Конспект урока в 1 классе "Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Котикова Инна Николаевна

Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_shch.doc90 КБ
Microsoft Office document icon bukva_shch.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Котикова Инна Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей  №1»

Республика Мордовия

р.п.Чамзинка

Технологическая карта урока:

Урок литературного чтения, УМК «Перспективная начальная школа»,  Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока: Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ

Цели урока: 

  • познакомить учащихся с глухим мягким звуком [щ’],
  • упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «щ»,
  • закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнивания минимальных пар слов,
  • учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов,
  • продолжить формирование навыка чтения целыми словами,
  • закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели,
  • развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения,
  • обогащать словарный запас учащихся,
  • воспитывать культуру учебного труда.

Цели:

  • Предметные:

     познакомить учащихся с глухим мягким звуком [щ’],

упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «щ», формировать правильный тип читательской деятельности;  

  • Метапредметные:

а) познавательные:

формирование умения  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

             делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

б) регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

соотнесение результата с целью и оценивание его;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

ориентироваться на развороте учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

в) коммуникативные:

формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог;

             формирование умения слушать и понимать речь других;

             строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

             участвовать в диалоге на уроке.

  • Личностные:
  1. формировать умение работать с текстом;
  2. развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
  3. оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  4. формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование:

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.   Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Г.Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука»//Н.В. Лободина. В 2-х частях. – Волгоград: Учитель, 2009г.

Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.  Схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов.

Презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1. Оргмомент.

- Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке? (с буквой «ч»)

- Какие звуки воспроизводит буква «ч»? ( [ч’])

- Дайте ему характеристику. (Звук [ч’] – согласный, глухой, мягкий).

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, внимательно послушайте шуточное стихотворение:

Щеголь щетку уважает

Щеткой щеголь пыль счищает.

Если вещь не вычищать,

Не в чем будет щеголять!

- Какие слова повторяются в этом стихотворении? (щеголь, щетка)

- Верно, а кто такой щеголь? (Щеголь – это человек, который любит красиво и модно одеваться)

- А что значит щеголять? (модничать)

- Зачем щеголю нужна щетка? (чтобы чистить одежду)

- А какие бывают щетки? (для одежды, для обуви, для чистки зубов – зубная щетка, для волос)

- С какого звука начинаются слова щеголь и щетка? (со звука [щ’])

Поработаем в парах. Повернитесь к друг другу и произнесите этот новый звук. Понаблюдайте за его артикуляцией, за тем, как мы его произносим?

- На что похож этот звук? (на шипение – например, шарик сдувается).

Какой еще звук похож на шипение? (ш).

- В каких словах еще мы слышим в стихотворении звук [щ’]? (Вещь, щеголять, счищает, вычищать)

-Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Буква «щ»)

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке? Давайте составим план урока.

(1. Узнать, какие звуки обозначает буква «щ»;

2. Дать характеристику новым звукам,

3. Проанализировать слова, в которых есть буква «щ»,

4. Научится читать слоги и слова с буквой «щ»).

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать предположения в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Умение прогнозировать предстоящую работу

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

II. Развитие умений.

3.  Знакомство с новой буквой. Звуковой анализ слов

- Откройте «Азбуку» и рассмотрите иллюстрации на стр. 103 в верхнем ряду. Кто изображен слева? (лещ)

- Что вы знаете об этой рыбе? (Лещ – пресноводная рыба)

- Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «лещ» 1 слог, т.к. один гласный звук, 3 буквы и 3 звука)

- Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [л][э][щ’])

- Какой звук мы слышим в конце слова? (Звук [щ’])

- Дайте характеристику звуку [щ’], глядя на условное обозначение в схеме. (Звук [щ’] – согласный…)

- Верно, т. к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду, зубы сомкнуты.

(Звук [щ’] – глухой…)

- Верно, т. к. произносится шумом, голосовые связки не работают.

(Звук [щ’] –  мягкий).

- Верно, звук [щ’] всегда мягкий, т. к. нет пары по твердости – мягкости.

- Найдите значок обозначения на странице. Почему он один? (Звук [щ’] непарный, нет пары по звонкости – глухости).

- Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Какой это звук? ([ч’])

- Верно, это звук [ч’].

Что нарисовано справа? (Плащ)

- Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «плащ» 1 слог, т.к. один гласный звук, 4 буквы и 4 звука)

- Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [п][л] [а] [щ’])

- Какой звук мы слышим в конце слова? (Звук [щ’])

- Дайте характеристику звуку [щ’], глядя на условное обозначение в схеме. (Звук [щ’] – согласный, глухой, мягкий).

