Программа "Успех" социально-педагогической направленности, ориантирована на детей, подростков и родителей
рабочая программа на тему
"Успех" — это особая, необыкновенная страна творчества, инициативы и самореализации, попадая в которую каждый ребенок старается заглянуть в свой внутренний мир, найти в себе что-то хорошее, нужное, полезное, открыть новые способности и найти им достойное применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uspeh_2012.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Программа
«Успех»
Программа социально-педагогической направленности, ориантирована на детей, подростков и родителей
Автор-составитель:
Мингалеева Альфия Гумерзяновна
Педагог высшей категории
Сургут
2012
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №7 г. Сургута имеет большой опыт организации воспитательных программ, направленных на социальную защиту ребенка через организацию полезного развивающего творческого дела. Разрабатываемые программы предназначены для учащихся образовательного учреждения и представляют собой серию мероприятий по направлениям, интеллектуальные игры и конкурсы, объединенных единым сюжетом. Программа организации творческих коллективных дел направлена активизировать деятельность школьного коллектива, помогает систематизировать воспитательную работу, сделать ее интересной и увлекательной для ребят.
Педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ними разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни…»
Увеличивается количество классов, желающих принимать участие в реализации программ по направлениям деятельности. Программа «Успех", включает в себя комплекс направлений, позволяющий охватить наибольшее число школьников.
"Успех" — это особая, необыкновенная страна творчества, инициативы и самореализации, попадая в которую каждый ребенок старается заглянуть в свой внутренний мир, найти в себе что-то хорошее, нужное, полезное, открыть новые способности и найти им достойное применение. Все в этой стране устроено так, что любое событие побуждает к поиску, развитию и самосовершенствованию.
В развитии личности ребенка свободная (досуговая) деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного формирования личности этапы, целеполагание, планирование, реализация намеченных целей, анализ и оценка результатов. Организация всеми участниками программы воспитательного пространства среди детей и подростков оказывает сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности. Досуг — школа поддержки, одобрения и ободрения ребенка, а тем более слабого, "трудного", т.к. успех и активное
участие ребенка в коллективном деле — это здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализовать свои возможности в интересном для него деле.
Приобщение к общественным ценностям начинается в семье через изучение культуры родного края, сохранение и развитие родного языка, возрождение обычаев и обрядов, сохранении семейных традиций. Не зная истории своего рода, истории родного края - человек пуст. Молодое поколение должно гордиться историей своих отцов и дедов. За сменой политических и экономических событий, снижение благосостояния, а так же потеря нравственности и духовных ценностей семейного образа жизни приводит семью в кризисное состояние. Это порождает другую важную проблему, которую необходимо решать в рамках специально организованного воспитания- формирование ценностных ориентаций детей и подростков в области семейных отношений. Уважение к родителям, помощь бабушкам и дедушкам, забота о младших детях, словом все, что включает в себя семейный долг, любовь, ответственность, семейные традиции, их сохранение и память о своей родословной. Программа «Успех» носит долгосрочный характер. Квалифицированное педагогическое руководство образовательного учреждения, взаимодействие с родителями позволяют обеспечить максимальное использование положительного воспитательного патенциала и возможностей семьи.
Образовательное учреждение и семья- два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность воспитания и социализации ребенка.
Цель программы: создание системы педагогически целесообразных взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, организация психолого- педагогического сопровождения ребенка и его семьи, включение его в активную позицию общественной жизни образовательного учреждения, содействовать саморазвитию личности ребенка средствами досуговой деятельности.
Задачи программы:
- активизировать и стимулировать познавательную деятельность детей;
- формировать опыт культурного поведения, культуры чувств;
- формирование культуры межличностного и межполового общения;
- формирование опыта коллективной деятельности.
II. Участники программы
Участниками программы являются учащиеся образовательного учреждения и их родители, педагогический коллектив и педагоги дополнительного образования, административно- хозяйственная служба .
III. Структура коллектива участников
Программа предполагает трехступенчатое участие детей и педагогов в ее реализации:
- ступень: индивидуальная, групповая, коллективная работа в классе по определенной общей теме;
2 ступень: предварительные игры и конкурсы в школе между командами классов одной параллели, организуемые активом школы или педагогом - организатором.
3 ступень: городские тематические игры, конкурсы, праздники, направленные на реализацию основных этапов и компонентов процесса саморазвития личности, организуемые и проводимые Центром детского творчества и др. общественными организациями г. Сургута.
Мероприятия в рамках подпрограмм могут проводиться в форме командных и индивидуальных конкурсов, мероприятий для детей, подростков и родителей.
IV. Функции организаторов и участников
Ребенок — активно участвует в индивидуальной и коллективной творческой деятельности, предлагаемой программой.
Классный руководитель:
- создает условия для знакомства детей с возможностями самосовершенствования своей личности,
- изучает психолого-педагогическую литературу по направлениям деятельности программы,
- отбирает формы и методы воспитывающей деятельности;
- составляет план воспитательной работы в своем классе с учетом рекомендаций данной программы,
- организует внутриклассные мероприятия;
- готовит детей для участия в общешкольных мероприятиях.
Педагог-организатор школе:
- изучает психолого-педагогическую литературу, рекомендации документов об участие в тех или иных направлениях деятельности в районе, городе и выше уровнях ;
- составляет план внеклассной работы школы, основываясь на предлагаемых в программе формах деятельности,
V. Направления деятельности воспитания
- Интеллектуально- познавательное.
Цель: выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию.
- Гражданско- правовое.
Цель: формирование правовой и политической культуры, воспитание и уважения к законам, к правам и законным интересам личности.
- Нравственно- эстетическое.
Цель: развитие способностей учащихся к приобретению умений и навыков в художественной деятельности, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям семьи и родного края.
- Военно- патриотическое.
Цель: формирование и развитие интереса к истории школы, уважительного отношения к истории рода, семьи, экологического мировоззрения, любви к родному краю.
-Спортивно- оздоровительное.
Цель:формирование физической культуры, восптание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей.
- Работа с семьей.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, формирование культуры, семейных отношений.
-Трудовое.
Цель: воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.
VI. Формы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с родителями
учащихся
Основными формами работы с родителями учащихся являются:
- индивидуальные формы (консультации для родителей, беседы с родителями, посещение семей учащегося);
- групповые формы (родительские комитеты класса и школы, информационная школа для родителей «Семейная гостиная» совместно с психологами школы).
Родительский актив – коллектив активных родителей, при умелом взаимодействии с педагогом успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь остальных родителей и детей, к организации внутри коллективных праздников: «День знаний», «Дня именинника», «Посвящение в первоклассники», «Праздник Букваря», новогодние представления, организация праздника последнего звонка и «Выпускные вечера»,организация лагеря с дневным пребыванием на территории школы, организованные экскурсии и поездки, открытые тематические родительские собрания, и т.д.
Целью родительского актива является помощь педагогу в организации совместной творческой деятельности, разрешению проблем возникающих в плане воспитания ребенка или разрешения проблемных вопросов в классе.
В образовательном и воспитательном пространстве МОУ СОШ №7 г. Сургута среди групповых форм работы с родителями особое место отводится информационной школе для родителей «Семейная гостиная».
В деятельности «Семейной гостиной» предполагается совокупный подход по вопросам психолого- педагогической, правовой поддержки, рассказать о здоровьесберегающих технологиях с помощью специалистов в этой области. Информирование проходит на родительских собраниях класса и школы. Направление деятельности информационной школы включает в себя комплекс форм, которые помогут родителям осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его личность в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом плане, образовании, сплотить членов семьи единым видом деятельности.
Цель: создание условий для взаимодействия детей и родителей, повышение психологической компетенции и педагогической культуры участников.
Задачи:
- организация взаимодействия и обмена опытом между родителями,
- информационная поддержка родителей,
- создать условия для развивающего познавательного общения, а так же и в совместной деятельности детей и родителей.
Немаловажную роль в положительном результате общения с родителями учащегося школы играет личность самого педагога – организатора, социального педагога или лектора- специалиста, ведущие обучение родителей.
Следует выделить некоторые требования к ним:
-умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
-внимание к проблемам родителей, к их переживаниям;
-доступность изложения материала;
-способность к оказанию психологической поддержки;
-стимулирование положительного поведения родителей, их контактов со школой, с детьми;
-способность видеть малейшие достижения и вселять веру в успех.
Участие родителей в жизни «Семейной гостиной» в качестве постоянных участников позволит определить перспективы дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников:
-использовать профессиональные возможности каждого взрослого, получить возможность проведения экскурсий на предприятия города в целях профессиональной ориентации подростка;
-выявить родителей, желающих помочь в привлечении добровольных средств для дальнейшей деятельности;
-повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с помощью ребенка;
- через организацию семейного досуга относиться к ребенку как к равному;
- развить в каждом члене семьи умение объективно оценивать свои поступки;
- знать социальные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- через совместное творчество лучше узнать способности каждого;
- освоить разнообразные способы совместного времяпровождения в семье;
-лучше узнать своих близких, освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях;
- научиться уважительно относиться к мнению близких, вырабатывать коллективные мнения.
- массовые формы (родительские собрания, традиционные творческие праздники, праздники, посвященные Дню пожилого человека, 9Мая, спортивные массовые мероприятия и т.д.).
Все они реализуются в рамках обозначенных направлений воспитания, зачастую носят интегративный характер. Наиболее распространенными формами являются родительские собрания. На нём обсуждаются проблемы жизни образовательного учреждения, задачи учебно-воспитательного процесса, планируются и обсуждаются построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и детей, подводятся итоги за год.
Педагог направляет деятельность родителей. Знакомит с перспективными планами, как направление творческой деятельности коллектива, так и в организации досуга учеников с членами их семей. Одной из тем может быть «Психологический климат в коллективе», «Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка» и т.д. Основными формами родительского собрания являются:
-организационные;
- текущие или тематические;
- итоговые;
- общешкольное.
На данное время с учётом современных требований классные руководители совместно с социальным педагогом и педагогом- организатором существенно разнообразили форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме тематических дискуссий с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами или проходить в форме творческого участия самих учеников класса и школы в целом.
ОБЪЕДИНЕНИЕ « МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»
Необходимость создания объединения учащихся в этом направлении продиктовано временем. История России имела такие страницы безмолвия, когда поколения не знали, а многие и боялись рассказывать о своих родственниках и самых близких им людях – родителях. Ныне не в каждой семье имеется родословное древо, в которое вписаны родственные поколения. А если кто и составил схему поколений, то оно может состоять из пяти, а то и из шести колен. Самое главное не упустить время, и пока живы родители, бабушки и дедушки, пока теплица память о родных и близких вам людях начните это благородное дело – составления истории родословной. А разве вы- не история нашего Отечества? Вы же не хотите, чтобы о вас ваши внуки написали только несколько строк в половину тетрадного листа?
Объединение учащихся «Моя родословная»- объединение заинтересованных в этом благородном деле ребят, действует на основе принципов самоуправления, добровольности.
Цель объединения– через организацию творческой деятельности на основе сотрудничества детей, родителей и педагогов способствовать укреплению семьи и утверждении её нравственных ценностей, способствовать сохранению семейных национальных традиций, обычаев, истории семьи.
- объединение любителей изучения родословной, ведущие самостоятельные исследования по истории своего рода, для удовлетворения их любительских интересов в области генеалогии, исследовательской области, сборе и распространении материалов и познавательной информации в этой области на примере изучения истории своей семьи.
Задачи:
- сблизить детей и родителей благородным делом, касающиеся истории своей семьи.
- помощь в создании семейного архива, воспитание уважения к памяти
- распространение знаний о науке генеалогии;
- познакомить с источниками, литературой по данной теме;
- воспитание глубокого уважения к истории России, истории своей малой родины и фамилии.
- оказание помощи генеалогам – любителям в повышении научного уровня их трудов по составлению родословной;
- обобщение опыта работы над составлением родословной.
