Адаптированная рабочая программа по коррекции по формированию компонентов устной и письменной речи
календарно-тематическое планирование
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий по формированию устной и письменной речи обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programmam_1_2_kl_lstuo.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОДНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
УТВЕРЖДАЮ:
Директор Родниковской СОШ №6
________________ /Коробейникова Т.В.
«____»___________________2019 г.
Адаптированная рабочая программа
коррекционно – логопедических занятий по формированию компонентов устной и письменной речи
для обучающихся 6 класса (для детей с л.ст.у/о)
Составитель программы:
Учитель-логопед: Коробейникова Т.В
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Практически все обучающиеся 1и 2 класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому такой предмет как «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» является очень актуальным.
Цель и задачи:
Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Задачи:
∙ формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;
- формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
- коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
∙ развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи;
∙ формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
∙ развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.
Основные направления коррекционно-логопедической работы:
- Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
- оптимального для речи типа физиологического дыхания;
- речевого дыхания;
- голоса;
- артикуляционной моторики;
- чувства ритма;
- слухового восприятия;
- функций фонематической системы.
- Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
- Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
- Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
- Профилактика нарушений чтения и письма.
Результаты образовательно-коррекционной работы
Личностными результатами являются:
∙ развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
∙ желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
∙ умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
∙ наличие мотивации к овладению устной речью
Предметными результатами являются:
∙ развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение правильно использовать поставленные звуки;
- развитие умения контролировать собственную речь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический (сентябрь)
Данный раздел включает в себя:
- сбор анамнестических данных
- обследование состояния общей и артикуляционной моторики
- обследование неречевых психических функций
- диагностика уровня сформированности фонематического восприятия
- обследование состояния произносительных навыков
II раздел – подготовительный.Он включает в себя:
- формирование артикуляторной базы
- развитие органов артикуляционного аппарата
- развитие мелкой моторики пальцев рук
- развитие слухового внимания и слухового контроля
III раздел – коррекционно-развивающий, включает в себя:
- постановку и автоматизацию нарушенных звуков
- дифференциацию смешиваемых звуков
- введение звуков в самостоятельную речь
- развитие фонематического восприятия
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
∙ развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
- овладение элементарными навыками звукослогового анализа и синтеза;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение правильно использовать поставленные звуки;
- развитие умения контролировать собственную речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Количество часов | Тема | Содержание | Дата проведения |
1-3 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Законы логопедического кабинета Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления | |
4-5 | Звуки | Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков | |
6-7 | Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов | Работа с гласными и согласными звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | |
8-9 | Дифференциация гласных I—II ряда | Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме | |
10-11 | Мягкий знак | Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. | |
12-13 | Звонкие и глухие согласные | Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | |
14-15-16 | Звуки Б – БЬ, П - ПЬ | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
17-18-19 | Звуки В - В', Ф - Ф' | Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
20-21-22 | Звуки Г - Г', К -К', X - X' | Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, всловах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со слова ми-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | |
23-14-25 | Звуки Д - Д', Т — Т' | Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
26-27 | Звуки 3 — 3', С -С' | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
28-29 | Звуки Ж - Ш | Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
30 | Лабиализованные гласные. Звуки О — У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. | |
31 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё — Ю | Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. | |
32-33-34 | Дифференциация сонорных. Звуки Р - Р'-Л-Л' | Дифференциация звуков Р — Р',Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
35-36 | Звуки Л - Л' - Й | Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
37-38 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих ишипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | |
39-40 | Звуки С - С', Ш | Дифференциация звуков С — С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
41-42 | Звуки 3 - 3', Ж | Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
43-44 | Звуки С - С, Ц | Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
45-46 | Звуки ТС — Ц | Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
47-48 | Звуки Ч - Щ. | Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. | |
49-50 | Звуки Ч — ТЬ | Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
51 | Звуки Ч — Ш | Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. | |
52 | Звуки Ч — Ц | Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах,словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | |
53-54-55-56 | Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение... | |
57-58 | Согласные звуки и буквы. | Анализ слов разного звуко-слогового состава. Составление простых предложений по картинке. | |
59-60 | Итоговая диагностика. | Подведение итогов работы за год. |
Учебно-методическое обеспечение
- Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
- Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
- Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
- Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Формирование навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения"
В даннй работе представлены различные виды работ по формированию навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения....
Рабочая программа и КТП элективного курса "Искусство устной и письменной речи" 10-11 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Она предназначена для проведения занятий элективного курса в 10-11 классе...
программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...
Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ
Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по коррекции нарушений речи детей с ТНР
Методические разработки для логопедического сопровождения ребенка с ТНР....
Адаптированная рабочая программа по коррекции психических процессов
Адаптированная рабочая программа по коррекции психических процессов для 5 и 7 классов...
Адаптированная рабочая программа по коррекции СНР
Адаптированная рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофи...