Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности
статья по обществознанию
Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pioner.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности
Развитие современной системы образования характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу учащихся, созданием образовательной среды, способствующей творческому развитию ребенка. В условиях модернизации образования необходимы новые педагогические технологии, ориентированные на развитие интеллектуальной и информационной культуры человека. Важнейшей частью и формой реализации подобных технологий является непрерывная система исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность выступает в данном случае как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области истории и обществознания. Особенность современной образовательной системы, в том что, «традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь – уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба». В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства нынешних старшеклассников. Присутствие компьютера в учебной аудитории и использование его в качестве партнера учителя, создает новые коммуникационные каналы, а, следовательно, и новые проблемы: психологические, педагогические, методические, дидактические. Видоизменяются коммуникативные умения, которые традиционно прививались школьникам, появляются коммуникативные умения, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении. Как привить ученику и традиционные коммуникативные навыки, и навыки, необходимые для жизни в информационном обществе? В погоне за современными технологиями не стоит забывать о традиционной коммуникативной деятельности человека, ее важности для познания окружающего мира, удовлетворения потребности в знаниях. Зачастую массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств обработки, передачи и хранения информации имеет наряду с положительными аспектами (развитие интеллектуального потенциала, активизация познавательной деятельности учащихся) и отрицательные (замена «живого» общения с учителем, на «общение» с обучающими программами, уменьшение времени непосредственного межличностного общения). Для успешного формирования коммуникативных умений необходимо учитывать: степень владения учителем коммуникативными умениями; возрастные особенности учащихся, связанные с одновременной потребностью в обособлении (приватизации) и включении в группу (аффилиации). У учащихся младшего юношеского возраста возникает повышенный интерес к общению как со сверстниками, так и со взрослыми. Возрастание потребностей и их неудовлетворенность – причина появления трудностей, а невозможность самостоятельно преодолеть возникающие трудности приводит к конфликтам. Поэтому необходимо формировать у старшеклассников целостную систему знаний о механизмах общения, коммуникативных умениях и навыках, учить нахождению способов познания себя, понимания других людей.
Классификация коммуникативных умений
Коммуникативные умения | Передача информации | Прием | 1. слушать | |
2. читать | ||||
3. получать числовую информацию | ||||
4. получать графическую информацию | ||||
5. читать жесты и позы | ||||
6. читать мимику лица и моторику тела | ||||
7. различать интонацию | ||||
Передача | 8. говорить | |||
9. писать | ||||
10. передавать числовую информацию | ||||
11. передавать графическую информацию | ||||
12. передавать информацию посредством жестом | ||||
13. передавать информацию мимикой и пантомимикой | ||||
14. передавать информацию интонацией | ||||
Обработка информации | Поиск | искать в традиционных источниках | 15. в алфавитном каталоге | |
16. в предметном каталоге | ||||
17. в каталоге вторичных источников | ||||
18. в словарях | ||||
19. в энциклопедиях | ||||
искать в компьютерных источниках | 20. в сети Интернет | |||
21. в электронных книгах | ||||
22. в электронных каталогах, архивах | ||||
23. с помощью поисковых программ | ||||
24. в базах данных | ||||
искать в других источниках | 25. в социуме | |||
26. в радиовещании, телевещании | ||||
27. в аудио-, видеоисточниках | ||||
Переработка | 28. на основе анализа | |||
29. на основе синтеза | ||||
30. на основе сравнения | ||||
31. на основе семантического свертывания | ||||
32. на основе лексического свертывания | ||||
33. на основе классификации | ||||
34. на основе систематизации | ||||
Хранение информации | традиционные носители | 35. на бумаге | ||
36. в памяти | ||||
37. на видео-, аудиокассетах | ||||
38. фотографии | ||||
компьютерные носители | 39. дискеты, винчестеры, CD-ROM и др. | |||
40. использование ПО (ОС, СУБД и др.) |
Коммуникативная компетентность – новый тип содержания образования в гимназии. Основным результатом образования в массовой школе считается совокупность предметных знаний, усвоенных учащимися, причём как правило эти знания ученик не использует в практических ситуациях. Логика компетентностного подхода, наоборот, предполагает формирование таких умений и развитие на их основе таких способностей, которые позволяют человеку максимально развивать себя и быть нужным обществу. В современном обществе особое значение приобретает субъект – субъектная модель коммуникации, а именно: уметь слышать друг друга, владеть способами общения, уметь представлять себя и результаты своей творческой деятельности. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках истории и обществознания, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала - например, провести самостоятельное исследование по заданной теме, а так же мотивировать успешного ученика головоломным заданием – например, провести исследование на базе медиа – лаборатории с использованием компьютера и защитить результаты исследования. Элементы исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания можно вводить уже в 6-х классах. Для активизации исследовательской деятельности у средних школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области истории и обществознания, а так же выявлению одаренных школьников Исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов, которые взаимосвязаны между собой. На каждом этапе присутствует обратная связь и корректировка проделанной работы. . Существуют термины, которыми определяют ту или иную разновидность исследования. Подлинная научность любого исследования определяется не видом самого исследования, а выполнением требований, предъявляемых к научной работе, именно поэтому с полным основанием к подлинно научным исследованиям можно отнести следующие работы учащихся: проблемно –реферативные и описательные. Обобщая все вышесказанное хотелось бы отметить, что для вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность необходимо: - общий интерес как со стороны учащихся, так и педагога к проблеме; - актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость.
Формирование коммуникативных умений и навыков у школьников
на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности
Развитие современной системы образования характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу учащихся, созданием образовательной среды, способствующей творческому развитию учащегося. Высокие темпы научно-технического прогресса предъявляют очень жесткие требования к выпускникам школ. Именно школа должна развивать у ребят способность общаться , самостоятельно решать возникающие проблемы с тем чтобы обеспечить успех личности в быстроменяющемся мире, подготовить его к выходу в большую жизнь. В условиях модернизации образования необходимы новые педагогические технологии, ориентированные на развитие интеллектуальной и информационной культуры человека. Важнейшей частью и формой реализации подобных технологий является непрерывная система исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность выступает в данном случае как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области истории и обществознания.
В процессе исследований на уроке учащийся получает минимальный опыт деятельности в заданной сфере и эффективные результаты, с которыми он может выступить. Таким образом идет разговор о формировании коммуникативной компетентности у учащихся в процессе исследовательской деятельности. Коммуникативная компетентность – новый тип содержания образования в школе.
Основным результатом образования в массовой школе считается совокупность предметных знаний, усвоенных учащимися, причем как правило эти знания ученик не использует в практических ситуациях. Логика компетентностного подхода, наоборот, предполагает формирование таких умений и развитие на их основе таких способностей, которые позволяют человеку максимально развивать себя и быть нужным обществу. Коммуникативная компетентность является характеристикой личности человека раскрывая: способности, поведение и умение решать жизненные ситуации.
В основу понимания коммуникации положено две модели:
1 Субъект- объектная, произвольное коммуникативное действие осуществляется только одним участником коммуникации.
2. Субъект-субъектная, произвольное коммуникативное действие осуществляется со стороны каждого участника коммуникации
За разными моделями коммуникации лежат разные ценности, в первом случае ценностью является передаваемая информация, а во втором возможность понимания и осуществление совместного действия. В современном обществе особое значение приобретает субъект – субъектная модель коммуникации, а именно: уметь слышать друг друга, владеть способами общения, уметь представлять себя и результаты своей творческой деятельности. Коммуникативная компетентность может быть как устной, так и письменной.
Устная коммуникативная компетентность
уровень | дискуссия, обсуждение | Выступление | Презентации |
1 уровень
| Умеет получить информацию о предмете дискуссии | ______ | ______ |
2 уровень
| Владеет информацией и может поддерживать разговор о предмете дискуссии | Изучить тему, подготовить план выступления | ______
|
3 уровень
| _____
| ______
| Представить результаты своей работы и по ходу презентации приводить аргументы |
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках истории и обществознания, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала - например, провести самостоятельное исследование по заданной теме, а так же мотивировать успешного ученика головоломным заданием – например, провести исследование с использованием ИКТ и защитить результаты исследования.
Структура коммуникативной компетентности включает 6 этапов коммуникации, которые характеризуются следующими показателями:
1. Самоопределение в коммуникативной ситуации.
2. Анализ намерений партнеров и способов коммуникации.
3. Реализации коммуникации.
4. Выстраивание стратегии коммуникации.
5. Корректировка процесса коммуникации.
6. Оценка успешности достижения желаемых результатов.
| Общие умения | Обсуждение | Выступление | Анализ текста | Написание текста | |
1
| Определить свою цель (зачем мне это надо) | Определить общие цели ( если работа коллективная или групповая) | Определить цель выступления
| Определить цель работы с текстом
| Определить цель написания текста
| |
2 | Оценка коммуникативных возможностей своих и партнеров по исследовательской деятельности | Определить возможные роли партнеров в «групповом разделении труда» в процессе исследования и личную роль | Оценить характер аудитории, выбрать способы представления материала | Определить основную идею текста, используемого при исследовании
| Определить форму написания, для кого пишется данный текст.
| |
3 | Устанавливать контакт в ходе дискуссии, поддерживать и развивать ее.
| Придерживаться темы, задавать вопросы, делать выводы, заявлять свою позицию, иметь свою точку зрения. | Говорить громко, разборчиво, эмоционально, иллюстрировать таблицы, схемы и рисунки.