Членами клуба могут быть все желающие учащиеся образовательного учреждения, его родственники и члены семьи, участники творческих программ, семейных конкурсов прошлых лет, педагоги образовательного учреждения и другие лица, ведущие самостоятельные историко-родословные изыскания.
Принцип деятельности объединения:
-Заседания объединения проходят с начала учебного года 1 раз в месяц.
- Руководителем объединения является педагог – организатор.
- В лекторскую группу могут входить: специалисты историки, сотрудники школьного и городского краеведческого музея, участники объединения прошлых лет, выпускники, имеющие наработанный материал в этой области.
- При подготовке участников объединения к конкурсным программам, акции «Семейная книга памяти», организованные Департаментом образования г.Сургута, Историко-культурным центром г.Сургута, Центром детского творчества и другими общественными организациями города, встречи с участниками программ могут проходить по индивидуальному графику.
- Способствовать поиску материалов и подготовка членами семей научно- поисковой работы или исследовательской работы для участия в научно- практической конференции «Шаг в будущее».
-Итоги деятельности объединения учащихся «Моя родословная» отражаются на фотостенде в фойе образовательного учреждения, предоставление информации в СМИ и в школьной газете «Город Счастья» с целью показать значимость этой семьи для нашей школы, воспитание в ребенке чувства гордости за проделанную совместную работу с членами своей семьи.
- По итогам деятельности учащегося и участия семей, а так же иных членов в значимых конкурсах, конференциях - составление тезисов для печати в тематических сборниках.
Научно-практические конференции
Участие учащихся МОУ СОШ№7, членов его семьи в подготовке к научно- практической конференции «Шаг в будущее», играет большое воспитательное значение, ребенок получает навыки работы с тематической литературой, учится выявлять конкретную информацию, приобретает практические навыки работы с каталогом в библиотеках города, знакомится с родственным кругом своего генеалогического древа.
Задачи:
* создать условия для совместной поисковой деятельности учащегося вместе с родителями;
* сбор архивного материала через конкретное общение с родственниками;
*сплочение родственных уз;
* создать условия для самостоятельного изучения темы материала;
* научить работать с поисковым и реферативным материалом;
* самереализация себя как личности;
* навыки работы с научной литературой;
* навыки применения инновационных технологий в работе над исследовательской работой.
VII. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выставки
Выставки семейных реликвий и коллекций.
Задачи:
* повысить интерес к истории своей семьи;
* создать ситуацию важности дела;
*создать ситуацию к познавательной деятельности, изучению специальной литературы;
* научить работе с первоисточниками и каталогом в библиотеках города;
Выставки творческих работ детей и родителей.
Задачи :
* создать условия для совместного творчества;
*создать условия для взаимного общения через творческий процесс;
*создать ситуацию взаимного успеха.
Классные часы «Мой семейный архив»
Эта форма организуется для учащихся с 4-11 классы..
Примерная тематика:
«Что в имени твоём?» (об истории своего имени и фамилии, астрологические характеристики).
Задачи:
* привлечь внимание к истории семьи, значимости своего имени;
* пробудить интерес к поисковой деятельности.
«Сказка вашего дома» (конкурсно-игровая программа по любимым сказкам детства).
Задачи:
* приобщение к литературе и театральному искусству;
* расширение кругозора народного творчества.
«Именины! Именины!» (как проводится день рождения в семье).
«Из бабушкиного сундука» (песни и игры старшего поколения, реликвии в семье, обереги, талисманы).
Задача:
* привить интерес к изучению истории семьи и родного края.
«Хобби моей семьи» (организация выставок коллекционеров, дел по интересам – выжигание, вырезание и т.п.).
Задача:
*выявить интерес ребёнка и членов его семьи .
Выставка сочинений и архивных работ: «Нет дороже человека», «Профессия, которую украшает моя мама», «Я горжусь своим отцом!», «Жизнь, опаленная войной», «Моя семья».
Задача:
* привить интерес к изучению истории семьи и его членов в отдельности;.
* пробудить гордость за своих членов семьи, значимости их жизни для родины, Отчизны.
