Юрченко Е.Ф. "Приемы формирования пространственных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения".
статья по теме
В статье раскрываются приёмы формирования пространственных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_formirovaniya_prostranstvennyh_predstavleniy_na_urokah_istorii.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Юрченко Е.Ф.,
учитель истории, Почётный работник общего образования РФ, г. Москва
Приемы формирования пространственных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих
недостатки в интеллектуальном развитии.
Изучение истории требует способности абстрактно мыслить, образно представлять, логично излагать, связно описывать. Поэтому перед учителем в коррекционной школе стоит непростая задача -–научить умственно отсталого ребенка, у которого развито, как правило лишь наглядно – образное мышление.
История дает самые широкие возможности для специальной коррекционной работы но выправлению недостатков умственной деятельности ребенка.
Путем правильного сочетания наглядных и словесных средств обучения на уроках истории можно обеспечить сознательное н прочное усвоение умственно отсталыми учащимися учебного материала по истории, закрепить знания, умения и навыки, приобретенные ими в процессе обучения, пробудить любознательность учащихся, их познавательные интересы, развить активность и самостоятельность в обучении, сформировать навыки умственной деятельности.
Одной из важнейших задач в процессе обучения истории является формирование у умственно отсталых учащихся пространственных представлений, необходимых для понимания и правильного применения исторической карты на уроках.
Невозможно представить себе полноценный урок истории без исторической карты. Карта – источник знаний, способ локализации исторических знаний в пространстве. Знание карты помогает установить преемственность между событиями, сформировать представление о единстве исторического процесса.
Использование карты в сочетании с речевой работой дает возможность дать умственно отсталым школьникам наглядно дать ясные, конкретные представления об изучаемых исторических явлениях, сформировать у них четкие знания, развить речь учащихся и обеспечить решение коррекционно - развивающихся задач школы VIII вида.
С исторической картой умственно отсталые учащиеся знакомятся в 7 классе на первых уроках по истории Отечества. Работа с исторической картой идет по следующим направлениям:
1. Обучения правильно стоять около карты: так, чтобы не заслонять ее собой. Нужно объяснить ученикам, что показывать объекты на карте необходимо так, чтобы они были видны отовсюду и всем учащимся. С той же целью нужно брать указку в ту руку, которая ближе к карте.
2. Обучение умению читать карту, отыскивать необходимые сведения. Карта помогает восстановить в памяти историко-географические названия (Киевская Русь, Галицко – Волынское княжество и др.), дает возможность вспомнить выученную дату и место сражения (сражение не реке Калке, Курская битва). Учащиеся находят необходимый объект сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно. Для этого они должны представлять себе, в какой части карты нужно искать указанное место, знать обозначения, нанесенные на карту, уметь ими пользоваться.
3. Работа учителя должна быть направлена на то, чтобы научить умственно отсталого ученика определять направление от одной точки на карте до другой точки. Для этого полезны задания типа:
- Вы находитесь в древнем Новгороде. Какое направление надо избрать, чтобы попасть в Киев?
- Сравните место расположения Москвы и Киева. Чем оно отличается? Какой из городов расположен наиболее выгодно? Почему?
4. При работе с картографическими знаками можно использовать следующие задания:
- Найти на карте место, где объясняются условные знаки. Каким цветом обозначена территория Киевской Руси в IX веке? Каким вXII-п.п.XIII века?
- Рассмотреть саму карту и описать словами, какой была территория Киевской Руси в IX веке?. Какой она стала к середине XII в. - п.п. XIII века ?
5. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что на карте есть знаки, которые всегда одинаковы, не изменяются. Например, город обозначается кружком, граница—линией, направление походов— стрелками, место сражения—скрещенными мечами.
6. Учитель должен показать, какую роль играет цвет на карте, потому что одним и тем же цветом на разных картах могут быть показаны различные объекты.
Какие виды заданий наиболее рациональны для развития пространственных представлений умственно отсталых учащихся?
Чаще всего встречаются задания по локализации на карте историко-географического объекта: страны, острова, полуострова, территории государства, города, места сражения.
1. Повторить действия и слова учителя, связанные с показом на карте. Например, в процессе урока возникает необходимость локализовать на настенной карте исторический объект. “Киев расположен на правом берегу Днепра,— говорит и показывает учитель и сразу же предлагает учащимся: — Покажите Киев на карте и определите словами его местоположение”.
2. Самостоятельно найти объект на карте по его словесному описанию. Например, изучая тему “Крестьянское восстание под руководством С.Т.Разина, учитель говорит:
“Поплывем вниз по течению Волги к устью реки. Мы достигнем места, где отряд Разина на судах вышел в Каспийское море, затем дошел до Дербента и Баку, достигнув иноземных берегов. Как он называется государство, к берегам которого доплыли разинцы? Покажите его на настенной карте”. Для успешного выполнения задания учащиеся по указанию учителя держат перед глазами карту из альбома, на которой представлены рассматриваемые объекты.
3. Самостоятельно определить словами местоположение показанного на карте и названного учителем объекта. Таким объектом может быть, например, место сражения, город и т.д.
Формированию пространственных представлений, а также картографических знаний и умений умственно отсталых учащихся способствует применение условных меловых картосхем. Учитель изображает на доске границы некого государства, города под номерами, реку, впадающую в море.
Приведем примеры заданий:
1. Покажите страну на схеме.
2. Покажите города и определите словами местоположение каждого. Используйте при этом выражение: “Город номер такой-то расположен, например, на северо-западе страны или на юге”.
3. Покажите на схеме реку. Каково направление ее течения?
4. Г устье реки? Где ее исток?
5. Отметьте место сражения около города №….., которое произошло в ……году.
При работе с картосхемами полезно использовать цветные мелки. Это оживляет урок и дает хорошие результаты.
Учитель может предложить учащимся сравнить рисунок на доске с настольной или настенной картой. Уместно задать вопрос: «Где точнее изображение: на карте или на меловой схеме?» Нужно сказать, что меловой рисунок нужен для того, чтобы быстрее понять и запомнить главные природные особенности изучаемого исторического объекта.
Ценность применения картосхемы состоит в том, что:
- Она содержит лишь ограниченную, необходимую для данного урока информацию.
- При работе с картосхемой нагрузка увеличивается постепенно, на глазах учащихся, легче усваивается ими.
- Связь в использовании картосхемы и печатной карты облегчает учащимся запоминание необходимого материала.
Иногда целесообразно использование разных карт на одном уроке. Это необходимо для того, чтобы научить учащихся быстро узнавать и находить упоминаемые объекты на любой карте независимо от ее размеров, масштаба.
В пределах одного урока нередко возникает необходимость попеременно обращаться то к одной, то к другой карте. Так, например, при изучении темы “Распад Руси на самостоятельные княжества” организуется работа не только с картой “Феодальная раздробленность на Руси”, но и с картой “Киевская Русь в IX-XII в.в.” с тем, чтобы показать, как изменилась территория Киевской Руси, какова стала роль Киева. К этим картам необходимо вернуться при изучении темы “Формирование централизованного государства на Руси”, так как вновь необходимо будет продемонстрировать изменения, которые произошли на Руси.
Какие задания целесообразны?
- учитель предлагает учащимся показать один и тот же объект на разных настенных картах;
- учитель показывает на настенной карте объект, а учащиеся определяют сами его название по настольной карте;
- учащиеся под руководством учителя находят объект на настольной карте, затем самостоятельно ищут его на настенной карте.
В VII классе учащиеся впервые встречаются с контурными картами по истории, у них формируется умение заполнять контурную карту. Для чего необходима работа с контурной картой?
Контурная карта—одно из средств практического обучения истории. Общеизвестно, насколько полезна для умственно отсталых учащихся практическая деятельность. Работа с контурной картой дает в известной возможность осуществления таких практических действий.
Работа с контурной картой способствует развитию творческих способностей умственно отсталых школьников, дает возможность проявления индивидуальности ребенка, что заметно в оформлении карты: в выборе цветных карандашей; в определении размеров надписей, нанесенных на карту. Контурная карта побуждает учащихся работать с картами учебника или атласом. Выполнить задание по контурной карте ученики могут, лишь имея под рукой справочную историческую карту, при этом они пользуются альбомом карт атласа. Большая часть заданий требует от ученика обозначить тот или иной объект на контурной карте.
Виды работ с контурными картами.
1. Карта заполняется по ходу изложения нового материала.
2. Карта заполняется в конце урока и служит одним из видов закрепления. Например, на уроке «Начало Отечественной войны 1812 года» после изложения материала учитель предлагает выполнить задания 1—4, расположенные в левом углу одноименной контурной карты.
Заполнение каждой контурной карты может осуществляется учащимися по указанию учителя в один, два или более этапов, причем целесообразно оценивать в отдельности каждый этап работы.
В результате работы с контурными картами у учащихся заметно вырастает интерес к исторической карте. Они охотнее прибегают к ней при ответах, значительно продвигаются в использовании ее легенды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с исторической картой и приемы формирования пространственных представлений умственно отсталых учеников на уроках истории.
Приемы работы с исторической картой на уроках истории в коррекционной школе....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...
Юрченко Е.Ф. "Развитие временных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".
В статье раскрываются приёмы и методы работы по развитию временных представлений на уроках историии у у чащихся, имеющих недлостатки в интеллектиальном развитии....
Коленченко Е.М. Приемы формирования патриотической компетенции на уроках истории.
На примере изучения военной темы в 8, 10 классах представлены приемы использования проектно-исследовательской технологии на уроках истории при изучении темы Отечественной войны 1812г. и Крымской войны...
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "История Отечества" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7,8,9 классах"
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "История Отечества" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7,8,9 классах...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Материал из опыта работы....
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "История Отечества" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7 классе"
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "История Отечества" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7 классе"...