Уровневая дифференциация на уроках математики
статья по теме

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.

 

 

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urovnevaya_differenciaciya_na_urokah_matematiki.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уровневая дифференциация на уроках математики


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Задачи:

представить возможности создания оптимальных условий для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки, представляющего собой государственный образовательный стандарт по математике и уровней превышающих его;

показать способы выявления и развития творческих способностей учащихся, проявляющих интерес к изучению математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе

Условия современной школы требуют высокого уровня знаний, но ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке учащихся и часто порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося.

С одной стороны такой подход исключает положительную мотивацию учебного успеха, с другой – ведет к снижению уровня требований. В условиях технологии УД ученик является партнером, имеющим право на выбор содержания своего образования и уровня его усвоения, а учитель должен обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня.

Основные признаки системы уровневой дифференциации – это свобода выбора уровней, заключающих в себе тот или иной объем знаний (обязательный, дополнительный, повышенный трудности); психологическая мотивация движения от меньшего к большему, от количественного к качественному; нравственные отношения между обучающим и обучающимися; принцип открытости в учении; ориентировка на успех и, конечно же, сами уровни.

Главная основа уровневых уроков

Каждый ученик должен получить на уроке такой объем знаний, который он может получить, но так должно быть на каждом уроке, тогда появится надежда, что завтра он не удовлетворится сегодняшним объемом, и вы сможете дать ему больший.

Реализация принципа уровневой дифференциации начинается с соблюдения его при компоновке главных вопросов по новому материалу. Учитель предлагает классу вопросы после объявления цели урока.

Главное – это то, ради чего изучается материал, то, что связует пройденное, то, в чем проявляются общие закономерности, заложенные в материал всего учебника, то, чем ребенок будет оперировать в дальнейшем приобретении знаний.

Второстепенное – это то, что сопутствует главному: проясняет, дополняет, иллюстрирует...

Уровневая дифференциация

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

  1. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.

  1. Деление детей по уровню развития негуманно.

  1. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
  1. Высвечивается социально-экономическое неравенство.

  1. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
  1. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
  1. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
  1. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.

  1. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

  1. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
  1. Повышается уровень
    Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

  1. Понижается уровень
    Я – концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
  1. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.
  1. Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
  1. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
  1. Перекомплектование разрушает классные коллективы

Я - практик, учитель математики. Учитель математики - это человек, который имеет дело с ребенком пять раз в неделю, преподает очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

Каждый ребенок - уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему - полгода, четвертый - не воспринимает совсем.

Как научить всех? Если учитель опытный, то он помнит все попытки решения этой проблемы, во многих участвовал сам, полного удовлетворения от результатов работы не получил, но многому научился. Молодой учитель более нетерпелив, сразу назовет новую продуктивную методику. Идея дифференцированного обучения нова и не нова одновременно: думающий, творчески работающий учитель всегда к разным детям подходит по-разному, умеет и любит работать с группами учащихся.

Новое, я считаю, в открытых контрольного процесса, дети с первого для изучения новой темы знают, что их ждет на зачете. У них в тетрадях вклеены материалы к зачетам, эстетично оформленные и размноженные на ксероксе.

Вот здесь кроется первый подводный камень - требуется необыкновенно большое количество всяческих бумаг.

Давйте посчитаем:

1. Тексты зачетов - не во всех школах есть комплект книжек на класс, поэтому учителю надо обеспечить 8зачетов х 35 копий = 280 копий

2. Список ОРО - обеспечивает каждый ученик, т.е 8 зачеток х 30 копий х 4класса= 960 копий

3. Список дополнительных задач - даю по желанию (правда, желание ученика не всегда совпадает с его возможностями), бывает, желает получить эти задачи целый класс. Минимум 8 зачеток х 20 копий х 4 класса = 640 копий

4.Листы учета результатов зачетов 8 зачеток х 4 копий = 36 листов

ИТОГО: 1916 листов необходимо подготовить за год. Причем, своевременно и качественно.

Отсюда, первый практический вывод: необходимо четко организовать работу внутри школьного МО - скурпулезно передавать все материалы от учителя к учителю.

Далее, работа с родителями приобретает новую окраску - контакт с родителями становится жизненно необходим для успешного внедрения технолигии.

