Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей
статья по психологии
Предмет сказкотерапии определим как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Не будем заниматься рассмотрением причин социально-психологического неблагополучия представителями различных психологических школ, эти исследования специалистам хорошо известны. Сведем объяснения к одной, на наш взгляд, глобальной, причине - внутренней дисгармонии. Соответственно все мероприятия помощи, психокоррекционной помощи, приведем к знаменателю: достижению внутренней гармонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie1.doc1_.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод сказкотерапии в коррекции
социально- педагогической запущенности детей.
Не секрет, что дети , поступающие в приют очень рано сталкиваются с ситуацией отверженности и ненужности не только внутри своей неблагополучной, как правило, семьи, но и потерянности в обществе в целом. На клубок ранних дошкольных деприваций, результатом которых уже являются базовое недоверие к окружающему миру и неуверенность в себе, негативная Я-концепция, наматывается нить за нитью первая неуспешность в школе, отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, невнимание к душевному миру ребенка, непонимание в среде сверстников и многое другое, итогом чего и становится социально-педагогическая запущенность детей.
На арену помощи нашим воспитанникам призываем в данном случае социально-психологическую коррекцию, которую определим как систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии и поведения, а также на развитие личности с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия, направленных на оптимизацию психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение, а также формирование навыков эффективного социального взаимодействия.
Социально-психологическая коррекция включает в себя четыре основные компонента: психокоррекция, коррекция агрессивного и разрушительного поведения, тренинги личностного роста, общения, социальных навыков и социальной активности. Психокоррекция представляет собой психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих, личностных и межличностных проблем и повышение самооценки и качества жизни. В процессе психокоррекции решаются следующие задачи:
Принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение.
Избавление от хронического чувства собственной неполноценности.
Повышение самооценки, формирование чувства собственной компетенции.
Принятие собственной уникальности.
Получение подтверждения принятия средой сверстников.
Психокоррекция включает в себя элементы психотерапии (различных подходов), арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы, внушение, самовнушение и т.д.
В нашем Центре сказкотерапии как методу отведено особое, проверенное многолетним опытом, место. Считаем данный метод одним из эффективнейших в социально-психологической реабилитации наших воспитанников.
Предмет сказкотерапии определим как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Не будем заниматься рассмотрением причин социально-психологического неблагополучия представителями различных психологических школ, эти исследования специалистам хорошо известны. Сведем объяснения к одной, на наш взгляд, глобальной, причине - внутренней дисгармонии. Соответственно все мероприятия помощи, психокоррекционной помощи, приведем к знаменателю: достижению внутренней гармонии.
Гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни, как Созидатель, а дисгармоничный — как Разрушитель.
Таким образом, метафорически предмет сказкотерапии можно определить как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем. Вечное противостояние Добра и Зла, шкала Разрушитель Созидатель становится основной внутренней диагностической шкалой сказкотерапевта.
Как ведет себя человек, что он чувствует, что он мыслит - все это можно проанализировать с точки зрения критерия "разрушение - созидание", проявляющегося по отношению к внешнему и внутреннему миру. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботиться о своем здоровье.
Важно отметить, что идея "разрушения - созидания является одной из главных философских и психологических идей. Достаточно вспомнить учение о мортидо и либидо.
Исходя из этой идеи, сказкотерапевт может «поставить», условно говоря, только один «диагноз» - общее недоразвитие личности. Проявляется оно в ощущении и проявлении дисгармонии. Сокращенно может называться ОНЛ. Ведь ставят же логопеды диагноз общее недоразвитие речи (ОНР).
Вот с этим ОНЛ приходится работать. Основной принцип работы - вырастить Внутреннего Созидателя и взять под его контроль Разрушителя. Поэтому мы, вслед за учеными Института сказкотерапии Санкт -_Петербурга, призываем: "Не реагируйте на симптом! Растите личность! Передавайте знания о жизни Созидателя!"
Как же растить Созидателя в гиперактивном и агрессивном ребенке, тем более, что он вызывает разрушительные ответные чувства? Ответ прост н труден одновременно: "Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой..."
Важно познакомиться с "системой верований" нашего воспитанника. Причем неважно, сколько ему лет. Важно, к чему он привык. Его поведение, его симптомы, его проблемы - это его способ адаптации. И если он к нам пришел за помощью, значит, он хочет что-то улучшить, или старый способ его тяготит. Мы вместе должны стать достаточно терпеливыми для изменений. В условиях приюта случается, что результаты этих изменений будут видны уже коллегам в других учреждениях, куда переходят наши воспитанниками, но от этого наш оптимизм и вера угасать не должны. На пути помощи ближнему множество подводных камней.
Мы должны научиться тому, как учить. Изобрести метод обучения для тек, кто желает познавать только то. что интересно, а не то, что необходимо. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и ощущает хаос, как способ адаптации. Нам важно сформировать в человеке способность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира. Кажется, все просто - нужно побудить совершить действие, которое поможет ему развиться. Однако, что же это за действие? Чтение книг, поход в спортзал, уроки живописи? Все эти действия созидательны, но, где уверенность в том, что проблемы будут решены?