- Что вы заметили?  Какой вывод мы можем сделать? Какой звук слышим в конце слов «лещ» и «плащ»? (В конце слов «лещ» и «плащ» мы слышим согласный глухой и мягкий звук [щ’])

- Верно, ребята, звук [щ’] на письме обозначается буквой Щ.  (Показ буквы).

- На что похожа буква? (Предположения детей: на расческу)

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же?

- Найдите букву Щ в алфавите. Перед какой знакомой буквой находится буква щ? (Перед буквой «ш»)

Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.        

- Рассмотрите иллюстрации на стр. 103 в нижнем ряду. Кто изображен слева? (щука)

- Что вы знаете о щуке? (Щука – хищная рыба)

- Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «щука» 2 слога, т.к. два гласных звука, 4 буквы и 4 звука)

- Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [щ’][у][к] [а])

- На каком месте в слове «щука» находится буква «щ»? (На первом)

- Какая буква пишется после буквы «щ» в слове? (буква «у»)

- Дайте характеристику звуку [щ’]

(Звук [щ’] – согласный, глухой, мягкий).

- Кто изображен справа? Что делает мальчик? (Провожает улетающих птиц)

- Что он говорит улетающим птицам? («Прощай»)

- Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «прощай» 2 слога, т.к. два гласных звука, 6 букв и 6 звуков)

- На каком месте в слове «прощай» находится  буква «щ»? (На четвертом)

- Ребята, обратите внимание, какие гласные пишутся в словах «щука» и «прощай» после  буквы «щ»? (Гласные «у» и «а»).

В русском языке есть правила: щу – пиши с буквой «у», ща – пиши с буквой «а». Их нужно запомнить.

- Встречались ли нам уже подобные правила?

- Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЧА, ЧУ. Эти написания нужно запомнить.

Давайте поиграем и придумаем как можно больше слов с сочетаниями ча, чу ща и щу… (Чашка, чугун, щавель, чаща, чадо, тащу, чудо).

Физминутка (Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

4. Конструирование печатной буквы “Щ” “щ”

- Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Щ” и строчную - “щ” (Учащиеся выполняют работу)

7. Чтение слогов по заданным схемам

- Прочтите слоги. Чем они похожи и чем отличаются? (Слоги похожи тем, что во всех присутствует  согласный звук [щ’]. А отличаются тем, что в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука, а во втором – слоги начинаются с глухого мягкого согласного  звука [щ’]).

8. Чтение слогов и слов в столбике  

Учащиеся читают слоги (хором), затем  слова  по цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (В третьей строке слово-предмет «щука»  преобразуется в слово-признак  «щучьи», поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать  слово-предмет, например, щука – щучьи плавники. В пятой строке аналогичное задание  слово – предмет «овощ» преобразуется в слово-признак «овощной», для которого подбираем слово- предмет, например «овощной салат».)

9. Работа над текстом «Дружище»

Дружище

   Жил в роще серый волк по прозвищу Волчище. Был он злющий - презлющий. Все звери в округе его боялись. Но старым стал, немощь одолела. Не утащить волку даже зайчонка. Какой из него хищник?

   Совсем отощал серый. Вот и стал волк выращивать овощи. Щи из щавеля варил, борщи постные. Иногда леща, щуку ловил на уху. Со временем у волка появились новые товарищи –  зайцы и белки. Попросил он у них прощения за прошлые обиды. Помогает своим друзьям, навещает их по праздникам. Даже прозвище у волка стало иным. Теперь он не Волчище, а Дружище.

1. Работа с текстом до чтения.

- Ребята, а теперь прочтите название текста и рассмотрите  иллюстрацию внизу на стр.105. Что вы видите? (волк бежит за зайцем)

- А теперь переверните страницу и рассмотрите иллюстрацию на стр. 106. Что здесь изображено? (волк варит что-то  на костре и собирается угостить других зверей  - зайца, белку своей похлебкой)

- Предположите, о чем или о ком мы будем читать текст?

Работа с текстом во время чтения.

- Прочтите  текст жужжащим чтением.

Работа с текстом после чтения.

-Подтвердились наши предположения?

- Все ли вам было понятно в тексте? Что такое прозвище?

Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству.

Что такое округа?  

Округа – окружающая местность

- Какое прозвище было у волка?

- Где он жил?

- Какой был у него характер?

- Кто его боялся?

-  Что же одолело волка, каким он стал? Найдите  описание волка в тексте… (Волк стал старым, тощим, его немощь одолела).

