Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости
рабочая программа на тему
Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью на основании программ А.Р.Маллер, Г.В. Цикото «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», и методических рекомендаций по логопедии В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы, Т.В. Башинской В.И. Рождественскойи др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 81.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная школа №78) VIII вида»
Коррекционная программа
по логопедии по курсу
«Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости»
Составитель программы:
учитель-логопед
Новокузнецк
2014
Содержание:
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Логопедические занятия. Обучающиеся с РДА
- Логопедические занятия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью
- Перспективное планирование логопедических занятий по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у детей со сложным дефектом и глубокой умственной отсталостью»
- Обучающиеся с РДА
- Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью
- Список литературы
Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью на основании программ А.Р.Маллер, Г.В. Цикото «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», и методических рекомендаций по логопедии В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы, Т.В. Башинской В.И. Рождественскойи др.
Программа рассчитана на 1 год обучения и составлена на 120 часов.
Особенность учебного процесса: основное логопедической заключение обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - системное недоразвитие речи разного уровня. Все обучающиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи.
Главная цель обучения обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - развитие коммуникативных навыков.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматический строй речи;
- развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
- воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
Отличительная черта курса: коррекционная работа с обучающимися ведется по следующим направлениям:
- для обучающихся с РДА;
- для обучающихся с глубокой умственной отсталостью.
Курс представлен следующими разделами:
- Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи
В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, умения различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции. А также ведется работа по развитию общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты.
- Развитие тонкой и грубой моторики.
Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, формирование правильного типа физиологического и речевого дыхания, направленной воздушной струи; мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики. Данные задачи решаются за счет различных игр и упражнений.
- Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений, коррекция просодической стороны речи; формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; корригирование звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.
- Формирование лексико-грамматического строя речи
В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и словообразования; формирование и развитие связной речи.
- Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте.
Раздел включает формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита, дифференциация понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Для обучающихся с РДА приоритетным является раздел «Понимание обращенной речи и формирование жестовой речи»
Принципы логопедической работы:
- Личностное ориентирование – учет психо - эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у обучающихся данных категорий выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными обучающимися. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый обучающийся требует своего подхода. На занятиях важна динамика обучающегося. Важно отличать, когда и как переключить внимание обучающегося.;
- Эмоциональный резонанс и поддержка - создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. На занятиях нужно создавать обучающемуся такие условия, чтобы у него возникла потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала привычной и необходимой требуется очень много времени.;
- Взаимодействие с родителями, воспитателем, педагогом, педагогом-психологом. Связь логопеда с родителями и педагогами обеспечивает закрепление и востребовательность приобретенных навыков в повседневной жизни.
- Игровой контекст занятий - формирование положительной мотивации обучения. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключить обучающегося с одного вида деятельности на другой.
- Преподавание курса связано с содержанием других курсов для глубоко умственно отсталых обучающихся - «Развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Предметно практическая деятельность» и опирается на их содержание.
- Учет концентрического принципа размещения учебного материала.
Основные формы организации учебного процесса: индивидуальные занятия, групповые занятия.
Основные средства: сюжетные картинки, разрезные картинки, предметные картинки, дидактические игры, игрушки, пособия.
Основные методы:
- практические (игры, упражнения);
- наглядные (демонстрация, иллюстрации);
- словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).
Контроль результатов освоения коррекционной программы осуществляется в виде стартового и итогового контроля в следующих формах:
- наблюдение;
- работа с карточками;
- выполнение продуктивных заданий.