Испокон веков веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно, в волшебных сказках побеждает Добро. Ведь это пробуждает внутреннюю Веру, и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне некоего неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.
В наш цивилизованный век трудно представить себе, как далекие предки обходились без знания высшей математики, филологии, юриспруденции... Но тем не менее, они от этого не были менее "социально адаптированными". Возникает вопрос – почему? Может быть потому, что наши далекие предки придавали большее значение развитию "практического интеллекта", передаче и накоплению жизненного опыта. Может быть потому, что они имели такие знания, к которым мы на рубеже тысячелетий интуитивно стремимся?..
Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая произошла недавно. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул ребенка к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Именно эти истории являются основой сказкотерапии.
Наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не многие знают обычаи - не понимают их смысла, считают "пережитком прошлого".В обычаях, сказках, мифах, легендах, описаны основы безопасной и созидательной жизни. Давайте, перейдя в новое тысячелетие, будем осмыслять наше наследие заново.
Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказки, девушки пряли кудель и рассказывали истории … И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня передаем мы детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но часто мы ошибочно полагаем, что возраст сказок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно.
Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. Задачей становится заронить в душу зерно осмысления, оставить с вопросом внутри., тогда сказка поможет ему стать в реальной жизни активным созидателем.
Процесс расшифровки знаний, заложенных в сказке, творчески динамичный. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. Если мы с вами вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них. будут находится у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно, нам удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Чтобы разгадывать сказочные уроки нам, взрослым, не обязательно все знать заранее. Перед совместным размышлением не нужно перечитывать всю литературу по сказкотерапин и практической психологин. "Разгадывание", "расшифровка" это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. Если вы чего-то не знаете, стройте предположения, соотносите сказочные ситуации с реальностью, фантазируйте и шутите. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество со взрослым является основной движущей силой развития ребенка. И помните о правиле: чем больше вы зададите себе вопросов, тем больше, рано или поздно, вы получите ответов.
Поэтому определим сказкотерапию и как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
В процессе сказкотерапии мы используем разнообразные жанры : притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать. подбирая каждому ребенку соответствующий его интересам жанр.
Выделяют шесть видов сказок : художественные, народные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные. У каждого из видов есть свое позитивное воздействие, но мы активно используем в работе с младшими школьниками психокоррекционные сказки.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту ( примерно до 11-13 лет) и проблематике ( неадекватное, неэффективное поведение). Создать психокоррекционную сказку нетрудно:
- В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру
- Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
- Далее, помешаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
- Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся
в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" – мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою
ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. "'Увиденное в правильном свете, всё является благом" - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку. - Герой понимает свою неправоту и становится на путь
изменений.
Начинающим свои шаги в сказкотерапии хотим порекомендовать коррекционно – развивающие программы на основе сказкотерапии Сакович Натальи Александровны для разных возрастных категорий, включенных в сборник сказок, игр и терапевтических программ; терапевтические сказки Ольги Владимировны Хухлаевой ( особенно « Кенгуренок Вася», « Цветик- Семицветик», « Медвеженок и Старый гриб»,» Котенок Маша», «Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться» и др.), конечно же , программы для развития и коррекции поведения детей Татьяны Дмитриевны Зинкевич- Евстигнеевой и ее учеников, « сказки с дельфиньего хвоста» Елены Константиновны Прудис, которые написаны совместно с детьми из неблагополучных семей, сказки Игоря Викторовича Вачкова. В остальном же это будет целиком ваша уникальная творческая импровизация. Желаем Вам успехов!
Литература:
- Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович.-СПб.: Речь, 2007.
- Лабиринт души: Терапевтические сказки/Под ред. Хухлаевой О.В.,Хухлаева О.Е.-4-е изд.-М.: Академический проект:Трикста,2005.
- Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. –СПб.:Речь,2002.
- Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь,2006.
- Зинкевич- Евстигнеева Т.Д.. Практикум по сказкотерпии. – СПб.: ООО «Речь»,2002.
- Прудис Е. К. Сказкотерапия трудного детства. Сказки с дельфиньего хвоста.- СПб.:Речь, 2006.
- Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – 2-е изд, перераб. И доп.- М.:Ось-89, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогически запущенные дети и индивидуальный подход в воспитании».
Проблема педагогической запущенности, как и интеллектуального развития детей – сирот, да и детей, воспитывающихся в семье, является сегодня очень актуальной. Так как в на...
Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков
В статье рассматриваются вопросы организации педагогической работы по профилактике и коррекции социально-педагогической запущенности у детей на базе Центра диагностики и консультирования....
Формы и методы работы учителя с педагогически-запущенными детьми в процессе воспитания и перевоспитания
На современном этапе общество поглощено проблемами, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение...
«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».
Деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми, их педагогическая реабилитация....
Буклет "Педагогически запущенные дети"
Буклет "Педагогически запущенные дети"...
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....
Метод сказкотерапии как средство развития речи детей 2-3 лет
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию лич...