* через первичную работу над биографией родственников направить желание учащегося для дальнейшей работы в области исследования его судьбы , значимости его в том или ином периоде истории нашего региона, государства в целом.
VIII. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Чтобы быть успешным и адаптированным к окружающей действительности ребенок должен быть готов к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. Общество требует от человека определенного набора качеств, которое оно считает обязательным для всех своих членов.
Воспитываясь в кругу семьи, ребенок приобретает навыки общения. Он растет и ему все тяжелее становится отрываться от близких. Доброе желание родителей – ввести его в мир общения, новых знаний, порой, приводит ребенка в шок. Требует, чтобы всегда с ним были его родители или члены его семьи.
Целью психолого- педагогического сопровождения программы является установление партнерских отношений с семьей учащегося, создание условий для взаимопонимания и общности интересов, привлечение родителей к управлению и сопровождению воспитательного процесса, а так же организация и координирование сотрудничества педагогов в целях поддержки положительного социально-психологического климата, благоприятного содружества в достижении положительных результатов в образовании обучаемого.
Задача классного руководителя: совместно с психологом образовательного учреждения помочь родителям, и в первую очередь ребенку, адаптироваться в новой обстановке, ввести постепенное самостоятельное обучение, построить работу так, чтобы ребенок и родитель были впоследствии соучастниками учебного и творческого процесса, в деятельности образовательного учреждения в целом.
Общие методы реализации психолого-педагогического сопровождения
1.Анализ ситуаций – обращение к опыту других.
2. Моделирование ситуаций и проживание их в безопасном пространстве занятия.
3. Ролевая игра- проигрывание ролей, выражающих реальные чувства, вследствие чего наступает расширение осознания.
4. Групповая дискуссия – общение, которое позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон.
5. Психодрама (монолог, исполнение собственной роли, двойник, обмен ролями, зеркало).
6. Игровые ситуации.
7. Проективное рисование( работа с неосознаваемыми мыслями и чувствами, свободное рисование, тематическое рисование).
8. Психогимнастика - общение без слов (снятие или повышение напряженности).
9. Мини сочинения.
10. Беседа.
11. Индивидуальное консультирование воспитанников и родителей.
Организация комфортной среды как фактор успешного существования психолого - педагогического сопровождения предполагает:
1.Простраивание положительных взаимоотношений между педагогом и родителями, педагогом и воспитанником, воспитанников друг с другом.
2. Привлечение родителей к сотрудничеству со своими детьми.
3.Оборудование в помещениях различных функциональных зон:
- деловая зона, оборудованная столами для письменных работ,
- зона для занятий для саморегуляции и рефлексии, оборудованная мягкими диванами и паласом;
- помещение для подвижных игр и упражнений;
- помещение для организации праздников семьи, оснащенная свето и музыкальной аппаратурой;
4.Состав группы детей не более 12 – 15 человек.
5.Возможность работы по микрогруппам.
6.Индивидуальные консультации для воспитанников и их родственников.
7. Участие в общественной жизни школы, города.
Классный руководитель, работающий с детьми в классе коррекции определил для себя систему сотрудничества с психологом ОУ. В результате этого большая польза, как для самого ребенка, так и для его родителей.
IX. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТПЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Особое внимание в программе уделяется социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекционной работе с их родителями.
Забота о детях с ограниченными возможностями здоровья являются одним из важных направлений деятельности программы «Успех». Активизация законодательной деятельности государства по этому вопросу свидетельствует о повышении внимания к данной проблеме. Вместе с тем совершенно очевидно, что практические меры по обеспечению условий успешной интеграции детей- инвалидов в обществе явно отстают от реальных потребностей. Поэтому, вполне оправданным представляются решения, принимаемые Департаментом образования г. Сургута по оказанию конкретной помощи таким детям, родителям адаптироваться в социальном пространстве ОУ в содружестве с педагогами и учащимися.
Родители оказывают основное влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Как в семье, так и вне ее детей постоянно сопровождают родители, они окружены родительской опекой. И когда на него начинают оказывать влияния общественные и культурные организации, когда он вступает в социальное взаимодействие с другими людьми и сталкивается с профессиональной деятельностью, его жизненный опыт существенно расширяется.
Цель работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья создать условия для всестороннего развития ребенка, через непосредственное общение и участие в творческой жизни образовательного учреждения дать возможность почувствовать себя полноценным членом творческого коллектива и общества в целом.
Участниками этого направления деятельности программы являются дети с ограниченными возможностями здоровья и с умственно –физическими отклонениями. Работа ведется в тесном сотрудничестве педагогов – специалистов с родителями ребенка. Данные о диагнозе ребенка берутся из медицинского сопровождения справок, выданные участковыми врачами – педиатрами или психолого-медико- педагогической комиссией.
Главная идея программы по направлению работы с семьями, где дети нуждаются в постоянном внимании педагогов, состоит в необходимости вовлечения детей и их родителей в общественную жизнь коллектива. В содружестве родителей и педагогов, осуществляя поставленную цель, когда ребенок почувствует, что он необходим обществу, наша дальнейшая задача:
- дать возможность права выбора творческого дела согласно его интереса;
- проявить свои способности;
- радоваться достигнутым интересам;
- получить умения и навыки в творческой деятельности ;
- самовыражение через творческий процесс;
- создать ситуацию успеха;
- общаться на уровне здоровых детей;
- воспитание самостоятельного принятия решения.
Целенаправленно созданные социально- педагогические условия ставят ребенка с ограниченными возможностями здоровья в субъективную позицию процесса самореабелитации.
X. ДИНАМИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап: подготовительный, характеризуется привлечением и выявлением детей с О.В.З.
Анкетирование для педагогов его класса, целью которого служит анализ социального положения семьи, а так же используя сведения медицинских справок в начале учебного года .
- этап: привлечение учащегося с ОВЗ согласно его способностей и желания в творческую деятельность жизни школьного коллектива.
- Анкетирование;
- Реклама на линейке параллелей классов предстоящих дел.
- Знакомство с планом деятельности на определенный период, раздать в письменном виде на через классных руководителей.
- Педагогу- организатору необходимо позаботиться о том, чтобы участнику общего дела было интересно и комфортно, чтобы у них осталось желание участвовать в новых делах.
3 этап: Формирование родительского актива.
Ими могут стать:
- Активные участники программы прошлых лет.
- Рекомендации педагогов объединений.
- Индивидуальные беседы.
- Личное желание родителей.
Разнообразие форм деятельности с детьми с О.В.З. и сотрудничества с родителями дает возможность воспитанникам самореализоваться, общаться на уровне здоровых детей.
XI. СОТРУДНИЧЕСТВО И
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ.
Сотрудничество – основной фактор в достижении поставленной цели. Один руководитель программы не в силах охватить весь объём деятельности в решении поставленных задач в полной мере.
Основные направления сотрудничества:
- Департамент образования г. Сургута;
- Центр развития образования ;
- Центр социальной помощи «Зазеркалье» (ул. Лермонтова);
- Центр социальной помощи семье и детям «Юнона»( ул.Бажова);
- Центр медицинской профилактики (ул. Юности,1);
- Центр детского творчества.
XII. КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
цель
Педагог-организатор оказывает консультационную помощь досуговой поддержке работы классных руководителей в формах:
* составление картотеки семей в классе с целью изучения запросов, предложений, проблем (социальный паспорт класса);
* анкетирование среди детей и членов их семей по изучению запросов для деятельности или исследованию предлагаемой от родителей помощи в работе классного руководителя совместно с социальным педагогом и педагогом- организатором;
* консультации классных руководителей по организации праздника в детском коллективе;
* методическая помощь педагогам (сценарии) по организации различных форм досуговой деятельности, а так же с участием родителей детей;
* методические рекомендации по проведению творческого родительского собрания в начале учебного года «Будем знакомы»;
* беседы с родителями и детьми по составлению схемы «Мой семейный архив», по изучению родословной;
XIII. РЕКЛАМНО- ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Главная задача рекламной поддержки:
- рассказать о творческой деятельности программы «Успех»;
- заинтересовать к своей деятельности новых участников, впервые пришедшие в образовательное учреждение;
- вовлечение в творческую деятельность ОУ наибольшего количества участников.
