Конспект урока в 1 классе "Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_shch.doc | 90 КБ |
bukva_shch.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Котикова Инна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1»
Республика Мордовия
р.п.Чамзинка
Технологическая карта урока:
Урок литературного чтения, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема урока: Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ
Цели урока:
- познакомить учащихся с глухим мягким звуком [щ’],
- упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «щ»,
- закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнивания минимальных пар слов,
- учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов,
- продолжить формирование навыка чтения целыми словами,
- закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели,
- развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения,
- обогащать словарный запас учащихся,
- воспитывать культуру учебного труда.
Цели:
- Предметные:
познакомить учащихся с глухим мягким звуком [щ’],
упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «щ», формировать правильный тип читательской деятельности;
- Метапредметные:
а) познавательные:
формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
б) регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
соотнесение результата с целью и оценивание его;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
ориентироваться на развороте учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
в) коммуникативные:
формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог;
формирование умения слушать и понимать речь других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
участвовать в диалоге на уроке.
- Личностные:
- формировать умение работать с текстом;
- развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Г.Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука»//Н.В. Лободина. В 2-х частях. – Волгоград: Учитель, 2009г.
Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. Схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов.
Презентация, компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1. Оргмомент. - Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке? (с буквой «ч») - Какие звуки воспроизводит буква «ч»? ( [ч’]) - Дайте ему характеристику. (Звук [ч’] – согласный, глухой, мягкий). 2. Сообщение темы урока. - Ребята, внимательно послушайте шуточное стихотворение: Щеголь щетку уважает Щеткой щеголь пыль счищает. Если вещь не вычищать, Не в чем будет щеголять! - Какие слова повторяются в этом стихотворении? (щеголь, щетка) - Верно, а кто такой щеголь? (Щеголь – это человек, который любит красиво и модно одеваться) - А что значит щеголять? (модничать) - Зачем щеголю нужна щетка? (чтобы чистить одежду) - А какие бывают щетки? (для одежды, для обуви, для чистки зубов – зубная щетка, для волос) - С какого звука начинаются слова щеголь и щетка? (со звука [щ’]) Поработаем в парах. Повернитесь к друг другу и произнесите этот новый звук. Понаблюдайте за его артикуляцией, за тем, как мы его произносим? - На что похож этот звук? (на шипение – например, шарик сдувается). Какой еще звук похож на шипение? (ш). - В каких словах еще мы слышим в стихотворении звук [щ’]? (Вещь, щеголять, счищает, вычищать) -Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Буква «щ») - Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке? Давайте составим план урока. (1. Узнать, какие звуки обозначает буква «щ»; 2. Дать характеристику новым звукам, 3. Проанализировать слова, в которых есть буква «щ», 4. Научится читать слоги и слова с буквой «щ»). | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2. Делать предположения в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Умение прогнозировать предстоящую работу 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
II. Развитие умений. | 3. Знакомство с новой буквой. Звуковой анализ слов - Откройте «Азбуку» и рассмотрите иллюстрации на стр. 103 в верхнем ряду. Кто изображен слева? (лещ) - Что вы знаете об этой рыбе? (Лещ – пресноводная рыба) - Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «лещ» 1 слог, т.к. один гласный звук, 3 буквы и 3 звука) - Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [л][э][щ’]) - Какой звук мы слышим в конце слова? (Звук [щ’]) - Дайте характеристику звуку [щ’], глядя на условное обозначение в схеме. (Звук [щ’] – согласный…) - Верно, т. к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду, зубы сомкнуты. (Звук [щ’] – глухой…) - Верно, т. к. произносится шумом, голосовые связки не работают. (Звук [щ’] – мягкий). - Верно, звук [щ’] всегда мягкий, т. к. нет пары по твердости – мягкости. - Найдите значок обозначения на странице. Почему он один? (Звук [щ’] непарный, нет пары по звонкости – глухости). - Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Какой это звук? ([ч’]) - Верно, это звук [ч’]. Что нарисовано справа? (Плащ) - Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «плащ» 1 слог, т.