Специфика формирования пространственных представлений у умственно осталых учащихся на уроках истории России
статья на тему
Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временных и пространственных предстажвлений на уроках истории в схпециальной (коррекционной) школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc.2.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение истории тесно связано с изучением пространства. В свое время А.И. Стражев писал: «Не помещенные во времени и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности».[1] Представления об историческом пространстве – это соотнесение определенных исторических событий с конкретным местом их совершения, т. е. локализация исторических событий.
Л.В. Перова[2] отмечает особенности усвоения исторического пространства умственно отсталыми учащимися:
1. Значительное преуменьшение реальных расстояний, когда далекое в пространстве представляется близким.
2. Затруднения при ориентировке в географических направлениях (сторонах горизонта), особенно в промежуточных (юго-запад, северо-восток).
3. Непонимание расположения объектов относительно друг друга (впереди – сзади, слева – справа, далеко – близко и т. д.)
4. Восприятие разных по величине объектов, расположенных на различном расстоянии, одинаково, неправильно.
Формирование пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта затруднено, поэтому нужно чаще использовать различные практические работы с картой, схемой, планом, меловым рисунком на доске, аппликациями.
По мнению методистов, большая роль в формировании историко-пространственных представлений у учащихся специальной (коррекционной) школы принадлежит исторической карте. Так, Б.П. Пузанов писал: «Она дает возможность наглядно показать учащимся пространственную географическую перспективу, конкретизировать представления о месте того или иного исторического события, его размерах, способствует развитию логического и абстрактного мышления, более глубоко раскрывает и объясняет смысл событий».[3]
Однако, несмотря на все достоинства исторической карты, она является наглядным пособием, обладающим высокой степенью абстракции. Реальные объекты (леса, реки, города) принимают на карте совершенно несвойственный им в действительности вид, а многие объекты и явления могут быть представлены условно только на карте и не имеют своих аналогов в реальной действительности.
В связи с эти на практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе используются различные приемы «оживления»
карты аппликациями, условными знаками, помогающими вычленить нужные элементы и сосредоточить на них внимание учащихся (например, красными звездочками можно отметить на карте города-герои Великой Отечественной войны). Кроме того используются другие приемы работы с картой:
- прием комбинированной работы с несколькими картами (например, карта «Великая Отечественная война Советского Союза» уточняется картами или схемами отдельных событий, битв);
- определение по карте дальности расстояний (например, на уроке по теме «Русские землепроходцы и мореходы» с помощью шнура можно измерить пути экспедиций, отмеченные на карте, и по масштабу определить пройденные расстояния);
- приемы работы с контурной картой. Эта работа проводится не так часто из-за сложности для учащихся такого рода работы, а также трудностей с отбором контурных карт и заданий к ним (обычно учитель использует контурные карты для учащихся старших классов общеобразовательной школы). Но выполнение доступных заданий помогает учащимся осмыслить и закрепить материал. Как правило, контурная карта заполняется постепенно (на ряде уроков по теме), сначала в классе под руководством учителя, затем самостоятельно учащимися на уроке или дома с последующей проверкой и исправлением допущенных ошибок.
Еще одним видом работ по формирование пространственных представлений является работа со схемой. Схема отражает какой-либо единичный факт, масштабы ее невелики, «география» местности изображается небольшим количеством условных обозначений.
Как правило, схемы посвящены различным событиям военной истории, поэтому, опираясь на них, учитель рассказывает о битвах на Чудском озере и Куликовом поле, о Полтавском сражении и Бородинском бое. Обязательное условие применения схемы – ее соотнесение с исторической картой. Школьники должны представлять, где на карте находится «кусочек» той территории, на которой развернулось действие схемы.
Разновидностью схемы является меловой рисунок на доске, дополненный аппликациями. Использование такой условной наглядности, максимально упрощенной для восприятия учащимися специальной (коррекционной) школы, помогает им лучше понимать и усваивать исторический материал и развивает пространственную ориентировку.
Таким образом, изучая любое историческое событие, учащиеся должны представлять:
а) место, где происходило событие;
б) направления действий;
в) дальность расположения объектов относительно друг друга;
г) условия местности, ее особенности;
д) роль географической среды в жизни и деятельности людей (там, где возможно это определить).
Для развития пространственных представлений учащихся необходимо использовать разнообразные средства, приемы и методы, постоянно варьируя их и активизируя познавательную деятельность своих учеников.
[1] Стражев А.И. Методика преподавания истории. М., 1964. - C.167
[2] Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - C.57
[3] Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986. – C.67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России
Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида....
Работа с исторической картой и приемы формирования пространственных представлений умственно отсталых учеников на уроках истории.
Приемы работы с исторической картой на уроках истории в коррекционной школе....
Юрченко Е.Ф. "Приемы формирования пространственных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения".
В статье раскрываются приёмы формирования пространственных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения....
Проект и презентация по проблеме "Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания"
В разработке дан конкретный практический материал, способствующий решению остросовременной проблемы формирования этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на основе заданий по...
Формирование пространственного представления у учащегося посредством работы с картографическим материалом на уроках истории
Презентация напомнит учителям о важности формирования пространственного представления у учащихся и познакомит с картографическим справочником по истории России (под ред.А.Ю. Морозова, Э.Н. Абдул...
Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности
Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности...