Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)
Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный, игровой.
Цель урока: углубить знания учеников о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания, значение этого соотношения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
ü развить умение формулировать определение понятий;
ü формировать умение применять на практике правила правописания и произношения;
ü развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
ü обогащать словарный запас учащихся;
ü совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
ü осуществление системно-деятельностного подхода;
ü развитие критического мышления;
ü развитие внимания;
ü формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o формирование логических умений;
o развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
o развитие умения формулировать проблему;
o развитие умения работы в парах.
3. Воспитательные:
ü воспитание интереса и уважения к родному языку;
ü воспитание ценностного отношения к слову;
ü развитие коммуникативных УУД:
o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
o взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
§ ПК;
§ мультимедийный проектор;
§ мультимедийная презентация к уроку;
§ информационный лист.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка учебной задачи.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5) Физ. минутка.
6) Закрепление изученного материала.
7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1) |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Обобщение ранее изученного.
Актуализация знаний (4 минуты)
3. Постановка учебной цели. (1минута) | Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.
- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать. - Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки) - Правильно, молодцы.
Задание 1
Отгадайте загадку. Черные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы) Комментированное письмо (Слайд ) Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке, М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор? - Конечно же, о звуках и буквах.
- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова? (Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)
- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд ) тема урока
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?
- Правильно, в ходе урока мы должны усвоить знания о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания. | Комментируют ответы учащихся
Отгадывают загадки
Записывают одну загадку, объясняют орфограммы
Записывают пословицу в тетради, комментируют орфограммы.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
Запись учащимися числа, темы урока
Формулируют цель урока |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Усвоение новых знаний.
4 минуты
Первичное закрепление знаний.
10 минут
Физ. минутка (пауза релаксации) 2 минуты
5 минут
| Работа с материалом учебника. Чтение и обсуждение текста упр. 20. Дополнительный вопрос — Почему старания Васьки вызывают улыбку? В чем ошибался мальчик? (Примерный ответ. Васька Гагин был уверен, что в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся. Улыбку вызывает то, как Васька коверкает слова, уверенный, что правильно будет писать как можно неправильнее от реального звучания. Ошибка его в том, что он распространил свой «орфографический опыт» на все слова русского языка. На самом деле в некоторых из них правописание совпадает с произношением, а если не совпадает, то этому есть объяснение. Правописание подчиняется определенным законам языка.)
Знакомство с понятием транскрипция (с.14). Запись слова в тетрадь Беседа. Работа у доски. - Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать. Задание 2. Запишем эти примеры на доске и в тетради в столбик. Придумайте слова, правописание которых совпадает с произношением.
Слайд. Упражнения для глаз Задание 3. Работа в парах. Упр. 21 Один из вас выпишет из упражнения слова, которые пишутся так же, как и произносятся, а другие – слова, написание которых отличается от произношения.
— Какие гласные и согласные звуки не совпадают с правописанием? (Примерный ответ. Не совпадают с правописанием безударные гласные, а также согласные на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)
|
Читают текст упражнения, отвечают на вопросы.
Выражают собственную точку зрения
Знакомятся с понятием «транскрипция», записывают в тетрадь значение слова, запоминают его написание.
Записывают слова в тетради, делают транскрипцию.
Выполняют физкультминутку для глаз
Работают в группах, выписывают слова из упр. 21
Отвечают на вопрос |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).
УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).
|
Закрепление изученного материала
13 минут
| Закрепление изученного материала
Задание 4. Работа с упр. 23. Прочитайте упражнение, выскажите своё мнение.
Запись под диктовку с объяснением орфограмм.
Мох не пр…поднят, не взрыт Груд…й кудрявых груздей. Около пня не в…сит Пурпур брусничных к…стей. Долго на лист…ях л…жит Ночи моро… и скво…ь лес Хол…дно как-то гл…дит Ясность прозрачных н…бес. (А. Майков.)
Объясните знак препинания в последнем предложении. Сделайте транскрипцию 2-х слов, написание которых расходится с произношением. Знакомство с заданием А4 (ГИА) (слайд) Задание 5. Тестовое задание. А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ДАЛЬНЮЮ количество 2) В слове (В) ЖИВЫХ первый 3) В слове СОЛНЕЧНЫЙ согласный звук [л] непроизносимый. 4) В слове ДЕРЕВЬЯ мягкий знак
|
Отвечают на вопросы учебника, высказывают собственное мнение.
