Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости
рабочая программа на тему

Попеляева Татьяна Леонидовна

Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью  на основании программ А.Р.Маллер, Г.В. Цикото «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», и методических рекомендаций по логопедии В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы, Т.В. Башинской В.И. Рождественскойи др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx81.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная школа №78) VIII вида»

Коррекционная программа 

по логопедии по курсу

 «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости»

                                                                                

                                                                                                 

                                                                                                     Составитель программы:

учитель-логопед

Новокузнецк

2014

Содержание:

  • Пояснительная записка
  • Тематический план
  • Логопедические занятия. Обучающиеся с РДА
  • Логопедические занятия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью
  • Перспективное планирование логопедических занятий по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у детей со сложным дефектом и глубокой умственной отсталостью»
  • Обучающиеся с РДА
  • Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью
  • Список литературы

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью  на основании программ А.Р.Маллер, Г.В. Цикото «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», и методических рекомендаций по логопедии В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы, Т.В. Башинской В.И. Рождественскойи др.

Программа рассчитана на 1 год обучения и составлена на 120 часов.

Особенность учебного процесса: основное логопедической заключение обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - системное недоразвитие речи разного уровня. Все обучающиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи.

Главная цель обучения обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью  - развитие коммуникативных навыков.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматический строй речи;
  • развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
  • воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.

Отличительная черта курса: коррекционная работа с обучающимися ведется  по следующим направлениям:

  • для обучающихся с РДА;
  • для обучающихся с глубокой умственной отсталостью.

Курс представлен следующими разделами:

  1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

В данном разделе ведется работа по  формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, умения различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции.  А также ведется работа по развитию общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты.

  1. Развитие тонкой  и грубой моторики.

Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата,  формирование правильного типа физиологического и речевого дыхания, направленной воздушной струи; мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики.   Данные задачи решаются за счет различных игр и упражнений.

  1. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений, коррекция просодической стороны речи; формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; корригирование звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.

  1. Формирование лексико-грамматического строя речи

В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и словообразования; формирование  и развитие связной речи.

  1. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

Раздел включает формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита,   дифференциация понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

Для обучающихся с РДА приоритетным является раздел «Понимание обращенной речи и формирование жестовой речи»  

Принципы логопедической работы:

  • Личностное ориентирование – учет психо - эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у обучающихся данных категорий  выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными обучающимися. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый обучающийся требует своего подхода. На занятиях важна динамика обучающегося. Важно отличать, когда и как переключить внимание обучающегося.;
  • Эмоциональный резонанс и поддержка - создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. На занятиях нужно создавать обучающемуся такие условия, чтобы у него возникла потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала привычной и необходимой требуется очень много времени.;
  • Взаимодействие с родителями, воспитателем, педагогом, педагогом-психологом. Связь логопеда с родителями и педагогами обеспечивает закрепление и востребовательность приобретенных навыков в повседневной жизни.
  • Игровой контекст занятий - формирование положительной мотивации обучения. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключить обучающегося с одного вида деятельности на другой.
  • Преподавание курса связано с содержанием других курсов для глубоко умственно отсталых обучающихся - «Развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Предметно практическая деятельность» и опирается на их содержание.
  • Учет концентрического принципа размещения учебного материала.

Основные формы организации учебного процесса: индивидуальные занятия, групповые занятия.

Основные средства: сюжетные картинки, разрезные картинки, предметные картинки, дидактические игры, игрушки, пособия.

Основные методы:

  • практические (игры, упражнения);
  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);
  • словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).

Контроль результатов освоения коррекционной программы осуществляется в виде стартового и итогового контроля в следующих формах:

  • наблюдение;
  • работа с карточками;
  • выполнение продуктивных заданий.

Требования к результатам освоения коррекционной программы

Обучающиеся должны знать:

-значение бытовых жестов;

-названия окружающих предметов и их назначение;

-отдельные звуки и буквы

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться общим и речевым подражанием;

-использовать простые бытовые жесты;

-понимать обращенную речь;

-использовать в собственной речи звукоподражания;

-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;

-писать отдельные буквы, по обводке и самостоятельно

Тематический план

Обучающиеся с РДА

(4 часа в неделю, всего 120 часов)

Раздел

Название раздела

Количество часов

Раздел 1

Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

34

Раздел 2

Развитие тонкой  и грубой моторики.

21

Раздел 3

Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

29

Раздел 4

Формирование лексико-грамматического строя речи

18

Раздел 5

Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

18

Всего:                                                                                                                    120

Логопедические занятия

Обучающиеся с РДА

1-2Б,2В,4-6Б класс
(4 часа в неделю, всего 120 часов)

п\п

Название раздела, темы

Дата проведения

1-2Б

4-6Б

Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

1

Игра «Где ты?»

2

Закрепление игры «Где ты?»

3

Повторение игры «Где ты?»

4

Игра «Где звук»

5

Закрепление игры «Где звук»

6

Определение нахождения звука

7

Различение звуков окружающей среды

8

Игра «Привет! Пока!»

9

Повторение игры «Привет! Пока!»

10

Закрепление игры «Привет! Пока

11

Игра «Нет»

12

Игра «Да - нет»

13

Закрепление игры «Да - нет»

14

Игра «На! Дай!»

15

Закрепление игры «На! Дай!»

16

Игра «Дай предмет»

17

Повторение игры «Дай предмет»

18

Закрепление игры «Дай предмет»

19

Игра «Выполни команду»

20

Повторение игры «Выполни команду»

21

Закрепление игры «Выполни команду»

22

Игра «С кем мы хотим поиграть? Покажи!»

23

Закрепление игры «С кем мы хотим поиграть? Покажи!»

24

Упражнение «Я - сам!»

25

Упражнения в выполнении заданий «Я - сам!»

26

Закрепление упражнений «Я - сам!»

27

Игра «Собери корзинку»

28

Закрепление игры «Собери корзинку»

29

Повторение игры «Собери корзинку»

30

Игра «У кого картинка?»

31

Игра «Покажи, не ошибись»

32

Упражнение «Отгадай загадку - покажи отгадку»

33

Повторение упражнения «Отгадай загадку - покажи отгадку»

34

Закрепление упражнения «Отгадай загадку - покажи отгадку»

Раздел  2. Развитие тонкой  и грубой моторики.

35

Артикуляционное упражнение «Улыбка»

36

Артикуляционное упражнение «Трубочка»

37

Артикуляционное упражнение «Играем на гармошке»

38

Выполнение упражнения «Прогулка»

39

Игра «Покажи язык»

40

Игра «Накажем непослушный язычок»

41

Упражнение «Качели»

42

Упражнения «Надуй шар», «Часики»

43

Упражнение «Вдох – выдох»

44

Упражнение «Ветер дует»

45

Упражнения «Одуванчики», «Снежинки»

46

Закрепление упражнений на нормализацию функций дыхания

47

Разучивание речедвигательных упражнений

48

Игра «Пальчики - семья»

49

Игра «Ладушки»

50

Игра «Капуста»

51

Игра «Дорожка»

52

Игра «Цветки»

53

Игра «Я сержусь»

54

Игра «Я радуюсь»

55

Игра «Я удивлен»

Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков

56

Упражнение на звукоподражание

57

Повторение упражнения на звукоподражание

58

Вызывание произношения звуков

59

Произношение гласных

60

Повторение артикуляции гласных

61

Закрепление артикуляции гласных

62

Игра «Скажи через трубочку»

63

Закрепление игры «Скажи через трубочку»

64

Произношение согласных

65

Повторение артикуляции согласных

66

Закрепление артикуляции согласных

67

Произнесение слогов с изученными звуками

68

Повторение простых слов

69

Повторение простых словосочетаний

70

Сравнение «Громко - тихо».

71

Упражнения в сравнении «Громкой - тихой речи»

72

Закрепление понятий «Громко - тихо»

73

«Послушай, кто гудит» - упражнение

74

«Назови, что услышал» - игра

75

Упражнение в различении звуков окружающей среды

76

Повторение игры «Назови, что услышал»

77

Игра «Стучит - звенит»

78

Игра «Первый звук – последний  звук»

79

Закрепление игры «Первый звук – последний звук»

80

Узнавание звуков по заданию

81

Упражнение в узнавании звуков

82

Закрепление упражнений в узнавании звуков

83

Игра «Кто подаст голос»

84

Игра «Найди звук»

Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи

85

Игрушки: кубики (сравнение большой – маленький, закрепление основных цветов)

86

Игрушки: кукла (описание, манипуляция по заданию)

87

Овощи: помидор (описание по схеме)

88

Овощи: огурец (сравнительное описание)

89

Фрукты: яблоко (описание по схеме)

90

Фрукты: банан (сравнительное описание)

91

Дикие животные: зайка (описание «какой»?)

92

Дикие животные: мишка (чистоговорка – загадка)

93

Домашние животные: собака (загадка - описание)

94

Домашние животные: кошка (загадка - описание)

95

Птицы (домашние): петушок (описание)

96

Птицы (домашние): курочка (чистоговорки)

97

Птицы: воробей (чистоговорки с движениями)

98

Птицы: снегирь (описание, узнавание)

99

«Попроси предметы» - игра (игрушки)

100

Ситуация «Обед» (с комментированием)

101

Ситуация «В больнице» (с комментированием)

102

Ситуация «В магазине» (с комментированием)

Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

103

Упражнение «Мое тело»

104

«Мой портрет - мое лицо» - показ описание

105

Упражнение в показе частей лица

106

Сравнение и показ частей лица куклы и себя

107

Игра «Что есть у игрушки»

108

Повторение игры «Что есть у игрушки»

109

Закрепление игры «Что есть у игрушки»

110

Игра «Погладь по...»

111

Повторение игры «Погладь по.. »

112

Знакомство с карандашом и листом бумаги

113

Изучение гласных

114

Изучение согласных

115

Письмо по штриховке

116

Письмо по точкам

117

Списывание элементов букв

118

Чтение букв

119

Чтение слогов

120

Чтение слов

Тематический план

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью
(4 часа в неделю, всего 120 часов)

Раздел

Название раздела

Количество часов

Раздел 1

Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

30

Раздел 2

Развитие тонкой  и грубой моторики.

24

Раздел 3

Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

24

Раздел 4

Формирование лексико-грамматического строя речи

30

Раздел 5

Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

12

Всего:                                                                                                                    120

Логопедические занятия

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью

 (4 часа в неделю, всего 120 часов)

п\п

Название раздела, темы

Дата проведения

1-2Б

4-6Б

Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

1

Речь – средство общения.

2

Знакомство с жестами-отрицаниями.

3

Упражнение в употреблении жестов – отрицаний.

4

Показ отрицания жестом.

5

Закрепление употребления жестов – отрицаний.

6

Игра «Нет».

7

Знакомство с жестами-утверждениями.

8

Упражнение в употреблении жестов-утверждений.

9

Закрепление употребления жестов-утверждений.

10

Игра «Да – нет».

11

Игра «Покажи, не ошибись».

12

Упражнение в употреблении жестов радости.

13

Повторение упражнения в употреблении жестов радости.

14

Закрепление употребления жестов радости.

15

Упражнение в употреблении жестов-приветствий.

16

Повторение упражнения в употреблении жестов-приветствий.

17

Закрепление употребления жестов – приветствий.

18

Жесты печали и гнева.

19

Упражнение в употреблении жестов печали и гнева.

20

Повторение упражнения в употреблении жестов печали и гнева.

21

Закрепление употребления жестов печали и гнева.

22

Жесты просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи».

23

Упражнение в употреблении жестов – просьбы.

24

Повторение упражнения в употреблении жестов-просьбы.

25

Закрепление употребления жестов – просьбы.

26

Жесты – действия.

27

Упражнения в употреблении жестов – действий.

28

Повторение упражнения в употреблении жестов – действий.

29

Закрепление использования жестов – действий.

30

Игра «Где мы были, мы не скажем».

Раздел  2. Развитие тонкой  и грубой моторики.

31

Мимическое упражнение «Хмурая туча».

32

Мимическое упражнение «Мигалки».

33

Мимическое упражнение «Толстый – худой».

34

Мимическое упражнение «Радость».

35

Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка».

36

Закрепление упражнений «Улыбочка», «Трубочка».

37

Упражнение «Лопаточка».

38

Упражнение «Вкусное варенье».

39

Упражнение «Качели».

40

Пальчиковая гимнастика «Повар».

41

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

42

Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая».

43

Пальчиковая гимнастика «Кто же это?»

44

Игра – имитация «Бадминтон».

45

Повторение игры – имитации «Бадминтон».

46

Игра – имитация «Снежинка».

47

Повторение игры – имитации «Снежинка».

48

Речедвигательное упражнение «Повторяй за мной».

49

Речедвигательное упражнение «Потешки».

50

Упражнения для формирования спокойного и короткого вдоха.

51

Упражнения для формирования длительного и плавного выдоха

52

Упражнения для формирования силы выдоха.

53

Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар».

54

Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки».

Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков

55

Игра «Где звук?»

56

Определение нахождения звука.

57

Игра «Стучит – звенит».

58

Закрепление игры «Стучит – звенит».

59

Узнавание «Первый звук – последний звук».

60

Игра «Назови, что услышал».

61

Повторение артикуляции гласных.

62

Вызывание произношения звуков.

63

Упражнение на звукоподражание.

64

Уточнение произношения гласных.

65

Повторение произношения гласных.

66

Произношение сочетания гласных звуков.

67

Повторение артикуляции согласных.

68

Вызывание произношения звуков.

69

Упражнение на звукоподражание.

70

Уточнение произношения согласных.

71

Повторение произношения согласных.

72

Произношение сочетания согласных звуков.

73

Уточнение произношения слогов.

74

Повторение произношения слогов.

75

Упражнение в употреблении простых слов.

76

Закрепление умения употреблять в речи простые слова.

77

Построение словосочетаний.

78

Закрепление умения правильного построения словосочетаний.

Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи

79

Обогащение и уточнение словаря по теме «Семья».

80

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Осень».

81

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Зима».

82

Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи».

83

Обогащение и уточнение словаря по теме «Фрукты».

84

Обогащение и уточнение словаря по теме «Птицы».

85

Обогащение и уточнение словаря по теме «Домашние животные».

86

Обогащение и уточнение словаря по теме «Дикие животные».

87

Обогащение и уточнение словаря по теме «Игрушки».

88

Обогащение и уточнение словаря по теме «Мебель».

89

Обогащение и уточнение словаря по теме «Части тела».

90

Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда».

91

Обогащение и уточнение словаря по теме «Обувь».

92

Обогащение и уточнение словаря по теме «Посуда».

93

Обогащение и уточнение словаря по теме «Предметы гигиены».

94

Обогащение и уточнение словаря по теме «Продукты питания».

95

Обогащение и уточнение словаря по теме «Виды транспорта».

96

Упражнение «Один - много».

97

Действия предмета.

98

Единственное и множественное число действий.

99

Упражнение «Большой - маленький».

100

Цвет предмета.

101

Игра  «Назови ласково».

102

Построение простой фразы «Это…»

103

Упражнение в построении простой фразы «Это…»

104

Упражнения в построении вопросительных предложений.

105

Упражнение «Вопрос - ответ».

106

Упражнение «Диалоги».

107

Упражнение «Закончи предложение».

108

Закрепление упражнения «Закончи предложение».

Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

109

Ориентировка в схеме собственного тела.

110

Пространственные представления  (где? куда? откуда?)

111

Знакомство с карандашом и листом бумаги.

112

Ориентировка на листе бумаги.

113

Изучение гласных букв.

114

Изучение согласных букв.

115

Обучение штриховке и обведению по контуру.

116

Письмо по обводке и образцу.

117

Написание элементов букв.

118

Написание и чтение букв.

119

Написание и чтение слогов.

120

Написание и чтение слов.

Перспективное планирование логопедических занятий по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у детей со сложным дефектом и глубокой умственной отсталостью»

Обучающиеся с РДА

Тема

Содержание

Количество часов

Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

Игра «Где ты?»

Формирование указательного жеста, привлечение внимания к обращенной речи, нахождение себя в зеркале

3

Игра «Где звук?»

Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, развитие слухового восприятия

2

Определение нахождения звука

Развитие слухового восприятия, определение нахождения звука в пространстве

1

Различение звуков окружающей среды

Формирование умения дифференцировать звучащие неречевые звуки, определение нахождения звука в пространстве, развитие слухового восприятия

1

Игра «Привет! Пока!»

Привлечение внимания к обращенной речи, формирование умения понимать жесты приветствия и прощания и использовать их в собственной речи

3

Игра «Нет»

Привлечение внимания к обращенной речи, формирование умения понимать жест отрицания и использовать его в собственной речи

1

Игра «Да - нет»

Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания, закрепление жестов

2

Игра «На! Дай!»

Формирование  умения понимать обращенную речь, простые инструкции, жест просьбы

2

Игра «Дай предмет»

Формирование умения понимать просьбу, выполнять простую инструкцию

3

Игра «Выполни команду»

Формирование умения слушать и понимать обращенную речь, понимать и выполнять простые инструкции

3

Игра «С кем мы хотим поиграть? Покажи!»

Закрепление указательного жеста, закрепление понимания обращенной речи, простых инструкций. Создание ситуации выбора

2

Упражнение «Я - сам!»

Привлечение внимания к обращенной речи, понимания простых инструкций

3

Игра «Собери корзинку»

Привлечение внимания к обращенной речи, понимания последовательных инструкций

3

Игра «У кого картинка?»

Привлечение внимания к обращенной речи, формирование указательного жеста, развитие внимания

1

Игра «Покажи, не ошибись»

Закрепление указательного жеста, закрепление понимания обращенной речи, простых инструкций.

1

Упражнение «Отгадай загадку - покажи отгадку»

Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового восприятия, развитие зрительного восприятия

3

Раздел  2. Развитие тонкой  и грубой моторики.

Артикуляционное упражнение «Улыбка»

Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении

1

Артикуляционное упражнение «Трубочка»

Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении

1

Артикуляционное упражнение «Играем на гармошке»

Закрепление предыдущих артикуляционных упражнений. Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении, формирование умения переключения с одной артикуляционной позы на другую

1

Выполнение упражнения «Прогулка»

Развитие подвижности языка, формирование умения удерживать язык с статичном положении

1

Игра «Покажи язык»

Развитие подвижности языка, формирование умения удерживать язык с статичном положении, увеличение объема движения

1

Игра «Накажем непослушный язычок»

Совмещение и закрепление артикуляционных упражнений для губ и языка, развитие их подвижности

1

Упражнение «Качели»

Развитие кинестетических ощущений, формирование понятий «Вверх» и «Вниз», развитие подвижности языка, способности к переключению

1

Упражнения «Надуй шар», «Часики»

Развитие дыхания, умения делать глубокий вдох и медленный выдох. Развитие кинестетических ощущений, формирование понятий «Вправо» и «Влево», развитие подвижности языка, способности к переключению

1

Упражнение «Вдох – выдох»

Нормализация физиологического дыхания, формирование правильного типа физиологического дыхания

1

Упражнение «Ветер дует»

Развитие дыхания, умения делать глубокий вдох и выдох с разной силой

1

Упражнения «Одуванчики», «Снежинки»

Развитие дыхания, формирование умения регулировать силу выдоха, формирование направленной воздушной струи

1

Закрепление упражнений на нормализацию функций дыхания

Повторение и закрепление упражнений

1

Разучивание речедвигательных упражнений

Приведение упражнений, направленных на развитие грубой моторики, снятие статического напряжения

1

Игра «Пальчики - семья»

Развитие мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве

1

Игра «Ладушки»

Развитие мелкой моторики,  умения выполнять отраженные действия

1

Игра «Капуста»

Развитие мелкой моторики,  умения выполнять отраженные действия

1

Игра «Дорожка»

Развитие мелкой моторики,  умения выполнять отраженные действия

1

Игра «Цветки»

Развитие мелкой моторики,  умения выполнять отраженные действия

1

Игра «Я сержусь»

Развитие мимики, понимания эмоций

1

Игра «Я радуюсь»

Развитие мимики, понимания эмоций

1

Игра «Я удивлен»

Развитие мимики, понимания эмоций

1

Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков

Упражнение на звукоподражание

Развитие фонематического слуха, формирование активной речи, умения повторять простые звукоподражания

2

Вызывание произношения звуков

Формирование умения повторять звукоподражания, состоящие из одного звука

1

Произношение гласных

Формирование умения произносить гласные звуки, закрепление умения

3

Игра «Скажи через трубочку»

Развитие фонематического слуха, тактильного восприятия, силы и тембра голоса

2

Произношение согласных

Формирование умения произносить согласные звуки, закрепление умения

3

Произнесение слогов с изученными звуками

Закрепление умения произносить звуки, синтезировать и анализировать. Развитие фонематического восприятия

1

Повторение простых слов

Развитие фонематического анализа и синтеза, формирование умения складывать слоги в слова

1

Повторение простых словосочетаний

Развитие фонематического анализа и синтеза, формирование умения складывать слова в словосочетания

1

Сравнение «Громко - тихо».

Формирование понятий «Громко» - «Тихо». Развитие слухового восприятия, внимания, фонематического слуха, умения отличать громкие звуки от тихих.

2

Упражнения в сравнении «Громкой - тихой речи»

Закрепление понятий «Громко» - «Тихо», развитие слухового восприятия, внимания, фонематического слуха

1

«Послушай, кто гудит» - упражнение

Развитие слухового восприятия, внимания, закрепление указательного жеста

1

«Назови, что услышал» - игра

Развитие слухового восприятия, внимания, умения дифференцировать звучащие звуки, закрепление указательного жеста

2

Упражнение в различении звуков окружающей среды

Закрепление умения дифференцировать звуки окружающей среды, развитие слухового восприятия и внимания

1

Игра «Стучит - звенит»

Формирование понятий «Стучит» - «Звенит», закрепление умения дифференцировать звуки окружающей среды, развитие слухового восприятия и внимания

1

Игра «Первый звук – последний  звук»

Формирование фонематического анализа и синтеза, развитие слухового восприятия и внимания