Требования к результатам освоения коррекционной программы
Обучающиеся должны знать:
-значение бытовых жестов;
-названия окружающих предметов и их назначение;
-отдельные звуки и буквы
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться общим и речевым подражанием;
-использовать простые бытовые жесты;
-понимать обращенную речь;
-использовать в собственной речи звукоподражания;
-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;
-писать отдельные буквы, по обводке и самостоятельно
Тематический план
Обучающиеся с РДА
(4 часа в неделю, всего 120 часов)
Раздел | Название раздела | Количество часов |
Раздел 1 | Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | 34 |
Раздел 2 | Развитие тонкой и грубой моторики. | 21 |
Раздел 3 | Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | 29 |
Раздел 4 | Формирование лексико-грамматического строя речи | 18 |
Раздел 5 | Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | 18 |
Всего: 120 |
Логопедические занятия
Обучающиеся с РДА
1-2Б,2В,4-6Б класс
(4 часа в неделю, всего 120 часов)
№ п\п | Название раздела, темы | Дата проведения | ||
1-2Б | 2В | 4-6Б | ||
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | ||||
1 | Игра «Где ты?» | |||
2 | Закрепление игры «Где ты?» | |||
3 | Повторение игры «Где ты?» | |||
4 | Игра «Где звук» | |||
5 | Закрепление игры «Где звук» | |||
6 | Определение нахождения звука | |||
7 | Различение звуков окружающей среды | |||
8 | Игра «Привет! Пока!» | |||
9 | Повторение игры «Привет! Пока!» | |||
10 | Закрепление игры «Привет! Пока!» | |||
11 | Игра «Нет» | |||
12 | Игра «Да - нет» | |||
13 | Закрепление игры «Да - нет» | |||
14 | Игра «На! Дай!» | |||
15 | Закрепление игры «На! Дай!» | |||
16 | Игра «Дай предмет» | |||
17 | Повторение игры «Дай предмет» | |||
18 | Закрепление игры «Дай предмет» | |||
19 | Игра «Выполни команду» | |||
20 | Повторение игры «Выполни команду» | |||
21 | Закрепление игры «Выполни команду» | |||
22 | Игра «С кем мы хотим поиграть? Покажи!» | |||
23 | Закрепление игры «С кем мы хотим поиграть? Покажи!» | |||
24 | Упражнение «Я - сам!» | |||
25 | Упражнения в выполнении заданий «Я - сам!» | |||
26 | Закрепление упражнений «Я - сам!» | |||
27 | Игра «Собери корзинку» | |||
28 | Закрепление игры «Собери корзинку» | |||
29 | Повторение игры «Собери корзинку» | |||
30 | Игра «У кого картинка?» | |||
31 | Игра «Покажи, не ошибись» | |||
32 | Упражнение «Отгадай загадку - покажи отгадку» | |||
33 | Повторение упражнения «Отгадай загадку - покажи отгадку» | |||
34 | Закрепление упражнения «Отгадай загадку - покажи отгадку» | |||
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. | ||||
35 | Артикуляционное упражнение «Улыбка» | |||
36 | Артикуляционное упражнение «Трубочка» | |||
37 | Артикуляционное упражнение «Играем на гармошке» | |||
38 | Выполнение упражнения «Прогулка» | |||
39 | Игра «Покажи язык» | |||
40 | Игра «Накажем непослушный язычок» | |||
41 | Упражнение «Качели» | |||
42 | Упражнения «Надуй шар», «Часики» | |||
43 | Упражнение «Вдох – выдох» | |||
44 | Упражнение «Ветер дует» | |||
45 | Упражнения «Одуванчики», «Снежинки» | |||
46 | Закрепление упражнений на нормализацию функций дыхания | |||
47 | Разучивание речедвигательных упражнений | |||
48 | Игра «Пальчики - семья» | |||
49 | Игра «Ладушки» | |||
50 | Игра «Капуста» | |||
51 | Игра «Дорожка» | |||
52 | Игра «Цветки» | |||
53 | Игра «Я сержусь» | |||
54 | Игра «Я радуюсь» | |||
55 | Игра «Я удивлен» | |||
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков | ||||
56 | Упражнение на звукоподражание | |||
57 | Повторение упражнения на звукоподражание | |||
58 | Вызывание произношения звуков | |||
59 | Произношение гласных | |||
60 | Повторение артикуляции гласных | |||
61 | Закрепление артикуляции гласных | |||
62 | Игра «Скажи через трубочку» | |||
63 | Закрепление игры «Скажи через трубочку» | |||
64 | Произношение согласных | |||
65 | Повторение артикуляции согласных | |||
66 | Закрепление артикуляции согласных | |||
67 | Произнесение слогов с изученными звуками | |||
68 | Повторение простых слов | |||
69 | Повторение простых словосочетаний | |||
70 | Сравнение «Громко - тихо». | |||
71 | Упражнения в сравнении «Громкой - тихой речи» | |||
72 | Закрепление понятий «Громко - тихо» | |||
73 | «Послушай, кто гудит» - упражнение | |||
74 | «Назови, что услышал» - игра | |||
75 | Упражнение в различении звуков окружающей среды | |||
76 | Повторение игры «Назови, что услышал» | |||
77 | Игра «Стучит - звенит» | |||
78 | Игра «Первый звук – последний звук» | |||
79 | Закрепление игры «Первый звук – последний звук» | |||
80 | Узнавание звуков по заданию | |||
81 | Упражнение в узнавании звуков | |||
82 | Закрепление упражнений в узнавании звуков | |||
83 | Игра «Кто подаст голос» | |||
84 | Игра «Найди звук» | |||
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи | ||||
85 | Игрушки: кубики (сравнение большой – маленький, закрепление основных цветов) | |||
86 | Игрушки: кукла (описание, манипуляция по заданию) | |||
87 | Овощи: помидор (описание по схеме) | |||
88 | Овощи: огурец (сравнительное описание) | |||
89 | Фрукты: яблоко (описание по схеме) | |||
90 | Фрукты: банан (сравнительное описание) | |||
91 | Дикие животные: зайка (описание «какой»?) | |||
92 | Дикие животные: мишка (чистоговорка – загадка) | |||
93 | Домашние животные: собака (загадка - описание) | |||
94 | Домашние животные: кошка (загадка - описание) | |||
95 | Птицы (домашние): петушок (описание) | |||
96 | Птицы (домашние): курочка (чистоговорки) | |||
97 | Птицы: воробей (чистоговорки с движениями) | |||
98 | Птицы: снегирь (описание, узнавание) | |||
99 | «Попроси предметы» - игра (игрушки) | |||
100 | Ситуация «Обед» (с комментированием) | |||
101 | Ситуация «В больнице» (с комментированием) | |||
102 | Ситуация «В магазине» (с комментированием) | |||
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | ||||
103 | Упражнение «Мое тело» | |||
104 | «Мой портрет - мое лицо» - показ описание | |||
105 | Упражнение в показе частей лица | |||
106 | Сравнение и показ частей лица куклы и себя | |||
107 | Игра «Что есть у игрушки» | |||
108 | Повторение игры «Что есть у игрушки» | |||
109 | Закрепление игры «Что есть у игрушки» | |||
110 | Игра «Погладь по...» | |||
111 | Повторение игры «Погладь по.. » | |||
112 | Знакомство с карандашом и листом бумаги | |||
113 | Изучение гласных | |||
114 | Изучение согласных | |||
115 | Письмо по штриховке | |||
116 | Письмо по точкам | |||
117 | Списывание элементов букв | |||
118 | Чтение букв | |||
119 | Чтение слогов | |||
120 | Чтение слов |
Тематический план
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью
(4 часа в неделю, всего 120 часов)
Раздел | Название раздела | Количество часов |
Раздел 1 | Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | 30 |
Раздел 2 | Развитие тонкой и грубой моторики. | 24 |
Раздел 3 | Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | 24 |
Раздел 4 | Формирование лексико-грамматического строя речи | 30 |
Раздел 5 | Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | 12 |
Всего: 120 |
Логопедические занятия
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью
(4 часа в неделю, всего 120 часов)
№ п\п | Название раздела, темы | Дата проведения | ||
1-2Б | 2В | 4-6Б | ||
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | ||||
1 | Речь – средство общения. | |||
2 | Знакомство с жестами-отрицаниями. | |||
3 | Упражнение в употреблении жестов – отрицаний. | |||
4 | Показ отрицания жестом. | |||
5 | Закрепление употребления жестов – отрицаний. | |||
6 | Игра «Нет». | |||
7 | Знакомство с жестами-утверждениями. | |||
8 | Упражнение в употреблении жестов-утверждений. | |||
9 | Закрепление употребления жестов-утверждений. | |||
10 | Игра «Да – нет». | |||
11 | Игра «Покажи, не ошибись». | |||
12 | Упражнение в употреблении жестов радости. | |||
13 | Повторение упражнения в употреблении жестов радости. | |||
14 | Закрепление употребления жестов радости. | |||
15 | Упражнение в употреблении жестов-приветствий. | |||
16 | Повторение упражнения в употреблении жестов-приветствий. | |||
17 | Закрепление употребления жестов – приветствий. | |||
18 | Жесты печали и гнева. | |||
19 | Упражнение в употреблении жестов печали и гнева. | |||
20 | Повторение упражнения в употреблении жестов печали и гнева. | |||
21 | Закрепление употребления жестов печали и гнева. | |||
22 | Жесты просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи». | |||
23 | Упражнение в употреблении жестов – просьбы. | |||
24 | Повторение упражнения в употреблении жестов-просьбы. | |||
25 | Закрепление употребления жестов – просьбы. | |||
26 | Жесты – действия. | |||
27 | Упражнения в употреблении жестов – действий. | |||
28 | Повторение упражнения в употреблении жестов – действий. | |||
29 | Закрепление использования жестов – действий. | |||
30 | Игра «Где мы были, мы не скажем». | |||
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. | ||||
31 | Мимическое упражнение «Хмурая туча». | |||
32 | Мимическое упражнение «Мигалки». | |||
33 | Мимическое упражнение «Толстый – худой». | |||
34 | Мимическое упражнение «Радость». | |||
35 | Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка». | |||
36 | Закрепление упражнений «Улыбочка», «Трубочка». | |||
37 | Упражнение «Лопаточка». | |||
38 | Упражнение «Вкусное варенье». | |||
39 | Упражнение «Качели». | |||
40 | Пальчиковая гимнастика «Повар». | |||
41 | Пальчиковая гимнастика «Кап-кап». | |||
42 | Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая». | |||
43 | Пальчиковая гимнастика «Кто же это?» | |||
44 | Игра – имитация «Бадминтон». | |||
45 | Повторение игры – имитации «Бадминтон». | |||
46 | Игра – имитация «Снежинка». | |||
47 | Повторение игры – имитации «Снежинка». | |||
48 | Речедвигательное упражнение «Повторяй за мной». | |||
49 | Речедвигательное упражнение «Потешки». | |||
50 | Упражнения для формирования спокойного и короткого вдоха. | |||
51 | Упражнения для формирования длительного и плавного выдоха | |||
52 | Упражнения для формирования силы выдоха. | |||
53 | Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар». | |||
54 | Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки». | |||
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков | ||||
55 | Игра «Где звук?» | |||
56 | Определение нахождения звука. | |||
57 | Игра «Стучит – звенит». | |||
58 | Закрепление игры «Стучит – звенит». | |||
59 | Узнавание «Первый звук – последний звук». | |||
60 | Игра «Назови, что услышал». | |||
61 | Повторение артикуляции гласных. | |||
62 | Вызывание произношения звуков. | |||
63 | Упражнение на звукоподражание. | |||
64 | Уточнение произношения гласных. | |||
65 | Повторение произношения гласных. | |||
66 | Произношение сочетания гласных звуков. | |||
67 | Повторение артикуляции согласных. | |||
68 | Вызывание произношения звуков. | |||
