Дифференциация ш - щ
план-конспект занятия по теме
Учащимся 7 вида трудно дифференцировать в письменной речи буквы Ш и Щ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differenciaciya_sh_-_shch.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Методическая разработка
«Дифференциация Ш и Щ»
(Логопедическое занятие в 3б специальном (коррекционном)
классе 7 вида)
учитель-логопед Лучкина Л.В.
Панаевск, 2009
Тема: «Дифференциация Ш-Щ»
Цель: Дифференцировать звуки [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»
Задачи:
- уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш], [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематического восприятия зрительно-пространственных представлений;
- формирование навыков самоконтроля, положительной учебной мотивации.
Оборудование: предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные зеркала, дидактическая игра твёрдый-мягкий, домик с окошками, индивидуальные
карточки с заданиями, конверт, тетради и ручки, кукла - бумажная Буратино, плакат «Я так чувствую» и карточки к нему (восклицательный и вопросительный знаки),
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.
Для рабочего настроя повторим чистоговорки:
Ша-ша-ша-наша Маша хороша.
Ша-ша-ша – есть у Маши ландыши.
- Какой звук встречался чаще всего?
Ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.
Ща-ща-ща – нет дождя, а я в плаще.
- Какой звук встречался чаще всего?
3. Сообщение темы занятия.
Кто догадался, какие звуки будем различать на занятии?
4.Основная часть занятия.
- Упражнение «Немое кино».
- Догадайтесь, дети, по артикуляции моих губ, какой звук я говорю? [А, О,У,Ш,Щ].
Можно ли угадать, какой звук я говорю – [Ш] или [Щ]?
Угадать по артикуляции губ невозможно, так как положение губ, зубов одинаково.
- Уточнение и сравнение артикуляции звуков перед зеркалом.
Работа с артикуляционными профилями звуков.
- Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [Ш] и [Щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)
-Дайте характеристику звуку [Ш] (согласный, твёрдый, глухой, парный) и звуку [Щ] (согласный, мягкий, глухой, непарный).
- Дидактическая игра «Кто где живёт?»
- В этом домике живут картинки – две со звуком [Ш], две – со звуком [Щ]. В левом (правом) верхнем(нижнем) углу живёт кошка (щука, мышка, лещ). Кто живёт справа от …, под …, над …?
Ребёнок выходит к доске, вставляет картинку в нужное окошко, говорит, какой звук есть в её названии, отвечает на вопросы.
- Решили картинки поменяться местами так, чтобы на первом этаже оказались
картинки со звуком [Ш], а на втором – со звуком [Щ]
- Отличие и схожесть букв «Ш» и «Щ»:
Ш и Щ – родные сёстры,
Но у Щ есть хвостик острый.
(И.Блюмкин)
- Дидактическая игра «Звуковое домино: мягкий – твёрдый » на дифференциацию [ш] –[щ].
- Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.
Диктуются слоги, слова: ша, ща, щу, ши, аш, уш, шапка, щётка, плащ, ландыш, мишка, лещ, щука, вещи, мышь, бабушка, кошка, камыш.
Учащиеся перемещают фишки зелёного и синего цветов. Победит тот, кто первым и правильно продвинет фишки.
5.Динамическая пауза.
- Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх)
Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).
- Стихи с движениями «Дерево».
Дует ветер нам в лицо, (движение ладоней к лицу и обратно).
Закачалось деревцо (руки вверх, покачивания вправо-влево).
Ветер тише, тише, тише – (медленно опустить руки, присесть).
Деревцо всё выше, выше (встать, поднять руки вверх, потянуться).
- Пальчиковая гимнастика.
Пальцы сжали в кулачок,
Карандаш зажали.
А теперь давай, дружок,
Разогни три пальца.
И подумай не спеша,
Что за буква? Ясно – «Ш».
- Упражнения в парах.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем в ладушки играть.
А теперь, давай-ка, бей
С каждым разом всё быстрей.
Снова букву «Ш» составь,
Справа хвостик к ней прибавь:
«Ш» исчезло вообще –
Появилась буква «Щ».
6.Самостоятельная работа по карточкам.
- Ребята к нам пришло письмо! Оно адресовано нам с вами. А отправил его Буратино. Он учится в школе и ему задали задания, с которыми он просит ему помочь справиться (карточки).
- Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ». Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем слова).
- Вставь пропущенные буквы «Ш» и «Щ».
Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем текст).
7. Заключительная часть занятия.
- Итог занятия.
Звук «Ш» словно тише, он только шипит,
Как мышка шуршит осторожно,
А в «Щ» ещё что-то прощально трещит
И щёлкает как-то тревожно.
Придумайте одно слово со звуком [Ш], другое - со звуком [Щ].
- Эмоционально – смысловая рефлексия занятия.
На доске прикреплён домик в два этажа, а на столе у каждого из учащихся две карточки со знаками (! и ?).
«Восклицательный знак» - обозначает, что на уроке было всё понятно.
«Вопросительный знак» - осталось ощущение, что что-то непонятно.
Литература
1 «.Логопедия в школе» - В.С. Кукушин Издательский центр « МарТ» Москва- Ростов-на-Дону -2005 год.
2. «Логопедические игры и задания» Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Издательство «
3. «Сборник упражнений» Т.В.Шклярова. 2-3 класс. Издательство «Грамотей» 1999 год.
КАРО» Сантк-Петербург- 2002 год.
4. «Организация логопедической работы в школе» О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская Издательство Творческий центр «Сфера» Москва 2007год.
5. «Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс)» Меттус Е.В.,Литвина А.В. и др. Издательство КАРО, 2006 год
Приложение
1.Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ», разделив их на два столбика. Один столбик с буквой «Ш», другой – «Щ».
Ко-елёк, -ель, ро-а, -есть, мо-кара, -арф, за-и-ать, пла-, разме-ать, разме-ать, чудови-е, страшили-е, чи-у, и-у, пи-у, пастби-е, учили-е, поду-ка, пло-адь.
2.Вставь пропущенные буквы «Ш» или «Щ».
- енок.
- енка поместили в поме - ении, в передней. Между - кафом и боль - им я - ком положили Ми - ино -ерстяное пальто. Постелька вы - ла тёплая. По на - ей просьбе мама с - ила -енку поду - ку. Но -енок укладывал свой хвост на поду - ку, а
- екой прислонялся к я - ику. -енок вы -и пал из - ётки всю - етину. Он стра-но боялся - екотки и мы - ей.
Я так чувствую…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Методического совета....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...
Уровневая дифференциация на уроках математики
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. ...
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Очень помогает на уроках литературы....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....