к. один гласный звук, 4 буквы и 4 звука) - Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [п][л] [а] [щ’]) - Какой звук мы слышим в конце слова? (Звук [щ’]) - Дайте характеристику звуку [щ’], глядя на условное обозначение в схеме. (Звук [щ’] – согласный, глухой, мягкий). - Что вы заметили? Какой вывод мы можем сделать? Какой звук слышим в конце слов «лещ» и «плащ»? (В конце слов «лещ» и «плащ» мы слышим согласный глухой и мягкий звук [щ’]) - Верно, ребята, звук [щ’] на письме обозначается буквой Щ. (Показ буквы). - На что похожа буква? (Предположения детей: на расческу) На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же? - Найдите букву Щ в алфавите. Перед какой знакомой буквой находится буква щ? (Перед буквой «ш») Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели. - Рассмотрите иллюстрации на стр. 103 в нижнем ряду. Кто изображен слева? (щука) - Что вы знаете о щуке? (Щука – хищная рыба) - Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «щука» 2 слога, т.к. два гласных звука, 4 буквы и 4 звука) - Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [щ’][у][к] [а]) - На каком месте в слове «щука» находится буква «щ»? (На первом) - Какая буква пишется после буквы «щ» в слове? (буква «у») - Дайте характеристику звуку [щ’] (Звук [щ’] – согласный, глухой, мягкий). - Кто изображен справа? Что делает мальчик? (Провожает улетающих птиц) - Что он говорит улетающим птицам? («Прощай») - Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «прощай» 2 слога, т.к. два гласных звука, 6 букв и 6 звуков) - На каком месте в слове «прощай» находится буква «щ»? (На четвертом) - Ребята, обратите внимание, какие гласные пишутся в словах «щука» и «прощай» после буквы «щ»? (Гласные «у» и «а»). В русском языке есть правила: щу – пиши с буквой «у», ща – пиши с буквой «а». Их нужно запомнить. - Встречались ли нам уже подобные правила? - Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЧА, ЧУ. Эти написания нужно запомнить. Давайте поиграем и придумаем как можно больше слов с сочетаниями ча, чу ща и щу… (Чашка, чугун, щавель, чаща, чадо, тащу, чудо). Физминутка (Учащиеся выполняют упражнения за учителем). 4. Конструирование печатной буквы “Щ” “щ” - Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Щ” и строчную - “щ” (Учащиеся выполняют работу) 7. Чтение слогов по заданным схемам - Прочтите слоги. Чем они похожи и чем отличаются? (Слоги похожи тем, что во всех присутствует согласный звук [щ’]. А отличаются тем, что в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука, а во втором – слоги начинаются с глухого мягкого согласного звука [щ’]). 8. Чтение слогов и слов в столбике Учащиеся читают слоги (хором), затем слова по цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (В третьей строке слово-предмет «щука» преобразуется в слово-признак «щучьи», поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать слово-предмет, например, щука – щучьи плавники. В пятой строке аналогичное задание слово – предмет «овощ» преобразуется в слово-признак «овощной», для которого подбираем слово- предмет, например «овощной салат».) 9. Работа над текстом «Дружище» Дружище Жил в роще серый волк по прозвищу Волчище. Был он злющий - презлющий. Все звери в округе его боялись. Но старым стал, немощь одолела. Не утащить волку даже зайчонка. Какой из него хищник? Совсем отощал серый. Вот и стал волк выращивать овощи. Щи из щавеля варил, борщи постные. Иногда леща, щуку ловил на уху. Со временем у волка появились новые товарищи – зайцы и белки. Попросил он у них прощения за прошлые обиды. Помогает своим друзьям, навещает их по праздникам. Даже прозвище у волка стало иным. Теперь он не Волчище, а Дружище. 1. Работа с текстом до чтения. - Ребята, а теперь прочтите название текста и рассмотрите иллюстрацию внизу на стр.105. Что вы видите? (волк бежит за зайцем) - А теперь переверните страницу и рассмотрите иллюстрацию на стр. 106. Что здесь изображено? (волк варит что-то на костре и собирается угостить других зверей - зайца, белку своей похлебкой) - Предположите, о чем или о ком мы будем читать текст? Работа с текстом во время чтения. - Прочтите текст жужжащим чтением. Работа с текстом после чтения. -Подтвердились наши предположения? - Все ли вам было понятно в тексте? Что такое прозвище? Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Что такое округа? Округа – окружающая местность - Какое прозвище было у волка? - Где он жил? - Какой был у него характер? - Кто его боялся? - Что же одолело волка, каким он стал? Найдите описание волка в тексте… (Волк стал старым, тощим, его немощь одолела). - Что значит «отощал»? (Отощал – исхудал) - Как вы понимаете выражение «немощь одолела»? (Немощь одолела – слабость, болезнь) - Чем же стал заниматься волк, когда стал старым и больным? - Чем он питался? - Какие борщи называются постными? (Постные борщи – без мяса) - Кого он ловил на уху? - Какие новые друзья появились у волка? - Что просил волк у зайца и у белки? - А какие прошлые обиды были у зайца и белки на волка? Как думаете? - Каким стало прозвище у волка? - А почему его стали называть Дружище? - Как вы думаете, хорошо ли прощать? | Познавательные УУД 1. Ориентироваться на развороте учебника. 2. Находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях. Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД 1. Умение работать с ранее полученной информацией. 2.Логические – установление причинно-следственной связи. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 4. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Познавательные УУД 1. Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы. 2. Умение работать с ранее полученной информацией. Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной форме. 2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее. 3. Участвовать в диалоге на уроке. Познавательные УУД 1.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами 3. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее. 4. Участвовать в диалоге на уроке. Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД 1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного. 2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте. 3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов) 3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 3. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; 4. Развиваем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
ΙΙΙ. Итог. | – Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Буква “щ» обозначает глухой, мягкий согласный звук [щ’], узнали значение новых слов «щеголь», «прозвище») - Чем мы занимались сегодня на уроке? (давали характеристику звукам, анализировали слова, сравнивали схемы слов, читали текст, отвечали на вопросы по тексту) – Какие умения формировали? (умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли, высказывать свои предположения (версии). – Как бы вы оценили свою работу на уроке? – Что вам показалось на уроке самым интересным? - Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке! Наш урок закончен, до новых встреч! | Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные 1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Предварительный просмотр:
Котикова Инна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1»
Республика Мордовия
р.п.Чамзинка
Технологическая карта урока:
Урок литературного чтения, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема урока: Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ
Цели урока:
- познакомить учащихся с глухим мягким звуком [щ’],
- упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «щ»,
- закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнивания минимальных пар слов,
- учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов,
- продолжить формирование навыка чтения целыми словами,
- закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели,
- развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения,
- обогащать словарный запас учащихся,
- воспитывать культуру учебного труда.
Цели:
- Предметные:
познакомить учащихся с глухим мягким звуком [щ’],
упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «щ», формировать правильный тип читательской деятельности;
- Метапредметные:
а) познавательные:
формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
б) регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
соотнесение результата с целью и оценивание его;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
ориентироваться на развороте учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
в) коммуникативные:
формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог;
формирование умения слушать и понимать речь других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
участвовать в диалоге на уроке.
- Личностные:
- формировать умение работать с текстом;
- развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Г.Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука»//Н.В. Лободина. В 2-х частях. – Волгоград: Учитель, 2009г.
Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. Схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов.
Презентация, компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1. Оргмомент. - Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке? (с буквой «ч») - Какие звуки воспроизводит буква «ч»? ( [ч’]) - Дайте ему характеристику. (Звук [ч’] – согласный, глухой, мягкий). 2. Сообщение темы урока. - Ребята, внимательно послушайте шуточное стихотворение: Щеголь щетку уважает Щеткой щеголь пыль счищает. Если вещь не вычищать, Не в чем будет щеголять! - Какие слова повторяются в этом стихотворении? (щеголь, щетка) - Верно, а кто такой щеголь? (Щеголь – это человек, который любит красиво и модно одеваться) - А что значит щеголять? (модничать) - Зачем щеголю нужна щетка? (чтобы чистить одежду) - А какие бывают щетки? (для одежды, для обуви, для чистки зубов – зубная щетка, для волос) - С какого звука начинаются слова щеголь и щетка? (со звука [щ’]) Поработаем в парах. Повернитесь к друг другу и произнесите этот новый звук. Понаблюдайте за его артикуляцией, за тем, как мы его произносим? - На что похож этот звук? (на шипение – например, шарик сдувается). Какой еще звук похож на шипение? (ш). - В каких словах еще мы слышим в стихотворении звук [щ’]? (Вещь, щеголять, счищает, вычищать) -Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Буква «щ») - Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке? Давайте составим план урока. (1. Узнать, какие звуки обозначает буква «щ»; 2. Дать характеристику новым звукам, 3. Проанализировать слова, в которых есть буква «щ», 4. Научится читать слоги и слова с буквой «щ»). | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2. Делать предположения в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Умение прогнозировать предстоящую работу 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