- Что значит «отощал»? (Отощал – исхудал)

- Как вы понимаете выражение «немощь одолела»? (Немощь одолела – слабость, болезнь)

- Чем же стал заниматься волк, когда стал старым и больным?

- Чем он питался?

- Какие борщи называются постными? (Постные борщи – без мяса)

- Кого он ловил на уху?

- Какие новые друзья появились у волка?

- Что просил волк у зайца и у белки?

- А какие прошлые обиды были у зайца и белки на волка? Как думаете?

- Каким стало прозвище у волка?

- А почему его стали называть Дружище?

- Как вы думаете, хорошо ли прощать?

Познавательные УУД

1. Ориентироваться на развороте учебника.

2. Находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

1. Умение работать с ранее полученной информацией.

2.Логические – установление причинно-следственной связи.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Познавательные УУД

1. Логические -на основе сопоставления объектов  делать собственные выводы.

2. Умение работать с ранее полученной информацией.

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

3. Участвовать в диалоге на уроке.

Познавательные УУД

1.Логические -на основе сопоставления объектов  делать собственные выводы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

3. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

4. Участвовать в диалоге на уроке.

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Познавательные УУД

1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного.

2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте.

3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов)

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

3. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

4. Развиваем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ΙΙΙ. Итог.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Буква “щ» обозначает глухой, мягкий согласный звук [щ’], узнали значение новых слов «щеголь», «прозвище»)

- Чем мы занимались сегодня на уроке? (давали характеристику звукам, анализировали слова, сравнивали схемы слов, читали текст, отвечали на вопросы по тексту)

– Какие умения формировали? (умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли, высказывать свои предположения (версии).

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

- Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке! Наш урок закончен, до новых встреч!

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Предварительный просмотр:

Котикова Инна Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей  №1»

Республика Мордовия

р.п.Чамзинка

Технологическая карта урока:

Урок литературного чтения, УМК «Перспективная начальная школа»,  Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока: Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ

Цели урока: 

  • познакомить учащихся с глухим мягким звуком [щ’],
  • упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «щ»,
  • закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнивания минимальных пар слов,
  • учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов,
  • продолжить формирование навыка чтения целыми словами,
  • закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели,
  • развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения,
  • обогащать словарный запас учащихся,
  • воспитывать культуру учебного труда.

Цели:

  • Предметные:

     познакомить учащихся с глухим мягким звуком [щ’],

упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «щ», формировать правильный тип читательской деятельности;  

  • Метапредметные:

а) познавательные:

формирование умения  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

             делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

б) регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

соотнесение результата с целью и оценивание его;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

ориентироваться на развороте учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

в) коммуникативные:

формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог;

             формирование умения слушать и понимать речь других;

             строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

             участвовать в диалоге на уроке.

  • Личностные:
  1. формировать умение работать с текстом;
  2. развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
  3. оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  4. формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование:

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.   Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Г.Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука»//Н.В. Лободина. В 2-х частях. – Волгоград: Учитель, 2009г.

Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.  Схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов.

Презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1. Оргмомент.

- Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке? (с буквой «ч»)

- Какие звуки воспроизводит буква «ч»? ( [ч’])

- Дайте ему характеристику. (Звук [ч’] – согласный, глухой, мягкий).

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, внимательно послушайте шуточное стихотворение:

Щеголь щетку уважает

Щеткой щеголь пыль счищает.

Если вещь не вычищать,

Не в чем будет щеголять!

- Какие слова повторяются в этом стихотворении? (щеголь, щетка)

- Верно, а кто такой щеголь? (Щеголь – это человек, который любит красиво и модно одеваться)

- А что значит щеголять? (модничать)

- Зачем щеголю нужна щетка? (чтобы чистить одежду)

- А какие бывают щетки? (для одежды, для обуви, для чистки зубов – зубная щетка, для волос)

- С какого звука начинаются слова щеголь и щетка? (со звука [щ’])

Поработаем в парах. Повернитесь к друг другу и произнесите этот новый звук. Понаблюдайте за его артикуляцией, за тем, как мы его произносим?

- На что похож этот звук? (на шипение – например, шарик сдувается).

Какой еще звук похож на шипение? (ш).

- В каких словах еще мы слышим в стихотворении звук [щ’]? (Вещь, щеголять, счищает, вычищать)

-Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Буква «щ»)

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке? Давайте составим план урока.