69 | Упражнение на звукоподражание. | |||
70 | Уточнение произношения согласных. | |||
71 | Повторение произношения согласных. | |||
72 | Произношение сочетания согласных звуков. | |||
73 | Уточнение произношения слогов. | |||
74 | Повторение произношения слогов. | |||
75 | Упражнение в употреблении простых слов. | |||
76 | Закрепление умения употреблять в речи простые слова. | |||
77 | Построение словосочетаний. | |||
78 | Закрепление умения правильного построения словосочетаний. | |||
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи | ||||
79 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Семья». | |||
80 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Осень». | |||
81 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Зима». | |||
82 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи». | |||
83 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Фрукты». | |||
84 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Птицы». | |||
85 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Домашние животные». | |||
86 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Дикие животные». | |||
87 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Игрушки». | |||
88 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Мебель». | |||
89 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Части тела». | |||
90 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда». | |||
91 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Обувь». | |||
92 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Посуда». | |||
93 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Предметы гигиены». | |||
94 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Продукты питания». | |||
95 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Виды транспорта». | |||
96 | Упражнение «Один - много». | |||
97 | Действия предмета. | |||
98 | Единственное и множественное число действий. | |||
99 | Упражнение «Большой - маленький». | |||
100 | Цвет предмета. | |||
101 | Игра «Назови ласково». | |||
102 | Построение простой фразы «Это…» | |||
103 | Упражнение в построении простой фразы «Это…» | |||
104 | Упражнения в построении вопросительных предложений. | |||
105 | Упражнение «Вопрос - ответ». | |||
106 | Упражнение «Диалоги». | |||
107 | Упражнение «Закончи предложение». | |||
108 | Закрепление упражнения «Закончи предложение». | |||
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | ||||
109 | Ориентировка в схеме собственного тела. | |||
110 | Пространственные представления (где? куда? откуда?) | |||
111 | Знакомство с карандашом и листом бумаги. | |||
112 | Ориентировка на листе бумаги. | |||
113 | Изучение гласных букв. | |||
114 | Изучение согласных букв. | |||
115 | Обучение штриховке и обведению по контуру. | |||
116 | Письмо по обводке и образцу. | |||
117 | Написание элементов букв. | |||
118 | Написание и чтение букв. | |||
119 | Написание и чтение слогов. | |||
120 | Написание и чтение слов. |
Перспективное планирование логопедических занятий по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у детей со сложным дефектом и глубокой умственной отсталостью»
Обучающиеся с РДА
Тема | Содержание | Количество часов |
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | ||
Игра «Где ты?» | Формирование указательного жеста, привлечение внимания к обращенной речи, нахождение себя в зеркале | 3 |
Игра «Где звук?» | Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, развитие слухового восприятия | 2 |
Определение нахождения звука | Развитие слухового восприятия, определение нахождения звука в пространстве | 1 |
Различение звуков окружающей среды | Формирование умения дифференцировать звучащие неречевые звуки, определение нахождения звука в пространстве, развитие слухового восприятия | 1 |
Игра «Привет! Пока!» | Привлечение внимания к обращенной речи, формирование умения понимать жесты приветствия и прощания и использовать их в собственной речи | 3 |
Игра «Нет» | Привлечение внимания к обращенной речи, формирование умения понимать жест отрицания и использовать его в собственной речи | 1 |
Игра «Да - нет» | Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания, закрепление жестов | 2 |
Игра «На! Дай!» | Формирование умения понимать обращенную речь, простые инструкции, жест просьбы | 2 |
Игра «Дай предмет» | Формирование умения понимать просьбу, выполнять простую инструкцию | 3 |
Игра «Выполни команду» | Формирование умения слушать и понимать обращенную речь, понимать и выполнять простые инструкции | 3 |
Игра «С кем мы хотим поиграть? Покажи!» | Закрепление указательного жеста, закрепление понимания обращенной речи, простых инструкций. Создание ситуации выбора | 2 |
Упражнение «Я - сам!» | Привлечение внимания к обращенной речи, понимания простых инструкций | 3 |
Игра «Собери корзинку» | Привлечение внимания к обращенной речи, понимания последовательных инструкций | 3 |
Игра «У кого картинка?» | Привлечение внимания к обращенной речи, формирование указательного жеста, развитие внимания | 1 |
Игра «Покажи, не ошибись» | Закрепление указательного жеста, закрепление понимания обращенной речи, простых инструкций. | 1 |
Упражнение «Отгадай загадку - покажи отгадку» | Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового восприятия, развитие зрительного восприятия | 3 |
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. | ||
Артикуляционное упражнение «Улыбка» | Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении | 1 |
Артикуляционное упражнение «Трубочка» | Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении | 1 |
Артикуляционное упражнение «Играем на гармошке» | Закрепление предыдущих артикуляционных упражнений. Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении, формирование умения переключения с одной артикуляционной позы на другую | 1 |
Выполнение упражнения «Прогулка» | Развитие подвижности языка, формирование умения удерживать язык с статичном положении | 1 |
Игра «Покажи язык» | Развитие подвижности языка, формирование умения удерживать язык с статичном положении, увеличение объема движения | 1 |
Игра «Накажем непослушный язычок» | Совмещение и закрепление артикуляционных упражнений для губ и языка, развитие их подвижности | 1 |
Упражнение «Качели» | Развитие кинестетических ощущений, формирование понятий «Вверх» и «Вниз», развитие подвижности языка, способности к переключению | 1 |
Упражнения «Надуй шар», «Часики» | Развитие дыхания, умения делать глубокий вдох и медленный выдох. Развитие кинестетических ощущений, формирование понятий «Вправо» и «Влево», развитие подвижности языка, способности к переключению | 1 |
Упражнение «Вдох – выдох» | Нормализация физиологического дыхания, формирование правильного типа физиологического дыхания | 1 |
Упражнение «Ветер дует» | Развитие дыхания, умения делать глубокий вдох и выдох с разной силой | 1 |
Упражнения «Одуванчики», «Снежинки» | Развитие дыхания, формирование умения регулировать силу выдоха, формирование направленной воздушной струи | 1 |
Закрепление упражнений на нормализацию функций дыхания | Повторение и закрепление упражнений | 1 |
Разучивание речедвигательных упражнений | Приведение упражнений, направленных на развитие грубой моторики, снятие статического напряжения | 1 |
Игра «Пальчики - семья» | Развитие мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве | 1 |
Игра «Ладушки» | Развитие мелкой моторики, умения выполнять отраженные действия | 1 |
Игра «Капуста» | Развитие мелкой моторики, умения выполнять отраженные действия | 1 |
Игра «Дорожка» | Развитие мелкой моторики, умения выполнять отраженные действия | 1 |
Игра «Цветки» | Развитие мелкой моторики, умения выполнять отраженные действия | 1 |
Игра «Я сержусь» | Развитие мимики, понимания эмоций | 1 |
Игра «Я радуюсь» | Развитие мимики, понимания эмоций | 1 |
Игра «Я удивлен» | Развитие мимики, понимания эмоций | 1 |
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков | ||
Упражнение на звукоподражание | Развитие фонематического слуха, формирование активной речи, умения повторять простые звукоподражания | 2 |
Вызывание произношения звуков | Формирование умения повторять звукоподражания, состоящие из одного звука | 1 |
Произношение гласных | Формирование умения произносить гласные звуки, закрепление умения | 3 |
Игра «Скажи через трубочку» | Развитие фонематического слуха, тактильного восприятия, силы и тембра голоса | 2 |
Произношение согласных | Формирование умения произносить согласные звуки, закрепление умения | 3 |
Произнесение слогов с изученными звуками | Закрепление умения произносить звуки, синтезировать и анализировать. Развитие фонематического восприятия | 1 |
Повторение простых слов | Развитие фонематического анализа и синтеза, формирование умения складывать слоги в слова | 1 |
Повторение простых словосочетаний | Развитие фонематического анализа и синтеза, формирование умения складывать слова в словосочетания | 1 |
Сравнение «Громко - тихо». | Формирование понятий «Громко» - «Тихо». Развитие слухового восприятия, внимания, фонематического слуха, умения отличать громкие звуки от тихих. | 2 |
Упражнения в сравнении «Громкой - тихой речи» | Закрепление понятий «Громко» - «Тихо», развитие слухового восприятия, внимания, фонематического слуха | 1 |
«Послушай, кто гудит» - упражнение | Развитие слухового восприятия, внимания, закрепление указательного жеста | 1 |
«Назови, что услышал» - игра | Развитие слухового восприятия, внимания, умения дифференцировать звучащие звуки, закрепление указательного жеста | 2 |
Упражнение в различении звуков окружающей среды | Закрепление умения дифференцировать звуки окружающей среды, развитие слухового восприятия и внимания | 1 |
Игра «Стучит - звенит» | Формирование понятий «Стучит» - «Звенит», закрепление умения дифференцировать звуки окружающей среды, развитие слухового восприятия и внимания | 1 |
Игра «Первый звук – последний звук» | Формирование фонематического анализа и синтеза, развитие слухового восприятия и внимания | 2 |
Узнавание звуков по заданию | Формирование умения слушать инструкцию, развитие фонематического слуха, развитие слухового внимания и восприятия | 1 |
Упражнение в узнавании звуков | Формирование умения слушать инструкцию, развитие фонематического слуха, развитие слухового внимания и восприятия | 1 |
Игра «Кто подаст голос» | Формирование умения слушать инструкцию, развитие фонематического слуха, развитие слухового внимания и восприятия, умения различать голоса животных | 1 |
Игра «Найди звук» | Формирование умения слушать инструкцию, развитие фонематического слуха, развитие слухового внимания и восприятия, развитие фонематического анализа и синтеза | 1 |
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи | ||
Игрушки: кубики (сравнение большой – маленький, закрепление основных цветов) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Формирование понятий «Большой» - «Маленький», умения сравнивать предметы по величине, по цвету | 1 |
