Занятие по логопедии (коррекция дисграфии) по теме: «Дифференциация звуков [З] - [Ж]»
план-конспект занятия по теме

Развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики. Развитие артикуляционной чувствительности. Дифференциация звуков З  - Ж  в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие фонематического слуха. Формирование навыков звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие грамматического строя речи. Развитие каллиграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие по логопедии83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 6 VIII вида»

г. Гурьевска Кемеровской области.

Занятие по логопедии (коррекция дисграфии) по теме:

«Дифференциация звуков [З]  - [Ж]»

Разработала: Петкина Е.Г.

учитель-логопед

г. Гурьевск 2013

ЗАНЯТИЕ

Тема: Дифференциация звуков З  - Ж.

Цели и задачи: Развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики. Развитие артикуляционной чувствительности. Дифференциация звуков З  - Ж  в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие фонематического слуха. Формирование навыков звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие грамматического строя речи. Развитие каллиграфии.

Оборудование: зеркала; салфетки; символы для обозначения звуков, слогов, слов; предметные картинки заяц, жираф, замок, ножницы, зонт, ваза, ножи, жук, ложи, лозы.

Ход занятия

1. Орг. момент

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь, посмотрите на них и больше во время занятия не отвлекайтесь.

2. Артикуляционная гимнастика.

 

«Улыбка»

Широка Нева река

И улыбка широка

Зубки все мои видны

От краев и до десны  

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении по счет от 1 до 10.

«Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5 - 10 секунд.

«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.  

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а-а-а»), подержать рот открытым 5 - 10 секунд, медленно закрыть.  

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.  

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Язык кладем на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8 - 10 раз.  

«Кружок»

Мой язык совсем не глуп -

Ходит кругом возле губ.  

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека - под верхней губой - левая щека - под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5 - 6 кругов в одну и другую сторону.  

«Лопаточка»

Поперек улыбки лег -

Отдыхает язычок.  

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10.  

«Горка»

Улыбаюсь, рот открыт -

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

«Горку» нам изобразит.  

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 - 10.  

«Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края -

Вот и «чашечка» моя.  

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме «чашечки».  

3. Объявление темы.

- Ребята отгадайте загадки:

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (жираф)

- Правильно, жираф.

Длинные ушки,

Быстрые лапки

Серый, но не мышка

Кто это? … (заяц)

- Правильно, заяц.

- Какой первый звук в слове жираф?  

- Какой это звук гласный или согласный?

- Докажи.

- Какой это звук твёрдый или мягкий?

- Какой это звук звонкий или глухой?

- Какой первый звук в слове заяц?  

- Какой это звук гласный или согласный?

- Докажи.

- Какой это звук твёрдый или мягкий?

- Какой это звук звонкий или глухой?

- Сегодня мы будем вместе учиться различать звуки З и Ж. А в гостях у нас сегодня Заяц и Жираф.

4. Сравнение артикуляции звуков по плану:

- А теперь давайте сравним, как мы говорим звук З и звук Ж.

З – губы в улыбке, зубы – сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута – горочкой, струя воздуха струя воздуха выходит посередине – холодная, голосовые связки дрожат – звук звонкий.

Ж – губы округлены,  зубы – сближены, кончик языка поднят к небу, боковые края языка прижаты к верхним зубам – чашечка, струя воздуха – теплая, голосовые связки дрожат – звук звонкий.

- Что общего между этими звуками: зубы – сближены, голос дрожит, а чем различаются: губы, язык, струя воздуха.     

5. Развитие фонематического слуха.

- Сейчас я буду называть звуки, первый ряд, когда услышите звук З – хлопайте в ладоши, а второй ряд будет хлопать, когда услышит звук Ж.  

З, Ж, К, Н, З, Г, Х, Ф, Ж, В, П, З, Р, Л, Д, Ж, М, Т, Б, З.  

6. Пальчиковая гимнастика с элементами массажа лицевых мышц: «Солнышко».  



Ладошка – это солнышко,

А пальчики – лучи,

Поёт о солнце скворушка,

Кричат о нём грачи.    

Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочерёдно поглаживать пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию. Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца «клюв закрыт», затем сомкнуть пальцы немного приподнять, а большой палец – опустить «клюв закрыт».  

Солнышко милое,

Поделись своей силою!

Просыпайтесь, лучики,

Согревайтесь, рученьки.  

Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки. Поочерёдно растирать пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию.

Пальцы-лучики проснулись,

Наклонились, потянулись,

Быстро встали на зарядку,

Рассчитались по порядку.  

 Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Поочерёдно разжимать и называть пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.  