(1. Узнать, какие звуки обозначает буква «щ»;

2. Дать характеристику новым звукам,

3. Проанализировать слова, в которых есть буква «щ»,

4. Научится читать слоги и слова с буквой «щ»).

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать предположения в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Умение прогнозировать предстоящую работу

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

II. Развитие умений.

3.  Знакомство с новой буквой. Звуковой анализ слов

- Откройте «Азбуку» и рассмотрите иллюстрации на стр. 103 в верхнем ряду. Кто изображен слева? (лещ)

- Что вы знаете об этой рыбе? (Лещ – пресноводная рыба)

- Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «лещ» 1 слог, т.к. один гласный звук, 3 буквы и 3 звука)

- Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [л][э][щ’])

- Какой звук мы слышим в конце слова? (Звук [щ’])

- Дайте характеристику звуку [щ’], глядя на условное обозначение в схеме. (Звук [щ’] – согласный…)

- Верно, т. к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду, зубы сомкнуты.

(Звук [щ’] – глухой…)

- Верно, т. к. произносится шумом, голосовые связки не работают.

(Звук [щ’] –  мягкий).

- Верно, звук [щ’] всегда мягкий, т. к. нет пары по твердости – мягкости.

- Найдите значок обозначения на странице. Почему он один? (Звук [щ’] непарный, нет пары по звонкости – глухости).

- Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Какой это звук? ([ч’])

- Верно, это звук [ч’].

Что нарисовано справа? (Плащ)

- Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «плащ» 1 слог, т.к. один гласный звук, 4 буквы и 4 звука)

- Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [п][л] [а] [щ’])

- Какой звук мы слышим в конце слова? (Звук [щ’])

- Дайте характеристику звуку [щ’], глядя на условное обозначение в схеме. (Звук [щ’] – согласный, глухой, мягкий).

- Что вы заметили?  Какой вывод мы можем сделать? Какой звук слышим в конце слов «лещ» и «плащ»? (В конце слов «лещ» и «плащ» мы слышим согласный глухой и мягкий звук [щ’])

- Верно, ребята, звук [щ’] на письме обозначается буквой Щ.  (Показ буквы).

- На что похожа буква? (Предположения детей: на расческу)

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же?

- Найдите букву Щ в алфавите. Перед какой знакомой буквой находится буква щ? (Перед буквой «ш»)

Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.        

- Рассмотрите иллюстрации на стр. 103 в нижнем ряду. Кто изображен слева? (щука)

- Что вы знаете о щуке? (Щука – хищная рыба)

- Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «щука» 2 слога, т.к. два гласных звука, 4 буквы и 4 звука)

- Произнесите слово, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [щ’][у][к] [а])

- На каком месте в слове «щука» находится буква «щ»? (На первом)

- Какая буква пишется после буквы «щ» в слове? (буква «у»)

- Дайте характеристику звуку [щ’]

(Звук [щ’] – согласный, глухой, мягкий).

- Кто изображен справа? Что делает мальчик? (Провожает улетающих птиц)

- Что он говорит улетающим птицам? («Прощай»)

- Проанализируете звуко-буквенную схему слова. (В слове «прощай» 2 слога, т.к. два гласных звука, 6 букв и 6 звуков)

- На каком месте в слове «прощай» находится  буква «щ»? (На четвертом)

- Ребята, обратите внимание, какие гласные пишутся в словах «щука» и «прощай» после  буквы «щ»? (Гласные «у» и «а»).

В русском языке есть правила: щу – пиши с буквой «у», ща – пиши с буквой «а». Их нужно запомнить.

- Встречались ли нам уже подобные правила?

- Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЧА, ЧУ. Эти написания нужно запомнить.

Давайте поиграем и придумаем как можно больше слов с сочетаниями ча, чу ща и щу… (Чашка, чугун, щавель, чаща, чадо, тащу, чудо).

Физминутка (Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

4. Конструирование печатной буквы “Щ” “щ”

- Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Щ” и строчную - “щ” (Учащиеся выполняют работу)

7. Чтение слогов по заданным схемам

- Прочтите слоги. Чем они похожи и чем отличаются? (Слоги похожи тем, что во всех присутствует  согласный звук [щ’]. А отличаются тем, что в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука, а во втором – слоги начинаются с глухого мягкого согласного  звука [щ’]).

8. Чтение слогов и слов в столбике  

Учащиеся читают слоги (хором), затем  слова  по цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (В третьей строке слово-предмет «щука»  преобразуется в слово-признак  «щучьи», поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать  слово-предмет, например, щука – щучьи плавники. В пятой строке аналогичное задание  слово – предмет «овощ» преобразуется в слово-признак «овощной», для которого подбираем слово- предмет, например «овощной салат».)

