Логопедическое занятие
план-конспект занятия по теме

Бекетова Ирина Михайловна

Занятие по дифференциации звонких-глухих согласных во втором классе школы- интерната VIII вида с использованием нетрадиционных методик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx19.9 КБ
Файл tema_uroka.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

                  Тема урока:  звонкие и глухие согласные

ЦЕЛЬ: Дифференциация Б-П на слух и в произношении

ОБОРУДОВАНИЕ: наборы картинок по теме, конверты, планшеты, цветные карандаши, цветной мел, сюжетные картинки по Коноваленко

  1. Мобилизация внимания путем повторения алгоритма работы: ПОДУМАЙ- СКАЖИ, НАПИШИ- ПРОВЕРЬ
  2. Артикуляционная гимнастика- упражнения для губ и языка
  3. Дифференциация звуков  в произношении слогов

Ба- па- ба                          па- ба- ба

ба- па- па                          ба- ба- па

па- па- ба                          па- ба- па

  1. Характеристика звонких и глухих звуков
  2. Звуковой диктант с помощью цветных карандашей, а на доске- мелом, отметить глухой звук жёлтым цветом, звонкий- зелёным
  3. Игра « Почтальон»

                   Тема урока: Звонкие и глухие согласные

ЦЕЛЬ:  Дифференциация  звуков  Ж-Ш  на  слух,  при  письме  и  в   произношении.

ОБОРУДОВАНИЕ:   тетради,   ручки,  простые  и  цветные  карандаши,  набор   для   копирования,  планшеты для дифференциации  звонких - глухих согласных,  зеленый и желтый мел.

    Класс  подготовлен  к  занятию.  На   партах     учебные   принадлежности, контейнеры   с  фишками,  звуковые    пианино, планшеты.   На  доске    написан    алгоритм   работы    учащихся:

Подумай – скажи, напиши-проверь  и объясни.

Дети  читают    алгоритм  работы, повторяют его  вслух.

Знакомлю детей с предстоящим уроком.

 « Сегодня мы попадем в лесную сказку. В этом путешествии мы встретимся с животными и птицами, живущими в наших лесах. Секрет нашего путешествия будет в том, что нам надо будет определить не только названия животных, но и звуки, которые они издают»

 

1.  Постановка  цели  задания:  

 «Продолжаем    занятия   по     различению    звонких   и  глухих   согласных  звуков.  Посмотрим     на  звуковое   пианино.  Найдем    клавишу   с  буквой  «Ш».  Какой   это  звук?»

  Дети  дают     характеристику   звука.  

« Согласный,  глухой .»

Даю задание детям, назвать  парный   звонкий   звук.

Дети должны назвать звук – З-.

Предлагаю детям проверить    себя    по  звуковому   пианино.

П

Ш

К

Т

Ф

С

Б

Ж

Г

Д

В

З

  Работа  с  этим   наглядным  пособием    помогает   учащимся    развивать  зрительную   память   при  работе  над     дифференциацией    согласных    в  произношении  и  при  письме. Наглядное пособие  находится на партах учащихся в течение всего курса обучения. Для детей с нарушением фонематического слуха ЗВУКОВОЕ ПИАНИНО помогает в написании диктантов, в работе по дифференциации звуков при чтении.

2. Вербальный   праксис.    Разминка

« Некоторые лесные животные,  прячутся в листве, другие много времени поводят в воздухе»

                       

Игра  ШУРШИТ или ЖУЖЖИТ

«  Встанем  в  круг,  приготовим   ладони.   Слоги  со  звуком  - Ш -  произносим  тихо,  со   сжатыми     кулачками.  Слоги   со   звуком  - Ж -    произносим  громко,  с  разжатыми   кулачками. Представьте себе ежат и жуков. Произносим слоги, уделяя внимание правильному произношению шипящих звуков.»

ША-ША-ША----------ЖА-ЖА-ЖА

ШО-ШО-ШО-----------ЖО-ЖО-ЖО

ШИ-ШИ-ШИ-----------ЖИ-ЖИ-ЖИ

ШЭ-ШЭ-ШЭ-----------ЖЭ-ЖЭ-ЖЭ

ШУ-ШУ-ШУ---------ЖУ-ЖУ-ЖУ

 

3. Параллельная  коррекция  точной   моторики   и  звукопроизношения. Продолжаем   разминать  пальцы:

« К лесным животным в гости пришли соседи, надо их встретить, угостить. Давайте посмотрим, как это получится»

Дети  разминают   пальцы, синхронно   соединяя   пальцы   под     стихотворение:  

Пальчик,  пальчик,  как живешь?

Кого  сегодня   в гости  ждешь?

В  гости  жду  соседа,

Накормлю  обедом.

Напою  его  чайком,

Поиграем  мы  потом!

  Уделяется    внимание    правильному    звукопроизношению    шипящих   согласных.

4. Развитие   зрительных   процессов   и  точных     движений   кисти.   Повторение   предыдущей  темы.

« Наши пальчики, как и лапки животные в лесу, могут  оставлять следы»

   Предлагаю  детям     обвести   поочередно    ладони   рук  на   листе   бумаги.  Сначала    обводится    левая  рука,  затем  правая.  Дети    по  заданию     логопеда    пишут   букву  - П -   на  большом    пальце    левой   руки,   букву  - Б -    на  большом    пальце   правой   руки.     По  окончании  темы    дифференциации    звонких - глухих      согласных  звуков   на     трафаретах     кистей  рук     пишутся     буквы   звонкие – глухие    соответственно    противоположно  друг   другу.

    В  течение  других   уроков   по   дифференциации    звонких - глухих    согласных    дети    напишут  все    парные   согласные    на     трафаретах  

ладоней  рук  для  дальнейшего    использования   наглядного  пособия    на занятиях    по  дисграфии.

   По   окончании  работы     провести   минутку    звукопроизношения.  Звонкие    звуки   произносим    голосом., глухие – губами.   При  этом   пальцы   рук     ставятся    соответственно    на  трафарет.

5. Индивидуальная    коррекция   сенсорного  развития. Игра  «Пальчиковый   бассейн».

«Попробуем угадать, какие сюрпризы могут прятаться под землёй в лесу.»

 В  контейнер  с  наполнителем  (я   использую     пшенную  купу) помещены  предметы,  в  названии   которых     имеются   звуки  - Ш-  и  -Ж- , игра    проводится  «вслепую».  Ученики    наощупь    определяют    предмет, называют  его.  В  дальнейшем   предметы     раскладываются   по     двум   группам.  Набор   предметов    для  звука  -Ш-:   шнурок,   шишка,   шарик.  Набор  предметов   для   звука  -Ж-:   ножик,   желудь,  пружина.

   При    произнесении  слов     особое  внимание    уделяется    звукопроизношению.

   Для  продолжения игры   можно   включить   в  это     упражнение    письменную    работу    учащихся:    записать   на  доске   в  два   столбика  слова:

«Помогите отделить мусор, который оставили после себя туристы от того, что должно быть на земле в лесу.»

Предлагаю детям  отделить природные материалы от искусственных

Шнурок                               Желудь

Шишка                                Ножик

Шарик                                 Пружина

   Звонкие   согласные     подчеркиваются    зеленым  мелом,  глухие – желтым.

6. Коррекция    кинетического    праксиса.  

Игра   «Лесной   гость»:

« Животных можно фотографировать, а можно нарисовать их» 

  Детям    раздаются   наборы,  в    состав    которых    входят     чистый   лист  бумаги,  картинка   с  изображением   животного,  в  названии   которого    есть     звук  -Ш-,  или –Ж-  (в  данном   случае  это     животные   ЁЖ,  ЖИРАФ,   МЫШЬ, КОШКА),    копировальная   бумага    и  прозрачный   файл.  Набор     собирается   таким  образом,  чтобы    зафиксировать  бумагу   для  более    чёткого    перенесения   рисунка   на  лист    бумаги.  После  выполнения     работы,    нижний   лист    вынимается    и  передается     другому     ученику.    Если    задание   выполнено   правильно, то     по  контурам   можно    определить   какое   животное   было    прототипом   рисунка.  Дети  называют      картинки,    уделяя  внимание    произнесению     парных    звуков.

                               

7. Профилактика    дизорфографии.  Грамматическая  минутка.  Зашифрованные  гласные.

«У жителей леса спрятались детёныши .Поможем родителям найти своих малышей.»