| Делать конспект устного текста, обобщать информацию в виде письменного отчета.
| Ясно выражать свои мысли, писать тексты разного вида: отчет о проделанном исследовании программы, планы и т.д. | |
4 | Выбирать речевой жанр, поведение
| Вырабатывать стратегию в будущей дискуссии
| Подготовить речь, отобрать иллюстрации, спрогнозировать возможные вопросы и подобрать аргументы для ответа | Использовать различные источники для сбора информации, отобрать нужную информацию . | Определить адресат текста и выбрать стиль письма
| |
5 | Изменять свою роль, переформулировать, интерпретировать. | Изменять свою точку зрения или позицию в процессе выступления, корректировать цель. | Менять способы работы в ходе сложившейся ситуации. | Использовать разные способы анализа текста и сбора информации | Учитывать изменения ситуации.
| |
6 | Значимость что узнал нового. Чему научился | Подводить итоги выступления, делать выводы. | Найти сильные и слабые стороны своего выступления | Оценить результаты, способы относительно поставленной цели. |
Для активизации исследовательской деятельности у средних школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области общественных наук, а так же выявлению одаренных школьников. В последнее время в научно-педагогических кругах стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков обучающихся, связано это скорее всего с тем, что задатки творческого человека лучше всего закладываются в школьном возрасте. Выпускник школы, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее разовьет их в ВУЗе, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.
Исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов, которые взаимосвязаны между собой. На каждом этапе присутствует обратная связь и корректировка проделанной работы.
Этапы исследовательской деятельности.
1 этап – Проблема---Тема---Объект---Предмет---Гипотеза
2 этап – Цель ---Задачи---Методы
3 этап – Проверка гипотезы---Результат
4 этап – Анализ результатов---Прогнозирование---Применение полученного результата
На первом этапе осуществляется организация обучающихся для проведения исследования, происходит поиск темы. На данном этапе важно научить ребенка выделить проблему из общей массы информации, выделить в проблеме объект исследования, обучить находить отличительные признаки предмета исследования, а так же правильно сформулировать тему исследовательской работы. Развить навык формирования исходной гипотезы.
На втором этапе необходимо правильно поставить цель исследования и поставить перед собой задачи, сформулировать их.
На третьем этапе необходимо дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР с использованием ИКТ. Научить вести собственно исследование, сформировать начальные навыки поиска информации и ее обработки.
На четвертом этапе сформировать умение анализировать данные и делать выводы.
Творческий подход к обучению и воспитанию, возросшие требования к подготовке школьников к участию в научно – практических конференциях оказывает заметное влияние на содержание и цели образования. Стремление установить «степень научности» исследования по его виду не имеет убедительных критериев. Существуют термины, которыми определяют ту или иную разновидность исследования. Подлинная научность любого исследования определяется не видом самого исследования, а выполнением требований, предъявляемых к научной работе, именно поэтому с полным основанием к подлинно научным исследованиям можно отнести следующие работы учащихся: проблемно-реферативные, экспериментальные и описательные.
Обобщая все вышесказанное хотелось бы отметить, что для вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность необходимо:
- общий интерес как со стороны учащихся, так и педагога к проблеме;
- актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость.
Результативность исследовательской деятельности школьников.
критерий
| показатели
| Способ отслеживания
|
Развитие коммуникативных умений и навыков | Учащийся - 1. Умеет грамотно, лаконично выражать свои мысли. 2.Способен проявить толерантность в обсуждении проблемы. 3.Владеет навыками презентации своей работы. | - наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы - Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д. - тест оценки коммуникативных умений. |
Список использованной литературы
1. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. - Педагогика, 1986
2. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.:Питер, 2007.- 208 c.
3. Гарднер Р. Девочкам и Издательский центр «Тринадцатая нота», 2004. - 208 с.
4. Петровская Л. А., Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
5. Полат Е. С и др. Полат Е. С, Бухаркина М. Ю. , Моисеева М. В, Петров А. Е. . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/. ; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
6. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М: Народное образование, 1998. – 256 с.
7. Солдатченко А. Л., Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. – Магнитогорск, 2001. – 186 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....
Доклад на методическом объединении по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся в процессе использования информационно-компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках биологии".
Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в проекте "Курение - вред или польза?". Создание, оценка, защита презентаций участников проекта....
Презентация к докладу на педагогическом совете по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках биологии".
Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе работы в открытом информационном пространстве, создании и защите презентаций....
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности
В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...
Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности
Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...
Формирование метапредметных умений через выполнение типовых задач на уроках истории и обществознания
Универсальные Учебные Действия в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующег...
Проект и презентация по проблеме "Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания"
В разработке дан конкретный практический материал, способствующий решению остросовременной проблемы формирования этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на основе заданий по...