2

Узнавание звуков по заданию

Формирование умения слушать инструкцию, развитие фонематического слуха, развитие слухового внимания и восприятия

1

Упражнение в узнавании звуков

Формирование умения слушать инструкцию, развитие фонематического слуха, развитие слухового внимания и восприятия

1

Игра «Кто подаст голос»

Формирование умения слушать инструкцию, развитие фонематического слуха, развитие слухового внимания и восприятия, умения различать голоса животных

1

Игра «Найди звук»

Формирование умения слушать инструкцию, развитие фонематического слуха, развитие слухового внимания и восприятия, развитие фонематического анализа и синтеза

1

Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи

Игрушки: кубики (сравнение большой – маленький, закрепление основных цветов)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Формирование понятий «Большой» - «Маленький», умения сравнивать предметы по величине, по цвету

1

Игрушки: кукла (описание, манипуляция по заданию)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Закрепление умения слушать инструкцию, развитие умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета

1

Овощи: помидор (описание по схеме)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Овощи». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, пользуясь опорной схемой

1

Овощи: огурец (сравнительное описание)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Овощи». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, сравнивать описываемые предметы

1

Фрукты: яблоко (описание по схеме)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Фрукты». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, пользуясь опорной схемой

1

Фрукты: банан (сравнительное описание)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Фрукты». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, сравнивать описываемые предметы

1

Дикие животные: зайка (описание «какой»?)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета. Закрепление умения отвечать на вопрос «Какой?»

1

Дикие животные: мишка (чистоговорка – загадка)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные». Развитие мышления, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета.

1

Домашние животные: собака (загадка - описание)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Домашние животные». Развитие мышления, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета.

1

Домашние животные: кошка (загадка - описание)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Домашние животные». Развитие мышления, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета.

1

Птицы (домашние): петушок (описание)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Домашние птицы». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, без опоры на схему

1

Птицы (домашние): курочка (чистоговорки)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Домашние птицы». Закрепление умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, разучивание чистоговорки

1

Птицы: воробей (чистоговорки с движениями)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Птицы». Закрепление умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, разучивание чистоговорки с движениями

1

Птицы: снегирь (описание, узнавание)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Птицы». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, узнавать предмет по описанию

1

«Попроси предметы» - игра (игрушки)

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Закрепление названий игрушек, их описания, создание ситуации выбора, закрепление бытовых жестов

1

Ситуация «Обед» (с комментированием)

Обыгрывание бытовой ситуации, закрепление умения манипулировать с предметами, комментировать действия. Развитие творческого воображения

1

Ситуация «В больнице» (с комментированием)

Обыгрывание бытовой ситуации, закрепление умения манипулировать с предметами, комментировать действия. Развитие творческого воображения

1

Ситуация «В магазине» (с комментированием)

Обыгрывание бытовой ситуации, закрепление умения манипулировать с предметами, комментировать действия. Развитие творческого воображения

1

Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

Упражнение «Мое тело»

Формирование ориентировки на собственном теле, закрепление названий частей тела

1

«Мой портрет - мое лицо» - показ описание

Формирование умения соотносить реальный объект с его графическим изображением, развитие связной описательной речи

1

Упражнение в показе частей лица

Закрепление умения слушать инструкцию, формирование ориентировки на собственном лице, закрепление названий частей лица

1

Сравнение и показ частей лица куклы и себя

Формирование умения находить части лица у себя и соотносить их с противоположным объектом, развитие связной описательной речи

1

Игра «Что есть у игрушки»

Развитие умения выделять составные части объекта, связной описательной речи, зрительного восприятия

3

Игра «Погладь по...»

Закрепление умения слушать инструкцию, ориентировки на собственном теле, на другом схожем объекте

2

Знакомство с карандашом и листом бумаги

Формирование понятий «Карандаш» и «Лист», знакомство с их свойствами и назначением, умения правильно держать карандаш, проводить линии

1

Изучение гласных

Знакомство с гласными, формирование понятий «Звук» - «Буква», их дифференциация. Формирование графического образа букв

1

Изучение согласных

Знакомство с согласными, формирование понятий «Звук» - «Буква», их дифференциация. Формирование графического образа букв

1

Письмо по штриховке

Формирование графомоторных навыков, умения обводить по штриховке

1

Письмо по точкам

Формирование графомоторных навыков, умения обводить по точкам

1

Списывание элементов букв

Формирование графомоторных навыков, умения соотносить графические образы элементов букв с их кинетическими образами

1

Чтение букв

Овладение звукобуквенными обозначениями

1

Чтение слогов

Чтение слогов, закрепление умения синтезировать буквы в слоги

1

Чтение слов

Послоговое чтение, обучение приемам синтетического чтения

1

Перспективное планирование логопедических занятий по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у детей со сложным дефектом и глубокой умственной отсталостью».

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью

Тема

Содержание

Кол-во часов

Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимание обращенной речи.

Речь – средство общения.

Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь.

1

Упражнение в употреблении жестов – отрицаний.

Формирование умения понимать жест-отрицание; сознательно использовать данный жест в общении.

3

Показ отрицания жестом.

Формирование умения сознательно использовать данный жест в общении; воспроизводить жест отраженно.

1

Игра «Нет».

Формирование умения понимать жест отрицания и использовать его в собственной речи.

1

Упражнение в употреблении жестов-утверждений.

Формирование умения понимать жест-утверждение; сознательно использовать данный жест в общении.

3

Игра «Да – нет».

Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания, закрепление жестов.

1

Игра «Покажи, не ошибись».

Формирование умения понимать и дифференцировать жесты.

1

Упражнение в употреблении жестов радости.

Формирование умения понимать жесты радости; сознательно использовать их в общении.

3

Упражнение в употреблении жестов-приветствий.

Формирование умения понимать жест-приветствие; сознательно использовать данный жест в общении.

3

Жесты печали и гнева.

Формирование умения понимать жесты печали и гнева; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении.

1

Упражнение в употреблении жестов печали и гнева.

Формирование умения понимать жесты печали и гнева; сознательно использовать их в общении.

3

Жесты просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи».

Знакомство с жестами просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи»; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении.

1

Упражнение в употреблении жестов – просьбы.

Формирование умения понимать жесты просьбы; сознательно использовать их в общении.

3

Жесты – действия.

Формирование умения употреблять жесты-действия;

1

Упражнения в употреблении жестов – действий.

Формирование умения понимать жесты-действия; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении.

3

Игра «Где мы были, мы не скажем».

Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового восприятия, внимания иразвитие зрительного восприятия.

1

Раздел 2. Развитие тонкой  и грубой моторики.

Мимическое упражнение «Хмурая туча».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

1

Мимическое упражнение «Мигалки».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

1

Мимическое упражнение «Толстый – худой».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

1

Мимическое упражнение «Радость».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

1

Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка».

Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую.

2

Упражнение «Лопаточка».

Формирование умения удерживать губы в статичном положении; выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии.

1

Упражнение «Вкусное варенье».

Развитие подвижности языка.

1

Упражнение «Качели»

Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую.

1

Пальчиковая гимнастика «Повар».

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая».

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

Пальчиковая гимнастика «Кто же это?»

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

Игра – имитация «Бадминтон».

Развитие грубой моторики; умения имитировать простейшие движения.

2

Игра – имитация «Снежинка».

Развитие грубой моторики; умения имитировать простейшие движения.

2

Речедвигательное упражнение «Повторяй за мной».

Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия.

1

Речедвигательное упражнение «Потешки».

Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия.

1

Упражнения для формирования спокойного и короткого вдоха.

Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху.

1

Упражнения для формирования длительного и плавного выдоха

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

1

Упражнения для формирования силы выдоха.

Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ.

1

Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар».

Формирование правильного типа физиологического дыхания.

1

Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки».

Развитие правильного речевого дыхания; увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.

1

Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

Игра «Где звук?»

Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания.

1

Определение нахождения звука.

Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания.

1

Игра «Стучит – звенит».

Развитие фонематического восприятия; узнавание и различение неречевых звуков.

2

Узнавание «Первый звук – последний звук».

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти; определение и различение первого звука и последнего.

1

Игра «Назови, что услышал».

Развитие фонематического восприятия; соотношение образа предмета со звучанием.

1

Повторение артикуляции гласных.

Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад гласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов гласных звуков.

1

Вызывание произношения звуков.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания.

1

Упражнение на звукоподражание.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания.

1

Уточнение произношения гласных.

Закрепление умения правильного произношения гласных звуков.

2

Произношение сочетания гласных звуков.

Формирование умения произносить сочетания гласных звуков.

1

Повторение артикуляции согласных.

Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад согласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов согласных звуков.

1

Вызывание произношения звуков.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания.

1

Упражнение на звукоподражание.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания.

1

Уточнение произношения согласных.

Закрепление умения правильного произношения согласных звуков.

2

Произношение сочетания согласных звуков.

Формирование умения произносить сочетания согласных звуков.

1

Уточнение произношения слогов.

Формирование умения произносить слоги; закрепление умения синтезировать буквы в слоги.

2

Упражнение в употреблении простых слов.

Развитие умения употреблять простые слова в речи.

2

Построение словосочетаний.

Развитие умения составлять словосочетания.

2

Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Обогащение и уточнение словаря по теме «Семья».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; закрепление общего понятия «семья».обучение правильному употреблению личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Осень».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Зима».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Фрукты».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Птицы».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Домашние животные».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Дикие животные».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; формирование умения различать диких и домашних животных; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Игрушки».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Мебель».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Части тела».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Обувь».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Посуда».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Предметы гигиены».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Продукты питания».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словаря по теме «Виды транспорта».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Упражнение «Один - много».

 Формирование навыка понимания грамматических форм словоизменения; умения различать предметы в единственном и множественном числе.

1

Действия предмета.

Формирование умения определять и называть действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям.

1

Единственное и множественное число действий.

Формирование навыка понимания грамматических форм словоизменения; умения распознавать действие в единственном и множественном числе.

1

Упражнение «Большой - маленький».

Формирование навыка понимания грамматических форм словообразования; умения различать большой и маленький объект. 

1

Цвет предмета.

Формирование умения определять цвет предмета; называть основные цвета.

1

Игра  «Назови ласково».

Формирование навыка понимания грамматических форм словообразования.

1

Построение простой фразы «Это…»

Формирование фразовой речи; умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета.

2

Упражнения в построении вопросительных предложений.

Развитие связной речи; формирование умения составлять вопросительные предложения, соблюдая интонацию.

1

Упражнение «Вопрос - ответ».

Формирование вопросно-ответной формы речи; умения понимать обращенную речь; развитие слухового восприятия и внимания.

1

Упражнение «Диалоги».

Развитие связной диалогической речи; формирование умения вести диалог; развитие слухового восприятия и внимания.

1

Упражнение «Закончи предложение».

Развитие связной диалогической речи; обучение  составлению простых предложений; развитие умения заканчивать предложение с использованием активной лексики.

2

Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

Ориентировка в схеме собственного тела.

Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела.

1

Пространственные представления  (где? куда? откуда?)

Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве.

1

Знакомство с карандашом и листом бумаги.

Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом.  

1

Ориентировка на листе бумаги.

Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол»,  «центр листа».

1

Изучение гласных букв.

Знакомство с гласными буквами; формирование навыка правильного соотношения звуков и букв; формирование графического образа.

1

Изучение согласных букв.

Знакомство с согласными буквами; формирование навыка правильного соотношения звуков и букв; формирование графического образа.

1

Обучение штриховке и обведению по контуру.

Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний.

1

Письмо по обводке и образцу.

Формирование графомоторных навыков; написание простых элементов, прямых и ломаных линий по обводке и образцу.

1

Написание элементов букв.

Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ и синтез графического образа  буквы.

1

Написание и чтение букв.

Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ и синтез графического образа  буквы; тренировка в написании изученных букв. Овладение звукобуквенными обозначениями.

1

Написание и чтение слогов.

Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ и синтез графического образа  буквы; тренировка в написании слогов с изученными буквами. Чтение данных слогов, закрепление умения синтезировать буквы в слоги.

1

Написание и чтение слов.

Формирование графомоторных навыков; проводить звукобуквенный анализ слов; тренировка в написании слов с изученными буквами. Послоговое чтение, обучение приемам синтетического чтения.

1

Список литературы:

  1. Воробьева, В.К.. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.
  2. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: 2-е издание дополненное /
  3. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007
  4. Крупенчук, О.И.  Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008
  5. Коррекционная педагогика: коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.
  6. Лиманская О.Н.,  Пятница Т.В., Башинская Т.В., Система коррекционного воздействия при моторной алалии.- М.: Сфера, 2010.
  7. Маллер А.Р, Цикото Г.В. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей.-М.: 1983.
  8. Маллер А.Р, Цикото Г.В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. –М.:Академия, 2003.
  9. Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей-алаликов.-М.: Просвещение, 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических  занятий, а подразумев...

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...

Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости

Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости включает в себя несколько разделов и имеет подробное о...

Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант 1 - 4 классы

Введение курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» на первом этапе обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обусловлено необходимостью корр...

Мониторинг развития устной и письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью. 5-7 классы

Мониторинг развития устной и письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью разработан для прослеживания результатов коррекционной работы осуществляемой на логопедических занятиях....

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)

Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отстало...