В реализации программы «Успех» большую роль играет как реклама предстоящего мероприятия, так и информация о прошедшем событии. Поэтому, начиная с анонса события и заканчивая публикацией статьи в периодической печати, информация должна быть «яркой» как по внешнему виду, так и по содержанию.
По форме рекламно-информационная поддержка может быть:
* объявление о предстоящем мероприятии;
* фотостенд с информацией о проведённом празднике;
* реклама по радио, TV;
* «живая реклама» с помощью детей;
* публикации в периодической печати о проведённом мероприятии;
* информация о прошедших мероприятиях в школьной газете ШДО «Город Счастья»;
* информация о прошедших мероприятиях и планах на следующий месяц на сайте города http://school 7.admsurgut.ru;
* выпуск стенных газет;
* информационный стенд программы «Успех» с планом на месяц;
* проведение открытых мероприятий в актовом зале школы;
* информация о предстоящем мероприятии во время проведения творческого дела;
* создание и регулярное использование подборки видеоматериалов о деятельности программы «Успех»,
* создание фотоархива программы «Успех»,
*Совместно с художником ОУ изготовить эскиз «Благодарственного письма» и «Диплом» программы «Успех».
XIV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Методическая библиотека для педагога
- Разработанные сценарии по направлениям деятельности
- Архивный видеоматериал.
- Аудиотека.
- Дидактический материал по разработанным программам согласно сценарного хода.
- Анкеты для родителей, детей и классного руководителя.
Тесное сотрудничество с методическим центром МОУ СОШ №7 дает возможность педагогу-организатору знакомиться с периодической печатью и новой методической литературой. Многолетний опыт работы так же способствует накоплению методической литературы, а так же создания видео и фотоархива, которые пополняются и служат фондом для использования на семинарах, консультациях и праздничных встречах-воспоминаниях.
XV. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Заместитель директора по воспитательной работе- координатор творческих дел воспитательного и образовательного процесса.
2. Педагог – организатор программы обеспечивает организацию проведения мероприятий.
3. Педагог- психолог обеспечивает обучение по всем основным темам программы по работе с учащимися ОУ и в информационной школе для родителей «Семейная гостиная».
4. Методист – психолог ОУ оказывает методическую помощь при разработке диагностических материалов, анкет.
5. Лекторы (проведение бесед с родителями на медицинскую тему по профилактике заболеваний, гигиена подростков и т.д.)
6.Центр социально- психологической помощи семье.
7. Использование родительского потенциала. Выявление из числа родителей учащихся (через анкетирование) специалистов, в целях профориентации согласованность бесед и тем с учащимися.
7.Классные руководители (сотрудничество, соорганизаторы.)
8. Штатный художник ОУ, обеспечивающий красочное тематическое оформление массового действия.
XVI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
Критерии оценки программы могут быть рассмотрены с позиции трех уровней:
- Оценка потребности:
- изучение потребностей учащегося в дополнительных образовательных услугах МОУ СОШ №7
- изучение потребностей детей в направлениях творческих дел
- Оценка процесса:
- численность родителей и детей, принявших участие в различных формах совместной деятельности в рамках реализуемой программы.
- иновационность технологий, используемых в объединениях при работе с детьми и их родителями.
- Оценка результатов:
- Оценка удовлетворенности родителей деятельностью в целом и объединений в частности (анкетирование, опросы, интервьюирование).
XVII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В числе конкретных мер по реализации программы предполагается проведение систематической работы по повышению уровня воспитательной деятельности учащегося совместно с родителями, возрождение традиционного уклада жизни семьи и содействию развития семейных отношений на основе российских духовно- нравственных и культурно – исторических традиций.
Решение этих задач станет условием укрепления нравственного и духовного оздоровления современной семьи, что, в свою очередь, будет служить:
- восстановлению приоритетности высших духовных интересов и ценностей над материальными, что выведет семью на более высокий уровень развития, служения обществу, государству;
- снижению остроты проявлений кризиса семьи, сохранению лучших отечественных традиций семейного воспитания;
- активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с детьми.
- активному включению родителей в педагогический процесс;
- распространению полезного опыта семейного воспитания;
- укреплению внутрисемейных взаимоотношений;
- взаимополезному сотрудничеству семьи и школы;
- повышению положительной мотивации воспитанника на учебную деятельность и успешной подготовки их к самостоятельной жизни.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №7 г. Сургута ставит перед собой много задач и может помочь родителям в решении ряда вопросов воспитания детей, творчески активного подрастающего поколения, но она не может конкурировать с семьей. Именно семья является мощным средством в формировании личности ребенка.
Поэтому, чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконаправленную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги образовательного учреждения и родители действовали как союзники, делясь своей добротой, опытом, знаниями.
ЛИТЕРАТУРА
Письмо Министерства образования РФ от 15 августа 2000г. № 31ю-50-1936/46. Постановление Правительства РФ «О военно –патриотических молодежных и детских объединениях».
Указ Президента РФ « О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно- патриотическому воспитанию молодежи» ( с изменениями на 21 апреля 1997г.)
Дополнительное образование детей в Российской Федерации: Сборник нормативно-правовых документов, М., 1995.
Париотическое воспитание: нормативные правовые документы.-2-е изд.,перераб.-М.: ТЦ Сфера,2006.-96с.
Париотическое воспитание: нормативные правовые документы.-2-е изд.,перераб.-М.: ТЦ Сфера,2006.-96с.
Агапова И.А., Давыдова М.А., Мы-патриоты!.-М., Вако,2006,-368с.
Абрамова С.В., Дмитренко Г.В., Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование , изучение гуманитарного права.- М.,Глобус,2006.-222с.
Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей детей. -Самара, 1994.
Бодалова А.А. О формировании отношений в семье. Советская педагогика. 1991. № 8.
Васкова М.Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха. -М., 1989.
Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., Практикум по возрастной психологии, СПб., Речь, 2001. -688с.
Дмитриенко А.И. Организация совместного досуга родителей и детей. Начальная школа. 1989. № 8.
Ковалев С.В., Психология современной семьи.- М., Просвещение, 1988.-207с.
Кривцова С.В. и др., Подросток на перекрестке эпох.- М., Генезис, 1997.-287с.
Кравцов Г. Личность формируется в семье. Дошкольное воспитание. 1991. № 2.
Матейчек З. Родители и дети. -М., Просвещение, 1992. -254 с.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. -М., ТОО «Интел Тех», 1994.
Мартышин В.С.Моя родословная. -М.,Школьная пресса, 2000.-224с.
Мелина С., Мировоззренческие аспекты работы с семьей, ж., Воспитание школьников. 2005. № 5.-с.17.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. -М., Просвещение, 1996. -337с.
Плотниекс И. Психология в семье.- М., Педагогика. 1991. -208 с.
Пинт А.О. Это вам, родители. -М., Знание, 1971.-385с.
Селевко Г.К., Бавурина Н.И., Левина О.Г., Найди себя.- М., Народное образование, 2001- 142с.
Файн М.Д. Помощь родителям в воспитании детей. -М., Прогресс, 1992. -254с.
Фромм А. Азбука для родителей. -Л., Лениздат, 1991. -319 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям детей- подростков
О психологических особенностях детей подрасткового возраста. Общение родителей с подростками....
Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.
Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...
Программа "Моя семья" социально-педагогической направленности, ориентирована на детей, подростков и родителей
Родители часто сталкиваются с проблемами по вопросу воспитания. Актуальность программы «Моя семья» заключается в деятельной психолого-педагогической, правовой поддержке с помощь...
Занятие-развлечение для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет «Сказочные истории».
Совершенствование связной речи и вовлечение родителей в данную деятельность....
Интерактивная игра "Практика поддержки детей, подростков и родителей"
Интерактивная игра, подготовлена для педагогов....
Консультация для родителей (законных представителей) «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями)»
Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями»...