Но родители должны четко знать, что дает зачетная система их ребенку, как она работает, действительно это лучше, удобнее. Родителей надо убедить и тогда "убежденный" родитель сделает все: и копии сделает, и проконтролирует подготовку чада к очередному зачету. Отсюда второй практический совет: начинать надо с умелой работы с родителями.

Лично я побывала на родительских собраниях каждого класса не по одному разу, показывала перспективы развития ребенка, разъясняла критерии оценки, анализировала результаты вместе с отдельными родителями.

Короче, родители поверила в учителя и технологию и работа пошла.

Теперь встречи с родителями превратились в консультации, учитель в любой момент мог дать информацию о том, что хорошо усвоено и над чем надо поработать конкретному ученику. Папы и мамы стали часто приходить с ручками и тетрадками на такие встречи.

Итак, родители помогают, учитель настроен оптимистически, а как же дети? Ради них все это затеяно. Сначала была настороженность, шел процесс привыкания, затем, когда большинство ребят уже стали хорошо ориентироваться в нюансах зачетной системы, появился азарт. Захотелось получше сдать зачет, захотелось узнать свои возможности. Хорошие ученики стали очень хорошими, средние захотели стать лучше, что у них и стало получаться

Результаты первого года работы обнадеживают: появились годовые пятерки, значительно возросло количество "4".

И еще хочу сказать об одном показателе - в этом году увеличилось число детей , занимающихся в нашем кружке. Дети стали интересоваться более сложными вещами.

Думаю, это оттого, что они стали лучше разбираться в основных вопросах программы.

Теперь об особенностях организации с учетом требований УД.

Урок новых знаний - давать на высоком уровне всем, четко оговаривать, выделять главное ("это знать всем, это - по желанию").

Урок отработки умений и навыков - обязательно дифференцированно.

Работа с различными группами учащихся (часто - переменными) - это самое трудное, этому надо много учиться. Значит, большую значимость приобретают посещение уроков, специальных курсов, заседания МО и т.д. Учитель учится всю жизнь, любовно пополняя свою методическую копилку. Но, учитель учится и делясь своим опытом, своими находками.

Т.е. нужно давать открытые уроки, приглашать на свои рядовые уроки коллег.

УД - это работа с конкретным ребенком на его конкретном уровне.

Необходима методическая база. Ситуация проста: работаю с сильными, чем же занять в это время слабых? Нужны дидактические материалы, обеспечивающие технологию УД.

Моя маленькая, но очень практически ценная находка: листы поддержки.

Они предназначены для работы со слабыми. Трудность опять же в обеспечении всех слабых учеников такими листами на уроке. Их требуется на класс не менее 10, важных тем очень много, листы не просты в изготовлении. Над этим надо думать уже прямо сейчас.

Наше МО решило взять на следующий год методическую тему, связанную с разработкой этих листов по всем параллелям и в нужном количестве.

И опять на 1 место встает проблема сохранения и бережной передачи материалов в конце учебного года.

Особо хочется сказать о классах коррекции. У меня их два. Опыт работы в таких классах - 8 лет. Могу ответственно сказать, что без УД в таких классах делать нечего. Работа в классах коррекции очень тонкий процесс, это отдельная проблема. УД эту проблему решает почти полностью. Результаты говорят сами за себя: дети стараются, ликвидируют задолжности, пробуют повысить оценку , т.е. пытаются поднять свою планку. Должников в этих классах почти нет.

Я не удержалась и перед конференцией попросила всех своих ребят ответить на вопрос "Что дает вам уровневая дифференциация?"

Ответы очень порадовали. Они показали, что дети чувствуют, когда процесс работает на них и благодарны за это.

Один ребенок так и написал: "Спасибо тем, кто придумал зачетную систему.

Я стал лучше учиться, а каникулы отдыхаю и гуляю за свои хорошие оценки".

Другой (очень сложный ребенок) сделал такое признание: " Математика - это все таки "классный" предмет!"

Я с ними солидарна и желаю удачи всем!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение уровневой дифференциации на уроках математики.

      Страшная это опасность – безделье, безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни ...

Применение уровневой дифференциации на уроках математики.

Страшная это опасность – безделье, безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школь...

Технология уровневой дифференциации на уроках математики.

Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Прежде всего в УД привлекает демократизация образ...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают орг...


 

Комментарии

Являясь одной из форм обучения уровневая дифференциация имеет свои как положительные так и отрицательные аспекты.Уровневая дифференциация показывает способы выявления и развития творческих способностей учащихся, проявляющих интерес к изучению математики.