программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов
календарно-тематическое планирование по теме
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он -своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nekrasova_k.a._2015-16.docx | 49.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа модифицированная, на основе методик Андреевой Н.Г., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.
Общая характеристика
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он - своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
Поскольку коррекционная работа в школе осуществляется в основном в группе, логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенный логопедический диагноз.
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми, испытывающими трудности формирования устной и письменной речи, обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы образования. Планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией. Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при ОНР у детей может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывание, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и д.р.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умение внимательно слушать и слышать учителя–логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с получено инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связанного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовки развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкций, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- проведение дифференциального опроса и оценка ответов своих товарищей.
Принципы реализации программы:
- принцип наглядности;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; принцип научности;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип результативности;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип актуальности.
В данной программе представлены основные направления работы и подробные годовые планы работы с группами учащихся 1-4 классов с общим недоразвитием речи (ОНР). Программа рассчитана на 66 часов в первых классах, на 70 часов во вторых, третьих, четвертых классах.
Основные направления коррекционной работы:
- Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза.
В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. В ходе развития слогового анализа и синтеза, важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи.
- Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
- Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, а также к способности распределению и переключению внимания).
- Формирование связной речи. Необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому),
составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картине).
- Совершенствование пространственно- временных ориентировок Ориентировки на собственном теле, дифференциации правых и левых его частей
- Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки.
- Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии. Проводить профилактическую работу по предупреждению дислексии и дисграфии (необходимо узнавать, какую букву написали в воздухе, узнать букву на ощупь).
- Слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи.
Планируемые результаты освоения программы курса.
Личностными результатами изучения курса являются:
- приобретение детьми готовности и способности к саморазвитию;
Метапредметным результатом изучения программы является сформированность у детей учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться.
Регулятивные УУД:
- рассказывать о правилах действия в игре;
- осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану;
- различать разные способы выполнения действия;
- выполнять элементарные алгоритмы;
- видеть ошибку и исправлять её самостоятельно, сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;
- сравнивать свои цели действий с другими;
- обсуждать под руководством учителя-логопеда успешность или неуспешность своих действий.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в различных источниках информации (различные словари и справочники по русскому языку);
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы детей и учителя-логопеда.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или связного текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.
Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз
«Общее недоразвитие речи (ОНР)»
Характеристика группы
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков)
2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях - несформированность ) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) Трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству)
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями , терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Тематическое планирование
Учебно-тематический план работы с группой учащихся 1 класса,
имеющих диагноз «ОНР»
занятия | Темы и содержание коррекционной работы |
1 2 3 4 | Фронтальное обследование Фронтальное обследование Фронтальное обследование Фронтальное обследование |
I этап (диагностический)
5 6 7 8 | Сбор анамнеза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояния связной речи. Исследование процесса чтения, процесса письма. Логопедическое заключение. |
II этап (подготовительный)
9 10 11 12 13 | Работа по развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Работа по развитию свойств внимания и памяти. |
III этап (коррекционный)
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | Работа над словом. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие. Ягоды, грибы. Лес осенью. Простое двусоставное нераспространённое предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. Составление предложений по сюжетной картинке. Слова, обозначающие признаки предметов. Домашние животные. Распространение простого двусоставного предложения определением. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Дикие животные. Составление предложений по сюжетной картинке. Зима. Работа с предлогами «в», «на». Зимующие птицы. Работа с предлогами «в», «на». Мебель. Работа с предлогами «с», «со». Работа с предлогами «с», «со». Работа с предлогами «к», «от». Посуда. Работа с предлогами «к», «от». Работа с предлогами «из», «от», «у». Новогодний праздник. |
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 | Работа над связной речью. Формирование монологической речи. Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Орудие труда. Инструменты. Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Последовательный пересказ с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Животные жарких стран. Пересказ описательного характера с опорой на картинку. Пересказ описательного характера с опорой на картинку. Комнатные растения. Пересказы описательного характера с опорой на картинку. Времена года. Зима. Пересказы описательного характера с опорой на картинку. Времена года. Весна. Пересказы описательного характера с опорой на картинку. Времена года. Лето. Пересказы описательного характера с опорой на картинку. Времена года. Осень. Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера. Наша Родина – Россия. Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий. Пересказы описательно-повествовательного характера. Последовательный пересказ. Москва – столица России. Последовательный пересказ. Весенние цветы. Последовательный пересказ. Последовательный пересказ. Космос. Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Последовательный пересказ текстов от первого лица по графическим схемам. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Перелётные птицы весной. Краткий пересказ. Составление плана пересказа. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. |
57 58 59 60 61 62 63 64 | Устные сочинения. Составление самостоятельных связных высказываний по демонстрируемым действиям и картинкам. Устные сочинения. Составление рассказа по вопросам. Насекомые. Устные сочинения. Составление рассказа по вопросам и картинке. Устные сочинения. Составление рассказа по опорным словам и картинке. Устные сочинения. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы. Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам с использованием графических схем. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова. |
65 66 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Фронтальное обследование. |
Учебно-тематический план работы с группой учащихся 2 класса,
имеющих диагноз «ОНР»
занятия | Темы и содержание коррекционной работы |
I – II этапы (диагностико-подготовительные)
1 2 3 4 | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (звукопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение. |
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 | Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки. Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки. Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки. Выделение гласных первого ряда из слогов и слов. Слогообразующая роль гласных. Выделение гласных второго ряда из слов. Буквы Я,Ё,Ю,Е. Образование гласных второго ряда. Дифференциация гласных 1и 2 ряда. Дифференциация гласных 1и 2 ряда. Ы – И в слогах и словах. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Ы – И в предложениях и текстах. Написание гласных после шипящих «жи – ши». Дифференциация гласных 1и 2 ряда. А – Я в слогах и словах. Написание гласных после шипящих «ча – ща». Дифференциация гласных 1и 2 ряда. А – Я в предложениях и текстах. Дифференциация гласных 1и 2 ряда. У – Ю в слогах и словах. Написание гласных после шипящих «чу – щу». Дифференциация гласных 1и 2 ряда. У – Ю в предложениях и текстах. Написание гласных после шипящих «чу – щу». Дифференциация гласных 1и 2 ряда. О – Ё в слогах и словах. Дифференциация гласных 1и 2 ряда. О – Ё в предложениях и текстах. Дифференциация гласных 1и 2 ряда. Э - Е в слогах и словах. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Э – Е в предложениях и текстах. Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение. 1-2-3-сложные слова с простым открытым слогом. Ударный слог. Безударная гласная. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса. |
26 27 | Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных второго ряда буквой Ь. |
28 29 30 31 | Звукобуквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков. Звукобуквенный анализ. Количество букв больше количества звуков. Звукобуквенный анализ. Количество букв меньше количества звуков. Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные. |
32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 | Дифференциация В - Ф Дифференциация В`- Ф` Дифференциация Б - П Дифференциация Б`- П` Дифференциация К – Г Дифференциация К` - Г` Дифференциация Д – Т Дифференциация Д` - Т` Дифференциация Ж – Ш Дифференциация З – С Дифференциация З` – С` Дифференциация С - Ш Дифференциация З – Ж Дифференциация С – Ц Дифференциация Ч – Ш Дифференциация Ч – Щ Дифференциация Ч – Ц Дифференциация Ч – Т` Дифференциация Р – Л Дифференциация Р` - Л` Игра-соревнование «Звуки и буквы». |
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 | Определение лексического значения слова. Определение лексического значения слова. Однозначные и многозначные слова. Однозначные и многозначные слова. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Омонимы. Этимология слова. Антонимы. Подбор антонимов к слову. Антонимы. Подбор антонимов к слову. Синонимы. Подбор синонимов к слову. Синонимы. Подбор синонимов к слову. Прямое и переносное значение слова. Образные слова и выражения. Загадки. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки. Игра «Умники умницы» |
69 70 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за полугодие. Фронтальное обследование |
Учебно-тематический план работы с группой учащихся 3 класса,
имеющих диагноз «ОНР»
№ занятия | тема | |
Состав слова. Словообразование. | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Состав слова. Корень. Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Однокоренные слова. Состав слова. Приставка. Словообразование с помощью приставок от глагольных основ. Состав слова. Приставка. Словообразование с помощью приставок от глагольных основ. Состав слова. Суффикс. Суффиксальное образование слов. Состав слова. Суффикс. Суффиксальное образование слов. Состав слова. Окончание. Состав слова. Обобщение. | |