9. Работа над текстом «Дружище»

Дружище

   Жил в роще серый волк по прозвищу Волчище. Был он злющий - презлющий. Все звери в округе его боялись. Но старым стал, немощь одолела. Не утащить волку даже зайчонка. Какой из него хищник?

   Совсем отощал серый. Вот и стал волк выращивать овощи. Щи из щавеля варил, борщи постные. Иногда леща, щуку ловил на уху. Со временем у волка появились новые товарищи –  зайцы и белки. Попросил он у них прощения за прошлые обиды. Помогает своим друзьям, навещает их по праздникам. Даже прозвище у волка стало иным. Теперь он не Волчище, а Дружище.

1. Работа с текстом до чтения.

- Ребята, а теперь прочтите название текста и рассмотрите  иллюстрацию внизу на стр.105. Что вы видите? (волк бежит за зайцем)

- А теперь переверните страницу и рассмотрите иллюстрацию на стр. 106. Что здесь изображено? (волк варит что-то  на костре и собирается угостить других зверей  - зайца, белку своей похлебкой)

- Предположите, о чем или о ком мы будем читать текст?

Работа с текстом во время чтения.

- Прочтите  текст жужжащим чтением.

Работа с текстом после чтения.

-Подтвердились наши предположения?

- Все ли вам было понятно в тексте? Что такое прозвище?

Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству.

Что такое округа?  

Округа – окружающая местность

- Какое прозвище было у волка?

- Где он жил?

- Какой был у него характер?

- Кто его боялся?

-  Что же одолело волка, каким он стал? Найдите  описание волка в тексте… (Волк стал старым, тощим, его немощь одолела).

- Что значит «отощал»? (Отощал – исхудал)

- Как вы понимаете выражение «немощь одолела»? (Немощь одолела – слабость, болезнь)

- Чем же стал заниматься волк, когда стал старым и больным?

- Чем он питался?

- Какие борщи называются постными? (Постные борщи – без мяса)

- Кого он ловил на уху?

- Какие новые друзья появились у волка?

- Что просил волк у зайца и у белки?

- А какие прошлые обиды были у зайца и белки на волка? Как думаете?

- Каким стало прозвище у волка?

- А почему его стали называть Дружище?

- Как вы думаете, хорошо ли прощать?

Познавательные УУД

1. Ориентироваться на развороте учебника.

2. Находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

1. Умение работать с ранее полученной информацией.

2.Логические – установление причинно-следственной связи.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Познавательные УУД

1. Логические -на основе сопоставления объектов  делать собственные выводы.

2. Умение работать с ранее полученной информацией.

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

3. Участвовать в диалоге на уроке.

Познавательные УУД

1.Логические -на основе сопоставления объектов  делать собственные выводы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

3. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

4. Участвовать в диалоге на уроке.

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Познавательные УУД

1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного.

2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте.

3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов)

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

3. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

4. Развиваем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ΙΙΙ. Итог.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Буква “щ» обозначает глухой, мягкий согласный звук [щ’], узнали значение новых слов «щеголь», «прозвище»)

- Чем мы занимались сегодня на уроке? (давали характеристику звукам, анализировали слова, сравнивали схемы слов, читали текст, отвечали на вопросы по тексту)

– Какие умения формировали? (умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли, высказывать свои предположения (версии).

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

- Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке! Наш урок закончен, до новых встреч!

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"

Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...

Конспект занятия по обучению грамоте "Глухой согласный звук (Щ*), буква Щ,щ

Данное занятие педагог предлагает провести с использованием интерактивного тренажера....

Конспект открытого урока на тему "Знакомство со звуком и буквой Д"

Конспект урока составлен для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, с учётом особенностей данного класса....

Конспект урока по чтению "Знакомство со звуком и буквой "Й".

Конспект разработан для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития....

Конспект урока в 1 классе, тема «Звуки (к), (кь), буква К» УМК Школа России

Тема: «Звуки (к), (к), буква К»  УМК  Школа России.    Формирование УУД: умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи; самостоя...

Конспект урока по чтению. Знакомство со звуком и буквой "Л".

Конспект урока по чтению. Знакомство со звуком и буквой "Л". 1 класс (VIII вид)...

Конспект урока обучение чтению на тему «Звуки[й\'а],[а],буквы Я,я»

Тема:«Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласными  буквами Я, я, звуками [й'а],[а], развития речиТип урока: «Открытие новых знани...