ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
статья на тему

Левина Евгения Владимировна

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как пример использования подобных игр на подгрупповых и фронтальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levina_zhurnal_logoped_no_5_2004_god.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Все детали игр изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка,  в названии которой есть автоматизируемый звук и несколько картинок с любым другим звуком. Картинки можно вырезать из старых списанных учебников для начальной школы.

1. “Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. “Солнышко”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. “Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.

Чтобы наглядно увидеть, как можно использовать данные игры на подгрупповых занятиях с детьми, я предлагаю конспект одного из занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Занятие по подготовке к обучению к грамоте в подготовительной группе.

Тема: Звуки [З – З1], буква З.

Цели:

  1. Познакомить со звуками [з-з1], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, выполнять звукослоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление, эмоционально-волевую сферу.
  3. Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

Предварительная работа:

Повторение сказки “Золушка”, словарная работа – бор. машина

Оснащение:

Демонстрационный материал:  кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, Ежик, Лисенок, буква З, д/и “Укрась платье”,  картина “Зима”, буквы, мяч, д/и “Слово в слове”.

Раздаточный материал: рабочие тетради, карандаши, схемы звукового анализа слов, буквы, зеркала, д/и «Зашифрованные слова».

Ход занятия:

  1. Кинесиологическое упражнение «Ленивые восьмерки».

Логопед:

- Представьте, что вы взяли в правую руку карандаш и начертите в воздухе восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно

  1. Организационный момент, психогимнастика

Логопед:

- Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок (появляется игрушка – Золушка в платье с заплатами).

- Вспомните сказку и покажите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал. Изобразите злую мачеху и ее дочек, А теперь покажите, какое доброе лицо было у Волшебницы.

  • Ребята надо помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

3. Определение темы занятия

Логопед:

- В этих шкатулках картинки. Надо назвать их и определить одинаковый звук в словах. (Сначала дети определяют звук [з], потом [з1]).

- Дайте характеристику данным звукам. Произнесите звук [з] и посмотрите на свою артикуляцию (работа с зеркалами). Что делают губы? Какое положение принимают зубы, язык? Есть ли во рту преграда? Какая? Звук [з] звучит твердо или мягко? Какого цвета у него башмачки? Какая мягкая пара у звука [з]? Какая шапочка у звуков [з]  [з1]? Почему?

- Наши друзья Ежик и Лисенок обозначили звуки так:

[З] – картинкой “Пчела”, которая поет песенку;  [З-з-з];

Звук [з1] – картинкой “бор-машина”, которая гудит [з111]

4. Знакомство с буквой.

Логопед:

- Познакомтесь с буквой, которая обозначает звуки [з-з1].

“На эту букву посмотри

она совсем, как цифра… три”

- На что еще похожа буква З? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.

5. Динамическая пауза. Д/и “Укрась платья”

Логопед:

- Чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, надо разделиться на две команды.

Необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Как вы думаете, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? А на платье сестры Разини? После выполнения задания проводится взаимопроверка.

6. Развитие мелкой моторики, работа в тетрадях

Логопед:

- Прежде чем помочь Золушке определить, где в названии картинок в тетради слышится звук [з] или [з1] нам необходимо выполнить пальчиковую зарядку: вспомните какие животные помогали Золушке в сказке, изобразите их с помощью пальцев (собака, мышка, лошадь). После выполнения пальчиковой гимнастики дети работают в тетрадях.

7. Звуковой анализ слов.

Логопед:

- Помогите Золушке выполнить звуковой анализ слова. Посмотрите на эту картину (зима) и догадайтесь, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми мы сегодня познакомились. Разделите на слоги слова ЗИМА. Сколько слогов? Какой второй слог? Первый? Выполните звуковой анализ слова ЗИМА. Сколько в слове гласных звуков? Какие это звуки?

8. Динамическая пауза. Игра с мячом “Наоборот”.

Логопед:

- Чтобы работалось весело и быстро,  отдохнем и поиграем в игру “Наоборот”. Я говорю слог твердый, а вы наоборот – мягкий, если я говорю мягкий, вы – твердый. Например “за – зя”.

9. Д/и “Слово в слове”

Логопед:

- А вот еще, какое трудное задание приготовила злая мачеха.

В этом слове, которое начинается с буквы З спрятано еще несколько слов, постарайтесь их найти и прочитать. Подсказка – надо начинать читать с каждой буквы в этом слове (золотой). (Слова: зол, лото, золото, ой).

10. Д/и “Зашифрованные слова”

Логопед:

- Вот и последнее задание, которое каждый из вас должен выполнить самостоятельно. Разгадайте и напечатайте слова в своих тетрадях (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве).

11. Итог занятия.

Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят.

- Ребята, какое теперь настроение у Золушки? Какие звуки помогли нам справиться с заданиями злой мачехи? Расскажите про звуки [з-з1]. Придумайте по одному слову с этими звуками.    

12. Релаксация.

Логопед:

- Мы очень дружно помогали Золушке и успели выполнить все задания, теперь она поедет на бал, а мы можем отдохнуть. Дети ложатся на ковер, расслабляются под спокойную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков.

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но ...

Использование мнемотаблиц на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков.

практический материал по автоматизации и дифференциации звуков с использованием мнемотаблиц....

Консультация для родителей:"Логопедические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков".

В данной консультации представлены логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков, которые помогают делать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познав...

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Приведенные ниже игры и упражнения помогут педагогу сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным для ребенка, который с удовольствием будет ходить на индиви...

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.В пособии предлагается практи...

«Этапы работы над звукопроизношением. Роль логопеда и воспитателя в коррекционном процессе» Мастер класс по изготовлению игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Паровозик»

Цель: Познакомить педагогов с этапами работы над звукопроизношениемОборудование: цветной картон, ножницы, клей, предметные картинки на заданный звукПодготовительный этапАртикуляция.Совокупность движен...