Конспект открытого урока с учащимися третьего класса
план-конспект урока по теме

Шабельская Екатерина Алексеевна

Урок для учащихся общеобразовательной школы, 3 класс, по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по устранению дисграфии130.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  ГБОУ СОШ №51

Учитель - логопед  Шабельская Екатерина Алексеевна

Конспект открытого урока с учащимися третьего класса, проведённого  5.02.2013 г.

Урок-обобщение.

        Диагноз: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза         

 

Тема: Звуко-буквенный и слоговой анализ четырёхсложных слов

                                       разной структуры                            

Формирование универсальных учебных действий:

I) Познавательные учебные действия:

    Общеучебные и логические действия:

1.Совершенствование навыка звукобуквенного и слогового анализа слов с четырьмя слогами; анализа предложений:

            а) нахождение в речевом потоке слов с четырьмя слогами;

            б) дифференциация гласных и согласных звуков и букв, твёрдых и

            мягких согласных;

            в) совершенствование навыка деления по слогам и определения  

            названий слогов;

            г) совершенствование навыка логического анализа слов разной

            структуры (общее и различное)

            д) совершенствование навыка анализа предложений

2. Смысловое чтение. Анализ стихотворения и подбор литературных персонажей:

           а) обогащение лексико-грамматического строя речи;

           б) работа над этимологией слов;

           в) подбор синонимов;

           г) работа над эмоциональной выразительностью речи;

           д) знакомство с культурным наследием (литературные

               произведения)

           е) закрепление на практике правила написания стихотворной

           формы, названий произведений

3. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

4.Закрепление на письме следующих орфограмм: безударные гласные, словарные слова, окончание прилагательных, написание глаголов

II) Регулятивные учебные действия-

формирование умения планировать, ставить цель, вносить нужные

корректировки, мобилизовать усилия для выполнения задачи

III) Личностные учебные действия:

        а) привитие любви и уважения к родному языку;

        б) воспитание чувства прекрасного и эстетических чувств;

        в) развитие интереса, любознательности, воображения, образов

        и ассоциаций; мыслительных процессов,

        г) развитие слухового, зрительного и двигательного каналов

        восприятия информации

IV) Коммуникативные учебные действия:

       а) построение логически завершённой фразы с правильным согласованием

        слов;              

      б) воспитание умения слушать и слышать собеседника

 

Техническое оснащение: ноутбук с проектором, экран.

Наглядные пособия, выведенные на экран: стихотворение-загадка,

изображение колесницы с толкованием слова, рисунок февраля с синонимами, названия «снежных» сказок  с фотографиями их авторов, табель-календарь.

Этапы урока:

1) Организационный момент, сообщение темы урока

2) Работа над стихотворением: а) устно и б) письменно

3) Динамическая пауза

4) Литературные произведения - «Снежные» сказки

5) Слоговой анализ слова - холодильник

6) Подведение итогов урока

7) Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент, сообщение темы урока

Здравствуйте!

У нашего урока сегодня две особенности. Первая особенность - мы продолжаем работать со словами с четырьмя слогами. Как мы определяем количество слогов?  Одной схемы нет: в словах разное количество звуков, слоги называются по-разному, но общий момент во всех словах - четыре слога.

О второй особенности урока я скажу чуть позже.

2. Работа над стихотворением- загадкой

На экране загадка

Отгадать загадку.

           Он маленького роста,

           В нём двадцать восемь дней!

           Его - ну горе просто-

           Все месяцы длинней!

           Вот отчего он злится,

           Морозами грозит

           И в снежной колеснице

           Всё мчит куда-то, мчит…

Назвать отгадку. Февраль – третий месяц зимы. Вот второй особенностью урока будет то, что все задания так или иначе связаны с темой зимы, холода.

а) Устный анализ стихотворения

1) Как понимаете фразу «Он маленького роста, в нём 28 дней»? (показ календаря). Раз в четыре года февраль «подрастает» на один день, такой год называется високосным.

2) Что такое колесница? От какого слова произошло?

                           На экране

По толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова «Колесница» - старинное слово, обозначающее большой колёсный экипаж, запряжённый лошадьми.

                           

   

                 

Как Вы думаете, у февраля в снежную колесницу запряжены какие кони?

Ваши ассоциации, связанные с февралём?

Подведение итога ответов учащихся – картинка ненастья.

                              На экране

Буран, пурга, метель, вьюга, снегопад, ветродуй - синонимы ненастья.

         

 

3) Обратим внимание на последние две строчки « И в снежной колеснице  Всё мчит куда-то, мчит…» Многоточие показывает неоконченность, бесконечность процесса. Мы не знаем, когда остановится его колесница. Значит, ещё будет много снега, весна придёт не скоро.

4) Из скольких  предложений состоит загадка?

Определение границ. Какое предложение самое длинное, сколько в нём слов?(14)

Разбор правила написания стихотворения (граница предложения определяется по его конечному слову. А большая буква не является решающим моментом, т.к. часть предложения пишется с новой строчки с большой буквы)

5) Разбор написания некоторых слов: маленького, длинней, злится, морозами, колеснице.

б) Работа в тетради

Записать дату. Под диктовку логопеда учащиеся записывают загадку в тетрадь, обводят предлоги по ходу записи каждого предложения.

Задание: найти слова с четырьмя слогами, выписать их по слогам.

 

МА-ЛЕНЬ-КО-ГО         а) подчеркнуть зелёным цветом буквы, обозначающие

МО-РО-ЗА-МИ              мягкие согласные звуки,        

(в) КО-ЛЕС-НИ-ЦЕ       б) какие слова имеют одинаковую звуко-слоговую        

                                          структуру (маленького, колеснице). Количество букв и

                                          звуков одинаково? В каком слоге это отличие?

                                          в) сравним структуру этих слов со словом – морозами,

                                          каким слогом они отличаются? (вторым)

3) Динамическая пауза

   Каждая строчка стихотворения «оживляется» и показывается совместно с учащимися. Речь с движением.

4) Литературные произведения- «Снежные» сказки с их авторами (где они есть) 

 Слова логопеда: на экране появятся произведения, составляющие золотой фонд     мировой литературы. Они написаны авторами разных стран.

 Задание: а) какие сказки или имена героев подходят к теме урока?

                 б) если в названии произведения нескольких слов, выбираем то из них,    

                 где хотя бы одно слово состоит из 4-х слогов

          На экране

     

  Г.-Х.Андерсен  «Снежная королева»                                        

                       

А.Н.Островский «Снегурочка»

                                     

             

Русская народная сказка «Мороз Иванович» 

               

         

 

Братья Гримм «Бабушка Метелица»

Задание: на выбор записать 2 произведения в тетрадь (предварительно сначала отработав орфограммы, встречающиеся в написании.)

5) Слоговой анализ слова – холодильник

Загадка: что за вещь есть у нас в доме, открыв которую попадаешь в зиму?

                            ХОО-ДИЛЬ-НИК

(холод, холодный). Название слогов

-Записать слог, в котором больше букв, чем звуков    - ДИЛЬ;

-Записать второй из закрытых слогов – НИК:

-Записать второй слог слова – ЛО;

-Записать оставшийся слог – ХО

-Прочитать получившееся - ДИЛЬ, НИК, ЛО, ХО

-Записать правильно слово, деля по слогам.

6) Итог урока (чем занимались, как оценивают свою работу, что понравилось)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока для учащихся 2 класса

Тип урока сюжетно - игровой, наиболее актуальный в начальной школе. Для поднятия эмоционального фона урока подготовительная часть проводится под музыку. При совершенствовании навыков ловли мяча исполь...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

Конспект открытого урока "Обучение учащегося игре под фонограмму"

Конспект открытого урока "Обучение учащегося игре под фонограмму". Целью данного урока является : достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму....

Методическая разработка, конспект открытого урока для учащихся 6 класса "Технологии подготовки к ГИА"

Данная презентация является опорным конспектом урока для учащихся 6-7  класса. Задания, представленные в рамках урока направлены на развитие навыков аудирования и говорения....

Конспект открытого урока для учащихся тяжёлой умственной отсталостью. По Предмету: Зрительно - слуховая стимуляция

КОНСПЕКТ УРОКА    7 «ж»   класса для учащихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)  по предмету: «Зрительно-слуховая стимуляция» ТЕМА: «Привлечени...

Конспект открытого урока для учащихся 4 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся со сложным дефектом

Конспект открытого урока по теме «Рыбы» ориентирован на учащихся 4 класса. Учащиеся данного класса не владеют связной речью и имеют еще ряд различных нарушений в развитии.Предмет: живой ми...