ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
статья на тему
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как пример использования подобных игр на подгрупповых и фронтальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levina_zhurnal_logoped_no_5_2004_god.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Все детали игр изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук и несколько картинок с любым другим звуком. Картинки можно вырезать из старых списанных учебников для начальной школы.
1. “Построй домик”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
2. “Собери цветочек”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
3. “Солнышко”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
4. “Собери яблочки”.
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
5. “Украсим елочку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
6. “Напои куклу чаем”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
7. “Кукла наряжается”.
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.
8. “Украсим комнату флажками”.
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
9. “Собери бусы”.
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.
Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
10. “Сложи пирамидку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
11. “Веселые матрешки”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.
12. “Сложи снежинку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.
13. “Подбери фигуры”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.
Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.
Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
Чтобы наглядно увидеть, как можно использовать данные игры на подгрупповых занятиях с детьми, я предлагаю конспект одного из занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.
Занятие по подготовке к обучению к грамоте в подготовительной группе.
Тема: Звуки [З – З1], буква З.
Цели:
- Познакомить со звуками [з-з1], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, выполнять звукослоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.
- Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление, эмоционально-волевую сферу.
- Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.
Предварительная работа:
Повторение сказки “Золушка”, словарная работа – бор. машина
Оснащение:
Демонстрационный материал: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, Ежик, Лисенок, буква З, д/и “Укрась платье”, картина “Зима”, буквы, мяч, д/и “Слово в слове”.
Раздаточный материал: рабочие тетради, карандаши, схемы звукового анализа слов, буквы, зеркала, д/и «Зашифрованные слова».
Ход занятия:
- Кинесиологическое упражнение «Ленивые восьмерки».
Логопед:
- Представьте, что вы взяли в правую руку карандаш и начертите в воздухе восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно
- Организационный момент, психогимнастика
Логопед:
- Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок (появляется игрушка – Золушка в платье с заплатами).
- Вспомните сказку и покажите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал. Изобразите злую мачеху и ее дочек, А теперь покажите, какое доброе лицо было у Волшебницы.
- Ребята надо помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.
3. Определение темы занятия
Логопед:
- В этих шкатулках картинки. Надо назвать их и определить одинаковый звук в словах. (Сначала дети определяют звук [з], потом [з1]).
- Дайте характеристику данным звукам. Произнесите звук [з] и посмотрите на свою артикуляцию (работа с зеркалами). Что делают губы? Какое положение принимают зубы, язык? Есть ли во рту преграда? Какая? Звук [з] звучит твердо или мягко? Какого цвета у него башмачки? Какая мягкая пара у звука [з]? Какая шапочка у звуков [з] [з1]? Почему?
- Наши друзья Ежик и Лисенок обозначили звуки так:
[З] – картинкой “Пчела”, которая поет песенку; [З-з-з];
Звук [з1] – картинкой “бор-машина”, которая гудит [з1-з1-з1]
4. Знакомство с буквой.
Логопед:
- Познакомтесь с буквой, которая обозначает звуки [з-з1].
“На эту букву посмотри
она совсем, как цифра… три”
- На что еще похожа буква З? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.
5. Динамическая пауза. Д/и “Укрась платья”
Логопед:
- Чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, надо разделиться на две команды.
Необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Как вы думаете, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? А на платье сестры Разини? После выполнения задания проводится взаимопроверка.
6. Развитие мелкой моторики, работа в тетрадях
Логопед:
- Прежде чем помочь Золушке определить, где в названии картинок в тетради слышится звук [з] или [з1] нам необходимо выполнить пальчиковую зарядку: вспомните какие животные помогали Золушке в сказке, изобразите их с помощью пальцев (собака, мышка, лошадь). После выполнения пальчиковой гимнастики дети работают в тетрадях.
7. Звуковой анализ слов.
Логопед:
- Помогите Золушке выполнить звуковой анализ слова. Посмотрите на эту картину (зима) и догадайтесь, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми мы сегодня познакомились. Разделите на слоги слова ЗИМА. Сколько слогов? Какой второй слог? Первый? Выполните звуковой анализ слова ЗИМА. Сколько в слове гласных звуков? Какие это звуки?
8. Динамическая пауза. Игра с мячом “Наоборот”.
Логопед:
- Чтобы работалось весело и быстро, отдохнем и поиграем в игру “Наоборот”. Я говорю слог твердый, а вы наоборот – мягкий, если я говорю мягкий, вы – твердый. Например “за – зя”.
9. Д/и “Слово в слове”
Логопед:
- А вот еще, какое трудное задание приготовила злая мачеха.
В этом слове, которое начинается с буквы З спрятано еще несколько слов, постарайтесь их найти и прочитать. Подсказка – надо начинать читать с каждой буквы в этом слове (золотой). (Слова: зол, лото, золото, ой).
10. Д/и “Зашифрованные слова”
Логопед:
- Вот и последнее задание, которое каждый из вас должен выполнить самостоятельно. Разгадайте и напечатайте слова в своих тетрадях (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве).
11. Итог занятия.
Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят.
- Ребята, какое теперь настроение у Золушки? Какие звуки помогли нам справиться с заданиями злой мачехи? Расскажите про звуки [з-з1]. Придумайте по одному слову с этими звуками.
12. Релаксация.
Логопед:
- Мы очень дружно помогали Золушке и успели выполнить все задания, теперь она поедет на бал, а мы можем отдохнуть. Дети ложатся на ковер, расслабляются под спокойную музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков.
При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но ...
Использование мнемотаблиц на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков.
практический материал по автоматизации и дифференциации звуков с использованием мнемотаблиц....
Консультация для родителей:"Логопедические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков".
В данной консультации представлены логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков, которые помогают делать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познав...
Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков
Приведенные ниже игры и упражнения помогут педагогу сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным для ребенка, который с удовольствием будет ходить на индиви...
Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Картотеки по автоматизации и дифференциации звуков Т ТЬ Д ДЬ...
Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.В пособии предлагается практи...
«Этапы работы над звукопроизношением. Роль логопеда и воспитателя в коррекционном процессе» Мастер класс по изготовлению игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Паровозик»
Цель: Познакомить педагогов с этапами работы над звукопроизношениемОборудование: цветной картон, ножницы, клей, предметные картинки на заданный звукПодготовительный этапАртикуляция.Совокупность движен...