Игрушки: кукла (описание, манипуляция по заданию) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Закрепление умения слушать инструкцию, развитие умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета | 1 |
Овощи: помидор (описание по схеме) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Овощи». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, пользуясь опорной схемой | 1 |
Овощи: огурец (сравнительное описание) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Овощи». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, сравнивать описываемые предметы | 1 |
Фрукты: яблоко (описание по схеме) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Фрукты». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, пользуясь опорной схемой | 1 |
Фрукты: банан (сравнительное описание) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Фрукты». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, сравнивать описываемые предметы | 1 |
Дикие животные: зайка (описание «какой»?) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета. Закрепление умения отвечать на вопрос «Какой?» | 1 |
Дикие животные: мишка (чистоговорка – загадка) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные». Развитие мышления, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета. | 1 |
Домашние животные: собака (загадка - описание) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Домашние животные». Развитие мышления, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета. | 1 |
Домашние животные: кошка (загадка - описание) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Домашние животные». Развитие мышления, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета. | 1 |
Птицы (домашние): петушок (описание) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Домашние птицы». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, без опоры на схему | 1 |
Птицы (домашние): курочка (чистоговорки) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Домашние птицы». Закрепление умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, разучивание чистоговорки | 1 |
Птицы: воробей (чистоговорки с движениями) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Птицы». Закрепление умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, разучивание чистоговорки с движениями | 1 |
Птицы: снегирь (описание, узнавание) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Птицы». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, узнавать предмет по описанию | 1 |
«Попроси предметы» - игра (игрушки) | Обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Закрепление названий игрушек, их описания, создание ситуации выбора, закрепление бытовых жестов | 1 |
Ситуация «Обед» (с комментированием) | Обыгрывание бытовой ситуации, закрепление умения манипулировать с предметами, комментировать действия. Развитие творческого воображения | 1 |
Ситуация «В больнице» (с комментированием) | Обыгрывание бытовой ситуации, закрепление умения манипулировать с предметами, комментировать действия. Развитие творческого воображения | 1 |
Ситуация «В магазине» (с комментированием) | Обыгрывание бытовой ситуации, закрепление умения манипулировать с предметами, комментировать действия. Развитие творческого воображения | 1 |
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | ||
Упражнение «Мое тело» | Формирование ориентировки на собственном теле, закрепление названий частей тела | 1 |
«Мой портрет - мое лицо» - показ описание | Формирование умения соотносить реальный объект с его графическим изображением, развитие связной описательной речи | 1 |
Упражнение в показе частей лица | Закрепление умения слушать инструкцию, формирование ориентировки на собственном лице, закрепление названий частей лица | 1 |
Сравнение и показ частей лица куклы и себя | Формирование умения находить части лица у себя и соотносить их с противоположным объектом, развитие связной описательной речи | 1 |
Игра «Что есть у игрушки» | Развитие умения выделять составные части объекта, связной описательной речи, зрительного восприятия | 3 |
Игра «Погладь по...» | Закрепление умения слушать инструкцию, ориентировки на собственном теле, на другом схожем объекте | 2 |
Знакомство с карандашом и листом бумаги | Формирование понятий «Карандаш» и «Лист», знакомство с их свойствами и назначением, умения правильно держать карандаш, проводить линии | 1 |
Изучение гласных | Знакомство с гласными, формирование понятий «Звук» - «Буква», их дифференциация. Формирование графического образа букв | 1 |
Изучение согласных | Знакомство с согласными, формирование понятий «Звук» - «Буква», их дифференциация. Формирование графического образа букв | 1 |
Письмо по штриховке | Формирование графомоторных навыков, умения обводить по штриховке | 1 |
Письмо по точкам | Формирование графомоторных навыков, умения обводить по точкам | 1 |
Списывание элементов букв | Формирование графомоторных навыков, умения соотносить графические образы элементов букв с их кинетическими образами | 1 |
Чтение букв | Овладение звукобуквенными обозначениями | 1 |
Чтение слогов | Чтение слогов, закрепление умения синтезировать буквы в слоги | 1 |
Чтение слов | Послоговое чтение, обучение приемам синтетического чтения | 1 |
Перспективное планирование логопедических занятий по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у детей со сложным дефектом и глубокой умственной отсталостью».
