Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России
статья по теме
Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc.3.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России
В последние годы все более глубоко исследуется вопрос о применении мультимедийных технологий в общеобразовательной школе. Так как это не только современные технические средства, но и совершенно иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.
К числу специализированыx мультимедиа-средств, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения , необходимо отнести интерактивные доски.
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Интерактивная доска помогает реализовывать на практике такие традиционные методы обучения как наглядный и практический. С точки зрения психологических особенностей умственно отсталых учащихся было доказано, что при опоре на наглядность в памяти детей остается 37 процентов информации, а при практическом – до 70 процентов информации.
Среди преимуществ использования мультимедиа в сфере специального (коррекционного) образования можно отнести:
- визуализацию абстрактной информации за счет динамического представления исторических процессов
- визуализацию объектов и событий.
Визуализация является немаловажным фактором, если учитывать особенность восприятия умственно отсталых учащихся, а именно склонность к чувственному усвоению исторических знаний. Эта особенность отмечалась в работах Б. П. Пузанова, В.Г.Петровой. «Вводя школьников в мир сложных общественных отношений отдельных эпох, учитель должен обеспечить условия для возникновения у них соответствующих ощущений зрительных, слуховых, осязательных, - пишет В.Г. Петрова[1]
Итак, интерактивная доска помогает решать основной вопрос дидактики – наглядность. Наглядно представленный материал легче воспринимается учениками, и процесс его усвоения идет активнее.
Комплект "Интерактивная доска" - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений.
Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора "мышь".
Само понятие «интерактивность» образовательных средств понимается как «возможность активного взаимодействия пользователей (учителей и обучающихся) с этими средствами»
Применение интерактивной доски на уроках истории педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся.
Во-первых, использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Во-вторыx, используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений.
В-третьиx, доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие; способствует развитию мелкой моторики.
Большое значение приобретает интерактивная доска в формировании временных и пространственных представлений умственно отсталыми учащимися на уроках истории России.
Интерактивная доска может быть использована в активном и пассивном режиме. Пассивно интерактивную доску можно использовать как экран для демонстрации компьютерных презентаций, видео, Интернет-ресурсов.
Активно использовать интерактивную доску позволяют функции:
- «Электронное перо» - заполнение пропусков в тексте, рисование объектов;
- «Маркер» - штриховка, раскрашивание объектов;
- «Перетаскивание» - соотнесение одних графических объектов с другими;
- «Шторка» - поэтапное предоставление информации.
Наблюдаются следующие возможности применения интерактивной доски.
- Использование доски для демонстрации презентаций, в ходе которой делаются различные записи: вставить пропущенное слово, соотнести дату с веком, установить последовательность событий. Доска дает возможность работать с такими заданиями фронтально.
- При работе с картой учитель получает возможность графически выделять место, где происходило событие, акцентируя внимание учеников, графически выделять границы государств, направление движения военных походов или войск.
- Особое значение при изучении исторического материала имеет возможность выделения в тексте при работе на интерактивной доске. На уроках истории необходимо организовать работу с письменными историческими источниками. Выполнение такой работы индивидуально, как правило, вызывает затруднения у ребят и воспринимается ими как скучная и рутинная работа. Интерактивная доска дает возможность работать с историческим источником наглядно для всего класса, импортируя текст в формате Документ Word в интерактивный режим работы. Учитель задает вопрос к документу, а ученики выделяют маркером, нумеруют и подчеркивают на доске в тексте источника фрагменты, подтверждающие их ответы.
- При помощи интерактивной ленты времени можно организовать, работу с датами; провести быстрое закрепление или проверку.
По типам задания выделяют 10 групп:
1. «Отметьте»
2. «Заполни пропуск»
3. «Историческая карта»
4. «Личности в историческую эпоху»
5. «Лента времени»
6. «Соотнесите»
7. «Контурная карта»
8. «Расположи в хронологической последовательности»
9. «Реши кроссворд»
10.«Схемы и таблицы»
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках истории в коррекционной школе VIII является перспективным, на наш взгляд, направлением в формировании временных и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.
[1]Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М, 2003. – C.38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад и презентация по теме «Активизация познавательной деятельности умственно-отсталых учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»
В работе отражены основные этапы использования ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида в соответствии с программными требованиями и уровнем возможностей детей. Работа выполнена учителе...
Специфика формирования пространственных представлений у умственно осталых учащихся на уроках истории России
Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временных и пространственных предстажвлений на уроках истории в схпециальной (коррекционной) школы VIII вида...
Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...
Актуальные вопросы формирования мыслительной операции обобщения у умственно отсталых учащихся
Своеобразие развития мыслительных операций у умственно отсталых детей определяет своеобразие образования и качества понятий о предметах и явлениях у этих детей. Слабость и недоразвитие у умственно отс...
Работа с исторической картой и приемы формирования пространственных представлений умственно отсталых учеников на уроках истории.
Приемы работы с исторической картой на уроках истории в коррекционной школе....
Доклад на тему "Коррекционно-развивающие задания для активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках математики"
В работе представлены различные виды заданий, используемых на уроках математики, для развития и коррекции у умственно отсталых учащихся таких психических процессов, как внимание, память, мышление....
«Методы формирования познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (ИН) на уроках географии»
В докладе освещены основные активные формы активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроке географии...