Записывают текст под диктовку, объясняют орфограммы, пунктуацию в последнем предложении.
Выполняют тестовое задание, комментируют выбор ответа |
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное);
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности.
3 минуты
|
Восстановите текст. В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________. __________________ правила помогают правильно написать слова.
-Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок |
Восстанавливают текст
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. 2 минуты | 1. П.6, у.24. 2. Задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение «Зачем нам нужны орфографические правила?» (по желанию)
| Запись учащимися задания в дневники. |
|
Источники:
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011
2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003
3. Т.А.Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_i_bukvyrya_5kl.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)
Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный, игровой.
Цель урока: углубить знания учеников о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания, значение этого соотношения.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать умение применять на практике правила правописания и произношения;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в парах.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
- информационный лист.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1) | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний (4 минуты) 3. Постановка учебной цели. (1минута) | Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся. - Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать. - Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки) - Правильно, молодцы. Задание 1 Отгадайте загадку. Черные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы) Комментированное письмо (Слайд ) Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке, М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает. Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы. - Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор? - Конечно же, о звуках и буквах. - Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова? (Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов) - Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд ) тема урока - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание» - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить? - Правильно, в ходе урока мы должны усвоить знания о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания. | Комментируют ответы учащихся Отгадывают загадки Записывают одну загадку, объясняют орфограммы Записывают пословицу в тетради, комментируют орфограммы. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Запись учащимися числа, темы урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4 минуты Первичное закрепление знаний. 10 минут Физ. минутка (пауза релаксации) 2 минуты 5 минут | Работа с материалом учебника. Чтение и обсуждение текста упр. 20. Дополнительный вопрос — Почему старания Васьки вызывают улыбку? В чем ошибался мальчик? (Примерный ответ. Васька Гагин был уверен, что в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся. Улыбку вызывает то, как Васька коверкает слова, уверенный, что правильно будет писать как можно неправильнее от реального звучания. Ошибка его в том, что он распространил свой «орфографический опыт» на все слова русского языка. На самом деле в некоторых из них правописание совпадает с произношением, а если не совпадает, то этому есть объяснение. Правописание подчиняется определенным законам языка.) Знакомство с понятием транскрипция (с.14). Запись слова в тетрадь Беседа. Работа у доски. - Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать. Задание 2. Запишем эти примеры на доске и в тетради в столбик. Придумайте слова, правописание которых совпадает с произношением. Слайд. Упражнения для глаз Задание 3. Работа в парах. Упр. 21 Один из вас выпишет из упражнения слова, которые пишутся так же, как и произносятся, а другие – слова, написание которых отличается от произношения. — Какие гласные и согласные звуки не совпадают с правописанием? (Примерный ответ. Не совпадают с правописанием безударные гласные, а также согласные на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.) | Читают текст упражнения, отвечают на вопросы. Выражают собственную точку зрения Знакомятся с понятием «транскрипция», записывают в тетрадь значение слова, запоминают его написание. Записывают слова в тетради, делают транскрипцию. Выполняют физкультминутку для глаз Работают в группах, выписывают слова из упр. 21 Отвечают на вопрос | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
Закрепление изученного материала 13 минут | Закрепление изученного материала Задание 4. Работа с упр. 23. Прочитайте упражнение, выскажите своё мнение. Запись под диктовку с объяснением орфограмм. Мох не пр…поднят, не взрыт Груд…й кудрявых груздей. Около пня не в…сит Пурпур брусничных к…стей. Долго на лист…ях л…жит Ночи моро… и скво…ь лес Хол…дно как-то гл…дит Ясность прозрачных н…бес. (А. Майков.) Объясните знак препинания в последнем предложении. Сделайте транскрипцию 2-х слов, написание которых расходится с произношением. Знакомство с заданием А4 (ГИА) (слайд) Задание 5. Тестовое задание. А4. Укажите ошибочное суждение.
| Отвечают на вопросы учебника, высказывают собственное мнение. Записывают текст под диктовку, объясняют орфограммы, пунктуацию в последнем предложении. Выполняют тестовое задание, комментируют выбор ответа | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. 3 минуты | Восстановите текст. В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________. __________________ правила помогают правильно написать слова. -Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Восстанавливают текст | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. 2 минуты |
| Запись учащимися задания в дневники. |
Источники:
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011
2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003
3. Т.А.Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Мною разработан коспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС для 5 класса по теме "Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ"....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "Предложения с обращениями".
Урок русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)
Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)
Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)
Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...