Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей
статья по психологии

Татаринцева Юлия Викторовна

 

Предмет сказкотерапии определим как процесс    воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Не будем заниматься  рассмотрением причин социально-психологического неблагополучия представителями различных психологических школ, эти исследования специалистам хорошо известны. Сведем  объяснения к одной, на наш взгляд, глобальной, причине -  внутренней дисгармонии. Соответственно все мероприятия помощи, психокоррекционной помощи, приведем к знаменателю: достижению внутренней гармонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie1.doc1_.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод сказкотерапии в коррекции

социально- педагогической запущенности детей.

                   Не секрет, что дети , поступающие в приют очень рано сталкиваются с  ситуацией отверженности и ненужности не только внутри своей неблагополучной, как правило, семьи, но и   потерянности в обществе в целом. На клубок ранних дошкольных деприваций, результатом которых уже являются базовое недоверие к окружающему миру и неуверенность в себе, негативная Я-концепция, наматывается   нить за нитью первая неуспешность в школе, отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, невнимание к душевному миру ребенка, непонимание в среде сверстников  и многое другое, итогом чего и становится социально-педагогическая запущенность детей.

 На арену помощи  нашим воспитанникам призываем в данном случае социально-психологическую коррекцию, которую  определим как  систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии и поведения, а также на развитие личности  с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия, направленных на оптимизацию психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение, а также формирование навыков эффективного социального взаимодействия.

Социально-психологическая коррекция включает в себя четыре основные компонента: психокоррекция, коррекция агрессивного и разрушительного поведения, тренинги личностного роста, общения, социальных навыков и социальной активности. Психокоррекция представляет собой психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих, личностных и межличностных проблем и повышение самооценки и качества жизни. В процессе психокоррекции решаются следующие задачи:

Принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение.

Избавление от хронического чувства собственной неполноценности.

Повышение самооценки, формирование чувства собственной компетенции.

Принятие собственной уникальности.

Получение подтверждения принятия средой сверстников.

Психокоррекция включает в себя элементы психотерапии (различных подходов), арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы, внушение, самовнушение и т.д.

В нашем Центре сказкотерапии как методу отведено особое, проверенное многолетним опытом, место. Считаем данный метод одним из эффективнейших в социально-психологической реабилитации наших воспитанников.

Предмет сказкотерапии определим как процесс    воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Не будем заниматься  рассмотрением причин социально-психологического неблагополучия представителями различных психологических школ, эти исследования специалистам хорошо известны. Сведем  объяснения к одной, на наш взгляд, глобальной, причине -  внутренней дисгармонии. Соответственно все мероприятия помощи, психокоррекционной помощи, приведем к знаменателю: достижению внутренней гармонии.

Гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни, как  Созидатель, а дисгармоничный — как Разрушитель.

Таким образом, метафорически предмет сказкотерапии можно определить как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем. Вечное противостояние Добра и Зла, шкала Разрушитель Созидатель становится основной внутренней диагностической шкалой сказкотерапевта.

Как ведет себя человек, что он чувствует, что он мыслит - все это можно проанализировать с точки зрения критерия "разрушение - созидание", проявляющегося по отношению к внешнему и внутреннему миру. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботиться о своем здоровье.

Важно отметить, что идея "разрушения - созидания является одной из главных философских и психологических идей. Достаточно вспомнить учение о мортидо и либидо.

Исходя из этой идеи, сказкотерапевт может «поставить», условно говоря, только один «диагноз» - общее недоразвитие личности. Проявляется оно в ощущении и проявлении дисгармонии. Сокращенно может называться ОНЛ. Ведь ставят же логопеды диагноз общее недоразвитие речи (ОНР).

Вот с этим ОНЛ  приходится работать. Основной принцип работы - вырастить Внутреннего Созидателя и взять под его контроль Разрушителя. Поэтому мы, вслед за учеными Института сказкотерапии  Санкт -_Петербурга, призываем: "Не реагируйте на симптом! Растите личность! Передавайте знания о жизни Созидателя!"

Как же растить Созидателя в гиперактивном и агрессивном ребенке, тем более, что он вызывает разрушительные ответные чувства? Ответ прост н труден одновременно: "Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой..."

Важно познакомиться с "системой верований" нашего воспитанника. Причем неважно, сколько ему лет. Важно, к чему он привык. Его поведение, его симптомы, его проблемы - это его способ адаптации. И если он к нам пришел за помощью, значит, он хочет что-то улучшить, или старый способ его тяготит.   Мы вместе должны стать достаточно терпеливыми для изменений. В условиях приюта случается, что результаты этих изменений  будут видны уже  коллегам в других учреждениях, куда переходят наши воспитанниками, но от этого наш оптимизм и вера угасать не должны.  На пути помощи ближнему множество подводных камней.

Мы должны научиться тому, как учить. Изобрести метод обучения для тек, кто желает познавать только то. что интересно, а не то, что необходимо. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и ощущает хаос, как способ адаптации. Нам важно сформировать в человеке способность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира. Кажется, все просто - нужно побудить совершить действие, которое поможет ему развиться. Однако, что же это за действие? Чтение книг, поход в спортзал, уроки живописи? Все эти действия созидательны, но, где уверенность в том, что проблемы будут решены?

Испокон веков веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно, в волшебных сказках побеждает Добро. Ведь это пробуждает внутреннюю Веру, и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне некоего неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

В наш цивилизованный век трудно представить себе, как далекие предки обходились без знания высшей математики, филологии, юриспруденции... Но тем не менее, они от этого не были менее "социально адаптированными". Возникает вопрос – почему? Может быть потому, что наши далекие предки придавали большее значение развитию "практического интеллекта", передаче и накоплению жизненного опыта. Может быть потому, что они имели такие знания, к которым мы на рубеже тысячелетий интуитивно стремимся?..

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая произошла недавно. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул ребенка  к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Именно эти истории являются основой сказкотерапии.

Наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не многие знают обычаи - не понимают их смысла, считают "пережитком прошлого".В обычаях, сказках, мифах, легендах, описаны основы безопасной и созидательной жизни.  Давайте, перейдя в новое тысячелетие,  будем осмыслять наше наследие заново.

Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказки, девушки пряли кудель и рассказывали истории … И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня передаем мы детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но часто мы ошибочно полагаем, что возраст сказок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно.

Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. Задачей становится заронить в душу зерно осмысления, оставить с вопросом внутри., тогда сказка поможет ему стать в реальной жизни активным созидателем.

Процесс расшифровки знаний, заложенных в сказке, творчески динамичный. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. Если мы с вами вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них. будут находится у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно, нам удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Чтобы разгадывать сказочные уроки нам, взрослым, не обязательно все знать заранее. Перед совместным размышлением не нужно перечитывать всю литературу по сказкотерапин и практической психологин. "Разгадывание", "расшифровка" это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. Если вы чего-то не знаете, стройте предположения, соотносите сказочные ситуации с реальностью, фантазируйте и шутите. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество со взрослым является основной движущей силой развития ребенка. И помните о правиле: чем больше вы зададите себе вопросов, тем больше, рано или поздно, вы получите ответов.

Поэтому определим сказкотерапию и как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

В процессе сказкотерапии мы используем разнообразные жанры : притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки.  Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать. подбирая каждому ребенку соответствующий его интересам жанр.

Выделяют шесть видов сказок : художественные, народные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные. У каждого из видов есть свое позитивное воздействие, но мы активно используем в работе с младшими школьниками психокоррекционные  сказки.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту ( примерно до 11-13 лет) и проблематике ( неадекватное, неэффективное поведение). Создать психокоррекционную сказку нетрудно:

  • В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру
  • Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  • Далее, помешаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
  • Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или  мы начинаем усугублять ситуацию,  приводить её к логическому    концу,    что   также    подталкивает    героя   к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся
    в таком же  положении  и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" – мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача,  через   сказочные   события   показать   герою
    ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели      поведения,      найти      позитивный      смысл      в происходящем.    "'Увиденное    в    правильном    свете,    всё является благом" - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.
  • Герой   понимает   свою   неправоту   и   становится  на путь
    изменений.

Начинающим свои шаги в сказкотерапии хотим порекомендовать   коррекционно – развивающие программы на основе сказкотерапии Сакович Натальи Александровны для разных возрастных категорий, включенных в  сборник сказок, игр и терапевтических программ; терапевтические сказки Ольги Владимировны Хухлаевой ( особенно « Кенгуренок Вася», « Цветик- Семицветик», « Медвеженок и Старый гриб»,» Котенок Маша», «Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться» и др.), конечно же , программы для развития и коррекции поведения детей Татьяны Дмитриевны Зинкевич- Евстигнеевой и ее учеников,  « сказки с дельфиньего хвоста»  Елены Константиновны Прудис, которые написаны совместно с детьми из неблагополучных семей, сказки Игоря Викторовича Вачкова. В остальном же это будет целиком ваша уникальная творческая импровизация. Желаем Вам успехов!

      Литература:

  1. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович.-СПб.: Речь, 2007.
  2. Лабиринт души: Терапевтические сказки/Под ред. Хухлаевой  О.В.,Хухлаева О.Е.-4-е изд.-М.: Академический проект:Трикста,2005.
  3. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. –СПб.:Речь,2002.
  4. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь,2006.
  5.  Зинкевич- Евстигнеева Т.Д.. Практикум по сказкотерпии. – СПб.: ООО «Речь»,2002.
  6. Прудис Е. К. Сказкотерапия трудного детства. Сказки с дельфиньего хвоста.- СПб.:Речь, 2006.
  7. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – 2-е изд, перераб. И доп.- М.:Ось-89, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогически запущенные дети и индивидуальный подход в воспитании».

Проблема педагогической запущенности, как и интеллектуального развития детей – сирот, да и детей, воспитывающихся  в семье, является сегодня очень актуальной. Так  как  в на...

Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков

В статье рассматриваются вопросы организации педагогической работы по профилактике и коррекции социально-педагогической запущенности у детей на базе Центра диагностики и консультирования....

Формы и методы работы учителя с педагогически-запущенными детьми в процессе воспитания и перевоспитания

На современном этапе общество поглощено проблемами, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение...

«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».

Деятельность социального педагога с педагогически   запущенными  детьми,  их педагогическая реабилитация....

Буклет "Педагогически запущенные дети"

Буклет "Педагогически запущенные дети"...

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....

Метод сказкотерапии как средство развития речи детей 2-3 лет

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию лич...