  На  предварительных    уроках    ученики    выполняли     подобный  вид   работы.  Смысл     задания    заключается   в  том,    чтобы   «расшифровать»    предложение,  в котором    буквы   занесены    цифрами.    В данном  случае,    под    цифрами   «спрятаны»   гласные.

А

У

О

Ы

Э

Я

Ю

Ё

И

Е

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЗАДАНИЕ  НА  МАГНИТНОЙ  ДОСКЕ:

2   10ж9х9  - 10ж3и3,    2   м4ш9 – м4ш3н3к

Дети  путём   подстановки    гласных   вместо  цифр,  получают  ответ:

У   ежихи  -  ежонок,  У  мыши  -  мышонок

   Предложения    записываются   в  тетрадь,    зачитываются.   При    зачитывании    обращается  внимание  детей    на  написание    слов   ЕЖИХА,  МЫШИ.  Звонкие    согласные    подчеркиваются   в  тетради     зеленым    карандашом,  глухие    желтым.   Задаю    вопрос   детям,  какая    буква     зашифрована     цифрой   9?   Почему   мы пишем  букву  -И- после   шипящих?   Дети   объясняют    написание  слов    правилом    написания   гласных   после     шипящих.  Предлагаю    придумать   предложения   со  словами,  в которых   после    шипящих      пишется   буква  -И-

   Занятие  можно    разнообразить    физкультпаузой,  подбирая    тексты   и  упражнения   соответственно   теме    занятия.  На  этом    занятии    проводилась    рифмованная    минутка   с  изображением    детьми     животных  из текста.

« Мы нашли детёнышей, теперь надо им помочь найти своих мам»

   У медведицы    мохнатый   медвежонок.

   У зайчихи  серенький    мышонок

   У   волчицы   зубастый  волчонок

   У  лисицы   рыженький  лисенок.

Произнесите этот текст, выделяя голосом шипящие звуки:

 

8. Подведение  итогов   занятия:

«Закончилось лесное путешествие, и все путешественники вернулись в класс. Давайте вспомним, все интересные моменты урока, похвалим тех, кто помогал в этом путешествии.

На  этом  этапе   желательно    похвалить   всех  учащихся,  выделить    поощрительным   материалом    лучших.   Для  поощрения   можно   использовать    различные медали,  звездочки  и  т.д.



Предварительный просмотр:

                  Тема урока:  звонкие и глухие согласные

ЦЕЛЬ: Дифференциация Б-П на слух и в произношении

ОБОРУДОВАНИЕ: наборы картинок по теме, конверты, планшеты, цветные карандаши, цветной мел, сюжетные картинки по Коноваленко

  1. Мобилизация внимания путем повторения алгоритма работы: ПОДУМАЙ- СКАЖИ, НАПИШИ- ПРОВЕРЬ
  2. Артикуляционная гимнастика- упражнения для губ и языка
  3. Дифференциация звуков  в произношении слогов

Ба- па- ба                          па- ба- ба

ба- па- па                          ба- ба- па

па- па- ба                          па- ба- па

  1. Характеристика звонких и глухих звуков
  2. Звуковой диктант с помощью цветных карандашей, а на доске- мелом, отметить глухой звук жёлтым цветом, звонкий- зелёным
  3. Игра « Почтальон»

                   Тема урока: Звонкие и глухие согласные

ЦЕЛЬ:  Дифференциация  звуков  Ж-Ш  на  слух,  при  письме  и  в   произношении.

ОБОРУДОВАНИЕ:   тетради,   ручки,  простые  и  цветные  карандаши,  набор   для   копирования,  планшеты для дифференциации  звонких - глухих согласных,  зеленый и желтый мел.

    Класс  подготовлен  к  занятию.  На   партах     учебные   принадлежности, контейнеры   с  фишками,  звуковые    пианино, планшеты.   На  доске    написан    алгоритм   работы    учащихся:

Подумай – скажи, напиши-проверь  и объясни.

Дети  читают    алгоритм  работы, повторяют его  вслух.

Знакомлю детей с предстоящим уроком.

 « Сегодня мы попадем в лесную сказку. В этом путешествии мы встретимся с животными и птицами, живущими в наших лесах. Секрет нашего путешествия будет в том, что нам надо будет определить не только названия животных, но и звуки, которые они издают»

 

1.  Постановка  цели  задания:  

 «Продолжаем    занятия   по     различению    звонких   и  глухих   согласных  звуков.  Посмотрим     на  звуковое   пианино.  Найдем    клавишу   с  буквой  «Ш».  Какой   это  звук?»

