сказка – ложь? (вымысел)

- Этой фразой Александр Сергеевич Пушкин хотел сказать, что в сказке присутствует выдуманный сюжет.

- Какой урок хотел дать автор?

- «Сказка о попе и работнике его Балде» учит: 

- не быть жадным,

- соблюдать условия договора,

- уметь выходить из любой ситуации при помощи ума и смекалки,

- уважать свой и чужой труд.

Сказка учит не жить за чужой счет, а учит быть трудолюбивым.

9. Оценки за урок

- Спасибо всем за работу на уроке!

10. Домашнее задание

1. Найти в тексте и записать в тетрадь 5 пословиц и поговорок.

2. Найти в тексте и записать в тетрадь 3 пословицы и поговорки.

11. Рефлексия

- Сегодня вы замечательно работали.

- А сейчас я предлагаю вам собрать оброк.

- У каждого из вас на парте лежит золотая монета.

- Если на уроке вам было интересно - отдайте монету Балде.

- Если на уроке вам было не интересно – попу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по сказке А.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде"

тест проводится в 7 классе коррекционной школы VIII вида...

урок литературы в 5 классе по "Справедлив ли Балда?" (по "Сказке о попе и работнике его Балде А.С.Пушкина)

Нестандартный урок литературы.Урок-суд, построенный в соответствии с требованиями ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по предмету Литературное чтение. Тема: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Поэма.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича  по предмету Литературное чтение...

Конспект урока по предмету "Биология" по теме "Использование злаков в народном хозяйстве" (7 класс, программа вариант 9.1)

Материал поможет учителю вызвать большую заинтересованность у обучающихся на уроке биологии  при изучении темы "Использование злаков в народном хозяйстве"....