Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
статья
ЛФК при плоскостопии в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_profilaktiki_i_korrektsii_otkloneniy_v_sostoyanii_oporno.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
Карташева Людмила Николаевна, инструктор ФК, ЛФК, ГБДОУ№80 Красносельского р-на, г . Санкт-Петербурга
Данная проблема является одной из актуальных в системе воспитания и образования.
Изменение социально-экономических условий, усложнение образовательных программ, снижение двигательной активности приводит к росту числа детей с различными нарушениями в состоянии здоровья.
Пристального внимания заслуживают вопросы развития и состояния опорно-двигательного аппарата, в частности стоп.(2) Стопа является одним из важнейших звеньев опорно-двигательного аппарата человека, морфофункциональное состояние которого имеет большое значение в формировании здоровья подрастающего поколения. (3) Поэтому проблема профилактики плоскостопия, укрепления сводов стопы у младших дошкольников является одной из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков. (1)
В связи с этим возрастает значение организации работ профилактической и коррекционной направленности образовательного учреждения, где ребёнок находится практически ежедневно, следовательно, имеется возможность своевременных и регулярных воздействий, посредствам проведения лечебной гимнастики с данными детьми, а также включение в занятия физической культуры корригирующие лечебные упражнения.
Главная задача упражнений при плоскостопии у дошкольников – укрепить мышцы стопы со всех ее сторон, а также ускорить ток крови в ней. (4) Наиболее результативна оздоровительная гимнастика при устранении плоскостопия у детей дошкольного возраста. Хороших результатов достигают и при использовании ЛФК с 14 до 16 лет. Весь этот период стопа формируется, поэтому ее можно еще видоизменить. По истечении этого времени остановить патологию с помощью упражнений практически невозможно.
Планируя занятия с детьми младшего возраста, родители должны понимать, что принуждать малышей к тренировкам нельзя. Так можно «отбить» у них желание заниматься. Главным аспектом при планировании комплекса лечебной физкультуры для малышей 3-7 лет является игра. При возникновении неприятных ощущений или боли отдельные упражнения можно не делать до тех пор, пока дошкольник сможет их выполнить.
После 7 лет применяется другая тактика: настойчивость и упорство. Правильная мотивация позволит справиться с проблемой быстрее.
Длительность тренировок также зависит от возраста. Так, первые занятия для малышей проходят за 3 минуты. С каждым днем их продолжительность увеличивается на 2-3 минуты. Оптимальное время для тренировок после «подготовительного» этапа привыкания составляет 15 минут. Занятия для подростков начинают с 8-10 минут, ежедневно увеличивая продолжительность и интенсивность. Средняя тренировка в этом возрасте составляет 25-30 минут.
В любом возрасте тренировки должны проходить ежедневно. Регулярная проработка всех мышц – залог хорошей результативности.
Для самых маленьких пациентов разработаны не упражнения, а веселые игры. Участвуя в них, малыш весело проводит время, не подозревая, что все его действия направлены на исправление дефектов на стопах.
- Разложите перед детьми крышки от пластиковых бутылок. Попросите собрать их с помощью пальцев ног и сложить их в отдельные корзинки. Кто первый справится с заданием, тот и победитель. Крышки можно заменить любыми предметами,
- Используйте подушку, наполненную любой крупой. По правилам игры победит тот малыш, кто сможет пронести ее как можно дальше на своей голове. Упражнение помогает контролировать и формировать правильную осанку.
- Игра в «пятнашки». С помощью веселой игры, во время которой дошколята должны бегать друг за другом, можно исправить деформацию стопы.
- Упражнение, во время которого детям нужно ходить, опираясь на разные части стопы, представляют в виде походки разных зверей. Малышам предлагают походить как медвежата, пингвины или красивые балерины. Для этого они наступают на внешнюю часть стопы, а затем на внутреннюю. Также нужно ходить на носочках и на пятках.
Поощряйте малыша прыгать или ходить в указанных положениях. С помощью этих простых движений развиваются и укрепляются все группы мышц.
Комплекс упражнений для детей 4-7 лет
В этом возрасте дошкольники могут осознанно повторять предложенные им движения. Рассмотрим примерный комплекс упражнений для детей этого возраста. Помните о том, что перед тем, как приступить к основной тренировке, нужно сделать разминку.
- Малыш садится на пол и вытягивает ноги. Под счет инструктора сгибает стопу, затем разгибает. С каждым движением скорость выполнения задания нужно увеличивать. Вначале упражнение делают каждой ногой по очереди. Затем одновременно двумя ногами.
- Не меняя положения, ребенок «крутит» стопой по часовой стрелке, а затем против нее. Вначале упражнение делают каждой ногой по очереди. Затем одновременно двумя ногами.
- Стоя с прямой спиной, расположив руки вдоль тела, малыш приподнимается на носочки. Затем меняет положение, перекатываясь с носка на пятку.
- Дети идут по кругу на носочках, периодически меняя положения стопы на пятку.
- Ребенок становится на пальчики и приседает. Приседания не должны быть глубокими.
- Ходьба на искусственно созданных неровностях. Для этого упражнения используют специальные ортопедические коврики, которые имитируют камни, траву и т. д.
- Сидя на скамейке, малыш перекатывает гимнастическую палку стопами.
- Дети бегают друг за другом. По сигналу инструктора останавливаются, становятся на носочки и вытягивают вверх руки.
В комплекс включают также игры, предназначенные для детей младшего возраста. Главное, чтобы малыши не переутомлялись, получая удовольствие от проведенных занятий.
Литература:
1. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, 2011. - 424 c.
2. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник / В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2004. - 304 c.
3. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 416 c.
4. https://lfkplus.ru/lfk-dlya-detej/ploskostopiya-u-detej.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства. Человек должен осознать, что он ...
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства.Человек должен осознать, что он сам в ...
Физическая культура. Реферат: Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...
Программа профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательной системы у детей дошкольного возраста "Здоровячок-Сибирячок"
Цель: Создание и реализация условий в ДОУ, для коррекционно-оздоровительной и профилактической работы с детьми , имеющими нарушение в физическом состоянии здоровья ...
Тетрадь здоровья для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тетрадь здоровья - это не дневник, а настоящий медицинский документ. В ней предусмотрены специальные записи веса и роста ребенка в разном возрасте, показатели физических данных, перенесенные болезни и...
Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста
Жизнь человека уже длительное время связана с прямохождением, в связи с чем нагрузки на позвоночник многократно выросли и привели к формированию как физиологических его изгибов, таких как лордозы и ки...
Формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений
Как развивать мелкую моторику у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как формировать пространственные представления, все это представлено в моем опыте....