Адаптированная рабочая программа по коррекции по формированию компонентов устной и письменной речи
календарно-тематическое планирование

Коробейникова  Татьяна Васильевна

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий по формированию устной и письменной  речи обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programmam_1_2_kl_lstuo.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОДНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

                                                                                                                                                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                                                                                                        Директор Родниковской СОШ №6

________________ /Коробейникова Т.В.        

                «____»___________________2019 г.                                                                                                                                          

Адаптированная рабочая программа

коррекционно – логопедических занятий по формированию  компонентов устной и письменной речи  

для обучающихся  6 класса (для детей с л.ст.у/о)

                                                                                                                                                                    Составитель программы:

                                                                                                                 Учитель-логопед: Коробейникова Т.В                                                                                                                    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Практически все обучающиеся 1и 2   класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому  такой предмет как «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» является очень актуальным.

Цель и задачи:

Цель - формирование у  обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной  речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

Задачи:

  формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;

  • формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
  • коррекция дефектного произношения звуков родного языка;

  развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи;

 формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);

 развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.

Основные направления коррекционно-логопедической работы:

-   Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

- оптимального для речи типа физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса;

- артикуляционной моторики;

- чувства ритма;

- слухового восприятия;

- функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
  • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
  • Профилактика нарушений чтения и письма.

Результаты образовательно-коррекционной работы

Личностными результатами являются:

 развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

 желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

 умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

 наличие мотивации к овладению устной речью

Предметными результатами являются:

  развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;

  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение правильно использовать поставленные звуки;
  • развитие умения контролировать собственную речь.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Курс состоит из трёх разделов

I раздел – диагностический (сентябрь)

Данный раздел включает в себя:

  • сбор анамнестических данных
  • обследование  состояния общей и артикуляционной моторики
  • обследование неречевых психических функций
  • диагностика  уровня сформированности фонематического восприятия
  • обследование  состояния произносительных навыков

II раздел – подготовительный.Он включает в себя:

  • формирование артикуляторной базы
  • развитие органов артикуляционного аппарата
  • развитие мелкой моторики пальцев рук
  • развитие слухового внимания и слухового контроля

III раздел – коррекционно-развивающий, включает в себя:

  • постановку и автоматизацию нарушенных звуков
  • дифференциацию смешиваемых звуков
  • введение звуков в самостоятельную речь
  • развитие фонематического восприятия
  • развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;

  • овладение элементарными навыками звукослогового анализа и синтеза;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение правильно использовать поставленные звуки;
  • развитие умения контролировать собственную речи.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ  

Количество часов  

Тема

Содержание

Дата проведения

1-3

Развитие слухового  и зрительного

внимания   и   восприятия

Законы логопедического кабинета

Развитие артикуляционной  моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления

4-5

Звуки

Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков

6-7

Гласные и согласные звуки.

Звукобуквенный анализ слов

Работа  с гласными и согласными

звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

 8-9

Дифференциация

гласных I—II ряда

Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме

10-11

Мягкий знак

Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация  мягкого знака в функции смягчения и разделения.

12-13

Звонкие и глухие согласные

Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

14-15-16

Звуки Б – БЬ, П - ПЬ

Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.  Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

17-18-19

Звуки В - В', Ф - Ф'

Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях,  предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и

синтеза.

20-21-22

Звуки Г - Г', К -К', X - X'

Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, всловах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со слова ми-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

23-14-25

Звуки Д - Д', Т — Т'

Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях,  предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

26-27

Звуки 3 — 3', С -С'

Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа   со   словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха,  внимания, анализа и синтеза.

28-29

Звуки Ж - Ш

Дифференциация звуков Ж — Ш   в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

30

Лабиализованные

гласные. Звуки О — У

Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.  Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

31

Лабиализованные

гласные. Буквы Ё —

Ю

Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях.  Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

32-33-34

Дифференциация сонорных. Звуки Р -

Р'-Л-Л'

Дифференциация звуков Р — Р',Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.  Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

35-36

Звуки Л - Л' - Й

Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

37-38

Дифференциация

свистящих  и  шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих ишипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

39-40

Звуки С - С', Ш

Дифференциация звуков С — С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

41-42

Звуки 3 - 3', Ж

Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие

фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

43-44

Звуки С - С, Ц

Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

45-46

Звуки  ТС — Ц

 Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

47-48

Звуки Ч - Щ.

Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами»   для   обозначения   на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза.

49-50

Звуки Ч — ТЬ

Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

51

Звуки Ч — Ш

Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок.

52

Звуки Ч — Ц

Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах,словах,   в   словосочетаниях   и   в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

53-54-55-56

Развитие    связной

речи

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение...

57-58

  Согласные звуки и буквы.

Анализ слов разного звуко-слогового состава.                                              Составление простых предложений по картинке.                                                        

59-60

Итоговая диагностика.  

Подведение итогов работы за год.

                                   Учебно-методическое обеспечение  

  • Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  • Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  • Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  • Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011

  • Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Формирование навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения"

В даннй работе представлены различные виды работ по формированию навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения....

Рабочая программа и КТП элективного курса "Искусство устной и письменной речи" 10-11 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Она предназначена для проведения занятий элективного курса в 10-11 классе...

программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...

Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ

Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по коррекции нарушений речи детей с ТНР

Методические разработки для логопедического сопровождения ребенка с ТНР....

Адаптированная рабочая программа по коррекции психических процессов

Адаптированная рабочая программа по коррекции психических процессов для  5 и 7 классов...

Адаптированная рабочая программа по коррекции СНР

    Адаптированная рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофи...