Программа "Успех" социально-педагогической направленности, ориантирована на детей, подростков и родителей
рабочая программа на тему

Мингалеева Альфия Гумерзяновна

"Успех" — это особая, необык­новенная страна творчества, инициативы и самореализации, попадая в которую каждый ребенок старается заглянуть в свой внутренний мир, найти в себе что-то хорошее, нужное, полезное, открыть новые способности и найти им достой­ное применение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uspeh_2012.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

                                       

Программа

 «Успех»

Программа  социально-педагогической направленности, ориантирована на детей, подростков и родителей

Автор-составитель:

Мингалеева Альфия Гумерзяновна

Педагог высшей категории

           

Сургут

2012

I .  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №7 г. Сургута имеет большой опыт организации воспитательных программ, направленных на социальную защиту ребенка через организацию полезного развивающего творческого дела. Разрабатываемые  программы предназначены для учащихся образовательного учреждения и представляют собой серию мероприятий по направлениям, интеллектуальные игры и конкурсы, объединенных единым сюжетом. Программа организации творческих коллективных  дел направлена активизировать деятельность школьного коллектива, помогает систематизировать воспитательную работу, сделать ее интересной и увлекательной для ребят.

 Педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ними разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни…»

Увеличивается количество классов, желающих принимать участие в реализации  программ по направлениям деятельности. Программа «Успех", включает в себя комплекс направлений, позволяющий охватить наибольшее число школьников.

         "Успех" — это особая, необыкновенная страна творчества, инициативы и самореализации, попадая в которую каждый ребенок старается заглянуть в свой внутренний мир, найти в себе что-то хорошее, нужное, полезное, открыть новые способности и найти им достойное применение. Все в этой стране устроено так, что любое событие побуждает к поиску, развитию и самосовершенствованию.

В развитии личности ребенка свободная (досуговая) деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного формирования личности этапы, целеполагание, планирование, реализация намеченных целей, анализ и оценка результатов. Организация всеми участниками программы воспитательного пространства среди детей и подростков оказывает сильное воздействие на все стороны  жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности. Досуг — школа поддержки, одобрения и ободрения ребенка, а тем более слабого, "трудного", т.к. успех и активное

участие ребенка в коллективном деле — это здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализовать свои возможности в интересном для него деле.

        Приобщение к общественным ценностям начинается в семье через изучение культуры родного края, сохранение и развитие родного языка, возрождение обычаев и обрядов, сохранении семейных традиций. Не зная истории своего рода, истории родного края - человек пуст. Молодое поколение должно гордиться историей своих отцов и дедов. За сменой политических и экономических событий, снижение благосостояния, а так же потеря нравственности и духовных ценностей семейного образа жизни приводит семью в кризисное состояние. Это порождает другую важную проблему, которую необходимо решать в рамках специально организованного воспитания- формирование ценностных ориентаций детей и подростков в области семейных отношений. Уважение к родителям, помощь бабушкам и дедушкам, забота о младших детях, словом все, что включает в себя семейный долг, любовь, ответственность, семейные традиции, их сохранение и память о своей родословной. Программа «Успех»  носит долгосрочный характер. Квалифицированное педагогическое руководство образовательного учреждения, взаимодействие с родителями  позволяют обеспечить максимальное использование положительного воспитательного патенциала и возможностей семьи.

        Образовательное учреждение и семья- два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность воспитания и социализации ребенка.

Цель программы: создание системы педагогически целесообразных взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, организация психолого- педагогического сопровождения ребенка и его семьи,  включение его в активную позицию общественной жизни образовательного учреждения, содействовать саморазвитию личности ребенка средствами досуговой деятельности.

Задачи программы:

  • активизировать и стимулировать познавательную деятельность детей;
  • формировать опыт культурного поведения, культуры чувств;
  • формирование культуры межличностного и межполового общения;
  • формирование опыта коллективной деятельности.

               II. Участники программы

Участниками программы являются учащиеся образовательного учреждения и их родители, педагогический коллектив и педагоги дополнительного образования, административно- хозяйственная служба .

III. Структура коллектива участников

         Программа предполагает трехступенчатое участие детей и педагогов в ее реализации:

  1.  ступень: индивидуальная, групповая, коллективная работа в классе по определенной общей теме;

2 ступень: предварительные игры и конкурсы в школе между командами классов одной параллели, организуемые активом школы или педагогом - организатором.

3 ступень: городские тематические игры, конкурсы, праздники, направленные на реализацию основных этапов и компонентов процесса саморазвития личности, организуемые и проводимые Центром детского творчества и др. общественными организациями г. Сургута.

Мероприятия в рамках подпрограмм могут проводиться в форме командных и индивидуальных конкурсов, мероприятий для детей, подростков  и родителей.

         IV. Функции организаторов и участников

Ребенок — активно участвует в индивидуальной и коллективной творческой деятельности, предлагаемой программой.

Классный руководитель:

  • создает условия для знакомства детей с возможностями самосовершенствования своей личности,
  • изучает психолого-педагогическую литературу по направлениям деятельности программы,
  • отбирает формы и методы воспитывающей деятельности;
  • составляет план воспитательной работы в своем классе с учетом рекомендаций данной программы,
  • организует внутриклассные мероприятия;
  • готовит детей для участия в общешкольных мероприятиях.

Педагог-организатор школе:

  • изучает психолого-педагогическую литературу, рекомендации документов об участие в тех или иных направлениях деятельности в районе, городе и выше уровнях ;
  • составляет план внеклассной работы школы, основываясь на предлагаемых в программе формах деятельности,

V. Направления деятельности воспитания

  • Интеллектуально- познавательное.

Цель: выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности  к самонаблюдению и самопознанию.

  • Гражданско- правовое.

Цель: формирование правовой и политической культуры, воспитание и уважения к законам, к правам и законным интересам личности.

  • Нравственно- эстетическое.

Цель: развитие способностей учащихся к приобретению умений и навыков в художественной деятельности, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям семьи и родного края.

  • Военно- патриотическое.

Цель: формирование и развитие интереса к истории школы, уважительного отношения к истории рода, семьи, экологического мировоззрения, любви к родному краю.

-Спортивно- оздоровительное.

Цель:формирование физической культуры, восптание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей.

  • Работа с семьей.

Цель: повышение педагогической культуры родителей, формирование культуры, семейных отношений.

-Трудовое.

Цель: воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.

VI. Формы  взаимодействия педагогов образовательного  учреждения с родителями

учащихся

Основными формами работы  с родителями учащихся являются:

  • индивидуальные формы (консультации для родителей, беседы с родителями, посещение семей учащегося);

 

  • групповые формы (родительские комитеты класса и школы,  информационная школа для родителей «Семейная гостиная» совместно с психологами школы).

 

Родительский актив –  коллектив активных родителей, при умелом взаимодействии с педагогом  успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь  остальных родителей и детей, к организации внутри коллективных праздников:  «День знаний», «Дня именинника», «Посвящение в первоклассники», «Праздник Букваря», новогодние представления, организация праздника  последнего звонка и «Выпускные вечера»,организация лагеря с дневным пребыванием на территории школы, организованные экскурсии и поездки, открытые  тематические родительские собрания, и т.д.

Целью родительского актива является помощь педагогу в организации совместной творческой деятельности, разрешению проблем возникающих в плане воспитания ребенка или разрешения проблемных вопросов в классе.

В образовательном и воспитательном  пространстве МОУ СОШ №7 г. Сургута среди групповых форм работы с родителями особое место отводится информационной школе для родителей «Семейная гостиная».

         В деятельности «Семейной гостиной» предполагается совокупный подход  по вопросам психолого- педагогической, правовой поддержки, рассказать о здоровьесберегающих технологиях с помощью специалистов в этой области. Информирование проходит на родительских собраниях класса и школы.  Направление деятельности информационной школы  включает в себя комплекс форм, которые помогут родителям осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его личность в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом плане, образовании, сплотить членов семьи единым видом деятельности.

   Цель: создание условий для взаимодействия детей и родителей, повышение психологической компетенции и педагогической культуры  участников.

   Задачи:

- организация взаимодействия  и обмена опытом между родителями,

- информационная поддержка родителей,

- создать условия для развивающего познавательного общения, а так же и в совместной деятельности  детей и родителей.

   Немаловажную роль в положительном результате  общения с родителями  учащегося школы играет личность самого  педагога – организатора, социального педагога или  лектора- специалиста, ведущие обучение родителей.

 Следует выделить некоторые требования к ним:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

-умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;

-внимание к проблемам родителей, к их переживаниям;

-доступность изложения материала;

-способность к оказанию психологической поддержки;

-стимулирование положительного поведения родителей, их контактов со школой, с детьми;

-способность видеть малейшие достижения и вселять веру в успех.

      Участие родителей в жизни «Семейной гостиной» в качестве  постоянных участников позволит определить перспективы дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников:

-использовать профессиональные возможности каждого взрослого, получить возможность проведения экскурсий на предприятия города в целях профессиональной ориентации подростка;

-выявить родителей, желающих помочь в привлечении добровольных средств для дальнейшей деятельности;

-повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;

- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с помощью ребенка;

- через организацию семейного досуга относиться к ребенку как к равному;

- развить в каждом члене семьи умение объективно оценивать свои поступки;

- знать социальные  и слабые стороны ребенка и учитывать их;

- через совместное творчество лучше узнать способности каждого;

- освоить разнообразные способы совместного времяпровождения в семье;

-лучше узнать своих близких, освоить конструктивные  способы взаимодействия в трудных ситуациях;

- научиться уважительно относиться к мнению близких, вырабатывать коллективные мнения.

  • массовые формы (родительские собрания, традиционные творческие праздники,  праздники, посвященные Дню пожилого человека, 9Мая, спортивные массовые мероприятия и т.д.).

     Все они реализуются в рамках обозначенных направлений воспитания, зачастую носят интегративный характер. Наиболее распространенными формами являются  родительские собрания. На нём обсуждаются проблемы жизни образовательного учреждения, задачи учебно-воспитательного процесса, планируются и обсуждаются построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества  родителей и детей, подводятся итоги за год.

 Педагог направляет деятельность родителей. Знакомит с перспективными планами, как направление творческой деятельности коллектива, так и в организации досуга учеников  с членами их семей. Одной из тем может быть «Психологический климат в коллективе», «Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка» и т.д. Основными формами родительского собрания являются:

-организационные;

- текущие или тематические;

- итоговые;

- общешкольное.

                                

На данное время с учётом современных требований классные руководители совместно с социальным педагогом и педагогом- организатором существенно разнообразили форму проведения  родительского собрания. Оно может проходить в форме тематических дискуссий с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами или проходить в форме творческого участия самих учеников класса и школы в целом.

ОБЪЕДИНЕНИЕ « МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

Необходимость создания объединения учащихся  в этом направлении продиктовано временем. История России имела  такие страницы  безмолвия, когда поколения не знали, а многие и боялись рассказывать о своих родственниках и самых близких  им людях – родителях. Ныне не в  каждой семье имеется родословное древо, в которое вписаны родственные поколения. А если кто и составил схему поколений, то оно может состоять из пяти, а то и из шести колен. Самое главное не упустить время, и пока живы родители, бабушки и дедушки, пока теплица память о родных и близких вам людях начните это благородное дело – составления  истории родословной. А разве вы- не история нашего Отечества? Вы же не хотите, чтобы о вас ваши внуки написали только несколько строк в половину тетрадного листа?

Объединение  учащихся «Моя родословная»- объединение заинтересованных в этом благородном деле ребят, действует на основе принципов самоуправления, добровольности.

 Цель объединения– через организацию творческой деятельности на основе сотрудничества детей, родителей и педагогов способствовать укреплению семьи и утверждении её нравственных ценностей, способствовать сохранению семейных национальных  традиций, обычаев, истории семьи.

            - объединение любителей изучения родословной, ведущие самостоятельные исследования по истории своего рода,  для удовлетворения  их любительских интересов  в области генеалогии, исследовательской области, сборе и распространении материалов и  познавательной информации в этой области на примере изучения истории своей семьи.

Задачи:

- сблизить детей и родителей благородным делом, касающиеся истории своей семьи.

      -   помощь в создании семейного архива, воспитание уважения к памяти

- распространение  знаний о науке генеалогии;

- познакомить с источниками, литературой по данной теме;

- воспитание глубокого уважения к истории России, истории своей малой родины и фамилии.

- оказание помощи генеалогам – любителям в повышении научного уровня их трудов по составлению родословной;

- обобщение опыта работы над составлением родословной.

 Членами клуба могут быть все желающие учащиеся  образовательного учреждения, его родственники и члены семьи, участники творческих программ, семейных конкурсов прошлых лет, педагоги  образовательного учреждения  и другие лица, ведущие самостоятельные историко-родословные изыскания.

Принцип деятельности объединения:

-Заседания объединения проходят с начала учебного года  1 раз в месяц.

- Руководителем объединения является педагог – организатор.

- В лекторскую группу могут  входить: специалисты историки, сотрудники школьного и городского краеведческого музея, участники объединения прошлых лет, выпускники, имеющие наработанный материал в этой области.

- При подготовке участников объединения к конкурсным программам,  акции «Семейная книга памяти», организованные Департаментом образования г.Сургута, Историко-культурным центром г.Сургута, Центром детского  творчества и другими общественными организациями города, встречи с участниками программ могут проходить по индивидуальному графику.

- Способствовать поиску материалов и подготовка членами семей научно- поисковой работы или исследовательской работы  для участия в научно- практической конференции «Шаг в будущее».

-Итоги деятельности объединения учащихся «Моя родословная» отражаются на  фотостенде в фойе образовательного учреждения, предоставление  информации в СМИ и в школьной газете «Город Счастья» с целью показать значимость этой семьи для нашей школы, воспитание  в ребенке чувства гордости за  проделанную  совместную работу с членами своей семьи.

- По итогам деятельности учащегося и участия семей, а так же иных  членов  в значимых конкурсах, конференциях -  составление тезисов для печати  в  тематических сборниках.

Научно-практические конференции

Участие учащихся МОУ СОШ№7, членов его семьи  в подготовке к научно- практической конференции «Шаг в будущее», играет большое воспитательное значение, ребенок получает навыки работы с тематической литературой, учится выявлять конкретную информацию, приобретает  практические навыки  работы с  каталогом в библиотеках города, знакомится с родственным кругом своего генеалогического древа.

     Задачи:

*  создать условия для совместной поисковой деятельности учащегося вместе с родителями;

* сбор архивного материала через конкретное общение с родственниками;

*сплочение родственных уз;

* создать условия для самостоятельного изучения темы материала;

* научить работать с поисковым и реферативным материалом;

* самереализация себя как личности;

      * навыки работы с научной литературой;

      * навыки применения инновационных технологий в работе над исследовательской работой.

VII. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выставки

Выставки семейных реликвий и коллекций.

 Задачи:

* повысить интерес к истории своей семьи;

* создать ситуацию важности дела;

*создать ситуацию к познавательной деятельности, изучению специальной литературы;

* научить работе с первоисточниками и каталогом в библиотеках города;

Выставки творческих работ детей и родителей.

  Задачи :

* создать условия для совместного творчества;

*создать условия для взаимного общения через творческий                         процесс;  

 *создать ситуацию взаимного успеха.

Классные часы «Мой семейный архив»

      Эта форма организуется для учащихся с 4-11 классы..

Примерная тематика:

«Что в имени твоём?» (об истории своего имени и фамилии, астрологические характеристики).

Задачи:

* привлечь внимание к истории семьи, значимости своего имени;

* пробудить интерес к поисковой деятельности.

 «Сказка вашего дома» (конкурсно-игровая программа по любимым сказкам детства).

Задачи:

* приобщение к литературе и театральному искусству;

* расширение кругозора народного творчества.

«Именины! Именины!» (как проводится день рождения в семье).

«Из бабушкиного сундука» (песни и игры старшего поколения, реликвии в семье, обереги, талисманы).

Задача:

* привить интерес к изучению истории семьи и родного края.

«Хобби моей семьи» (организация выставок коллекционеров, дел по интересам – выжигание, вырезание и т.п.).

Задача:

*выявить интерес ребёнка и членов его семьи .

     Выставка сочинений и архивных работ: «Нет дороже человека», «Профессия, которую украшает моя мама», «Я горжусь своим отцом!», «Жизнь, опаленная войной», «Моя семья».