II. Развитие умений. | 3. Знакомство с новой буквой. Звуковой анализ слов - Откройте «Азбуку» и рассмотрите иллюстрации на стр. 103 в верхнем ряду. Кто изображен слева? (лещ) - Что вы знаете об этой рыбе? (Лещ – пресноводная рыба) - Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «лещ» 1 слог, т.к. один гласный звук, 3 буквы и 3 звука) - Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [л][э][щ’]) - Какой звук мы слышим в конце слова? (Звук [щ’]) - Дайте характеристику звуку [щ’], глядя на условное обозначение в схеме. (Звук [щ’] – согласный…) - Верно, т. к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду, зубы сомкнуты. (Звук [щ’] – глухой…) - Верно, т. к. произносится шумом, голосовые связки не работают. (Звук [щ’] – мягкий). - Верно, звук [щ’] всегда мягкий, т. к. нет пары по твердости – мягкости. - Найдите значок обозначения на странице. Почему он один? (Звук [щ’] непарный, нет пары по звонкости – глухости). - Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Какой это звук? ([ч’]) - Верно, это звук [ч’]. Что нарисовано справа? (Плащ) - Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «плащ» 1 слог, т.к. один гласный звук, 4 буквы и 4 звука) - Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [п][л] [а] [щ’]) - Какой звук мы слышим в конце слова? (Звук [щ’]) - Дайте характеристику звуку [щ’], глядя на условное обозначение в схеме. (Звук [щ’] – согласный, глухой, мягкий). - Что вы заметили? Какой вывод мы можем сделать? Какой звук слышим в конце слов «лещ» и «плащ»? (В конце слов «лещ» и «плащ» мы слышим согласный глухой и мягкий звук [щ’]) - Верно, ребята, звук [щ’] на письме обозначается буквой Щ. (Показ буквы). - На что похожа буква? (Предположения детей: на расческу) На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же? - Найдите букву Щ в алфавите. Перед какой знакомой буквой находится буква щ? (Перед буквой «ш») Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели. - Рассмотрите иллюстрации на стр. 103 в нижнем ряду. Кто изображен слева? (щука) - Что вы знаете о щуке? (Щука – хищная рыба) - Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «щука» 2 слога, т.к. два гласных звука, 4 буквы и 4 звука) - Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [щ’][у][к] [а]) - На каком месте в слове «щука» находится буква «щ»? (На первом) - Какая буква пишется после буквы «щ» в слове? (буква «у») - Дайте характеристику звуку [щ’] (Звук [щ’] – согласный, глухой, мягкий). - Кто изображен справа? Что делает мальчик? (Провожает улетающих птиц) - Что он говорит улетающим птицам? («Прощай») - Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «прощай» 2 слога, т.к. два гласных звука, 6 букв и 6 звуков) - На каком месте в слове «прощай» находится буква «щ»? (На четвертом) - Ребята, обратите внимание, какие гласные пишутся в словах «щука» и «прощай» после буквы «щ»? (Гласные «у» и «а»). В русском языке есть правила: щу – пиши с буквой «у», ща – пиши с буквой «а». Их нужно запомнить. - Встречались ли нам уже подобные правила? - Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЧА, ЧУ. Эти написания нужно запомнить. Давайте поиграем и придумаем как можно больше слов с сочетаниями ча, чу ща и щу… (Чашка, чугун, щавель, чаща, чадо, тащу, чудо). Физминутка (Учащиеся выполняют упражнения за учителем). 4. Конструирование печатной буквы “Щ” “щ” - Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Щ” и строчную - “щ” (Учащиеся выполняют работу) 7. Чтение слогов по заданным схемам - Прочтите слоги. Чем они похожи и чем отличаются? (Слоги похожи тем, что во всех присутствует согласный звук [щ’]. А отличаются тем, что в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука, а во втором – слоги начинаются с глухого мягкого согласного звука [щ’]). 8. Чтение слогов и слов в столбике Учащиеся читают слоги (хором), затем слова по цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (В третьей строке слово-предмет «щука» преобразуется в слово-признак «щучьи», поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать слово-предмет, например, щука – щучьи плавники. В пятой строке аналогичное задание слово – предмет «овощ» преобразуется в слово-признак «овощной», для которого подбираем слово- предмет, например «овощной салат».) 