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью
Тема | Содержание | Кол-во часов |
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимание обращенной речи. | ||
Речь – средство общения. | Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь. | 1 |
Упражнение в употреблении жестов – отрицаний. | Формирование умения понимать жест-отрицание; сознательно использовать данный жест в общении. | 3 |
Показ отрицания жестом. | Формирование умения сознательно использовать данный жест в общении; воспроизводить жест отраженно. | 1 |
Игра «Нет». | Формирование умения понимать жест отрицания и использовать его в собственной речи. | 1 |
Упражнение в употреблении жестов-утверждений. | Формирование умения понимать жест-утверждение; сознательно использовать данный жест в общении. | 3 |
Игра «Да – нет». | Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания, закрепление жестов. | 1 |
Игра «Покажи, не ошибись». | Формирование умения понимать и дифференцировать жесты. | 1 |
Упражнение в употреблении жестов радости. | Формирование умения понимать жесты радости; сознательно использовать их в общении. | 3 |
Упражнение в употреблении жестов-приветствий. | Формирование умения понимать жест-приветствие; сознательно использовать данный жест в общении. | 3 |
Жесты печали и гнева. | Формирование умения понимать жесты печали и гнева; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении. | 1 |
Упражнение в употреблении жестов печали и гнева. | Формирование умения понимать жесты печали и гнева; сознательно использовать их в общении. | 3 |
Жесты просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи». | Знакомство с жестами просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи»; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении. | 1 |
Упражнение в употреблении жестов – просьбы. | Формирование умения понимать жесты просьбы; сознательно использовать их в общении. | 3 |
Жесты – действия. | Формирование умения употреблять жесты-действия; | 1 |
Упражнения в употреблении жестов – действий. | Формирование умения понимать жесты-действия; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении. | 3 |
Игра «Где мы были, мы не скажем». | Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового восприятия, внимания иразвитие зрительного восприятия. | 1 |
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. | ||
Мимическое упражнение «Хмурая туча». | Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного понимания эмоций. | 1 |
Мимическое упражнение «Мигалки». | Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного понимания эмоций. | 1 |
Мимическое упражнение «Толстый – худой». | Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного понимания эмоций. | 1 |
Мимическое упражнение «Радость». | Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного понимания эмоций. | 1 |
Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка». | Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую. | 2 |
Упражнение «Лопаточка». | Формирование умения удерживать губы в статичном положении; выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии. | 1 |
Упражнение «Вкусное варенье». | Развитие подвижности языка. | 1 |
Упражнение «Качели» | Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую. | 1 |
Пальчиковая гимнастика «Повар». | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 |
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап». | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 |
Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая». | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 |
Пальчиковая гимнастика «Кто же это?» | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 |
Игра – имитация «Бадминтон». | Развитие грубой моторики; умения имитировать простейшие движения. | 2 |
Игра – имитация «Снежинка». | Развитие грубой моторики; умения имитировать простейшие движения. | 2 |
Речедвигательное упражнение «Повторяй за мной». | Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия. | 1 |
Речедвигательное упражнение «Потешки». | Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия. | 1 |
Упражнения для формирования спокойного и короткого вдоха. | Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху. | 1 |
Упражнения для формирования длительного и плавного выдоха | Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. | 1 |
Упражнения для формирования силы выдоха. | Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ. | 1 |
Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар». | Формирование правильного типа физиологического дыхания. | 1 |
Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки». | Развитие правильного речевого дыхания; увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. | 1 |
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | ||
Игра «Где звук?» | Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания. | 1 |
Определение нахождения звука. | Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания. | 1 |
Игра «Стучит – звенит». | Развитие фонематического восприятия; узнавание и различение неречевых звуков. | 2 |
Узнавание «Первый звук – последний звук». | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти; определение и различение первого звука и последнего. | 1 |
Игра «Назови, что услышал». | Развитие фонематического восприятия; соотношение образа предмета со звучанием. | 1 |
Повторение артикуляции гласных. | Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад гласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов гласных звуков. | 1 |
Вызывание произношения звуков. | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания. | 1 |
Упражнение на звукоподражание. | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания. | 1 |
Уточнение произношения гласных. | Закрепление умения правильного произношения гласных звуков. | 2 |
Произношение сочетания гласных звуков. | Формирование умения произносить сочетания гласных звуков. | 1 |
Повторение артикуляции согласных. | Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад согласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов согласных звуков. | 1 |
Вызывание произношения звуков. | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания. | 1 |
Упражнение на звукоподражание. | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания. | 1 |
Уточнение произношения согласных. | Закрепление умения правильного произношения согласных звуков. | 2 |
Произношение сочетания согласных звуков. | Формирование умения произносить сочетания согласных звуков. | 1 |
Уточнение произношения слогов. | Формирование умения произносить слоги; закрепление умения синтезировать буквы в слоги. | 2 |
Упражнение в употреблении простых слов. | Развитие умения употреблять простые слова в речи. | 2 |
