Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 136.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Чтение (Литературное чтение)
Класс 8 В
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)
Цель урока: продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина
Задачи урока:
Образовательные:
-формировать умение ориентироваться в структуре и содержании сказки;
- формировать умение различать главных и второстепенных героев и выражать свое отношение к ним;
-формировать умение различать народные и авторские сказки.
Коррекционно-развивающие:
-развивать и корригировать мышление учащихся через работу с проблемными вопросами;
-развивать слуховое и зрительное внимание посредством использования мультимедийной презентации, через работу над выборочным чтением.
Воспитательные:
-формировать читательский интерес к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов;
-формировать основы нравственности, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая работа
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал, иллюстрации.
Демонстрационный материал: презентация, подготовленная учителем, картинный план, карточки с отрывками из текста, «монеты», образец крупы полбы.
Ход урока
- Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Будем думать и читать,
И друг другу помогать.
2. Речевая разминка
«Ест за четверых, работает за семерых»
«Лоб у него заранее трещит»
«Много захочешь, последнее потеряешь»
- прочитайте жужжащим способом,
- вопросительно,
- сначала медленно, а потом быстрее,
- утвердительно,
- с насмешкой.
ИТОГ: Разминка поможет нам в выразительном чтении.
3. Определение темы и цели урока
- Из какого произведения взяты эти предложения?
(Из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)
- Назовите автора Сказки о попе и о работнике его Балде».
(А.С. Пушкин)
- Сформулируйте тему урока.
(А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
- Сегодня мы продолжим работу над содержанием сказки.
4. Постановка проблемы.
- Прочитайте известное выражение великого русского поэта.
Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
- Действительно, ребята, сказки могут многому нас научить.
- В конце урока мы узнаем, чему учит «Сказка о попе и о работнике его Балде».
5. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
- На пути главного героя сказки встречается много испытаний, с которыми он справляется, проявляя ловкость, смекалку, знания.
- Вот и сейчас вам тоже придётся пройти испытания, показав свои знания содержания сказки.
А) Составление плана к сказке «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Расположите иллюстрации к сказке в нужной последовательности.
(на доске уч-ся выставляют картинки по частям),
- На прошлом уроке мы разделили сказку на части.
- Озаглавьте части сказки, опираясь на данный картинный план.
- Как можно озаглавить первую часть? (Встреча попа с Балдой.)
- Озаглавьте вторую часть. (Исправный работник)
- Озаглавьте третью часть. (Балда собирает оброк.)
- Озаглавьте четвертую часть. (Расплата)
(уч-ся выставляют под картинным планом заголовки частей, остальные уч-ся в тетрадях выставляют нумерацию частей плана)
Проверка:
План
1.Встреча попа с Балдой.
2.Исправный работник.
3. Балда собирает оброк.
4.Расплата.
6. Работа с текстом.
А) Словарная работа. Индивидуальная работа (карточки на партах)
- В первой части вы познакомились с новыми словами.
- Проверим, знаете ли вы значение этих слов.
- Обозначьте стрелкой слово с его значением (1 вариант)
конюх каша из пшеницы
полба дом с постройками
подворье работник, ухаживающий за лошадьми
- Обозначь стрелкой слово с его значением (2 вариант)
Конюх | каша из пшеницы |
Полба | дом с постройками |
Подворье | работник, ухаживающий за лошадьми. |
Проверка:
Б) Игра “ Угадайте героя сказки”
- Определите героя по описанию и какому герою сказки принадлежат следующие высказывания:
Игра “ Угадай героя сказки”
(Учащиеся читают по 1 отрывку и называют героя сказки)
По описанию
- «Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых…»_________________
- «Попёнок зовёт его тятей,
Кашу заварит, нянчится с дитятей»._______________
- «О расплате думает частенько;
Время идёт, и срок уж близенько.»____________
По высказываниям героев сказки
- «Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб исполнил точь-в точь»._______________
- «Платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти…»__________
Проверка:
Физкультминутка
- А теперь немного отдохнём.
Потрудились-отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Наклониться, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
В) Беседа о прочитанном.
– За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года)
– Сколько условий было поставлено перед Балдой, прежде чем он получил оброк? (3)
(Обежать вокруг моря, бросить палку на большое расстояние, поднять лошадь)
- Прочитаем из 4 части отрывок по ролям, в котором говорится о состязании Балды с бесёнком.
- На каких словах она начинается? («Чтобы впредь не было никому горя:…»)
- Подумайте какие действия предпринял Балда чтобы выиграть состязание? (рассказ про то как он поймал зайцев)
- В этой части есть 3 обращения Балды.