  Дети  дают     характеристику   звука.  

« Согласный,  глухой .»

Даю задание детям, назвать  парный   звонкий   звук.

Дети должны назвать звук – З-.

Предлагаю детям проверить    себя    по  звуковому   пианино.

П

Ш

К

Т

Ф

С

Б

Ж

Г

Д

В

З

  Работа  с  этим   наглядным  пособием    помогает   учащимся    развивать  зрительную   память   при  работе  над     дифференциацией    согласных    в  произношении  и  при  письме. Наглядное пособие  находится на партах учащихся в течение всего курса обучения. Для детей с нарушением фонематического слуха ЗВУКОВОЕ ПИАНИНО помогает в написании диктантов, в работе по дифференциации звуков при чтении.

2. Вербальный   праксис.    Разминка

« Некоторые лесные животные,  прячутся в листве, другие много времени поводят в воздухе»

                       

Игра  ШУРШИТ или ЖУЖЖИТ

«  Встанем  в  круг,  приготовим   ладони.   Слоги  со  звуком  - Ш -  произносим  тихо,  со   сжатыми     кулачками.  Слоги   со   звуком  - Ж -    произносим  громко,  с  разжатыми   кулачками. Представьте себе ежат и жуков. Произносим слоги, уделяя внимание правильному произношению шипящих звуков.»

ША-ША-ША----------ЖА-ЖА-ЖА

ШО-ШО-ШО-----------ЖО-ЖО-ЖО

ШИ-ШИ-ШИ-----------ЖИ-ЖИ-ЖИ

ШЭ-ШЭ-ШЭ-----------ЖЭ-ЖЭ-ЖЭ

ШУ-ШУ-ШУ---------ЖУ-ЖУ-ЖУ

 

3. Параллельная  коррекция  точной   моторики   и  звукопроизношения. Продолжаем   разминать  пальцы:

« К лесным животным в гости пришли соседи, надо их встретить, угостить. Давайте посмотрим, как это получится»

Дети  разминают   пальцы, синхронно   соединяя   пальцы   под     стихотворение:  

Пальчик,  пальчик,  как живешь?

Кого  сегодня   в гости  ждешь?

В  гости  жду  соседа,

Накормлю  обедом.

Напою  его  чайком,

Поиграем  мы  потом!

  Уделяется    внимание    правильному    звукопроизношению    шипящих   согласных.

4. Развитие   зрительных   процессов   и  точных     движений   кисти.   Повторение   предыдущей  темы.

« Наши пальчики, как и лапки животные в лесу, могут  оставлять следы»

   Предлагаю  детям     обвести   поочередно    ладони   рук  на   листе   бумаги.  Сначала    обводится    левая  рука,  затем  правая.  Дети    по  заданию     логопеда    пишут   букву  - П -   на  большом    пальце    левой   руки,   букву  - Б -    на  большом    пальце   правой   руки.     По  окончании  темы    дифференциации    звонких - глухих      согласных  звуков   на     трафаретах     кистей  рук     пишутся     буквы   звонкие – глухие    соответственно    противоположно  друг   другу.

    В  течение  других   уроков   по   дифференциации    звонких - глухих    согласных    дети    напишут  все    парные   согласные    на     трафаретах  

ладоней  рук  для  дальнейшего    использования   наглядного  пособия    на занятиях    по  дисграфии.

   По   окончании  работы     провести   минутку    звукопроизношения.  Звонкие    звуки   произносим    голосом., глухие – губами.   При  этом   пальцы   рук     ставятся    соответственно    на  трафарет.

5. Индивидуальная    коррекция   сенсорного  развития. Игра  «Пальчиковый   бассейн».

«Попробуем угадать, какие сюрпризы могут прятаться под землёй в лесу.»

 В  контейнер  с  наполнителем  (я   использую     пшенную  купу) помещены  предметы,  в  названии   которых     имеются   звуки  - Ш-  и  -Ж- , игра    проводится  «вслепую».  Ученики    наощупь    определяют    предмет, называют  его.  В  дальнейшем   предметы     раскладываются   по     двум   группам.  Набор   предметов    для  звука  -Ш-:   шнурок,   шишка,   шарик.  Набор  предметов   для   звука  -Ж-:   ножик,   желудь,  пружина.

   При    произнесении  слов     особое  внимание    уделяется    звукопроизношению.

   Для  продолжения игры   можно   включить   в  это     упражнение    письменную    работу    учащихся:    записать   на  доске   в  два   столбика  слова:

«Помогите отделить мусор, который оставили после себя туристы от того, что должно быть на земле в лесу.»

Предлагаю детям  отделить природные материалы от искусственных

Шнурок                               Желудь

Шишка                                Ножик

Шарик                                 Пружина

   Звонкие   согласные     подчеркиваются    зеленым  мелом,  глухие – желтым.

6. Коррекция    кинетического    праксиса.  

Игра   «Лесной   гость»:

« Животных можно фотографировать, а можно нарисовать их» 

  Детям    раздаются   наборы,  в    состав    которых    входят     чистый   лист  бумаги,  картинка   с  изображением   животного,  в  названии   которого    есть     звук  -Ш-,  или –Ж-  (в  данном   случае  это     животные   ЁЖ,  ЖИРАФ,   МЫШЬ, КОШКА),    копировальная   бумага    и  прозрачный   файл.  Набор     собирается   таким  образом,  чтобы    зафиксировать  бумагу   для  более    чёткого    перенесения   рисунка   на  лист    бумаги.  После  выполнения     работы,    нижний   лист    вынимается    и  передается     другому     ученику.    Если    задание   выполнено   правильно, то     по  контурам   можно    определить   какое   животное   было    прототипом   рисунка.  Дети  называют      картинки,    уделяя  внимание    произнесению     парных    звуков.

                               

7. Профилактика    дизорфографии.  Грамматическая  минутка.  Зашифрованные  гласные.

«У жителей леса спрятались детёныши .Поможем родителям найти своих малышей.»

  На  предварительных    уроках    ученики    выполняли     подобный  вид   работы.  Смысл     задания    заключается   в  том,    чтобы   «расшифровать»    предложение,  в котором    буквы   занесены    цифрами.    В данном  случае,    под    цифрами   «спрятаны»   гласные.

А

У

О

Ы

Э

Я

Ю

Ё

И

Е

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЗАДАНИЕ  НА  МАГНИТНОЙ  ДОСКЕ:

2   10ж9х9  - 10ж3и3,    2   м4ш9 – м4ш3н3к

Дети  путём   подстановки    гласных   вместо  цифр,  получают  ответ:

У   ежихи  -  ежонок,  У  мыши  -  мышонок

   Предложения    записываются   в  тетрадь,    зачитываются.   При    зачитывании    обращается  внимание  детей    на  написание    слов   ЕЖИХА,  МЫШИ.  Звонкие    согласные    подчеркиваются   в  тетради     зеленым    карандашом,  глухие    желтым.   Задаю    вопрос   детям,  какая    буква     зашифрована     цифрой   9?   Почему   мы пишем  букву  -И- после   шипящих?   Дети   объясняют    написание  слов    правилом    написания   гласных   после     шипящих.  Предлагаю    придумать   предложения   со  словами,  в которых   после    шипящих      пишется   буква  -И-

   Занятие  можно    разнообразить    физкультпаузой,  подбирая    тексты   и  упражнения   соответственно   теме    занятия.  На  этом    занятии    проводилась    рифмованная    минутка   с  изображением    детьми     животных  из текста.

« Мы нашли детёнышей, теперь надо им помочь найти своих мам»

   У медведицы    мохнатый   медвежонок.

   У зайчихи  серенький    мышонок

   У   волчицы   зубастый  волчонок

   У  лисицы   рыженький  лисенок.

Произнесите этот текст, выделяя голосом шипящие звуки:

 

8. Подведение  итогов   занятия:

«Закончилось лесное путешествие, и все путешественники вернулись в класс. Давайте вспомним, все интересные моменты урока, похвалим тех, кто помогал в этом путешествии.

На  этом  этапе   желательно    похвалить   всех  учащихся,  выделить    поощрительным   материалом    лучших.   Для  поощрения   можно   использовать    различные медали,  звездочки  и  т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...