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по лбу.

НД – от середины лба к верхней части ушей.

Солнышко проснулось,

К щёчкам прикоснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.  

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по щекам.

НД – от носа к средней части ушей.

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.  

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка нижней части ушей.

7. Работа на уровне слова.

- Рассмотрите картинки и поделите их между Жирафом и Зайцем – в первый столбик запишите слова с буквой Ж, во второй с буквой – З.

- Какая картинка расположена в правом верхнем углу? (зонт)

- В какой столбик запишем?

- Почему?

- Какая картинка расположена в левом нижнем углу? (ваза)

- В какой столбик запишем?

- Почему?

- Какая картинка расположена между замком и зонтом? (ножницы)    

- В какой столбик запишем?

- Почему?

- Какая картинка расположена слева от ножниц? (замок)

- В какой столбик запишем?

- Почему?

- Какая картинка расположена справа от ножей? (жук)

- В какой столбик запишем?

- Почему?

- Какая картинка расположена между вазой и жуком? (ножи)

- В какой столбик запишем?

- Почему?

Картинки: замок, ваза, зонт, жук, ножницы, ножи.

8. Звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ:

- Составьте схему слова ЖИРАФ.

- Давайте, вместе прохлопаем это слово.

- Сколько слогов в слове? (ДВА)

- Какой первый слог? (ЖИ)  

- Сколько звуков в первом слоге? (ДВА)

- Какие? (Ж И)

- Какой второй слог? (РАФ)

- Сколько звуков? (ТРИ)

- Какие? (Р А Ф)

- Составьте схему слова ЗАЯЦ.

- Сколько слогов в слове? (ДВА)  

- Какой первый слог? (ЗА)  

- Сколько звуков в первом слоге? (ДВА)  

- Какие? (З А)

- Какой второй слог? (ЯЦ)

- Сколько звуков? (ДВА)

- Какие? (Я Ц)

9. Физ.минутка. «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

Поочерёдно выставлять руки перед собой.  

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

Скрещивание рук над головой.

Летом нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки.

Потирание щёк.

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки.

Постукивание пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это.

Повороты туловища влево-вправо.

10. Работа над словосочетанием.

- К словам из первого столбика подберите подходящее по смыслу слово из второго столбика и составьте словосочетания.

СВЕЖИЙ                                                 ПОЕЗД

ЗИМНЯЯ                                                 ВОЗДУХ

ПАССАЖИРСКИЙ                                ЛУЖАЙКА

ЗЕЛЁНАЯ                                                СТУЖА

- Подчеркните звук З – одной черточкой, а звук Ж – двумя черточками.

11. Словарная работа.

- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Коза)  

- Посмотрите на следующую картинку. Ответьте на вопрос, чем покрыто тело человека?

- Правильно кожей.  

- Кожа – это надёжная защита человека. Плохо, когда кожа становится грязной. Можно заболеть. Надо мыться не меньше одного раза в неделю, с мылом и мочалкой.

- Ребята, посмотрите на эти слова КОЗА – КОЖА, они похожи?

- Чем отличаются?

- Очень важно чётко проговаривать все звуки в словах, потому что разница всего в одной букве, а смысл у слов разный.  

12. Работа на уровне предложения.

- Закончите предложения, подобрав нужное слово КОЗА или КОЖА.  

На лугу пасётся … . (коза)

У Маши чистая … . (кожа)

13. Итог занятия.

- Над какими звуками работали?  

- Что общего между этими звуками?

- Чем различаются?

- Что такое КОЖА?

- Почему плохо, когда она грязная?

14. Оценка.

- Сегодня на занятии хорошо занимались …, а … надо быть внимательным и отвечать на вопросы полными ответами.

15. Домашнее задание.

-  Соедините стрелочками картинки с теми буквами, на которые начинаются слова.  

Список использованной литературы:

1. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

2. 1000 загадок / В.Г.Лысаков. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318, [2] с.:ил.

3. Массаж лицевых мышц. Т.А.Куликовская.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»...

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Презентация к логопедическому подгрупповому занятию c детьми 2 класса на тему: дифференциация звуков С-Ц

Данное занятие направлено на развитие фонематического слуха и выработки умения дифференцировать согласные С-Ц на уровне слова, предложения....

План-конспект индивидуального коррекционного занятия по РСВ и ФП на тему: Дифференциация звуков с и ц. "Сказки учат нас добру"

В представленном материале прилагается конспект занятия, презентация к занятию, самоанализ занятия. На занятии мы будем различать звуки С и Ц в разных позициях в слогах, словах и фразах. Окунемся в ск...