9. Работа над текстом «Дружище» Дружище Жил в роще серый волк по прозвищу Волчище. Был он злющий - презлющий. Все звери в округе его боялись. Но старым стал, немощь одолела. Не утащить волку даже зайчонка. Какой из него хищник? Совсем отощал серый. Вот и стал волк выращивать овощи. Щи из щавеля варил, борщи постные. Иногда леща, щуку ловил на уху. Со временем у волка появились новые товарищи – зайцы и белки. Попросил он у них прощения за прошлые обиды. Помогает своим друзьям, навещает их по праздникам. Даже прозвище у волка стало иным. Теперь он не Волчище, а Дружище. 1. Работа с текстом до чтения. - Ребята, а теперь прочтите название текста и рассмотрите иллюстрацию внизу на стр.105. Что вы видите? (волк бежит за зайцем) - А теперь переверните страницу и рассмотрите иллюстрацию на стр. 106. Что здесь изображено? (волк варит что-то на костре и собирается угостить других зверей - зайца, белку своей похлебкой) - Предположите, о чем или о ком мы будем читать текст? Работа с текстом во время чтения. - Прочтите текст жужжащим чтением. Работа с текстом после чтения. -Подтвердились наши предположения? - Все ли вам было понятно в тексте? Что такое прозвище? Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Что такое округа? Округа – окружающая местность - Какое прозвище было у волка? - Где он жил? - Какой был у него характер? - Кто его боялся? - Что же одолело волка, каким он стал? Найдите описание волка в тексте… (Волк стал старым, тощим, его немощь одолела). - Что значит «отощал»? (Отощал – исхудал) - Как вы понимаете выражение «немощь одолела»? (Немощь одолела – слабость, болезнь) - Чем же стал заниматься волк, когда стал старым и больным? - Чем он питался? - Какие борщи называются постными? (Постные борщи – без мяса) - Кого он ловил на уху? - Какие новые друзья появились у волка? - Что просил волк у зайца и у белки? - А какие прошлые обиды были у зайца и белки на волка? Как думаете? - Каким стало прозвище у волка? - А почему его стали называть Дружище? - Как вы думаете, хорошо ли прощать? | Познавательные УУД 1. Ориентироваться на развороте учебника. 2. Находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях. Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД 1. Умение работать с ранее полученной информацией. 2.Логические – установление причинно-следственной связи. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 4. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Познавательные УУД 1. Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы. 2. Умение работать с ранее полученной информацией. Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной форме. 2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее. 3. Участвовать в диалоге на уроке. Познавательные УУД 1.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами 3. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее. 4. Участвовать в диалоге на уроке. Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД 1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного. 2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте. 3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов) 3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 3. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; 4. Развиваем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
ΙΙΙ. Итог. | – Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Буква “щ» обозначает глухой, мягкий согласный звук [щ’], узнали значение новых слов «щеголь», «прозвище») - Чем мы занимались сегодня на уроке? (давали характеристику звукам, анализировали слова, сравнивали схемы слов, читали текст, отвечали на вопросы по тексту) – Какие умения формировали? (умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли, высказывать свои предположения (версии). – Как бы вы оценили свою работу на уроке? – Что вам показалось на уроке самым интересным? - Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке! Наш урок закончен, до новых встреч! | Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные 1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"
Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...
Конспект занятия по обучению грамоте "Глухой согласный звук (Щ*), буква Щ,щ
Данное занятие педагог предлагает провести с использованием интерактивного тренажера....
Конспект открытого урока на тему "Знакомство со звуком и буквой Д"
Конспект урока составлен для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, с учётом особенностей данного класса....
Конспект урока по чтению "Знакомство со звуком и буквой "Й".
Конспект разработан для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития....
Конспект урока в 1 классе, тема «Звуки (к), (кь), буква К» УМК Школа России
Тема: «Звуки (к), (к), буква К» УМК Школа России. Формирование УУД: умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи; самостоя...
Конспект урока по чтению. Знакомство со звуком и буквой "Л".
Конспект урока по чтению. Знакомство со звуком и буквой "Л". 1 класс (VIII вид)...
Конспект урока обучение чтению на тему «Звуки[й\'а],[а],буквы Я,я»
Тема:«Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Я, я, звуками [й'а],[а], развития речиТип урока: «Открытие новых знани...