Задача:

* привить интерес к изучению истории семьи и  его членов в отдельности;.

* пробудить гордость за своих членов семьи, значимости их жизни для родины, Отчизны.

* через первичную работу над биографией родственников направить  желание учащегося для  дальнейшей работы в области исследования  его судьбы , значимости его в том или ином периоде истории нашего региона, государства в целом.

VIII. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Чтобы быть  успешным и адаптированным к окружающей действительности ребенок должен быть готов к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. Общество требует от  человека  определенного набора качеств, которое оно считает обязательным для всех своих членов.

Воспитываясь в  кругу семьи, ребенок приобретает навыки общения. Он растет и ему все  тяжелее становится  отрываться от близких. Доброе желание родителей – ввести его в мир  общения, новых знаний, порой, приводит ребенка в шок. Требует, чтобы всегда с ним были его родители или члены его  семьи.

Целью психолого- педагогического сопровождения программы  является установление партнерских отношений с семьей учащегося, создание  условий для взаимопонимания и общности интересов, привлечение родителей к управлению и сопровождению воспитательного процесса, а так же организация и координирование сотрудничества педагогов в целях поддержки положительного социально-психологического климата, благоприятного содружества в достижении положительных результатов в образовании обучаемого.

      Задача классного руководителя: совместно с психологом  образовательного учреждения помочь родителям, и в первую очередь ребенку, адаптироваться  в новой обстановке, ввести постепенное самостоятельное обучение, построить работу так, чтобы ребенок и родитель были впоследствии соучастниками учебного и творческого процесса, в деятельности образовательного учреждения в целом.

 

Общие методы реализации психолого-педагогического сопровождения

1.Анализ ситуаций – обращение к опыту других.

2. Моделирование ситуаций и проживание их в безопасном пространстве занятия.

3. Ролевая игра- проигрывание ролей, выражающих реальные чувства, вследствие чего наступает расширение осознания.

4. Групповая дискуссия – общение, которое  позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон.

5. Психодрама (монолог, исполнение собственной роли, двойник, обмен ролями, зеркало).

6. Игровые ситуации.

7. Проективное рисование( работа с неосознаваемыми мыслями и чувствами, свободное рисование, тематическое рисование).

8. Психогимнастика - общение без слов (снятие или повышение напряженности).

9. Мини сочинения.

10. Беседа.

11. Индивидуальное консультирование воспитанников и родителей.

Организация комфортной среды как фактор успешного существования психолого - педагогического сопровождения предполагает:

1.Простраивание положительных взаимоотношений между педагогом и родителями, педагогом и воспитанником, воспитанников друг с другом.

2. Привлечение родителей к сотрудничеству со своими детьми.

3.Оборудование в помещениях различных функциональных зон:

- деловая зона, оборудованная  столами для письменных работ,

- зона для занятий для саморегуляции и рефлексии, оборудованная мягкими диванами и паласом;

- помещение для подвижных игр и упражнений;

- помещение для организации праздников семьи, оснащенная свето и музыкальной аппаратурой;

4.Состав группы детей не более 12 – 15 человек.

5.Возможность работы  по микрогруппам.

6.Индивидуальные консультации для воспитанников и их родственников.

7. Участие в общественной жизни школы, города.

 Классный руководитель, работающий с детьми в классе коррекции определил для себя систему  сотрудничества  с психологом ОУ. В результате  этого  большая польза,  как для самого ребенка, так и для его родителей.

IX. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТПЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

      Особое внимание в программе  уделяется социальной адаптации  детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекционной работе с их родителями.

     Забота о детях с ограниченными  возможностями здоровья являются одним из важных направлений деятельности программы «Успех». Активизация законодательной деятельности государства по этому вопросу свидетельствует о повышении внимания к  данной проблеме. Вместе с тем совершенно очевидно, что практические меры по обеспечению условий успешной интеграции детей- инвалидов  в обществе явно отстают от реальных потребностей. Поэтому, вполне оправданным представляются решения, принимаемые Департаментом образования г. Сургута по оказанию конкретной помощи таким детям, родителям адаптироваться в  социальном пространстве ОУ в содружестве с педагогами и учащимися.

    Родители оказывают основное влияние на интеллектуальное  и эмоциональное развитие ребенка. Как в семье, так и вне ее детей постоянно сопровождают родители, они окружены  родительской опекой. И когда на него начинают оказывать  влияния общественные и культурные  организации, когда он вступает в социальное взаимодействие с другими людьми и сталкивается с профессиональной деятельностью, его жизненный опыт существенно расширяется.

    Цель работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья создать условия для всестороннего развития ребенка, через непосредственное общение  и участие в творческой жизни образовательного учреждения  дать возможность почувствовать себя полноценным  членом творческого коллектива и общества в целом.

     Участниками этого направления деятельности программы являются дети с ограниченными возможностями здоровья и с умственно –физическими отклонениями. Работа ведется в тесном сотрудничестве педагогов – специалистов с родителями ребенка. Данные  о диагнозе ребенка берутся из медицинского сопровождения справок, выданные участковыми врачами – педиатрами  или психолого-медико- педагогической комиссией.

     Главная идея программы по направлению работы с семьями, где дети нуждаются в постоянном внимании педагогов, состоит в необходимости вовлечения детей и их родителей  в общественную жизнь коллектива. В содружестве родителей и педагогов, осуществляя поставленную цель, когда ребенок почувствует, что он необходим обществу, наша дальнейшая задача:

- дать возможность права выбора творческого дела согласно его интереса;

- проявить свои способности;

- радоваться достигнутым интересам;

- получить умения и навыки в  творческой деятельности ;

- самовыражение через творческий процесс;

- создать ситуацию успеха;

- общаться на уровне здоровых детей;
- воспитание самостоятельного принятия решения.

    Целенаправленно созданные социально- педагогические условия ставят ребенка с ограниченными возможностями здоровья  в субъективную позицию процесса самореабелитации.

         

X. ДИНАМИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап: подготовительный, характеризуется привлечением и выявлением детей с О.В.З.

             Анкетирование для педагогов его класса, целью которого служит анализ социального положения семьи, а так же используя сведения медицинских справок  в начале учебного года .

  1. этап: привлечение учащегося с ОВЗ  согласно его способностей и желания в творческую деятельность жизни школьного коллектива.

- Анкетирование;

- Реклама на линейке параллелей классов предстоящих дел.

  • Знакомство с планом деятельности на определенный период, раздать в письменном виде на  через классных руководителей.
  • Педагогу- организатору необходимо позаботиться о том, чтобы  участнику общего дела  было интересно и комфортно, чтобы у них осталось желание участвовать  в новых делах.

3 этап: Формирование родительского актива.

       Ими могут стать:

- Активные участники программы прошлых лет.

- Рекомендации педагогов объединений.

- Индивидуальные беседы.

- Личное желание родителей.

     Разнообразие форм деятельности с детьми с О.В.З. и сотрудничества с родителями  дает возможность воспитанникам   самореализоваться, общаться на уровне  здоровых детей.

                          XI. СОТРУДНИЧЕСТВО И

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ.

Сотрудничество – основной фактор в достижении поставленной цели. Один руководитель программы не в силах охватить весь объём деятельности в решении поставленных задач в полной мере.

 Основные направления сотрудничества:

  • Департамент образования г. Сургута;
  • Центр развития образования ;
  • Центр социальной помощи «Зазеркалье» (ул. Лермонтова);
  • Центр социальной помощи семье и детям «Юнона»( ул.Бажова);
  • Центр медицинской профилактики (ул. Юности,1);
  • Центр детского творчества.

XII. КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

цель

Педагог-организатор оказывает консультационную помощь досуговой поддержке работы классных руководителей  в формах:

* составление картотеки семей в классе  с целью изучения запросов, предложений, проблем (социальный паспорт класса);

* анкетирование среди детей и членов их семей по изучению запросов для деятельности или исследованию предлагаемой от родителей помощи в работе классного руководителя совместно с социальным педагогом и педагогом- организатором;

* консультации классных руководителей по организации праздника в детском коллективе;

* методическая помощь педагогам (сценарии) по организации различных форм досуговой деятельности, а  так же  с участием родителей детей;

* методические рекомендации по проведению творческого родительского собрания в начале учебного года «Будем знакомы»;

* беседы с родителями и детьми по составлению схемы «Мой семейный архив», по изучению родословной;

XIII. РЕКЛАМНО- ИНФОРМАЦИОННАЯ  ПОДДЕРЖКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Главная задача рекламной поддержки:

- рассказать о творческой деятельности программы «Успех»;

-  заинтересовать к своей деятельности новых участников, впервые пришедшие в образовательное учреждение;

- вовлечение в творческую деятельность  ОУ наибольшего количества участников.

В реализации программы «Успех» большую роль играет как реклама предстоящего мероприятия, так и информация о прошедшем событии. Поэтому, начиная с анонса события и заканчивая публикацией статьи в периодической печати, информация должна быть «яркой» как по внешнему виду, так и по содержанию.

По форме рекламно-информационная поддержка может быть:

* объявление о предстоящем мероприятии;

* фотостенд с информацией о проведённом празднике;

* реклама по радио, TV;

* «живая реклама» с помощью детей;

* публикации в периодической печати о проведённом мероприятии;

* информация о прошедших мероприятиях в школьной газете ШДО «Город Счастья»;

* информация о прошедших мероприятиях и планах на следующий месяц на сайте города http://school 7.admsurgut.ru;

* выпуск стенных газет;

* информационный стенд программы «Успех» с планом на месяц;

        * проведение открытых мероприятий в актовом зале школы;

* информация о предстоящем мероприятии во время проведения творческого дела;

* создание и регулярное использование подборки видеоматериалов о деятельности программы «Успех»,

* создание фотоархива программы «Успех»,

      *Совместно с художником ОУ изготовить эскиз «Благодарственного письма» и «Диплом» программы «Успех».

XIV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Методическая библиотека для педагога
  • Разработанные сценарии по направлениям деятельности
  • Архивный видеоматериал.
  • Аудиотека.
  • Дидактический материал по разработанным программам согласно сценарного хода.
  • Анкеты для родителей, детей и классного руководителя.

Тесное сотрудничество с методическим центром МОУ СОШ №7 дает возможность педагогу-организатору  знакомиться с периодической печатью и новой методической литературой. Многолетний опыт работы  так же способствует накоплению методической литературы, а так же создания видео и фотоархива, которые пополняются и служат фондом для использования на семинарах, консультациях и праздничных встречах-воспоминаниях.

XV. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Заместитель директора по воспитательной работе- координатор творческих дел воспитательного и образовательного процесса.

2. Педагог – организатор программы обеспечивает организацию проведения мероприятий.

3. Педагог- психолог обеспечивает обучение по всем основным темам программы по работе с учащимися ОУ и в информационной школе для родителей «Семейная гостиная».

4. Методист – психолог ОУ оказывает методическую помощь при разработке диагностических материалов, анкет.

5. Лекторы (проведение бесед с родителями на медицинскую тему по профилактике заболеваний, гигиена подростков и т.д.)

6.Центр социально- психологической помощи семье.

7. Использование родительского потенциала. Выявление из числа родителей учащихся (через анкетирование) специалистов, в целях профориентации  согласованность бесед и тем с учащимися.

7.Классные руководители (сотрудничество, соорганизаторы.)

8. Штатный художник ОУ, обеспечивающий красочное тематическое оформление массового действия.

XVI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.

Критерии оценки программы могут быть рассмотрены с позиции трех уровней:

  1. Оценка потребности:

- изучение потребностей учащегося в дополнительных образовательных услугах  МОУ СОШ №7

- изучение потребностей детей в направлениях творческих дел

  1. Оценка процесса:

    - численность родителей и детей, принявших участие в различных формах    совместной деятельности в рамках реализуемой программы.

    - иновационность технологий, используемых в объединениях при работе с детьми и их родителями.

  1. Оценка результатов:

     - Оценка удовлетворенности родителей деятельностью в целом и объединений в частности (анкетирование, опросы, интервьюирование).

XVII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      В числе конкретных мер по реализации программы предполагается проведение систематической работы по повышению уровня воспитательной деятельности учащегося совместно с родителями, возрождение традиционного уклада жизни семьи и содействию развития семейных отношений на основе российских духовно- нравственных и культурно – исторических традиций.

         Решение этих задач станет условием укрепления нравственного и духовного оздоровления современной семьи, что, в свою очередь, будет  служить:

 - восстановлению приоритетности высших духовных интересов и ценностей над материальными, что выведет семью на более высокий уровень развития, служения обществу, государству;

- снижению остроты проявлений кризиса семьи, сохранению лучших отечественных традиций семейного воспитания;

  • активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с детьми.
  •  активному включению родителей в педагогический процесс;

- распространению полезного опыта семейного воспитания;

- укреплению внутрисемейных взаимоотношений;

- взаимополезному сотрудничеству семьи и школы;

- повышению положительной мотивации воспитанника на учебную деятельность и успешной подготовки их к самостоятельной жизни.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №7 г. Сургута ставит перед собой много задач и может помочь родителям в решении ряда вопросов воспитания детей, творчески активного подрастающего поколения, но она не может конкурировать с семьей. Именно семья является мощным средством в формировании личности ребенка.

     Поэтому, чтобы  вырастить полноценного человека, культурную, высоконаправленную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги образовательного учреждения и родители действовали как  союзники, делясь своей добротой, опытом, знаниями.

ЛИТЕРАТУРА

Письмо Министерства образования РФ от 15 августа 2000г. № 31ю-50-1936/46. Постановление Правительства РФ «О военно –патриотических молодежных и детских объединениях».

Указ Президента РФ « О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу  по военно- патриотическому воспитанию молодежи» ( с изменениями на 21 апреля 1997г.)

Дополнительное образование детей в Российской Федерации: Сборник нормативно-правовых документов, М., 1995.

Париотическое воспитание: нормативные правовые документы.-2-е изд.,перераб.-М.: ТЦ Сфера,2006.-96с.

Париотическое воспитание: нормативные правовые документы.-2-е изд.,перераб.-М.: ТЦ Сфера,2006.-96с.

Агапова И.А., Давыдова М.А., Мы-патриоты!.-М., Вако,2006,-368с.

Абрамова С.В., Дмитренко Г.В., Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование , изучение гуманитарного права.- М.,Глобус,2006.-222с.

Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей детей. -Самара, 1994.

Бодалова А.А. О формировании отношений в семье. Советская педагогика. 1991. № 8.

Васкова М.Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха. -М., 1989.

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., Практикум по возрастной психологии, СПб., Речь, 2001. -688с.

Дмитриенко А.И. Организация совместного досуга родителей и детей. Начальная школа. 1989. № 8.

Ковалев С.В., Психология современной семьи.- М., Просвещение, 1988.-207с.

Кривцова С.В. и др., Подросток на перекрестке эпох.- М., Генезис, 1997.-287с.

Кравцов Г. Личность формируется в семье. Дошкольное воспитание. 1991. № 2.

Матейчек З. Родители и дети. -М., Просвещение, 1992. -254 с.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. -М., ТОО «Интел Тех», 1994.

Мартышин В.С.Моя родословная. -М.,Школьная пресса, 2000.-224с.

Мелина С., Мировоззренческие аспекты работы с семьей, ж., Воспитание школьников. 2005. № 5.-с.17.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. -М., Просвещение, 1996. -337с.

Плотниекс И. Психология в семье.- М., Педагогика. 1991. -208 с.

Пинт А.О. Это вам, родители. -М., Знание, 1971.-385с.

Селевко Г.К., Бавурина Н.И., Левина О.Г., Найди себя.- М., Народное образование, 2001- 142с.

Файн М.Д. Помощь родителям в воспитании детей. -М.,  Прогресс,  1992.  -254с.

Фромм А.  Азбука для родителей. -Л., Лениздат, 1991. -319 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям детей- подростков

О психологических особенностях детей подрасткового возраста. Общение родителей с подростками....

Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...

Программа "Моя семья" социально-педагогической направленности, ориентирована на детей, подростков и родителей

Родители часто сталкиваются  с проблемами по вопросу воспитания. Актуальность  программы «Моя семья» заключается  в деятельной психолого-педагогической, правовой поддержке с помощь...

Интерактивная игра "Практика поддержки детей, подростков и родителей"

Интерактивная игра, подготовлена для педагогов....

Консультация для родителей (законных представителей) «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями)»

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями»...