Построение словосочетаний. | Развитие умения составлять словосочетания. | 2 |
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. | ||
Обогащение и уточнение словаря по теме «Семья». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; закрепление общего понятия «семья».обучение правильному употреблению личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин). | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Осень». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Зима». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Фрукты». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Птицы». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Домашние животные». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Дикие животные». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; формирование умения различать диких и домашних животных; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Игрушки». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Мебель». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Части тела». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Обувь». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Посуда». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Предметы гигиены». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Продукты питания». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Виды транспорта». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
Упражнение «Один - много». | Формирование навыка понимания грамматических форм словоизменения; умения различать предметы в единственном и множественном числе. | 1 |
Действия предмета. | Формирование умения определять и называть действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям. | 1 |
Единственное и множественное число действий. | Формирование навыка понимания грамматических форм словоизменения; умения распознавать действие в единственном и множественном числе. | 1 |
Упражнение «Большой - маленький». | Формирование навыка понимания грамматических форм словообразования; умения различать большой и маленький объект. | 1 |
Цвет предмета. | Формирование умения определять цвет предмета; называть основные цвета. | 1 |
Игра «Назови ласково». | Формирование навыка понимания грамматических форм словообразования. | 1 |
Построение простой фразы «Это…» | Формирование фразовой речи; умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета. | 2 |
Упражнения в построении вопросительных предложений. | Развитие связной речи; формирование умения составлять вопросительные предложения, соблюдая интонацию. | 1 |
Упражнение «Вопрос - ответ». | Формирование вопросно-ответной формы речи; умения понимать обращенную речь; развитие слухового восприятия и внимания. | 1 |
Упражнение «Диалоги». | Развитие связной диалогической речи; формирование умения вести диалог; развитие слухового восприятия и внимания. | 1 |
Упражнение «Закончи предложение». | Развитие связной диалогической речи; обучение составлению простых предложений; развитие умения заканчивать предложение с использованием активной лексики. | 2 |
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | ||
Ориентировка в схеме собственного тела. | Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела. | 1 |
Пространственные представления (где? куда? откуда?) | Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве. | 1 |
Знакомство с карандашом и листом бумаги. | Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом. | 1 |
Ориентировка на листе бумаги. | Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол», «центр листа». | 1 |
Изучение гласных букв. | Знакомство с гласными буквами; формирование навыка правильного соотношения звуков и букв; формирование графического образа. | 1 |
Изучение согласных букв. | Знакомство с согласными буквами; формирование навыка правильного соотношения звуков и букв; формирование графического образа. | 1 |
Обучение штриховке и обведению по контуру. | Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний. | 1 |
Письмо по обводке и образцу. | Формирование графомоторных навыков; написание простых элементов, прямых и ломаных линий по обводке и образцу. | 1 |
Написание элементов букв. | Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ и синтез графического образа буквы. | 1 |
Написание и чтение букв. | Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ и синтез графического образа буквы; тренировка в написании изученных букв. Овладение звукобуквенными обозначениями. | 1 |
Написание и чтение слогов. | Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ и синтез графического образа буквы; тренировка в написании слогов с изученными буквами. Чтение данных слогов, закрепление умения синтезировать буквы в слоги. | 1 |
Написание и чтение слов. | Формирование графомоторных навыков; проводить звукобуквенный анализ слов; тренировка в написании слов с изученными буквами. Послоговое чтение, обучение приемам синтетического чтения. | 1 |
Список литературы:
- Воробьева, В.К.. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.
- Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: 2-е издание дополненное /
- В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007
- Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008
- Коррекционная педагогика: коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.
- Лиманская О.Н., Пятница Т.В., Башинская Т.В., Система коррекционного воздействия при моторной алалии.- М.: Сфера, 2010.
- Маллер А.Р, Цикото Г.В. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей.-М.: 1983.
- Маллер А.Р, Цикото Г.В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. –М.:Академия, 2003.
- Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей-алаликов.-М.: Просвещение, 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ
Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических занятий, а подразумев...
Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...
Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости
Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости включает в себя несколько разделов и имеет подробное о...
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант 1 - 4 классы
Введение курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» на первом этапе обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обусловлено необходимостью корр...
Мониторинг развития устной и письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью. 5-7 классы
Мониторинг развития устной и письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью разработан для прослеживания результатов коррекционной работы осуществляемой на логопедических занятиях....
АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)
Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отстало...