- Найдите 1ое, к кому оно адресовано? (бесёнку)
- Прочитайте и скажите с какой интонацией или с каким чувством надо прочитать эти строчки? (вопросительно, гордо, уверенно, самодовольно)
- Какую позу можно принять когда читаешь эти строки?
- Примем эту позу и прочитаем хором
- Найдите 2-ое обращение, к кому оно адресовано?
- Прочитайте и скажите как надо прочитать 2-ое обращение? Какое движение можно сделать? (сначала медленно, а потом быстрее, можно погрозить пальцем)
- Прочитаем хором, так как сказали.
- К кому обращается Балда в 3-ий раз? (к зайцу)
- Как прочитаем эти слова? (ласково, нежно)
- Прочитаем хором. (читают хором)
ИТОГ: Почему Балда выиграл состязание? (сразу преподнес себя победителем, проявил смекалку)
- Получил Балда оброк?
- 1-вариант (Надя, Соня): прочитайте и найдите глагол, который показывает в каком настроении идет Балда?(покрякивает)
- 2-вариант (Костя, Аня): найдите глаголы, которые показывает настроение попа? (вскакивает, прячется, со страху корячится)
- Что это значит? (победу, удовольствие что сейчас поп с ним расплатится, а поп очень боится)
- Почему поп подпрыгнул до потолка? Лишился языка? Вышибло ум? (от страха, от силы)
- Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
- Что такое дешевизна? (небольшая плата за выполнение большого объема работы)
– Какой смысл содержится в этих словах? (Жадность до добра не доводит)
7. Закрепление изученного материала
Сравнительная характеристика черт характера Балды, попа.
- Назовите положительного героя сказки. (Балда)
(на партах лежат листочки со словами-чертами характера)
- Выберите слова, которые характеризуют Балду?
(Добрый, трудолюбивый, умный, смелый, справедливый)
- На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)
- Есть в сказке отрицательный герой? (поп)
Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (жадный, глупый, трусливый)
- Кто из них вам понравился?
- Какое качество Балды вы хотели бы иметь в своем характере? Почему? 8. Итог урока
- Какое из прочитанных на разминке предложений подходит к концу сказки? (Много захочешь последнее потеряешь)
- Почему я взяла три предложения? (3 часто используется в сказках)
- Как использовал это число автор? (3 щелчка, 3 состязания, три раза морщил Б воду, 3 раза пострадал поп от щелчков- прыгнул до потолка, лишился поп языка, вышибло ум у старика)
- Вернёмся к эпиграфу нашего урока:
- Почему сказка – ложь? (вымысел)
- Этой фразой Александр Сергеевич Пушкин хотел сказать, что в сказке присутствует выдуманный сюжет.
- Какой урок хотел дать автор?
- «Сказка о попе и работнике его Балде» учит:
- не быть жадным,
- соблюдать условия договора,
- уметь выходить из любой ситуации при помощи ума и смекалки,
- уважать свой и чужой труд.
Сказка учит не жить за чужой счет, а учит быть трудолюбивым.
9. Оценки за урок
- Спасибо всем за работу на уроке!
10. Домашнее задание
1. Найти в тексте и записать в тетрадь 5 пословиц и поговорок.
2. Найти в тексте и записать в тетрадь 3 пословицы и поговорки.
11. Рефлексия
- Сегодня вы замечательно работали.
- А сейчас я предлагаю вам собрать оброк.
- У каждого из вас на парте лежит золотая монета.
- Если на уроке вам было интересно - отдайте монету Балде.
- Если на уроке вам было не интересно – попу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по сказке А.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде"
тест проводится в 7 классе коррекционной школы VIII вида...
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
урок литературы в 5 классе по "Справедлив ли Балда?" (по "Сказке о попе и работнике его Балде А.С.Пушкина)
Нестандартный урок литературы.Урок-суд, построенный в соответствии с требованиями ФГОС....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по предмету Литературное чтение. Тема: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Поэма.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича по предмету Литературное чтение...
Технологическая карта урока А.С.Пушкин "Сказка о попе и работнике Балде"
Технологическая карта...
Конспект урока по предмету "Биология" по теме "Использование злаков в народном хозяйстве" (7 класс, программа вариант 9.1)
Материал поможет учителю вызвать большую заинтересованность у обучающихся на уроке биологии при изучении темы "Использование злаков в народном хозяйстве"....
Презентация к сказке А.С.Пушкина " Сказка о попе и его работнике Балде"
Знакомство с произведением А.С.Пушкина...