Приставки и предлоги. | ||
11 12 13 14 | Предлоги. Предлоги. Различение приставок и предлогов. Различение приставок и предлогов. | |
Гласные звуки. | ||
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 | Гласные звуки. Дифференциация А-Я. Дифференциация А-Я. Дифференциация О-Ё. Дифференциация О-Ё-Е. Дифференциация У-Ю. Дифференциация У-Ю. Дифференциация Ы - И. Дифференциация Ы – И. Дифференциация Ё-Ю. Закрепление отработанных гласных. Закрепление отработанных гласных. Безударные гласные. Безударные гласные. | |
Согласные звуки. | ||
24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 | Дифференциация В - Ф Дифференциация Б - П Дифференциация К – Г Дифференциация Д – Т Дифференциация Ж – Ш Дифференциация З – С Дифференциация С - Ш Дифференциация З – Ж Дифференциация С – Ц Дифференциация Ч – Ш Дифференциация Ч – Щ Дифференциация Ч – Ц Дифференциация Ч – Т` Дифференциация Р – Л | |
Связная речь. | ||
38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 | Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы). Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим схемам. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серий сюжетных картинно, опорных слов-действий. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Красткий пересказ. Составление плана пересказа. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа. Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинке. Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы. Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам с использованием графических схем, вопросов. Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических схем. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов. Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова. | |
Лексика. | ||
58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 | Определение лексического значения слова. Однозначные и многозначные слова. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Омонимы. Этимология слова. Антонимы. Подбор антонимов к слову. Синонимы. Подбор синонимов к слову. Прямое и переносное значение слова. Образные слова и выражения. Загадки. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за полугодие. Фронтальное обследование. |
Логопедическая работа с учащимися в 4 классе,
имеющими диагноз «Общее недоразвитие речи (ОНР)»
Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочивание на этой основе имеющихся у детей средств языка (произношение, словарь, грамматический строй) позволяют приступить к работе по совершенствованию связной (контекстной) речи. Цели коррекционной работы на этом этапе смыкаются с программными. Однако, поскольку у данной группы детей имеются пробелы в речевом развитии, возникает необходимость в особой организации их учебной деятельности на данном этапе коррекционного воздействия.
В практическом плане это направление коррекционного обучения осуществлялось уже на 1-3 годах обучения в связи с усвоением грамматических понятий о звуковом и морфологическом составе слова. На 4 году обучения данный аспект реализуется в процессе работы над текстом.
В ходе логопедических занятий продолжается формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляются путём сравнения текста и набора слов; текста – и набора предложений; текста – и различных вариантов его искажения (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).
Последовательно развиваются умения и навыки ребёнка анализировать текст, то есть:
- определять тему рассказа, основную мысль текста;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения связного самостоятельного высказывания: определять его замысел, последовательность развёртывания и т.п.
Работа начинается с тщательного изучения структуры и видов различных предложений. Учащиеся тренируются в составлении разнообразных предложений под руководством учителя-логопеда и, далее, самостоятельно, творчески. Работа проходит как с опорой на различные сюжетные картинки, так и без опоры, тематически, ситуационно.
Огромная роль в формировании умения построить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Учащимся предлагаются задания на распространение и сокращение текста и соответственно подробному и сжатому его пересказу, воссозданию текста по его плану (развёрнутому или краткому), восстановлению деформированного или разрозненного текста, редактированию текста.
В процессе занятий по формированию связной речи большое внимание уделяется работе над планом. Задачи этого раздела в основном смыкаются с общепрограммными. Однако, при обучении детей, имеющих ОНР, работе над планом должно уделяться значительное количество времени. В ходе логопедических занятий работа над планом должна быть использована не только как коррекционное средство развития речи, но и как способ организации их учебной деятельности. В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главные мысли от второстепенных, строить собственные сообщения в логической последовательности. Большое внимание уделяется при этом развитию у них различных приёмов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу на отдельные куски, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения.
Предусматривается ещё один аспект работы над планом, состоящий в том, чтобы научить детей пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как надо отвечать по плану.
Дети с ОНР после двух-трёх лет обучения в школе только начинают осваивать сложные предложения, особенно сложноподчинённые, и отработка сложных синтаксических конструкций целенаправленно осуществляется именно на третьем этапе. Дети приступают к выполнению сложных аналитико-синтетических упражнений на материале предложения, а именно: расчленение сложных предложений на простые; составление сложных предложений из простых; переконструирование простых предложений в сложные; конструирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.п. Предлагаются также упражнения на расстановку знаков препинания в непунктуированных текстах, содержащих предложения сложных синтаксических конструкций. Даются задания на редактирование сложноподчинённых предложений, заведомо содержащих ошибки.
Поскольку на логопедических занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности, то в процессе выполнения заданий дети обучаются составлять особые речевые произведения, - учебные тексты. Такой текст представляет собой развёрнутые ответы, в основе которых лежат:
- анализ и синтез;
- обобщение;
- группировка материала;
- сопоставление, сравнение изучаемого материала.
Учебно-тематический план работы с группой обучающихся 4 класса,
имеющих диагноз «ОНР»
№ занятия | тема |
Предложение. | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 | Дифференциация понятий «слово», «словосочетение», «предложение». Признаки предложения. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Грамматическое оформление предложений. Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту. Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту. Составление предложений по картине с использованием опорных слов. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схем. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. Деление сплошного текста на предложения. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. |
Текст. | |
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. Текст. Основная мысль текста. Тест. Опорные слова. Восстановление деформированного теста по серии картинок. Составление текста из отдельных предложений. Составление текста по данным вопросам. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Составление плана текста с обозначенными частями. Деление текста на части. Работа над планом. Редактирование текста. Редактирование текста. |
Изложение. | |
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 | Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам. Редактирование текста изложения. Изложение-повествование по памяти. Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. Изложение-описание по памяти Изложение-описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. Изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. Изложение-повествование с элементами описания по памяти. Изложение-повествование с элементами описания на основе слухового восприятия текста по краткому плану, опорным словам. Изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. Изложение-рассуждение по памяти. Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. Изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам. |
Сочинение. | |
50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 | Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. Анализ и редактирование сочинений. Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка». Сочинение-описание на основе личного опыта и наблюдениям «Наша собака (кошка)». Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна». Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна». Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Сочинение-рассуждение «Моё любимое занятие». Сочинение-рассуждение «Моё любимое занятие». Письма. |
Устный пересказ. | |
65 66 67 68 | Подробный пересказ. Подробный пересказ. Сжатый пересказ. Сжатый пересказ. |
69 70 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за полугодие. Фронтальное обследование. |
Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение
Литература.
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. - М.: Владос, 2009. – 182с.
2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Просвещение, 1998. - 68с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. – М.: Просвещение, 1984. – т.4 – 318с.
4 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1992. -76с.
5. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1997.
7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 32с.
8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
9. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии.- М.: Гном, 2007.
10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
Литература для детей
- Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки. – М.: Просвещение,2000.
- Резниченко Т.С. Говори правильно звуки, слова, фразы, речь. М.: Владос, 2000.
Методические пособия и дидактические материалы
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П.. - Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.: ил.
- Гавришева Л.Б. Логопедические запевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – М.: Просвещение, 2005.
- Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – М.: Просвещение, 2000.
- Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – М.: Просвещение, 2000.
- Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. – М.: Просвещение,2000.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М.: Просвещение, 1998.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. – М.: Просвещение, 1998.
- Набор предметных картинок.
- Компьютер.
- Аудиоколонка.
- Медиапроектор.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картинок.
- Интерактивные речевые игры. Издательство «Учитель».
Планируемые результаты
В результате изучения программы обучающийся должен знать/ понимать
- правильно и чётко произносить все звуки речи;
- различать как далеких, так и близких пар фонем;
- словоизменять различные части речи, используя предлоги;
- словарный запас, который должен включать в себя слова различных частей речи;
- составлять высказывания об окружающем мире;
- осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родовидовых отношений;
- составлять самостоятельный рассказ, а также рассказ по картине;
- самостоятельно пересказывать текст полными развернутыми предложениями.
- использовать приобретённые навыки для:
- организации самостоятельной учебной деятельности;
- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости
Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталость...
Коррекция устной и письменной речи для школьников 4-6 классов
Коррекция устной и письменной речи для школьников 4-6 классов...
Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, п...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...
Практика устной и письменной речи для обучающихся 9 класс
Сегодня практически каждый, кто хочет добиться успеха в жизни и выбранной сфере деятельности, хорошо понимает, как важно знание иностранных языков. Современные работодатели выдвигают достаточно высоки...
Адаптированная рабочая программа по коррекции по формированию компонентов устной и письменной речи
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий по формированию устной и письменной речи обучающихся...
Рабочая программа «Диагностика устной и письменной речи» для обучающихся 1-9 классов с ОВЗ
Рабочая программа «Диагностика устной и письменной речи»...