Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР по теме "Дифференциация согласных звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте".
план-конспект
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с НВОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация согласных звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте. | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Агеенко Анна Анатольевна
МАОУ «СОШ №132»
учитель-логопед
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР (не резко выраженным общим недоразвитием речи).
Логопедическая тема: Дифференциация согласных звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте.
Грамматическая тема: парные звонкие-глухие согласные в середине слова в слабой позиции. Образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.
Лексическая тема: Детёныши животных и птиц.
Цель: Научить различать звуки [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте.
Задачи:
* Дидактические (образовательные):
- формировать навык дифференциации звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте;
- учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им сравнительную характеристику.
- закрепить образ букв Ш-Ж.
* Коррекционные:
- развивать чёткость артикуляции;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навык словообразования существительных уменьшительно-ласкательной формы;
- развивать и активизировать словарный запас.
* Развивающая:
- развивать мелкую и общую моторику и координацию движений.
* Воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- воспитывать интерес к учёбе;
- воспитывать чувство товарищества и сотрудничества.
* Психологическая:
- создавать положительный эмоциональный настрой.
* Здоровьесберегающая:
- укреплять здоровье детей средствами физического воспитания.
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
- самостоятельно различать по звучанию звуки [ш]-[ж] в словах, предложениях и тексте;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Личностные:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
- фонетически и интонационно правильно оформлять своё высказывание.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия для выполнения задания.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование целей занятия;
- поиск и выделение необходимой информации;
- расширение и актуализация словарного запаса.
Оборудование: смайлики, символы «синий колокольчик» и «синие наушники», слоги «ШО» и «ЖО», картинки «Ежонок» и «Мышонок», предметные картинки детёнышей животных и птиц, пластиковые конверты, рабочая тетрадь на печатной основе, простая тетрадь.
Ход занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
I. Организационный момент Основные задачи этапа: - подготовить учащихся к сознательной целенаправленной учебной деятельности; - включить учащихся в процесс целеполагания, когда предъявляемые учителем требования к учебной деятельности становятся личностно значимыми. | |||
(мотивация, целеполагание) - Я вас приветствую и желаю вам хорошего дня! - Какое сегодня число? - Какой месяц? - Давайте запишем в тетрадь сегодняшнюю дату! | (на основе задаваемой логопедом мотивации, ученики включаются в процесс целеполагания, понимают и принимают требования учителя, определяются со смысловой основой предстоящей учеб. деятельности) - 20-е. - Январь. - Дети записывают в тетради «20 января» | Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные. | |
2. Развитие чёткости артикуляции. Основные задачи этапа: - тренировать дикцию; - развивать фонематический слух. | |||
-Послушайте скороговорку и повторите её за мной: Ежик в бане вымыл ушки, | Ученики по одному повторяют вслед за логопедом скороговорку. | Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные. | |
3. Работа по развитию навыка сравнительного звукового анализа. Основные задачи этапа: - мотивирование учащихся к активной учебной деятельности; - развитие умения различать близкие по произношению звуки на слух; - актуализация личностного опыта учащихся. | |||
- Какие два парных согласных звука часто повторяются в скороговорке? | Дети отвечают: - звуки [ш] и [ж]. | Формируемые УУД: -познавательные; -личностные. | |
4. Сообщение темы. Основные задачи этапа: - организация восприятия, внимания учащихся; - формирование целевой установки предстоящей деятельности. | |||
- Сегодня мы продолжим работать с этими звуками и буквами, их обозначающими: будем учиться различать их в словах, предложениях и тексте. - А для чего нам это нужно? |
- чтобы не допускать ошибок в устной и письменной речи. | Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные. | |
5. Сравнительная характеристика звуков. Основные задачи этапа: - актуализация знаний учащихся; - дифференциация парных согласных звуков. | |||
- Ребята, дайте характеристику звукам [ш] и [ж]. - Чем отличаются эти звуки? | - звук [ш] - согласный, глухой, всегда твёрдый. - звук [ж] - согласный, звонкий, всегда твёрдый. - звук [ш] глухой, а [ж] звонкий. | Формируемые УУД: | |
6. Связь звуков с буквами. Основные задачи этапа: - постановка перед учащимися учебной задачи; - организация самостоятельной деятельности. | |||
- Какими буквами обозначаются на письме данные звуки? - Ребята, откройте свои тетради и пропишите буквы Ш и Ж. | - буквами Ш и Ж.
- дети прописывают буквы в тетрадях. | Формируемые УУД: -регулятивные; -познавательные; -личностные. | |
7. Работа по развитию фонематического восприятия и анализа. Основные задачи этапа: - активизация внимания учащихся | |||
- К нам на прошлое занятие приходил жук Жора, которому мы помогали выполнять разные задания, с которыми он не мог справиться. Он ушёл, но напоследок попросил нас помочь его друзьям девочке Жене и мальчику Мише выполнить упражнение (рабочая тетрадь на печатной основе стр.7 упр. 15) | -дети выполняют упражнение в тетради на печатной основе. | Формируемые УУД: -регулятивные; -познавательные; -личностные. | |
8. Знакомство с героями сегодняшнего занятия. | |||
- Ребята, отгадайте имена героев сегодняшнего занятия по предложенным слогам (ЖО и ШО) и описанию: Первый гость – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. Второй – зеленый, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух... (Ежонок, лягушонок.) | -Ежонок. -Лягушонок. | Формируемые УУД: -регулятивные; -коммуникативные; -личностные. | |
9. Физминутка. Основные задачи этапа: -переключение деятельности, «гимнастика». | |||
- Ребята, возьмите в руки Су-джок и повторяйте за мной слова и движения: Катился ёжик по дорожке По левой ладошке, По правой ладошке. Покололи пальчики Девочки и мальчики. - Посмотрите на плакат и выполняйте движения глазами по указанным мной направлениям (тренажёр Базарного) | Учащиеся вместе с учителем-логопедом повторяют стих и выполняют движения. | Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные. | |
10. Дифференциация в словах. | |||
- Ежонок и Лягушонок увидели задание в печатных тетрадях и не знают, как его выполнить. Поможем им? | -Да! Дети выполняют задание 16 на стр.7-8. | Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные; -познавательные. | |
11. Дифференциация в словах (работа по закреплению норм орфографии). Основные задачи этапа: - организация работы в парах; - активизация восприятия, осознания и осмысления, обобщения и систематизации нового материала. | |||
- Ежонок и Лягушонок много времени проводили вместе. Они играли на берегу реки, плавали наперегонки, гуляли по лесу. Однажды, гуляя в лесу, друзья наткнулись на загадочную табличку. Друзья долго пытались разобраться, что на ней написано, но так и не смогли ничего прочитать. Они принесли табличку нам. - Откройте простые тетради и посмотрите на таблицу. Подумайте, какие буквы нужно вставить вместо точек и напишите их. - Как вы будете проверять написание парных согласных в слабой позиции?
| - Нужно изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная или сонорная буква. | Формируемые УУД: -регулятивные; -коммуникативные; -познавательные. | |
12.Определение места заданного звука в слове (развитие фонематического слуха и восприятия). | |||
-Молодцы! Вы справились с непростым заданием! А теперь я буду говорить вам слова, а вы должны определить на слух место звуков [ш] и [ж] – т.е. какой звук по счёту в слове (сразу оговорюсь: заданных звуков в слове по два) и зачеркнуть соответствующие цифры в строке. Каждая строка соответствует одному слову. ШАЛАШ, КИШМИШ, ЖЕЛТОКОЖИЙ, ЖУЖЕЛИЦА. | - Дети работают с карточками. | Формируемые УУД: -регулятивные; -коммуникативные; -познавательные; -личностные. | |
13. Формирование навыка словообразования существительных уменьшительно – ласкательной формы (работа в парах). Дифференциация [ш] и [ж] в словах. | |||
- Лягушонок и Ежонок благодарят вас за помощь. Они приглашают вас на День рождения. У малышей много знакомых детенышей животных и птиц. Но гостей всегда собирается так много, что в этом году друзья решили поступить так: если в названии птенца или детеныша животного есть звук Ж, то он идет к Ежонку. А если в его названии звук Ш – к Лягушонку. Проводите каждого малыша в «свой» домик – разложите картинки по конвертам. | -дети раскладывают предметные картинки по конвертам с наклеенными рисунками Ежонка и Лягушонка. Наперегонки! | Формируемые УУД: -коммуникативные; -познавательные; -личностные. | |
14. Дифференциация Ж-Ш на уровне предложения. | |||
- Гости, веселясь на празднике, придумали интересную игру. Они стали разбирать предложения на слова, менять слова местами. Прочитайте эти предложения, исправьте ошибки, запишите предложения верно и укажите звуки занятия. Работаем в печатной тетради стр.8 упр.17. - Теперь по цепочке читаем предложения, которые у вас получились. | -дети работают самостоятельно. После по цепочке прочитывают получившиеся предложения. | ||
12 Итог. РЕФЛЕКСИЯ | |||
- Ну что ж, друзья прощаются с нами и благодарят за помощь. Что мы должны сказать им в ответ? - И я хочу вас, ребята, поблагодарить за интересное и увлекательное занятие! Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня работали? - Что можно о них сказать? - У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающийся смайлик; кому понравилось кое-что - смайлик без улыбки; а кому всё не понравилось - грустный смайлик. - До свидания, ребята! До новых встреч! | - До свидания, Ежонок и Лягушонок! Мы были рады вам помочь! - Со звуками [ш] и [ж]. - Это твёрдые согласные звуки, которые отличаются тем, что [ж] - звонкий, а [ш] - глухой. Дети выбирают себе смайлик и кладут перед собой. - До свидания! | Формируемые УУД: -регулятивные; -личностные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."
Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилагательных; развитие связной речи; обучение составлению описательного ра...
Индивидуальное занятие по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи"Тема: Дифференциация звуков Т-К. Работа над силой голоса. Дикие животные и их жилища. работа с предлогами.
Тема: Дифференциация звуков Т-К. Работа над силой голоса. Дикие животные и их жилища. работа с предлогами....
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...
Конспект коррекционно - развивающего дефектологического занятия на тему "Совершенствование мыслительных операций".
Конспект дефектологического занятия на тему "Совершенствование мыслительных операций" (3 класс, обучающиеся с ЗПР)...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...