Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков
статья на тему
В статье рассматриваются вопросы организации педагогической работы по профилактике и коррекции социально-педагогической запущенности у детей на базе Центра диагностики и консультирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_profilaktiki_soc.-ped._zapushchennosti.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга, (ГБОУ ЦДК СПб)
Учитель-дефектолог Пранцкунас Л.А.
Современная социальная ситуация сопровождается увеличением количества детей с девиантным поведением. Особое место занимает группа детей с выраженной социально-педагогической запущенностью, которая имеет тенденцию к увеличению.
Это дети, оставшиеся без попечения родителей, поступающие из приёмника-распределителя ГУВД, из детских домов, приютов и других социальных служб. Подавляющее большинство детей имеет выраженную психическую депривацию в результате безнадзорности и неправильного воспитания. Зачастую дети становятся жертвами насилия со стороны взрослых, вовлекаются в преступные группировки, рано начинают употреблять алкоголь, никотин и другие наркотические вещества. Многие из детей, достигшие девяти – двенадцатилетнего возраста практически не обучались. Обширная группа детей с социально-педагогической запущенностью нуждается в особом комплексе психолого-медико-педагогического сопровождения.
Система профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей школьного возраста разрабатывается на базе кабинета специальной педагогической диагностики, консультирования и коррекции, входящем в структуру ГБОУ ЦДК СПб.
Работа по решению проблемы педагогической запущенности ведётся по следующим направлениям:
- диагностическое;
- консультативно-просветительское;
- коррекционное;
- научно-методическое.
В процессе проведения диагностического обследования выявляются причины школьной неуспеваемости, характер и степень необходимой педагогической помощи ребёнку, его компенсаторные возможности, определяются пути коррекции нарушений, препятствующих усвоению школьных знаний, умений, навыков. В рамках педагогического диагностического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить у ребенка потенциальные возможности актуализации развития тех или иных психических функций, учебных умений и навыков, уровень сформированности регулятивных механизмов собственной деятельности.
Результатом диагностической работы является подбор разноуровневых, гибких, адаптированных образовательных программ, соответствующих интеллектуальному развитию, объёму имеющихся знаний, умений, навыков и личностным особенностям ребёнка. При необходимости учитель-дефектолог проводит курс диагностических занятий, в ходе которых он получает возможность выявить потенциальные возможности развития познавательной деятельности ребенка, проанализировать его мотивационные установки к процессу обучения, а также регулятивные навыки (планирование, самоконтроль, прогнозирования результатов действий).
Логическим продолжением диагностической работы является оказание коррекционной помощи ребёнку, а также консультативной помощи семье и педагогам, работающим с ребёнком. На данном этапе очень важна помощь педагога-психолога, который поможет родителям прийти к пониманию необходимости оказания особой помощи ребенку. Взаимодействие психолога с родителями/специалистами создает положительные установки к овладению некоторыми приемами, позволяющими поддерживать продуктивный контакт с ребенком, развивать его познавательные умения и навыки, желание приобретать новые знания, активно общаться с родителями, педагогами и сверстниками.
Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в работе с данным контингентом детей является залогом успешной коммуникативной адаптации подопечных. Тренинговая работа с группой детей, которую проводит психолог, позволяет оптимизировать правильные социальные установки, нормы коммуникативного поведения, скоррегировать самооценку и уровень собственных притязаний в достижении намеченных задач.
Специалисты кабинета специальной педагогической диагностики, консультирования и коррекции ГБОУ ЦДК совместно с психологами разрабатывают и адаптируют новые формы и приёмы работы с детьми, имеющими социально-педагогическую запущенность.
Коррекционная и консультативно-просветительская работа составляет комплекс педагогического сопровождения ребёнка, помогает решению проблемы школьной дезадаптации. Своевременная диагностика детей, относящихся к группе риска по возможности развития негативных поведенческих реакций (дети с социально-педагогической запущенностью, с трудностями коммуникативной и социальной адаптации, учащиеся в условиях обучения по программе, не соответствующей уровню их познавательного развития) является одной из форм профилактики возникновения девиантного поведения, зачастую являющегося следствием стойкой школьной неуспеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"
Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...
Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей
Предмет сказкотерапии определим как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах...
Программа "Успех" социально-педагогической направленности, ориантирована на детей, подростков и родителей
"Успех" — это особая, необыкновенная страна творчества, инициативы и самореализации, попадая в которую каждый ребенок старается заглянуть в свой внутренний мир, найти в себе что-то хорошее, нужно...
Программа "Моя семья" социально-педагогической направленности, ориентирована на детей, подростков и родителей
Родители часто сталкиваются с проблемами по вопросу воспитания. Актуальность программы «Моя семья» заключается в деятельной психолого-педагогической, правовой поддержке с помощь...
Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся
В презентации "Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся" рассмотрены следующие вопросы:стадии социально-педагогической запущенности учащихся;задачи, которые...
Логопедическая работа по коррекции заикания и просодики у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом.
В данной работе представлены методики логопедической работы по коррекции заикания и просодики у детей и подростков с дизартрией...
Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
ЛФК при плоскостопии в работе с дошкольниками....
Комментарии
Дети с социально-педагогической запущенностью
За последние годы отмечается рост численности детей 8-12 лет с социально-педагогической запущенностью. Отсутствие своевременной коррекционной и развивающей психолого-педагогической работы приводит к развитию у подростков социальной дезадаптации.